Что такое ширина балластной призмы
Балластная призма для железнодорожного пути
1 С 1993 г асбест стал называться смесью песчано-щебеночной из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути.
При особо тяжелом типе верхнего строения пути для устройства балластного слоя применяется щебень на подушке из песка, а также асбест.
При тяжелом типе верхнего строения применяется щебень и асбест на подушке из песка.
При нормальном типе верхнего строения пути может применяться любой вид балластного материала.
Таблица 4. Основные размеры балластной призмы
Показатель | Типы верхнего строения пути | |||
Особо тяжелый | Тяжелый | Нормальный | ||
Толщина балластного слоя под шпалой при двухслойной балластной призме и деревянных шпалах, см: | ||||
щебеночный или асбестовый слой | 35 | 30 | 25 | |
подушка из песка | 20 | 20 | 20 | |
То же при железобетонных шпалах: | ||||
щебеночный или асбестовый слой | 40 | 35 | 30 | |
подушка из песка | 20 | 20 | 20 | |
Ширина плеча балластной призмы, см 1 | 45 | 35 | 25 | |
Крутизна откосов балластной призмы | 1:1,5 | 1:1,5 | 1:1,5 | |
Рекомендуемая ширина земляного полотна на прямых участках пути, м: | ||||
на однопутных линиях | 7,5 | 7,0 | 6,5 | |
на двухпутных линиях | 11,6 | 11,1 | 10,6 | |
Ширина плеча указана для случая применения шпал длиной 2,70 м; при шпалах другой длины (2,75 или 2,80 м) плечо уменьшается. |
* На кривых участках пути радиусом менее 600 м плечо балластной призмы с наружной стороны кривой принимается равным 35 см.
Примечание. При подушке из гравия толщину слоя щебня или асбеста можно уменьшать на 5 см за счет увеличения на эту величину толщины подушки.
Чертежи балластной призмы приведены с подушкой из песка.
При подушке из гравия и других соответствующих ему материалов размеры балластной призмы должны быть изменены согласно табл. 4.
Черт. 3. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:
Черт. 4. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:
Черт. 5. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на однопутных участках:
База комплектации материалами
верхнего строения пути
Балластная призма
1 С 1993 г асбест стал называться “смесью песчано-щебеночной из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути”.
При особо тяжелом типе верхнего строения пути для устройства балластного слоя применяется щебень на подушке из песка, а также асбест.
При тяжелом типе верхнего строения применяется щебень и асбест на подушке из песка.
При нормальном типе верхнего строения пути может применяться любой вид балластного материала.
Таблица 4. Основные размеры балластной призмы
Показатель | Типы верхнего строения пути | ||
Особо тяжелый | Тяжелый | Нормальный | |
Толщина балластного слоя под шпалой при двухслойной балластной призме и деревянных шпалах, см: | |||
щебеночный или асбестовый слой | 35 | 30 | 25 |
подушка из песка | 20 | 20 | 20 |
То же при железобетонных шпалах: | |||
щебеночный или асбестовый слой | 40 | 35 | 30 |
подушка из песка | 20 | 20 | 20 |
Ширина плеча балластной призмы, см 1 | 45 | 35 | 25 * |
Крутизна откосов балластной призмы | 1:1,5 | 1:1,5 | 1:1,5 |
Рекомендуемая ширина земляного полотна на прямых участках пути, м: | |||
на однопутных линиях | 7,5 | 7,0 | 6,5 |
на двухпутных линиях | 11,6 | 11,1 | 10,6 |
1 Ширина плеча указана для случая применения шпал длиной 2,70 м; при шпалах другой длины (2,75 или 2,80 м) плечо уменьшается. | |||
* На кривых участках пути радиусом менее 600 м плечо балластной призмы с наружной стороны кривой принимается равным 35 см. | |||
Примечание. При подушке из гравия толщину слоя щебня или асбеста можно уменьшать на 5 см за счет увеличения на эту величину толщины подушки. |
Чертежи балластной призмы приведены с подушкой из песка. При подушке из гравия и других соответствующих ему материалов размеры балластной призмы должны быть изменены согласно табл. 4.
До 1964 г. в балластных призмах допускалась толщина щебеночного слоя до 25 см, а крутизна откосов до 1:1,25.
Черт. 3. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:
Черт. 4. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:
Черт. 5. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на однопутных участках:
Черт. 6. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на двухпутных участках:
Черт. 7. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на двухпутных участках:
Черт. 8. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на двухпутных участках
Черт 9. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня с покрывающим слоем из асбестового балласта на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути:
Черт 10. Образец поперечного профиля балластной призмы из асбеста на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути:
Черт 11. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня на земляном полотне из скальных грунтов, чистого крупно- и среднезернистого песка для тяжелого типа верхнего строения пути:
Черт 12. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня с выпуском гравийной подушки для тяжелого типа верхнего строения пути:
Основные требования к щебню из природного камня для балластного слоя железнодорожного пути по ГОСТ 7392-85
(введен с 1 января 1986 г. взамен ГОСТ 7392-78)
1. Стандарт распространяется на щебень из природного камня, получаемый методом дробления горных пород и используемый в качестве балластного слоя железнодорожного пути.
Щебень должен применяться в соответствии со строительными нормами и правилами, и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
2. В зависимости от вида исходной горной породы щебень изготавливают из скальных пород или валунов и гравия.
3. К щебню предъявляют требования по следующим показателям:
— содержанию частиц размером менее 0,16 мм;
— содержанию дробленых зерен (в щебне из валунов и гравия);
— содержанию зерен слабых пород;
— содержанию глины в комках;
Определение зернового состава щебня и содержание в нем частиц размером менее 0,16 мм. | Ежедневно |
Определение содержания дробных зерен в щебне из валунов и гравия. | Ежедневно |
Определение содержания в щебне глины в комках, почвы растительного слоя и других органических примесей. | Ежедневно |
Определение истираемости в полочном барабане или сопротивления удару на копре ПМ. | Один раз в квартал |
Определение содержания в щебне зерен слабых пород. | Ежедневно |
Определение морозостойкости. | Один раз в год |
Определение электроизоляционных свойств щебня. | При геологической разведке месторождений и один раз в год |
6. Каждую партию отгружаемого щебня сопровождают документом о качестве, в котором указывают:
— наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
— номер и дату выдачи документа;
— наименование получателя и его адрес;
— номер вагона, накладных и количество отгружаемого щебня;
— разновидность щебня (щебень из скальных пород или из валунов и гравия) и название исходной горной породы;
— показатели (фракция, прочность, морозостойкость и др.).
7. Щебень хранят и транспортируют раздельно по фракциям; при этом должно быть обеспечено предохранение его от загрязнения.
Основные требования к гравийному и гравийно-песчаному балласту для железнодорожного пути по ГОСТ 7394-85
(введен с 1 января 1986 г. взамен ГОСТ 7394-77)
1. Стандарт распространяется на гравийный и гравийно-песчаный балласт, который является природной песчано-гравийной смесью, образовавшейся в результате естественного разрушения горных пород, и используемой в качестве балластного слоя железнодорожного пути.
2. Гравийный и гравийно-песчаный балласт должен характеризоваться следующими показателями:
— содержанием кварцевых зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород;
— содержанием зерен слабых пород;
— содержанием пылевидных и глинистых частиц.
Определение зернового состава и содержания частиц размером менее 0,16 мм. | Ежедневно |
Определение содержания пылевидных и глинистых частиц отмучиванием. | Один раз в квартал и в каждом случае изменения геологических условий забоя |
Определение содержания зерен слабых пород в гравийной части балласта. | Один раз в год и в каждом случае изменения геологических условий забоя |
Определение содержания кварцевых зерен и зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород в песчаной части балласта. | При геологической разведке |
4. Каждую партию отгружаемого балласта сопровождают документом о качестве, в котором указывают:
— наименование карьера-поставщика и его адрес;
— номер и дату выдачи паспорта;
— наименование получателя и его адрес;
— номера вагонов, накладных и количество отгружаемого балласта;
— вид балласта (гравийный или гравийно-песчаный);
— показатели (зерновой состав, содержание пылевидных частиц и др.).
5. Гравийный, и гравийно-песчаный балласт транспортируют и хранят в условиях, предохраняющих их от загрязнения.
Основные требования к песчано-щебеночной смеси из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути по ТУ 32 ЦП 782-92
(введены взамен ГОСТ 24580-84)
2. К смеси предъявляют требования по следующим показателям:
— истираемости в полочном барабане;
— содержанию почвы и глины в комках.
3. Приемочный контроль качества смеси на предприятии-изготовителе проводят в его лаборатории в сроки, указанные ниже:
Определение зернового состава смеси | Ежедневно |
Истираемость в полочном барабане | Один раз в год |
Морозостойкость. | Один раз в год |
Содержание почвы и глины в комках | Ежедневно при отгрузке из отвала |
4. Смесь к месту укладки в путь или к месту складирования доставляют в хоппер-дозаторах или в полувагонах. Перевозка смеси на платформах не допускается, так как при движении поезда смесь интенсивно выдувается ветровыми потоками.
5. Каждую партию отгружаемой смеси сопровождают документом о качестве в котором указывают:
— номер и дату выдачи документа;
— номера накладных и количество отгружаемой смеси;
— соответствие смеси нормам технических условий.
6. Смесь хранят на открытых площадках, обеспечивая предохранение ее от загрязнения.
// 09.11.21
// 21.09.21
Имеем опыт работы по Госконтрактам.
Открыт счет в Федеральном казначействе.
// 31.03.21
АО «РЕМСТРОЙПУТЬ» предлагает из новых поступлений:
На складе есть в наличии крановые рельсы КР70 и КР80. Скрепление для крановых рельсов (прижимные и упорные планка по ГОСТ 24741-2016, стыковые накладки). Цену рельсов можно узнать у менеджеров «Ремстройпуть».
// 15.02.21
— рельсы Р24 мерной длины (8,0 м):
// 17.04.20
Временно приостановлен выпуск журнала РСП «Эксперт».
Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути (Издание 2016 года)
3.3. Балласт, балластная призма, земляное полотно
Балласт и балластная призма
3.3.1. Укладываемый в путь балластный материал должен удовлетворять государственным стандартам и утвержденным техническим условиям.
3.3.2. Балластная призма должна содержаться в соответствии с типовыми поперечными профилями, приведенными на рисунке 3.6. и в таблице 3.5.
Таблица 3.5. Номинальные размеры балластной призмы и обочин земляного полотна в зависимости от класса пути, см
Ширина плеча призмы, d
Толщина песчаной подушки, h
Ширина обочины земляного полотна
2. Балластная призма указанных размеров должна состоять из очищенного или нового балласта.
3. Под слоем нового или очищенного щебня нормируемой толщины могут находиться песчаная подушка толщиной 20 см, слой песчано-гравийной смеси или щебня фракций 5-25 мм, толщина которого определяется в проекте по ремонту пути. Вместо подушки также может быть уложен защитный разделительный слой из геотекстиля и геосинтетического материала в соответствии с проектом по ремонту пути.
5. В скобках приведена ширина обочины на участках, где ее увеличение связано с работами по переустройству земляного полотна или изменением отметок пути более чем на 15 см.
6. Расстояние между заложением откоса призмы и балластной подушки на уровне основной площадки земляного полотна должно быть 15 см.
7. Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.
8. Толщина балластного слоя на стрелочных переводах должна быть такой же, как и для пути соответствующего класса.
3.3.3. При ширине плеча балластной призмы на звеньевом пути в прямых участках и со стороны внутренней нити в кривых менее нормативного работы по восстановлению нормальной ширины плеча производятся в плановом порядке, в период положительных температур.
На звеньевом пути в кривых со стороны наружной нити на протяжении более 10 м подряд при ширине плеча балластной призмы менее 20 см скорость движения поездов ограничивается до 60 км/ч или менее в зависимости от конкретной ширины плеча балластной призмы.
При выявлении отступлений в содержании балластной призмы, включая ширину плеча от 10 до 15 см, заполнении балластом шпальных ящиков от 25 до 40% на протяжении 5 м и более, но не свыше 10 м до устранения указанных отступлений, скорость движения поездов по указанному участку на период повышения температуры рельсовых плетей относительно температуры их закрепления на 15°C и выше, ограничивается до 60 км/ч, а в кривых радиусом 650 м и менее до 40 км/ч.
3.3.5. Для отвода ливневой и образовавшейся при таянии снега воды с путей и междупутий на перегонах и станциях должны устраиваться и содержаться в исправности продольные и поперечные дренажные канавы и лотки.
3.3.6. Поперечные профили земляного полотна на насыпях и в выемках эксплуатируемых линий и новых линий по нормам Свод правил железнодорожный путь [16] приведены в приложении 6 к настоящей Инструкции.
Балластная призма
Балластная призма — элемент верхнего строения пути из балласта, укладываемого на земляное полотно для стабилизации рельсо-шпальной решётки при воздействии динамических нагрузок от подвижного состава.
Устройство
Конструкция балластной призмы может быть:
Однослойная балластная призма используется на станционных путях и путях с малой грузонапряжённостью, двухслойная — на линиях любой грузонапряжённости, трёхслойная — на линиях с большой грузонапряжённостью и на сильно засоряемых участках. Песчаная подушка позволяет экономить более дорогие балластные материалы, предотвращает засорение щебня грунтом земляного полотна, предохраняет грунт от разжижения и от пересыхания и растрескивания. При сооружении земляного полотна из скальных, крупноблочных и песчаных грунтов песчаная подушка не требуется.
Уклон откосов призмы должен быть не круче 1:1,5, а песчаной подушки 1:2. При укладке щебёночного балласта предусматривается запас на его осадку при уплотнении на 15—20 %, а асбестового балласта на 25—35 %. Поверхность балластной призмы на прямых участках планируют горизонтальной, а в кривых — в соответствии с возвышением наружного рельса.
Между поверхностью балластного слоя и подошвой рельсов оставляется зазор 30 мм, который необходим:
Эксплуатация
В процессе эксплуатации балластная призма загрязняется по следующим причинам:
Для щебёночного балласта засорителями считаются фракции 0,1—25 мм, а загрязнителями — фракции менее 0,1 мм. Засорители и загрязнители постепенно заполняют поровое пространство, в результате чего снижается несущая способность и сопротивляемость сдвигу балластной призмы, вызывая расстройство пути. Легкоподвижные, мелкосыпучие материалы (угольная и рудная пыль, металлические опилки тормозных колодок) загрязняют балластную призму до нижних слоёв, более крупные и менее сыпучие частицы заполняют поры верхних слоёв (до 100 мм ниже подошвы шпал).
Сроки и глубина очистки балласта планируется исходя из фактической загрязнённости, определяемой взятием проб. В качестве второго основного критерия назначения ремонта пути принимают количество шпал с выплесками на 1 км, которые не устранены при текущем содержании пути.
Литература
Железнодорожный путь / Т. Г. Яковлева, Н. И. Карпущенко, С. И. Клинов, Н. Н. Путря, М. П. Смирнов; Под ред. Т. Г. Яковлевой. —М.: Транспорт. 1999. 405 с. — ISBN 5-277-02079-9.
Основные размеры балластной призмы
Читинский техникум железнодорожного транспорта
(ЧТЖТ ЗабИЖТ ИрГУПС)
Лабораторная работа №7
Дисциплина: Железнодорожный путь.
Тема: Типовые поперечные профили балластной призмы.
Выполнил: Студент гр. СЖД-22 Утенков Станислав
Проверил преподаватель: Рябуха В.Г.
Согласно исходным данным вычертить схематический профиль балластной призмы, указать размеры, особенности устройства и применения, назначение балластных материалов и их применение, преимущества и недостатки. Сделать выводы о проделанной работе.
Исходные данные
№ варианта | Характеристика балластной призмы | Виды шпал |
Типовой поперечный профиль балластной призмы из щебня на песчаной подушке, на двухпутной линии в кривых участках, особо тяжелый путь верхнего строения пути. | железобетонные |
1. Изучить конструкцию типовых поперечных профилей балластных призм.
2. Привести схему или рисунок.
3. Выполнить описание хода работы, т.е. характеристику балластной призмы.
4. Проанализировать преимущества и недостатки.
5. Вывод, использованная литература.
Балластная призма – элемент верхнего строения пути из балласта, укладываемого на земляное полотно для стабилизации положения путевой решетки.
Балластная призма содержится в соответствии с типовыми поперечными профилями.
Основные размеры балластной призмы
Класс пути | Толщина слоя в подрельсовой зоне (в кривых участках – по внутренней нити) без учета балластной подушки, см | Ширина плеча призмы, см | Толщина балластной подушки, см | Минимальная ширина обочины земляного полотна, см |
1 и 2 | 35/40 | 40/45 | 50(40) | |
35/40 | 35/40 | |||
25/30 | 25/40 | |||
20/20 | 20/40 |
1. В числителе значения для звеньевого пути при деревянных шпалах; в знаменателе – для бесстыкового пути на железобетонных шпалах.
2. Балластная призма состоит из очищенного или нового балласта.
3. Балластная призма с укладкой пенопласта или геотекстильных материалов может устраиваться без балластной подушки.
На путях 1-2-го классов под слоем нового или очищенного щебня нормируемой толщины устраивают: песчаную подушку, слой мелкого щебня или слой старого щебня. Эти слои при необходимости разделяют пенопластом или геотекстилем.
При их отсутствии и сложении основной площадки земляного полотна из недренирующих грунтов допускают увеличение слоя щебня на 10 см с отделением его основной площадки геотекстилем или пенопластом.
Крутизнаоткосов балластной призмы при всех видах балласта должна быть 1:1,5, на песчаной подушке 1:2. В скобках приведена ширина обочины на участках, где ее увеличение связано с работами по переустройству земляного полотна или изменением отметок пути более чем на 15 см.
Расстояние между заложением откоса призмы и балластной подушки на уровне основной площадки земляного полотна должно быть 15 см.
Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.
Толщина балластного слоя на стрелочных переводах должна быть такой же, как и для пути соответствующего класса.
Ширину балластной призмы определяет из условия сохранения устойчивого положения самой призмы и шпал в ней под воздействием поездной нагрузкой, а также соблюдения достаточной ширины обочин земляного полотна. Толщину
-толщина слоя щебня под шпалой
-толщина слоя песчаной подушки
d-плечо балластной призмы
балластного слоя под шпалой определяют из условий ограничения напряженного состояния, как самой призмы, так и основной площадки земляного полотна.
На двухпутных и многопутных линиях ширина балластной призмы поверху увеличивается на размеры уширения междупутий в кривых. В выемках поперечное сечение балластной призмы имеет такие же очертания, как и на насыпях.
Для обеспечения стока поверхностных вод поверхность балластной призмы на прямых однопутных участках пути должна быть спланирована с уклоном 7 – 8 ‰ от оси пути в стороны обочин; на двухпутных линиях такие уклоны устраиваются от оси междупутья.
На железных дорогах Российской Федерации в качестве основного материала для балластной призмы применяют щебеночный балласт, который изготавливается дроблением горных пород согласно ГОСТ 7392-2002.
Под балластом может устраиваться защитный слой из геотекстиля, пенополистирола, щебня мелких фракций или щебенисто-гравийно-песчаных смесей. Толщина защитного слоя из щебня мелких фракций принимается 10 см.
При переводе балластной призмы с асбестового балласта на щебеночный асбест должен быть полностью вырезан. Допускается оставление в нижних слоях призмы асбестового слоя не менее 15 см. При этом толщина слоя щебня под шпалой над оставшимся асбестовым балластом должна быть не менее 40 см на пути с железобетонными шпалами и не менее 35 см на пути с деревянными шпалами.
При понижении отметок пути за счет уменьшения толщины балластной призмы между уже отремонтированными и не подвергавшимися ремонту участками пути устраиваются постоянные и временные отводы. Временный отвод представляет собой плавный переход от пониженного участка пути, образовавшегося в ходе работ, к смежному участку, на котором работы будут продолжены в следующие «окна». Постоянный отвод устраивается между смежными участками пути, если работы на следующем участке будут продолжены после длительного перерыва или в следующих сезонах.
Крутизна временных или постоянных отводов обеих рельсовых нитей и длина отводов при подъемке и понижении пути должна быть плавной и не превышать:
· 1‰ при скорости движения поездов 101 – 120 км/ч;
· 2‰ при скорости движения поездов 81 – 100 км/ч;
· 3‰ при скорости движения поездов 61 – 80 км/ч;
· 4‰ при скорости движения поездов 41 – 60 км/ч;
· 5‰ при скорости движения поездов не более 40 км/ч. Крутизна отвода более 5‰ не допускается.
В очищенном щебне содержание частиц менее 20 мм не должно превышать 5‰ от массы пробы.
В ходе проделанной лабораторной работы мы изучили типовые поперечные профили балластной призмы. Вычертили схему типового поперечного профиля балластной призмы из щебня на песчаной подушке, на двухпутной линии в кривых участках, указали основные размеры, особенности устройства и применения, преимущества и недостатки.
З.Л. Крейнис, В.О. Певзнер – “Железнодорожный путь”, Москва – 2009 г.