Что такое шхуна определение
Шхуна
Шху́на (нидерл. Schoener ) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. По типу парусного снаряжения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и ещё одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Шхуны имели небольшую осадку, что позволяло ходить даже на мелководье.
Наличие косых парусов позволяло ходить круто к ветру и использовать меньшую численность команды.
Первые суда с шхунным такелажем появились ещё в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В XVII — XVIII веках были основными кораблями пиратов в Карибском море.
В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трехмачтовые шхуны, реже четырёх-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У. Лоусон». «Томас У. Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью. После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.
Исторические факты
В период расцвета только на Великих озёрах между США и Канадой курсировало до двух тысяч шхун.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Шхуна» в других словарях:
ШХУНА — англ. Судно с двумя наклоненными назад мачтами. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ШХУНА см. ШКУНА. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка
ШХУНА — (Schooner) парусное судно с двумя и более мачтами и преимущественно косыми парусами. Ш. имеет два вида вооружения: один для транспортных судов, второй для яхт; и тот и другой имеет две мачты (фок и грот). Транспортная Ш. (марсельная Ш. или… … Морской словарь
шхуна — голет Словарь русских синонимов. шхуна сущ., кол во синонимов: 4 • балау (1) • германизм … Словарь синонимов
ШХУНА — (от англ. schooner) парусное судно (от 2 до 7 мачт) с косыми парусами. В 19 в. применялись т. н. марсельные и брамсельные шхуны с 2 3 прямыми парусами (обычно на фок мачте) … Большой Энциклопедический словарь
ШХУНА — и шкуна, шкуны, жен. (голланд. schoener) (мор.). Парусное деревянное судно с двумя н более мачтами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШХУНА — ШХУНА, ы, жен. Морское судно с косыми парусами. Двухмачтовая, многомачтовая ш. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
шхуна — (устарелое шкуна), мн. шхуны, род. шхун … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
шхуна — парусное судно с двумя и более мачтами, вооружённое косыми парусами. В 18 19 столетиях входили в состав парусных флотов в качестве посыльных судов, имели до 16 пушек. Современные шхуны имеют длину 22 28 м, снабжены двигателем внутреннего сгорания … Морской биографический словарь
ШХУНА — парусное судно, имеющее от 2 до 7 мачт с косыми парусами на всех мачтах. Современные Ш. оснащены, кроме парусов, двигателем внутреннего сгорания; деревянный млн. стальной корпус имеет длину от 20 до 30 м … Большая политехническая энциклопедия
шхуна — 1) морское парусное судно с 2–7 мачтами, несущими только косые паруса (гафельная шхуна) или косые на всех мачтах и прямые верхние паруса (марсели) на носовой мачте (марсельная шхуна). 2) Самоходное парусное или моторное судно для промысла… … Энциклопедия техники
Шхуна
Шхуна — тип парусного судна, имеющего косые паруса на всех мачтах, но не менее двух. Шхуны имели небольшую осадку и малую ширину корпуса, что позволяло ходить даже на мелководье и по некоторым рекам.
История
Впервые шхуны появились в начале 17-го века в Нидерландах как дальнейшее развитие двухмачтовых судов с косыми парусами и использовались в основном в качестве рабочих суден у побережья и в устьях рек. После того, как голландский монарх Вильгельм Оранский сел на британский престол шхуны получили распространение в британском флоте. Торговцы сразу заинтересовались шхунами, поскольку они имели хорошую скорость и могли плавать даже при встречном ветре, а так же были весьма просты в обращении. Первое упоминание о шхуне как о классе корабля было сделано в портовом журнале Бостона в 1716 году, а как о морском термине в 1769 году в «Морском словаре» Уильяма Фальконера.
Классификация
Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и ещё одним дополнительным прямым парусом — брамселем.
Факты
Самым большим парусным судном в мире была семимачтовая шхуна Thomas W. Lawson спущенная на воду в 1902 году и предназначалась для перевози угля и имела всего 17 человек экипажа.
В период расцвета на Великих озерах курсировали около двух тысяч шхун (не считая других кораблей).
Шхуна
Главное отличие двухмачтовой шхуны от других типов парусного вооружения — расположение грот-мачты — самой высокой мачты судна. В случае парусного вооружения этого типа, грот-мачта располагается ближе к корме, для того, чтобы, особенно в случае с гафельным вооружением, карнаги-штаг, соединяющий фок- и грот-мачту, шел немного вверх и не мешал гафелю фок-мачты.
Шхуна очень хорошо ходит при боковом ветре и под острым углом к ветру, у неё намного меньше снастей в бегучем такелаже, чем у судна с прямым парусным вооружением, проще устройство оснастки, что позволяло существенно уменьшить команду. Все работы с парусами производились с палубы, в то время, как на судне с прямыми парусами для их подъёма и спуска большому числу людей необходимо взбираться на мачты. Однако при попутном ветре шхуна существенно уступает судам с прямыми парусами и становится рыскливой. Тем не менее, в последнее столетие массового использования парусников преимущества шхуны в отношении снижения числа и умения экипажа оказались более чувствительными из-за стремления судовладельцев снизить стоимость перевозки грузов в условиях конкуренции с пароходами, поэтому конец XIX и начало XX веков стали периодом расцвета шхуны, именно тогда были построены гигантские суда с этим типом парусного вооружения, вроде «Томас У. Лоусон» (1902 год, см. ниже).
Первые суда с шхунным такелажем появились ещё в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В XVII — XVIII веках были основными кораблями пиратов в Карибском море. В период расцвета только на Великих озёрах между США и Канадой курсировало до двух тысяч шхун.
В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трёхмачтовые шхуны, реже четырёх-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У. Лоусон». «Томас У. Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы, благодаря чему огромным парусником управляли всего 16 человек. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью.
После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.
ШХУНА
Найдено 4 изображения:
Видео на тему: ШХУНА
шхуна ж. Парусное деревянное судно с двумя и более мачтами.
шхуна
ж. мор.
schooner
шхуна-бриг — schooner-brig
марсельная шхуна — topsail schooner
Шхуна (шкуна) — парусное судно с 2-мя или 3-мя мачтами, имеющими косые паруса. Рангоут Ш. отличается сравнительной высотой нижних мачт, к которым прикрепляются короткие стеньги. Уклон мачт на Ш. несколько больший, чем у судов с прямой парусностью. По числу мачт и типу парусов Ш. различаются следующим образом: 1). Ш. обыкновенная имеет 2 или 3 мачты; на фок-мачте ставятся 1—2 прямых паруса (марсель и брамсель); на остальных мачтах — одни косые паруса. 2). Ш. бермудская, или гафель-Ш. (иногда называется гоелеттой или гулетой), имеет исключительно косые паруса на всех (2-х или 3-х) мачтах. Ш.-бриг (бригантина) имеет фок-мачту, оснащенную как у брига, т. е. с короткой нижней мачтой и полной прямой парусностью; грот-мачта имеет косую парусность, как у Ш. Шхуна-барк (баркентина) имеет фок-мачту такую же, как у Ш.-брига, и 2 задних мачты с шхунской парусностью. В России термин «Ш.» очень распространен на Каспийском море, где так называют и морские грузовые пароходы («паровая Ш.»), заменившие прежние парусные Ш. в перевозке грузов. (См. Паруса, Парусность, а также, и «Русский торговый флот», издаваемый ежегодно главным управлением торгового мореплавания и портов Р. Л—н.
(Schooner) — парусное судно с двумя и более мачтами и преимущественно косыми парусами. Ш. имеет два вида вооружения: один для транспортных судов, второй — для яхт; и тот и другой имеет две мачты (фок и грот). Транспортная Ш. (марсельная Ш. или топсельная Ш. Topsail schooner) несет марсель, иногда два на фок-мачте, а на грот-мачте — только косые паруса. Шхуна-яхта имеет обычно косое вооружение на обеих мачтах, но иногда на фоке носит марсель. Одно время шхуны-яхты были весьма распространены и стояли в первых рядах соревнующихся за Американский кубок (America cup), но за последнее время тендер совершенно их вытеснил из гонок.Кроме описанных выше Ш., имеются также другие типы транспортных Ш. с тремя мачтами и косым вооружением. Такие Ш. называются трехмачтовыми Ш. Когда они несут на фок-мачте марселя, то такие Ш. носят название джекасс (Jackass). Их не следует смешивать с баркентинами, которые издали похожи на них. Баркентина отличается от Ш. тем, что имеет фок-мачту бриговую. Наконец, существует прекрасный тип четырехмачтовых Ш. с исключительно косым вооружением. Эти Ш. по большей части американские. Они очень быстроходны и могут ходить круто к ветру.
Шхуна
Из Википедии — свободной энциклопедии
Главное отличие двухмачтовой шхуны от других типов парусного вооружения — расположение грот-мачты — самой высокой мачты судна. В случае парусного вооружения этого типа, грот-мачта располагается ближе к корме, для того, чтобы, особенно в случае с гафельным вооружением, карнаги-штаг, соединяющий фок- и грот-мачту, шел немного вверх и не мешал гафелю фок-мачты.
Шхуна очень хорошо ходит при боковом ветре и под острым углом к ветру, у неё намного меньше снастей в бегучем такелаже, чем у судна с прямым парусным вооружением, проще устройство оснастки, что позволяло существенно уменьшить команду. Все работы с парусами производились с палубы, в то время, как на судне с прямыми парусами для их подъёма и спуска большому числу людей необходимо взбираться на мачты. Однако при попутном ветре шхуна существенно уступает судам с прямыми парусами и становится рыскливой. Тем не менее, в последнее столетие массового использования парусников преимущества шхуны в отношении снижения числа и умения экипажа оказались более чувствительными из-за стремления судовладельцев снизить стоимость перевозки грузов в условиях конкуренции с пароходами, поэтому конец XIX и начало XX веков стали периодом расцвета шхуны, именно тогда были построены гигантские суда с этим типом парусного вооружения, вроде «Томас У. Лоусон» (1902 год, см. ниже).
В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трёхмачтовые шхуны, реже четырёх-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У. Лоусон». «Томас У. Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы, благодаря чему огромным парусником управляли всего 16 человек. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью.
После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.
- Что такое шхуна на корабле
- Что такое шхуна фото