Что такое шкоты на судне

Методичка яхтсмена. Шкоты

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Шкоты – это часть оснастки, а конкретно – бегучего такелажа, которая нужна для натягивания нижних (шкотовых) углов парусов. Также с их помощью оттягивают назад углы безрангоутных парусов. Их много, а их названия зависят от парусов, которыми они управляют.

Какими они должны быть

Эта часть снастей несет на себе немалую нагрузку, и это становится понятно, едва вы возьметесь за веревки при хорошо натянутом парусе. Именно поэтому их диаметр не должен быть менее ⅜ дюйма, но это если мы говорим о судне не более 25 футов длиной. Если же у нас сорокафутовая лодка, то толщина такелажа уже будет не менее ½ дюйма. Обычно шкоты делают из дакрона – он достаточно прочен и устойчив к растяжению, а для парусов, рассчитанных на небольшое натяжение, подойдет и полипропилен.

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Грота-шкоты

Эта часть оснастки контролирует паруса, а точнее их части. Например, гика-шкот грота служит для того, чтобы гик не поднимался и не закручивал полотно, а его верхушка не заворачивалась в подветренную сторону. Чтобы усилить тягу гика вниз, канат привязывают у его середины. Кроме того, контролировать эту часть паруса можно и травеллером с направляющими погонами, движущимся поперек корпуса, т.е. в траверзном направлении. Эту же функцию может выполнять и шкив, закрепленный на каретке, канатный строп или металлический леер.

Стаксель-шкоты

Они обычно двойные, т.е. один конец идет на правый борт яхты, другой – на левый. Для их крепления используют такелажные скобы, но при хлопающем парусе это может быть небезопасно. Не менее надежны, но более безопасны булини.

Проходя сквозь блоки или клюзы на палубе, шкоты стакселя возвращаются к кокпиту, а затем направляются к крепительной утке или лебедке, либо сразу к обеим (на современных яхтах чаще ставят лебедки шпилевого типа). Расположение всех элементов должно продумываться с особой тщательностью, т.к. от этого зависит положение паруса. Если стаксель оборудован гиком, то его можно подтягивать и одним шкотом.

С одной стороны, при наличии гика стакселю гораздо сложнее принимать идеальную форму, и его эффективность при этом страдает. Но, с другой стороны, это дает нам уверенность в его “тонусе” и позволяет ложиться на другой галс лишь при помощи руля.

Источник

Значение слова «шкот»

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: фока-шкоты, грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту). Марса-шкоты служат для управления марселей. Брам-шкоты при постановке брамселей растягивают шкотовые углы к нокам марселя. Бом-шкоты (бом-брам-шкоты) при постановке бом-брамселей растягивают нижнюю шкаторину по брам-рею. Фор-стень-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол, когда стаксель поднят фалом. Бизань-шкоты, фор-трисель-шкоты и грот-трисель-шкоты служат для постановки триселей и бизаней. Лисель-шкоты — шкоты у лиселей.

Для облегчения выбирания шкотов их делают в виде талей.

Многошкивные тали для установки гика под нужным углом к ветру также называются шкотами, например: грота-гика-шкот, спинакер-гика-шкот.

Шкоты передних парусов на современных яхтах, как правило, выбирают с помощью многоскоростных лебёдок шпилевого типа.

ШКОТ, а, м. [гол. schoot] (мор.). Снасть для растягивания парусов и управления ими.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. морск. часть такелажа, верёвка для управления парусами ◆ Я помнил, что это не такое уж сложное дело, и не слишком напрягался, обмотал шкот вокруг бруса и глазел по сторонам. Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь», 1999 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на суднеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова доношение (существительное):

Источник

Морская практика для новичков. Яхтенные термины

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Ниже мы знакомим новичков с названиями основных элементов яхты, стоячего и бегучего такелажа, паруса и просто яхтенными (морскими) терминами.

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Парус

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на суднеПарус – это специальная ткань или пластина, которая крепится к корпусу яхты с целью преобразовать энергию воздушных потоков в энергию поступательного движения судна. С точки зрения своего устройства, парус представляет довольно сложную конструкцию. А теперь более предметно познакомимся с такими элементами, как «Мачта» «Гик», «Ванты», «Грот», «Спинакер», «Штаг», «Стаксель»и другие.

Мачта

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на суднеМачта — это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Обычно, когда речь идет о парусных одномачтовых яхтах («шлюп», «тендер»)- подразумевают именно грот мачту.

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Вооружение гика : 1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика

Гик – это устройство, служащие для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом.

Ванты

Ванты — это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.

Грот (парус)

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Яхта идет курсом бейдевинд.

Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Собственно, именно грот является одной из самых важных составных частей паруса яхты, оттого насколько правильно настроен грот по отношению к ветру и состоянию поверхности воды, зависит, как будет вести себя судно в тех или иных погодных условиях.

Стаксель

Стаксель представляет собой парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.

Генакер

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Гоночный парус, работающий в диапазоне курсов от галфвинда до фордевинда. В отличии от спинакера имеет меньшую площадь, кроме того, генакер может использоваться не только в гонках, но и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.

Шкот (нидерл. schoot ) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту).

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Хотя фалы и предназначены для подъема парусов, иногда на них неплохо и поразвлекаться.)

Фал (нидерл. val (от vallen — падать, спускать ) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов,вымпелов и т.п. Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.

Концы

Коне́ц (концы́) — название любой верёвки или троса на флоте. Например при швартовке швартовый конец одной стороной привязывают к пирсе (пристань) на кнехт а другой на утку на яхте.

Кранцы

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Кра́нец — подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна.Раньше кранцы были плетённые из верёвок, но в дальнейшем они были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами. В силу своей дешевизны и практичности в качестве кранцев наиболее широко используются старые автомобильные покрышки.

Вот еще некоторые важные термины

Подве́тренная сторона́ — сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на суднеНаветренная сторона — сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.

Галью́н — просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.

Овершта́г — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Issuing the grog ration, c 1900.

Адмиральский час — предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.

Источник

Что такое шкоты на судне

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Шкот (нидерл. schoot ) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.

Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: фока-шкоты, грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту). Марса-шкоты служат для управления марселей. Брам-шкоты при постановке брамселей растягивают шкотовые углы к нокам марселя. Бом-шкоты (бом-брам-шкоты) при постановке бом-брамселей растягивают нижнюю шкаторину по брам-рею. Фор-стень-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол, когда стаксель поднят фалом. Бизань-шкоты, фор-трисель-шкоты и грот-трисель-шкоты служат для постановки триселей и бизаней. Лисель-шкоты — шкоты у лиселей.

Для облегчения выбирания шкотов их делают в виде талей.

Многошкивные тали для установки гика под нужным углом к ветру также называются шкотами, например: грота-гика-шкот, спинакер-гика-шкот.

Шкоты передних парусов на современных яхтах, как правило, выбирают с помощью многоскоростных лебёдок шпилевого типа.

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Шкот» в других словарях:

шкот — шкот, а … Русское словесное ударение

шкот — шкот, а … Русский орфографический словарь

шкот — шкот/ … Морфемно-орфографический словарь

шкот — трос, снасть Словарь русских синонимов. шкот сущ., кол во синонимов: 10 • бизань шкот (1) • … Словарь синонимов

ШКОТ — веревка, которой натягивают и привязывают края парусов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШКОТ голл. schoot. Веревка, посредством которой натягивают паруса. Объяснение 25000 иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

Шкот — бегучий такелаж, заложенный за нижний угол паруса и служащий для растягивания и удержания паруса в нужном положении. Принимает название паруса, за который заложен (например, фока шкот, грота шкот) EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010… … Морской словарь

ШКОТ — ШКОТ, шкота, муж. (голланд. schoot) (мор.). Снасть для растягивания парусов и управления ими. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ШКОТ — муж., мор. снасть, которою натягивается нижний угол паруса, волжск. отпускная; у нижних парусов только подветренный угол тянется шкотом, а наветреный галсом, или волжск. становою. Шкотовый блок или шкотблок. | Шкот, голланд. шкут, шхоут, плашкот … Толковый словарь Даля

ШКОТ — (от нидерл. schoot) снасть (трос) судового бегучего такелажа для управления парусами … Большой Энциклопедический словарь

Шкот — м. Судовая снасть, которой растягивают паруса и управляют ими во время хода судна. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

шкот — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Источник

Словарь яхтсмена – состоит из наиболее употребляемых терминов в морской практике.

Что такое шкоты на судне. Смотреть фото Что такое шкоты на судне. Смотреть картинку Что такое шкоты на судне. Картинка про Что такое шкоты на судне. Фото Что такое шкоты на судне

Ахтерштаг – штаг, идущий от топа мачты к корме судна.

Бакен – плавучий знак на якоре для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки (судового хода), указания точек поворота.

Бакштаг – курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.

Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков мачту.

Бегучий такелаж – подвижный: шкоты и фалы, контро­лирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.

Береговой – 1) находящийся рядом с берегом; 2) направленный в сторону берега.

Буек – поплавок, установленный на якоре. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета, знак гоночной дистанции и т. п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.

Буй – плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и устанавливаемый на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства.

Бушприт – рангоутное дерево, укрепленное на носу судка в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.

Ванты – тросы, поддерживающие мачту.

Ватерлиния – линия, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. Конструктивная ватерлиния – линия, образованная пересечением корпуса судна и плоскостью, которая перпендикулярна ДП и плоскости миделя. Конструктивная ватерлиния соответствует ватерлинии при полной загрузке судна и обычно обозначается на корпусе границей двух цветов.

Вести прокладку – отмечать местоположение лодки на карте.

Взять рифы – уменьшить площадь паруса, свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть у косых и шлюпочных парусов или подбирая парус кверху к лееру на рее у прямых парусив.

Водоизмещение – вес или объем воды, вытесняемой плывущим судном.

Вперед – в сторону носа судна.

Выбирать слабину троса – подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Галс – расположение судна относительно ветра.

Галсовый угол (паруса) – нижний передний угол паруса.

Галфвинд – курс судна относительно ветра, при кото­ром угол между курсом судна и направлением ветра составляет 90°.

Генуэзский парус – большой передний парус, простира­ющийся далеко за грот-мачту.

Гик – элемент рангоута. К нему обычно крепится ниж­няя шкаторина. Гика-шкот — трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.

Гика-шкот – трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.

Грот – главный парус на судне, при продольной оснас­тке лодки всегда направлен в сторону кормы от грот-мачты.

Диаметральная плоскость – воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.

Дифферент – разница осадок судна носом и кормой. Угол дифферента — угол отклонения плоскости мидель-шпангоута от вертикали.

Дрейф корабля в подветренную сторону – происходящий под действием ветра.

Задняя шкаторина – задняя кромка косого паруса.

Истинный ветер – скорость и направление ветра, опре­деляемые без учета движения судна.

Кокпит – площадка в кормовой части яхты, на которой рулевой управляет румпелем, а команда работает с парусами.

Колдунчики – индикаторы ветра, используются для точной настройки парусов. Тонкие нити (легкие ленточки) длиной 10-25 сантиметров, прикрепляются к парусу там, где необходимо видеть как ведет себя поток воздуха.

Корма – задняя часть судна.

Кормовой релинг – перила в кормовой части лодки.

Корпус – основная часть лодки, то есть днище и борта.

Кранец – предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта.

Краспица – парная распорка по обе стороны мачты, служит для увеличения угла между мачтой и вантой и, таким образом, улучшения крепления мачты.

Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.

Крен – наклон на бок. Крениться – наклоняться (о судне).

Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.

Крутой бейдевинд – курс судна относительно ветра, когда оно движется так круто к ветру, как только возможно.

Курс – направление по компасу, которое указывает нос лодки.

Курс яхты относительно ветра – термин (например, лавировка, движение галсами, движение при попут­ном ветре), означающий угол между направлением движения лодки и ветром.

Лавировка – движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса.

Лаг – прибор для измерения скорости лодки и прой­денного расстояния.

Лебедка – приспособление для выбирания шкотов или якорных тросов.

Левентик – зона, в которой лодка останавливается или движется назад, так как она направлена прямо против ветра.

Левый борт – левая часть судна, если стоять лицом к носу.

Левый галс – яхта идет левым галсом, когда ветер дует в левый борт.

Леер – натянутый трос, используемый в качестве поручня.

Леерная стойка – опора для лееров и страховочного троса.

Лечь в дрейф – фактически остановить судно, обычно закрепляя передний парус с наветренной стороны.

Лоция – пособие по навигации.

Мачта – вертикальный элемент рангоута для установ­ки парусов.

Меридиан – воображаемая окружность, проходящая через Северный и Южный полюса. Меридианами называются все линии долготы.

Местоположение – местонахождение судна, опреде­ленное с помощью точных пеленгов по компасу, секстанту или другим приборам.

Мидель – максимальная ширина судна.

Монотип – лодка, построенная с соблюдением строгих правил для получения целого флота судов, имеющих одинаковую скорость.

Мористее – дальше от берега. Выражение, указывающее, что судно или плавающий предмет находится дальше от берега чем кто-либо другой. Фраза «пойдем мористее» означает «пойдем дальше от берега».

Морская миля – единица измерения длины, равная 1852 м (607 футов).

Муринг – так называют “мертвый якорь”.

Наблюдаемое местоположение – координаты, получен­ные непосредственно по объектам на карте или по секстанту при наблюдении небесных тел.

Наветренная сторона – сторона, в которую дует ветер.

Нижняя шкаторина – нижняя кромка паруса.

Нирал – трос, оттягивающий парус вниз.

Нос – передняя часть судна.

Носовой релинг – перила в носовой части лодки.

Нуль глубин (на карте) – уровень воды при самом низ­ком отливе, относительно которого измерены все глубины, указанные на карте.

Оверштаг – поворот лодки, выполняемый так, чтобы при смене галса она пересекла линию направления ветра носом.

Оснастка – мачта, рангоут и паруса.

Осадка – расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.

Отливное течение – поток воды, понижающий ее уровень.

Относительный (вымпельный) ветер – направление ветра над палубой; рассчитывается как сумма направления и скорости истинного ветра и направ­ления и скорости судна.

Оттяжка – трос для контроля над рангоутом или гафелем; оттяжка спинакер-гика часто служит для контроля над спинакер-гиком.

Оттяжка гика – препятствует задиранию нока гика вверх при вытравливании гика-шкота или при попутном ветре.

Пеленг – местоположение объекта, выраженное в градусах; определяется по компасу. Различают истинный и магнитный пеленг.

Передний парус – треугольный парус, установленный впереди мачты.

Передняя шкаторина – основная (ведущая) кромка косого паруса.

Погон – направляющее устройство, позволяющее регулировать шкотовый угол.

Подветренная сторона – защищенный участок судна (в стороне, противоположной направлению, из которого дует ветер).

Правый борт – правая часть судна, если стоять лицом к носу.

Правый галс – лодка идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт.

Прибрежный – находящийся на небольшом расстоя­нии от берега.

Приводить к ветру – идти курсом, близким к направ­лению ветра.

Приливное течение – поток воды, поднимающий ее уровень от низкого до высокого.

Против ветра – нос судна направлен прямо навстречу ветру.

Рангоут – общее название мачт, гиков, реев и т. п.

Рифить – уменьшать размер (площадь) паруса.

Румпель – рычаг у руля для управления им.

Руль – подвижное подводное крыло, используемое для управления судном.

Рундук – ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.

Рыскать – сворачивать в сторону от курса (под воз­действием внешних сил). Лодка резко поворачива­ет, может накрениться под опасным углом.

Свертывать – свернуть грот и закрепить его завязками на гике, или свернуть передний парус с помощью закрутки.

Сделать галс – повернуть парусную лодку так, чтобы она носом пересекла линию направления ветра, то есть сменить левый галс на правый или наоборот.

Спинакер – большой легкий передний парус, использу­ется при попутном ветре.

Стаксель – треугольный парус, крепится к форштагу.

Стояние (уровня) прилива – короткий период во время прилива и отлива, когда приливного течения нет.

Стоячий такелаж – неподвижный: ванты и штаги, под­держивающие мачту.

Страховочный трос – трос, закрепленный вокруг палубы, носовой или кормовой части, для обеспечения безо­пасного движения по палубе.

Сходный трап – главный вход во внутренние помеще­ния, обычно через люк, ведущий к лестнице.

Счисление пути – ведение записей о взятом курсе, вет­ровом дрейфе, скорости и т. д. во время движения. Записи делаются, начиная с известного местополо­жения.

Травить – постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната.

Такелаж – все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами: разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй – для уборки и постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута.

Toп – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Траверз – направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета на траверзном расстоянии называется траверзным расстоянием.

Уваливать под ветер – изменять курс в сторону от ветра.

Узел – единица измерения скорости: один узел равен одной морской миле в час.

Утка – специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов.

Фал – трос для поднятия парусов.

Фальшборт – легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и зашиты ее от заливания.

Фордевинд – 1) курс яхты, совпадающий с направлением ветра; 2) поворот судна, при котором корма пересе­кает линию направления ветра; продольный парус переместится с левой стороны лодки на правую или наоборот.

Швартов – трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Шверт – доска, расположенная в щели, проходя­щей через середину плоскодонки; используется для уменьшения бокового дрейфа при движении против ветра.

Шкаторина – кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкот – трос, прикрепленный к шкотовому углу паруса или гику, через таль.

Шкотовый угол (паруса) – нижний задний угол косо­го паруса, где встречаются нижняя и боковая (или задняя) шкаторины.

Шлаг – один оборот троса вокруг чего-либо.

Шпринг – швартовы, идущие от носа к корме или от кормы к носу для предотвращения перемещений в направлении вперед-назад во время стоянки.

Штаги – тросы, прикрепленные к мачте для ее под­держки.

Якорная цепь – цепь для крепления якоря.

Якорный трос – используется для швартовки или креп­ления судна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *