Что такое проблематика проекта
Проблема
Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы.
Проблемы принято разделять на научные, практические, мировоззренческие.
Не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Это может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из этого должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.
Ситуация может приобрести проблемный характер, если:
Действия для постановки проблемы:
В проекте должно быть учтено разное видение существующей проблемы, т.е. видение с разных профессиональных позиций: конструктора, экономиста, юриста, ученого и т.д.
При решении любой проблемы необходимо рассматривать ее с разных сторон, т.е. учитывать ее разные аспекты: технический, экономический, исторический, географический, социокультурный и др. За каждым из аспектов стоит определенная деятельностная позиция.
В основе проблемы, как правило, лежит противоречие.
Противоречие — логическая ситуация одновременной истинности двух взаимоисключающих определений или высказываний (суждений) об одном и том же.
1. Между тем, что должно быть и тем, что есть в реальности.
Тема: Быстрый и полезный завтрак для подростка
Правильный завтрак оказывает большое влияние на сохранение здоровья школьника, однако на практике большинство подростков не знают, как правильно питаться, пренебрегают завтраками, экономя время для сна или сборов в школу. Возникает противоречие между необходимостью регулярно и правильно завтракать и неумением подростков организовать свое питание по утрам.
Проблема: Какие блюда наиболее подходят для завтрака подростка?
2. Между имеющимся потенциалом и его реализацией на практике.
Тема: «Семь бед — один ответ» (Разработка платья-трансформера для девушки-подростка)
За время обучения в школе девушка посещает множество праздничных мероприятий. Настоящая модница не может себе позволить ходить на них в одном и том же наряде, а покупать для каждого мероприятия новый костюм весьма накладно. Проблему позволяет решить платье-трансформер. Меняя аксессуары, отдельные элементы на базе одного платья, можно получить множество разных образов. Однако в продаже таких платьев практически нет. Возникает противоречие между большими возможностями платьев-трансформеров для создания образа современной девушки-подростка и недостаточным использованием этих возможностей на практике.
Проблема: Какое платье позволит на одной основе создать различные образы девушки подростка?
3. Между противоречивыми требованиями в рамках одного объекта:
Тема: «Разработка проекта школьной формы»
Школьная форма, с одной стороны, должна быть единой, с другой стороны – выражать индивидуальность каждого ученика, быть комфортной для него, в том числе и с психологиче-ской точки зрения.
Проблема: Какой должна быть школьная форма современного школьника?
Что такое проблематика проекта
Исследовательские работы и проекты
Проблема исследовательской работы и проекта
Уровень индивидуальной исследовательской работы и проекта определяется новизной и актуальностью проблемы, которую учащийся ставит перед своим исследованием. Исследование может проводиться как одним обучающимся школы, так и группой школьников (групповая ученическая исследовательская работа или проект).
Проблемой научно-исследовательской работы (проекта) считается вопрос или совокупность вопросов, ответов на которые пока нет, и которые требуют своего разрешения в завершении работы. Проблема исследования определяет ход исследовательской работы (проекта).
Проблема исследовательского проекта (работы) отличается от вопроса тем, что ответ на нее нельзя получить с помощью простого анализа имеющейся информации. Простейшим способом выявления проблемы является сопоставление новых фактов с уже имеющимися теоретическими представлениями по изучаемой теме и выявление их несоответствия друг другу.
Сущность проблемы – это противоречие, возникающее при анализе и восприятии уже имеющихся фактов и результатов, полученных на практике.
Формулировка проблемы исследовательского проекта должна отражать следующие вопросы:
Формулирование проблемы исследовательской работы
1. Поставленная проблема должна быть посильной для исследования школьником и развивать у него начальные умения исследователя в ходе проведения проектной деятельности.
2. Проблема должна быть существующей, той, которая есть уже сейчас и которую можно решит в ходе проведенного исследования.
3. Проблема исследовательской работы и проекта должна демонстрировать признаки, отличающие настоящее исследование от работ по аналогичной теме:
4. Проблема должна отражать несоответствие практической деятельности идеальной ситуации, описанной в теории.
Что такое постановка проблемы исследовательской работы (проекта)?
Во время постановки проблемы ученического исследовательского проекта учащийся школы должен определить суть проблемы, какие цели он хочет достигнуть при ее решении, разработать свой индивидуальный план действий или разработать его совместно, если это групповая исследовательская работа.
Постановка проблемы исследовательской работы или проекта строится на изучении научной литературы и результатов практической деятельности, отражающих противоречие между теоретическими сведениями и фактами, выявленными в ходе экспериментальной части исследовательской деятельности.
Ошибки при постановке проблемы:
В случае отсутствия теоретической базы по выдвинутой проблеме или ее малоизученности проводится систематизация накопленного ранее опыта, и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования.
Также рекомендуется школьникам изучить те данные, которые были накоплены в смежных дисциплинах (предметах) и близки теме проектной работы.
Что такое проблематика проекта
Когда вы ее пишите, все начинается с проблемы.
Поэтому я советую вам начать составля ть проектную заявку с анализа проблемы.
Анализ проблемы напрямую влияет на планирование проекта, поскольку он является неотъемлемой частью планирования всех его возможных мероприятий.
Одним словом, наш проект должен быть решением существующей проблемы, например:
Нехватка интересных мероприятий в сфере искусства для публики.
Мало возможностей для обучения на менеджеров в сфере культуры.
Итак, давайте набросаем несколько этапов наших действий:
1. Определите основные проблемы, которые существуют в конкретной ситуации;
2. Попытайтесь установить иерархию:
— В связи с чем возникла основная проблема?
— К каким последствиям она приводит?
Таким образом, анализ проблемы поможет нам определить цель проекта, общие задачи и результаты.
Что нам нужно делать?
— Превратить негативные аспекты анализа проблемы в решения, выраженные как «положительные достижения».
Что нам нужно помнить об определении критически важных элементов нашей анкеты?
Цель проекта предлагает конкретное решение обозначенной проблемы.
Она должна быть сформулирована как изменение сложившейся ситуации: чего мы хотим достичь?
— Увеличить количество мероприятий в сфере искусства для публики.
— Разработать новую комплексную учебную программу для менеджеров в сфере культуры.
Обычно для осуществления изменений нужны процессы, а чтобы описать их, мы используем определенный тип глаголов, например, улучшать, укреплять, наращивать потенциал, дорабатывать, развивать, сокращать, минимизировать или максимизировать и т. д.
Мы не сможем решить общих задач проекта за период его реализации.
Наш проект будет оказывать общее влияние, но не сможет обеспечить его в полной мере.
Поэтому описание общих целей должно показать ситуацию, которой мы хотим достичь с помощью нашего проекта.
— Существенное присутствие аудитории на культурных мероприятиях и ее активное участие в них.
— Высокий уровень управления качеством в творческих организациях и учреждениях.
Результаты — непосредственные следствия, способствующие реализации цели проекта, которые показывают:
Что мы должны делать/что нужно сделать для достижения этих целей?
— Больший выбор для аудитории, который оправдает их надежды.
— Новые возможности для обучения менеджеров в сфере культуры.
Большая часть вашей анкеты будет посвящена подробному описанию деятельности, которую нужно построить в соответствии с логикой:
Деятельность — результаты — цель проекта — общие цели
Деятельность — это конкретные задачи, которые нужно решить в ходе проекта:
— Провести опрос, чтобы определить потребности и предпочтения аудитории.
— Разработать пилотную программу обучения для менеджеров в сфере культуры.
Проблема проекта
Без проблемы не существует проекта. Поэтому, в первую очередь необходимо определить, какова проблема проекта, которую хотелось бы разрешить.
Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако, тебе, возможно, придётся для этого потрудиться. Ричард Бах
Как вы понимаете, что такое «Индивидуальный …»?
В какие сроки реализуется среднесрочный …?
… на тему «Социальная аптека» прикладной или ролевой? Объясните свой выбор.
Может ли продуктом … быть поиск информации?
Наверное вы замечали, что в жизни часто одна и та же ситуация для одного ПРОБЛЕМА, а для другого не составляет никакой сложности.
На улицах города много мусора и грязи. Их становится всё больше. Взрослые и дети, не задумываясь, выбрасывают различный мусор: фантики, бутылки и т. д. Тем самым, портится окружающая среда.
Ситуация с мусором на улицах города – это ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – условия, порождающие проблему.
Вы собираетесь реализовать Ваш проект именно потому, что имеется НЕКАЯ ПРОБЛЕМА. Вы хотите приложить необходимые усилия (посильные для Вас) для её решения.
1) Если Вы – ученик, то оказать помощь с выбором проблемы проекта Вам может учитель.
2) Может быть и так, что проблему Вы знаете.
Анкетирование по теме «Быстрый перекус»
В идеале лучше формулировать
проблему со слова «КАК»:
Вернёмся к нашей ситуации с экологической проблемой.
Презентация «Проблема индивидуального проекта»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Проблема, тема, цели и задачи проекта.
Описание слайда:
Пять «П» проекта:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Описание слайда:
Описание слайда:
Как рождается проектный замысел
В основе замысла проекта лежит проблема.
Как правило, замысел проекта рождается в ситуации неопределённости, интуитивных догадок и эмоциональных оценок.
Участники проекта хотят перемен, хотят создать что-то свое, новое.
Участники проекта представляют область, в которой собираются делать изменения, но у них нет понимания того, что и как конкретно надо делать. Поэтому на этом этапе очень важно зафиксировать замысел проекта (его идею).
Описание слайда:
Что такое проблема индивидуального итогового проекта?
Вопрос, который волнует тебя и касается других людей.
Сложный вопрос, на который нужно ответить в процессе выполнения индивидуального итогового проекта;
Для ответа на этот сложный вопрос нужно
привлечь знания из разных предметных областей;
продемонстрировать разнообразные умения: находить информацию, определять достоверную информацию, осуществлять анализ и синтез информации, ее классификацию и систематизацию.
«Проблема – это то, что есть, но быть не должно, либо то чего нет, но быть должно».
Описание слайда:
Разрешение всякой Проблемы можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека …
Описание слайда:
Ситуация имеет проблемный характер, если:
есть противоречия, которые необходимо разрешить;
нужно установить связи между явлениями;
нужно установить сходство и (или) различия;
нужно выявить или доказать достоинства и недостатки того или иного явления (или выбора).
знания о явлении недостаточны и это мешает принятию решения, чтоб это явление изменить в лучшую сторону
Описание слайда:
Описание слайда:
Ошибки при формулировке проблемы проекта
1. Подмена проблемы вопросом:
Пример: «Как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?»
2. Подмена проблемы задачей:
Пример: «Рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника».
3. Подмена формулировки проблемы на область существования проблемы:
Пример: «Существует проблема общения в сети Интернет».
Примеры корректных формулировок проблемы:
«Низкая мотивация учащихся вести здоровый образ жизни»
«Снижение здоровья современных школьников»
«С увеличением интенсивности виртуального общения снижается интенсивность реального общения, теряются навыки «живого» общения»
«Виртуальное общение привело к деградации языковых форм»
Описание слайда:
Где искать проблему?
ИСТОЧНИКИ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА
Жизнь школы
Жизнь страны
Жизнь друзей
Развитие наук
Выбор профессии
Хобби, увлечения
Описание слайда:
Проанализировать вещи, которые интересуют и которые нравится делать
Выбрать вид деятельности
Определить проблему
Оценить и проанализировать масштаб и актуальность для других людей
Описание слайда:
Проблема поставлена хорошо, если:
Определено, «что не удовлетворяет», какой объект нужно создать или улучшить.
Обоснована актуальность этого изменения.
Обоснован перечень качеств, которыми должен обладать объект.
Описание слайда:
Формулировка цели проекта
Описание слайда:
Цель может быть сформулирована как результат, достигнутое изменение, но цель не может быть сформулирована как действие. Цель ― это не действие.
Пример: Целью не может быть проведение или организация обучения для молодежи, целью может быть повышение уровня образования молодежи и развитие навыков. Обучение в данном случае это действие / мероприятие для достижения цели.
Цели отражают изменение негативного положения.
Описание слайда:
Общая цель отражает долгосрочную цель проекта. Общая цель обязательна в проекте и обычно одна на весь проект.
Непосредственные цели (или прямые цели / подцели) поддерживают общую цель; их поставновка необязательна, но желательна, т. к. они помогают ограничить основную цель и показать фокус проекта.
У одного проекта может быть несколько целей или подцелей, но все они должны быть включены в одну общую цель проекта. Прямые цели должны соответствовать объему проекта: они не могут включать в себя сферы, работы, которые не затрагивает проект.
Описание слайда:
Описание слайда:
Условия выбора темы
Тема должна быть интересна, должна увлекать.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Описание слайда:
Условия выбора темы
Тема должна быть значимой.
Teмы нужно выбирать из современного мира, а не из прошлого.
Желательно, чтобы тема была связана с реальным миром и предлагала что-то нужное сейчас: современные навыки, умения, знания.
Описание слайда:
Описание слайда:
Каковы требования к формулировке темы?
Тема должна быть конкретна.
Чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область.
Формулировки тем проектной работы могут включать 5-8 слов.
Важнейшим требованием к теме является ее актуальность, т. е. она отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества.
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
Описание слайда:
План написания актуальности проекта может быть следующим:
1. Краткое описание обстоятельств, побудивших написать проект
2. Развернутое описание проблемы, поднимаемой (решаемой) в проекте, обозначение необходимости и значимости ее решения для себя и для других
3. Описание того что произойдет, если данную проблему не решать
Описание слайда:
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
выяснить. ;
изучить. ;
провести. ;
рассмотреть. ;
найти. ;
описать.
Описание слайда:
Признаки верного формулирования задач:
— логичное и последовательное следствие решения проблемы;
— взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);
— задачи сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
— представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.
Рекомендуем авторам индивидуальных проектов при формулировании задач не применять такие слова как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Более подходящие слова: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность автора на результат.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.