Что такое преподавательские услуги по 44 фз
Энциклопедия решений. Закупка у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ преподавательских услуг
Закупка у единственного поставщика преподавательских услуг и услуг экскурсовода
Согласно п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключить с единственным исполнителем контракт на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.
При закупке на основании приведенного пункта преподавательских услуг необходимо учитывать следующее.
В свою очередь, преподавательская (учебная) работа заключается в проведении учебных занятий (п.п. 2.1-2.2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 N 536) и осуществляется при реализации образовательной программы, то есть в рамках образовательной деятельности (п. 9 ст. 2, ст. 12, ст. 13 Закона N 273-ФЗ). Преподавательская (учебная) работа признается частью педагогической работы педагогических работников, то есть физических лиц (ч. 6 ст. 47, ч. 3 ст. 99 Закона N 273-ФЗ).
Исходя из этого мы полагаем, что под преподавательскими услугами следует понимать услуги по проведению учебных занятий в рамках реализации образовательной программы лицами, осуществляющими образовательную деятельность, а п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ направлен в первую очередь на облегчение возможности привлечения образовательными учреждениями преподавателей, не являющихся сотрудниками таких учебных заведений, но, например, имеющих авторитет в свой области, для проведения учебных занятий (например, чтение лекций, проведение семинаров) при реализации образовательной программы таким образовательным учреждением.
При этом следует обращать внимание, что, например, лекция в рамках информационно-методического семинара не является, по нашему мнению, преподавательской (учебной) деятельностью, поскольку в этом случае речь не идет о реализации образовательной программы, и поэтому такая лекция не может расцениваться как оказание преподавательских услуг. В подобных случаях выбор способа определения контрагента осуществляется на общих основаниях.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на январь 2021 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки» использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой
Как закупить образовательные услуги: пошаговая инструкция
Тендеры на образовательные услуги — это конкурентные закупки учебных программ для сотрудников госзаказчиков, госкомпаний. При проведении необходимо установить специальные требования к исполнителям.
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Скачать форму типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих из КонсультантПлюс |
Скачать образец контракта на оказание услуг по профессиональному обучению 2020 года пример из ЕИС |
Скачать образец государственного контракта по повышению квалификации пример из ЕИС |
Когда госзаказчики закупают обучение
Кадровики, бухгалтеры, специалисты по технике безопасности и охране труда и многие другие регулярно повышают квалификацию — без этого просто не пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности, поэтому госзаказчики постоянно проводят государственные закупки товаров и услуг обучения для своих сотрудников.
Сами государственные закупки осуществляют специалисты, имеющие необходимые квалификацию, знания и опыт в данной сфере. Контрактное законодательство обязывает покупателей создавать контрактную службу, если годовой объем закупок более 100 млн рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). При меньших показателях необходимо назначать контрактного управляющего. Работники такой службы или управляющий должны иметь высшее или дополнительное профобразование в сфере госзакупок (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ).
Для проведения тендеров на обучение и образование покупатель создает закупочную комиссию в основном из лиц, которые повысили квалификацию или прошли переподготовку по госзакупкам (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).
Не нашли ответ на вопрос? КонсультантПлюс подготовил готовое решение на тему «Какое образование и обучение требуются для работы по Закону №44-ФЗ»
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Выбираем способ определения поставщика
Образовательные услуги отсутствуют в аукционном Перечне, который утвержден Распоряжением Правительства №471-р от 21.03.2016, поэтому заказчик вправе выбрать любой способ определения поставщика:
Закрытые способы используют, когда сведения из тендера секретны.
Заказчики часто приобретают обучение через аукционы. Здесь победителя определяют на основании одного критерия — цены контракта. Услугу трудно объективно оценить только по стоимости, а ее характеристики в описании участники интерпретируют по-разному. Предпочтительнее в подобных случаях использовать открытый конкурс, т.к. он предусматривает несколько критериев оценки. Цена здесь не всегда имеет решающее значение.
Постановление №1279 от 30.09.2019 разъясняет, включается ли закупка услуга обучения сотрудника в план-график: да, как и остальные закупки организации.
Обосновываем НМЦК
Расчет- обоснование закупки образовательных услуг проводят на основании ст. 22 44-ФЗ. Когда объем потребностей определить невозможно, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе позволяет указать в извещении и документации максимальную стоимость и формулу расчета цены. Там же указывают, что оплата по контракту производится по указанной цене, исходя из объема фактического обучения. Размер такой оплаты не превышает НМЦК.
Составляем ТЗ
Тендерную документацию на обучение составляют так, чтобы поставщики правильно истолковали все требования и критерии. В этом случае они смогут объективно рассчитать цену.
При подготовке технического задания к тендеру образовательных услуг учитывайте ряд нюансов, нарушение которых влечет за собой ограничение конкуренции и, как следствие, споры в ФАС:
Устанавливаем требования в документации
Образовательная деятельность подлежит лицензированию (ст. 91 №273-ФЗ). В закупочной документации следует установить требование о наличии у поставщика образовательной лицензии. Такой документ не требуется только для индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги непосредственно. Используйте формулировку:
ФЗ-273 разъясняет, какая лицензия должна быть у организации на обучение по 44-ФЗ: лицензия на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.
Готовим контракт
Приказом Минтруда №797н от 29.10.2015 утвержден типовой контракт на оказание образовательных услуг, которым учреждения руководствуются при подготовке проекта документа.
Рассказываем, как прописать в контракте условие, что обучение только в очной форме (если дистанционное не требуется):
Принимаем услуги
Приемка обучения проводится в соответствии с условиями контракта (раздел 4 типового контракта на обучение сотрудников). Здесь предусмотрено проведение экспертизы, создание приемной комиссии по желанию заказчика, составление акта сдачи-приемки в установленный срок.
После исполнения обязательств исполнитель предоставляет заказчику акт сверки взаиморасчетов.
Закупка преподавательских услуг
Антикризисное предложение до 09 декабря
Закупка преподавательских услуг: разбираемся в нормах законодательства
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Закупка преподавательских услуг имеет важную особенность: помимо требований законодательства в сфере госзакупок, необходимо соблюсти дополнительно и рекомендации той части законов, которая относится к образованию. Соответственно, не имея информации о важных нюансах, высок риск наделать ошибок.
Может показаться, что такой тип закупок – редкость, однако преподавательские услуги нужны тем организациям, которые стремятся осваивать новые технологии и, как следствие, повышать уровень квалификации своих работников. В нашей статье мы расскажем о ключевых особенностях данного типа закупок.
Ситуации, требующие закупки преподавательских услуг
В первую очередь отметим, что обязанность по осуществлению государственных закупок должна быть возложена на специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, знаниями и опытом по этому конкретному направлению. Причем поддержанием и повышением уровня профессионализма таких работников должен заниматься непосредственный заказчик услуг.
Согласно статье 38 ФЗ № 44 при годовом объеме закупок свыше 100 млн рублей в организации должна быть создана контрактная служба. Если цифры объемов ниже, то достаточно контрактного управляющего. Занимать такие должности люди могут только при наличии высшего или дополнительного профессионального образования по госзакупкам (статья 38 часть 6).
Чтобы выявить лучшее предложение из представленных (это не касается только случаев, когда имеется один поставщик), заказчиком обычно создается закупочная комиссия из специалистов высокой квалификации или прошедших курсы по госзакупкам (статья 39 часть 5).
Следовательно, госзаказчикам необходимо регулярно осуществлять закупку преподавательских услуг. Повышать свой профессиональный уровень приходится не только сотрудникам контрактной службы, но и работникам отдела кадров, бухгалтерии, отдела безопасности и охраны труда и других подразделений. Ведь занимать должность они смогут только после прохождения очередной аттестации.
Планирование закупки преподавательских услуг
Закупка преподавательских услуг начинается с того, что соответствующие строки появляются в двух документах: плане закупок и графике закупок. Эти документы заносят в Единую информационную систему.
Каждую закупку в плане определяют с помощью следующих критериев:
Федеральные заказчики должны оформлять план закупок в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 05.06.15 № 552. Региональные и муниципальные заказчики следуют указаниям документов, разработанных соответствующими департаментами управления субъектов Федерации и органами местного самоуправления на основании правительственных указов и постановлений.
Заполняя таблицу плана закупок, нужно подробно описать цель закупки и зафиксировать предназначенные для этой операции объемы финансовых средств. Важно понимать, что цель закупки должна быть обоснованной и законной. В обычной практике легитимным признается обоснование, что закупленные организацией обучающие программы для сотрудников необходимы для того, чтобы заказчик дальше мог осуществлять свою деятельность.
Требования к форме плана-графика закупок установлены в Постановлении Правительства от 05.06.15 № 553. В нем присвоенный идентификационный код дополняется следующей информацией:
Определение поставщика при закупке преподавательских услуг
Так как образовательных услуг нет в официальном аукционном Перечне (Распоряжение Правительства РФ № 471-р от 21.03.16), заказчику предоставлено право использовать один из способов выбора исполнителя.
Это можно сделать с помощью:
Наиболее частой практикой является приобретение заказчиком обучения с помощью аукциона. При этом на выбор влияет только один критерий – стоимость продукта. Но цена услуги, тем более в области обучения, не может быть единственной оценкой ее качества. Еще одной проблемой можно считать возможность различных интерпретаций характеристик услуги, указанных в описательной части, а это нередко приводит к разногласиям в процессе выполнения обязательств или необходимости расторгнуть договор.
Более эффективно выбирать исполнителя при помощи открытого конкурса, на котором участники представляют свои программы. Здесь уже можно применять разные оценочные критерии, причем стоимость не будет иметь решающего значения.
Обоснование НМЦК при закупке преподавательских услуг
Эксперты признают, что самые большие трудозатраты приходятся на разработку обоснования начального (максимального) значений стоимости услуг.
Заказчик в своей работе над обоснованием этих цен обязан ориентироваться на те методики, которые прописаны в Законе. Если в этом есть необходимость, то можно оперировать сразу несколькими методами. В большинстве случаев заказчик, чтобы обосновать начальную (максимальную) цену, отдает предпочтение методу анализа рынка. Кстати, закон 44-ФЗ также определяет его в качестве приоритетного.
При использовании этой методики начальная цена закупки устанавливается после тщательного сравнения всех имеющихся на рынке предложений о предоставлении аналогичных преподавательских услуг или близких по характеристикам:
Допускается применение заказчиком обоснованных им коэффициентов или индексов при перерасчете стоимости.
Необходимо тщательно относиться к выбору информационных источников, которые будут применяться в работе над обоснованием цен. Анализ рыночных цен можно проводить на основании:
Сведения, относящиеся к общедоступным и которые могут быть использованы в закупках преподавательских услуг, представлены:
В принципе, заказчик при работе над обоснованием цены закупки может обращаться к иным информационным ресурсам, помимо списка, представленного в законе 44-ФЗ, в котором перечислены общедоступные источники.
В Приказе № 567 Минэкономразвития России от 02.10.13 содержатся методики обработки аналитической базы, которые заказчик может применять в работе над обоснованием цены закупки. Причем эти методы являются рекомендованными, а не обязательными, на них заказчик может ориентироваться и использовать собственные формулы расчета. Единственное условие – их нужно представить в плане-графике.
В соответствии с рекомендациями заказчику после сбора достаточной аналитической информации необходимо остановиться на трех ценах и рассчитать их среднее арифметическое значение. Чтобы заказчики не изобретали велосипед, Минэкономразвития РФ предлагает воспользоваться следующей формулой для определения начальной (максимальной) цены контракта:
v – количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
n – количество значений, используемых при расчете;
i – номер источника информации о ценах;
Однако разработчики методики не рекомендуют пользоваться в расчетах значениями цен, которые отклоняются от средней величины больше чем на 30 %. Чтобы упростить для заказчика выбор однородных цен, в методические рекомендации включили специальную формулу:
V – коэффициент вариации;
— среднее арифметическое значение цены единицы вида продукции;
s –
среднее квадратичное отклонение, рассчитанное по формуле:
Цi – значение цены за единицу продукции, указанное в источнике с номером i;
При коэффициенте вариации выше 33 % желательно вернуться на этап сбора информации, провести дополнительный анализ материалов, чтобы увеличить количество вариантов цен для расчета.
Нюансы приемки преподавательских услуг
Целью закупки преподавательских услуг является проведение качественного обучения сотрудников организации. Поэтому после завершения образовательной программы согласно договору выполняют приемку работ и подписывают соответствующий акт в свободной форме, где указывается, что обучение проведено в соответствии с условиями госконтракта. Преподавательские услуги оцениваются с помощью экспертизы. Ее могут провести специалисты, работающие в данной организации, или сторонняя компания, выбранная заказчиком на свое усмотрение.
В законе нет жестких требований к приемке преподавательских услуг, экспертизу выполненных работ необязательно проводить с помощью приглашенных специалистов. Это одинаково относится к контракту, заключенному по итогам конкурсных процедур и подписанному с единственным поставщиком. Также не имеет значения количество и уровень профессионализма специалистов, включенных в комиссию. Поэтому из экономических соображений проверку качества преподавательских услуг обычно осуществляют сотрудники компании.
С этими процедурами вполне может справиться руководитель подразделения, занимающегося обучением работников.
Важный нюанс: экспертная комиссия – не то же, что приемная. Получатель преподавательских услуг имеет право поручить работу всего двум сотрудникам: один сделает экспертизу, а второй проведет приемку выполненного обучения. Закон гласит, что число членов экспертной комиссии заказчик может определить сам, а если создается приемочная, то она должна состоять из 5 или более членов.
Работа по приемке осуществляется на основании приказа, который включает список членов комиссии или в нем указывается Ф. И. О. и должность ответственного за проведение приемки. Помимо этого, документом определяется, кто конкретно занимается проведением экспертизы.
Основная задача, которую решает экспертиза, – проверить оказанные услуги на соответствие всем пунктам контракта. Причем проверка проводится на основании перечня критериев, определяющих несоответствие выполненных услуг требуемым по контракту. После окончания экспертизы оформляется документ за подписью заказчика о приемке. Если была создана приемочная комиссия, то подписи ставят все ее члены, после чего заказчик утверждает документ.
В случаях, когда эксперт, экспертная комиссия, ответственный за приемку или приемочная комиссия дают отрицательное заключение, у заказчика имеется право выслать на почтовый адрес исполнителя письмо с мотивированным отказом принять результаты. Причинами отказа являются выявленные несоответствия между проведенным обучением и требованиями заключенного контракта. Однако заказчик может принять выполненную работу, если несоответствия вовремя устранены и не повлияли на окончательные результаты.
Организация классического экзамена для слушателей курса является лучшей проверкой качества преподавательских услуг.
Также для подтверждения факта проведения учебных занятий используется регистрация участников обучения. Перед началом занятия преподаватель выдает лист посещения, и каждый слушатель ставит подпись около своей фамилии.
Чтобы иметь возможность контролировать приобретенные образовательные услуги, еще на этапе формирования документов о закупке в контракт необходимо внести список интересующих вопросов и ключевых понятий, с которыми необходимо познакомить слушателей во время учебных занятий. Если на экзамене большинство специалистов, посещавших обучение, не справились с заданиями и не дали верных ответов, то вряд ли такое обучение можно назвать качественным. Этот факт может служить аргументом, чтобы не принимать выполненные работы, даже с учетом полностью проведенных лекций.
Но чтобы подобный факт включить в мотивационное письмо с отказом о приемке услуг, необходимо в соответствующем разделе контракта указать критическое количество не озвученных преподавателем тем и не прошедших экзамен сотрудников.
Инструкция по закупке образовательных услуг по 44-ФЗ
Тендеры на образовательные услуги по 44-ФЗ — это государственная или муниципальная закупка обслуживания на обучение или переквалификацию сотрудников заказчика. Для исполнителей действуют специальные требования.
Скачать типовой контракт на обучение охране труда из КонсультантПлюс |
Скачать форму для списка обучающихся из КонсультантПлюс |
Скачать форму акта сверки расчетов с исполнителем из КонсультантПлюс |
Скачать форму расчета стоимости услуг из КонсультантПлюс |
Скачать форму заказа на оказание услуг по обучению из КонсультантПлюс |
Скачать форму акта сдачи-приемки оказанных услуг из КонсультантПлюс |
Скачать образец государственного контракта по повышению квалификации из ЕИС |
Основание для закупки
Специалисты из разных сфер и областей обязаны периодически повышать квалификацию. С этой целью заказчики и проводят тендеры на обучение и образование: чтобы выбрать исполнителя, который проведет обучение или повышение квалификации персоналу.
Повышать уровень квалификации и получать специализированное образование обязаны и те, кто непосредственно занимается закупками в организации: специалисты контрактной службы, контрактный управляющий (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). Напоминаем, что заказчик создает контрактную службу, если его годовой объем закупок превышает 100 млн рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Если СГОЗ меньше 100 млн рублей, за госзаказ отвечает контрактный управляющий.
Способ определения поставщика
Перед проведением закупки необходимо проверить аукционный перечень из РП №471-р от 21.03.2016. Образовательных услуг нет в списке — проводите заказ любым способом по 44-ФЗ:
В ст. 16 44-ФЗ указано, включается ли закупка услуга обучение сотрудника в план-график — да, включается. Все госзакупки перед проведением необходимо учесть в плане-графике (ПП РФ №1279 от 30.09.2019).
Тендеры на госзакупку образования обычно проводят через электронный аукцион, где главным критерием для победы является цена. Это не совсем верный подход. Образовательным услугам сложно дать стоимостную оценку. При выборе поставщика гораздо важнее определить качество объекта заказа, а в этом поможет электронный конкурс. В открытом конкурсе устанавливаются определенные критерии оценки, а цена — не главный показатель.
Обоснование начальной цены
Заказчики производят расчет и обоснование закупки образовательных услуг по ценовому критерию, руководствуясь положениями ст. 22 44-ФЗ. Итоговая стоимость оказания услуг по контракту не превышает начальную цену.
Подготовка технического задания
При подготовке закупочной документации необходимо корректно составить техническое задание к тендеру образовательных услуг — к исполнителю предъявляют особые требования. Следите за тем, чтобы указанные условия не ограничивали конкуренцию между потенциальными исполнителями.
Вот что необходимо учесть при подготовке ТЗ:
Требования к исполнителю
Осуществление образовательной деятельности невозможно без получения лицензии. В ст. 91 273-ФЗ от 29.12.2012 указано, какая лицензия должна быть у организации на обучение по 44-ФЗ — проверяйте у исполнителя лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. Исключением являются индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно преподают образовательные программы.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали, когда требовать лицензию от исполнителя. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы не предъявить избыточные требования.
Проект контракта
При подготовке проекта контракта используйте типовую форму (Приказ Минтруда №797н от 29.10.2015).
Вот как прописать в контракте условие, что обучение только в очной форме (для дистанционного действует аналогичный принцип):
По 44-ФЗ и 273-ФЗ субподряд при закупке образовательных услуг по 44-ФЗ не исключается. Если контрактом не запрещено привлечение субподрядчиков и исполнитель привлекает такого соисполнителя, укажите это отдельным блоком в соглашении.
Приемка услуг
В четвертом разделе типового контракта подробно описан порядок приемки. Заказчик привлекает экспертов к оценке образовательных услуг и при необходимости формирует приемную комиссию. По окончании периода обучения стороны подписываю акт об оказании образовательных услуг.