Что такое шифтер на руле
Манетки (шифтеры). Виды и выбор
Применение нескольких передач на многоскоростных байках позволяет передвижение с минимальными усилиями в оптимальном соотношении скорости и педалирования. Передаточный механизм контролируется манетками.
Манетка или шифтер (Shifters) – механическая система переключателя скоростей, располагающаяся на рулевой трубе или раме велосипеда.
Передаточное усилие осуществляется трансляцией движения с манетки на дерэйлер через тросиковый привод, с периодическим изменением расположения цепи на звёздочках.
Многоскоростной велосипед чаще всего оборудуется двумя манетками:
Новаторская система А GE фирмы Acros устанавливается на велосипеды с гидравлическим механизмом, такая конструкция регулирует передний и задний рычаг управления.
Разновидности шифтеров
В самом начале манетки были только фрикционные, при этом вытянутый трос обеспечивал перебрасывание цепи только с помощью фиксации гайками. Серьезные изменения в работе произошли со встраиванием храпового механизма. С каждым годом в продажу поступают новые шифтеры на велосипед с усложненным механизмом работы и функциональными особенностями.
Основные виды манеток:
Фрикционная система
Фрикционный шифтер до 80-ых г., оснащал все гоночные велосипеды, в 90-ых устанавливался на дешевые модели велосипедов. В современном велоспорте такие модели остались только на старой или самодельной конструкции. Модель фрикционной системы – рычажок натягивающий или ослабляющий трос. Сама рукоятка не прикрепляется к рулю и удерживается от самостоятельного переключения только трением или кустарным приспособлением.
Шифтер прикрепляется на раму и рулевую трубу велосипеда:
Индексный однорычажный
Индексные конструкции устанавливались на недорогие горные байки 90-ых годов. В данный момент могут встречаться на шоссейниках. В отличие от фиксационного шифтера рычаг индексного крепится специальной гайкой в разных позициях. Устанавливаются на раме и рулевой трубе велосипеда.
Несмотря на свои преимущества и четкость передачи, модель не является удобной в управлении транспортом.
Основной производитель индексной манетки – «Shimano».
Триггерный двухрычажный шифтер
Rapidfire + – это триггерная манетка – самая популярная модификация механизма управления скоростной системой. Устанавливается на горные байки, гибриды и другие велосипеды, не устанавливается на шоссейники.
Триггерный шифтер располагается на рулевой части велосипеда, работает на основе зубчатого устройства передаточного движения, состоит из двух рычагов или рычага и кнопки управления. Наиболее популярная фирма по производству триггерного шифтера – «Shimano Nexave».
Принцип механизма заключается в передвижение цепи на одну сторону нажатием первого рычага, и в противоположную – нажатием второго переключателя или кнопки.
После всех переключений рычаг возвращается в исходное положение. Благодаря легкости в управлении можно переключать скорости не прилагая физических усилий и не отвлекаясь от дороги.
Производители триггерных манеток:
Шифтеры Грип-шифт
Манетки грип-шифт фирмы SRAM представляют собой крутящиеся ручки и похожи на мотоциклетные рычаги газа. Механизм работы заключается в проворачивание рычага на определенное количество оборотов. При повороте можно переключить сразу на разные передачи и в противоположные стороны.
Минус системы – точность работы ниже триггерного шифтера.
Главным производителем вращающихся манеток является компания SRAM фирма Shimano, которая производит грип-шифты только в линии Tourney. Шифтеры SRAM выполняются с удлиненными рычагами, подходящими шириной под руку и укороченными – на один-два пальца.
Шифтеры с тормозным переключателем
Campagnolo Ergo-Power и Shimano Dual-Control – манетки на велосипед, совмещённые с тормозным рычагом, идеально размещаются на бараньих рогах шоссейника и рулевой трубе гоночного велосипеда.
Отличается тремя системами управления: торможение; увеличение и понижение скорости.
До изобретения совмещенных манеток шоссейники оснащались однорычажным механизмом на нижних трубах велорамы. В данный период компании устанавливают универсальные тормозные шифтеры со сложной системой и продуманной конструкцией.
Совмещенные шифтеры работают по принципу горных велосипедов. Внешне они похожи на моноблоки горных байков, но с одной ручкой для управления.
SRAM Dual Drive
Шифтеры для управлений внутренними скоростными переключениями для планетарных втулок располагается на правой стороне руля и является комбинацией крутящихся рычагов и триггерного аппарата переключения скоростей.
Заключение
Манетки – неотъемлемая составляющая системы байка с одной или более скоростями, в частности они необходимы для шоссейных и горных велосипедов, где оптимально устанавливать сочетанные системы с тормозным механизмом.
Шифтер: теория.
Очень популярная деталь среди всех модернизаторов разного уровня — это так называемый шифтер (shifter) — он же рычаг переключения передач. Все стремятся сделать переключения четче и быстрее и всеми правдами и неправдами делают из обчного шифтера — шорт шифтер (short shifter) — он же короткоходный переключатель. Рынок насыщен всевозможными девайсами: от простых до мегасложных. Однако примеряя тот или иной вариант к своей машине, подумайте — инженеры, проектировавшие вашу машину не дураки и вероятнее всего они сделали именно так по какой-то причине.
Все, что я напишу ниже — это мои личные мысли и доводы. Я не претендую на 100% правильность, но как мне кажется — рациональное зерно в моих рассуждениях имеется.
Итак рассмотрим рычаг переключения передач (он же кулиса) часто встречающегося механизма переключения с троссовыми тягами на примере кулисы аккорда.
Почему рычаг изогнут, я, честно говоря, могу для себя обосновать только соображениями эргономики, и то мне он кажется не удобным. Но не в этом суть, хотя позже к этому вернусь.
Итак кулиса — металлический рычаг с точкой опоры, расположенной между точками приложения сил (рис.47). У аккорда 6 поколения — точка опоры за пределами точек приложения сил (рис. 48), это различие не существенно для всего ниженаписанного.
За точку А мы дергаем/толкаем рукой, точка Б соответсвенно толкает/дергает трос, который в свою очередь передает поступательное движение на рычаг коробки.
Так как верхняя часть рычага длиннее нижней относительно шарика (точки опоры), то нам приходится перемещать точку А на большее расстояние, нежеле чем перемещается точка Б, зато сил прикладывать приходится значительно меньше, нежеле образуется на нижнем конце рычага.
Если бы коробка машины имела 2 передачи, то нам бы хватило одного рычага, движущегося вперед-назад и одного троса. Но у машины 6-7 передач (заднюю тоже считаем), а значит движениями в одной плоскости не обойтись. Поэтому есть еще один рычаг, у которого таже точка опоры, таже верхняя часть с точкой А, но другая исполнительная часть, торчащая в сторону и входящая в нехитрый механизм, который превращает движения рычага влево-вправо в поступательные движения вперед-назад другого троса. Точка на конце второй исполнительной части рычага — точка В.
Так как изменить положение точки В относительно точки опоры мы не можем (без замены всей кулисы или модернизации мезанизма превращения движений влево-вправо во вперед-назад), то простейшим способом измения характеристик рычага является «игра» с расстояниями от точки опоры до точек Б и А, иными словами, с длинами плеч рычага.
Изменяя длину верхнего плеча мы изменяем ход рычага. Если длину от шарика до точки А уменьшить, то набалдашник придется двигать на меньшие расстояния, ход руки станет короче как при движении вперед-назад, так и влево-вправо. Но при этом усилия, которые вам потребуются для этих перемещений возрастут. Плюс к этом, теоретически, растет вероятность влупить 2-ю вместо 4-й, например, так как линии движения рычага вперед-назад так-же сблизятся. По такому принципу устроена кулиса Mugen — у неё укорочено верхнее плечо рычага.
Низ у мюгена судя по их картинке и сравнительным замерам такой-же как и у стока.
Есть вариант изменения длины нижнего плеча. Если его удлинить, то при прочих равных условиях точка Б будет проходить более длинное расстояние за то-же время, тоесть будет двигаться с большей скоростью, а значит с большей скоростью будет двигаться рычаг коробки, выбирая передачи. Самое простое решение — это удлинитель:
Надел его на нижнюю часть рычага и вот тебе счастье. Но! Тут не все так просто. При удлиннении нижней части рычага на пару (в качестве примера) сантиметров амлитуда перемещений точки Б вперед назад и влево-вправо увеличивается примерно на 30 процентов, не говоря уже о том, что от начального положения конец троса опустился на 2 см. Трос, который двигается в оплетке имеет точку закрепления этой оплетки. В этой точке перемещений в стороны не предусмотрено. Трос входит в оплетку подобно тому как двигается звено обыкновенной телескопической антены (удочки если кому ближе). Антена имеет гибкость до определенного предела — в прямом положении её звенья двигаются легко и просто, а вот если её начать гнуть, то неизбежен момент когда она заклинит и сломается. Так и трос с его телескопическм принципом расчитан на работу с одной амплитудой изгибаний, а удлинитель нижней части рычага амплитуду увеличивает, причем эти увеличенные перемещения происходят в плоскости, смещенной вниз от задуманной производителем на 2 см, а значит телескопический механизм тросса никогда не встает в прямое положение. Не зря, уважаемая мною компания K-tuned, производя великолепнейшие по красоте своей кулисы (жаль, нет возможности опробовать их в действии), предусматривает среди регулировок и возможность изменять наклон троса в точке закрепления.
Вот вобщем то и все. Знаю, что обязательно найдутся те, кто переделал рычаг укоротив верх и удлинив низ подобным образом:
Возможно они скажут, что я написал бред, так как у них все работает. Возможно. Ведь есть всякие допуски и запасы, возможно при переделке не преодолена та критическая точка, которая приведет к поломке, а возможно просто еще мало времени прошло. Помните как в детстве ломали проволоку — чем быстрее и с большей амплитудой сгибаешь, тем быстрее сломается. Тут тоже самое — амплитуда и скорость. Пример испорченного троса после переделки кулисы подобным образом у меня имеется.
Я, поразмыслив над всей этой физикой, считаю что можно безболезненно для машины поиграть с верхней частью рычага (тут только ваши силы и удобства возможно пострадают), а вот с нижней надо быть осторожным и тчательно изучить возможности перемещений телескопической составляющей троса, прежде чем резать и варить. И так как есть соблазн всетаки поэксперементировать, изготовил себе кулису с возможностью регулировки длин как верхнего так и нижнего плеча — думаю есть та величина, которая не навредит. Но это постараюсь выяснить в процессе установки. В конце концов, мой девайс позволяет изменять длины, не разбирая кулису и можно в повседневке кататься как на стоке, а когда есть необходимость сделать из обычного рычага shortshifter.
Да кстати, он прямой, как и Mugen. Надеюсь ничего мешать не будет. А кривизну рычага считаю недостатком, так как при приложении к нему силы, возникает ещё и крутящий момент, который там совсем никчему.
Short Shifter (короткоходная кулиса)
Short Shifter (шорт шифтер) — это короткий рычаг переключения передач или в простонародье короткоходная кулиса.
Нашел интересную статью в сети от неизвестного автора и, как полагается у нас в России, просто про копипастил (Copy-Paste)
Кулиса — это рычаг или система рычагов в механизме, служащем для преобразования вращательного движения в поступательное или наоборот.
Шорт шифтер (короткоходка) имеет ряд преимуществ в отличие от стоковой кулисы. В отличии от стандартного рычага переключения передач короткоходная кулиса имеет другие углы изгиба рычага, за счет измененной геометрии переключения становятся более быстрыми и четкими, а ход с рычага более коротким.
Вот описание, найденное на одном из сайтом продавцов:
У меня на прошлой машине стояла короткоходная кулиса. На самом деле очень все было удобно и прикольно. По сравнению со стоком, ход был меньше примерно в 2 раза, что соответственно позволяло более четко и быстро переключать передачи. Все именно так, как в цитате выше. Когда ее продал и сел за другое авто, то месяца 2 привыкал к стандартной кулисе. Первое время меня не покидало ощущение, что я делаю огроменную амплитуду рукой, чтобы воткнуть необходимую мне передачу. Потом вроде как свыкся, но замедление в переключении никуда не делось.
Перечитал много информации в сети и многие пишут, что прикольно, но вот ручка КПП очень низко находится. Тут можно возразить. Все зависит от самой кулисы. Вот тот шорт шифтер, который вначале поста, только уже установленный в машину.
Благодаря своей геометрии, шифтер имеет достаточную длину и располагается на уровне руля (видно из фото), что сокращает время, необходимое для переноса руля на рычаг КПП и это имеет ряд плюсов:
1. Благодаря такому расположению тратиться меньше времени для переключения передачи;
2. Больший контроль машиной, т.к. руки практически всегда лежат на руле;
3. Большая четкость в действиях.
В итоге просмотрев десятки роликов на YouTube и немного по переводя зарубежные форумы пришел к выводу, что если ставить высокий шорт шифтер, то в самой верхней точке рычага КПП угол отклонения будет примерно таким же, как и на стоковой кулисе. Но взамен мы получаем более длинный рычаг, который экономит время на переключении, делает переключение передачи более четким и дарует нам больший контроль над автомобилем.
Тут уж каждый сам в праве решать, заменить одну деталь на более усовершенствованную, или же модифицировать уже имеющуюся. Я как яростный противник лишнего веса заменил бы старую кулису на короткоходную, тем более, что можно подобрать более легкий аналог. Но это лично мое мнение и моя позиция, которую никому не хочу и не буду навязывать.
Компьютер, руль и педали. Руководство по выбору джойстика-руля
Для начала стоит определиться, нужен ли вам руль как таковой. Если вы запускаете «Need for Speed» раз в неделю, можно ответить на этот вопрос однозначно: нет. Зачем тратиться на девайс, который будет пылиться в кладовке или занимать место на рабочем столе? Другое дело, если от таких названий, как «TOCA Race Driver», «Colin McRae Rally», «GTR Fia Racing», «F1 Challenge», у вас появляется блеск энтузиазма в глазах. Именно для таких симуляторов производители компьютерной периферии и выпускают джойстики-рули, играть в эти игры на клавиатуре – всё равно что мыть полы зубной щёткой.
Выбрать адекватный руль из всего многообразия с первого раза будет не так просто – у каждой модели, как и у настоящего автомобиля, есть свой особый характер. Производители устанавливают разные пружины, разные по силе моторы, используют разные материалы покрытия – всё это несколько усложняет выбор.
Многое зависит и от вашего бюджета. Скажем сразу: слишком дешёвым руль быть не должен, иначе всё удовольствие от игры будет сведено на нет «кривым» программным обеспечением, слабым креплением и другими бюджетными болезнями. Адекватный джойстик можно приобрести по цене от 2500 рублей, стоит иметь это в виду.
Технологии
Итак, вы собрались приобрести джойстик-руль, но, посмотрев прайс-лист продавца, столкнулись с различными непонятными обозначениями вроде Force Feedback (иногда – FFB), Rumble (часто обозначают как «обратная связь»), Clutch Edition и так далее. Давайте разбираться по пунктам.
Первый джойстик-руль для компьютерных игр появился в 1983 году. Это была обычная пластиковая коробка с баранкой диаметром 17 см и единственной гладкой педалью. Далее производители начали развивать идею. Постепенно они пришли к выводу, что какая-никакая отдача позволила бы игрокам прочувствовать дорогу намного лучше, да и интерактивность поднялась бы на несколько ступеней. Самый простой способ достижения подобного эффекта – установка вибромотора. Предположим, вы заехали одним колесом на обочину – игра посылает сигнал на джойстик, вибромотор начинает легко потряхивать баранку. Зачастую в прайсах модели с вибромотором обозначают как рули с обратной связью или Rumble Feedback.
Всё это, конечно, очень далеко от поведения реального руля в реальном автомобиле: во время езды он оказывает сопротивление на поворотах и при нажатии на газ, норовит выскользнуть из рук при езде по гравию – своеобразной специфики хватает. Но производители нашли способ симуляции, максимально приближенный к реальности. Технология под названием Force Feedback лежала на поверхности – с 1950 года её использовали в авиации для облегчения управления самолетом и наведения на цель. Чтобы заставить руль сопротивляться действиям игрока, в импровизированное торпедо добавили сервомотор и подсоединили его к баранке. Именно на модели с Force Feedback (FFB, обратная отдача) нужно обращать внимание при покупке. Грамотная реализация FFB принесёт немало радости и эмоций во время управления виртуальным болидом.
На рынке до сих пор сохранились модели вообще без какой-либо отдачи, стоят они недорого, но приобретать их мы бы не советовали. Слишком уж банально и несерьёзно.
Немаловажный фактор при выборе руля – система крепления к столу. Дешёвые модели почти всегда фиксируются при помощи липучек. Как бы мощны ни были эти резиновые крепления, во время напряжённой игры руль оторвётся от стола в одной или нескольких точках. Стоит ли говорить, что это очень раздражает? В более дорогих моделях с FFB используются массивные прищепки, иногда к ним добавляются крепления при помощи плоских винтов. Как известно, через три точки уже можно провести плоскость, так что рули с креплением в трёх точках будут держаться на столе наиболее крепко. Здесь стоит сказать, что FFB на максимальной мощности всё равно рано или поздно вырвет руль, но к тому моменту вы уже устанете рулить.
Самые серьёзные модели рулей оснащают педальным блоком с отдельной педалью сцепления и коробкой переключения скоростей. Встречаются даже самые настоящие люксовые рули с кожаной обтяжкой! Как и полагается, стоят такие модели весьма недёшево, но взамен на потраченные деньги предлагают практически полную симуляцию управления автомобилем на «коробке». Здесь всплывает уже другая проблема – найти игру с полноценной поддержкой выбранного манипулятора. Мейнстримовые аркады вроде «Need for Speed» уж точно не заточены под управление с применением сцепления и 6-ступенчатой коробки передач, но это тема уже другой статьи.
Вопрос об интерфейсе подключения уже почти забыт – времена игрового и com-порта давно ушли. Сейчас все джойстики подключаются к компьютеру через USB. Некоторые модели подходят и для приставок, в комплект входят переходники для Sony PlayStation, Microsoft Xbox, Nintendo Gamecube.
Производители
Давайте посмотрим на модельные ряды производителей, выпускающих джойстики-рули.
Logitech
Начнём, пожалуй, с гиганта, заработавшего отличную репутацию производителя компьютерной периферии. Сейчас область интересов компании немного сместилась, и в ассортименте значатся всего два руля – но зато каких! Logitech продолжает выпускать модель MOMO Racing Force Feedback Wheel. Этот легендарный руль был спроектирован при участии известной среди автолюбителей и профессиональных гонщиков фирмы MOMO, логотип компании гордо украшает баранку. Рулевое колесо покрыто приятной на ощупь резиной. Красная лента в верхней части баранки – это визитная карточка MOMO, элемент присутствует и на рулях для реальных автомобилей. Здесь же расположены шесть программируемых кнопок, они существенно облегчат управление в играх. Справа от руля расположена двухпозиционная ручка переключения передач (работает в стиле Tiptronic). Ещё один плюс в копилку MOMO Racing Force Feedback Wheel – удобный педальный блок.
Манетки для велосипеда. Как выбрать?
Выбор манетки для велосипеда
Наверняка каждый велосипедист, пускай и не самый опытный, обращал внимание на рулевые механизмы переключения передач своего байка или велосипеда, на котором гоняет его ребенок, именуемые манетками или шифтерами. Они отвечают за выбор нужной передачи на задней трещотке/кассете и соответственно, на шатунах. Их моделей и классификаций, принципов работы, равно как и брендов производителей далеко не мало. Можно легко растеряться, но если изучить вопрос внимательнее, вооружившись опытом и знаниями, тогда можно понять для себя не только отличия, но и разобраться, которые из них предпочтительнее для Вас и Вашего ребенка, возможно, других членов семьи. Попробуем разобраться вместе.
Что представляют собой манетки (шифтеры)
В самом первом приближении, манетки – это устройства, с помощью которых райдер пальцами руки регулирует скоростные режимы. Два шифтера левый и правый крепятся на соответствующие стороны руля и контролируют темп работы всей трансмиссии, что приводит к разным скоростным режимам велосипеда. Левый шифтер отвечает за переднее переключение звездочек шатунов, а правый регулирует передачи на задней кассете или трещотке. Размещаются манетки сразу после грипсов (велосипедные ручки на руле) рядом с рычагами тормоза либо уже совмещенные с ними (это моноблоки, о которых мы расскажем позже). Переключение передач происходит в зависимости от устройства манетки: путем прокручивания специального барабана по окружности оси руля (грипшифты или по-простому крутилки), при усилии пальцев на маленькие рычажки шифтера с характерным щелчком переключения скорости (триггеры) и сдвига влево/вправо одного рычага (пистолеты с системой dual controll).
Принцип работы манеток (шифтеров)
Все манетки независимо от марки производителя и устройства работают по одному принципу: натяжения/ослабления стальных тросиков, которые совмещены с нижним задним и передним переключателем. Так же как и рычаг механической тормозной системы, сообщающийся тросом с тормозными колодками за исключением гидравлики, в которой вместо троса работает гидролиния с тормозной жидкостью.
При ручном выборе нужной передачи, переключатель прокручивает внутренний блок, на который намотан трос, происходит либо его накручивание-натяжение, либо раскручивание-ослабление, что приводит в свою очередь, к сдвигу нижних переключателей, которые накидывают цепь на повышенную скорость или сбрасывают на пониженную. За закрепление троса в определенной скоростной позиции отвечает фиксатор в виде пружины.
Работа манеток при индексированном (точно по порядку) переключении скоростей в большинстве моделей отображается на оптическом дисплее или на встроенном указателе без пластикового стекла, где четко видно задействованные по нумерации передачи в момент движения.
Разновидности манеток (шифтеров) и их применение
Чтобы не углубляться в далекие дебри, знакомые профессионалам велоспорта, лучше остановимся на самых распространенных разновидностях шифтеров и их применении на определенных классах велосипедов:
1. Грипшифты, они же крутилки (с англ. – фиксированное перемещение). Внешне они схожи с вращающимся небольшим барабаном на газовых, электрических котлах, только устанавливаемые по окружности рулевой трубы велосипеда. По центру имеют указатель и нумерацию скоростей, на который ориентируются при выборе передач. Вращается барабан по часовой стрелке и против нее. Выпускаются всеми мировыми производителями, имеют невысокую стоимость, быстро реагируют на смену передач, просты в работе и не требуют серьезных усилий. К недостаткам можно отнести случайные переключения, скольжение барабана при запотевании рук в жаркую погоду, необходимость использования велоперчаток. Занимают достаточно большой отрезок рулевой трубы, особенно вместе с грипсами.
Грипшифты традиционно причисляют к бюджетным и относительно надежным механизмам, но не спешите сбрасывать их со счетов, все параметры строго индивидуальны, как и запросы каждого человека (мы коснемся их детальнее в следующем подзаголовке статьи). Чаще всего, грипшифты устанавливают на городские модели велосипедов для взрослых и детей, подростковые горные байки начального уровня, но есть и дорогие, топовые варианты, например фирмы Sram для туристических велосипедов и многих других.
2. Триггеры (с англ. – курок). Самая распространенная разновидность шифтеров во многих велосипедных дисциплинах. Крепятся на специальный хомут в самом удобном месте, после грипсов в горизонтальном положении параллельно рулевой трубе. Имеют два эргономичных рычажка переключения повышенных и пониженных скоростей, которые расположены аккурат возле руки, что очень удобно в работе. Выпускаются всеми мировыми производителями за счет массовости потребления для всех классов МТВ байков, экстремальных катаний и совмещения с гидравлической системой тормоза. Просты и комфортны в работе, надежное переключение, абсолютно исключающее любые случайности. К минусам можно отнести поломки и деформации при падении.
Триггеры насчитывают огромный выбор линеек по стоимости, качеству, предназначения и могут устанавливаться на самые разные классы велосипедов: МТВ и всех его подвидов, городские, гибридные, туристические и все многоскоростные велосипеды, исключая только шоссейные.
3. Моноблоки (цельный, комбинированный механизм). Самые универсальные манетки, в которые интегрированы два рычажка переключения передач как у триггеров и дополнительный третий рычаг тормоза. Это фирменная разработка велосипедного гиганта Shimano, которая практически не встречается у мировых конкурентов. Моноблоки удобны в работе, единый механизм крепится на хомут и не нуждается в дополнительном оснащении. Широко применяется для МТВ байков начального и среднего класса для разных возрастных групп. Из недостатков – невозможность совмещения с гидравлическими тормозами, при поломке нуждаются в полной замене.
Моноблоки, как правило, ставятся на горные, городские велосипеды начального и среднего уровня для подростков и взрослых райдеров. Среди них есть и довольно бюджетные модели, так и средние по стоимости, но они не ставятся на высокий уровень байков, потому, как Вы уже знаете, исключают установку гидравлических тормозов.
4. Пистолеты, они же манетки с системой dual controll (с англ. – двойного контроля). Специальные шифтеры для профессионалов шоссейного велоспорта. Их также называют шоссейными моноблоками, в каждый из которых интегрирован всего один эргономичный рычаг, который отвечает за переключение скоростей при сдвиге влево/вправо и осуществляет торможение при усилии на себя. Очень легкие и надежные механизмы, самой высокой стоимости, применяются в спортивных дисциплинах.
Пистолеты распространены на гравийных, гоночных, шоссейных велосипедах, где идет борьба за каждый грамм лишнего веса. Но многие опытные веломаны, катающиеся на дальние дистанции в турах по стране, континентам, также устанавливают такие манетки пистолеты.
Очень важно отдавать себе отчет в том, что современная велоиндустрия в лице мировых и отечественных производителей часто прибегают к хитроумным приемам маркетинга и всячески комбинируют навесное оборудование, не придерживаясь определенной линейки всего комплекта трансмиссии. Поэтому дорогой велосипед от известного производителя может иметь разного класса навесное оборудование, включая манетки, тем самым Вы переплачиваете только за имя, велосипедный бренд. Бюджетные велики могут оборудоваться безымянными (no name) компонентами неизвестного происхождения. Так что здесь нужно внимательно изучать всю спецификацию.
Какие манетки (шифтеры) выбрать себе и ребенку?
Для начала нужно иметь маломальский опыт катания на велосипеде, чтобы все опробовать самому. Имеет значение класс Вашего байка и велосипеда ребенка, система торможения, количество передач трансмиссии, в каких дорожных условиях проходит вся его эксплуатация, насколько часто Вы выезжаете и в какую погоду, длительность катания.
Нужно сказать, что взрослые велосипедисты быстро привыкают к разным моделям переключателей и могут впоследствии сами определиться, насколько комфортно проходит работа определенного типа манетки на их байке. Ребенку же бывает сложно сразу приспособиться к самостоятельной регулировке скоростей. Например, часто ребенку трудно выжимать рычажки триггеров или моноблоков, так как у них маленькая ладошка и пальцы, что требует значительных усилий, происходит путаница и неудобство, малыш вынужден нажимать ладошкой на рычажки, что может привести к потере управления. Поэтому в таком случае, вполне подойдут грипшифты из-за компактности и легкости переключения.
У взрослых людей, напротив, может быть большая ладонь и длинные пальцы, в этой ситуации грипшифты едва доставят должный уровень комфорта, здесь нужно экспериментировать с триггерами, а лучше всего, если позволяют финансовые возможности и класс велосипеда, просто поставить пистолеты. В других случаях, фирменные моноблоки могут обеспечить оптимальный баланс функциональности, качества и стоимости.
Причины плохой работы и ремонт манетки велосипеда
Фирменные манетки от любого мирового производителя, это надежные и качественные механизмы, которые могут служить годами, не доставляя никаких проблем владельцу. Но любой механизм рано или поздно изнашивается, сказываются и разные условия эксплуатации, обычное загрязнение. Происходят скрипы, трудность работы в переключении. Причины могут быть банальны: засорился механизм шифтера, на тросик налипла грязь, что затрудняет его движение в рубашке, возникает необходимость чистки и смазки подвижных элементов конструкции. В такой ситуации не спешите с заменой. Манетки для велосипеда купить сейчас не проблема, поэтому на первых порах, лучше произвести ТО старых, и в зависимости от результатов, действовать дальше. Шифтеры можно разобрать самому в домашних условиях и хорошенько почистить, смазать, но если в этом деле мало опыта, тогда просто обратитесь в ближайшую веломастерскую – Вы гарантированно получите профессиональную консультацию и качественный сервис.
Замена манеток на велосипеде
Если по очевидным причинам назрел вопрос замены шифтеров, тогда постарайтесь подойти к нему со всех сторон. Первым делом, изучите старые переключатели, имеет значение их совместимость с количеством скоростей трансмиссии Вашего велосипеда или на который они будут устанавливаться. Например, за последнее время появилась тенденция ставить одну звезду на шатуны и от девяти звездочек на кассете, для таких типов трансмиссии вторая манетка и соответственно передний нижний переключатель не нужен.
Также обратите внимание на модель шифтеров, материалы сборки, для какого велосипедного класса они предназначены, под каким брендом выпускаются, будут ли они совмещаться с другим навесным оборудованием, которым укомплектован байк. Постарайтесь придерживаться одной линейки и одного бренда всех компонентов, так вероятность несовместимости будет нулевой. Ни в коем случае не ставьте неизвестные китайские аналоги, в которых используется низкопробный металл тросиков, подвижных элементов, дешевый пластик и т. д. Если бюджет ограничен – лучше купить манетки начального уровня, но фирменные, так Вы получите хотя бы приемлемое качество и слаженную работу переключателей.
Если позволяют ресурсы, тогда можно в идеале поставить шифтеры дороже, среднего и более уверенного класса, но тогда не забывайте, что это может потянуть за собой и желание сродни фетишизму – заменить весь комплект трансмиссии велосипеда.
Выводы
Что же, как говорят в народе: «не поваляешь – не поешь». Все нужно пробовать самому в действии, чтобы получить опыт, это лучше всего раскрывает природу велосипеда.
Просто запомните, что манетки или шифтеры являются неотъемлемой чертой каждого современного велосипеда, который имеет более одной передачи трансмиссии. Суть их работы – это контроль и выбор нужных скоростных режимов. Манеток может быть две, если на шатунах больше одной звезды (от двух до трех), а может быть одна, если установлена трансмиссия 1х9/10/11/12. Все остальное раскрыто в содержании статьи, но если вдруг, у Вас возникнут трудности с выбором – обращайтесь, мы всегда рады помочь.