Что такое шотокан в каратэ
Шотокан: история возникновения и развития единоборства
Корни Шотокана тянутся из XV века, когда знаменитый японский остров Окинава еще не являлся территорией этой страны. Данное единоборство было создано руками одного человека, использовавшего знания целого народа, который долгие годы оттачивал приемы для спасения своей жизни. Эффективность стиля проверена людьми на практике, в самых жестоких условиях. А учитывая популярность, которую имеет каратэ сегодня, мы немного погрузимся в историю, чтобы узнать, как именно возник Шотокан и кто распространил его по всему миру.
Истоки
Как и упоминалось выше, началось все с острова Окинава. В XV веке туда прибыли китайские воины, которые захватывали близлежащие территории для беспрепятственного ведения торговли. Местное население было вынуждено подчиняться новоиспеченной «власти», но помимо всех неудобств, которые доставили «окинавцам» китайцы, они приносили и пользу. Китайский бокс – одно из новшеств, хорошо прижившееся на Окинаве.
Через некоторое время на эту же территорию посягнули и японцы, которые выбили оттуда захватчиков с материка и установили там свои порядки. Гонения, издевательства над местными, убийства, своеволие самураев – все это заставило жителей острова ополчиться против властей и начать с ними скрытую, партизанскую войну. Однако тут стоит отметить, что японские воины также успели передать местному населению основы кендо – их национального боевого искусства. В итоге, совместив китайский бокс и кендо, а также собственные стили, окинавцы научились применять самые эффективные удары и приемы из этих единоборств, голыми руками побеждая вооруженных самураев. Так и появились первые зачатки Шотокан каратэ.
Интересный факт:
Новый стиль ведения боя получил название «Окинава-те». Японские власти поняли, что он уникален и крайне практичен, а потому внедрили его даже в тренировочный процесс школьников, студентов и солдат.
Признание общественностью
До 1885 года про «Окинава-те», или как его называли местные – Тоде, из простого народа Японии знали единицы. Но когда Окинава вошла в состав Японской Империи, это единоборство постепенно пошло в массы. Первым, кто решил распространить его, стал Гичин Фунакоши – житель столицы Окинавы и сын местного самурая. С малых лет парнишка тайно занимался боевыми искусствами, делал это исключительно по ночам, а его первым учителем стал Азато Анко. Он вобрал в себя все самые лучшие и действенные приемы из различных стилей, куда вошло и «Окинава-те».
Интересный факт:
Поединки, проводимые между бойцами окинавского стиля, часто заканчивались жуткими травмами и смертями, а потому Фунакоши с помощниками вынужден был разрабатывать правила и ограничения, которые могли бы это остановить.
Чтобы как можно больше людей узнавали о новом стиле, его основатель, вместе с приближенными к нему людьми, достаточно часто устраивал показательные выступления. Но поступал Гичин очень хитро – на такие мероприятия приглашалась элита, которая в дальнейшем могла не только одобрить занятия местного населения этим боевым мастерством, но и стать спонсорами.
А решающим моментом, позволившим стилю «Шотокан» стать популярным единоборством, было посещение Гичином Фунакоши мероприятия, где присутствовал принц Хирохито – будущий приемник Императора. Тот был настолько впечатлен увиденным, что весной 1922 года Гичину были предоставлены все возможности для преподавания и распространения этого единоборства. Уже будучи признанным мастером, Фунакоши издал 3 тома обучающей книги, чтобы люди со всех уголков страны могли заниматься по учебнику.
Модификация стиля
О новом витке развития каратэ начали узнавать в других регионах Японии. Мастера Мабуни Кенва, представляющий стиль «Шито-рю» и Мияги Чоджун, работающий с «Годзю-рю», приехали к Фунакоши, познакомиться поближе с его работой. А уже в 1936 году, в Токио появилась первая официальная школа, которая и получила название «Шотокан», ведь книги, которые издавал Гичин, были им подписаны под псевдонимом «Сёто», откуда и пошло название этого боевого искусства.
Интересный факт:
Гичин Фунакоши познавал окинавские единоборства у двух великих мастеров – Азато и Итосу, которые и стали базой для создания собственного стиля.
Несмотря на происхождение этого единоборства, сам мастер пытался донести общественности мысль, что «путь каратэ» – это возможность познания своего тела и разума. А самое главное, по мнению Фунакоши, великим мастером шотокана мог стать лишь тот, кто был добр сердцем, ведь это не средство для угнетения других людей, а совершенствование самого себя. Таким образом, китайские и японские боевые искусства, существовавшие уже несколько сотен лет, стали основой для одного, самого лучшего и эффективного стиля.
Но кто знает, как бы дальше все это развивалось, если бы не Ёситака – сын Гичина, который перенял у отца любовь к каратэ и также внес свои правки в Шотокан, сделав его еще лучше. Сюда были добавлены новые удары, больше работы ног, отрабатывались атаки по верхней части тела и многое другое. Отец занимался с ним индивидуально и очень гордился тем, сколько всего нового принес его ребенок в каратэ.
Интересный факт:
В 37-м году Шотокан становится обязательной дисциплиной для военного флота и пехоты Японии.
Интересный факт:
Фунакоши был против того, чтобы каратэ воспринимали, как спорт. Но его массовость неумолимо вела к этому.
Во время войны в Японии, были запрещены многие вещи, все жестко контролировалось, но именно каратэ стало «спасательным кругом», к которому никто не решился притронуться. К слову, даже после вывода войск, Гичин отправился с солдатами США на их базы и пробыл там 3 месяца, демонстрируя иностранцам всю красоту и философию этого боевого искусства – так Шотокан проник за границы японского государства.
Создание ассоциации
Спустя 19 лет после открытия Гичином первой школы, в Японии появилась «Ассоциация каратэ», где он же занимал главенствующее место. В 1957 мастер умер, но его дело продолжило жить и буквально через год на территории Японии провели крупный чемпионат, который определял сильнейшего каратиста страны.
В 1964-м был возведен «Зал воинских принципов» – через него проходило все, что касалось боевых искусств в целом. А спустя 4 года, была основана одна общая «Федерация», которая контролировала и руководила организациями по каратэ-до. Уже в 70-му году, учитывая популярность этого вида спорта в ряде стран, Япония проводит 1-й «Чемпионат мира», что стало последним доказательством успешности единоборства, которым раньше нейтрализовали самураев.
Постепенно стали открываться представительства в Африке, Америке, Европе и, само собой, Азии, появлялись новые организации, проводящие поединки по общепринятым правилам. А с 1985 года Шотокан постепенно начал путь к присвоению ему звания Олимпийского вида спорта. В 90-х мастера данного стиля разделились на два лагеря, поскольку между ними возникла ссора не только по поводу определенных правил, но еще и из-за денег, организационных и прочих вопросов.
В настоящее время Шотокан остается все таким же популярным. Благодаря проверенной временем технике, выходцы из этого единоборства нередко добивались успеха в кикбоксинге, тхэквондо и других видах спорта. А что самое интересное, организаторами так и не был продуман вопрос с весовыми категориями, что позволило фанатам стиля увидеть самые невероятные поединки.
Но куда более важно то, что каждому из нас нужно понимать – Гичин Фунакоши, соединив опаснейшие техники, в первую очередь делал ставку на то, что они будут использоваться во благо, а не для нападений и издевательств над более слабыми. Глубокая философия, вложенная в Шотокан, прошла через десятилетия, позволив миллионам людей познать себя и стать здоровее не только физически, но и духовно. Да и в качестве средства для самозащиты этот стиль идеален, потому его популярность более чем оправдана.
Что такое шотокан в каратэ
В основе стиля лежит техника Сюри-тэ, для которой были характерны изощренные приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, которую Фунакоши изучал у мастеров Адзато и Итосу.
Впоследствии Фунакоши и его ученики дополняли ее новыми элементами, такими как, удары ногами на верхнем уровне, ведение боя преимущественно на средней дистанции, хорошо разработанная система спортивного поединка. Таким образом происходила универсализация стиля Шотокан. На сегодняшний день он включает в себя старые приемы Окинавы и наисовременнейшие приемы спортивного раздела каратэ-до.
Во-вторых, в каждом действии должны присутствовать:
— правильное дыхание, что помогает активизировать циркуляцию ки;
— своевременность действия;
— контроль движения ударной конечности, т.е. четкое окончание приема;
— развитие максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока;
Формирование психофизических характеристик каратэка идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Жесткая самодисциплина и большой объем физических нагрузок призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.
«Целью древнего боевого искусства Окинавы было умение нанести решающее поражение противнику одним ударом руки или ноги. Но испокон веков старые мастера придавали большее значение духовной стороне этого искусства, а не голой технике исполнения приемов. Тренировка каратиста предполагает работу тела и духа и к тому же должное уважение к сопернику. Нам недостаточно сражаться на полную мощь, главное делать это во имя справедливости.»
Масатоши Накаяма, 9 дан Шотокан каратэ-до
Философия Шотокан проста:
Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит прямое практическое толкование: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Шотокане обязательно начинаются с блокирующего движения.
Шотокан вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Серин-Рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Серэй-Рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион. Каждый каратэка, в итоге, найдет свою технику и манеру исполнения.
(Фрагменты ката в исполнении мастера Фунакоши)
Всего в Шотокан изучают более двух десятков основных ката:
Виднейшие мастера: Йошитака Фунакоши, Накаяма Масатоши, Канадзава Хироказу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Касэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Танака Масахика, Касуя Хитоши, Осима Цутому, Фунакоши Кеннет, Асаи Тецухико, Абэ Кейго, Сугимура.
Что такое шотокан в каратэ
кл. слова: история, каратэ, сетокан каратэ-до, Фунакоси Гитин, сюри-тэ, ката
Shotokan karate-do
В основе стиля лежит техника Сюри-тэ, для которой были характерны изощренные приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, которую Фунакоси изучал у мастеров Адзато и Итосу.
Впоследствии Фунакоси и его ученики дополняли ее новыми элементами, такими как, удары ногами на верхнем уровне, ведение боя преимущественно на средней дистанции, хорошо разработанная система спортивного поединка. Таким образом происходила универсализация стиля Сетокан. На сегодняшний день он включает в себя старые приемы Окинавы и наисовременнейшие приемы спортивного раздела каратэ-до.
Формирование психофизических характеристик каратэка идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Жесткая самодисциплина и большой объем физических нагрузок призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.
«Целью древнего боевого искусства Окинавы было умение нанести решающее поражение противнику одним ударом руки или ноги. Но испокон веков старые мастера придавали большее значение духовной стороне этого искусства, а не голой технике исполнения приемов. Тренировка каратиста предполагает работу тела и духа и к тому же должное уважение к сопернику. Нам недостаточно сражаться на полную мощь, главное делать это во имя справедливости.»
Масатоси Накаяма, 9 дан Сетокан каратэ-до
Философия Сетокан проста:
Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит прямое практическое толкование: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Сетокане обязательно начинаются с блокирующего движения.
Сетокан вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Серин-Рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Серэй-Рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион. Каждый каратэка, в итоге, найдет свою технику и манеру исполнения.
(Фрагмент ката в исполнении мастера Нишияма Хидетака)
Всего в Сетокан изучают более двух десятков основных ката:
Виднейшие мастера: Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хироказу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Касэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Танака Масахика, Касуя Хитоши, Осима Цутому, Фунакоси Кеннет, Асаи Тецухико, Абэ Кейго, Сугимура.
Сётокан
Содержание
Происхождение
Фунакоси Гитин обучался двум популярным стилям окинавского тотэ: Сёрэй Рю и Сёрин-рю. Впоследствии он объединил и модифицировал эти два стиля. Следуя политической конъюнктуре того времени Фунакоси изменил окинавские названия ката на японские. Претерпели некоторые изменения и сами ката. Сын основателя Сётокан-каратэ Фунакоси Ёситака (или Гиго) ввёл в технику каратэ удары ногами по верхнему уровню и соревновательную практику, отсутствовавшие в окинавском каратэ. Фунакоси Гитин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней каратэ имело целью сделать каратэ составной частью Будо, пронизанного японским национальным духом, основанного на самурайской культуре и традициях. Под влиянием основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано Фунакоси ввёл новое название: каратэ-до — «Путь каратэ» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоси Гитин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и — по аналогии с дзюдо — системой физического и духовного воспитания. Именно поэтому Сётокан каратэ-до называют самым академическим стилем японского каратэ, несущим дух Будо, в отличие от модернистских стилей каратэ, появившихся в последнее время, возможно более практичных, но являющихся по сути всего лишь системами рукопашного боя.
Особенности стиля
Особенно серьёзное внимание уделяется:
Ката Сётокан
1) по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму; 2) по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно создана эта ката. Изучается в Сётокане и Вадо-рю.
Градация поясов
В двадцатых годах XX века Фунакоси перенял систему ученических и мастерских степеней (кю и данов), разработанную основателем дзюдо Дзигоро Кано. Эта система использовала цветные пояса для обозначения степени мастерства занимающегося данным видом боевого искусства. Изначально каратэ имело только три цвета поясов: белый, коричневый и черный (как это принято и в настоящее время в японской системе поясов дзюдо).
В настоящее время многие школы используют систему степеней с различными цветами поясов. Наиболее распространена система, используемая Японской Ассоциация Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:
Знаменитости, изучавшие Сётокан
Организации
Сётокан является крупнейшим из японских стилей карате, широко распространённым во всем мире:
SHOTOKAN4YOU
Лучший учебник каратэ Шотокан
Немного философии каратэ
Для начала рассмотрим, что же означает слово Сётокан (Шотокан). Сётокан является одним из самых популярных стилей каратэ во всем мире. Его сформировал как систему и представил миру Гитин Фунакоши. Говорят, что название Сётокан берет своё начало от литературного псевдонима Фунакоши — «Сёто», что в переводе означает «качающиеся сосны», а «кан» дословно означает «зал», где тренировался Фунакоши. Есть также мнение, что само искусство в то время называлось Сётокай, а уже ученики Фунакоши сделали его Сётоканом. Немного вернемся к философии.
Каратэ по своей сути ни что иное, как искусство побеждать самого себя. На первый взгляд интересное утверждение. Многие привыкли ассоциировать последователей каратэ со сломанными досками черепицей и кирпичами. Действительно, искусство разбития предметов (тамешивари) имеет место быть в практике каратэки, однако занимает оно там едва ли не последнее место. Рассмотрим же куда более интересные аспекты каратэ.
Вообще, сам по себе смысл изучения каратэ состоит в том, чтобы научить побеждать врага в реальном бою. Каратэ – это боевое искусство. Многие ненавистники называют упражнения ката танцами, не понимая всю суть и смысл этих действий. А ведь ката – это уникальная система, позволяющая тренироваться всегда и везде. Это ни что иное, как бой с тенью.
В конце 19го века каратэ становится все более популярно по всему миру, а не только в Японии (кстати там оно стало частью физического воспитания в школах и университетах). Интерес молодежи поддерживался не без заслуг кинематографа того времени.
Каратэ, как система развития всех сторон личности даёт каждому то, что тот ищет от этого искусства. Физическая подготовка – пожалуйста, самооборона – несомненно, воспитание – однозначно да, любой возраст занимающегося – тоже да.
Рассмотрим основные аспекты этого боевого искусства.
III. СПОРТ
Да, каратэ это еще и спорт. И недавние Олимпийские игры в Токио это в очередной раз доказали. В настоящее время, кто бы что ни говорил, а именно спортивный аспект каратэ интенсивно развивается (WKF тому пример).
Возможно, что причиной роста популярности каратэ как спорта стало и соперничество между отдельными школами. Кстати говоря, именно спортивный аспект привлекает все больше молодежи в это искусство. В спортивном каратэ нет полного контакта (это и хорошо и плохо), но именно это позволяет нивелировать травмоопасность и уравнять шансы всех весовых категорий. Кроме того, спорт постепенно приводит к унифицированию всех стилей и приемов. Хорошо это или нет, можно рассуждать долго, однако популярности добавляет несомненно.
Рассмотрим духовный аспект каратэ, ведь он не менее увлекателен. Каратэ является инструментом всестороннего развития личности: физического, духовного, интеллектуального и нравственного.
Кроме того, Каратэ – это система тренировок, направленная на создание у человека внутреннего духовного самоосознания и сыли. Каратэ привносит в жизнь то состояние умиротворения и гармонии, которое может дать которые впоследствии распространяются на остальные сферы жизни. Эту гармонию можно почувствовать только спустя долгие годы тренировок, это некое состояние пустоты (“кара”- пустота, и это относится не только к значению “пустая рука”). Вместе с тем, каратэ не развивает в человеке враждебность, а наоборот, учит чувству меры и уважению к людям и жизни в целом. Это же касается и в целом восточных боевых искусств. Еще Фунакоши говорил, что дух важнее техники. Без внутреннего стержня едва ли можно достичь больших успехов в единоборствах. Поэтому в процессе занятий развивается техника, а попутно закаляется и дух через усилия, пот и кровь.
V ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Каратэ можно рассматривать и как комплекс физических упражнений, направленных на поддержание и укрепление здоровья. Многие возрастные ученики являются приверженцами такой идеи. Оцените сами: работают все группы мышц, выравнивается осанка и походка, развивается гибкость. Упражнения ката, кихон и кумите подходят для любого возраста и любой техники. Словом, это практически идеальная система тренировок.