Что такое правоприменительный акт
Правоприменительный акт
Правоприменительный акт – официальный правовой документ, принятый уполномоченным органом (должностным лицом) в ходе решения конкретного юридического дела и содержащий индивидуально-конкретное властное предписание.
Признаки правоприменительного акта:
1. Принимается уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции.
3. Направлен на решение конкретного юридического дела.
5. Принимается на основе норм права и индивидуализирует их применительно к конкретной ситуации и конкретным лицам.
6. Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты.
7. Адресован индивидуально-определенным лицам.
8. Реализуется однократно.
9. Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Соотношение нормативного правового акта и правоприменительного акта
б) принимаются уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции;
в) принимаются в порядке, предусмотренном нормами права;
г) имеют государственно-властный характер и обязательны к исполнению;
д) их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.
2. Отличия указаны в табл. 3.
Отличия нормативного правового акта от правоприменительного акта
Нормативный правовой акт | Правоприменительный акт |
Содержит общие правила поведения – нормы права | Содержит индивидуально конкретные предписания |
Выражает способ нормативного правового регулирования | Выражает способ индивидуального поднормативного регулирования |
Обращен к широкому кругу лиц | Обращен к индивидуально определенным лицам |
Реализуется многократно | Реализуется однократно |
Не является юридическим фактом и сам непосредственно не влечет наступления правовых последствий | Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий (возникновение, изменение или прекращение правоотношения) |
Структура правоприменительного акта:
1. Вводная часть – содержит указание на правоприменительный орган, место и дату принятия решения.
2. Описательная часть – содержит описание существа дела, т.е. сведения о фактических обстоятельствах.
3. Мотивировочная часть – содержит обоснование выносимого решения.
4. Резолютивная (постановляющая) часть – содержит выносимое решение.
Виды правоприменительных актов:
1. По субъектам принятия:
– принятые государственными органами (например, органами законодательной, исполнительной и судебной власти);
– иными уполномоченными органами (например, органами местного самоуправления);
– принятые должностными лицами (например, ректором вуза).
– указы (например, Указ Президента РФ о награждении гражданина А. орденом Дружбы);
– распоряжения (например, распоряжение губернатора области о назначении гражданина Б. на должность начальника отдела);
– приказы (например, приказ ректора о назначении гражданина В. на должность преподавателя);
– определения (например, частное определение суда);
– решения (например, решение суда о расторжении брака);
– приговоры (например, обвинительный приговор суда).
3. По функциям права:
– регулятивные (например, приказ о назначении на должность или об увольнении по собственному желанию);
– охранительные (например, приказ о увольнении за совершение прогула).
4. По юридической природе:
– основные (содержат конечное решение дела, например обвинительный или оправдательный приговор суда).
– вспомогательные (не содержат конечного решения дела, а подготавливают принятие основных актов, например постановление о возбуждении уголовного дела);
5. По правовым последствиям:
– правообразующие (влекут возникновение правоотношения, например, приказ о назначении на должность);
– правоизменяющие (влекут изменение правоотношения, например, приказ о переводе с одной должности на другую);
– правопрекращающие (влекут прекращение правоотношения, например приказ об увольнении).
6 По порядку принятия:
– принимаемые единоначально (например, Указ Президента, приказ директора учреждения, решение мирового судьи);
– принимаемые коллегиально (например, решение Совета Федерации о назначении гражданина А. на должность судьи Конституционного Суда РФ, решение суда о разделе имущества).
Приложение1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Рассмотрим названные группы более подробно.
1. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1.1. Нормативная правовая информация
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы РФ принимаются в виде:
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
1.3. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Общие черты этих актов:
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Правоведение для чайников – 11. Правоприменение
Разберём подробнее, что означает этот ответ.
Закон не может предусмотреть все возможные жизненные ситуации. Иногда это объективно невозможно, потому что ситуаций очень много и нельзя их все предугадать. Иногда авторы закона по недосмотру или злому умыслу оставляют в тексте пробелы или расплывчатые формулировки. Однако людям при возникновении юридического спора нужно его как-то решать. А поскольку любой такой спор можно перенести в суд, то суд и будет определять, как соотнести то, что написано в законе, с конкретной ситуацией. Этот процесс называют правоприменением.
Делают это по-разному. Иногда кажется, что суд очень разумно и справедливо дополняет то, чего нет в законе, а иногда может показаться, что суд полностью извращает смысл закона и принимает несправедливое и неразумное решение.
Как создаётся правоприменительная практика
Выше я привёл примеры из отдельных правоприменительных актов. Как видим, они могут иногда противоречить друг другу. Всё-таки в судах сидят разные люди, и у них могут быть разные взгляды и установки.
Однако чаще всего судьи смотрят на одни и те же вещи более или менее одинаково. Обычно мы можем проследить определённые тенденции в том, как судьи применяют ту или иную норму. Это и есть та самая «правоприменительная практика». Попробуем разобраться, как она складывается.
А в пределах региона единство практики обеспечивают его главные суды. Поясню, как это работает.
Конечно, правоприменительная практика не является строго постоянной. У судей областного суда может измениться мнение или на место одних судей придут другие, которые будут смотреть на ситуацию иначе. Но в целом в судебной практике всё же есть какое-то постоянство. Поэтому особенно важно изучать решения, которые выносят областные суды по апелляционным и кассационным жалобам в ситуациях, похожих на вашу. Зная, как смотрят на вашу ситуацию судьи областного суда, вы с 95-процентной вероятностью сможете предугадать исход дела. Особо предусмотрительные юристы даже распечатывают решения апелляционных и кассационных инстанций и прикладывают к исковому заявлению.
Решения Верховного суда и решения судов из других регионов тоже важны. Правда, они не обязательны для исполнения и у судьи районного суда нет никакого служебного стимула следовать им. Тем не менее, эти решения тоже могут дать судье определённый ориентир и понимание того, как следует толковать ту или иную ситуацию.
Правоприменение и социологический подход к праву
Правоприменение помогает понять, как же в действительности работает право. Интересные выводы можно сделать, если проанализировать большое количество судебных решений. Благодаря этому мы можем получить зримые доказательства того, что не все равны перед законом, а судьи руководствуются определёнными установками, которые иногда прямо противоречат закону.
Американские социологи ещё в первой половине XX века начали анализировать статистику судебных решений, пытаясь вычислить, как влияют на приговор пол, раса, профессия и возраст подсудимого. В частности, они выяснили, что при прочих равных условиях чернокожий получит более серьёзное наказание, чем белый.
Если выразить это в цифрах, то в 2009 г. по статьям публичного и частно-публичного обвинения (т.е. по большинству статей УК РФ) перед судами предстало 873 693 человека, из которых было оправдано 2708 человек, или 0,3%. Так вот из этих оправданных на правоохранителей, чиновников и бизнесменов приходится 31%, а в общей массе подсудимых по этим статьям они составляют 5,7%.
Так что, если брать во внимание то, какой класс общества имеет привилегии перед законом, то Россия всё же больше полицейское и чиновничье государство, чем буржуазное.
Как изучать правоприменительную практику
Перечислю известные мне книги с анализом правоприменительной практики: «Судебные прецеденты для практикующих юристов» Ю. Чурилова, «Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей» Н. Бугаенко и М. Кратенко, «Комментарий к судебной практике по семейным спорам» под редакцией Ю. Беспалова, а также фундаментальный двухтомный труд «Практика применения Гражданского кодекса РФ» под редакцией В. Белова, где проанализированы более 30 тысяч решений арбитражных судов по предпринимательским спорам. Вот, кажется, и всё.
В общем, литературы о правоприменительной практике у нас немного, и большинство ищет информацию о ней самостоятельно.
К счастью, сделать это не так сложно. Юристы обычно имеют на компьютере справочно-правовую систему («КонсультантПлюс» или «Гарант»), в которой можно легко найти судебные решения по любой статье любого закона. У обеих систем есть сайты в интернете, на них можно найти как текст закона, так и судебную практику по нему.
Например, можно зайти на сайт «КонсультантПлюс», набрать в строке поиска название нужного вам закона, затем открыть этот закон и найти интересующую вас статью. Далее, нажав на значок «i» слева от этой статьи, вы можете попасть на страницу с дополнительной информацией к данному фрагменту закона. Здесь и можно почитать судебную практику: решения судов, где они ссылаются на этот фрагмент, акты Верховного и Конституционного судов, где они его толкуют, а иногда даже научные статьи и книги, где упоминается этот фрагмент. Можно проводить поиск в уже найденных судебных решениях по ключевым словам.
Проблемы изучения практики
Одним словом, будьте готовы к тому, что для достижения сути вам придётся продраться через кучу словесной шелухи. Конечно, это не является непреодолимой трудностью, но отнимает много времени и отпугивает новичков и непрофессионалов.
Я уже упоминал об алиментах и компенсации морального вреда. Закон требует учитывать все обстоятельства дела при определении их размера. Но суды обычно ограничиваются фразой «с учётом всех обстоятельств дела размер компенсации морального вреда составляет столько-то». И так происходит во многих других случаях.
Вот характерный пример из последних решений Верховного суда. На его рассмотрение попало дело некоего Волкова В.И. из Архангельска. 19 мая 2015 г. Волков сбил на улице собаку, принадлежащую гражданке Р., и скрылся с места происшествия. Позже его нашли, и, среди прочего, лишили прав на целый год за нарушение ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ «Оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся». Волков подал жалобу в областной суд, но там оставили решение в силе. Верховный суд рассмотрел это дело и внезапно признал решения нижестоящих судов незаконными.
Событие, произошедшее 19 мая 2015 г. в 15 часов 06 минут в районе д. 6, к. 3 по ул. Тимме в г. Архангельске, не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в статье 2 Закона о безопасности дорожного движения и в пункте 1.2 Правил дорожного движения, и таковым не является» (http://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-06052016-n-1-ad16-1)
Таким образом, на пути к изучению правоприменительной практики вас ждёт немало сложностей. Однако это единственный способ понять, как именно работает закон и чего вам стоит ожидать в суде.
Ознакомиться с правоприменительной практикой по конкретным вопросам можно на сайтах справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», а также на сайтах gcourts.ru и rospravosudie.com.
Правоприменительный акт: виды и структура
Процедура введения правоприменительных актов является важнейшей функцией компетентных государственных органов. Выносятся правовые предписания, имеющие конкретно-индивидуальный характер. Речь идет об очень сложном юридическом процессе, который будет подробно рассмотрен в этой статье.
Применение права: что это за процесс?
В правовой науке применением права называют особую деятельность компетентных инстанций по реализации юридических норм. Осуществляется эта деятельность путем вынесения отдельных государственных предписаний.
Ярким примером применения права является деятельность судебных инстанций. Именно эти органы выносят решения по гражданским делам, реализуя свои властные полномочия.
Правоприменительный акт
Особую роль в системе применения правовых норм играет документ правоприменительного характера. Это специальный документ, имеющий официальный правовой характер. Акт содержит в себе индивидуальное властное предписание компетентной инстанции, выносимое по итогу юридического дела.
Акты правоприменения призваны обеспечивать действие закона, то есть претворять его в жизнь. Такие документы являются важнейшими элементами юридической государственной системы. Стоит также дополнить, что правоприменительный акт определяет отсутствие или наличие юридических обязанностей или субъективных прав. Документ позволяет обнаружить меру воздействия полномочий и функций того или иного лица.
Признаки актов правоприменения
Структура правоприменительного акта
Как должен быть оформлен акт применения права? Суды, органы прокуратуры, приставы и прочие правоохранительные инстанции должны издавать документы, в которых содержались бы следующие элементы:
Таким образом, документы применения права должны состоять из четырех конкретных частей. Акты, составленные в иных формах, не будут признаваться правоприменительными.
Разновидности актов
Специалисты в области юриспруденции разработали огромное количество классификаций, по которым можно определить разновидности актов правоприменения. При этом большинство таких актов представляют собой классические документы, в которых есть текст, четко установленная структура, юридическая терминология и правовые конструкции. Могут также выделяться типизированные формуляры актов. Они упорядочивают юридическую работу, вносят некоторую определенность и строгость. Виды и примеры правоприменительных актов целиков зависят от того, в какой именно сфере такие бумаги были составлены. Например, гражданской, уголовной, административной и т. д.
Первая группа классификаций
Специалисты в области юриспруденции разработали немалое количество классификаций, отражающих основные виды правоприменительных актов. Первая и самая распространенная классификация повествует об актах по областям воздействия. Так, документы могут существовать во времени в виде актов однократного (штрафы) и продолжительного (зачисление в университет) воздействия. Есть также акты в пространстве. Определяются они в зависимости от того, где именно было совершено рассматриваемое должностными лицами деяние. Такие акты могут работать как в кругу лиц, так и применяться к отдельным индивидуумам.
Вторая классификация связана с тем, какие именно субъекты формируют акты правоприменения. Это могут быть контрольно-надзорные органы, а также исполнительные или законодательные инстанции.
Третья классификация определяет виды актов в зависимости от их названия. Это могут быть президентские указы, протоколы, резолюции, представления, приказы, постановления и т. д.
Вторая группа классификаций
Акты применения права делятся также на разновидности в зависимости от отраслевой принадлежности. Здесь стоит выделить уголовное право (судебный приговор), гражданскую сферу (постановление об изъятии имущества), и другие правовые отрасли.
Следующая классификация связана с функциональными признаками нормативных и правоприменительных актов. Документы бывают регламентирующими, правообеспечительными и правонаделительными.
По способу выражения документы делятся на акты в виде символов, действий и простых документов. По характеру содержания документы бывают управомочивающими (поощрительными), обязывающими и запрещающими.
Третья группа классификаций
Само понятие правоприменительного акта предполагает регулирование общественных отношений. При этом содержание таких отношений может иметь различный характер. Так, акты могут выполнять функции юридического регулирования следующего рода:
Последняя классификация связана с правовыми последствиями применения актов. Последствия бывают правопрекращающие, правообразующие или правоизменяющие. При этом подобное деление несколько условно: один акт может отражать в себе все представленные последствия.
Требования к правовому акту
Первым и основным требованием к актам правоприменительного характера является законность. При разрешении конкретной ситуации правоохранительная инстанция должна основываться на определенной правовой норме или же их совокупности. Действовать государственные органы обязаны в строжайших рамках своей компетенции. Законность включает в себя четыре требования: