Что такое предлог 1 класс правило в русском языке пример
Предлог как часть речи
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других. Предлоги выражают различные отношения между словами в словосочетании и предложении.
Рассмотрим, что такое предлог как часть речи в русском языке. Выявим признаки предлогов, какие отношения между словами они выражают и какими бывают по строению и происхождению.
Предлог — это служебная часть речи
В стройной системе частей речи русского языка различают слова, которые называют предмет (сторож, огонь), признак (хороший, яркий), действие (купаться), количество (два, трое) и т. д. Эти слова принадлежат к самостоятельным частям речи: имя существительное, прилагательное, глагол, числительное. Они имеют характерные морфологические и синтаксические признаки.
Наряду с ними в русском языке существуют служебные части речи:
Чтобы понять, что такое предлог, рассмотрим словосочетания:
В этих словосочетаниях употребляются слова самостоятельных частей речи и их формы. Обратим внимание на короткие слова, которые связывают их в словосочетание. Они также помогают именным частям речи (существительным, местоимениям, числительным) создавать падежную форму. Сами по себе эти коротенькие слова не имеют лексического значения. Они не изменяются, и поэтому у них нет грамматических признаков. Эти слова самостоятельно не являются членами предложения. К ним отдельно нельзя задать вопрос. Это признаки служебной части речи — предлога.
Чтобы убедиться в этом, рассмотрим предложение:
Предлоги «на» и «из-за» участвуют в создании падежной формы существительных «небо» и «облако». Смысловая и грамматическая связь слов в предложении осуществляется с помощью предлогов и падежных окончаний существительных. Если эти средства связи убрать, то предложение потеряет смысл и превратится в набор отдельных слов:
Значит, предлоги — это слова, которые вместе с косвенными падежами имен существительных, местоимений, числительных выражают различные отношения между элементами словосочетания и предложения.
Разряды предлогов
Предлоги не имеют полноценного лексического значения, как слова самостоятельных частей речи. Но они выражают различные отношения между ними, объединяясь в разряды по значению или происхождению.
1. Пространственные
2. Временные
3. Причинные
4. Целевые
5. Объектные
6. Уступительные
7. Сравнительные
Один и тот же предлог может использоваться для выражения различных отношений:
Предлоги по составу бывают:
Происхождение предлогов
Рассмотрим, как возникли предлоги.
Большую группу предлогов составляют непроизводные слова. По своему происхождению они не связаны с другими частями речи:
И напротив, ряд предлогов имеют связь с другими частями речи. Способом перехода из одной части речи в другую образована часть предлогов. В зависимости от того, от слов какой части речи возникли предлоги, их делят на:
1. отымённые, образованные от имени существительного:
2. отнаречные предлоги:
3. отглагольные предлоги:
Как подчёркиваются предлоги?
Производные предлоги отличаем от самостоятельных частей речи в контексте. К предлогу нельзя задать вопрос. Он составляет единое целое с тем словом, с которым употребляется в предложении. Самостоятельно предлог не является членом предложения. В предложении он подчеркивается соответствующей линией вместе с тем словом, падежную форму которого создает.
Примеры
Отец с сынишкой пошли на рыбалку.
В т ечение часа мы обсудили эту проблему.
Из-за леса выплыла сизая туча и скрыла солнце.
Видеоурок «7 класс. Предлог как часть речи. Морфологический разбор предлога»
Что такое предлог – самое правильное и простое определение
Одна из служебных частей речи, служит для связи слов в предложении или словосочетании.
Предлог – это одна из трех служебных частей речи. Другие две – союзы и частицы. Предлоги используются для связи слов в словосочетаниях и предложениях, «обслуживают» самостоятельные части речи.
Поскольку предлог – служебная часть речи, у него нет лексического значения и к нему нельзя задать вопрос. Например, что означает «в», «по»? Ничего. Какой к ним можно задать вопрос? Никакой.
Как найти предлог в предложении
Предлог можно употребить в вопросе к существительному: «Я иду (в/во что?) в лес», «Ученик спит (за чем?) за партой», «Проблема возникла (вследствие чего?) вследствие замыкания».
Предлоги обычно находятся рядом с существительными или местоимениями. Но иногда между ними могут быть слова других частей речи: «Я иду (к кому?) к своей девушке». В этом предложении важно не путаться: Я (что делаю?) иду (к кому?) к девушке (чьей?) своей – вот так.
Какие бывают предлоги
По происхождению: производные и непроизводные.
Непроизводные ни от чего не происходили, они как были предлогами, так ими и остались: на, в, за, под, перед.
Производные произошли от слов других частей речи. Например, был предлог «в» и существительное «следствие», они срослись и получился один предлог «вследствие» (у меня есть коротенькая статья о правописании этого слова, посмотрите): «Вследствие непогоды было решено не выходить в море». Было деепричастие «смотря», отрицательная частица «не» и предлог «на», они тоже срослись, получилось «несмотря на» (тоже почитайте о правописании, чтобы не путаться). Еще было красивое выражение «благо даря», из него получился предлог «благодаря».
Производные предлоги также называют непервообразными, а производные – первообразными.
По структуре: простые, составные.
Простые состоят из одного слова: на, под, вдоль, из, у. Составные состоят из 2 и более слов: несмотря на, в силу, в связи с.
По значению: однозначные, многозначные. Однозначные выражают только одно значение и используются с существительным в каком-то одном падеже.
Предлог «из» – многозначный. Он может иметь значение «откуда-то»: из дома, из города, из пустыни или «из чего (сделано то-то и то-то)»: из войлока, из шерсти, из кирпича.
Предлог «благодаря» – однозначный. Мы используем его, когда хотим сказать, что что-то хорошее произошло в результате определенного события, качества и пр.: благодаря моему упорству, статью все-таки опубликовали, благодаря вашей смелости, все пассажиры были спасены.
Значения предлогов тоже бывают разные, вот основные:
Здесь у вас может замкнуть. Я ведь говорил, что предлоги ничего не значат, и это так. То есть при произнесении слов «в», «на», «за» вы не можете ничего представить, не можете сказать, что «слово «на» означает вот это, а «в» вот то».
Однако в предложении, когда вы видите предлог и существительное, вы понимаете, о чем хочет сказать автор. Он хочет рассказать о месте, где происходило событие, о его причинах, о времени и пр. Вот эти отношения, которые предлоги помогают выражать, и называются условно «значениями» предлогов.
Как отличить предлог от приставки
Приставку в вопросе употребить нельзя. Нельзя взять приставку «у» в слове «ухохотаться» и использовать ее в каком бы то ни было вопросе.
Между приставкой и словом другое слово поставить нельзя. Попробуйте это сделать со словом «подкатывать». Смогли? Нет.
Как выделять предлоги при синтаксическом разборе
Их надо выделять так же, как слово, с которым они употребляются: «Я читаю про лосей» – читаю (про кого?) про лосей – «лоси» здесь являются косвенным дополнением, подчеркиваем их прерывистой линией, предлог подчеркиваем так же.
Если у вас предложение «читаю про таежных лосей» вы делаете то же самое, выделяете предлог «про» и существительное «лосей» прерывистой линией. А «таежных» – волнистой, как определение.
Умаялся я с этой статьей. Вроде сказал всё, что надо. Не помню уже, какие проблемы обычно возникают у детей в школе с предлогами, если я о чем-то не договорил – поругайте меня в комментах, дополню текст.
Что такое предлог в русском языке
Предлог – это служебная часть речи. Она играет важную роль в установке связей между словами. Но самостоятельно строить предложения предлоги не способны. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, нужно рассмотреть его функции и признаки.
Зачем нужны предлоги
Отличительная особенность предлогов состоит в том, что они обозначают зависимое положение существительных, местоимений и числительных от стоящих рядом с ними слов в определенном падеже. Предлог делает конкретным значение падежной формы:
Итак, главная роль предлогов состоит в том, чтобы указывать на разнообразные отношения тех или иных слов к конкретной падежной форме.
Если углубиться в суть и понять, что обозначает предлог, можно сделать вывод, что предлоги выражают отношения между объектами:
Простые и составные предлоги
Предлоги классифицируются по структуре и происхождению.
По структуре предлоги делятся на два вида:
Примеры использования простых предлогов в предложении:
Примеры употребления составных предлогов:
Производные и непроизводные предлоги
По происхождению предлоги принято делить на два вида:
Часто ученики допускают грубую ошибку, принимая такой предлог за наречие. Существует простое правило, согласно которому, если после слов «вокруг», «накануне», «возле» и им подобным стоит существительное или местоимение, то перед нами предлог. Для примера рассмотрим наречный предлог «накануне»:
В данном случае «накануне» – это предлог, так как рядом есть существительное. Кроме того, к этому слову невозможно задать вопрос.
Мы видим, что в данном предложение «накануне» – это наречие. От глагола «был» можно задать вопрос (когда?) к этому слову. Поэтому можно сделать вывод, что «накануне» – это самостоятельная часть речи, а не предлог.
Несмотря на то, что предлоги относятся к служебным частям речи, они очень важны для русского языка, так как устанавливают связи между словами.
Конспект по русской грамоте на тему «Предлог» (1 класс)
Урок русской грамоты
учитель начальных классов ОСШ №3,
Тема: Слова-помощники. Предлоги.
Тип урока: получение новых знаний.
Задачи: познакомить учащихся с предлогом, как с частью речи; дать представление о роли предлогов в речи; формировать умение писать предлог отдельно от других частей речи; развивать устную и письменную речь; воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», карточки с заданиями, памятка по теме предлог.
Психологическая установка на урок
Нас сегодня сказка ждёт,
К новым знаниям поведёт.
Вы друг к другу повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Всё получится у нас
Вы, я знаю, дружный класс.
Погружение в сказку.
— Мы сегодня отправимся в волшебную страну сказок. А в какую именно сказку мы отправимся, вы узнаете, посмотрев на доску и послушав стихотворение.
Стоял у лисы дом ледяной,
Который от солнца растаял весной,
Лисичка-сестричка хитрой была,
К зайке попросилась, его ж и выгнала.
— Как называется сказка? («Заюшкина избушка»)
— Что за беда случилась у зайчика?
Хитрая лиса сказала зайчику, что если он выполнит все её задания, то она вернёт домик. А зайка в школе не учился, не сможет он сам их выполнить. Поможем ему?
Первое задание. Работа со словами.
— Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Как они называются?
— Назовите слова, которые отвечают на вопрос какая? Как они называются?
— Назовите слова, которые отвечают на вопрос что делает? Как они называются?
ХИТРАЯ, ИДЁТ, ПЕТУХ, СОБАКА, ЛЕДЯНАЯ, ПЛАЧЕТ, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, У, ПРО
— Кто знает, как называются слова У, ПРО?
Пропишем эти предлоги.
— Ребята, изучая «Букварь», «Родное слово», мы встречались с предлогами?
Но мы не говорили о них подробно.
Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке вы узнаете:
1. Что такое предлог?
2. Для чего нужны предлоги?
3. Как пишутся предлоги?
— Поработаем со словами, которые отвечают на вопрос кто? Записать эти слова в нужном порядке нам помогут загадки.
Обитатель леса шустрый,
Оборвал листок капустный,
У него дрожат реснички:
Нет ли где-нибудь лисички? (Заяц)
— Вместе с нами зайчику вызвались помогать и другие герои сказки.
— Кто первый пришёл на помощь, узнаете из загадки:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака)
— А кто же ещё вызвался помогать зайчику?
Он всю зиму в шубе спал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь – лесной … (медведь)
Время считает. (Петух)
Открытие новых знаний
— Переходим ко второму заданию лисы.
Составить из слов предложение.
— Вспомним всё, что знаем о предложении.
— Предложение состоит из слов.
— Слова в предложении связаны по смыслу.
— Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
— В конце предложения ставится точка.
— Составьте из слов предложение. (Не получается.)
— Почему? (Не хватает слов.)
— Добавьте. Прочитайте предложение.
— Как называются слова у, про? (Предлоги)
— Для чего служат предлоги?
— Вернёмся к нашему предложению.
— Слова не связаны по смыслу.
— Вернём предлоги на место.
— Слова связаны по смыслу.
— Какие слова связали эти слова по смыслу?
— Так для чего служат предлоги?
Предлоги служит для связи слов в предложении.
— Обратим внимание, как пишутся предлоги с другими словами.
Предлоги с другими словами пишутся раздельно.
— Запишите предложение, подчеркните предлоги.
встаньте на носочки
сядьте на корточки
возьмите себя за уши
загляните под парту
посмотрите на потолок
посмотрите через плечо
посмотрите друг другу в глаза
Обобщение новых знаний
— Что вы узнали о предлогах?
Применение новых знаний
— Выполним третье задание лисы, применяя полученные знания о предлоге.
1. Работа по картинкам. Закончите предложения, используя указанные предлоги. Запишите слова с предлогами.
Цветы стоят … (в вазе).
Рыбки плавают … (в аквариуме).
Ворона летит … (над крышей).
Ворона сидит … (на крыше).
Бабочка сидит … (на цветке).
Кошка залезла … (под кресло).
Мячик закатился … (под стол).
Кошка вылезает … (из-под кресла).
Девочка достаёт мячик … (из-под стола).
Мальчик спрятался … (за дерево).
Дети сидят …(за столом).
Мальчик выглядывает … (из-за дерева).
Дети встали …(из-за стола).
Кошка прыгает … (со стула).
Ручка упала … (со стола).
Столик стоит … (между креслами).
Линейка лежит … (между тетрадью и книгой).
Лисичка сочинила стихотворение «Где чей домик?», но предлоги стёрла.
Воробей живёт … крышей.
… тёплой норке – домик мыши.
… лягушки дом … пруду.
Домик пеночки – … саду.
— Эй, цыплёнок, где твой дом?
Слова для справок: под, в, у
— Понятно ли вам, где чей дом? (Нет)
— Почему? (Нет предлогов)
— Давайте их вставим.
Поможем зайчику выполнить четвёртое задание лисы.
Работа с предложениями.
Дед … печи, дрова … печи. (в, на)
… столом портрет, … столом табурет. (под, над)
Овечки … речки, караси … речке. (в, у)
— К чему приводит неправильное употребление предлогов?
Лиса почти согласилась уйти из зайкиного дома и предлагает нам последнее задание.
4. Работа с учебником. Упражнение 6 стр. 184
Хорошо прошёл урок – изучали мы … (предлог).
В предложении связать слова помог
Слово-помощник – это … (предлог).
— Все задания лисы мы выполнили, она возвращает зайчику его домик. А вам лиса приготовила памятку по теме урока.
— Какие вы запомнили предлоги?
— Для чего служат предлоги?
— Как пишутся предлоги?
Раскрасить рисунок и составить по нему четыре предложения с данными предлогами.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-097213
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Грамота 1 класс тема «Предлог»
Грамота. 1 класс. Тема урока: “Предлог”.
Макарова Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа № 3 им. Ю. А. Гагарина»
Цель урока: Познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; умение определять части речи; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, частично – поисковый, практический.
Формы: фронтально – коллективная, индивидуальная, работа в парах, работа по уровням.
Оборудование: мультимедийные слайды; учебник “Родное слово 1 класс.” Алматы «Атамура» 2008г. Авторы:В.К. Павленко, Р.С. Касымова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель: Как поётся в одной известной детской песенке, даже самая большая река начинается с самого маленького голубого ручейка, а самая большая дружба начинается с … чего? Правильно, дружба начинается с улыбки. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. За любое важное дело нужно браться с хорошим настроением, только тогда можно добиться нужного результата. Поднимите сигнальные карточки и покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Замечательно! Значит, у нас с вами сегодня на уроке всё получится, и мы будем довольны результатом.
Учитель: Откройте тетради, запишите число и показ, не забыв про правильную посадку при письме.
— Какие буквы мы будем сегодня записать? Посмотрите внимательно на соединение. Продолжите запись до конца строки.
3. Словарная работа.
Комментированное письмо. Загадки:
1. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка
Можешь и на рисовать
2. Кто альбом раскрасил наш. Ну, конечно …
3. В первом классе я узнал
Дом для ручек звать …
4. Повторение пройденного материала.
А). Интеллектуальная разминка или простой опрос.
— Ребята, посмотрите на словарные слова, скажите, на какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
— Почему одни предметы отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?
— Слова, обозначающие предметы, к какой части речи относятся?
— Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой, какое, какие?
— К какой части речи относятся?
— Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать?
— К какой части речи относятся?
Б) задание Слайд № 5,6
Зеленый, куст, поет, рисует, золотой, город.
Раздели слова на 3 группы.
По какому признаку разделили слова?
Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
Физминутка: Сейчас мы немножко отдохнем. Поиграем в игру со словами. Когда я буду называть слова обозначающие предмет, вы делаете хлопок над головой, действие предмета, вы показываете это действие, признаки предметов, вы качаете головой.
Игрушка, прыгать, мальчик, весёлый, шагать, плыть, девочка, дом, яркий, умный, книга, цветок, кружиться, стоять, сесть.
5.Актуализация знаний учащихся, постановка цели урока:
Когда я шла к вам на урок, гулял по улице щенок. Он рассказал мне обыкновенную историю, которую про него сочинил Вадим Левин. Он даже передал мне эту историю, но ветерок подул, и какие-то слова потерялись. Может, вы поможете восстановить это стихотворение?
— Прочитайте, его молча, глазками? Читает учитель.
На доске:
— Что вы заметили? (пропущены маленькие слова)
— Кто из вас знает, как называются эти маленькие слова?
— Эти маленькие слова. Называются предлоги. Тема нашего урока «Предлог». Сегодня на уроке мы будем работать с предлогами. Узнаем, как они пишутся и для чего нужны.
6.Изучение нового материала.
А) У вас на партах текст этого стихотворения. Ваша задача вместе с соседом вставить подходящие по смыслу предлоги (предлоги вписываются в текст, и подчёркивается ).
— Проверьте себя. Слайд № 8
— Кто мне скажет, как называются слова, которые мы с вами вставили в стихотворение, «предлоги».
— Что вы узнали о предлогах из этой сказки?
7. Работа по учебнику
— стр. 167 прочитайте правило.
— рассмотри рисунок, скажите, кто находится у дома? Кто в доме? Кто над домом? Кто выходит из дома? Кто на крыше? Что растет под окном? Какие предлоги встретились?
— как пишутся предлоги со словами?
Физминутка: Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
8. Работа с текстом. Вставьте предлоги. Слайд № 11.12
Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
Давайте вставим предлоги.
Ученики выходят к доске, выбирают нужные предлоги, вставляют в текст. Записывают в тетрадь.
Установилась ли связь слов в предложениях?
Какую роль предлоги выполняют в предложении?
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
9. Дифференцированная работа по карточкам. Слайд № 13
На улице стоят теплые деньки. По дорогам потекли весёлые ручейки. Вот показались первые цветы. Над цветами летают пчёлы. С юга прилетели журавли.
Отрезал ___ ленточки
— Как пишутся предлоги? Какую роль предлоги выполняют в предложении?
11. Домашнее задание: стр. 168 №3, правило. Слайд №14
12. Рефлексия: « Дерево успеха» Слайд № 15
— Кто сегодня все понял, но допускал ошибки – прикрепите к нашему дереву жёлтый листочек.
Рука помощи: ребята, а кому сегодня на уроке было очень тяжело выполнять задания, подойдите ко мне и протяните свою руку.