Что такое прачечная самообслуживания
Прачечная самообслуживания
Прачечная самообслуживания или ландромат (от англ. Laundromat ) определяется как «оборудование для автоматической прачечной коммерческой категории». Прачечные самообслуживания отличаются от традиционных прачечных с администратором тем, что клиент самостоятельно выполняет все этапы, начиная от стирки и ополаскивания, и заканчивая сушкой и глажкой. В ландроматах отсутствует пункт приема белья. В таких прачечных установлены стиральные машины с купюро- или монето-приемоприёмниками. Ландроматы оборудуются также машинами для сушки и утюжки белья. Подобные прачечные распространены и популярны в США и европейских странах. В СССР прачечные самообслуживания функционировали во всех крупнейших городах.
Содержание
Услуги и оборудование прачечных самообслуживания
Стирка
Стирка осуществляется при помощи высококачественных профессиональных стиральных машин и специальных моющих и чистящих средств.
Сушка
В прачечных самообслуживания, сушка происходит в сушильных машинах. Время сушки и остаточная влажность зависят от выбранного режима.
Глажка
Глажка белья в прачечных самообслуживания может происходить на следующих гладильных системах:
Администратор в прачечной самообслуживания
Администратор в прачечной поможет клиенту ознакомиться с правилами работы на каждом этапе, а также при необходимости подберет оптимальные режимы для машин. В некоторых прачечных самообслуживания администратор за плату осуществит весь цикл стирки самостоятельно, что позволяет сэкономить время. Клиенту прачечной останется лишь забрать уложенное в корзину белье.
Нормативы
За последние годы многие предприниматели инвестировали в прачечные самообслуживания, как в России, так и за ее пределами. Для открытия прачечной в Российской Федерации, необходим ряд нормативных документов. Однако следует помнить, что:
Инструкция клиенту
Рекомендации для клиентов, пользующихся услугами прачечной:
Запрещается сушить в барабанных сушильных машинах следующие виды белья:
Бизнес-идея: прачечная самообслуживания
Вложения: от 1,5 млн рублей
Окупаемость: от 2 лет
Прачечные самообслуживания, повсеместно доступные в городах Европы и США, в нашей стране пока не получили широкого распространения. Существует мнение, что этот бизнес рассчитан исключительно на крупные города и требует серьезных вложений. Тем не менее открытие такого предприятия в городе с населением от 500 тысяч жителей – вполне реальная идея, способная принести прибыль.
Концепция бизнеса
Прачечная самообслуживания – это удобный сервис, позволяющий за определенную плату воспользоваться оборудованием, чтобы выстирать, высушить и погладить свои вещи. В отличие от традиционной прачечной здесь нет администратора, и все действия клиент выполняет самостоятельно.
Рассматривая такой вариант бизнеса, необходимо в первую очередь определить, кто будет являться потребителем этого вида услуг (потенциальные клиенты). Данный сервис вряд ли будет пользоваться спросом среди граждан, имеющих в собственном распоряжении стиральную машину. Поэтому открытие прачечной в спальном районе – малоперспективно.
Следует предусмотреть наличие в непосредственной близости студенческих общежитий, хостелов, гостиниц, пансионатов, а также предприятий общественного питания и других отраслей, в которых требуется периодическая стирка одежды персонала.
Что потребуется для реализации?
Чтобы рассчитать общую стоимость вложений в открытие данного бизнеса, необходим список обязательных статей расходов. Стоит отметить, что каждый проект будет отличаться от аналогичных в зависимости от региона, где он реализуется, выбранного оборудования и т.п. Тем не менее прачечной самообслуживания в любом случае понадобятся помещение, оборудование, реклама.
Выбирая место размещения, необходимо учитывать требования, предъявляемые контролирующими органами к помещениям, где предоставляются услуги данного вида. Должна быть обеспечена тепло- и звукоизоляция, а также наличие приточно-вытяжной вентиляции. Потолки должны быть высотою от 3,6 м.
Минимальный комплект оборудования будет включать:
Успех предприятия во многом зависит от того, насколько активно будет проводиться рекламная кампания. Необходимо привлечь широкую аудиторию. Для этого могут быть использованы листовки, оповещающие о скидках в честь открытия, встречи с крупными потенциальными клиентами, реклама в интернет и другие мероприятия.
Пошаговая инструкция запуска
Запуск бизнес-процессов будет включать следующие действия:
Финансовые расчеты
Стартовый капитал на открытие бизнеса рассчитывается на основании обязательных затрат начального периода. К основным из них относятся:
Статья расходов | Сумма в тыс. рублей |
Расходы на регистрацию бизнеса и прочие сопутствующие расходы | 100 |
Помещение (ремонт, монтаж системы водоснабжения, дизайн) | 400 |
Комплект оборудования (стиральные машинки – 5 шт., сушилки, гладильные столы, мебель, бытовая химия, дополнительное оборудование (сигнализация, противопожарная система, wi-fi и пр.) | ≈ 1200 |
Реклама | 50 |
Подготовка разрешительной документации, ввод в эксплуатацию | 50 |
Резервный фонд | 200 |
Итого | 2 000 |
Ежемесячные расходы
Ежемесячные расходы прачечной самообслуживания включают, как правило, следующие платежи:
В совокупности они могут составлять от 80 до 200 тыс. рублей.
Сколько можно заработать
Расчет прибыльности бизнеса не может быть единым для всех проектов, т.к. на успешность деятельности влияют многие факторы.
Однако в качестве ориентира можно привести следующие показатели.
При ежемесячной выручке в 300 тыс. рублей и ежемесячных расходах на сумму около 200 тыс. рублей можно ожидать, что после уплаты налога месячная прибыль предприятия составит около 90 тыс. рублей.
Сроки окупаемости
Сроки окупаемости данного вида бизнеса по различным оценкам составляют от 2 до 3 лет. Их можно как уменьшить, так и увеличить. Все будет зависеть от создания уникального бренда и привлечения новой клиентуры.
Особенности бизнеса
К особенностям данного вида бизнеса следует отнести влияние российского менталитета. Прачечные самообслуживания – привычное явление для Европы и США. Однако для большинства жителей России они являются абсолютным новшеством и выгоды пользования этим видом сервиса не совсем понятны населению.
Заключение
Следует учесть, что открывать такую прачечную в очень маленьком городе неперспективно. Эта идея может быть с успехом реализована в городах с не менее чем полумиллионным населением.
Прачечная самообслуживания или стиральная машина. Что выгоднее
Этим летом популярны прачечные самообслуживания. Приходят сюда не только обитатели апартаментов, у которых дома порой просто нет стиральной машины, но и жители обычных квартир. Лайф выяснил, сколько денег стоит стирка дома и в прачечной и как меняется портрет потребителя услуг ЖКХ.
Сколько стоит стирка в прачечной, а сколько дома
Что выгоднее: стирать в прачечной или дома? На самом деле однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждая ситуация индивидуальна. Рассмотрим несколько вариантов.
Топ-менеджер информационно-аналитического центра «Альпари» Андрей Лобода привёл в пример семью из 4–5 человек, в которой за неделю копится грязное бельё минимум на две-три стирки с несколькими циклами.
— Стирка в этом случае может растянуться на три-шесть часов, — отмечает Андрей Лобода.
Ошибки прошлого. Как сейчас можно исправить кредитную историю
По его словам, за один цикл стирки современная стиральная машина в среднем тратит 50 литров. При полном цикле стирки хозяйка не потратит более 450 литров воды. Это почти в два раза меньше одного кубометра, и расходы не составят и 35 рублей. Один киловатт-час сегодня стоит 4,87 рубля в домах с электроплитами. В среднем за один цикл стирки машинка потребляет около одного киловатта электроэнергии, то есть около 4,5 рубля.
По расчётам специалиста, дома себестоимость одной стирки составит до 100 рублей. И это с учётом дорогих качественных порошков и отбеливателей. Стирка же в прачечной (5 кг белья) в среднем в Москве обходится в 150 рублей, сушка — около 120 рублей. К этим суммам нужно добавить 25 рублей (порция качественного стирального порошка) и около 20 рублей — кондиционер. То есть средний чек после посещения прачечной может варьироваться от 300 до 900 рублей. Вывод прост: семьям выгоднее стирать дома.
Кого привлекают прачечные самообслуживания и почему
Фото © ТАСС / Александр Демьянчук
Несколько иная ситуация у молодых людей, которые живут одни в апартаментах. Общая площадь такого жилья может быть совсем небольшой — порядка 20 квадратных метров. В такие квартиры не все даже покупают стиральные машины. Особенно если прачечная самообслуживания есть на первом этаже, а такие сервисы часто размещаются непосредственно в жилых комплексах.
По словам главного эксперта аналитического центра ЦИАН Виктории Кирюхиной, на рынке недвижимости всё чаще появляются форматы апартаментных комплексов с гостиничным сервисом. Он включает в себя не только прачечную, химчистку, но и другие опции: уборку помещения, заказ и привоз еды из ресторанов и прочее. Изначально такой сервис был представлен преимущественно в проектах элитного класса, но сегодня можно найти апартаментные комплексы (апарт-отели) с подобным набором услуг и в массовом сегменте. Впрочем, массовый характер такие сервисы, скорее всего, будут носить не так скоро.
Перспективы прачечных самообслуживания
— Для того чтобы россияне отказались от стиральных машин дома, необходимо создавать действительно полноценный сервис, где помимо самой стирки были бы доступны сушильные машины, машины для глажки, в целом — сопутствующая инфраструктура (к примеру, в США во многих современных прачечных доступны телевизоры и есть Wi-Fi), — считает Виктория Кирюхина. — На мой взгляд, российский рынок пока не достиг этапа, позволяющего отказаться от собственной «домашней» прачечной даже в малогабаритных квартирах.
Бизнес-план прачечной самообслуживания: стоимость оборудования и требования СЭС
Подобная картина не вызывает у нас какого-то удивления или недоумения, при этом сами мы в большинстве своем стираем дома в собственной машине-автомат или же в обычном пластиковом тазике.
В Америке же и в Европе население более мобильно. На протяжении всей жизни человек может поменять кучу районов и городов, передвигаясь в поисках лучшего места работы, жизни, да и просто из желания что-либо поменять. Многие живут на съемных квартирах, ходят пообедать в ближайшее кафе, а вещи стирают в прачечной, не заботясь о покупке стиральной машины.
Неужели другой уклад жизни делает невозможным данный бизнес в нашей стране? Отнюдь. Если правильно подойти к его организации и убедительно рассказать людям о новой для них, но весьма полезной услуге, то идея заработает и у нас. Если вам показалось интересным и нужным данное направление, первым делом составьте бизнес-план прачечной самообслуживания, продумайте, где и как ее можно открыть, а потом приступайте к реализации идеи. Конкурентов в этой нише практически не найти. А бизнес-то может стать очень даже прибыльным.
Что нужно для открытия прачечной?
В организации данного бизнеса на самом деле нет ничего сложного. Основные вопросы, с которыми нужно определиться перед тем, как открыть свою прачечную, следующие:
В общем-то, все эти моменты достаточно легко решаются. Начать следует с поиска подходящего места.
Где будем открываться?
На Западе прачки самообслуживания расположены повсюду. Если вблизи есть жилые дома, то сервис будет востребован. У нас, к сожалению, не все так просто. Семьи и те, кто живет в собственной квартире, услугами прачечной вряд ли станут пользоваться (за редким исключением). Поэтому ставку нужно делать на другие категории населения. В первую очередь это люди, живущие в общежитиях.
Это могут быть как студенты, так и работающее население. Если мини-прачечная самообслуживания появится неподалеку (буквально в двух шагах) от студенческой общаги, то на 99% она будет иметь успех. Во-первых, молодым людям некогда заниматься бытовыми делами, у них учеба и развлечения.
Во-вторых, делать это зачастую негде или очень неудобно. К тому же молодежь хорошо воспринимает все новое. А если еще открыть прачечную самообслуживания с упором на западную культуру, то место и вовсе может стать модным. Вспомните, как в зарубежных фильмах герои не просто стирают свои вещи, но и общаются, и даже знакомятся в прачечных.
Подбираем помещение
В среднем, ежемесячная аренда небольшого помещения обойдется в 30-50 тысяч рублей.
Покупаем оборудование
Некоторые предприниматели загораются идеей и хотят открыть прачечную-химчистку (чтоб уж наверняка!). Но это ошибка, по крайней мере, на начальном этапе. Химчисткой пользуется не так много людей, особенно среди нашей потенциальной аудитории, а приобретение дополнительного оборудования значительно увеличит размер необходимых вложений.
Нанимаем сотрудника
Реклама и другие расходы
Помимо собственно затрат, связанных с арендой помещения и приобретением оборудования, ежемесячно будут возникать следующие статьи расходов:
Также необходимо учесть затраты на открытие ИП. Именно эта форма предприятия считается оптимальной для небольшой прачечной. Кроме того, мало просто открыть прачечную самообслуживания и ждать, что туда сразу хлынет поток посетителей. Ее нужно правильно «подать», разрекламировать.
Во-первых, это заметная и привлекательная вывеска. Во-вторых, раздача рекламных буклетов, а на первых порах скидочных купонов в местах обитания потенциальной аудитории. В-третьих, реклама в Интернете на сайтах, в группах студенческих общежитий, пансионов мини-гостиниц и других мест, рядом с которыми расположилась ваша прачечная.
Подсчет финансовой выгоды «прачечного бизнеса»
Итак, все основные моменты относительно того, как открыть прачечный бизнес, мы рассмотрели. Теперь подведем общий итог по необходимым инвестициям, ежемесячным затратам, посчитаем прибыль, которую можно ожидать при успешной работе сервиса.
Инвестиции
Первоначальные инвестиции для открытия небольшой прачечной составят в среднем от 500-600 тысяч рублей. В эту сумму входит и оборудование, и помещение, и зарплата сотруднику (-кам). Напомним, что мы рассматриваем бизнес-план прачечной самообслуживания площадью не более 50 квадратных метров и небольшим количеством машин (4-5 штук). Чем больше будут мощности, тем выше окажутся вложения и ежемесячные затраты.
Доходы, расходы, окупаемость
Теперь о доходах. В среднем стоимость одной стирки составляет примерно 50 рублей. При этом ее себестоимость не превышает 10-12 рублей. То есть рентабельность бизнеса от 400% и выше.
Таким образом, чистая прибыль будет достигать 40-50 тысяч рублей ежемесячно. Конечно, это при условии хорошей проходимости вашей прачечной.
Но, с другой стороны, если к этому не стремиться, то смысла начинать дело нет. Окупается этот бизнес, по словам специалистов, за полтора-два года в зависимости от первоначальных вложений и популярности вашей прачечной.
Заключение
Бизнес для людей, но без людей: как открыть прачечную самообслуживания
«Моя миссия – делать мир чище»
IT-инструменты, которые использует Инна Образцова
Идея прачечных самообслуживания не нова: в прошлом веке они были и на Западе, и в СССР. С массовым появлением домашних стиральных машин, казалось бы, этот формат должен был уйти в прошлое, но нет – и сейчас он вполне востребован. Такими прачечными пользуются, чтобы постирать крупные вещи типа одеял или пуховиков, с которыми не справится обычная бытовая машинка. О том, как открыть прачечную самообслуживания и делать мир чище, порталу Biz360.ru рассказала предприниматель Инна Образцова.
Инна Образцова – 53 года, предприниматель из Москвы, основатель прачечной самообслуживания Big Wash в районе Некрасовка. Окончила факультет журналистики МГУ, 25 лет работала журналистом, редактором, пиарщиком. Была главным редактором ряда отраслевых изданий, работала редактором, а затем коммерческим директором «Интерфакс-Центра». В июле 2021 года открыла по франшизе прачечную Big Wash.
Когда я работала журналистом, заинтересовалась темой социального предпринимательства. В последние пять лет часто освещала работу социальных и благотворительных проектов. Мне очень нравилось писать про эту сферу. Несколько лет назад это было новое веяние в бизнесе: не только зарабатывать, но и делать что-то полезное для людей, в том числе, для малообеспеченных.
Со временем я серьёзно прониклась этой темой – она меня по-настоящему зацепила. В какой-то момент объём информации достиг критической массы и изменил меня. Я решила, что пора переходить на новый уровень. Не «наблюдать и отражать жизнь», как это делают журналисты, а самой организовать какой-нибудь социальный проект.
К тому моменту я уже давно хотела поменять сферу деятельности. В журналистике я работала с 1994 года и, считаю, достигла здесь потолка. Я поняла, что хочу стать социальным предпринимателем, чтобы менять жизнь общества к лучшему. Тогда я задумалась о том, что могу сделать.
Начала искать коммерчески интересные франшизы и нашла сеть прачечных самообслуживания Big Wash. Понятно, что стиральная машина есть сегодня почти в каждом доме. Но в таких прачечных установлены большие профессиональные машины, которые могут стирать крупные вещи из самых разных материалов.
Я видела эти прачечные в других странах и понимала, что в России их не так уж и много. А потребность в стирке больших вещей и зимней сезонной одежды есть. Стирать её в домашней бытовой технике неудобно, и качество стирки уступает профессиональному.
Кроме того, у франшизы Big Wash было одно важное преимущество. Такие прачечные автоматические, а значит, они могут работать без персонала. Так я, как владелец бизнеса, страхую себя от непредсказуемого «человеческого фактора».
Я съездила посмотреть на одну из прачечных этой сети в Москве. Мне понравились и сами машины, и простота управления ими и самой прачечной – со смартфона. На управляющем терминале всего три кнопки: выбор программы, запуск машины, старт.
Ещё одна важная причина, по которой я решила заняться прачечными самообслуживания – социальная составляющая этого бизнеса. За счёт инновационности проекта и довольно низкой себестоимости услуг я могу предложить минимальную цену по рынку с высоким качеством обслуживания.
Цена одной стирки – 300 рублей, при этом вес загружаемого белья – до 10 кг. Сушка в сушильной машине стоит 100 рублей, а моющее средство для одной стирки – 50 рублей. Такую оплату могут позволить себе даже люди с невысокими доходами. В будни до 14.00 цена стирки ещё ниже – 200 рублей. Пенсионерам средства для стирки мы выдаём бесплатно.
Да, я не создала рабочие места. Но я предоставляю людям нужную и доступную услугу, которая повышает качество жизни с минимальными для них затратами. В этом и есть мой вклад в жизнь общества.
Если говорить «высокими словами», моя миссия – делать мир чище. Как в глобальном смысле, так и у людей дома. Любая семья, стирая у нас крупные вещи несколько раз в год, может очистить своё жилище от источников пыли. После этого в прямом смысле слова становится легче дышать.
Я искала локацию для своей прачечной с точки зрения рентабельности бизнеса. Сначала решила ориентироваться на торговые центры – там большая проходимость и много людей. Но оказалось, что такие помещения не подходят под наши требования. В прачечной должны быть горячая и холодная вода, вентиляция, трёхфазная система электроснабжения.
Наличие горячей воды и напряжения 380 В обеспечивают экономичность и эффективность работы машинок: они стирают в два-три раза быстрее и с более высоким качеством. Внутри торговых центров подходящих помещений практически нет.
Так я поняла, что лучше идти к потребителям туда, где они живут – в большие новые спальные районы. Я решила открыть точку на окраине Москвы в районе Некрасовка, фактически через дорогу от города Люберцы, где я живу. Подходящее помещение нашла только в конце июня, после нескольких месяцев поисков. Ремонт сделали за 12 дней, и в середине июля открылись.
Я хотела, чтобы в моей прачечной было приятно находиться. В большинстве прачечных обстановка очень… формальная. Я понимала: дизайн здесь тоже может стать одним из конкурентных преимуществ. В итоге получилось здорово – оформление зала хвалят многие наши клиенты. У нас также есть wi-fi, люди могут прийти и посидеть в интернете, пока их вещи стираются.
Открытие прачечной обошлось мне примерно в 1,6 млн. рублей. Основная статья расходов – покупка четырёх стиральных и сушильных машин. В сумме они стоят примерно 850-900 тысяч рублей. Паушальный взнос составил 300 тысяч рублей. Также нужно было купить два терминала: для управления машинами и для приёма денег (150 тысяч рублей) и дозатор для выдачи моющего средства (50 тысяч рублей). Остальные средства потребовались на ремонт, который делал франчайзер. Мебель я покупала на своё усмотрение, она обошлась мне примерно в 25 тысяч рублей.
В семье меня поддержали – и мама, и особенно муж. Он классный автослесарь – сейчас работает в найме, и часто сталкивается с непрофессионализмом менеджеров. Он понимает, что есть только один способ не зависеть от горе-управленцев: создать собственный бизнес. Он помог деньгами и тем, что готовил прачечную к открытию – собирал мебель.
Дочь тоже внесла свою лепту: выделенная ею сумма составила примерно 20% от общих вложений. Своих денег мне вряд ли хватило бы. По сути, и муж, и дочь стали соинвесторами. Дочери всего 22 года, но она рано начала заниматься собственным бизнесом. В общем, все помогли, кто как мог: словом, делом или финансами.
Несмотря на низкую стоимость услуг для клиентов, у проекта высокая рентабельность по сети – примерно 60-65%. Окупаемость должна составить примерно 12-16 месяцев. Правда, всё это – при условии, что в прачечную будут ходить клиенты. Чтобы окупить все текущие расходы (включая аренду, коммунальные платежи, интернет и налоги), нужно не менее трёх стирок в день. Тогда точка будет покрывать свои месячные расходы.
Я закупила шведские стиральные и сушильные машины ASKO – именно на них построил бизнес-модель владелец франшизы. Они технологичны, просты в управлении, надёжны и долговечны. Эти машинки поставляются из Словении, они экономичны по расходу воды и электроэнергии, что подтверждено сертификатами производителя. Мы заказывали их у дилеров-поставщиков через франчайзера с его скидкой.
Наши машинки рассчитаны на большие по размеру и весу вещи, которые сложно или невозможно постирать дома. Это покрывала, одеяла, подушки, мягкие игрушки, мебельные чехлы, шторы и любой интерьерный текстиль, а также верхняя одежда.
Ещё один важные фактор, помимо размера вещи – материал, из которого она сшита. Пуховые и шерстяные вещи можно стирать только в профессиональных машинках – в «домашних», как правило, нет подходящих режимов. Для шерсти нужно специальное моющее средство.
Вещи из пуха стираются и сушатся с мячиками, чтобы они «разбивали» пух и не давали ему скатываться. Стирать пуховики дома без сушки в принципе нельзя – может пострадать перо. Брезентовую рабочую одежду (но только без следов штукатурки или краски!) тоже лучше постирать у нас: бытовая машинка их просто «не провернёт».
Пользоваться машинками в моей прачечной очень просто – клиенты без труда с этим справляются благодаря интуитивному интерфейсу самих машин и пошаговым инструкциям, наклеенным на аппаратах. Нужно загрузить вещи, подойти к терминалу, выбрать номер машины, оплатить, нажать на кнопку «Запуск». Затем перейти к машинке, включить её, выбрать программу стирки вращением колёсика и нажать на «Старт».
Если у клиента остаются какие-то вопросы, он может позвонить в бесплатную службу техподдержки – её предоставляет франчайзер. Оператор может не только ответить на все вопросы, но и дистанционно включить машинку.
На обычную стирку с сушкой, как правило, уходит час-полтора. Постирать огромный толстый плед или одеяло можно за 35-40 минут, высушить – за 40 минут или час. Сушильные машины находятся прямо над стиральными, и клиенту необходимо просто переложить вещи из одной машины в другую.
Есть две целевых аудитории, для которых я создавала свой бизнес. Первая – это люди, которые выбрали ответственное потребление и «бережливое производство». Они голосуют за это рублём в своей повседневной жизни.
Наша прачечная с полным правом может называться экологичной. Во-первых, машинки не потребляют энергию для нагрева воды – они получают горячую воду напрямую из труб. Во-вторых, мы используем биоразлагаемые и гипоаллергенные моющие средства.
Вторая аудитория – это социально незащищённые люди. Пенсионеры, многодетные, одинокие мамы, студенты и люди в сложной жизненной ситуации. На открытие мы приглашали подопечных местного собеса – ветеранов, пенсионеров, а также представителей благотворительных фондов. Сфокусировались на тех, кому эта услуга обычно недоступна. Они не могут позволить себе пользование химчисткой, которое стоит от 1000 рублей за одну вещь. Теперь у них есть возможность улучшить своё качество жизни – сделать чище свой дом и свои вещи.
Клиенты пошли с первых же дней работы прачечной, хоть конец июля – не самое удачное время для открытия. Правда, стирок и сушек пока довольно мало – летом Москва полупустая. Я продвигаю свой проект в основном через местное сообщество, обращаюсь к людям в «соседских» чатах. Помимо этого мы раздаём флаеры у метро и у крупных магазинов.
Мне очень помогли арендаторы-соседи – это раскрученный на районе салон-парикмахерская, ремонт телефонов и цветочный магазин. Они рассказывали своим клиентам, что рядом будет прачечная. В основном благодаря им у меня появились первые посетители.
Очень хорошо работает и «сарафанное радио». Уже после первой недели работы к нам стали приходить клиенты по рекомендациям. Появились и постоянные посетители, которые приводят своих знакомых и соседей. Но чтобы этот канал заработал «по полной», потребуется время.
Моя прачечная предлагает нужную и недорогую услугу, но люди пока о ней не знают. Поэтому аудиторию нужно просвещать и информировать. Сейчас главное для меня – повышение узнаваемости и охвата целевых групп. Но проблема в том, что я уже инвестировала большую сумму в запуск проекта, и бюджет на продвижение у меня ограничен. На большие рекламные кампании ещё предстоит заработать.
Я планировала продвигаться через местные паблики в соцсетях. Но оказалось, что они размещают посты только за деньги. Владельцы пабликов говорят: «У вас бизнес, и у нас бизнес, поэтому бесплатно писать о вас не станем». На мой взгляд, такие паблики должны поддерживать проекты, которые предоставляют полезные людям услуги и меняют жизнь к лучшему. Тем более социальных предпринимателей не так уж много, и положительных новостей про эту сферу тоже очень мало.
Мне бы хотелось, чтобы посещение прачечной стало для людей нормой жизни. Тёплая верхняя одежда пачкается, а подушки, одеяла и покрывала накапливают пыль, которой мы дышим. Те же пуховые вещи дома стирать невозможно, а в химчистке дорого. Крупные вещи нужно стирать раз-два в год по мере загрязнения, а не раз в 20 лет. Тем более, когда есть возможность делать это недорого и экологично.
В моём идеальном мире люди будут пользоваться нашей услугой регулярно, как чем-то само собой разумеющимся. Пока мы только на пути к этому. Но у нас почти сразу же после запуска появились отзывы: «Наконец хоть что-то стоящее открылось в этом районе. Пожалуйста, не уезжайте никуда!»