Что такое принципы социального управления
Принципы социального управления
Под законом, не в правовом, а в общественном смысле следует понимать существенные устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями в природе, обществе, определяющие объективную природу их существования и развития. Применительно к социальному управлению принято говорить не о его законах, а о закономерностях, которые также действуют объективно, в отличии от законов имеют не строго детерминированный, а в большей мере вероятностный характер. Познание закономерностей управления – необходимое условие обеспечения его научной обоснованности. На основе познания закономерностей и изучения опыта управления формируются принципы управления, которые в отличии от объективного характера закономерностей представляют собой отраженные в сознании руководящие идеи, правила о том, как надо управлять[37]. Принципы оказывают воздействие на всю систему управления. Посредством принципов выражаются основные требования к структуре системы управления, ее целям, методам функционирования.
Принципы социального управления взаимосвязаны, они образуют систему. Выделяют следующие группы принципов социального управления: общие и частные.
Общие принципы имеют всеобщий характер, они реализуются независимо от уровня и сферы социального управления. Необходимо отметить, что перечень общих принципов управления, встречающийся в научной литературе различен, но, проанализировав и обобщив их, можно выделить следующие: системность, законность и дисциплина, объективность, гибкость, гуманизм, оптимальность и эффективность, научность.
Системность. Суть этого принципа заключается в использовании системного подхода в социальном управлении, что позволяет рассматривать процесс управления как целостную систему, состоящую из последовательных, взаимосвязанных стадий (этапов), выполнение которых обеспечивается реализацией функций управления. Кроме того, включение принципа системности в число общих принципов управления объективно необходимо в связи с тем, что перед социальным управлением возникает множество комплексных задач, которые затрагивают многие, подчас весьма разнообразные объекты, требуют согласования усилий различных органов управления, различных организаций – от государственных до общественных, от центральных до местных, учета всего многообразия внутренних и внешних факторов; предвидение не только непосредственных, конечных, но и сопутствующих результатов, долговременных последствий.
Законность и дисциплина. Законность как принцип социального управления означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами управления законов и подзаконных нормативных актов государственных органов. Законность находит свое выражение в обязанности каждого субъекта и объекта управления действовать в пределах, обусловленных своей компетенцией. Кроме того, применительно к нашей стране, принцип законности закреплен в Конституции РФ в ст. 15, в соответствии с которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Законность охватывает различные сферы управленческой деятельности, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления.
Необходимо отметить, что эффективность управления зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса. Она (дисциплина) предполагает неуклонное исполнение законов, иных нормативных актов каждым субъектом и объектом управления.
Законность и дисциплина, с одной стороны, являются самостоятельными категориями, с другой – они находятся в неразрывной связи, взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязь заключается в том, что законность служит основой, ядром дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов. Законность является способом защиты дисциплины, так как основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в правовых актах. Следовательно, роль и задача законности состоит в том, чтобы поддерживать, укреплять дисциплину[38].
Объективность. Содержание этого принципа заключается в том, что субъект управления осуществляет свою деятельность на основе знаний объективных закономерностей развития общества, умелом их использовании; учета реальных возможностей и фактического состояния системы управления. Кроме того, поскольку в качестве субъектов управления выступают люди, то принцип объективности не отрицает субъективный фактор, но лишь тогда, когда он опирается на учет реальных условий.
Гибкость подразумевает способность субъекта управления на основе оценки реальных условий функционирования адаптироваться (изменить структуру, методы и характер воздействия) к ним с целью стабилизации управления для реализации целевой функции системы. Важность реализации этого принципа обуславливается современными условиями, когда внешняя среда функционирования социальных систем не только характеризуется множеством факторов, но и динамично изменяется. Гибкость управления базируется на глубоких знаниях, высоких аналитических способностях и воле субъекта управления, уровне его развития и совершенства.
Гуманизм. Осуществляя управление, субъекту управления необходимо постоянно помнить, что его деятельность должна быть непосредственно или косвенно направлена на благо людей, осуществляться для реализации прав, интересов личности и общества в целом. В этой связи, управление, несмотря на свою сущность подчинения воль, должно носить гуманный характер, не допускать унижение чести и достоинства людей.
Оптимальность и эффективность. Два этих принципа взаимосвязаны и вытекают один из другого, поскольку, оптимизируя процесс управления, субъект тем самым повышает его эффективность. Другими словами, выбирая из всех возможных вариантов своих действий наилучший, субъект управления достигает целей и задач управления с наименьшими временными, материальными и людскими затратами, т.е. осуществляет управление эффективно. Несомненно, стопроцентная реализация данных принципов во всех ситуациях невозможна, в силу ряда объективных и субъективных причин, одной из которых является содержание целевой функции. Но, несмотря на это, принципы оптимальности и эффективности должны находить свое отражение при организации любого управленческого воздействия.
Научность предполагает использование в социальном управлении современных достижений науки и техники. Поскольку процесс управления по своей сущности носит информационный характер, то в настоящее время широкое распространение получило использование в управлении так называемых современных информационных технологий. Они предполагают определенным образом организованные процедуры и методы сбора, обработки, хранения, передачи и отображения информации на основе применения микропроцессорной техники.
Частные принципы управления относятся только к отдельным сферам, отраслям человеческой деятельности. Так, например, Министерство внутренних дел РФ осуществляет свою деятельность «на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств»[39]. Кроме того, основываясь на правовом положении сотрудников органов внутренних дел, к частным принципам управления в данной сфере человеческой деятельности можно отнести: внепартийность государственной службы, социальную защищенность, ответственность за неисполнение обязанностей, подконтрольность и подотчетность и т.д.
Иногда, наряду с общими и частными принципами социального управления выделяют организационные[40], которые в свою очередь делятся на функциональные и структурные. К функциональным относятся принципы: личной ответственности за принятие решений; сочетания коллегиальности и единоначалия в принятии решения; однозначного определения целей, задач и функций; выбора приоритетных направлений; фиксирования должностных обязанностей; баланса прав и обязанностей; наличия достоверной и достаточной информации. К структурным принципам можно отнести: создание структур по функциям; разделение труда; территориально-отраслевой принцип.
IV Принципы организации социального управления
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.
Следовательно, принципы управления – это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления.
Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой закономерности: законы социального развития → социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития → законы и закономерности социального управления → принципы социального управления.
Таким образом, принципы социального управления должны:
быть основанными на законах развития общества;
соответствовать целям социального управления;
учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
иметь правовое оформление, т.е. быть закреплены в различных нормативных документах.
К основным принципам социального управления относят:
Принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении.
Принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организованного воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (коллектив, организация, техническая система, информация и т.т.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленную на ее достижение.
Принцип государственной законности системы управления организаций, учреждений. Организационно правовая форма фирмы должна отвечать нормам и требованиям законодательства.
Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития фирмы (организации, учреждения). Вся деятельность фирмы должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Министерстве юстиции.
Принцип найма руководителя: в соответствии с ним решается вопрос – назначить или избрать руководителя (в научных учреждениях, например, в Академии наук, существует выборность президента, директора института, зав.лабораторией, а на предприятии – назначение директора). Это определяется содержанием деятельности, целей и задач организации.
Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.
Принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.
Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде. Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и к неблагоприятным.
Принцип мобильности процесса управления. Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей приспосабливаться к изменению внутренней среды организации и внешней среды – потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка, к научно-техническим изменениям.
Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество процесса управления ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.
Принцип единства руководства, сущность которого можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение или армия, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
Принцип сочетания отраслевого и территориального социального управления.
Принцип научности социального управления.
Принцип прогнозирования социального управления.
Принцип мотивирования труда (стимулирования) труда.
Принцип ответственности за результаты социального управления.
Принцип рационального подбора кадров, их подготовки, расстановки и использования.
Принцип экономичности и эффективности управления.
Принцип необходимого разнообразия.
Принцип обязательности обратной связи.
Принципы социального управления.
К основным принципам социального управления относят:
• принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
• единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
• сочетания отраслевого и территориального управления;
• приоритетности в достижении стратегических целей;
• научности социального управления;
• прогнозирования социального управления;
• мотивации (стимулирования) труда;
• ответственности за результаты социального управления;
• рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
• экономичности и эффективности управления;
• системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
• иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;
при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
• необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
• обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
• сочетания единоначалия и коллегиальности;
• ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
• гуманизма и нравственности в управлении;
• гласности в принятии решения.
Принцип позволяет формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
Таким образом, принципы социального управления должны:
• основываться на законах развития общества, на законах управления;
• соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
• учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
• в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.
Системы принципов управления изменяются в процессе развития и социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
Методы социального управления
Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления.
Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетание (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.
Можно выделить следующие методы управления:
социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
экономические, обусловленные экономическими стимулами;
организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.
В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.
По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д.
Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономической, организационно-административной мотивацией человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, и в первую очередь управленцев. Будучи основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении.. Методы социального регулирования применяются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К этим методам относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.
Социальные методы управления включают социально-психологические способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты.
Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.
К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д.
Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.
В целом к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне населения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.
Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.
Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника и получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование опирается на следующие основные принципы:
взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;
дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре
сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.
Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах: прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;
разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.
Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления с целью координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.
В рамках организации возможны следующие формы проявления организационно-административных методов:
1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
2) договорные методы (консультация, разрешение компромисса);
3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).
Одной из главных задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления. Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, т.е. осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления
В целом техника комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:
1) приемы, ориентированные на работников: постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);
2) приемы, ориентированные на работу: усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т.е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т.е. такой режим труда, когда работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); телекоммуникация и домашние офисы (т.е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;
3) приемы, ориентированные на организацию: расширение полномочий сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др.
Важно отметить, что использование сложной техники управления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, возможно: а) с помощью совокупности методов (экономических, административно-организационных, социальных, политических, духовно-культурных); б) с наполнением их научным содержанием, прежде всего социальным проектированием.
Большие возможности оптимизации управления раскрывает кибернетическое моделирование. Как считают крупные ученые, характерная черта кибернетического подхода — тенденция к упрощению (аппроксимации) сложных объектов с целью изучения их основных параметров и раскрытия на этой основе их глубокой сущности. Основной путь современной научной характеристики таких объектов связан с построением моделей для них с последующим увеличением их информационной содержательности.
Важное место в управлении социальными системами в настоящее время занимает прогнозирование. Всякое, даже элементарное решение предполагает определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется действие в будущем. Выборка эффективных решений, особенно глобального и стратегического характера, требует верно предвидеть главные направления развития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно с их закономерностями.
Система социального управления
Сущность, содержание, структурные элементы системы
Напомним, что система — это множество взаимодействующих элементов, которые находятся в отношениях и связях, составляющих целостное образование.
В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются открытые и закрытые системы. По степени сложности они делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те, которые построены для решения многоцелевых задач. Системы состоят из подсистем, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности. Совершенно очевидно, что в социальных системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или I оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия. Важнейший элемент управляющей системы — организационная структура управления,
Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.
Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию заданного качества в определенном количестве.
Технологическая система основана на делении деятельности, материального или духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процедуры. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими.
Организационная система с помощью разработки и структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы. Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.
Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.
Социальная система – совокупность социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп.
Все системы – техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная – взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная – социально-экономическую.
Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения.
Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливаются: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.
Таким образом, теория социального управления устанавливает законы и закономерности, принципы развития социальных процессов и явлений, а также построения своих управленческих систем. При этом необходимо учитывать принцип самоорганизации социальных систем. Для процессов самоорганизации в пространстве и времени необходимы следующие условия: 1) относительная открытость системы, которая предполагает наличие определенных потоков в нее и из нее (природные источники ресурсов и энергии, обменные потоки капитала, товаров, человеческих ресурсов и т.д.); 2) нелинейность закона взаимодействия различных частей социальной системы; 3) наличие элемента случайности (например, случайности природного происхождения, случайности в научно-технических изобретениях и последствиях их применения и т.д.); 4) определенность диапазона системных параметров, которые играют важную роль в качественном поведении социальной системы, так называемых управляющих параметров.
Различают следующие подходы к изучению проблем социального управления:
конкретно-исторический, который изучает отношения социального управления как процессы, находящиеся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов; комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;
аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.
Принятие управленческого решения
Многообразию проблем соответствует многообразие решений. Специалисты выделяют такие решения, как экономические, социальные, политические, идеологические, государственно-правовые, стратегические и тактические, глобальные и специфические, концептуальные и программные, научно-обоснованные и эмпирические, интуитивные, рутинные и новаторские.