Что такое шаумянский перевал
Дорога на Сочи через Шаумянский перевал. Минуя Джубгу, Лермонтово, Новомихайловку.
Отредактировано в 2021 году.
Доброго всем времени!
Решил опубликовать запись про эту дорогу т.к. довольно много вопросов про нее.
В летнее время добраться до Сочи не совсем легко из за пробок перед каждым населенным пунктом. Виной всему пешеходы. Понятное дело, что им нужно переходить дорогу, чтоб попасть на море. Из за этого автопутешественники вынуждены терять кучу времени в километровых заторах.
К примеру, зимой серпантин спокойно проходится за 4-5 часов, а в летний период можно ехать и 8-9 часов.
Основная пробка в Джубге. Хотя, последние два года, пробка собирается и в Горячем ключе. Где заканчивается четырехполосная трасса и переходит в три полосы. Что бы избежать потери времени на этих участках, лучше ехать в ночные или утренние часы. Для уверенных пользователей серпантина, можно и ночью. Тем, кто едет в первый раз или даже второй-третий, все же, лучше с утра. С вечера пешеходы ходят часов до 12, а утром все спят, соответственно дорога будет более менее свободной. Часов до 10-12 утра.
Но есть и альтернатива! Через Шаумянский перевал.
В летнее время я и сам частенько пользуюсь этой дорогой. Конечно она существенно уже основной, но в целом, ехать по ней довольно спокойно, а главное, минуя Джубгу, Лермонтово и т.п Выводит нас эта дорога в Туапсе.
Итак! Если вы выберете этот путь. Съезжать с М4 на него удобно в двух местах. Между Павловской и Краснодаром уйти на Выселки. К сожалению, в этом году по этому пути еще не ездил. На какие то нюансы не могу обратить внимание.
Далее по карте, на Усть-Лабинск, от него на Белореченск. В последнем уходим на Апшеронск и Хадыженск.
Этот вариант выбирали в прошлые годы из за пробки в Краснодаре на шлюзах, там был ремонт и соответственно пробка. Ну и из за самой трассы, она еще на стадии реконструкции.
Текст взял из своего блога, написанного ранее, поэтому редактирую на ходу, но не стал удалять этот вариант через Выселки, пусть останется на будущее.
Второй вариант, удобный, проехать по М4 еще 120 км и уйти в сторону Шаумяна через Саратовскую. Первый съезд на Саратовскую. Недавно проезжал, там даже желтый знак повесили, типа объезд на Туапсе.
Кстати, там два знака повесили. Первый увидел в Адыгейске перед развязкой, но там получается длиннее. Местные пользуются дорогой через Саратовскую.
Как делаю я! Выезжая из Краснодара и на подъезде к Адыгейску обращаюсь к яндексу и гуглу. Мониторю ситуацию на данных проблемных участках и принимаю решение как ехать. В последний раз, недели две назад, эти сервисы не показали ничего страшного и было принято решение ехать по основной трассе. Проехал без каких либо затруднений.
Далее. Если все же через Шаумян. Навигатор может повести вас с Горячего ключа на Хадыженск, через Транспортный и Кутаис, если у вас легковушка и низкий профиль, не верьте ему! Дорога там есть, но половина не асфальтированная! На высоком профиле и стиле езды «Больше скорость- меньше ям» можно и по ней конечно. Хотя разница по расстоянию и времени не значительная.
Поэтому, легковые, уходим на Саратовскую и на Апшеронск, Хадыженск. Далее на Туапсе. Заблудиться там сложно. Есть не большие трудности между Апшеронском и Хадыженском, но не значительные.
Минус у этого пути только в самом перевале. Это 8 км пыльной грунтовки с поворотами.
Поездка на Юг 2015. Часть 2. Шаумянский перевал.
Часть 1. Саратов-Шаумянский перевал. Начало
Приветствую всех, кто нас читает!
Предупреждение: МНОГА БУКАФФ
Немножко предыстории))
Когда мы планировали поездку в прошлом году, никакие маршруты кроме как Саратов-Ростов-Джубга-Сухум не рассматривались.
zaets который тоже собирался на юга с семьей спросил меня тогда, не рассматривали ли мы дорогу через Шаумян.
Мы на тот момент знали об этой дороге очень мало. Знали, что она выводит в Туапсе, знали, что там опасно ездить, что там грунтовка и нет отбойников… Поэтому даже не рассматривали ее.
А вот в этом году, помня про огромные пробки в Джубге мы всерьез задумались про эту дорогу.
В процессе подготовки, мы стали изучать, что же это за дорога. Даже тут в блоге спрашивали мнения людей.
Мнения разделились. Одни говорят, что соваться туда не стоит, другие пишут, что «езжайте спокойно, ничего страшного там нет».
После того, как начальница на работе сказала, что соваться туда не стоит, что там постоянно кто-то падает с обрыва и даже искать не станут, если сорвешься, что там бандиты, которые ждут за каждым поворотом, неимоверные пробки и т.д. в том же духе, мы поняли, что поедем через Шаумянский перевал обязательно)))
И даже если будет не по пути, то все равно туда завернем)))
Прозвучало и еще одно мнение: Местные специально пугают туристов, чтоб пробок на Шаумяне не было.
Итак. В Белореченске еще достаточно равнинная дорога и пейзажи, но горы уже просматриваются довольно близко. До Апшеронска остается около 30 км. Дорога отличная, знаки и разметка везде есть. Трафик не большой. По сторонам от дороги очень много полей, где выращиваются разнообразные культуры.
По пути встретился поселок с ободряющим названием Вперед, как бы призывая))
После Апшеронска мелкие поселки вдоль трассы идут один за одним.
На подъезде к Хадыженску ландшафт становится ближе к горному. Дорога постоянно петляет и извивается подъемами-спусками. В самом Хадыженске горы уже видно совсем рядом.
Мы остановились в Хадыженске на перекус, но пройдя по трем кафешкам так ничего и не выбрали. В одной на нас наорала официантка, во второй по холодильнику расхаживали тараканы а в третьей не работал кондиционер. Сам Хадыженск нам понравился, жаль, что не повезло с кафе.
Мы решили ехать дальше и поужинать в кафе на вершине перевала.
После Хадыженска и поселка Станционный начинаются горные пейзажи. Дорога петляет по склону горы, кое-где встречаются мелкие ремонты дороги. В некоторых местах возможны обвалы, об этом сообщают и знаки.
По дороге попадаются еще несколько поселков.
Плохая дорога начинается за одним из поворотов после поселка Черненко. Но если вы из Саратова или области, то вы не заметите))
Примерно через километр после этого поселка встречаем знак «п-л Шаумянский»
В голове проносится: Что, уже? Ну, ладно, поехали…
И действительно — поехали.
Нам повезло, мы ехали почти одни. В конце догнали какую-то газель.
Ни встречных, ни попутных… Так что фотографии все на вытянутой руке в экшн режиме, а не через стекло.
Дорога в основном укатана, в некоторых местах покрытие задралось и сползло, но эти места легко объезжаются.
Нам пришлось ехать очень аккуратно, потому что очень не хотелось спалить сцепление.
Деревья и растительность, как видно на фотографиях все в пыли.
По нашим подсчетам и прикидкам, от поселка Черненко до кафе на вершине перевала не больше 5 км.
А от кафе до поселка Шаумян еще километра три. Так что сам перевал не длиннее 8 км.
Про кафе на вершине перевала мы слышали несколько хороших отзывов. Мол шашлык вкусный, цены дешевые…
Только вот сами хороший написать не сможем, увы.
Как только мы подъехали к кафе и припарковались, тут же пошли осматриваться.
Кафе — это маленькая будочка. Кухонька и пристройка.
Шашлык жарится на улице на углях на улице. Всё в мухах.
Нас пригласили в кухню, чтоб выбрать кусочки шашлыка. Мы выбрали и ушли ожидать на улицу.
На прилегающей территории гуляли две кошки. Наташа любитель живности и знакомится со всеми. Кисы очень дружелюбные и добрые, а еще почему-то голодные(( Еще там ходит песик. Он весь был вымазан в чем-то, предположительно в отработке. Ужином мы, конечно, поделились со всеми.
Еда готовилась минут 20. Когда мы сели, то обратили внимание на семью, ужинавшую за соседним столом. Папа, мама и двое детей. Когда пришло время расплачиваться, выяснилось, что счет составляет 2500 рублей. Главе семейства пришлось ехать в поселок и снимать деньги в банкомате. Уж не знаю, что они там такое ели…
Наш счет составил 950 рублей. По 2 кусочка мяса, салат и хлеб.
Шашлык на 3 с плюсом. Цены дорогие, так что останавливаться или нет — решайте сами))
С нашим ограниченным бюджетом можно было бы найти другое применение этой сумме. Ну, да ладно))
При кафешке живет верблюд. С ним можно пообщаться и сфотографироваться. Говорят, что фото за деньги, только с нас никто ничего не взял.
Солнце ушло за гору и наступили сумерки. Мы двинули дальше в сторону Туапсе.
После кафешки встречается пара узких мест и мест с асфальтом. Дорога петляет по склону начиная спуск. А потом покрытие и вовсе становится совсем ровным и асфальтовым. Вот он и весь Шаумянский перевал.
Подводя итог:
встречаются опасные места, в основном нет отбойников.
есть очень узкие места.
Наверное в дождь туда лучше не соваться… есть угроза оползня и обвала.
Но ничего такого страшного, чтоб объезжать это место через Джубгу мы не увидели.
Я понимаю местных, которые не хотят, чтоб там шел поток туристов.
Для комфортного перемещения и уменьшения пробок надо как минимум еще 2 пути:
Через Красную Поляну и через старую Военно-сухумскую дорогу.
Нам, например, была бы очень удобна Военно-сухумская, потому что конечной точкой наших путешествий, как правило является Сухум.
Объезд Джубги. Шаумянский перевал.
Сезон отпусков настал. БЖ многих пользователей пестрят записями о поездках на море. Курсы иностранных валют побудили многих людей к отдыху в России. Сам я регулярно отдыхаю в Сочи и заметил сильное изменение в качестве предоставляемых услуг. Сочи — курорт международного уровня. Сочи привлекает миллионы туристов, многие из которых выбирают — автопутешествие.
При проектировании наших курортов мало кто думал, что спустя десятилетия народ начнет массово покупать автомобили. Росавтодор принял практически все возможные меры по увеличению пропускной способности М4 — основной трассы, ведущей на юг.
Основной пункт въезда на Черноморское побережье, а точнее участок от Новороссийска до Адлера — Джубга. Мало кто знает, поселок это или город. Мало кто знает, что означает его название, но все знают о его великих пробках.
Развилка Новороссийск / Сочи. Множество пешеходных переходов, курортники, аварии, закипевшие машины и нервы водителей становятся причиной многокилометровых пробок. Многие считают, что Джубга — единственный путь на Сочи, но это не так.
Некоторые считают, что данный маршрут не стоит популяризировать, но я считаю иначе. Все должны иметь доступ к информации
ВНИМАНИЕ! На маршруте гравийный участок. Возможны повреждения ЛКП.
Существует альтернативный проезд. Он немного больше по километражу, дороги уже, но трафик значительно меньше, а маршрут проходит по живописным местам, делая этот участок пути — самостоятельным туристическим продуктом.
Я не стараюсь ставить рекорды скорости, мне важны интересные места, поэтому регулярно сворачиваю с М4 после Кущевской и ухожу на Усть-Лабинск, затем на Белореченск, Апшеронск, Хадыженск и выхожу на море в Туапсе.
На подъезде к перевалу дорога начнет становиться более пыльной — визитная карточка Шаумяна.
Особенность этого пути — учаток 8 км без асфальтового покрытия.
Отсутствуют отбойники, местами скорость ограничена до 15 км/ч
Но низкий трафик и разнообразие видов (в отличие от М4) делают поездку очень увлекательной и практически избавляет от утомительных пробок в Дружбге и под Краснодаром. После перевала, через некоторое время открывается вид на Туапсе.
А затем видно долгожданное море
Многие боятся этого пути, но автомобилисты идущие с Элисты часто пользуются этим маршрутом. Конечно страшилки о крутых перевалах имеют под собой обоснование. Дорога там действительно ужасная, но крайне интересная, а сам «Шаумян» мы переезжаем за 8 километров. 8 километров без асфальта и на минимальной скорости — хорошая плата за 5-10 часовое стояние под Джубгой.
Для наглядности приведу полную запись всего 8-километрового участка. Страшного ничего нет, соблюдайте дистанцию и скоростной режим и будет все хорошо. Дорога там постоянно укатывается катком, ям нет. Просто пыль.
p.s.: полезная информация из комментариев
Petrovskiy003 :
Забыл добавить, что участок после перевала в сторону Краснодара сильно испорчен, Очень много ям и две полосы. Надо быть там аккуратным.
25.04.2017: ВНИМАНИЕ! Материал устарел. За это время построена развязка в Джубге, а вот на Шаумяне стало очень многолюдно.
Опасно ли ехать через Шаумянский перевал
После небольшого однодневного отдыха на побережье нашего Черноморского курорта мне нужно было потихоньку выдвигаться в сторону Пятигорска для восхождения на Эльбрус. Обычной дорогой по М4 через Краснодар я ехать снова не хотел, поэтому решил вспомнить свое первое автопутешествие 2009 года и поехал до Туапсе и через Шаумян.
Шаумянский перевал соединяет Туапсе и Майкоп, в 2009 году я тут проезжал чтобы скоротать путь до моря на своем первом личном автомобиле Опель Астра и тогда был в легком шоке от Шаумянского перевала, т.к. водительского опыта мне еще явно не хватало. Дорога сама очень живописная, по моему мнению, намного интереснее, чем через Джубгу.
Ближе к перевалу асфальт заканчивается и начинается гравийка
И жуткая пылища. Не завидую тем, у кого нет кондера в летнее время, чтобы прикрыть окошки
В некоторых местах на подъеме со стороны моря реверсивка
На самом верху традиционные 100 метров асфальта
А потом снова гравий и пыль
Сложно поверить, но за 11 лет ничего не поменялось.
Вот она — настоящая стабильность!
Еще одна реверсивка на спуске в сторону Майкопа
И долгожданный асфальт
Если тогда мне эта дорога казалась капец какой опасной и трудной, прямо помню, как в пот бросало, то поездив по миру и России сейчас понимаю, что дорога как дорога, проезжабельная хоть на оке и совсем не опасная, да, нет отбойников, просто не гоняй, не обгоняй и все будет хорошо.
А вы пробовали проезжать по этому перевалу? Какие ощущения?
О моих актуальных поездках и путешествиях читай в моем инстаграме.
Шаумянский перевал: состояние, фото, отзывы. Дорога через Шаумянский перевал
Курорты Краснодарского края год от года становятся все более популярными. К сожалению, на данный момент развитию автомобильного туризма препятствует плохое состояние отечественных дорог. Например, Шаумянский перевал, через который проходит один из двух маршрутов до Туапсе из северных регионов РФ, многие водители в шутку называют претендентом на звание «Самая убийственная трасса в мире». Действительно ли эта дорога так опасна, как об этом пишут некоторые автовладельцы, можно узнать из статьи, представленной ниже.
Описание
Дорога через Шаумянский перевал на участке после Хадыженска не в очень хорошем состоянии. Причина — интенсивное движение грузовых автомобилей, которые возили на олимпийские объекты строительные материалы. Подъезжая к Туапсе, можно попасть в затор из-за пешеходов, идущих на море.
Кому стоит выбирать дорогу через перевал
Тем, кто отправляется в путь через Краснодар, следует знать, что, выбирая этот маршрут, они не выиграют в расстоянии, однако проехать удастся гораздо быстрее. Дело в том, что на Шаумянском перевале практически никогда не бывает заторов, тогда как если двигаться через Джубгу, то не оказаться в пробке — большая удача. Что касается тех, кто едет со стороны Ставрополя, то они значительно сократят расстояние.
Шаумянский перевал: состояние
Тех, кто решит воспользоваться таким маршрутом, ожидает не самое приятное путешествие по 8-километровой грейдерной дороге. Полотно не асфальтируют из-за схода оползней, которые там наблюдаются довольно часто. Состояние дороги ухудшается после дождя, так как появляются промоины. Время от времени проходит грейдер, поэтому они быстро устраняются. Единственная проблема в том, что на протяжении всего серпантина нет отбойников. Кроме того, на Шаумянском перевале есть несколько слепых и очень резких поворотов, а также пара узких участков. Они практически без проблем преодолеваются на легковых автомобилях, но представляют определенную сложность для водителей большегрузов.
Шаумянский перевал: отзывы
На специализированных форумах автомобилистов сегодня можно увидеть множество постов про непригодность дороги для движения. Прежде всего заметим: в таком утверждении есть доля истины, особенно если речь идет о машинах с низким дорожным просветом. Особенно опасно передвигаться на таких авто, если на дороге есть ямы, образовавшиеся после дождя. Что касается остальных машин, то от их владельцев можно услышать и положительные или нейтральные отзывы, сообщающие, что дорога нормальная, проехать можно без проблем.
Советы
Опытные водители, которым хорошо знакома дорога на Шаумянский перевал, рекомендуют:
Легенды
Эта дорога существует уже много десятилетий, поэтому про нее можно услышать множество невероятных историй. Например, самая популярная страшилка-шутка гласит, что машины, которые сорвались в пропасть, никто не поднимает, и по ночам по перевалу разъезжают покореженные авто с погибшими владельцами за рулем. Также рассказывают об автомобилях, которых «поглотила земля», разверзшаяся во время оползня. И, наконец, самая правдоподобная легенда гласит, что один водитель, потеряв колесо на перевале, доехал до Туапсе, так и не заметив пропажи.
Где можно остановиться и что посмотреть
Практически со всех точек Шаумянского перевала открывается прекрасный вид на красоты природы.
На вершине серпантина есть памятник героям, погибшим во время защиты Туапсе в годы ВОВ. Он представляет собой меч, направленный острием вверх. На нем можно прочитать слова Александра Невского «Кто с мечом к нам придет…». Кроме того, на вершине есть кафе, в котором можно перекусить местными пирогами, которые стоят около 300 рублей.
Тем, кто едет из Туапсе, после перевала рекомендуется остановиться у автомойки. Там машину не то что вымоют, а отдраят. Управятся примерно минут за 15. Летом, после того как машина будет приведена в порядок, стоит позаботиться и о себе. Для этого достаточно свернуть к речке и искупаться, смыв с себя дорожную пыль.
Если у вас есть время, не поленитесь и попробуйте забраться на гору Индюк. С нее открывается вид, как с высоты птичьего полета. На верху горы расположен родник. Из него раньше заправляли паровозы, так как вода в нем исключительно мягкая, и в котлах не образовывалась накипь.
Тоннель
Плюсы и минусы поездки по данному маршруту
Решение отправиться в Туапсе по этой дороге имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
В числе плюсов можно отметить:
Что касается недостатков, то главным из них является плохое состояние дорожного покрытия. Как следствие, перевал становится труднопреодолимым в дождливую погоду, а в остальное время там ужасно пыльно. Последнее обстоятельство приводит к тому, что летом в автомобилях без системы кондиционирования водители и пассажиры испытывают неудобства, так как вынуждены ездить с закрытыми окнами.
Шаумянский перевал, фото которого неизменно вызывают восторг у любителей горных красот, представляет интерес хотя бы потому, что можно проверить свое мастерство шофера и вообще получить изрядную дозу адреналина, причем совершенно бесплатно. Из сказанного следует, что по этой дороге не следует ездить неопытным водителям или тем, кто путешествует с детьми.