Что такое познания объект и субъект познания
Субъект и объект познания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Познание
Потребность познания является одной из самых важных в системе потребностей человека и проявляется в любопытстве, духовных исканиях и стремлении к пониманию. Попытки объяснить неизвестное и стремление к нему – это важный аспект жизнедеятельности человека.
Мотивы познания самые разнообразные и, в своем большинстве, практические: мы пытаемся познать что-нибудь об определенном предмете для того, чтобы выяснить суть его использования и возможного последующего применения. Тем не менее, мотивы могут быть теоретическими, так как человек попросту способен получать удовольствие от обыкновенного решения запутанной интеллектуальной проблемы или задачи.
Важно заметить, что целью познания является получение истинных знаний об определенном предмете, явлении, мире как таковом.
В конце концов, деятельность познания направлена на постижение истины. Истина в ее классическом трактовании, является соответствием знаний и действительности. Особое место в системе разнообразных форм отношения мир-человек занимает познание и приобретение знания об внешнем мире природы, его сущности и структуре.
Познание – это прямой процесс приобретения человеком нового знания, которое ранее было неизвестно.
Результативность познания может быть достигнута непосредственной активностью человека в данном процессе. Основной теорией познания является гносеология. Данная наука рассматривает основные аспекты человеческого познания, уровни, основные формы, методы познания, каким образом можно перейти от незнания к знанию. Именно данная философская дисциплина рассматривает проблематику объекта и субъекта познания, определяет структуру познавательного процесса и конечный продукт познания – истину во всей ее красоте.
Готовые работы на аналогичную тему
Субъект познания
В том случае, когда мы рассматриваем процесс научного познания как целостную системную конструкцию, в качестве основных элементов выступают субъект и объект познания.
Субъект познания – это определенный носитель материалистической или предметно-практической деятельности и, следовательно, познания, основной источник активной познавательной деятельности, который направлен на познавательный предмет.
Субъектом познания может быть отдельный человек, индивид, самые разнообразные общественные объединения и группы, общество в целом. В том случае, когда индивид является субъектом познания, его переживание собственного «Я», что в психологии называется «самопознанием», определяется посредством целостного мира культуры, который создавался человеком на протяжении всей его истории. Успешная активная деятельность при процессе познания может осуществляться посредством активного участия субъекта в процессе познания.
Объект познания
Объект познания – это противоположное субъекту, определенный предмет познания. Именно на объект познания направлена практическая познавательная деятельность субъекта познания.
Важно понимать, что объект не является объективной реальностью, материей. В роли объекта познания могут выступать разные материальные образование, самые разнообразные социально-политические явления. Таким образом, объект познания – это все, что может человек познать. Итог познания, его результаты, также могут послужить базисной основой объекта познания. Объектом познания становятся все существующие вещи, процессы, явления вне зависимости от человека, но которые осваиваются именно человеком – субъектом познания.
Таким образом, можно определить, что понятие предмета и объекта познания являются отличительными, так как предмет является всего лишь одной стороной объекта.
Субъект и объект познания
При анализе процесса познания в его структуре выделяются два главных элемента: субъект и объект познания.
Субъект познания – это активный элемент познавательного процесса, источник познавательной активности, тот, кто осуществляет процесс познания. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек, но не как природное, а как социальное существо, поскольку именно общество сформировало его как личность, поставило перед ним познавательные цели и задачи, наделило его техническими возможностями для их решения. Субъектом познания может быть коллектив (например, работники НИИ), но в самом широком смысле слова субъектом познания является общество в целом, поскольку именно оно хранит знания, полученные разными людьми и коллективами, и передает их последующим поколениям – субъектам познавательного процесса будущего.
Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. В самом общем понимании объектом познания является окружающий человека мир, но в действительности объект познания составляет только часть реальности, это та часть мира, с которой субъект познания вступил в практически-познавательные отношения.
Иначе говоря, в зависимости от уровня развития общества и общественно-исторической практики объектами познания в различные эпохи становятся те или иные предметы и явления. (Элементарные частицы, к примеру, существовали всегда, но объектами изучения стали только в ХХ веке). Причем предметами познания могут быть не только материальные, но и идеальные объекты (мысленные модели и теоретические понятия, созданные человеком для изучения реальных явлений) Результаты познания – идеи, научные теории, научные факты и т.п. также могут сталь объектами познания (см. 3.4.2).
Понятия «субъект» и «объект» познания соотносительны, поскольку и индивид, и коллектив, и общество в целом являются не только субъектами познания, но могут выступать как объекты познания (и самопознания).
Процесс познания –это процесс отражения действительности в сознании человека, но это не пассивное, зеркальное отображение видимого мира. В современной гносеологии принцип отражения сочетается с принципом деятельности. Познание не сводится к одностороннему воздействию объекта на органы чувств человека (субъекта) и пассивному восприятию им этого воздействия. Познавательное отражение не носит «зеркальный» характер, оно активно и имеет деятельную природу. Познание во многом определяется и регулируется потребностями человека (материальными и духовными), его эмоциями и интересами (изучается то, что интересно изучать, что доставляет удовольствие), ценностными ориентациями (изучается то, что человек считает полезным знать) и т.п.
Мысль человека в процессе познания способна проникнуть в сущность вещей и явлений, конструировать мысленные образы предметов, не существующих в реальности, предвидеть ход природных и социальных процессов (так называемое «опережающее отражение).
Люди осуществляют свою познавательную деятельность, в основном, сознательно и целенаправленно в исторически сложившихся социальных формах (деятельность научных центров, исследовательских институтов, лабораторий ученых и т.п.)
Основой познания является общественно-историческая практика: познание возникло как средство достижения целей, которые субъект познания ставил перед собой в трудовом процессе. На ранних этапах развития человечества познание было непосредственно «вплетено» в трудовую деятельность и объекты познания были связаны с характером труда (интерес к «приметам» смены погоды у земледельцев, умение ориентироваться по звездам у мореплавателей и т.п.). Лишь постепенно познание выделяется в особый вид деятельности, но и сейчас объекты изучения зачастую выбираются субъектом из соображений «практической пользы» или «практической необходимости». (О роли практики в познании см. также 3.3.3)
Итак, познание – это активный процесс отражения объекта субъектом, который более точно было бы назвать процессом взаимодействия субъекта познания и объекта познания.
Билет 26. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество.
Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.
Субъект познания –это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания –это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.
Научная электронная библиотека
10.2. Субъект и объект познания
Субъект познания – (от лат. subjectus – лежащий в основе) это индивид, группа, слой, класс, нация или общество, являющийся источником познавательной активности. Понятие «субъект» употреблялось Аристотелем и в средние века в смысле субстанции. С 17 в. это понятие начинает использоваться в современном смысле, т.е. как обозначение Я – познающего, противопоставляемого чему-то другому – не-Я, предмету, объекту, или как обозначение объективированного Я, т.е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, – в этом отношении он выступает как «субъект познания», «субъект действия». В то же время «субъектом» может выступать та часть головного мозга, где совершается мыслительный процесс. В понятие «субъект» могут войти научные знания, методы, или приборы, используемые исследователем, хотя сами по себе приборы не являются субъектом. Таким образом, «под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта»71.
Объект познания – (от лат. objectum – предмет), это то, на что направлена познавательная активность субъекта – вещь, предмет. С кон. 18 в. (особенно у Канта) объектом называли то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира. Теперь его более точно называют реальным объектом. Прежде понятием «объект» обозначали только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета и, что теперь точнее называют идеальным объектом. Однако не следует смешивать понятия «объект» и «объективная реальность». Эти понятия совершенно разные. Объективная реальность, может существовать задолго до того как она станет, например, в силу исторических причин, объектом познания. С другой стороны, могут быть вещи и явления, которые не представляют для нас познавательного интереса. Поэтому объект – это нечто загадочное, трансцендентное, но не абсолютно, так как в то же время существует имманентная бытийная связь познающего субъекта и объекта. Между ними нет непроходимой границы. Следует иметь в виду, что объект познания постоянно эволюционирует, претерпевает не только гносеологическое, но и собственное изменение. В философии различают два основных способа познания – чувственное и рациональное.
Чувственное познание. Чувственное и рациональное рассматривается как познавательные способности субъекта, причем живое созерцание понимается не как познавательная способность, а как результат этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов. На взаимосвязь чувственных и рациональных способностей человека в процессе познания указывал В.И. Ленин. В «Философских тетрадях» он писал: «От живого
созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»72.
Чувственное познание – это знания, полученные посредством органов чувств. Человек обладает экстрарецептивной системой, направленной на внешнюю среду его обитания (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) и интрорецептивной системой, связанной с внутренним физиологическим состоянием организма. Эти способности называются способностью к чувственному отражению действительности. Живое созерцание объектов является моментом чувственно-практической деятельности. Оно осуществляется в таких формах как ощущение, восприятие, представление, изучение фактов, наблюдение над явлениями и т.п.
Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, они знакомят человека с внешними качествами вещей. Различая теплое, холодное, цвета, запахи, твердость, мягкость и т.п., человек правильно ориентируется в мире вещей, отличает их друг от друга, воспринимает различную информацию об изменениях в окружающей среде. В ощущении отражается объективная связь субъекта с явлениями и процессами окружающего мира.
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного, цели действия, формирование чувственного образа. Восприятия невозможны без ощущений, так как являются результатом активного, деятельного отношения человека к среде обитания. В результате неоднократного восприятия объекта в сознании и памяти человека удерживается целостный образ предмета, даже тогда, этот предмет отсутствует. Это более сложная форма чувственного восприятия – представление.
Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением. Представления возникают на основе ощущений и восприятий. Это воспроизведение в сознании тех предметов и явлений, которые воздействовали на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей памяти. Потребность в дальнейшем познании вещей привела к возникновению теоретического уровня познания.
Рациональное познание. В рациональном познании выделяют такие формы как понятие, суждение, умозаключение, гипотезы, теории, методы.
Понятие – в философии – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. В логике – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Суждение – мысль, выраженная в повествовательном предложении, в котором что-то утверждается или отрицается и является либо истиной, либо ложью. Суждения могут быть простые и сложные. Простые – это те, которые нельзя разложить на иные суждения. Сложные состоят из простых суждений и, если одно из простых является ложным, то ложным будет и все суждение. Гипотеза представляет собой суждение, которое объективно может быть истинным или ложным.
Умозаключение – в философии есть форма мышления, в которой (наряду с понятием, суждением и другими формами мышления) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного мышления. Это такое умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики. В логике – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками умозаключения, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически вытекающее из посылок.
Индуктивное умозаключение. В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения не опирается на логический закон, поэтому заключение вытекает из принятых посылок, не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. Индуктивное умозаключение опирается на некоторые фактические и психологические основания. Индуктивное умозаключение дает лишь вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.
Дедуктивное умозаключение. В дедуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. В заключении дедуктивного умозаключения не может содержаться информация, отсутствующая в его посылках.
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 8. Субъект и объект познания
Теория познания, или гносеология — это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. В истории философии вплоть до XIX в. определение понятия «познание» устанавливалось чаще всего путем сопоставления знания с мнением и верой. В XX в. познание тоже оказалось производным от знания, причем крен в сторону истинного, научного знания усилился. Наиболее приемлемым можно считать подход к познанию с позиции типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений. Деятельность субъекта расчленяется, как известно, на три основных типа: практическую, ценностно-ориентационную и познавательную. Необходимо сопоставить последний тип с двумя предыдущими. В отличие от практической познавательная деятельность есть духовная деятельность которая по себе не изменяет вещественно-субъектные, материальные системы, не преобразует природу и общество. В пределах же духовной деятельности в отличие от духовной ценностно-ориентационной деятельности познание дает информацию не о ценностях, а о сущностях; акт оценки, включенной в эту деятельность, есть осознание того, что те или другие явления могут удовлетворять наши потребности и интересы. В отличие от этой деятельности познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов. Знание же — результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов знания. Виды познания: обыденное, религиозное, мифологическое, художественное, научное, эмпирическое, теоретическое и др. Путь познания имеет свою собственную эволюцию от способа отражения через способ познания к научному методу. Эта эволюция принимает во внимание средства элементарного отражения, которые в основном одинаковы у человека и животного и различаются по степени развития. Осознание человеком способа познания добавляет к его структуре новые элементы: понятийный аппарат, систему общелогических приемов познания, категориальный каркас познания и его регулятор в виде системы принципов и логики познания. Метод познания — это творческая лаборатория субъекта познания, ориентированная на способы самодвижения и саморазвития объекта познания. Метод определяется природой объекта и уровнем его освоения. Выделяют общелогические приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование), методы чувственного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и рационального (идеализация, формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, метод мысленного эксперимента, единства исторического и логического) уровней познания. Также существуют формы научного и вненаучного познания.
Явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, называют объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, становится субъектом познания. Это могут быть индивид, группа, общество в целом. В истории философии сложилось несколько моделей гносеологических отношений субъекта и объекта. Одна из первых принадлежит древнегреческому мыслителю Демокриту. У него субъект фигурирует не как объект познания, а как его образ. Образ — тончайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвавшись от тела, он обретает самостоятельность. Образы исходят от всех вещей, растений и живых существ вследствие их энергичного движения и теплоты. Образ, достигая органов чувств, вызывает соответствующие ощущения. Представители философии объективного идеализма ссылались на «непосредственную данность» объекта в мысли субъекта. Чувственному миру, возникающему на время, исчезающему насовсем, древнегреческий философ Платон противопоставляет идеальный мир как действительный и реальный. Г. Лейбниц отрицает субстанциональную пропасть между Богом и миром, утверждает принцип «предустановленной гармонии» как логической взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости. Г. Гегель свое гносеологическое отношение к миру выстраивает на базе принципа тождества мышления и бытия, тождества логического и исторического. В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности. Объект же превращается в проявление, форму этой активности. Познание рассматривается как процесс конструирования объекта усилиями человеческого ума, субъекта, вне рамок его чувствительной деятельности. Далеко не продвинулись представители философии материализма, рассматривавшие связь субъекта и объекта как чисто физическое отношение. При этом познание видится как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. А в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний, определения их достаточности для решения конкретной проблемной ситуации. В отношении между знанием и объектом как источником знания есть свои проблемы. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда интенционально, т. е. направлено на свой объект. Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии. Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъективен по восприятию, но объективен по содержанию. В истории философии сложились три варианта связи образа и объекта: образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма); образ есть постижение разумом объективно существующих идей (объективный идеализм); образ есть субъективное освоение объективной действительности, существующей независимо от сознания субъекта (материализм). По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональные. По отношению к объекту делятся на информационные и проективные. Из этого следует, что познание — сложный процесс, включающий различные формы субъективного освоения объективной действительности.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Лекции по искусству. Книга 1
Первые шаги в науку. Как проводится исследование? Учебное пособие для школьников и педагогов
Ольга Германовна Левина
Методика взыскания долгов. Полный курс
Лаконичная философская энциклопедия. ЛАФИЭНИЯ ЛФЭ. Третье издание
Олег Сергеевич Кривченко
Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие
Основы философии. Опорный конспект
Сергей Анатольевич Поваляев
Краткий курс философии для бакалавров
Галим Рамилевич Башаров
Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография
Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса
Артем Юрьевич Патрикеев
Международные экономические отношения: конспект лекций
Философия науки и техники. Проблемы начала XXI века
Энциклопедия юридическая в 15 томах. Том 1 (А)