Что такое шпалера в искусстве
Шпалера
Литература: Н. Бирюкова, Французские шпалеры конца XV-XX вв. в собрании Эрмитажа. (Каталог), Л., 1974; Т. Коршунова, И. Ясинская, Русские шпалеры, Л., 1975; Thomson W. G., A history of tapestry. 3 ed., L., 1973.
(нем. spalier, от итал. spalliera – ряд деревьев), стенной безворсовый ковёр с орнаментальным или сюжетным изображением, вытканный ручным способом в технике репсового уто́чного переплетения. Толстые нити неокрашенной основы (льняные или хлопчатобумажные) полностью закрываются цветными нитями утка (шерстяными, шёлковыми, золотыми или серебряными). Каждая уто́чная нить ведётся только в границах своего красочного пятна. Моделью для шпалеры служит картон – эскиз в размер ковра, выполненный художником-картоньером. Узор создаётся цветными нитями утка на тканой основе иглой или крючком.
Мастерская У. Морриса «Поклонение волхвов». Шпалера. 1890 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
В Средние века образцом для шпалер служили в основном книжные миниатюры, в более позднее время – станковая и монументальная живопись. Ткач подбирает оттенки шерсти. Плавное соединение цветовых пятен достигается в старых образцах способом «штриховки», когда нити контрастного цвета чередуются, подобно штрихам, и создают иллюзию промежуточного тона. Шерстяная и шёлковая пряжа вплоть до 19 в. окрашивалась натуральными красителями, позднее стали использовать и химические.
Шпалеры называют также гобеленами, по наименованию ковроткаческой мануфактуры «Гобелен» в Париже.
ШПАЛЕРЫ И ГОБЕЛЕНЫ
ШПАЛЕРЫ И ГОБЕЛЕНЫ, вид тканного вручную декоративного изделия – безворсового ковра-картины. Искусство шпалеры достигло расцвета в эпоху готики во Франции, но его истоки прослеживаются в древних культурах. Шпалеры являются ценными источниками для истории костюма, выполняя, таким образом, не только декоративные, но и документальные функции.
С древнейших времен ковровые ткани служили домашним нуждам и использовались как украшение. Для придворных и церковных церемоний требовались роскошные, но в то же время удобные в употреблении средства декора; для этого очень хорошо подходили тканые картины, которые было нетрудно хранить и перевозить. Из летописей известно, что шпалеры широко использовались в разных случаях – для убранства комнат временного жилища короля, для оформления религиозных празднеств и просто в качестве драпировок стен холодных каменных залов средневековых европейских замков. Знатные люди, путешествуя, брали с собой шпалеры, порой огромных размеров, которые могли использоваться в качестве передвижных перегородок, отграничивавших спальню.
Многочисленные войны привели к тому, что комплекты шпалер оказались разрозненными; многие великолепные изделия были разрезаны на куски, а другие сожжены ради золота и серебра из их нитей.
Сюжеты средневековых шпалер, в сущности, сводятся к трем видам: религиозные, мифологические и эпизоды придворной жизни. Сцены из жизни горожан сравнительно редки; обычно на шпалерах изображались возвышенные легенды или славные исторические события. В эпоху готики преобладали библейские сюжеты, например Царица Савская, Принесение во храм Младенца Христа, Святой Реми. В 17–18 вв. интерес к этим сюжетам ослаб; в замках королей Франции Людовика XIV и Людовика XV, Шамборе и Компьене, были прекрасные шпалерные кабинеты с ткаными картинами светского содержания. В домах знати и горожан чаще встречались вердюры (франц. – зелень) – пейзажи с преобладанием зеленой листвы. Не менее популярны были т.н. мильфлёры – шпалеры, фон которых сплошь покрывали узоры с букетиками цветов. Эти узоры подготовили появление цветочных обоев, которым предстояло вытеснить в убранстве жилых домов дорогие гобелены.
Шпалерное дело развивалось в условиях правительственной поддержки ткацких мануфактур. Ведущие художники диктовали моду на определенные сюжеты и стиль, а техника, присущая каждому отдельному центру, вносила свой вклад в художественное совершенствование этого ремесла. Так, ведущими центрами производства шпалер во Франции были королевская мануфактура Гобелен близ Парижа (ее название стало употребляться как нарицательное для обозначения безворсовых тканых ковров-картин), а впоследствии – мастерские города Обюссон.
В середине 15 в. семья красильщиков Гобеленов организовала в предместье Парижа Сен-Марсель мастерскую, на основе которой в 1662 при Людовике ХIV по инициативе Жана Батиста Кольбера была создана Королевская мануфактура, а ее управляющим назначен художник Шарль Лебрен. В 18 в. мануфактуру возглавляли Франсуа Буше, Жан-Батист Удри.
В Англии, в подражание Генриху IV Французскому, который выписал в 1607 ткачей из Фландрии, в 1620 в пригороде Лондона Мотлэйке также была построена шпалерная мануфактура, на которой была создана серия шпалер Деяния Апостолов по картонам Рафаэля.
Атрибуция шпалер представляет значительные трудности, поскольку в Средние века и в эпоху Возрождения их композиции часто копировались и повторялись. Однако невзрачные воспроизведения и подражания старым шпалерам в период около 1870–1940 достаточно легко определить, поскольку тогда ткачи работали по картонам очень слабых и не создавших собственной манеры художников, а подражания готическим шпалерам отличались слащавой сентиментальностью. Оценка качества гобелена, как и в живописи, достаточно трудна; важно обратить внимание на то, насколько композиция и рисунок подходят для техники тканья, и не искажена ли присущая этой технике плоскостность стремлением создать иллюзию глубины. Большинство опытных специалистов сразу же предпочтут готические и раннеренессансные шпалеры с откровенно плоскостными изображениями техническим триумфам викторианских ткачей, которые, подражая методам трактовки формы и перспективных построений иллюзионистической масляной живописи, ставят средства выражения одного вида искусства на службу другому.
Гобелены, особенно французские, приобрели широкую известность, когда в 1946 в Париже была организована великолепная выставка старинных и современных шпалер. Эти выдающиеся произведения из частных и публичных собраний были показаны в Париже, Амстердаме, Брюсселе, Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго; впервые зрители получили возможность составить адекватное представление об этом виде искусства. Среди многих шпалер, выставленных в 1946, была анжерская серия Апокалипсис 14 в., сцены из жития св. Стефана и серия Дама с единорогом (обе серии из музея Клюни в Париже). Благодаря этой выставке гобелен снова был воспринят как живой и активный вид искусства, не имеющий ничего общего с фабричными подделками и скучными подражаниями, которые столь долго предлагались на аукционах. Индивидуализм, присущий искусству 20 в., проявился и в современном дизайне гобеленов. Работы, созданные во время Второй мировой войны во Франции, характеризуются не столько местом производства (например, Гобелен, Аррас или Бове), сколько стилем художника-дизайнера. Во Франции, в Обюссоне производство гобеленов восстанавливается по инициативе Жана Люрса. Выполненные по рисункам художников Ж.Люрса, М.Громера, М.Сен-Санса, Р.Дюфи, А.Матисса, Гиньебера, Маршана, Ж.Пекар-Леду и др., эти гобелены поражают яркой индивидуальностью и оригинальностью. Древнее искусство тканой картины было обновлено свободными экспериментальными приемами и абстракционизмом новейших художественных движений 20 в. Однако гобелен продолжает оставаться видом искусства, сочетающим функционализм и чисто живописные декоративные достоинства.
С 1960-х в технике авторского (выполненного самим художником) гобелена работают художники России, Украины, Эстонии, Литвы, Латвии, Грузии.
Техника.
Техника изготовления шпалер сравнительно проста. Даже сложные и богатые гобелены создаются довольно простым переплетением цветных шерстяных нитей на хлопчатобумажной основе (ковры ткутся подобным образом, но их нити завязываются узлами и обрезаются, формируя ворс). Все шпалеры ткутся на ткацких станках, с вертикальным или горизонтальным креплением основы (это зависит от желаемой скорости и стоимости работы). Ткач накручивает законченную часть изделия на барабанный ролик и продолжает работу, тщательно воспроизводя рисунок или картон, находящийся непосредственно перед ним. Сам ткач (tapissier) почти никогда не создавал эскизов для шпалер; одно время это даже было запрещено законом. Обычно эскизы делали живописцы, и вплоть до 1940-х годов это были по большей части условные, схематизированные мотивы и аллегорические композиции.
Ткач просто переплетает челноком шерстяные нити основы, подобранные в соответствии с тонами картона. В старинных шпалерах было немного оттенков, затем их число увеличилось до 14 600, а к 1940-м годам сократилось примерно до 50. Использование анилиновых красителей привело к выгорания рисунка гобелена, однако вскоре были разработаны яркие светоустойчивые красители. Исследования проблемы окраски нитей проводятся в лабораториях фабрики Гобелен.
Одна из технических сложностей производства гобеленов – трудность проверки в ходе работы лицевой стороны изделия, которую ткач видит лишь отраженной в зеркале, установленном позади нитей основы. Еще одна проблема – объемная трехмерная моделировка форм, которая достигается при помощи «штриховки» – пересечения стежков нитей разного цвета. Прибегая к крайней детализации, можно добиться эффекта реалистической масляной живописи и создавать даже портреты. К счастью, мастера уже не стремятся к подобному подражанию живописи.
Условия хранения шпалер и поддержания их в хорошем состоянии – примерно те же, что и для всех ковровых изделий. Если шпалера не экспонируется, она должна быть свернута в рулон, но ни в коем случае не сложена; для развески необходима жесткая тканая лента, к которой прикрепляются кольца. Старые шпалеры и гобелены должны иметь подкладку, которую следует хорошо укрепить диагональной стёжкой. Они должны висеть свободно, без натяжения; обрамление сильно вредит полотну гобелена. Чистка и починка старинных изделий должна быть заботой музейных специалистов.
Татьяна Лехович: «Шпалера — мощная вещь, никакая живопись на подобное не способна»
Выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» проходит в фонде IN ARTIBUS до 29 февраля. Куратор Татьяна Лехович, хранитель Эрмитажа, рассказала об особенностях этого вида искусства и лучших его примерах в частных и музейных коллекциях
Для начала — что такое шпалера? И чем она отличается от гобелена?
Строго говоря, шпалера — это достаточно широкий термин, и означает он стенной ковер без ворса. Есть и другие термины, которые описывают этот тип ковра (например, на Востоке это килимы). Гобелены — это шпалеры, которые вытканы на Мануфактуре Гобеленов в Париже, основанной во второй половине XVII века. Есть и другие термины, которые еще больше всех запутывают. Например, шпалеры называли «араццо» (это слово до сих пор осталось в итальянском языке) — по названию города, одного из крупных центров, который изготавливал и продавал шпалеры в Средние века.
Шпалера — это вид монументального искусства, то же самое, что фреска, только более удобная в обиходе — такая «мобильная фреска». Шпалеры можно было использовать для разных целей — за то их и ценили. Они всегда были страшно дорогие. Например, в XVI веке серия шпалер могла стоить как военный корабль. Представьте себе: Генрих VIII имел в коллекции примерно 2,5 тыс. шпалер. Это как военный флот, вооруженный пушками.
А почему так дорого? Из-за уникального материала или сложной работы?
Шпалеры — один из самых дорогих видов искусства. Те шпалеры по картонам Рафаэля, которые украшают Сикстинскую капеллу, стоили раза в три дороже, чем получил Микеланджело за роспись потолка. Сначала художник рисует эскиз, потом мастерская делает картон — эскиз шпалеры в размер, потом должны изготовить нити специального качества — шелк и шерсть (специальная, не пушистая, для этого выращиваются особые, длинношерстные овцы). Нити нужно окрасить с огромным количеством регуляций и ограничений. Чем больше оттенков, тем дороже шпалера. Более ранние средневековые шпалеры имеют до 200 оттенков, а к XVIII веку их становится до тысячи (технологии развивались и стремились приблизиться к эффекту масляной живописи).
Потом этап ткачества — очень долгий. В зависимости от плотности, от количества узлов на 1 кв. см, ткач мог выполнить 1 кв. м шпалеры за срок от полугода до года. Средний размер шпалер — от 4 до 6 м по стороне, это десятки квадратных метров площади. Например, гобелены, которые Петр I получил в подарок от Людовика XV во время визита на Мануфактуру Гобеленов в Париже (сейчас они хранятся в Эрмитаже), имеют размеры 5 на 7 м, 35 кв. м площади каждый. Три шпалеры были готовы на момент визита, четвертая была на станке — и ее закончили через шесть лет. На это действительно уходили годы, притом что работала целая команда.
Шпалера — это прочное и многофункциональное изделие. Ее можно было использовать в интерьере. Шпалерами можно было украсить улицы города по случаю празднества или проезда значимого лица, и это часто делали — натягивали на деревянные конструкции или вывешивали из окон и с балконов. Шпалеру можно было взять в военный поход, поместить в шатре и так создать богатый праздничный интерьер, например, в случае переговоров. За это их и ценили.
Регуляции — правила и нормы производства — строго контролировались гильдиями. С одной стороны, это тормозило развитие технологии, а с другой — поддерживало качество. Шпалеры рассчитаны на столетия и, если не происходит катастроф типа пожара, живут почти вечно.
Мы позабыли обо всем этом, потому что антикварный рынок XIX века очень сильно изменил приоритеты, интерес качнулся в сторону живописи. Хотя с ремесленной точки зрения написать картину гораздо проще.
Интерес к шпалерам растет. В последний год в музеях мира состоялось сразу несколько выставок, посвященных этому виду искусства. Популярен ли он и у частных коллекционеров тоже?
Шпалеры — не самый распространенный материал для коллекционирования в частных собраниях. Это очень крупные вещи, и, как правило, их сложно показывать. Это, скорее, специализация крупных музеев, где есть большие помещения. Тем не менее в России уже проснулся интерес к этому виду искусства, и многие частные коллекционеры покупают очень хорошие вещи — уже появились интересные коллекции в Петербурге и в Москве. Коллекция фонда IN ARTIBUS — тому пример.
Совсем недавно в Эрмитаже прошла выставка шпалер XIX–XX веков, то есть периода, когда золотой век шпалер остался позади.
В Главном штабе, экспозиции которого посвящены искусству XIX–XX веков, выделили пространство для показа «современных» (для этого вида искусства) шпалер, которые прежде никогда не экспонировались в комплексе. Эта выставка впервые показала шпалеры как комплекс после переломного, кризисного для этого вида искусства периода — первой половины XIX века, когда все остановились и задумались: что делать дальше? Ведь поменялся интерьер, поменялась мода, поменялся заказчик, изменились размеры помещений. В шпалерах XIX века очень много историзма, они стали меньше.
И дожили в конце концов до ковриков с лебедями и оленями, которыми мы украшали свои советские квартиры.
Именно так. Есть каталоги конца XIX века, и мы видим там именно эти коврики с оленями. Корни там.
Расскажите о выставке в Москве, куратором которой вы являетесь. Туда приехали, кроме шпалер из частного собрания Инны Баженовой, еще и экспонаты из Эрмитажа?
Да, из Эрмитажа привезли две шпалеры XVI века и две керамические тарелки с монограммами Генриха II и Екатерины Медичи, его супруги. Они происходят из коллекции Александра Базилевского, русского дипломата и коллекционера XIX века, жившего в Париже. Когда в 1880-х годах у него начались финансовые трудности, он продал Императорскому Эрмитажу свою огромную коллекцию средневекового искусства (заложив, таким образом, фундамент эрмитажной коллекции Средних веков и Ренессанса). Он считал, что эти тарелки — работа французского завода Бернара Палисси, знаменитого керамиста и естествоиспытателя (1510–1589). Базилевский ошибался: рынок подделок в XIX веке был очень хорош. Сейчас мы знаем французского производителя этих тарелок и не скрываем, что сделаны они в XIX, а не в XVI веке. А две эрмитажные шпалеры дополняют и поясняют то, что мы видим в коллекции фонда IN ARTIBUS.
А в коллекции фонда какие шпалеры самые ценные и интересные?
Например, шпалера XVII века из фламандского города Ауденарде на средневековый сюжет об истории любви пастуха и пастушки, Гомбо и Масе. В XVII веке она была чрезвычайно популярна, так что в одной из пьес Мольера даже упоминаются обои с сюжетами из истории Гомбо и Масе. Это связано с представлением о свободной любви, которая у аристократии XVII века ассоциировалась с крестьянской жизнью и следованием своим простым и понятным чувствам.
Но, пожалуй, самая яркая вещь в коллекции фонда IN ARTIBUS — это не шпалера, а вышитое панно в технике «полукрест», которая имитирует технологию шпалерного ткачества. Технологически это было быстрее и дешевле. В XVI веке их делали во Франции и Англии, но сохранилось таких панно единицы. Сейчас в мире такие буквально можно пересчитать по пальцам. Два есть в Метрополитен-музее, одно — в частной коллекции в Париже, и вот еще одно у Инны Баженовой. Это сложная аллегорическая сцена. Когда специалисты аукциона, где панно было куплено, ее описывали, они не смогли понять, что там изображено. Но мы разобрались, что там изображены Генрих II с Екатериной Медичи и ситуация заключения мира после итальянских войн, а заодно заключение договоров о браке дочери и сестры Генриха II.
Изображенные события произошли весной 1559 года. А в июне того же года состоялся турнир, на котором Генрих II был смертельно ранен: копье попало ему в глаз.
Это все так далеко от нас. Что современному человеку может быть ценно в шпалерах — кроме невероятного мастерства?
В них такая колоссальная затрата труда, энергии, творчества, что мы это ощущаем, даже если об этом не знаем. Когда мы, например, монтируем выставки с участием шпалер и вешаем их первыми (потому что они очень большие), они сразу «собирают» весь интерьер. Это мощная вещь, никакая живопись на это не способна.
Фонд IN ARTIBUS, Москва
Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков
До 29 февраля
Как практичное решение для защиты от сквозняков превратилось в дорогое произведение искусства: Гобелен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Шпалеры древности и традиции, перенятые европейцами
То, что принято именовать гобеленом, имеет более точное название – шпалера. Это безворсовый ковер ручной работы, с рисунком на одной – лицевой – стороне, предназначенный для того, чтобы украшать стену. Создается шпалера путем перекрестного переплетения нитей разного цвета с помощью специального приспособления – утка. Нити образуют одновременно и рисунок, и саму ткань ковра.
Прообразы шпалер существовали еще в древнем мире, а с первого тысячелетия новой эры началось развитие этого вида ткачества, жители Египта перенимали искусство плетения ковров от народов Месопотамии, а потом и сами добились в этом деле немалых успехов. Расцвет шпалерного ремесла пришелся на IV – VII века; египетские копты изготавливали такие ковры, используя льняную основу и шерстяные нити для создания узоров и орнаментов. По-видимому, шпалеры создавали и в античном мире.
Сюжетами для таких тканых «картин» служили античные мифы, изображения цветов и фруктов, а позже – библейские предания. Свои традиции плетения шпалер были и на востоке, в Китае с третьего века до новой эры плели ковры с использованием шелковых нитей, а потом это искусство переняли японцы.
Причины, по которым шпалерное ремесло вообще возникло, связаны и с эстетическими потребностями людей прошлых веков, и с практическими соображениями – ведь плетеный ковер служил неплохой защитой от холода в помещении. А потому к традициям плетения шпалер приходили разные культуры, например, в Южной Америке этот вид ткачества был популярен за века до прибытия европейцев – об этом говорят находки, сделанные в захоронениях. При создании определенных оттенков рисунка использовались человеческие волосы. Плетением ковров занимались женщины, и уже с VI века для этой работы использовались ткацкие станки.
Европейские шпалеры и собственно гобелены
Европа переняла традиции шпалерного производства у восточных племен, произошло это во времена крестовых походов, начавшихся в XI веке. Трофейные, а потом и изготовленные европейцами ковры развешивали на стенах, чтобы и защитить помещение от пронизывающего холода, и придать залам нарядный, торжественный вид. Кроме того, шпалеры использовались как перегородки, ими украшали храмы, они использовались как декорации для праздничных церковных шествий. Первой созданной в Европе считается шпалера из церкви святого Гереона в Кельне.
Разумеется, в первые века эти ковры демонстрировали главным образом сюжеты из библейских сказаний. В XIV веке был создан «Анжерский апокалипсис», серия шпалер, которые содержали сцены из «Откровений Иоанна Богослова». Она была создана для короля Людовика I. Вообще в те времена, да и долгое время потом, именно короли да церковь были заказчиками шпалер – для остальных приобрести домой такое украшение было делом совершенно не подъемным с финансовой точки зрения. На протяжении долгого времени гобелены-шпалеры считались принадлежностью роскошных королевских резиденций, тем более что техника плетения с развитием ремесла усложнялась.
Критерием качества шпалеры становилась плотность плетения, которая постоянно росла, от 5 нитей основы на 1 сантиметр в Средние века до 16 нитей в XIX веке. Шпалеры с большой плотностью позволяли добиться почти того же визуального эффекта, что и живописное произведение. Поначалу мастера использовали нити шести разных цветов, но постепенно количество оттенков возрастало, достигнув к концу XVIII века почти девятисот.
Поначалу центром шпалерного искусства была Фландрия; мастера французского Арраса стали использовать в работе золотые и серебряные нити, а в XVII веке началось активное развитие и других цехов коврового ткачества. Во Франции и раньше существовали мануфактуры, но в небольшом масштабе, главными поставщиками шпалер для королевского двора были фламандцы. Король Генрих IV своим указом основал в Париже фабрику, а разместилась она в здании, принадлежавшем семье Гобеленов, где раньше работал красильщик шерсти Жиль Гобелен. С момента выдачи мануфактуре Гобеленов соответствующего королевского патента – а именно с 1607 года – и начинается история собственно гобеленов – шпалер, созданных на этом предприятии.
Для организации работы король вызвал в Париж двоих фламандцев – Марка де Команса и Франсуа де ла Планша, им были пожалованы дворянские титулы, а кроме того – цеха, оборудование и существенные субсидии: Генрих очень хотел, чтобы французы научились изготавливать лучшие в мире шпалеры. Ввоз ковров из-за границы был запрещен.
Шпалеры как вид искусства, соперничавший с живописью
Дела мануфактуры шли в гору, мастера получали заказы от королевского двора, а исполняли их не только сами ткачи, но и художники, которые готовили эскизы для шпалер – картоны. Часто за работу картоньера брались великие мастера живописи. Во второй половине XVII века возглавлял мануфактуру самый влиятельный французский художник Шарль Лебрен, и помимо него, эскизы для шпалер создавали Якоб Йорданс, Рубенс, Симон Вуэ. Ткацкие приемы совершенствовались, возникали все новые творческие приемы, и гобелены уже всерьез соперничали с живописью, а в цене – значительно выигрывали у картин самых прославленных художников.
Вслед за французами мануфактуры стали создавать и в других странах Европы, а в начале XVIII века искусство создания шпалер начали осваивать в России. Для этого Петр I привез в страну нескольких мастеров мануфактуры Гобеленов и основал, в свою очередь, в Екатерингофе Петербургскую шпалерную мануфактуру, которая так и останется единственным крупным отечественным предприятием по изготовлению гобеленов. Иностранцы изготавливали шпалеры и одновременно обучали подмастерьев. В качестве картонов часто использовали произведения живописи из императорских коллекций.
Всего Петербургской мануфактурой было создано 205 шпалер, в 1858 году она была закрыта из-за того, что несла постоянные убытки. Впрочем, кризис переживало не только российское ковроткачество.
Новую жизнь гобеленам подарил художник Жан Люрса, реформатор шпалерного искусства, разработавший в первой половине прошлого века новые принципы создания плетеных безворсовых ковров, опираясь на средневековые традиции и в чем-то вернувшись к основам ремесла. Он исходил из того, что гобеленам не следует подменять собой произведения живописи, что этот вид искусства куда ближе к архитектуре, ведь шпалеры «одевают часть здания». Структуру плетения он вернул к средневековым стандартам, изделия изготавливались значительно быстрее и стоимость их производства существенно снизилась.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: