Что такое правительство региона
Правительство
Правительство (син. кабинет; кабинет министров; совет министров) — коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих.
Правительство возглавляет глава правительства, который в разных странах именуется по разному, например, «председатель правительства», «председатель совета министров», «премьер-министр».
Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство и другие органы государственного управления выпускают подзаконные акты, которые имеют, как правило, силу закона. В ряде стран правительство обладает правом законодательной инициативы: глава правительства может обращаться к законодательному органу страны с инициативой принять, изменить или отменить какой-либо закон.
Содержание
Формы государственного правления
Форма организации государственной власти, системы высших государственных органов. Выделяют следующие формы государственного правления:
Структура правительства
Структура и роли участников (членов правительства и структур, составляющих правительство) зависят от формы государственного управления, а также исторически сложившеся структуры управления в различных странах.
Как правило, под руководством правительства находятся государственный аппарат и контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью в стране, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.
Правительство может иметь различные названия: Правительство (Россия), Кабинет министров (Украина), Кабинет (Великобритания), Государственный совет (Китай), Совет народных комиссаров и Совет Министров (СССР), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и др. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.
В некоторых странах (Бразилия, Мексика, США и др.) выделенный коллегиальный орган в форме правительства отсутствует, а министры (руководители органов государственного управления), каждый в отдельности, подчинены президенту (руководителю страны).
Правительство, как правило, состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров).
Коалиционное правительство — правительство, созданное из представителей нескольких парламентских партий, которое, как правило, функционирует на основе коалиционного договора.
Принципы формирования правительства
Порядок формирования органов исполнительной власти в разных странах неодинаков. В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламент партии или коалиции партий. Если ни одна из партий не набрала большинства, то становятся необходимыми коалиционные переговоры между партиями, по итогам которых либо формируется правительство большинство или меньшинство, либо (при неуспехе переговоров) проводятся новые парламентские выборы.
В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 г. структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства и утверждается Президентом. Конституция РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом создавать (помимо центрального аппарата) свои территориальные органы в субъектах Федерации.
Функции правительства
Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами, управляет государственным аппаратом, осуществляет законодательную деятельность(как правило принятие подзаконных актов), выполнение бюджета, участие во внешней политике. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные.
Власть
Под правительством также часто понимают государственную власть в целом, либо как совокупность нескольких ветвей государственной власти, включая исполнительную, законодательную и судебную, либо совокупность по территориальному принципу — муниципальный, региональный, федеральный уровни власти. Такое толкование тесно связано с понятием «суверен» — человек или группа лиц, обладающий верховной властью в государстве, а также с практикой Вестминстерской системы, когда исполнительная и законодательная (а в некоторых вопросах и судебная) власть де-факто принадлежит членам парламента, который является суверенным. См. например Федеральное правительство США.
Предложения президента будут формализованы в ближайшие дни, говорит федеральный чиновник. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил «Ведомостям», что институт полпредов президента в федеральных округах после реализации этих предложений останется. «Но в то же время президент имел в виду, что именно вице-премьеры будут курировать определенные регионы», – сказал он, отвечая на вопрос, как будет выстроена система кураторства вице-премьеров над регионами. На вопрос, как будут распределены сферы и регионы, он ответил: «Это еще будет сформулировано».
Еще один собеседник поясняет, что такая схема работает в Дальневосточном федеральном округе: «Губернатор может обратиться к Трутневу с необходимыми региону просьбами, тот дает поручения по линии правительства проработать вопрос и держит его на контроле, а затем может спрашивать за их исполнение – в том числе с федеральных министерств». Ранее собеседники «Ведомостей», близкие к администрации президента и близкие к мэрии Москвы, не исключали возможность, что такое совмещение будет у мэра Москвы Сергея Собянина, срок полномочий которого на посту мэра истекает в 2023 г.
В 2019 г. министр обороны Сергей Шойгу в интервью «Московскому комсомольцу» рассказывал, что он мечтает «вернуться в Сибирь» и что он убежден, что его мечта будет реализована: «Я очень хочу вернуться в Сибирь и построить там один, а лучше еще два города! И верю, что моя мечта осуществится!»
Собеседник в администрации президента отмечает, что за некоторыми вице-премьерами и в прошлом, и в нынешнем правительстве были закреплены экономические программы развития некоторых регионов, теперь же за каждым вице-премьером будут закреплены те или иные регионы. «Ведомости» писали 14 июня 2019 г. о том, что 10 регионов со слабой экономикой уже получили кураторов из числа федеральных министров еще прошлого правительства, включая первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова, которому досталась Курганская область. Они должны были подготовить комплекс мер ускоренного развития регионов, проанализировать ситуацию в них, синхронизировать работу всех ведомств и в пределах федерального финансирования выбрать наиболее важные проекты, писали «Ведомости». После смены правительства в 2020 г. было решено продолжить эту практику, говорил 5 марта 2020 г. вице-премьер Марат Хуснуллин, который занимается вопросами регионального развития в правительстве России. 27 апреля 2021 г. Хуснуллин на круглом столе в ВШЭ говорил о необходимости укрупнения регионов для сокращения трудозатрат на их управление.
Министры, реально распоряжающиеся финансами, смогли несколько улучшить состояние тех 10 регионов, которые им было поручено курировать по линии правительства, говорит эксперт по региональной политике Наталья Зубаревич. Если же кураторами регионов станут вице-премьеры, у губернаторов появится возможность «просить денег» еще и у новых кураторов, а для Москвы это создаст картину «ручного управления регионами в действии», которая в корне ничего не изменит, считает Зубаревич.
Система, когда члены правительства курируют регионы, будет развиваться и становиться универсальнее, считает руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. Вице-премьеры и раньше могли быть полпредами, отмечает эксперт, а в нынешнем правительстве Хуснуллин не только отвечает за региональное развитие, но в его полномочиях отдельно прописано курирование Крыма, Севастополя и Калининградской области. Федеральный центр создает крупные инфраструктурные проекты, выделяются инфраструктурные кредиты, а это требует внимания со стороны правительства, говорит Бадовский: «Кроме того, за последние 1,5 года в условиях пандемии федеральный центр дал регионам дополнительные полномочия по принятию антикризисных управленческих решений, поэтому курирование со стороны правительства станет дополнительным механизмом контроля за решениями губернаторов». Бадовский напоминает, что по итогам конституционной реформы 2020 г. члены правительства получили возможность совмещать госдолжности с постами губернаторов и нельзя исключать, что объявленное президентом решение формирует предпосылки для того, чтобы такие фигуры, совмещающие обе должности, появились в Белом доме.
Руководитель Фонда развития гражданского общества, бывший руководитель управления президента по внутренней политике Константин Костин считает, что после появлении концепции пространственного развития «соединение возможностей исполнительной власти разного уровня позволит решать задачи привлечения инвестиций, повышения эффективности хозяйственных связей за счет установления более тесного взаимодействия между федеральной и региональной властью». Возникает вопрос, как эта система будет выстроена, отмечает Костин. Первая модель – это агломерации, когда регионы объединяются вокруг крупных мегаполисов, говорит эксперт. Например, Москва – центр такой агломерации, а ее проекты являются драйверами экономики для ближайших субъектов. Вторая модель – это территории опережающего развития, которая сейчас реализуется на Дальнем Востоке, добавляет он.
В подготовке статьи участвовали Дмитрий Гринкевич и Дарья Макеева
Вице-премьеры определили главные проблемы каждого региона
Заместители председателя правительства, с лета курирующие федеральные округа, определили ключевые вопросы вверенных им регионов, которые необходимо решить до 2024 года в рамках исполнения национальных проектов. Приоритетные проблемы касаются различных сфер социально-экономического развития — рынка труда, дорожной инфраструктуры, туризма, экологии и т.д. Например, в потребностях Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) выделяется проблема теневой занятости, а куратор Дальневосточного федерального округа ставит акцент на строительстве нового жилья.
Рабочий документ, представляющий собой сводку основных проблем регионов и предложения по их решению, изначально опубликовал Telegram-канал «Майский указ». Подлинность документа подтвердил РБК федеральный чиновник. По словам другого собеседника из аппарата правительства, сведением воедино региональных проблем занимается Минэкономразвития. В министерство на момент публикации такое поручение не поступало, сообщила РБК пресс-служба Минэкономики. РБК также направил запрос в пресс-службу правительства.
В июле этого года премьер-министр Михаил Мишустин распределил между своими заместителями обязанности по курированию федеральных округов. В новом статусе вице-премьеры должны заниматься инвестиционной привлекательностью регионов, эффективностью бюджетных расходов, социально-экономическим развитием территорий, в том числе реализацией национальных проектов и государственных программ.
За кем закрепили федеральные округа:
В целом ряде регионов — Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии — Алании (все представляют СКФО), а также Карелии (СЗФО) — вице-премьеры указали на необходимость снижения уровня теневой занятости.
Масштаб проблемы подробно описывается на примере Карелии. По оценке властей, 14,6% местного населения (40 тыс. человек) заняты в неформальном секторе, что «негативно влияет на состояние экономики» региона, который недополучает налоговые поступления. Неформальным сектором в данном случае считаются работники, не трудоустроенные официально. Ранее РБК писал со ссылкой на расчеты ВШЭ, что в некорпоративном секторе рынка труда, основную часть которого составляет серый рынок, трудовые доходы упали почти на 20% к допандемийному уровню. По данным Росстата, в масштабах всей страны на неформальном рынке труда в третьем квартале 2021 года присутствовали 14,8 млн человек, это 20,5% от общей занятости.
Для снижения неофициальной занятости предлагается комплекс из четырех мер:
Другая проблема, также характерная для нескольких регионов из разных федеральных округов, касается пограничных пунктов с соседними государствами. В Республике Алтай (СФО) назрела необходимость модернизации пункта пропуска «Ташанта» на границе с Монголией. Пропускная способность пункта в периоды пиковых нагрузок в 1,7 раза ниже, чем нужно, требуется оснащение санитарной и досмотровой площадками, рентгеновской техникой. На границе Республики Алтай с Казахстаном и вовсе отсутствует пункт пропуска — ближайший к региону проезд через границу расположен в Алтайском крае. Модернизация пунктов пропуска на границе с Казахстаном актуальна и для Омской области. На омском участке границы расположены четыре автомобильных пункта пропуска, однако построены они были по временной схеме в 1993 году, их расчетная пропускная способность в пять раз меньше реальных объемов движения.
Не хватает пункта международного пропуска в Смоленской области (ЦФО) на границе с Белоруссией. С 2016 года через пропускной пункт «Красная горка» на трассе М-1 «Беларусь» могут проезжать только граждане Союзного государства, а иностранцам рекомендуется пересекать границу с Россией самолетом или со стороны Латвии. Такой запрет ущемляет возможности региона по привлечению туристического потока и инвестиций, отмечается в документе.
Среди ключевых названы вопросы, ограниченные географией конкретных территорий. Например, в Рязанской области (ЦФО) приоритетом для курирующего вице-премьера оказалась корректировка ограничений на строительство гостиниц и сельскохозяйственных построек на территории объекта культурного наследия «Есенинская Русь», где находится въездная зона Музея-заповедника поэта Сергея Есенина. В границы территории площадью 42 тыс. га входят 42 населенных пункта. По градостроительным регламентам музея-заповедника во въездной зоне нельзя вести гостиничную деятельность, «что серьезно ограничивает развитие инфраструктуры туризма».
В свою очередь, в Абакане, столице и самом многочисленном населенном пункте Хакасии, не хватает площадей для строительства жилых домов. Решить проблему может создание искусственного земельного участка. По сообщению правительства Хакасии, речь идет о переведении земель за северной дамбой, защищающей Абакан от наводнений, из статуса водного фонда в статус земель для поселений. Понятие искусственного земельного участка было введено в федеральное законодательство в 2011 году.
Калмыкия, напротив, страдает от нехватки водных ресурсов. В регионе остро стоит проблема опустынивания сельскохозяйственных земель. В районах Черных земель и Кизлярских пастбищ численность поголовья крупного рогатого скота сократилась на четверть, а мелкого скота — почти на 20% по сравнению с прошлым годом. Одна из предложенных мер для восстановления плодородных свойств земель — проведение в очагах опустынивания фитомелиоративных работ (к ним относят культивирование растений, посадку трав и др.).
Конфликт цифровых систем и дефицит щепок
Для Москвы в качестве одного из приоритетов указано разрешение конфликта федеральных информационных систем с региональными. У Москвы развиты собственные цифровые системы для различных сфер: Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), Московская электронная школа (МЭШ), автоматизированная система управления «Единый информационно-расчетный центр» (АСУ ЕИРЦ) и др. Необходимо избежать дублирования их функций с создаваемыми централизованными системами, следует из документа. Там рекомендуется, чтобы реализация проектов на территории субъектов проходила с использованием собственной информационной инфраструктуры, и указано, что замена «развитых» региональных систем «создаваемыми федеральными» недопустима.
Также в разделе о проблемах Москвы ставится вопрос о регулировании миграционных потоков с безвизовыми странами, такими как Абхазия, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия и т.д. Предлагается следующий вариант решения: ускорить подготовку законопроекта о введении для граждан безвизовых стран, длительно находящихся в России, обязательной дактилоскопии, фотографирования и регулярных медицинских освидетельствований.
Ограничения на экспорт древесины, в том числе в виде древесно-стружечных плит и используемых для их производства щепок, в феврале этого года предлагал ввести Минпромторг. По оценке главы ведомства Дениса Мантурова, из-за мебельного бума за прошлый год цена на ДСП выросла почти на 40% и на 30% увеличился экспорт в другие страны.
Что такое правительство региона
В России разработан комплексный подход к отбору особо значимых туристических маршрутов и их продвижению. Порядок и критерии определения таких маршрутов утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. Они вступят в силу 1 июля 2022 года.
Самые значимые туристические маршруты получат статус национальных. Они будут представлены на сайте Ростуризма и смогут участвовать в программах продвижения, которые ведомство сформирует совместно с ведущими агрегаторами туристических услуг и поисковыми системами.
Претендовать на статус национального смогут как ныне действующие маршруты, так и совершенно новые. Отбирать их будут по заявкам регионов. Этой работой займётся экспертный совет, в который войдут представители Ростуризма и турбизнеса. Также в состав совета могут входить представители некоммерческих организаций в сфере культуры, истории, науки, краеведения, искусствоведения.
Решение о том, может ли заявленный туристический маршрут иметь статус национального, будут принимать по результатам экспертизы документов и очной защиты проекта. Главное требование – соответствовать определённым критериям.
Среди таких критериев – перспективность. Она подразумевает, что маршрут будет способствовать росту туристического потока в регионе не менее чем на 25% по сравнению с предшествующим годом. Ещё один критерий – узнаваемость, то есть маршрут должен входить в российские и международные рейтинги, быть представлен на экспертных площадках (выставках, форумах, конференциях), о нём должны быть публикации в российских и зарубежных СМИ, социальных сетях.
Также в числе критериев – согласованность. В разработке заявки для отбора маршрута, помимо региона, должны принимать участие туроператоры, представители гостиничного бизнеса, экскурсионные бюро.
Кроме того, на маршруте должен быть хотя бы один значимый объект. Например, это могут быть объекты из списка ЮНЕСКО, памятники истории и культуры федерального значения, природные объекты на особо охраняемых территориях, памятники русского зодчества, места, связанные с важнейшими событиями российской истории, с жизнью выдающихся людей.
В правилах также указано, что национальные маршруты могут проходить по территории нескольких регионов и иметь определённую тематику, например культурно-познавательную, сельскую, экологическую, гастрономическую, промышленную, научную. При этом у национальных маршрутов обязательно должна быть система навигации, туристические карты, путеводители и сувенирная продукция.
Постановление подготовлено для реализации новых норм Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятых в апреле 2021 года.
Региональные органы государственной власти (на уровне субъектов РФ).
В субъектах РФ осуществляется двойное, но разделенное государственное управление.
С одной стороны, на территории субъекта РФ федеральные органы ведают общегосударственными вопросами (и в эту сферу органы субъектов федерации не вправе вмешиваться).
С другой стороны, субъект федерации осуществляет государственное управление на своей территории по вопросам, отнесенным федеральной конституцией к его ведению, и по вопросам совместного с федерацией ведения (если только управленческие действия по вопросам совместного ведения не осуществляют органы федерации и федеральные государственные служащие, они имеют приоритет).
Полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ разграничены в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (глава IV.1.).
Согласно статье 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации относятся:
• обеспечение соответствия субъектов Конституции Российской Федерации и федеральным законам
• защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка
• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
• разграничение государственной собственности
• природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта
• координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита
• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями
• установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации
• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды
• кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат
• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей
• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
• координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
Органы государственной власти и управления субъекта федерации
В систему органов государственного управления субъекта входят:
• Губернатор, Президент республики, глава Правительства республики
• Законодательное собрание субъекта федерации (Дума)
• Администрация субъекта федерации, Правительство республики
• Уставный (конституционный) суд, Верховный республиканский суд, областной суд, краевой суд, городские и районные суды
Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ:
1.Государственная и территориальная целостность РФ
2.Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию
3.Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ
4.Самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления
5.Самостоятельное осуществление органами государственной власти РФ принадлежащих им полномочий
6.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
7. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную.
Органы законодательной (представительной) власти субъекта РФ обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно–властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.
Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:
— комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;
— по экономической политике;
— по социальным вопросам;
— по природным ресурсам; другие.
Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.
Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.
Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.
Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.
Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.
Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой. Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.
Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями.
Госуда́рственный сове́т Респу́блики Крым — однопалатный парламент Республики Крым в составе РФ; согласно Конституции РК, утверждённой 11 апреля 2014 года, Государственный совет Республики Крым, избираемый сроком на пять лет в составе 75 депутатов, является высшим и единственным представительным и законодательным органом власти республики.
Государственный Совет выполняет три основные функции Госсовета: законодательную, представительную и контрольную.
Законодательная функция состоит в подготовке и принятии законов РК и их толковании, направлении отзывов в Государственную Думу на проекты федеральных законов по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, реализации права законодательной инициативы при принятии проектов федеральных законов в Госдуме.
Представительная функция заключается в выражении воли населения Республики Крым путем проведения выборов (референдумов) на основе свободного волеизъявления избирателей /граждан/, в представлении интересов населения путем принятия от его имени решений, действующих на территории Республики Крым.
Контрольная функция реализуется через контроль за соблюдением и исполнением Конституции и законов Республики Крым, иных правовых актов, принятых Государственным Советом.
Закон Государственного Совета Республики Крым от 15 мая 2014 года № 2-ЗРК
«О Государственном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым»
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 9384 ; Мы поможем в написании вашей работы!