Что такое позиция в музыке
Позиция (в музыке)
Смотреть что такое «Позиция (в музыке)» в других словарях:
ПОЗИЦИЯ — (лат., положение). 1) Положение, расположение, постановка, размещение; 2) Постановка ног в танцах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЗИЦИЯ 1) местность, занимаемая войсками в силу тактических… … Словарь иностранных слов русского языка
ПОЗИЦИЯ — (от лат. positio положение) 1) положение, расположение чего либо (напр., позиция фигур на шахматной доске).2) В музыке положение левой руки на грифе струнного музыкального инструмента, позволяющее исполнять определенную последовательность звуков… … Большой Энциклопедический словарь
Позиция — (от лат. positio положение) положение, расположение ч. л. (напр., П. фигур на шахм. доске). В классич. танце позиции основные положения ног и рук. П. способствуют гармоничному расположению фигуры танцовщика в пространстве, облегчают правильное… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
АВАНГАРД — термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов… … Энциклопедия культурологии
Критика музыкальная — (греч. xritikn искусство судить, разбирать) изучение, анализ и оценка явлений муз. иск ва. В широком смысле К. м. входит в состав всякого исследования о музыке, поскольку оценочный элемент является неотъемлемой частью эстетич. суждения.… … Музыкальная энциклопедия
Гитара — Классификация • Хордофон • Щипковый струнный инструмент Диапазо … Википедия
Скрипка — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипка (фамилия). Скрипка Классификация … Википедия
ШИЗОАНАЛИЗ — неклассический метод эстетич. и культурологич. исследований, предлагаемый Делёзом и Ф. Гаттари в качестве альтернативы психоанализу. Принцип, отличие от психоанализа заключается в том, что Ш. раскрывает нефигуративное и несимволич.… … Энциклопедия культурологии
Позиция
Литература : Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1933, перераб. и доп. изд., 1955 (гл. 5. Позиция); Логан Г., О фортепианной фактуре, М., 1961.
И. М. Ямпольский, Г. М. Коган.
Полезное
Смотреть что такое «Позиция» в других словарях:
Позиция — Порядковый номер элемента конструкции или сборочной единицы, в последовательности записи элемента в спецификации Источник: Рабочая документация для строительства. Выпуск I. Общие требования 55. Позиция D. Position E. Position F. Position Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПОЗИЦИЯ — (position) Характеристика того, в какой мере инвестор, дилер или спекулянт связал себя обязательствами, покупая или продавая на рынке ценные бумаги, валюты, товары и пр. См.: обязательство по срочным сделкам при игре на повышение (long position); … Финансовый словарь
ПОЗИЦИЯ — (лат., положение). 1) Положение, расположение, постановка, размещение; 2) Постановка ног в танцах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЗИЦИЯ 1) местность, занимаемая войсками в силу тактических… … Словарь иностранных слов русского языка
ПОЗИЦИЯ — ПОЗИЦИЯ, позиции, жен. (лат. positio положение). 1. Положение, расположение (книжн.). Сильная позиция гласного в слове. 2. Место, служащее для расположения войск в бою (воен.). Выгодная позиция. Артиллерийская позиция. || чаще мн. Район боевых… … Толковый словарь Ушакова
позиция — См. место, положение сбить с позиции. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. позиция место, положение, местоположение; взгляды, воззрения, убеждения, точка зрения, принципы,… … Словарь синонимов
Позиция — (торговая, рыночная) (bargaining position, market position ) – состояние обязательств участника рынка, например, позиция открытая – когда есть разница между размерами сделок, заключенных им на покупку и продажу определенного товара, и… … Экономико-математический словарь
Позиция — англ. position рыночная позиция по фьючерсным сделкам в виде открытых контрактов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПОЗИЦИЯ — (от латинского positio положение), 1) положение, расположение кого либо или чего либо (например: положение фигур на шахматной доске; определенное положение рук и ног в классическом танце, обусловливающее единое исполнение балетных па, и т.п.). 2) … Современная энциклопедия
ПОЗИЦИЯ — (от лат. positio положение) 1) положение, расположение чего либо (напр., позиция фигур на шахматной доске).2) В музыке положение левой руки на грифе струнного музыкального инструмента, позволяющее исполнять определенную последовательность звуков… … Большой Энциклопедический словарь
Позиционный принцип в практике обучения игре на фортепиано
Позиционный принцип в практике обучения игре на фортепиано
Не секрет, что сегодня слишком много разного рода смотров, состязаний, конкурсных отборов и проч., слишком сильна конкуренция в музыкально-исполнительском искусстве, поэтому не учитывать тот факт, что «технический фактор» слишком важен нельзя.
«Ни один самый яркий, самый сильный талант в музыкальном исполнительстве не сможет раскрыться, не располагая необходимым для этого арсеналом виртуозно-технических средств» (Цыпин, 1999: 3).
Поэтому возникает необходимость специальной разработки проблематики одного из важнейших элементов в формировании основ правильного технического развития – позиционного принципа обучения. И поиск путей в реализации данного принципа в процессе профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в начальных, средних и высших образовательных учреждениях РФ, обеспечивающих не только повышение технического мастерства музыканта, но и продуктивности музыкального образования в целом.
Исходя из вышесказанного, целью данной статьи является возможность определить понятие и структуру позиционного принципа обучения и дать некоторые методические рекомендации по реализации данного принципа на клавиатуре фортепиано.
Основным материалом для статьи послужили монографии, статьи, диссертационные исследования, посвящённые вопросам развития исполнительской техники, рассматривающие различные грани позиционного принципа обучения. В статье использованы как общетеоретические методы (анализ, обобщение, систематизации), так и эмпирические (наблюдение).
Перейдём к определению позиционного принципа обучения, но для того чтобы дать это определение необходимо уточнить понятия «позиция» и «принцип».
Позиция
Термин «позиция» происходит от латинского термина «positio» – положение и чаще всего ассоциируется со струнными инструментами. Однако данное понятие используется и вокалистами, и дирижёрами, на различных музыкальных инструментах (не только струнных), а также в других видах искусства (к примеру, в балетной школе). Поэтому необходимо отметить, что понятие «позиция» довольно многогранно и представляет собой сложное и много комплексное явление.
В современных энциклопедиях, применительно к клавиатуре фортепиано, термин «позиция» определяется как «группа нот, охватываемая на клавиатуре одним положением руки так, чтобы каждый палец в это время оставался над одной и той же клавишей». В целом это определение верно, но оно не отражает действие (процесс), а обозначает лишь материал, который будет использован для исполнения. Поэтому важным является уточнение музыковеда, дирижёра и педагога Н. А. Кравцова: термин
Для чего же нужна позиция? Позиция – это первооснова, как арифметика в школе без которой не познать высшую математику. «Поэтому она является рациональным вспомогательным средством, которое в процессе начального обучения помогает учащемуся овладеть музыкальным инструментом». Без этой первоосновы в будущем у музыканта-исполнителя создаётся физическое неудобство, которое приводит к несобранности пальцев, а вследствие этого к плохой связи с клавиатурой, приводящей к грязной, неуверенной игре на инструменте. Иногда косвенно это отражается в неритмичном и хаотичном исполнении. Поэтому важность применения позиции, особенно в начальный период обучения, бесспорна, так как освобождает пианиста от всего лишнего – напряжения, скованности, лишних движений исполнительского аппарата.
О степени этой важности (на клавишном инструменте) говорят многие известные педагоги и музыканты:
Л. Н. Оборин: «…ощущение «стандартной» позиции, пусть и кажущейся вначале не слишком удобной, даст свои положительные результаты в отношении устойчивости, ровности и индивидуального стиля звучания».
С. Е. Фейнберг: «Почти всегда хороший результат зависит от совершенствования и свободы выполнения внутрипозиционных технических задач».
Н. П. Корыхалова: «Чтобы быстрее закрепить в памяти и в мышечном ощущении порядок следования пальцев, полезно поиграть гамму по позициям…».
Е. Либерман: «Позиция помогла найти порядок в сложном, запутанном,
«свести» сложное к простому».
С. Я. Вартанов: «Центральным моментом… явилось осознание понятия позиции важнейшей элементарной частицей двигательного процесса фортепианной игры».
Н. А. Кравцов: «На начальном этапе изучения гамм, необходимо некоторые навыки сформировать непосредственно до игры самих гамм. Оптимальным для учебного процесса будет сужение контроля обучаемого только до одной позиции».
Таким образом, все эти суждения подтверждают не только важность позиции, но и его огромную роль в развитии исполнительской техники музыканта-исполнителя.
Принцип
Перейдём к рассмотрению определения принцип. Принцип (от лат. principium – начало, основа). В настоящее время этот термин употребляется в связи с самыми различными сферами человеческой деятельности. Применительно к музыке понятие принцип означает основное начало, на котором построена какая-нибудь научная теория, исследование. Поэтому определение
«позиционный принцип» показывает, что «позиция» в музыке представляет основное начало в развитии технических навыков и организованных движений музыканта- исполнителя.
Понятия позиции и принципа представляют собой два элемента, из которых и образуется, так называемый «позиционный принцип». Именно на основе проделанного выше анализа этих понятий теперь можно вывести следующее предположение:
«Позиционный принцип» обучения – это принцип организации игровых движений на клавишном инструменте внутри одной позиции, представляющий собой элементарную часть (первооснову) в обучении инструменталистов. Но обязательно отметим, что использование этого принципа для технического развития музыканта не должно рассматриваться в отрыве от музыкально-звуковых задач. Поэтому величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения (К. Игумнов).
Перейдём к структуре данного принципа.
В структуру позиционного принципа входит три основных составляющих, а именно: топография, позиция и типы позиций. Теоретический анализ позиции был рассмотрен выше. Поэтому обратимся к её типам.
Типы позиций
К вопросу классификации типов позиций на клавишном инструменте обращались С. Савшинский, С. Добровольский, С. Шлезингер, В. Сафонов, С. Вартанов, К. Вебер, Г. Коган, А. Мирек, Н. Кравцов.
Однако в данных методических разработках классификация типов позиций не рассматривается системно, указываются только отдельные признаки позиций. Поэтому предложенная классификация С. М. Мальцевым имеет важное значение и представляется исчерпывающей.
С. М. Мальцев классифицирует позиции по следующим основаниям: неподвижные позиции 1 (к ним относятся такие положения руки на клавиатуре, которые возникают при исполнении любых аккордов и созвучий, взятых одновременно, либо при любых фигурациях на звуках этих аккордов или созвучий) и подвижные позиции (подразумевается переход из одной неподвижной позиции в другую вокруг одного или нескольких осевых пальцев). Неподвижные позиции могут быть: прямыми (если пальцы расположены подряд) и обращенными (если пальцы расположены не подряд). В отношении близости расположения пальцев друг к другу различают: тесные (на ступенях хроматической гаммы), средние (на ступенях диатонической гаммы), широкие (на ступенях аккордов терцовой структуры и иных, построенных на более широких интервалах, созвучия и фигурациях) и смешанные (сочетающие различные элементы). В позиции могут быть заняты как все пять пальцев, так и лишь некоторые из них, образуя соответственно: полные позиции и неполные позиции. Одни и те же позиции могут иметь сразу несколько перечисленных выше разных качественных характеристик. Авторы рекомендуют строить работу над любым пассажем следующим образом: сначала анализ позиций, затем тренировка в неподвижных позициях, и, наконец, тренировка позиционных переходов. Данная классификация не носит умозрительный характер, а весьма существенна для работы над исполнительской техникой на фортепианной клавиатуре.
Обобщая весь материал по классификации типов позиций, можно сделать следующий вывод: существует четыре основных группы позиций на фортепианной клавиатуре:
Топография
В методической и научной музыкальной литературе данное понятие не имеет чёткого и единого обоснованного термина, зачастую авторы (исполнители, педагоги), обращаясь к реализации фактуры музыкального произведения на инструменте фортепиано, только подразумевают этот термин, но не используют его.
Среди проанализированной литературы к вопросам, посвящённым данной проблеме обращались: Ф. Бузони, Ф. Ф. Шопен, А. Корто, К. Э. Вебер, С. С. Савшинский, Р. Н. Бажилин, Н. А. Кравцов, Н. П. Корыхалова, Я. И. Зак, А. Л. Иохелес, Р. М. Брейтгаупт, Н. И. Ризоль, И. А. Яшкевич, и др.
Одной из важных концепций в понимании «топографии» является приложение к первому тому «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха под редакцией Ф. Бузони (Bach, 1895: 64). В примечании к фуге X автор рассматривает три разновидности движений применительно к октавной фортепианной технике. Наиболее ценным из этих наблюдений является раздел, описывающий третий вид движения, где автор пишет: «При переходе с нижних клавишей на более отдалённые верхние место удара по клавишам должно перемещаться таким образом, чтобы рука постепенно переносилась с края клавиатуры на её середину. Соответственно этому путь, который должна пройти рука, например, при октавах должен мыслиться приблизительно так».
Следовательно, Ф. Бузони закладывает основу в понимании этого термина.
Одно из первых упоминаний в методической литературе самого понятия
«топография» мы встречаем у С. С. Савшинского в книге «Пианист и его работа» –
«какова бы ни была фактура фортепианного произведения, каков бы ни был по длине и по рисунку пассаж или последовательность созвучий, они исполняются на клавиатуре инструмента с присущей ей «топографией» рукой, имеющей пять пальцев».
Особое внимание топографии уделено в исследовании Н. А. Кравцова, где автор подчёркивает, что «все клавиши фортепианной клавиатуры имеют удлинённую форму, а белые ещё и удлинённую широкую часть». Зачем? Затем, что «у каждого из нас различная длина пальцев и, благодаря этому, их удобно размещать в позициях на клавиатуре. У исполнителя складывается впечатление, что рояльная клавиатура изначально создана именно для него. В тоже время некоторые лишают себя этого комфортного ощущения, когда наивно стремятся выстраивать, все пальцы на белых клавишах в одну прямую линию например в До мажоре. (…) Необходимо добиваться удобного положения каждого пальца руки в позиции сообразно возможностям, представляемым конструкцией клавиатуры. Наши пальцы прикасаются к различным точкам на клавишных площадках и создают из этих точек некую графическую композицию. Вот эта композиция на условном топографическом пространстве и может быть названа «топографией размещения пальцев». Это интересное явление меняется не только от индивидуального строения рук играющего, но и от тональности к тональности.
Резюмируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что топография – это условное графическое изображение точек прикосновения пальцев к игровым площадкам клавиш, подразумевающее удобное позиционное положение руки.
Именно благодаря топографии мы можем понять аппликатурные принципы Ф. Листа, Ф. Бузони, А. Корто, Ф. Шопена, Л. Годовского, М. Мошковского, А. Шнабеля и многих др. известных музыкантов-исполнителей. А также оградить себя от нерациональных и не эргономичных аппликатур, приводящих впоследствии к различным негативным факторам: перенапряжение, утомляемость рук, а при продолжительной игре с неправильными приёмами к патологическим изменением суставных сумок пальцев и профессиональным заболеваниям рук. Достаточно вспомнить «известные имена музыкантов, страдавших профзаболеваниями рук: Р. Шумана, И. Кальман, С. Рахманинов, П. Чайковский, С. Танеев, А. Скрябин, А. Тосканини, Я. Флиер, М. Година, И. Паницкий, А. Шалаев, Д. Шостакович и др».
Итак, определив понятие и структуру позиционного принципа, обратимся к некоторым методическим рекомендациям по его реализации на клавиатуре фортепиано.
Методические рекомендации по реализации позиционного принципа на клавиатуре фортепиано.
После того, как позиционный принцип Ф. Шопена будет освоен, можно будет обратиться к следующему виду организации игровых движений. А именно к трём-, четырём-, и пятипальцевым последовательностям внутри позиции.
На основе данных последовательностей рекомендуется освоение инструктивных упражнений: упражнения Ш. Ганона, А. Корто (развитие беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, освоение типов позиций); упражнения А. Шмидт-Шкловской (освоение различных штрихов, трелей, упражнения на растяжение и эластичность ладони); упражнения Э. Жак-Далькроза (диссоциированные, комбинированные движения, различные типы акцентов (регулярные, нерегулярные), динамические оттенки, агогические отклонения (accelerando, ritardando), анакруизы (обратные ходы) и фразировка, синкопы, дыхание и паузы, двух- и
трёхдольные метры в быстром и медленном движении, ритмические контрапункты, полиритмия), сборник Г. Шахова (обучение игре по слуху, чтению с листа и транспонированию), а также освоение различных этюдов и музыкальных произведений ограниченных тремя-, четырьмя-, пятипальцевыми последовательностями. Например Этюды К.Черни под ред. Г. Гермера (составителя сборника Этюдов для начинающих).
Более сложные технические элементы – это гаммаобразные последовательности (одноголосие, двухголосие), арпеджио и аккорды, к которым следует приступать несколько позднее, то есть после освоение вышеизложенных видов организации игровых движений. Среди различной литературы, посвящённой данной проблеме, отметим несколько важных пособий, которые на наш взгляд рассматривают этот вопрос системно и последовательно: Н. П. Корыхалова «Играем гаммы», А. Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков» (освоение терций, секст, октав, гамм и арпеджио, аккордов); сборник упражнений А. Корто, Ш. Ганона (воспитание технической выдержки, уверенность исполнения, рационализация своего труда); Н. Ризоль и И. Яшкевич «Школа двойных нот» (пьесы и упражнения).
Наиболее высшей ступенью организации игровых движений (т. е. позиционного принципа) на фортепианной клавиатуре является мышление по позициям, которое нужно также постепенно формировать в процессе обучения на инструменте.
Такой тип мышления у учащегося способствует воспитанию навыков аппликатурной организованности, воспитанию навыков чтения и транспонирования нотного текста, воспитанию ладового мышления, воспитанию наибольшей чистоты и точности исполнения музыкального произведения, упрощению мыслительным управлением исполнительского процесса.
Обобщая, следует сказать, что эти рекомендации по реализации позиционного принципа на фортепианной клавиатуре не являются исчерпывающими, имеются и другие аспекты данного вопроса.
Литература и источники информации
Автореф. дис. …канд. искусствоведения. Ленинград.
ПОЗИЦИЯ
3) В классическом танце канонизирование положения рук, постановки ног. Позиции создавались путем отбора наиболее выразительных положений человеческого тела.
4) Точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение, обусловленные этим отношением.
Смотреть что такое «ПОЗИЦИЯ» в других словарях:
Позиция — Порядковый номер элемента конструкции или сборочной единицы, в последовательности записи элемента в спецификации Источник: Рабочая документация для строительства. Выпуск I. Общие требования 55. Позиция D. Position E. Position F. Position Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПОЗИЦИЯ — (position) Характеристика того, в какой мере инвестор, дилер или спекулянт связал себя обязательствами, покупая или продавая на рынке ценные бумаги, валюты, товары и пр. См.: обязательство по срочным сделкам при игре на повышение (long position); … Финансовый словарь
ПОЗИЦИЯ — (лат., положение). 1) Положение, расположение, постановка, размещение; 2) Постановка ног в танцах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЗИЦИЯ 1) местность, занимаемая войсками в силу тактических… … Словарь иностранных слов русского языка
ПОЗИЦИЯ — ПОЗИЦИЯ, позиции, жен. (лат. positio положение). 1. Положение, расположение (книжн.). Сильная позиция гласного в слове. 2. Место, служащее для расположения войск в бою (воен.). Выгодная позиция. Артиллерийская позиция. || чаще мн. Район боевых… … Толковый словарь Ушакова
позиция — См. место, положение сбить с позиции. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. позиция место, положение, местоположение; взгляды, воззрения, убеждения, точка зрения, принципы,… … Словарь синонимов
Позиция — (торговая, рыночная) (bargaining position, market position ) – состояние обязательств участника рынка, например, позиция открытая – когда есть разница между размерами сделок, заключенных им на покупку и продажу определенного товара, и… … Экономико-математический словарь
Позиция — англ. position рыночная позиция по фьючерсным сделкам в виде открытых контрактов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПОЗИЦИЯ — (от латинского positio положение), 1) положение, расположение кого либо или чего либо (например: положение фигур на шахматной доске; определенное положение рук и ног в классическом танце, обусловливающее единое исполнение балетных па, и т.п.). 2) … Современная энциклопедия
ПОЗИЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ПОЗИЦИЯ» в других словарях:
Позиция — Порядковый номер элемента конструкции или сборочной единицы, в последовательности записи элемента в спецификации Источник: Рабочая документация для строительства. Выпуск I. Общие требования 55. Позиция D. Position E. Position F. Position Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПОЗИЦИЯ — (position) Характеристика того, в какой мере инвестор, дилер или спекулянт связал себя обязательствами, покупая или продавая на рынке ценные бумаги, валюты, товары и пр. См.: обязательство по срочным сделкам при игре на повышение (long position); … Финансовый словарь
ПОЗИЦИЯ — (лат., положение). 1) Положение, расположение, постановка, размещение; 2) Постановка ног в танцах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЗИЦИЯ 1) местность, занимаемая войсками в силу тактических… … Словарь иностранных слов русского языка
позиция — См. место, положение сбить с позиции. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. позиция место, положение, местоположение; взгляды, воззрения, убеждения, точка зрения, принципы,… … Словарь синонимов
Позиция — (торговая, рыночная) (bargaining position, market position ) – состояние обязательств участника рынка, например, позиция открытая – когда есть разница между размерами сделок, заключенных им на покупку и продажу определенного товара, и… … Экономико-математический словарь
Позиция — англ. position рыночная позиция по фьючерсным сделкам в виде открытых контрактов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПОЗИЦИЯ — (от латинского positio положение), 1) положение, расположение кого либо или чего либо (например: положение фигур на шахматной доске; определенное положение рук и ног в классическом танце, обусловливающее единое исполнение балетных па, и т.п.). 2) … Современная энциклопедия
ПОЗИЦИЯ — (от лат. positio положение) 1) положение, расположение чего либо (напр., позиция фигур на шахматной доске).2) В музыке положение левой руки на грифе струнного музыкального инструмента, позволяющее исполнять определенную последовательность звуков… … Большой Энциклопедический словарь