Что такое причастие христовых тайн
Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии
Значение таинства причащения в жизни православного христианина
|
Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.
Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.
Установление таинства причащения
Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.
Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.
Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).
Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство.
Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.
Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).
Необходимость причащения для православных христиан
Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.
Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.
Евхаристия и жертва Христова
Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.
Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха – главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира – основа нашей веры.
Чудо святого причащения
Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).
Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.
Да, таинство причащения – евхаристия – это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).
Таинство причащения с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».
Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба – евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).
Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.
Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии – литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.
Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.
Литургия святителя Иоанна Златоуста
Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.
Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».
Литургия святителя Василия Великого
По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».
Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.
Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)
Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост – время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.
В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.
О Таинстве Причащения
Подборка цитат
Все цитаты взяты из книги «Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского». Собранные вместе они дают развернутую картину, отражающую пастырско-богословский опыт Владыки.
Можно заметить, что живое экклесиологическое и сотериологическое осознание Евхаристии часто идет в разрез со сложившейся практикой: редкое приобщение, уход после пасхальной Заутрени до причастия (что по мысли Владыки обессмысливает не только сам праздник Пасхи, но и весь подготовительный Великий пост (см.19)), сведение причащения до индивидуальных, часто бытовых нужд (здоровье, благополучие и т. п.). Последнему св. Иоанн противопоставляет бескомпромиссно высокое предназначение причащения: оно не только освящает (см. 3), укрепляет (см.4), преображает человека (см. 7), но открывает ему лицезрение славы Христа (см. 11), через Которого приобщает его ко всей полноте Божества (см. 6). В причастии святых Тайн, которые вводят верующих в вечную жизнь (см.16) и являются залогом их будущего общения со Христом (см. 10), реализуется также (и на этом не раз останавливается св. Иоанн) Церковь, как новое неотмирное собрание ее членов объединенных в «великое Тело Христово» (см. 12, 14). Владыка Иоанн также настаивает, что достойно причащается тот, кто на полученный дар отвечает своим устремлением ко Господу (см. 17), вплоть до самоотречения (см. 8).
Цитаты собраны из различных проповедей (ни одна из которых не посвящена специально Таинству причащения) и для удобства снабжены заголовками.
1. Таинство Причащения установлено Господом на Тайной вечери.
В то же время в Тело и Кровь Христовы прелагаются хлеб и вино за Божественной литургией и верные причащаются их. Так установил Сам Христос, причастивший Своих апостолов за Тайной вечерей со словами «приимите, ядите: сие есть тело Мое; пиите от нея вси, сия бо есть кровь Моя новаго завета» (Матф 26, 26-28).
2. Причастие – литургическое воспоминание Тайной вечери.
В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа.
3. Причастие освящает человека.
Для полного освящения человека, тело раба Господня должно соединиться с Телом Христовым и то совершается в таинстве Святого причащения.
4. Причастие – источник умиления и духовной теплоты.
Уже теперь дает Христос ощутить радость и сладость Его Благости. Укрепляет наши души и тело Божественными Своими Таинствами… Наполняет иногда нас невыразимым умилением и теплотой духовной после благоговейного причащения святых Его Тайн.
5. Причастие – начало рая на земле.
Начало ада уже здесь на земле. Также и рай начинается в душе человека уже в земной жизни. Здесь уже бывают касания Божественного в день Светлого воскресения, и когда достойно причащаемся.
6. Причастие приобщает ко всей полноте Божества и к вечной жизни.
Соединяясь с Воскресшим Господом и через Него со всей Присносущей Троицей, человек почерпает от Нее силу для вечной жизни и сам становится безсмертным.
7. Через причастие и содействие собственной доброй воли человек становится новым творением.
Освящается и общается с Богом не только душа, но и тело человека в причащении Тела и Крови Христовых, через Которого соединяется со всей Святой Троицей. Благодатью Божией, при участии собственной воли и усилия, человек становится новой тварью, участником вечного Царствия Божиего.
8. Достойно причащающийся и готовый послужить Господу делается орудием Божественной воли.
Причащающиеся же с благоговением, любовью и готовностью принести себя на служение Ему, тесно соединяются с Ним и становятся орудием Его Божественной воли.
9. Причастие – победа над грехом и смертью.
Причащение Тела и Крови Христовых есть принятие в себя Воскресшего Христа, победителя смерти, дарующего тем, кто с Ним, победу над грехом и смертью.
10. Причастие – предначатие вечной жизни.
Сохраняя в себе благодатный дар Причастия, мы имеем залог и предначатие вечной блаженной жизни души и тела.
11. Причастие – источник вечной радости и лицезрения славы Воскресшего Христа.
Соединившийся духом и телом со Христом в сей жизни, духом и телом будет с Ним и в грядущей жизни. Благодатные струи Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых являются источником нашей вечной радости в общении с Воскресшим Христом и лицезрении Его Славы.
12. Через причастие верующий делается членом великого Тела Христова (т.е. Церкви).
Принятые нами истинное Тело и истинная Кровь Христовы становятся частью великого Тела Христова.
Мы причащаемся Тела и Крови Христовых (в святых Тайнах), чтобы самим быть членами Тела Христова (Церкви).
Божественная Евхаристия, приношение безкровной жертвы и причащения ее, освящает и укрепляет ее участников, делает вкушающих Тело и Кровь Христовы истинными членами Тела Его Церкви.
13. Спасение людей через сроднение с Божественной жизнью Тела Христова – есть цель Церкви.
Все части Вселенской Церкви имеют одну общую цель – проповедь Слова Божия, подготовку людей к тому, чтобы они становились способными быть членами Тела Христова и, ставши таковыми, все более и более, все искреннее и крепче сроднились с Божественной Спасительной жизнью Тела Христова, ибо в том и есть спасение людей.
По православному пониманию Церковь составляют не только иерархи и священнослужители, но и весь верующий православный народ. Эта их совокупность и единство, приобщающееся в Святых Таинствах Христу, и есть Церковь, Тело Христово.
15. Для чего необходимо постоянно причащаться.
Христианин через покаяние, очищается, соединяется теснейше со Христом в причащении святых Тайн, но потом опять оседает на него пыль греха и отдаляет от Христа и Церкви, почему снова нужны покаяние и причащение.
Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нем борьба между грехом и правдой. Какого бы высокого, духовного и нравственного состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или же стремительное, глубокое падение в бездну греха. Посему необходимо для каждого причащение святых Тела и Крови Христовых, укрепляющее наше общение с Ним и орошающее живительными струями Благодати Святого Духа, текущими по Телу Церкви. Насколько важно причащение святых Тайн показывает житие преподобного Онуфрия Великого, которому, как и другим пребывавшим в той пустыни отшельникам, ангелы приносили святое Причастие; преподобной Марии Египетской, конечным желанием которой, после многих лет пустынной жизни, было принятие святых Тайн; преподобного Савватия Соловецкого и множества других. Не напрасно ведь изрек Господь: «Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе» (Иоан. 6, 53).
16. Частота причастия – залог общения со Христом в грядущем Царствии.
Чем больше человек находится под действием благодати причащения и теснее соединился со Христом, тем больше он будет наслаждаться общением со Христом и в грядущем Его Царствии.
17. Приобщаясь Тела Христова, устремимся к Нему духовно.
Церковь Христова есть Тело Христово, Сам Он возглавляет ее и Божественным Своим Телом и Кровию питает верующих, питает чад Своей Церкви, так что мы едино со Христом и телесно должны быть, и духовно. Мы телом соединяемся со Христом через Божественное Причащение, должны душевно примкнуть и сразу следовать Его заповедям.
Конечно, для единения со Христом недостаточно только соединение нашего тела с Телом Христовым. Вкушение Тела Христова бывает благотворно, когда духом устремляемся к Нему и соединяемся с Ним. Принятие Тела Христова, при отвращении от Него духом, подобно прикосновению ко Христу тех, кто Его били, и заушали и распинали Его. Прикосновение их к Нему послужило им не во спасение и исцеление, а в осуждение.
18. О причащении в грядущем Царстве.
В грядущем Царстве Христовом не будет уже нужды в причащении Тела и Крови Христовых, ибо все удостоившиеся будут в теснейшем общении с Ним и наслаждаться превечным светом Живоначальной Троицы, испытывая блаженство невыразимое языком и непостижимое нашим слабым умом. Посему после причащения святых Христовых Тайн за литургией, в алтаре возносится всегда молитва, поемая в пасхальные дни: «О, Пасха велия и священнейшая Христе! О! Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».
19. О причащении на Пасху.
Какой же драгоценнейший дар Божий получаем мы тогда, что является завершением нашего постного подвига? О том говорит нам уже первое песнопение, начинающее ежедневное пение стихир поста: «И подается нам в снедь Агнец Божий, во священней и светоносней нощи воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства».
Приобщение Тела и Крови Воскресшего Христа, в жизнь вечную, вот что является целью святой Четыредесятницы. Приобщаются не только на Пасху. Наоборот, на Пасху должно приобщаться тем, кто говел, исповедался и причастился во время Великого поста. Перед самой Пасхой нет возможности хорошо, во всем, исповедаться, время и священники заняты службами Страстными. Подготовляться к тому нужно заранее.
Всякое причащение Христовых Тайн есть соединение с Самим Христом и для нас спасительно. Почему же такое значение придается причащение в ночь Святой Пасхи и к тому мы все призываемся? Особенно тогда дается нам ощутить Царство Христово. Особенно мы тогда озаряемся Вечным Светом и укрепляемся для восхождения духовного.
То незаменимый дар Христов, несравнимое благо. Пусть никто сам не лишается сей радости и вместо причащения в Пасхальную ночь не торопится вкусить мясные и прочие снеди. Приобщение тогда Святых Тайн подготавливает нас к трапезе в вечном Царствии Божием.
Снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения. Мы о том молимся еще лишь начиная готовиться к посту и затем неоднократно в течение Великого поста: чтобы Господь сподобил нас приобщиться в нощь Святой Пасхи. Особенно действует тогда благодать Божия на сердца людей. Мы приобщаемся тогда Христа Воскресшего, делаемся участниками Его Воскресения.
Конечно надо поговеть раньше и уже причастившись Великим постом, снова причаститься Святых Тайн. Пред Пасхальной литургией нет времени подробно исповедоваться, это нужно сделать раньше. А в светоносную ночь, получив общее разрешение, приступать к Божественному Агнцу, залогу нашего Воскресения. Пусть никто не уходит из Церкви преждевременно, торопясь вкусить мяса животных, вместо того, чтобы вкусить Пречистых Тела и Крови Христовых.
Главное в Светлый день Пасхи — наше общение со Христом Воскресшим, что особенно проявляется в причащении в Светлую Службу, о чем неоднократно возносим моления в службах Великого поста. Уход с Пасхальной службы до окончания литургии есть грех или непонимание церковной службы.
Подборка цитат, заголовки – протоиерей Леонид Грилихес.
ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАЙН
Когда сделаны все приготовления к причащению Святых Тайн, вначале к нему приступают священнослужители в алтаре, потом прочие верующие.
Священнослужители причащаются в алтаре, отдельно от народа, закрытые от его взоров затворенными и занавешенными Царскими вратами, – по образу ближайших учеников и апостолов Иисуса Христа, которые одни из всех веровавших в Него сподобились получить Святое Причастие из Его рук на Тайной Вечери в Сионской горнице и в собрание которых в это время никто из сторонних не был допущен.
Иисус Христос на Тайной Вечери сперва преподал ученикам под видом хлеба Тело Свое, потом Чашу. По этому примеру священнослужители принимают Святые Тайны в разделенных видах – сначала Тело Христово, потом Пречистую Кровь. Из четырех частей раздробленного Агнца, после вложения одной из них в Чашу, для причащения священнослужителей назначается часть с знаком ХС (Христос).
Приступая ко вкушению Честнаго и Пресвятаго Тела Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, священник и от него дьякон приемлют оное в правою руку, подложив под нее левую и таким образом как бы соорудив, по слову святого Kирилла Иерусалимского, престол бессмертному Царю. Потом священник и дьякон, благоговейно преклонив главу к Агнцу, держимому в руке, исповедуют перед Ним веру в Искупителя и в Таинство Тела и Крови Его и молятся о неосужденном их вкушении, и, наконец, вкушают Тело Христово, наблюдая при этом, чтобы на ладони не осталось ни одной крупицы. «Ибо, – говорит святой Kирилл Иерусалимский, – если что (из Тела Христова) погубишь, тем как бы части собственного тела лишишься».
Исповедание и молитву перед Агнцем Божиим священник и дьякон выражают следующим образом: «Верую, Господи, и исповедую, что ты воистину Христос Сын Бога живого ( Мф. 16, 16 ; Ин. 6, 69 ), пришедший в мир спасти грешников, из которых я – первый ( 1Тим. 1, 15 ). Верую также, что это есть Пречистое Тело Твое и это есть драгоценная Кровь Твоя. Поэтому молю Тебя, помилуй меня и прости согрешения мои произвольные или непроизвольные, в слове или в деле, ведением или неведением, и сподоби меня неосужденно причаститься Святых Твоих Тайн, в оставление грехов и в жизнь вечную». K этому присовокупляется следующая молитва: «Приими меня, Сыне Божий, причастником Таинственной Твоей вечери, ибо я не поведаю тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуй, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. Причащение Святых Твоих Тайн, Господи, да будет мне не в суд или в осуждение, но в врачевство для души и тела».
Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда. Другими словами: «Я приступаю к Святым Твоим Тайнам с искренним желанием избежать греха Иуды: этот предавший Тебя Твой ученик, знавший Тайну Твоего пребывания в Гефсиманском саду, выдал ее Твоим врагам и, приведши их в это место, предал Тебя в их руки. Знаю и я, Господи, что Ты таинственно водворяешься в тех, которые вкушают Тело и Кровь Твою, и сам желаю во святых Твоих Тайнах принять Тебя в дом моей души и соделаться Твоею обителью; ибо Ты Сам сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6, 56 ). Но когда сподоблюсь принять Тебя под Kров души моея, то по благоговению к Твоему таинственному во мне пребыванию не буду разглашать об этой Тайне перед неверующими, с предубеждением и враждой относящимся ко всему таинственному в области веры, и не дам им повода к злому глумлению против того, что составляет для меня величайшую святыню. Я сохраню ее от поругания благоразумным о ней молчанием, следуя Твоему же внушению: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7, 6 ). Иуда выдал Тебя врагам лицемерным поцелуем, злоупотребив знак любви и дружбы. Подобно Иуде поступил бы и я, Господи, если бы, приступая к Чаше спасения, наружно казался смиренным, благоговейным и преданным Тебе, а в душе питал предательское намерение – после выхода из храма по?прежнему служить враждебному Тебе миру, плоти и дьяволу. О нет, я ненавижу грех лицемерия, я не дам Тебе лобзания Иуды, я питаю твердое намерение сохранить залог благодати, который получу в общении с Тобой в Твоих Тайнах, и пребыть Тебе верным до самой смерти».
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. «Знаю, Господи, что по множеству моих грехов я недостоин общения с Тобой в Пречистых Тайнах. Но я верую в спасительную их силу. Верую, что она простирается не только на душу, но и на тело. За грехи мои я достоин отвержения от Тебя и осуждения, но ради этой моей веры сподоби меня приять Твое Пречистое Тело и Кровь не в осуждение, но в исцеление души от греховных недугов и тела от болезней, которым, по слову Твоего апостола, подвергаются недостойные причастники ( 1Кор. 11, 30 )».
После вкушения Тела Христова, священник причащается из Чаши, и потом причащает дьякона Честные и Святые Kрове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную. Эта Кровь растворена в Чаше с Телом Христовым, и потому, вкушая ее, причастники пьют ее как бы из пронзенного ребра Христова. Ощущаемая при этом теплота Крови, растворенной перед этим согретой водой, еще живее напоминает им истекшую из ребра Спасителя вместе с водой еще неостывшую Его Кровь.
Причастившись сам и причастив дьякона, священник, если есть причастники из мирян, раздробляет для них части Агнца со знаками NI KA на мелкие частицы по числу причастников и влагает в Святую Чашу.
В то время когда причащаются священнослужители, вне алтаря поется краткий стих, именуемый причастным (по-гречески – киноник). Он поется для того, чтобы поддержать в предстоящих благочестивое настроение и занять их внимание на это время.
Причастен, подобно прокимну и аллилуарию, большей частью берется из псалмов и имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или праздника и оттого называется причастен дня, причастен праздника или празднуемого святого. Пение причастна заключается троекратным пением аллилуиа.
Применение причастных стихов к дневной или праздничной службе можно видеть из следующих примеров.
Так, в понедельник, в который совершается служба бесплотным Силам, причастен прославляет Господа, творящаго Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный ( Пс. 103, 4 ). Во вторник положена служба величайшему праведнику, большему всех рожденных женами, святому Иоанну Предтече, и потому в причастном стихе ублажается праведник: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится ( Пс. 111, 6 ), т.е. память праведника благословляется людьми и после его смерти, да и при жизни ему не страшны недобрые слухи о его чести, порицания и клевета, распространяемые его врагами и завистниками, – он уповает на Бога, который, рано или поздно, выведет на свет его правду, к посрамлению его недоброжелателей. В праздник Рождества Избавителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, поется причастен: Избавление посла Господь людем Своим ( Пс. 110, 9 ). На Богоявление празднуется торжественное излияние обильных благодатных даров Святого Духа на Богочеловека Иисуса Христа и через Него на все человечество. Поэтому для причастного стиха избраны слова святого апостола Павла: явися благодать Божия, спасительная всем человекам ( Тит. 2, 11 ). Во дни Пасхи и до ее отдания слышится причастен: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите. Этот причастен потому усвоен этим дням, что приятие Бессмертных и Животворящих Христовых Тайн есть наилучшее средство общения в эти дни с Тем, Кто воскресением из мертвых соделал эти Тайны бессмертными и животворящими, а нас всех, причащающихся от них, причастниками жизни и нетления. Во все Богородичные праздники поется причастен: Чашу Спасения прииму и имя Господне призову ( Пс. 115, 4 ). Если христианин, произнося или слыша эти слова псалмопевца, должен помышлять о спасительной Чаше Нового Завета, из которой он причащается Крови Христовой, то нетрудно понять, почему эти слова приурочены к праздникам Богородицы и также поются в среду каждой седмицы, посвященную Святому Кресту и Богородице: Кровь Христа Спасителя, подаваемая нам из Чаши, тождественна с той, которую вместе с Плотию Он восприял от девственных кровей Богоматери. И таким образом воспоминание о Чаше Спасения имеет некоторое отношение к славе Богоматери.
После причащения священнослужителей отверзаются Царские врата, и дьякон, держа в руках Чашу и обратясь к народу, приглашает желающих причаститься Святых Тайн, приступить к ней со страхом Божиим и верою. На это приглашение хор поет: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам, прославляя этими псаломскими словами Христа Спасителя, являющегося в Пречистых Тайнах, и выражая радость о Его явлении.
В древней Церкви миряне приступали к причащению Святых Тайн за каждой литургией.
В Правилах апостольских полагается отлучение от общения церковнаго (т.е. от причащения) тех, кто, присутствуя на литургии, без серьезной причины оставляли собрание, не приняв Святых Тайн (правило 9). Святой Киприан, изъясняя Таинство Евхаристии, о хлебе насущном в молитве Господней говорит: «Просим ежедневно даровать нам этот хлеб, дабы нам, сущим во Христе, ежедневно приемлющим Евхаристию в пищу спасения, в случае какого-либо тяжкого падения, после которого необходимо удержаться и не приобщаться небесного хлеба, не отделиться от Тела Христова» (De oratione Domin). Святитель Василий Великий говорит о современных ему христианах Kесарийской Церкви, что они причащаются четыре раза на каждой неделе: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память особо чтимого святого (Письмо к Kесарии, жене патриция). С течением времени ревность к многократному причащению Святых Тайн стала охладевать, так что еще святитель Иоанн Златоуст с глубокой скорбью не раз упоминал, что некоторые из его современников только однажды в год приступают к Божественной трапезе (Беседа 5, на Первое послание к Тимофею; Беседа 17, на Послание к Евреям). В наше время многие по нескольку лет не причащаются. Сама Церковь теперь не настаивает, чтобы ее чада так же часто причащались, как древние христиане. Она лишь завещавает исповедываться и причащаться ревнующим о благоговейном житии четырежды в год или каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Если же, однако, за каждой литургией дьякон обращается к присутствующим с приглашением приступить к Чаше Спасения, то как должны относиться к этому приглашению те, которые пришли в храм только для участия в церковной молитве, а не для причащения? Они должны смиренно исповедать перед Господом свою неготовность Его принять, в Его Пречистом Теле и Крови, в дом своей души, и желание, чтобы Он не лишил их, по крайней мере, Своего духовного общения с ними и сподобил их ощутить прикосновение к их сердцу Его благодати и через это ощущение предвкусить сладость тех минут, когда они будут готовы принять Его в Святых Тайнах.
После причащения священнослужителей Царские врата отверзаются, чтобы вне алтаря допустить к причащению Святых Тайн мирян и вообще всех, которым воспрещен вход в алтарь, отчасти для того, чтобы зрелищем открытого алтаря и следующего за отверстием Царских врат двукратного явления Святых Даров народу обрадовать всех присутствующих в храме, подобно тому, как подданные радуются явлению среди них царя.
В Православной Церкви для причащения мирян назначаются две части от одного и того же Агнца, от которого причащаются священнослужители. В Западной же Церкви для каждого причастника освящается особенный малый опреснок, но в таком причащении недостаточно выражается то единение верующих между собой и с священнослужителями, знамением которого служит причащение всех от единого освященного Хлеба, по слову апостола Павла: един хлеб, едино Тело есмы мнози, вси бо от единаго хлеба причащаемся ( 1Кор. 16, 17 ).
В Православной Церкви вместе со взрослыми причащаются и младенцы. Хотя младенцы не имеют понятия об этом Таинстве, но в этом нет препятствия допускать их к нему, как не может служить препятствием к их крещению отсутствие в них полного осмысления Таинства: в обоих Таинствах благодать Божия сообщается младенцам по вере, в одном случае, их восприемников, в другом – тех, которые подносят их к Чаше (Учительное известие). Как не имеющим возможность вкушать твердой пищи, младенцам преподается одна Кровь Христова, впрочем уже растворенная в Чаше с Телом Христовым. Обычай причащать младенцев первоначально существовал и в Римской Церкви и лишь в позднейшее время был отменен, так что младенцы в ней умирают ни разу не причастившись Святых Тайн, служащих источником жизни вечной. Эта отмена причащения младенцев имеет связь с отнятием у мирян Крови Христовой, потому что младенцы способны приниять только одну Пречистую Кровь.
Причастив себя, дьякона и мирян, священник поставляет Потир на престол и тайно читает благодарственную молитву: «Благодарим Тебя, Владыка человеколюбивый, Благодетель душ наших, за то, что Ты и в настоящий день сподобил нас Твоих Небесных и Бессмертных Таинств. Управь наш путь, укрепи нас всех в страхе перед Тобою, сохрани нашу жизнь, утверди стопы наши молитвами и молениями славной Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых». Святые Тайны называются Небесными и Безсмертными, потому что таинственно освященные в Тело и Кровь Христовы хлеб и вино действенно представляют Самого Христа, седящего на Небесах в воскресшем, нетленном и бессмертном Теле, хотя в то же время Он благоволит являться среди нас в Бескровной жертве. Управь путь, утверди стопы. «Научи нас и помоги нам неуклонно ходить путем заповедей Твоих, или устроить нашу жизнь по заповедям Твоим».
С этой молитвой на литургии святителя Иоанна Златоуста сходна молитва, занимающая то же место на литургии святителя Василия Великого: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за причащение Пречистых, Бессмертных и Животворящих Твоих Тайн, которые Ты даровал нам для облагодетельствования и освящения и врачевания душ и тел наших. Ты Сам, Владыка над всем, даруй, чтобы причащение Святого Тела и Крови Христа Твоего послужило нам к сохранению непостыдной веры, нелицемерной любви, к приумножению мудрости, к уврачеванию души и тела, к удалению от всего противного этому, к соблюдению заповедей Твоих, к благоприятному ответу перед страшным судилищем Христа Твоего».
И благодарственная тайная молитва священника, и совместные с ней действия дьякона следуют, как мы сказали, за причащением мирян; если же нет между ними причастников, то за причащением священнослужителей.
Спасительное в отношении к душе действие Пречистых Тайн выражено в одном из стихов канона к Святому Причащению (песнь 5).
По греческим служебникам дьякон возглашает: со страхом Божиим, верою и любовию приступите.