Что такое принцип толерантности в социальной работе

Толерантность при социальной работе.

Материал подготовлен для студентов специальности «Социальная работа».

Просмотр содержимого документа
«Толерантность при социальной работе.»

Ответ на вопрос к контрольной работе по дисциплине «Основы теории социальной работы» для студентов заочной формы обучения

Толерантность при социальной работе.

В современном мире на фоне различных социальных, экономических и демографических кризисов становится актуальной проблема толерантности. Довольно часто общество не совсем верно трактует данное понятие, из-за чего возникает множество разногласий. Вследствие этого значение толерантности в современной социокультурной реальности умаляется, либо же трактуется как «закрытие глаз на проблему», слабохарактерность, неспособность принять конкретную сторону.

Толерантность в социальной работе – одно из основных качеств, но оно отнюдь не подразумевает покорность ситуации. Поэтому прежде, чем раскрыть суть толерантности работника социальных служб, сформулируем данное понятие. В социально-психологическом контексте толерантность – это умение спокойно воспринимать чужой образ жизни, терпимость, невраждебное признание права на существование других культур, способность устойчиво сосуществовать в этническом и культурном многообразии. Иными словами, толерантность никак нельзя назвать качеством слабых людей. «Холодный» рассудок требует большой внутренней силы. Посмотрим, что на этот счет говорят другие ученые.

Так П. Гарнсей говорит о том, что толерантность нельзя путать или смешивать с апатией или пассивной уступчивостью, так как толерантность – состояние активного взаимодействия [1]. З.А. Кочергина рассматривает понятие толерантности как равнодостоинство личностей с разными взглядами. Она говорит, что только человек, принимающий во внимание другого человека, может быть подлинным субъектом толерантности [2]. Р.П. Друа так же говорит о принципе взаимности в механизме толерантности [1]. Он считает, что если действия одного индивида не лишают других возможности вести себя свободно, то они являются объективно толерантными.

Обобщая сказанное, отметим, что толерантность социального работника заключается в готовности воспринимать отличный от его собственного образ жизни, убеждения, поведение, религиозное мировоззрение и тому подобное. Однако вопреки многим исследованиям механизма толерантности, остается открытым вопрос, например, о крайней верхней точке толерантности, границах, условиях овладения толерантностью. Особенно это касается социального работника, в чьем арсенале толерантность относится к самым главным качествам.

Рассмотрим основные ценности социального работника, принятые в мире. Приоритетными среди них считаются преобладание индивида над обществом, уважение к индивидуальности, мотивационная форма работы с человеком, конфиденциальные отношения между социальным работником и клиентом, готовность оказать помощь и передать учения и знания в трудной ситуации [3]. Также заострим внимание на требованиях, которые предъявляются к категории работников социальных служб. Для этого обратимся к работам известного ученого Е. И. Холостовой. Она выделяет базовые характеристики социального работника вне зависимости от специализации [3]:

– способность обеспечить посредничество между клиентом и государственными структурами;

– роль третьего лица между личностью и микросредой (например между клиентом и его семьей, между ребенком и родителями и так далее);

– умение влиять на общение и отношения между людьми;

– умение работать в условиях неформального общения;

– способность сопереживать клиенту в решении проблем;

– умение вести диалог;

– коммуникабельность и экстравертность.

Такая помощь, как социальная работа, решает многофункциональные и многоуровневые задачи с самыми разными группами клиентов. Поэтому в этой сфере предполагается высокий уровень толерантности, поскольку работа с широким групповым спектром создает большие риски. Но здесь социальный работник может столкнуться с тем, что называется «выгоранием». Выгорание – это истощение эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Причем выгорание может стать причиной как чрезмерного стремления к пониманию и состраданию, так и недостатку толерантного отношения. Здесь уже стоит говорить о том, что у социального работника должна быть стойкая система принципов и профессиональная компетентность в общении с клиентами.

Вопреки принципу равнозначности трудных жизненных ситуаций людей, помощь и схема общения, применимые к ним, неодинаковые. Стоит помнить, что, как говорилось выше, социальный работник не должен решать проблемы своих клиентов. Он выступает третьей стороной и источником мотивационных процессов.

Социальный работник ни в коем случае не должен делить клиентов на «удобных» и «неудобных», смотреть на материальный достаток или интеллектуальный уровень. Все клиенты находятся в одинаковом положении – трудной жизненной ситуации, то есть в таких обстоятельствах, которые по каким-либо причинам нарушили привычный ход их жизни. Необходима твердая установка в сознании социального работника на принятие и понимание, индивидуальный подход к каждому клиенту.

Подводя итог, отметим, что толерантность социального работника – сложное и многогранное понятие. Оно подразумевает под собой нахождение одновременно в состоянии сопереживания и нейтральной стороны. Нарушение этого тонкого равновесия может привести к нежелательным последствиям, в виде профессионального выгорания или некомпетентному обращению с клиентами. Поэтому такое качество, как толерантность, является одним их самых сложных и приоритетных в арсенале работника социальных служб.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Завьялова Н. И. Толерантность социального работника: общая характеристика / Н. И. Завьялова // Вестник ТГУ. – 2010. – №12. – С.159–163.

2. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей / ред. С.К. Бондырева. – М.: Москва, 2003. – 367 с.

3. Холостова Е. И. Социальная работа / Е. И. Холостова. – М., 2013. – 345 с.

Источник

Толерантность

(сборник ред. Мчедлов М.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Глава 10. НЕЗЫБЛЕМАЯ ПРЕДПОСЫЛКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Начало анализа социального содержания понятия «то лерантность» относится к периоду 90-х гг. 20 в., когда в рос сийскую социальную практику и в область научной рефлек сии вошли многие новые явления и отношения.

Социальная работа относится к числу таких сфер дея тельности, для которых принцип толерантности является одним из основополагающих, может быть, наиболее полно очерчивающих ее содержательно-этические границы в силу целого комплекса причин.

Во-первых, социальная работа относится к числу про фессий с трудноформализуемым кругом обязанностей и ус ловиями деятельности. Если в ряде других специальностей

Что такое принцип толерантности в социальной работе. Смотреть фото Что такое принцип толерантности в социальной работе. Смотреть картинку Что такое принцип толерантности в социальной работе. Картинка про Что такое принцип толерантности в социальной работе. Фото Что такое принцип толерантности в социальной работе1 См.: Шеляг Т. В. Принцип толерантности в социальной работе // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2.

Может быть, это вызвано относительной молодостью пр офессии, во всяком случае, на российской почве, однако и у зарубежных специалистов профессиональные стандарты и перечни функций описываются только общими формули ровками. В российской же действительности попытка пере числить все функции, знания, умения и навыки специалиста по социальной работе приводит к списку из нескольких де сятков позиций. Достижение успеха в каждой из этих пози ций и в их совокупности порой кажется невозможным в ре альной действительности. Границы профессиональной от ветственности таких специалистов значительно превосходят рамки их профессиональной компетентности.

Проявляющиеся в течение нескольких лет трудности с утверждением стандартов социальной работы, стандартов социальных услуг еще раз доказывают сложность пробле мы четкий фиксации перечня функций и количественных показателей данного вида профессиональной деятельности. В то же время попытка сформулировать исчерпывающую совокупность функций и обязанностей на основе общих мо ральный предписаний (перечисляя такие, например, качества, как гуманизм, забота, внимательность и пр.) выводит дан ные процедуры из сферы научного или организационного словоупотребления в область благопожеланий.

Поэтому регламентация деятельности в профессиональ ном поле социальной работы осуществляется в очень боль шой мере именно на основе неписаных ценностно-этических правил и норм, которые с трудом поддаются не только ко личественному измерению, но даже словесному выражению. Толерантность относится к числу именно таких качеств,

Толерантность проявляется и осознается там и тогда, где и когда социальная действительность, поведение, привычки и облик людей подвергаются оценке, и результат этой оцен ки потенциально двойствен. Следует отметить, что качество толерантности может быть выработано только по отноше нию к социальным субъектам и их атрибутам. Проявляется оно по отношению только к тем социальным явлениям, которые личностно значимы для людей. Нет надобности проявлять толерантность к бесспорно позитивному социально му феномену, не имеющему потенциала внутреннего проти воречия. Если же речь идет о безусловно негативных явле ниях, то для социальных работников здесь уже возможно как их бесспорное осуждение, так и определенное поле примирения с ними.

Было бы неправильно считать, что социальные работ ники лишены основ нравственной ориентации или их ценностная система конвенциональна и меняется в зависимости от обстоятельств. Просто в ряде случаев негативные по ступки и даже преступления совершаются под влиянием обстоятельств непреодолимой силы, в них виноваты не только сами преступники, но также эти обстоятельства. Так, напри мер, такое вопиющее правонарушение, как жестокое отно шение матерей к новорожденным детям, может рассматри ваться исследователями как результат послеродовой депрессии или психических нарушений, не замеченных ранее спе циалистами. Причем женщины, виновные в таком поведе нии, должны не столько наказываться, сколько обеспечиваться профессиональной помощью, при этом дети могут быть даже оставлены в их семьях при условии тщательного социального надзора. Поэтому наличие или отсутствие ре-

акции толерантности по поводу отрицательных социальных явлений в значительной мере зависит от того, что считается отрицательным с точки зрения данного общества или данной социальной группы. Кроме того, в подобной ситуации важно, доросло ли данное общество до представлений о сложности, многоцветности явлений, их внутренней противоречивости или оценивает действительность однопланово, разделяя все в мире лишь на черное и белое.

Границы толерантности у каждого человека, как и у каж дого специалиста, индивидуальны, и помимо некоторых общих положений, определяемых общепризнанными норма ми общества, законами государства (равенство прав в доступе к тем или иным благам и услугам) и нормативными документами ведомства (права различных категорий клиен тов и ограничения этих прав; обязанности социальных ра ботников и условия, позволяющие не исполнять эти обязан ности), существует достаточно обширная шкала индивиду-

Предрасположенность к толерантности, основанная на совокупности врожденных и приобретенных в процессе со циализации свойств, в российской действительности пока не выявляется в ходе отбора претендентов на должности соци альных работников и при приеме абитуриентов на факультеты социальной работы. Сама социальная практика, одна ко, кардинально проверяет таких сотрудников, и практичес кие работники, которые не обладают качеством толерант ности, как правило, не задерживаются в этой сфере. Выпускники факультетов социальной работы в подобных случаях выбирают работу не по специальности, полученной в вузе.

Что такое принцип толерантности в социальной работе. Смотреть фото Что такое принцип толерантности в социальной работе. Смотреть картинку Что такое принцип толерантности в социальной работе. Картинка про Что такое принцип толерантности в социальной работе. Фото Что такое принцип толерантности в социальной работе1 Профессиональные коллегии играют также важную роль в случае лишения специалиста лицензии и запрещения для него за ниматься профессиональной деятельностью.

Впрочем, даже такая система не избавляет от возмож ных ошибок. В таком случае после разбора поступков, на рушающих профессиональные правила, работники, недолж ным образом исполняющие свои обязанности, отстраняют ся от подобного рода деятельности.

Поэтому социальному работнику по его профессиональ ной обязанности чаще всего приходится иметь дело с людьми, которые в чем-то выпадают из стандарта. Это заставляет рассмотреть само понятие нормы применительно к соци альной работе. Принято выделять описательные (дескрип тивные) и предписательные (прескриптивные) аспекты нормы. Возможно, что историко-генетически описательные аспекты нормы были первичными и конституировались позд нее в предписания, общеобязательные правила, закрепившись в сознании и психике, даже когда переставали быть всеобщей количественной нормой.

Опыт развития человечества учит, что традиционные об щества, как правило, демонстрируют нетерпимость к отклоне ниям от нормы, независимо от их причины и характера. Все чужое, непохожее, непривычное пугает, воспринимается как чуждое и враждебное, а потому табуируется, отвергается. От ношение к таким отклонениям варьирует от их морального порицания до уничтожения этих отклонений и их носителей.

ких масс. Принято считать, что подобные настроения свойственны маргиналам, неудачникам, людям, которые не мо гут отстоять или улучшить свои социальные позиции продуктивными способами, поэтому объясняют свои неудачи происками враждебных сил. В соответствии с подобной точкой зрения невысокая толерантность характерна обычно для людей с низким уровнем образования и культуры.

Социальное исключение возможно не только из-за на личия качеств, которые кажутся окружающим угрожающи ми или морально сомнительными. Психология группового поведения приводит к тому, что люди, непохожие на членов данной группы, могут подвергаться социально-психологи ческому давлению или исключению. Например, в ряде стран существуют ассоциации людей большого роста, которые создаются не только для того, чтобы помогать в бытовом обеспечении этой категории отклоняющихся от нормы ин-

дивидов, но также и для того, чтобы помочь им выстоять перед недоброжелательным отношением «низкорослого» большинства. Аккуратные и успешно обучающиеся подрост ки нередко испытывают враждебность к себе со стороны сверстников, «неформально» относящихся как к внешнему виду, так и к учебным обязанностям. Иными словами, при чиной социального исключения, серьезно затрудняющего функционирование индивидов, может стать любое отклоне ние, в том числе позитивное отличие от окружающих. Та ким образом, поскольку каждый человек чем-то отличается от всех других, то каждый может стать объектом социаль ного исключения, испытать дискомфорт и страдания из-за того, что его личностные качества негативно оцениваются его референтной группой.

вает у окружающих привыкание к ним; инвалиды перестают восприниматься как диковинка, как что-то чуждое и потому опасное.

Одним из наиболее влиятельных направлений социальной работы является так называемое недискриминационное общение (или отношение). Это сквозная не только техноло гическая, но также и нравственно-идеологическая особенность социальной работы, предписывающая ее специалис там оказание помощи всем, кто в ней нуждается, независи мо от их половых, возрастных, социальных, национальных и прочих различий. Такая помощь сама по себе не должна быть дискриминационной, унижающей, ставящей человека в зависимое положение или намекающей на эту зависимость.

Практика недискриминационного отношения отражает господствующие демократические тенденции общества и, в свою очередь, укрепляет эти основополагающие социеталь ные тенденции. Мы не встретили ни одной публикации, ко торая опровергала бы ее в целом (возражения касаются от дельных элементов и механизмов реализации данной практики). Однако существует достаточно серьезная проблема: насколько требования, выдвигаемые такого рода работой, совпадают с личностной предрасположенностью, свойства ми характера специалистов, сформировавшимися до нача ла их профессиональных занятий социальной работой?

Самопринуждение к толерантному поведению, терпимо му отношению в тех случаях, когда специалист в глубине души относится к клиенту с опаской или настороженностью,

считает его самого виновным в своих трудностях, является весьма опасным фактором как для социального работника, так и для социальной службы. В профессиональной деятель ности такой специалист будет реализовывать свои функции, с трудом сдерживая негативные эмоции. Поскольку, как говорилось выше, исчерпывающе регламентировать весь круг его обязанностей невозможно, это будет проявляться в не доброжелательном, грубом или, по крайней мере, эмоцио нально жестком поведении по отношению к неугодному кли енту. Для самого же специалиста сдерживание отрицатель ных эмоций, постоянное подавление душевных движений будет выливаться в ускоренное эмоциональное выгорание, появление соматических заболеваний.

Источник

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт социальной работы

Контрольная работа по курсу теория социальной работы

Тема: «Принцип толерантности

выполнила: студентка 3 курса группы №1

Характеристики социальных конфликтов. 4

Этапы протекания конфликта. 4

Причины конфликта. 7

Острота конфликта. 8

Длительность конфликта. 8

Последствия социального конфликта. 8

Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни

людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим

людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в

результате этого «по-своему» возникает война.

Эта ситуация была замечена еще древними историками и

мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны

описывались и анализировались в исторической литературе и многие

историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение

интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и

покорить население и стремление других защититься, отстоять свое

право на жизнь и независимость.

Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и

вооруженных столкновений. В ХIХ и ХХ вв. проблема конфликтов стала

предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии

сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как

«социология конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь

ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой

проблематике, усвоение теоретических и практических знаний,

накопленных в рамках данного направления социологической мысли.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них

участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются

опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки

навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще

устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку

достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли,

удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того

же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы,

обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций

Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их

результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим

уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили

некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В

конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих

сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции

путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса

или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в

случае победы последних может привести к понижению руководителя в

должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению

престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.

Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и

личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит

безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это

объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое

агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию,

причем более сильному, чем первоначальное.

Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая

обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в

отношении свои противников. Жестокость в социальном конфликте иногда

ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако

чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные

ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в

которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные

молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или

в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать

крайне жестокие поступки.

Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов,

требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его

возможных причин и последствий.

Характеристики социальных конфликтов.

Этапы протекания конфликта.

Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего

уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он

начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для

каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно

подразделить на пять основных типов:

1. физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);

2. потребности в безопасности;

3. социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);

4. потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного

5. высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд

элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением

равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида

цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.

Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв

в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется

В случае появления блокады от индивида или социальной группы

требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях

неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана

В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет

обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады.

Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности

может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с

напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

это может быть или отступление, или агрессия.

или долговременного отказа от удовлетворения определенной

состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-

под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется

вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

Агрессия может быть направлена на другого человека или группу

людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит

социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности,

ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную

агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта

. во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;

. во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон

разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт.

2. Межличностный конфликт.

3. Межгрупповой конфликт.

4. Конфликт принадлежности.

5. Конфликт с внешней средой.

Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.

Анализ содержания и особенностей протекания социального

конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:

— стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная ситуация.

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно.

Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в

течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда

затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные

действия или отступать.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути

достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника.

Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из

конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента,

т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения

противника. Это активная, деятельная часть конфликта.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их

можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе

специфическое поведение людей.

К первой группе относятся действия соперников в конфликте,

носящем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции,

физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)

Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в

конфликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте

является рефлексивное управление. Это способ управления, когда

основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц

другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание

другого такую информацию, которая заставляет этого другого

действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.

3. Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение

инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение,

погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное

взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние,

искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении

конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы.

Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим

погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения

требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели

своего поведения в конфликте.

двух людей до крупного военного или политического столкновения с

участием миллионов. Всем конфликтам присущи четыре основных

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым

ускоряет процесс разрешения конфликта:

1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению

содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию

психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны

демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники

переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть

конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая

позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного

равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны

проявлять склонность к компромиссу. Компромисс представляет собой

такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны

реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо

уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела

доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно

отказался от части своих притязаний.

4. Послеконфликтная стадия

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия.

На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному

устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована

социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.

Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-

психологических характеристик, как отдельных групп, так и

межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп,

повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и

удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное

отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы,

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого

разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и

социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций

относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они

различаются и обычно противоположны. В момент стремления к

удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь

которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные

ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать

причиной возникновения конфликтов.

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне

разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где

существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или

престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные

ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических,

социально-психологических и других ценностных ориентаций.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве

идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта

противоположности ориентаций. Разница между ними состоит в том, что

идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к

системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения

субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у

различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах

экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со

значительными различиями в распределении ценностей между индивидами и

ли группами. Неравенство в распределении ценностей существует

повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине

неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами

социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного

места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации

или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может

быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными

элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с

желанием того или иного структурного элемента занять более высокое

место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой

ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.

Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы

актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо

существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться

определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.

Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего,

подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных

столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени

расходуется большое количество психологических и материальных

ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые

столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в

Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-

психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от

ситуации, требующей немедленных действий. Впитывая энергию извне,

конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно,

вкладывая в столкновение всю свою энергию.

Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивался с конфликтами

разной длительности. Это может быть короткая, длящаяся несколько

минут стычка (между двумя индивидуумами), а может быть и

противостояние различных групп, длящаяся на протяжении жизни

нескольких поколений (конфликт между религиями).

Исследования конфликтных ситуаций показывают, что длительные,

затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

Последствия социального конфликта.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с

одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к

тем механизмом, который способствует решению многих проблем,

сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов

достижения социальной справедливости. Двойственность оценки людьми

последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся

теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли

к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для

общества. Так многие считают, что общество и отдельные его составные

части развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие

этого предполагают, что социальный конфликт может носить только

негативный, разрушительный характер.

Но существует группа ученых, состоящая из сторонников

диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное

содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов

появляются новые качественные определенности.

Предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные,

разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты. Конфликт

способен разрушать социальные общности. Кроме того, внутренний

конфликт разрушает групповое единство. Говоря о позитивных сторонах

конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием

конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Конфликт

может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Таким

образом, налицо два типа последствий конфликтов дезинтегрированные

последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и

кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные

каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных

проблем; интегративные последствия, которые определяют выход из

сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую

сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят

группу к пониманию интересов ее членов.

Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе

социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и

Современный кризис российского общества является одним из самых

глубоких и продолжительных в нашей истории. Конфликтами охвачены все

сферы жизни российского общества. Наиболее опасными являются

конфликты в политической сфере, особенно в сфере власти, социально-

экономических и межнациональных отношений.

Понимание их природы, причин возникновения и развития поможет

выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному

согласию противоборствующих сторон.

Целостность Российского государства, стабильность в обществе

приобретают приоритетное значение в способах регулирования

1. «Социология». С.С.Фролов «Логос»., М., 1996 г.

2. «Социология» Учебное пособие. «Знание»., М., 1995 г.

3. «Социология» А.А. Радугин., К.А. Радугин «Центр»., М., 1997..

4. «Социология конфликта» А.Г. Здравомыслов АО «Аспект пресс»., М.,

5. «Конфликтология» И.С. Веренко., М., 1990

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *