Что такое шиитский азан
АЗАН И ИКАМАТ
Желательно, перед чтением пяти обязательных ежедневных молитв, вначале провозгласить азан (призыв на молитву), а затем после него икамат (провозглашение о том, что молитва начинается).
Текст азана:
1. Аллаху акбар (4 раза)
2. Ашхаду ан ла илаха иллаллах (2 раза)
3. Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах (2 раза)
4. Ашхаду анна Алийан валийуллах (2 раза)
5. Хайа ала-с-салах (2 раза)
6. Хайа ала-л-фалах (2 раза)
7. Хайа ала хайрил-амал (2 раза)
8. Аллаху акбар (2 раза)
9. Ла илаха иллаллах (2 раза)
Текст икамы:
1. Аллаху акбар (2 раза)
2. Ашхаду ан ла илаха иллаллах (2 раза)
3. Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах (2 раза)
4. Ашхаду анна Алийан валийуллах (2 раза)
5. Хайа ала-с-салах (2 раза)
6. Хайа ала-л-фалах (2 раза)
7. Хайа ала хайрил-амал (2 раза)
8. Кад камати-с-салах (2 раза)
9. Аллаху акбар (2 раза)
10. Ла илаха иллаллах (1 раз)
Примечание: Свидетельство «ашхаду анна Алийан валийуллах» не является частью азана и икамата, но с намерением приближения к Аллаху будет лучше, если после слов «ашхаду анна Мухаммадан расулуллах» это свидетельство произнесётся.
Некоторые заповеди:
Азан и икамат необходимо произносить после наступления времени намаза. Если же азан и икамат произнесутся преждевременно, то они считаются недействительными;
Икамат необходимо произносить после азана и если произнесётся до азана, то это будет неверным;
Между чтением азана и икамата не должно быть большого промежутка времени. Если же этот промежуток времени будет более обычного, то необходимо произнести вторично;
Если для совершения общественного намаза произнесут азан и икамат, то нельзя человеку, который совершает намаз совместно с этой группой, отдельно для себя, произнести азан и икамат;
Если человек для совершения общественного намаза придёт в мечеть и увидит, что общественный намаз уже завершился, но ряды молящихся ещё не растроились и люди пока не разошлись, то в таком случае может не прочесть для своего намаза азан и икамат;
Желательные намазы не имеют ни азана, ни икамата;
Желательно в первый день появления на свет младенца в его правое ухо прочесть азан, а в левое икамат;
Желательно для чтения азана выбрать человека справедливого, знающего время, с громким голосом.
Перевод азана и икамы:
Аллаху акбар. (Аллах Велик)
Ашхаду ан ла илаха иллаллах. (Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха)
Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах. (Свидетельствую, что Мухаммед посланник Аллаха)
Ашхаду анна Алийан валийуллах. (Свидетельствую, что Али Вали (Наместник) Аллаха)
Хайа ала-с-салах. (Спешите на молитву)
Хайа ала-л-фалах. (Спешите к спасению)
Хайа ала хайрил-амал. (Спешите к благому делу)
Кад камати-с-салах. (Свершается молитва) Аллаху акбар. (Аллах Велик)
Ла илаха иллаллах. (Нет божества, кроме Аллаха)
Что такое шиитский азан
Азан (от арабского азина «извещать», «объявлять»; синоним нида’ – «призыв») – призыв на молитву.
В сборниках хадисов Аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и ат-Тирмизи сообщается, что первые мусульмане собирались в Медине для молитвы в мечети неодновременно, тогда как Мухаммад хотел, чтобы мусульмане молились единой группой. Некоторые сподвижники Пророка предложили разжигать большой костер, чтобы сообщать людям о времени коллективной молитвы, другие предлагали использовать звук палок во время удара ими друг о друга, третьи решили, что нужно звонить в колокол, чтобы вовремя собирать верующих на молитву. Сподвижник пророка Умар же сказал: «Почему вам не назначить кого-нибудь, кто будет возвещать призыв на намаз?» Тогда Мухаммад обратился к своему вольноотпущеннику Билалу: «Билал, встань и призови на намаз».
Азан был прочтен перед Мухаммадом, и он, услышав о сне и об азане, сказал: «Это правдивый сон». В сборниках хадисов также упоминается, что в ту ночь одиннадцать сахабов (сподвижник Мухаммада, принявший ислам при жизни пророка) увидели тот же сон. В этом же сборнике хадисов говорится, что Умар ибн ал-Хаттаб, будущий второй «праведный» халиф, который должен был купить бревно для крепления колокола, на следующий день вернулся к Пророку Мухаммаду с пустыми руками и сообщил, что во сне услышал таинственные слова: «Не делай колокола, а призывай на молитву азаном».
Суннитский азан сложился постепенно, в течение нескольких веков. Он состоит из семи формул, которые возвещает муэдзин. В небольших мечетях азан может произноситься с минарета имамом мечети или непосредственно от мечети, если в ней нет минарета. При этом призывающий на молитву должен повернуться лицом в сторону Мекки (кибла) и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами. Первоначально первые мусульмане обращались лицом к Иерусалиму, но после разрыва с иудеями они стали обращаться к Мекке.
Формулы азана таковы:
Азан исполняется нараспев. Услышав азан, мусульманин должен остановиться и повторять, произнося вместо 4-ой и 5-ой формул слова «Сила и могущество только у Аллаха!», а перед утренней молитвой заменяя тазвиб формулой «Ты сказал то, что истинно и справедливо!».
Источники:
Автор: Кавказский Узел
Что такое шиитский азан
Термин «азан» («azan») в переводе с арабского языка означает «приглашение» или «объявление», обозначает в исламе призыв к обязательной молитве, который читает муэдзин или азанчи (с тюркского).
Когда читают азан, муэдзин должен встать лицом в сторону Каабы (киблы), раньше возвещали азан с минаретов мечетей, сейчас используют динамики, установленные снаружи мечети. После того, как будет произнесен призыв к намазу, спустя нескольку минут, перед тем, как начать молитву, следует прочитать икамат (призыв к началу молитвы), который состоит из тех же слов, но читается не на распев, а в более быстром темпе, по некоторым мазхабам с усечением фраз азана наполовину.
Произнесение азана перед тем, как начать намаз – это действие желательное, но не обязательное, то есть сунна муаккада. У мусульман есть традиция, когда рождается ребенок, через некоторое время ему на ухо прочитать азан шепотом. Также если человеком овладели злые духи, ему также следует прочитать азан.
История
История появления восходит своими корнями к 620-м годам, когда Пророк Мухаммад ﷺ установил азан. После того, как Пророк Мухаммад ﷺ переселился в Медину, он собрал совет из сподвижников, чтобы выбрать на мусульманскую молитву подходящий призыв. Часть сподвижников предложили созывать на молитву с помощью удара в колокол, еще ряд сподвижников предложили разжигать костры и таким способом созывать на молитву, а еще часть сподвижников предложили для привлечения мусульман дуть в трубу.
Поскольку все эти предложения повторяли обычаи либо христиан, либо зороастрийцев, либо иудеев, Пророк Мухаммад ﷺ их отверг. И в эту же ночь приснился сон Абдуллаху ибн Зейду, в котором к нему подошел человек в зеленых одеждах и научил его, как читать азан, то есть какими словами правильно будет призывать мусульман на молитву. Проснувшись, Абдуллах ибн Зейд отправился к Пророку Мухаммаду ﷺ и рассказал ему свой сон. Позже выяснилось, что остальные сподвижники увидели в эту ночь похожие сны, в которых ангел рассказал им, как читать слова азана. Когда они также рассказали Пророку Мухаммаду ﷺ об этом, Посланник Всевышнего ﷺ одобрил этот способ, и дал поручение Абдуллаху ибн Зейду научить Биляла ибн Рабаха словам азана, поскольку тот обладал очень красивым голосом. Билял ибн Рабах стал первым в истории Ислама муэдзином.
Запрет азана при Ататюрке
Правительство Ататюрка настояло в начале двадцатого века на том, чтобы традиционный азан, произносимый на арабском языке, читался в виде его турецкого перевода. В этот период для того, чтобы не допустить исламскую пропаганду, слово «аль-фаля́х», которое означает в переводе «спасение», перевели на турецкий язык, поэтому стали произносить «Haydı Fellaha» вместо «Haydi kurtuluşa», что означает «спешите к спасению».
Правильный азан на арабском языке был запрещен в Турции до 6 июня 1950 года, когда на выборах победила оппозиция. Многие ученые склонялись к такому мнению, что перевод азана на турецкий язык – это противоречие хадису, в котором говорится о том, что арабский текст после перевода своего первоначального смысла не сохраняется.
Ценность
Условия
Как для азана, так и для икамата, существует ряд условий, которые нарушать нельзя:
Сунны азана и икамата
Азан имеет такие особенности как: таржи, тасвиб, тартиль и идраж:
Слова азана
У суннитов текст азана состоит из семи формул:
Утренний азан
Утренний азан в селении Гимры (Дагестан):
Утренний азан с добавлением фразы «Ас-саляту хайру минанаум»:
Как правильно читать азан
Когда муэдзин читает азан, ему следует повернуться в сторону Мекки лицом в направлении киблы. Читать азан должны те, кто обладает звучным и красивым голосом – это делают нараспев, муэдзин не должен спешить, но и не должен переводить чтение азана на распев на подобии песни.
Читающему азан необходимо знать правила чтения и произношения арабских букв, чтобы он звучал правильно и без ошибок, меняющих смысл. Когда муэдзин говорит слова «хаййа ‘аля с-саля́х», ему следует повернуть голову вправо, а когда он произносит «хайя ‘аля ль-фаля́х», ему следует повернуть голову влево.
При произнесении слов азана «Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ», нет разницы говорить Мухамма(дар) или Мухамма(дан) окончание не меняет их смысл, так что можно сказать и так и так, а Аллаху ведомо лучше.
Что делает слушающий азан
Во время прослушивания азана мусульмане должны повторять за ним то, что говорит муэдзин, но когда он скажет «Хаййа ‘аля с-саля́х, Хаййа ‘аля ль-фаля́х», мусульманин должен произнести «Ля хауля ва-ля куввата илля би-Ллях», что в переводе с арабского языка означает «Нет силы и мощи ни у кого кроме как только у Аллаха!».
Если же звучит призыв муэдзина к утренней молитве, то мусульманину вместо слов «Молитва лучше сна!» «Ас-саля́ту хайру мина-н-нау́м» нужно сказать «Ты сказал то, что истинно и справедливо!».
Дуа после азана
Более подробно о том, какое дуа читается после азана, читайте в данной статье.
Азан у шиитов
Это азан людей, которые ненавидят приверженцев Сунны и призывают проклятия на супругу Пророка ﷺ Айшу, на его приближенного друга Абу Бакра ас-Сиддыка и на часть ближайших сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ.
Мусульмане не должны обольщаться красотой голоса, поощрять или радоваться прослушиванию, распространять подобные аудио ролики с подписью «самый красивый азан» совершая тем самым грех в распространении ереси и нововведения:
Икамат
С понятием «намаз азан» тесно связано понятие «икамат», которое означает второй призыв. Икамат читают перед тем, как начать обязательную молитву. Произносить икамат – действие желательное или сунна для обязательных молитв.
И икамат, и азан являются важными суннами, поскольку предки современных мусульман, которые жили в первые три столетия после установления Ислама, которых называли саляфами, соблюдали их строго, как и халяфы, которые жили позже.
Как правильно читать икамат смотрите по данной ссылке.
Призывы на другие намазы
Можно ли читать азан для возмещаемого намаза?
Призыв желательно читать как для своевременных намазов, так и для возмещаемых. Если совершается больше одного возмещаемого намаза, то первого из них произносят и азан, и икамат, а для остальных читают только икамат.
Азан женщины
Для женского коллектива не желательно читать азан, но желательно прочитать икамат одной из женщин не громким голосом.
Слушать и скачать азан
Прослушать и скачать азан в mp3 формате в исполнении разных чтецов можно ниже:
Самый красивый азан в мечети аль-Харам:
Красивое чтение азана в Стамбуле:
Азан в исполнении ребенка:
Азан шейха аль-Албани:
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Почему шиитский азан отличается от суннитского?
Основным отличием шиизма и суннизма служит вопрос преемственности Пророку Мухаммаду, да благословит Аллах его и его род, и уже из этого вопроса проистекают все остальные отличия. Сунниты полагают, что любой человек может возглавлять мусульманскую общину после Пророка, тогда как шииты, основываясь на Коране и многочисленных преданиях, считают, что только Всевышний определяет руководителя (Имама) мусульман после Пророка, и он должен происходить из семейства (Ахль аль-Бейт) Пророка.
Именно поэтому в вопросе азана, как и во многих других второстепенных вопросах, например, омовении или дозволенности временного брака, между шиитами и суннитами есть разногласия, поскольку шииты обращаются к одному источнику (Ахль аль-Бейт), а сунниты — к другому.
Первым отличием является история возникновения азана. Большинство суннитов убеждены, что азан был придуман людьми из окружения Пророка, как средство призыва к молитве после рассмотрения других вариантов, в том числе удара в колокол.
Суннитские источники сообщают, что Абд-Аллах ибн Зейд увидел во сне человека, который сказал ему: «О Абд-Аллах, ты покупаешь колокол? Что ты будешь делать с ним?» Абд-Аллах сказал: «Призывать к молитве». Человек сказал ему: «Указать ли тебе на то, что лучше этого? Скажи: „Аллаху акбар“» И так — до конца азана. Абд-Аллах ибн Зейд проснулся, поспешил к Пророку и сообщил ему о своём сне. Пророк одобрил эту идею и назначил Биляля призывающим к молитве.
Сообщается также, что пришёл Умар и сказал: «Клянусь, я видел [во сне] тоже самое».
Аль-Бейхаки, «Сунан», т. 11, с. 291; Ибн Маджа, «Сунан», т. 6, c. 390
Само по себе подобное построение вопроса является неприемлемым для шиита. Ведь, во-первых, Пророком был Мухаммад, а не Абд-Аллах ибн Зейд или Умар! Во-вторых, разум подсказывает, что религиозные дела должны быть основаны на непосредственном откровении, а не совете сподвижников.
И действительно, если мы обратимся к словам Имамов из семейства Пророка, мы обнаружим, что азан является частью откровения, явленного Пророку, и это присутствует также в суннитских книгах.
Например, Аль-Хаким передал достоверное предание от Суфьяна аль-Лейла, что возле Имама Хасана, да будет мир с ним, упомянули, что азан появился после сна Абд-Аллаха ибн Зейда ибн Асима.
Имам Хасан сказал: «Азан выше этого! Джабраил, да будет мир с ним, провозгласил азан на небесах и обучил его Посланнику Аллаха, и он совершил его и обучил ему [людей]».
Основываясь на предании о «двух весомых вещах» («ас-сакалейн»), оставленных Пророком, правильным является мнение, что азан — часть откровения Пророку, а не сон сподвижников.
Перейдём к содержанию азана. Основным отличием шиитского азана от суннитского является фраза «спешите к наилучшему деянию» («хаййа аля хайри-ль-а’маль»). Она является обязательной частью азана, как об этом сообщили Имамы из Ахль аль-Бейт. В шиитских книгах преданий на эту тему — великое множество.
Например, шейх Садук передал, что Имам Садык, да будет мир с ним, говорил, что азан следует произносить так:
«свидетельствую, что нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Аллаха» — 2 раза;
«свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха» — 2 раза;
«спешите к молитве» — 2 раза;
«спешите к спасению» — 2 раза;
«спешите к наилучшему деянию» — 2 раза;
«Аллах велик» — 2 раза;
«нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Аллаха» — 2 раза.
Ас-Садук, «Ман ля йахдуруху аль-факих», т. 1, с. 290
Однако даже суннитские источники сообщают о том, что эта фраза была при Пророке, а также — во время правления Абу Бакра, но затем Умар убрал её из азана, несмотря на то, что его собственный сын, а также ряд других спутников Пророка продолжали произносить эту фразу.
Аль-Бейхаки передал от Нафи:
«Абд-Аллах ибн Умар, произнося [в азане фразу] „спешите к спасению“ обычно говорил затем: „спешите к наилучшему деянию“».
Ибн Хазм аль-Андалуси пишет:
«Достоверно, что Абд-Аллах ибн Умар и Абу Умама ибн Сахль говорили в азане: „спешите к наилучшему деянию“».
Ат-Табари передал, что Зейд ибн Аркам во время азана говорил: «спешите к наилучшему деянию».
Аш-Шаукани, «Найль аль-аутар», т. 2, с. 19
Аль-Халяби передал, что Ибн Умар и Али ибн Хусейн (да будет мир с ним) после фразы «спешите к спасению» в азане говорили: «спешите к наилучшему деянию».
Это предание интересно ещё и тем, что в нём присутствует упоминание Имама Али ибн Хусейна ас-Саджада, да будет мир с ним, четвёртого Имама из семейства Пророка, и говорит о верности этой фразы из суннитских книг с точки зрения Ахль аль-Бейт.
Аль-Бейхаки передал также от Джафара ас-Садыка, от его отца Мухаммада аль-Бакира, который сказал, что Али ибн Хусейн ас-Саджад (да будет мир над ними тремя) после фразы «спешите к спасению» говорил: «спешите к наилучшему деянию».
Он также говорил: «Это — первый азан».
Аль-Бейхаки, «Сунан», т. 1, Книга молитвы
Джафар ас-Садык, да будет мир с ним, — ещё один Имам из Ахль аль-Бейт, — подтверждает верность этой фразы.
Существует много преданий о том, что эту фразу убрал из азана Умар ибн Хаттаб.
Аль-Каушаджи передал слова Умара:
«О люди! Три вещи были во время Посланника Аллаха, но я запрещаю их и буду наказывать за это: хадж-таматту, временный брак (мутат ан-ниса) и фразу „спешите к наилучшему деянию“ в азане».
Аль-Магриби передал от Имама Мухаммада ибн Али аль-Бакира, да будет мир с ним, который сказал:
«Фраза „спешите к наилучшему деянию“ была частью азана во время Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род. Её произносили при правлении Абу Бакра и отчасти — при правлении Умара, но затем он убрал её из азана. Когда его спросили, почему он это сделал, он ответил: „Когда люди слышат, что молитва — наилучшее деяние, то уклоняются от сражения“ ».
Отдельно следует рассмотреть, почему многие шииты, произнося азан, говорят:
«Свидетельствую, что Али — приближённый (вали) Аллаха».
Следует отметить, что практически все шиитские учёные согласны, что эта фраза не является частью азана. И нигде в достоверных преданиях не сообщается о том, чтобы Пророк или Имамы обучали людей этой фразе как части азана. То есть, если человек не произнесёт её, его азан будет верен. Однако шииты произносят её как желательную по себе фразу, демонстрирующую их убеждение в руководстве Имама Али, да будет мир с ним, после Пророка.
Нет никакой проблемы, если человек, произнося азан, после упоминания Пророка скажет: «О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада!», не считая эти слова частью азана. Поэтому также нет проблемы в том, если кто-то свидетельствует о близости Али к Богу после упоминания пророческой миссии Мухаммада, да благословит Аллах его и его семейство, ибо имамат является ветвью от пророчества, а Имам Али, да будет мир с ним, — законный наследник и преемник Пророка.
Как делается азан и икамат (призыв к молитве), слушать азан
Примечание: Время чтения азана напрямую зависит от положения солнца, а также от восхода и захода (не зависит от времени по часам).
Икамат – это второй призыв на молитву, которая читается непосредственно перед совершением обязательного (фард) намаза. Также как и азан, произношение Икамата перед обязательным намазом является сунной.
Аудио воспроизведение
Если у вас есть очень красивый азан в аудио формате (желательно Mp3), то загрузите его куда-нибудь и поставьте ссылку в комментариях, что бы мы могли скачать его и поставить его на сайт, что бы и другие могли слушать чтение этого азана на нашем сайте.
Текст азана и камата на русском и арабском
Текст (слова) азана на арабском языке
أشهد أن لا اله إلا الله – два раза
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح – два раза
لاَ إلَهَ إلاَّ الله – один раз
( اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ )
Текст азана на русском языке
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях (Спешите к Спасению! Спешите к Спасению!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
В Утреннем азане после слов «Хяййя аляль-фалях»произносится:
Текст камата на арабском
أشهد أن لا اله إلا الله – два раза
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح – два раза
لاَ إلَهَ إلاَّ الله – один раз
( اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ )
Слова камата на русском
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях! (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях! (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! ( Молитва начинается! Молитва начинается!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
Такой вид икамата относится к мазхабу имама Абу Ханифы. Он читается также как и азан, но читается быстрее. Примечание: Мазхаб – это школа шариатского права в Исламе.
Слова Икамата в мазхабах имама аш-Шафии, имама Ахмада и имама Малика
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях! (Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях! (Спешите к Молитве!)
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! ( Молитва начинается! Молитва начинается!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
В мазхабах имама аш-Шафии, имама Ахмада и имама Малика Икамат читается быстро и слова не повторяются по 2 раза. За исключением слов «Аллаху акбар» и «Кад камати-с-салях».
Правила чтения азана и камата
То, что важно знать для слушающего азан
По свидетельству госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда слышал азан, преображался в поведении: «Посланник Аллаха разговаривал с нами, шутил, но если наступало время молитвы, то он становился таким, будто не знал нас, а мы не знали его». То есть он оставлял все дела и готовился к молитве.
Услышав азан мы непременно должны отреагировать на него должным образом. Мы должны начать приготовления к намазу, оставив все остальные мирские дела, даже если этим делом является чтение Корана. Как же мы можем оставить без внимания призыв самого всевышнего Аллаха посредством муэдзина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нам рассказал: «Кто повторит слова муэдзина искренно, тот войдёт в рай».
Желательные действия слушающего азан
Тот, кого азан застал в мечети, не должен выходить из нее, кроме как по уважительной причине.
Каким должен быть муэдзин (читающий азан)
Грубые ошибки, которые могут быть допущены при чтении азана
Муэдзин не должен допускать ошибок при чтении азана. В книге Имама аль-Газали, которая называется «Сульват-уль-Арифин» приводится хадис от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, а тот передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором сообщается следующее (смысл):
«В азане есть восемь моментов (слов), вводящих в куфр:
История появления азана и камата
Азан, в таком виде, в каком он нам известен сейчас, появился в Исламе в первом году по хиджре, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил, что мусульманам нужен определенный призыв на молитву. Для этого он посоветовался со своими сподвижниками. Но это не привело к какому-либо определенному решению. В эту ночь, сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абдуллах ибн Зейд увидел сон, в котором был человек, несущий колокол. Абдуллах спросил у него: «Продаешь ли ты этот колокол?». Тот человек ответил: «А что ты будешь делать с этим колоколом?». Абдуллах сказал: «Мы будем призывать людей на молитву посредством него». Но в ответ тот мужчина сказал: «Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем этот колокол?» Абдуллах ответил: «Укажи!» И тогда тот мужчина обучил его азану, а затем и Икамату. Утром он пошел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал о том сне, что ему приснилось этой ночью. На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя».
Не следует недооценивать значимость того, кто читает азан (муэдзина), ведь они являются призывающими к спасению. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муэдзины (призывающие к намазу) в Судный день будут самыми высокими». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если кто прочитает азан, то, кто бы это не услышал, будь то человек или джинн, пусть даже камень или глина, они в Судный день будут свидетельствовать (перед Аллахом) услышанному».
Провозглашая азан, по пять раз в день, в мечети и у себя дома, мусульмане оповещают весь мир о том, что эти слова являются громким голосом Ислама, который возвещает о свободе мусульман. Читая азан, мы продолжаем призыв Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и доказываем, что мы являемся представителями его общины. Этим мы объявляем о том, к чему мы стремимся, что нас волнует в этом жизни, а ведь это только довольство Аллаха. Муэдзин приглашает всех к поклонению Аллаху и приглашает к тому, чтобы все засвидетельствовали, что нет божества, кроме Аллаха и каждый раз напоминает всем, кто его слышит о единстве и величии Аллаха. По воле Аллаха этот призыв будет продолжаться до Конца света.