Что такое школьный концерт
Консультация для педагогов музыки «Концерт — как годовая отчётность учителя по работе с детьми»
Инна Козлова
Консультация для педагогов музыки «Концерт — как годовая отчётность учителя по работе с детьми»
Для педагогов музыки давно стало «доброй традицией» показывать в конце года родителям отчётный концерт детей. Эти дети показывают на концерте всё, чему они научились у данного педагога за год. Конечно родителям, бабушкам и дедушкам очень интересно посмотреть на своё чадо, как оно выступает и сравнить своего ребёнка с другими детьми. Именно на концертах родители видят всё, чего достиг их ребёнок и именно после концерта педагогу начинают задаваться разные вопросы по поведению и выступлению сына или дочери на данном концерте.
ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕРТ.
Концерт— это публичное выступление артистов по заранее чётко составленной программе.
ВИДЫ КОНЦЕРТОВ:
Концерт в массовой культуре — это массовое зрелищное событие, проходящее в закрытом помещении (концертном зале) или на открытом воздухе (площади, стадионы и т. п.)
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕРТА.
Предшественниками концерта можно считать состязания древней Греции и Рима, в том числе и в художественно-исполнительском искусстве. В Средние века концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму, рассчитанную на небольшой круг специально приглашенных лиц.
Англия оказалась родиной первых концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице). Яркого расцвета концерт достиг во Франции во второй половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОНЦЕРТА.
— Ребенок получает возможность проявить себя,выступить на концерте полноправным артистом, продемонстрировать свои достижения и порадовать зрителей (в первую очередь – собственных родителей, бабушек и дедушек).
-Концерт обязательно должен быть много раз отрепетирован, чтобы дети чётко знали, кто что за кем исполняет и кто что на концерте делает.
-Дети должны выступать на публике как можно чаще, чтоб не бояться зрителей и быть раскрепощёнными.
-Недопустимо выступление ребёнка в больном состоянии.
— Ребенок может не только участвовать, но и быть зрителем на концерте. Ему прививаются правила поведения на концерте.
-Детский концерт должен длиться не более 30 минут (максимум час)
— При составлении программы концерта необходимо учитывать особенности восприятия музыки детьми того или иного возраста, избегать однообразия звучащих произведений, поддерживать интерес детей к исполняемому.
Фотозарисовки выходного дня «Концерт камерной музыки» Доброго всем дня, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о концерте камерной музыки, который мне посчастливилось посетить.
Консультация для педагогов «Как правильно общаться на работе с коллегами» Большую часть жизни мы отдаем работе. И помимо хорошей зарплаты,все мы конечно же ищем коллектив, в котором нам будет комфортно и спокойно.
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.
Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.
Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.
Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.
Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами) Хочу рассказать вам о великолепном концерте, который вчера дал Симфонический оркестр Колледжа им. Гнесиных Г. для детей дошкольного возраста.
Сценарий развлекательного мероприятия «Концерт-импровизация», посвященного Дню музыки Сценарий развлекательного мероприятия «Концерт-импровизация» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Основные задачи: — развить.
Интересные формы академических концертов: как экзамен сделать праздником?
Академический концерт в музыкальной школе – это учебное выступление, на котором юный музыкант демонстрирует свои навыки. В отличие от экзамена, форма учебного академ-концерта свободнее – как в выборе репертуара, так и в самой концепции проведения. Это мероприятие открытое, его могут посещать родители и друзья учащихся.
Подготовка к концерту – ответственный процесс как для педагога, так и для ученика. Концертное выступление – это волнительное мероприятие для исполнителя.
Попробуйте превратить экзамен в праздник, и создайте из очередного академического концерта приятную встречу с музыкой!
Академический концерт в музыкальной школе не обязательно проводить строго по регламенту – ученик и комиссия. Создайте увлекательный сценарий и в одном концерте соберите всех учеников класса, пригласите педагогов комиссии и школы, родителей.
Интересные формы академических концертов
Музыкальный вечер одного композитора
Исполнение учащимися пьес определенного композитора станет отличным познавательным мероприятием. Сценарий концерта можно построить на рассказе о фактах биографии и стиле музыканта-сочинителя, а исполняемая музыка станет подтверждением. Отдайте предпочтение детским альбомам композиторов-классиков и современников, уникальность их в том, что пьесы сборника можно подобрать как начинающим, так и уже взрослым пианистам. Например:
Тематический вечер музыки
Такой концерт – это отражение фантазии педагога. Составьте сценарий и подберите репертуар таким образом, что бы академический концерт превратился в неординарный тематический вечер музыки. Вот некоторые примеры.
Концерт музыки из кинофильмов и мультфильмов. Воспользуйтесь для подбора репертуара сборниками Л. Карпенко «Альбом ценителя музыки» и «Антошка. Мелодии из мультфильмов».
Репертуар концерта строиться на ярких программных пьесках, вызывающих живую ассоциацию. Например: И.Есино «Старый виолончелист», И. Неймарк «Веселый почтальон», В. Коровицин «Уличный фокусник», К. Дебюсси «Маленький негритёнок» и др.
К каждой исполняемой пьесе учащийся готовит творческую презентацию – рисует картинку, или подбирает стихотворение. Задача концерта – раскрыть синтез искусств.
Репертуар концерта могут составить такие произведения:
Презентация картины к музыкальному произведению. Фото Е. Лавреновой
Концерт-конкурс
После исполнения произведений учащиеся получают листок, в котором указаны имена исполнителей и их программа. Пусть участники концерта оценят выступления в баллах, и определят победителя. Можно придумать разные номинации (лучшее исполнение кантилены, лучшая техника, артистизм и. т.д). Такой академический концерт – отличный стимул для занятий.
Концерт-поздравление
Такой вариант академического актуален к праздникам «День Матери», «8 марта» и др. Можно предложить ученикам заранее подготовить к выступлению на концерте открытку, выучить стихотворение и порадовать родителей «комплексным» творческим сюрпризом.
Использование концерта для решения дидактических задач музыкального образования
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного педагога музыкальной школы знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике. Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. Методы обучения музыке детерминированы самим музыкальным искусством, которое требует «какого-то иного творческого акта, чем все остальные школьные предметы».
Концерты как неотъемлемая часть жизни детской музыкальной школы.
Академические концерты
Академические концерты в детских музыкальных школах являются обязательными контрольными мероприятиями и представляют собой часть учебного процесса. Они могут быть, по решению отделов, как открытыми, так и закрытыми. Переводные академические концерты, как правило, открыты и показывают итоги работы учащихся за год.
Открытый академический концерт может иметь разные формы проведения: тематические концерты, шефские концерты, творческие вечера, концерты для родителей и т. п.
Это такие концерты, которые проводят преподаватели по специальностям (фортепиано, скрипка, гитара и др) в своем классе. В них принимают участие ученики одного педагога, обычно, разные по возрасту, классом и уровнем подготовки. Если у педагога небольшой класс, то такие концерты проводятся с участием учеников сразу нескольких педагогов.
Дидактическая ценность таких мероприятий, кроме оценки знаний, умений и навыков, заключается еще и в том, что дети приобретают исполнительский опыт, видят общий уровень подготовки как младших, так и старших по классу других учеников, могут сравнить результаты своей работы с их результатами, имеют возможность выбрать для себя репертуар из выполненных на экзамене старшими учениками произведений, которые понравились. Но не всегда такие концерты проходят на сцене и воспринимаются детьми как праздник. Эмоциональную окраску академического концерта приобретает психологического напряжения и воспринимается детьми как экзамен.
Тематические концерты
Кроме академических концертов в детских музыкальных школах с участием учащихся проходят различные тематические концерты. В отличие от академического концерта-экзамена или зачета – меры сугубо официальных, закрытых, достаточно жестких, с узкими профессиональными рамками – тематический концерт – это, прежде всего, публичное выступление, праздник, приятные волнения, радость и масса положительных впечатлений.
Уже традицией в детских музыкальных школах на теоретических отделах стало проведение лекций-концертов. Концерт-лекция, в основе которого лежит рассказ о композиторе или художественное явление и который обязательно сопровождается музыкальными иллюстрациями к нему. Например, к знаменательным датам выдающихся композиторов – И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Е. Грига, К. Сен-Санса, Н. И. Глинки, П. И. Чайковского.
Следующей формой, что используют в музыкальных школах, концерт-беседа, который отличается от предыдущего прямым, непосредственным обращением к зрителям.
Интересным является и музыкально-литературный вечер. Такой концерт предполагает тесное сочетание музыки и литературы (поэзии) в сравнении, дополнении или противопоставлении этих двух видов искусства.
Обращает на себя внимание концерт-маскарад – это костюмированный концерт, иногда с элементами драматического действия. Например: концерт-маскарад, посвященный музыкальным рождественским традициям, концерт-маскарад, посвященный образам животных в музыке и т.д..
Отдельно следует отметить юбилейный концерт, который всегда посвящается какой-то знаменательной дате и отличается особой торжественностью. Например, концерт по случаю 70-летия музыкальной школы, празднование годовщины создания города, концерт по случаю празднования 40-летия педагогической и исполнительской деятельности преподавателя музыкальной школы.
Наиболее распространенным является такая форма концерта, как праздничный концерт. Такие концерты проводятся на Новогодние праздники, День музыки, 8 Марта, День матери, День учителя и др.
Дидактическая роль тематических концертов
Тематические концерты ограничены школьными мерами и к участию в них допускаются лучшие ученики. Дидактическая роль таких концертов заключается в том, что побуждает ученика к действию, к совершенствованию своего исполнительского мастерства. Участие в концерте и почетная, и ответственная. Если ученик знает о том, что пьеса, которую он изучает, будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно. Возможность выступить в публичном концерте – мощная мотивация, удовлетворение потребности ребенка в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества.
Но в связи с тем, что концерт ограничен во времени, принять участие в нем может лишь ограниченное количество учеников. Все остальные становятся зрителями и не приобретают исполнительского опыта. Попасть к участия в таких концертах ученикам педагогов, у которых много хороших учеников-исполнителей, трудно, потому что часто по решению отдела в концерте имеют принять участие ученики каждого из педагогов отдела. Поэтому даже очень хорошо подготовленные ученики или ученики с репертуаром, который не соответствует заданной теме концерта, не попадают к участию в таком тематическом концерте. К сожалению, очень много учеников заканчивают музыкальную школу, имея исполнительский опыт только в академических концертах-экзаменах, которые не всегда проходят на сцене. Таким образом, некоторые ученики попадают на сцену и появляются перед широкой публикой первый раз на выпускном концерте-экзамене. Им нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность. Понятно, что им очень трудно справиться со сценическим волнением и показать в своем выступлении достойный уровень подготовки.
Значение концерта в приобритении учениками музыкальных учреждений эстрадного опыта
Великие музыканты и педагоги считали важнейшей задачей исполнителя обрести собственный эстрадный опыт, а одним из важнейших критериев артистизма – умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло.
Исследование современного состояния разработанности проблемы использования различных видов концертов как инструментария для решения дидактических задач музыкального образования и систематизация педагогического опыта дает возможность сделать обзор и разъяснение наиболее распространенным видам и типам концертов, предложить свой вариант проведения в младших классах музыкальной школы концерта на основе изученного материала по предмету сольфеджио и привести примеры практического использования концерта на уроке по предмету сольфеджио, предоставить методические рекомендации по наполнению программы концерта.
Концертное выступление ученика является одним из самых сложных видов деятельности и предполагает владение определенным комплексом знаний и навыков. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Перед ним стоит огромная задача: нужно раскрыть художественную сущность музыкального произведения, проникнуть в глубину замысла композитора. Одновременно исполнитель испытывает на эстраде сильное волнение, во многом связано со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач.
Кроме того, эстрадное волнение имеет свои возрастные особенности. У учащихся средних и старших классов такое волнение связано с ростом чувства ответственности, самоконтроля, рефлексии. Поэтому из собственного опыта и педагогической практики моих коллег следует отметить, что чем раньше ребенок выходит на сцену, тем легче ей справиться с эстрадным волнением, выступить достойно, на высоком техническом и эмоциональном уровне, показать подготовленную в классе работу свою и педагога.
Присоединяемся к мнению педагогов, которые считают, что для маленького музыканта особенно значимым событием становится первый концерт. Очень важно, чтобы первый публичный концерт состоялся как можно раньше и оставил в памяти ребенка только положительные эмоции. Поэтому считаем, что нужно приветствовать каждое публичное выступление каждого ученика, класса в целом не только на уроке в классе, а именно на сцене, перед аудиторией.
Концерт, как форма урока в музыкальных школах
Кроме вышеобозначенных концертов в музыкальных школах педагоги применяют такую форму урока, как концерт. Такой урок-концерт обычно проходит в классе (учащиеся выступают перед своими сверстниками), но назвать его полноценным концертом и считать, что ученики приобретают сценического опыта, трудно. Во-первых, он проходит в классе, а не на сцене. Во-вторых, концерт проходит без присутствия приглашенных зрителей. В-третьих, нет той атмосферы праздника, торжественности, которая всегда царит при выступлении на сцене. Еще надо учесть, что такой концерт является частью обычного урока и не имеет того веса в глазах учеников по сравнению с эстрадным концертом.
В преподавании музыкально-теоретических дисциплин урок-концерт используется преимущественно на уроке музыкальной литературы как форма изложения материала или его закрепления. Очень известным по этому вопросу есть опыт композитора, музыканта и педагога Д. Б. Кабалевского, который в 70-х годах создал принципиально новую систему музыкальных занятий в общеобразовательных школах. Каждый учебный год он заканчивал открытыми уроками-концертами, которые не потеряли своей актуальности и сейчас. На такие концерты, которые проходили в праздничной атмосфере в зале, кроме преподавателя и учеников, приглашали руководителей школы, родителей учащихся и коллег-учителей. Урок-концерт проходил как тематический концерт и имел форму концерта-лекции.
В свое время уроки-концерты Д. Б. Кабалевского были засняты и с ними можно ознакомиться. Современные учебники по музыкальной образования предлагают не только преподавателям общеобразовательных школ, но и преподавателям специализированных музыкальных заведений взять на вооружение опыт многолетних педагогических достижений Д. Бы. Кабалевского. На заключительном уроке-концерте предлагается подводить итоги усвоения учащимися требований учебной программы. Такой урок считается показателем уровня сформированности музыкальной культуры школьников. Ученики исполняют произведения школьного репертуара, над которыми работали в течение года и которые им больше по душе, а также презентуют ансамбльное игру на музыкальных инструментах. Кроме того, это могут быть фрагменты театрализованных действ, образцы различных видов импровизаций и т. п.
Сфера музыкального образования долгое время оставалась весьма консервативной, особенно в преподавании предмета сольфеджио. Новая программа по предмету сольфеджио, дает преподавателю музыкальной школы большой простор для творческой и педагогической инициативы. В программе предлагается, кроме других типов урока, использовать в том числе и урок-концерт.
Программа предлагает широкий спектр типов уроков как по методам развивающего обучения (среди которых названы и урок-концерт по предмету сольфеджио), так и по формам музыкальной деятельности, учебной целью, задачами. Программа носит более декларативный характер, не уточняет ни в каких по возрасту классах, ни за какими темами или каким образом может выглядеть такой урок-концерт. Поэтому очень своевременным и актуальным является обмен опытом, интересными наработками между преподавателями теоретических дисциплин, в частности по предмету сольфеджио.
На уроках сольфеджио такой вид работы принято применять для презентации собственных произведений учащихся, выполненных как творческие задания по импровизации или композиции. В нашей музыкальной школе изучены на уроках сольфеджио песни используют в качестве отдельных номеров на общешкольных концертах.
К сожалению, как в педагогическом опыте, так и в литературе, нет упоминания описания только уроков-концертов на основе материала, изученного на уроках сольфеджио, и нет ни одного упоминания об опыте проведения полноценного и самостоятельного концерта с этого предмета, где бы принимали участие или ученики из одного класса по сольфеджио, или ученики из разных классов одного преподавателя этого предмета, не говоря уже о общешкольный такое мероприятие – самостоятельный концерт на основе сольфеджио.
Очень важным является отбор материала для концерта. Концертные номера должны быть эффектными, красивыми, разноплановыми, контрастными, а не выглядеть учебными упражнениями, логично вплетаться в единую канву концерта.
Значение уроков-концертов для музыкального образования
Такой концерт позволяет решить много задач и проблем музыкального образования. Важнейшим положительным моментом, по нашему мнению, является изменение отношения учащихся к предмету сольфеджио как к второстепенному, вспомогательному, неинтересного, скучного предмета. Такие концерты позволяют детям увидеть результаты своего труда не через несколько лет и не как инструмент для изучения произведений по специальности или хора, а видеть свою работу по предмету сольфеджио как самостоятельный и полноценный творческий задел, который можно показать общественности. Появляется мотивация деятельности, появляется смысл изучать, на первый взгляд, сложный и неинтересный предмет. Дети начинают любить сольфеджио, относиться к нему как к интересному и важному предмету, исчезает проблема пропусков занятий.
Задачи, которые решают такие концерты:
Наша педагогическая и исполнительская практика и опыт наших коллег свидетельствуют, что участие учеников в концертах имеет большое значение для становления музыканта как исполнителя и педагога для решения дидактических задач музыкального образования. Чем раньше дети получают сценический опыт, тем легче в дальнейшем им выступать перед аудиторией и преодолевать сценическое волнение. Конечно, поднимается мотивация к обучению, повышается интерес к предмету и повышается уровень знаний, умений и навыков учащихся, уменьшается количество пропусков занятий. Также формируется положительное отношение к предмету, облегчаются межличностные взаимоотношения детей в группе.
Система традиционных школьных концертов как средство формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.
Система традиционных школьных концертов
как средство формирования духовно-нравственных ценностей учащихся
Преподаватель по классу фортепиано
Муниципального бюджетного учреждения
«Детская музыкальная школа г.Зеленодольска Республики Татарстан»
Увидеть в каждом ребенке самое лучшее, помочь раскрыть свои способности и самореализоваться, повернуть творческую энергию учащегося в правильном направлении, разбудить в нем творца и научить испытывать радость творчества – таковы далеко не все задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив Детской музыкальной школы г.Зеленодольска.
Наша школа была открыта в 1943 году. Все свои 70 лет существования она сохраняет академическую направленность и работает в двух руслах:
— музыкально-эстетическое воспитание детей, приобщение к наследию мировой музыкальной культуры, формирование активных слушателей, понимающих классическую музыку, формирование общей культуры учащихся, воспитание патриотизма, гражданственности.
— подготовка наиболее одаренных учащихся к дальнейшему музыкальному образованию, воспитание и обучение профессионалов.
Хочу представить на Ваш суд СИСТЕМУ концертных мероприятий, которая пронизывает всю учебно-воспитательную работу нашей школы и охватывает практически весь контингент музыкальной школы.
Буду очень рада, если наработанный нами опыт станет для кого-то хорошим подспорьем в деле эстетического и гражданского воспитания молодого поколения.
Данная СИСТЕМА концертов складывалась в течение последних десятилетий, постепенно накапливаясь, расширяясь из года в год. Надо сказать, что «прижились» и стали традиционными именно те мероприятия, которые имеют глубокую нравственную значимость, несут в себе идеи добра, любви к людям и родной земле, уважения к старшему поколению и их опыту.
Хочу отметить, что возможным все это стало благодаря заинтересованности и творческого энтузиазма педагогического коллектива. Ведь именно преподаватель-исполнитель, являясь прекрасным примером и образцом для подражания, активнее вовлекает в исполнительскую деятельность своих учеников. К тому же, сегодня в школе существуют многочисленные ансамбли, оркестры, хоры, которые охватывают большое количество учащихся и дают возможность каждому ребенку проявить себя в том или ином коллективе.
Цель СИСТЕМЫ КОНЦЕРТОВ: формирование творческой личности, патриота и гражданина своей страны.
СИСТЕМА решает следующие задачи:
Развивает художественные способности и творческие навыки учащихся в области музыкального исполнительства, расширяет музыкальный кругозор.
Воспитывает работоспособность, эмоциональную отзывчивость, чувство коллективной сплоченности, умение общаться друг с другом.
Воспитывает культуру межнационального общения, уважения к традициям различных народов, родного края, уважения к культурному и историческому прошлому Родины.
СИСТЕМА включает в себя концертные мероприятия, которые по составу исполнителей можно разделить на три группы:
Внутри каждой группы концерты можно подразделить на множество видов по форме проведения:
Ученические концерты: так называемые малые отчетные концерты учащихся, Большой отчетный концерт учащихся, классные концерты, родительские собрания с концертами.
— Классными концертами мы называем концерты, участниками которых являются ученики одного педагога. Время проведения, тема классного концерта планируется в начале учебного года. Таких концертов бывает немного, поскольку очень сложно «слепить» к одному времени учеников с различными способностями. Кому-то нужно много времени для разучивания музыкальных пьес, а кто-то делает это быстро и пьесы ему надоедают (мы называем это – «переиграл»). Лишь педагогам с большим опытом и чутьем удается кого-то «попридержать», кого-то, наоборот, «подторопить». Положительная сторона классных концертов состоит в том, что в процессе их подготовки не только развиваются навыки исполнительской деятельности, но и воспитываются работоспособность, чувство коллективного содружества, доброжелательность, эмоциональная отзывчивость на исполнение музыки твоим же одноклассником, развиваются внимание, способность учиться друг у друга.
— Отдельной строкой мне хочется выделить концерты, которые для родителей и бабушек-дедушек готовят малыши 5-6 лет, занимающиеся в подготовительной группе. Этих концертов – 4:
«Осеннее настроение» (конец октября),
«У новогодней елки» (конец декабря),
«Для мам и бабушек» (начало марта),
«Песенка-чудесенка» (конец мая).
— Родительские собрания с концертами учеников проводятся обычно два раза в год. Они способствуют углублению знаний, прививают любовь к классической музыке, развивают творческие способности учеников, привлекают внимание родителей к процессу обучения. Тесный контакт с родителями – залог воспитания ребенка в верном направлении, отвлечении его от вредных для психики и физического здоровья привычек. Очень важно растить здорового члена общества!
Педагогические концерты: – прежде всего это ежегодный концерт преподавателей. Кроме того, наши преподаватели дают сольные концерты.
Концерт преподавателей имеет особую значимость среди школьных концертов. Активная концертная работа содействует проявлению творческих способностей преподавателя, дает возможность для реализации собственных идей каждым педагогом, создает условия для полноценного общения и обмена педагогическим опытом. Концертная деятельность педагогов является хорошим примером для учеников, стимулирует занятия музыкой и вовлекает детей в творческий процесс. Педагог-исполнитель – образец для подражания!
Смешанный состав (педагоги совместно с учениками) – это концерты с лекциями, тематические концерты, концерты-беседы, приуроченные к определенным датам, государственным праздникам, посвященные юбилейным датам выдающихся зарубежных и отечественных композиторов.
Среди таких концертов есть постоянные, повторяющиеся из года в год – например, день Знаний (1 сентября), день пожилого человека (1 октября), дни Конституции Республики Татарстан (6 ноября) и Российской Федерации (12 декабря), день Матери, день защитника Отечества, Международный женский день и др..
Каждый из этих концертов ставит перед собой различные задачи в деле воспитания молодого поколения. Это воспитание уважения к традициям своего народа и культуры межнационального общения, это воспитание любви к Родине и чувства гордости за Великую страну, это стремление к миру, готовность служить своей отчизне, уважение к ветеранам, это воспитание любви к маме и чувство благодарности за ее заботу и многое другое…
Исполнителями в этих концертах-лекциях являются преподаватели и учащиеся школы. Совместная творческая работа воспитывает учеников, пожалуй, гораздо больше, чем просто подготовка к концерту. Игра вместе со своим педагогом мобилизует учащихся, заставляет более ответственно относиться к своим занятиям. В процессе подготовки и проведения подобных мероприятий приобретаются начальные концертные навыки учащихся, формируется исполнительское мастерство. В то же время и у преподавателя появляется потребность постоянно работать над повышением своего педагогического и профессионального мастерства.
Концерты эти, как правило, оставляют самые яркие, незабываемые впечатления не только у слушателей, но и у самих участников концерта. Очень важно, что таким образом происходит обогащение музыкального кругозора учащихся, приобщение к лучшим образцам классического наследия.
Непременно следует отметить еще одну сторону эффективности СИСТЕМЫ. Ученики активнее развиваются, становятся смелее и раскованнее на сцене, воспитывается их творческая воля. Из года в год растет количество участников и победителей конкурсов и фестивалей различных уровней. На сегодня почти 400 из 950 учащихся школы являются победителями международных, всероссийских, региональных, зональных, республиканских творческих конкурсов и фестивалей.
Подытоживая свою работу, хочу еще раз подчеркнуть важность реализации подобных СИСТЕМ в музыкальных школах. Все эти многочисленные мероприятия имеют не только учебный, образовательный характер. Одной из главных задач является воспитание личности с широким кругозором и гражданскими позициями, развитие эстетических вкусов, привитие этических норм, воспитание духовности. Эти концертные мероприятия способствуют повышению самосознания, самодисциплины, учат умению сделать правильный нравственный выбор, воспитывают чувство гражданского долга.