Что такое штормовое оповещение
Как вести себя при штормовом предупреждении и урагане
Штормовое предупреждение – прогноз возникновения, сохранения и усиления опасных природных метеорологических явлений или комплекса неблагоприятных метеорологических явлений.
Штормовое предупреждение объявляется в том случае, если, по прогнозам синоптиков, скорость ветра будет свыше 15 м/с.
Меры безопасности при штормовом предупреждении.
После получения предупреждения о приближении урагана или сильной бури, необходимо принять меры, направленные на уменьшение возможных последствий урагана:
1. Плотно закрыть и укрепить все двери и окна.
2. На стекла наклеить крест-накрест полоски пластыря (чтобы не разлетались осколки).
3. Подготовить запас воды и пищи, медикаментов, фонарик, свечи, приемник на батарейках, документы и деньги.
4. Отключить газ и электричество.
5. Убрать с балконов (в частном доме – со дворов) предметы, которые могут быть унесены ветром.
6. Из легких зданий необходимо перейти в более прочные или убежища гражданской обороны.
7. В частном доме лучше перебраться в наиболее просторную и прочную его часть, а лучше всего в подвал.
8. Дети из детских садов и школ должны быть заранее отправлены по домам. Если штормовое предупреждение поступило слишком поздно, дети должны быть размещены в подвалах или центральной части зданий.
9. При возникновении урагана или сильной бури, находясь в здании, следует особенно остерегаться ранений осколками оконного стекла. При сильных порывах ветра необходимо отойти от оконных проемов и стать вплотную к простенку. В качестве защиты можно также использовать прочную мебель или внутренний дверной проем. Самым же безопасным местом во время урагана являются подвальные помещения или внутренние помещения на первом этаже здания (если им не грозит затопление).
Если вы оказались на улице во время урагана:
1. Держитесь подальше от зданий и строений, высоких столбов, деревьев, рекламных щитов, мачт, опор и электропроводов.
2. Нельзя находиться на мостах, путепроводах, эстакадах, в местах хранения легковоспламеняющихся и ядовитых веществ.
3. Спрячьтесь под мостом, железобетонным навесом, в подвале, погребе. Можно лечь в яму или любое углубление.
4. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.
5. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна. Во время снежной бури укройте чем-нибудь двигатель со стороны радиатора.
6. Если ветер несильный, можно время от времени разгребать снег с автомобиля, чтобы не оказаться погребенным под толстым слоем снега.
7. Если вы находитесь в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище.
8. Если стихия застигла вас на возвышенном или открытом месте, бегите (ползите) в сторону какого-либо укрытия, которое могло бы погасить силу ветра, но берегитесь падающих веток и деревьев.
Нельзя выходить на улицу сразу же после ослабления ветра, так как через несколько минут может возникнуть новый его порыв. После того, как ураган закончился, выходя из дома, вначале осмотритесь — нет ли нависающих предметов и частей конструкции, оборванных проводов, нет ли запаха газа. Огонь нельзя зажигать до тех пор, пока не будет уверенности, что обошлось без утечек.
После урагана не рекомендуется заходить в поврежденные строения, так как они могут обрушиться.
Что такое штормовое предупреждение и что делать, если оно объявлено?
22.01.2020 15:00
Примпогода.ру объясняет, что такое штормовое предупреждение и что делать, если оно объявлено.
Что такое штормовое предупреждение?
Штормовое предупреждение — это информация об опасных метеорологических условиях, которые не были предусмотрены прогнозом погоды, а также уточнение времени их возникновения, интенсивности и продолжительности.
Ухудшение погоды может представлять разную степень опасности.
К неблагоприятным условиям относятся:
усиление ветра порывами от 15 до 24 м/с;
град диаметром до 19 мм;
другие погодные условия.
К опасным погодным условиям относятся:
ветер скоростью выше 25 м/с;
сильная жара и засуха, способная привести к пожарам;
выпадение более 50 мм осадков;
град более 20 мм в диаметре.
Чаще всего при передаче штормового предупреждения звучит предупреждение о неблагоприятных явлениях.
Что необходимо предпринять при штормовом предупреждении?
При объявлении штормового предупреждения нужно выполнять указания МЧС, ГИБДД и других официальных лиц, если они были озвучены.
В случае приближения сильного ураганного ветра, дождя, грозы и т.п., необходимо принять меры предосторожности.
плотно закрыть двери и окна;
проверить задвижки на окнах, чтобы они не распахнулись;
наклеить на стекла крест на крест полоски клейкой ленты;
во время урагана не подходить к окнам;
убрать с балконов вещи, которые может унести ветер;
запастись свечами, фонариками и батарейками на случай обрыва проводов и отключения электричества;
запастись водой на случай её отключения;
заготовить радиоприёмник на батарейках;
не перегружать электросеть: не включать одновременно большое количество электроприборов;
не выходить из дома.
зайдите в ближайшее здание, спуститесь в подземный переход или спрячьтесь под мостом; в крайнем случае, можно лечь в яму или любое углубление;
не подходите близко к деревьям, столбам, рекламным щитам и другим объектам, которые могут упасть от ветра;
не трогайте оборванные провода;
не паркуйте машину рядом с деревьями, столбами, опорами и рекламными щитами;
если во время шторма вы оказались в машине, остановитесь, но не покидайте автомобиль;
не купайтесь при штормовом предупреждении или грозе.
Что такое штормовое оповещение
Инструкция по подготовке и передаче штормовых сообщений наблюдательными подразделениями
Дата введения 2014-04-07
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Главная геофизическая обсерватория им.А.И.Воейкова» (ФГБУ «ГГО»)
2 РАЗРАБОТЧИКИ В.И.Кондратюк, канд. географ. наук (руководитель разработки), С.Ю.Гаврилова, канд. географ. наук (ответственный исполнитель), А.А.Зорина
с Управлением гидрометеорологии и технического развития (УГТР) Росгидромета 01.10.2013;
с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-производственное объединение «Тайфун» (ФГБУ «НПО «Тайфун») 11.12.2013
4 УТВЕРЖДЕН Руководителем Росгидромета 12.12.2013;
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Росгидромета от 27.12.2013 N 730
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ФГБУ «НПО «Тайфун» от 20.12.2013 за номером РД 52.04.563-2013
6 ВЗАМЕН РД 52.04.563-2002 «Инструкция. Критерии опасных гидрометеорологических явлений и порядок подачи штормового сообщения»
Введение
Производственная деятельность многих секторов экономики, таких как энергетика, транспорт, строительство, сельское и лесное хозяйство, коммунальные службы и др., в значительной степени подвержена влиянию неблагоприятных гидрометеорологических условий и климата. Развитие новых технологий и хозяйственных инфраструктур усугубляет уязвимость экономики и жизнедеятельности общества от экстремальных проявлений окружающей среды.
На обширной территории России, обладающей большим разнообразием климатических условий, наблюдается широкий спектр неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, которые могут нанести существенный экономический ущерб, как отдельным хозяйствующим субъектам, так и отраслям экономики в целом.
В связи с этим своевременные и достоверные сообщения о возникновении и развитии (усилении и окончании) неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, подаваемые наблюдательными подразделениями Росгидромета, позволяют уменьшить негативное воздействие этих явлений на работу отдельных предприятий и экономики страны в целом.
В настоящем руководящем документе учтены изменения и дополнения, обусловленные модернизацией технических средств, применяемых на государственной наблюдательной сети, включая средства связи и, как следствие, изменениями схем сбора и распространения информации в организациях Росгидромета.
Настоящий руководящий документ включает в себя перечень и типовые критерии неблагоприятных метеорологических и опасных природных гидрометеорологических явлений, позволяет устанавливать дифференцированные по территории деятельности УГМС (ЦГМС) критерии указанных явлений, исходя из рассчитанных диапазонов их изменения в зависимости от повторяемости опасных природных гидрометеорологических явлений в различных климатических условиях. В настоящий руководящий документ включен Национальный вариант международного кода RF 6/04 WAREP, разработанный ФГБУ «ГГО» для использования на модернизированной метеорологической сети с целью передачи штормовых сообщений.
1 Область применения
Настоящий руководящий документ устанавливает порядок подготовки и формы передачи информации от наблюдательных подразделений о возникновении и развитии опасных природных гидрометеорологических явлений и неблагоприятных гидрометеорологических явлений, содержит их типовые перечни и критерии, а также рекомендации по определению дифференцированных критериев, указанных явлений.
Настоящий руководящий документ является обязательным для специалистов территориальных органов Росгидромета, организаций наблюдательной сети, их филиалов и подразделений, а также для специалистов ведомственных станций и постов Росгидромета, привлекаемых к передаче штормовых сообщений об опасных природных гидрометеорологических явлениях и неблагоприятных гидрометеорологических явлениях.
2 Нормативные ссылки
В настоящем руководящем документе использованы нормативные ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 22.1.08-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных гидрологических явлений и процессов. Общие требования
ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения
РД 52.04.316-92 Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 9. Часть II. Гидрометеорологические наблюдения на судовых станциях, производимые штатными наблюдателями. Книги 1 и 2
РД 52.04.567-2003 Положение о государственной наблюдательной сети
РД 52.04.666-2005 Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 10. Инспекция гидрометеорологических станций и постов. Часть 1. Инспекция метеорологических наблюдений на станциях
РД 52.19.751-2010 Оценка гидрометеорологических наблюдений и работ
РД 52.88.699-2008 Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений
РД 52.33.217-99* Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 11. Часть I. Основные агрометеорологические наблюдения. Книги 1 и 2
РД 52.33.681-2006* Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 11. Часть II. Специализированные агрометеорологические наблюдения. Книга 1
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем руководящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 автоматизированный метеорологический комплекс: Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматического измерения ряда метеорологических величин (в зависимости от комплектации), в котором предусмотрена визуализация результатов измерений и возможность ручного ввода дополнительных характеристик с последующим формированием и передачей информационных сообщений в заданных форматах.
3.1.2 автоматическая метеорологическая станция: Аппаратно-программный комплекс, работающий в автономном режиме без участия человека, предназначенный для автоматического измерения ряда метеорологических величин (в зависимости от комплектации) с последующим формированием и передачей информационных сообщений в заданных форматах.
3.1.3 государственная наблюдательная сеть: Наблюдательная сеть федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (по РД 52.04.567, раздел 3).
3.1.4 критерий: Количественное значение характеристики гидрометеорологической величины или явления погоды, при достижении которого гидрометеорологическая характеристика или явление считаются опасными или неблагоприятными.
3.1.5 наблюдательное подразделение: Структурное или обособленное подразделение организации наблюдательной сети, непосредственно выполняющее наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением в одном или нескольких закрепленных стационарных или подвижных пунктах наблюдений, а также первичную обработку результатов наблюдений и передачу их в установленные адреса по утвержденной схеме.
3.1.6 неблагоприятное гидрометеорологическое явление: Метеорологическое, гидрологическое, агрометеорологическое или морское гидрометеорологическое явления, которые значительно затрудняют или препятствуют деятельности отдельных отраслей экономики и могут нанести материальный ущерб, но по своим количественным значениям не достигают критериев опасного природного явления.
3.1.7 организация наблюдательной сети: Некоммерческая с правом юридического лица организация Росгидромета, выполняющая оперативно-производственные (производство наблюдений за гидрометеорологическими процессами и загрязнением окружающей среды, сбор, обработку и передачу информации, техническое и сервисное обслуживание средств измерений, обеспечение потребителей информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении) и специальные (исполнительные, контрольные) функции в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на территории своей деятельности (по РД 52.04.567, раздел 3).
3.1.8 опасное природное явление: Гидрометеорологическое или гелио-геофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может нанести значительный материальный ущерб [1].
3.1.9 стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (пункт наблюдений): Комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения. К стационарным пунктам наблюдений относят также специально отведенный земельный участок или выделенную часть акватории, включая морские разрезы, без установленных на них приборов и оборудования, на которых для отдельных видов наблюдений проводят регулярные определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения (по РД 52.04.567, раздел 3).
3.1.10 штормовое оповещение: Информация о начавшемся опасном природном явлении [1].
3.1.11 штормовое предупреждение: Информация о прогнозируемом опасном природном явлении [1].
3.1.12 штормовое сообщение: Сообщение, передаваемое наблюдательными подразделениями, в котором содержатся сведения о возникновении и развитии (усилении и окончании) гидрометеорологических ОЯ и НГЯ, и значениях гидрометеорологических величин, их характеризующих.
В настоящем руководящем документе приняты следующие сокращения:
Правила поведения при штормовом предупреждении
В последнее время нередко приходится слышать об объявленном штормовом предупреждении. Многие граждане не знают, как реагировать на это объявление, тем более, что последствия после данного предупреждения бывают разными.
Штормовое предупреждение – прогноз возникновения, сохранения и усиления опасных природных метеорологических явлений или комплекса неблагоприятных метеорологических явлений, при которых скорость ветра превысит 15 м/с.
Современные метеорологические службы научились практически безошибочно выявлять приближение неблагоприятных погодных условий и заблаговременно через СМИ предупреждать о них население.
Сигнал о штормовом предупреждении, как правило, передается по местному радио и телевидению. Сообщается предполагаемое время угрозы над данной местностью и приблизительную силу ветра. Также могут быть переданы инструкции от штаба МЧС. Не стоит пренебрегать ими и соблюдать необходимые меры предосторожности:
— Без экстренной необходимости не покидайте квартиры, офисы. Плотно закройте форточки и окна, не подходите к ним близко.
— Закрепите недостаточно прочные конструкции; уберите с балконов (в частном доме – со дворов) предметы, которые могут быть унесены ветром.
— В загородном доме отключите газ и электричество, потушите огонь в каминах, печах.
— Если стихия застала вас на улице, от шквального ветра можно укрыться в подземных переходах, подъездах, магазинах. Нельзя прятаться за рекламными щитами, автобусными остановками, деревьями, столбами, возле стен домов, находиться на мостах, путепроводах, эстакадах, в местах хранения легковоспламеняющихся и ядовитых веществ, на крышах и чердаках, а также стоять под линиями электропередач, трогать оборванные электропровода.
— Не прикасайтесь к металлическим оградам и заборам.
— Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна.
— Не паркуйте автотранспорт под деревьями, билбордными конструкциями, электропроводами.
— Сохраняйте спокойствие, не паникуйте, при необходимости окажите помощь детям, инвалидам, детям, пожилым людям, пострадавшим.
Напоминаем, что при возникновении чрезвычайной ситуации необходимо звонить в службу спасения по телефону «01». Для звонка в экстренные службы с мобильного телефона всех сотовых операторов необходимо набрать «112» (далее следовать голосовым указаниям) или «8-812-01».
Введение
Производственная деятельность многих секторов экономики, таких как энергетика, транспорт, строительство, сельское и лесное хозяйство, коммунальные службы и др., в значительной степени подвержена влиянию неблагоприятных гидрометеорологических условий и климата. Развитие новых технологий и хозяйственных инфраструктур усугубляет уязвимость экономики и жизнедеятельности общества от экстремальных проявлений окружающей среды.
На обширной территории России, обладающей большим разнообразием климатических условий, наблюдается широкий спектр неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, которые могут нанести существенный экономический ущерб, как отдельным хозяйствующим субъектам, так и отраслям экономики в целом.
В связи с этим своевременные и достоверные сообщения о возникновении и развитии (усилении и окончании) неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, подаваемые наблюдательными подразделениями Росгидромета, позволяют уменьшить негативное воздействие этих явлений на работу отдельных предприятий и экономики страны в целом.
В настоящем руководящем документе учтены изменения и дополнения, обусловленные модернизацией технических средств, применяемых на государственной наблюдательной сети, включая средства связи и, как следствие, изменениями схем сбора и распространения информации в организациях Росгидромета.
Настоящий руководящий документ включает в себя перечень и типовые критерии неблагоприятных метеорологических и опасных природных гидрометеорологических явлений, позволяет устанавливать дифференцированные по территории деятельности УГМС (ЦГМС) критерии указанных явлений, исходя из рассчитанных диапазонов их изменения в зависимости от повторяемости опасных природных гидрометеорологических явлений в различных климатических условиях. В настоящий руководящий документ включен Национальный вариант международного кода RF 6/04 WAREP, разработанный ФГБУ «ГГО» для использования на модернизированной метеорологической сети с целью передачи штормовых сообщений.
1 Область применения
Настоящий руководящий документ устанавливает порядок подготовки и формы передачи информации от наблюдательных подразделений о возникновении и развитии опасных природных гидрометеорологических явлений и неблагоприятных гидрометеорологических явлений, содержит их типовые перечни и критерии, а также рекомендации по определению дифференцированных критериев, указанных явлений.
Настоящий руководящий документ является обязательным для специалистов территориальных органов Росгидромета, организаций наблюдательной сети, их филиалов и подразделений, а также для специалистов ведомственных станций и постов Росгидромета, привлекаемых к передаче штормовых сообщений об опасных природных гидрометеорологических явлениях и неблагоприятных гидрометеорологических явлениях.
2 Нормативные ссылки
В настоящем руководящем документе использованы нормативные ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 22.1.08-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных гидрологических явлений и процессов. Общие требования
ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения
РД 52.04.316-92 Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 9. Часть II. Гидрометеорологические наблюдения на судовых станциях, производимые штатными наблюдателями. Книги 1 и 2
РД 52.04.567-2003 Положение о государственной наблюдательной сети
РД 52.04.666-2005 Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 10. Инспекция гидрометеорологических станций и постов. Часть 1. Инспекция метеорологических наблюдений на станциях
РД 52.19.751-2010 Оценка гидрометеорологических наблюдений и работ
РД 52.88.699-2008 Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений
РД 52.33.217-99 Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 11. Часть I. Основные агрометеорологические наблюдения. Книги 1 и 2
РД 52.33.681-2006 Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 11. Часть II. Специализированные агрометеорологические наблюдения. Книга 1
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем руководящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 автоматизированный метеорологический комплекс: Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматического измерения ряда метеорологических величин (в зависимости от комплектации), в котором предусмотрена визуализация результатов измерений и возможность ручного ввода дополнительных характеристик с последующим формированием и передачей информационных сообщений в заданных форматах.
3.1.2 автоматическая метеорологическая станция: Аппаратно-программный комплекс, работающий в автономном режиме без участия человека, предназначенный для автоматического измерения ряда метеорологических величин (в зависимости от комплектации) с последующим формированием и передачей информационных сообщений в заданных форматах.
3.1.3 государственная наблюдательная сеть: Наблюдательная сеть федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (по РД 52.04.567, раздел 3).
3.1.4 критерий: Количественное значение характеристики гидрометеорологической величины или явления погоды, при достижении которого гидрометеорологическая характеристика или явление считаются опасными или неблагоприятными.
3.1.5 наблюдательное подразделение: Структурное или обособленное подразделение организации наблюдательной сети, непосредственно выполняющее наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением в одном или нескольких закрепленных стационарных или подвижных пунктах наблюдений, а также первичную обработку результатов наблюдений и передачу их в установленные адреса по утвержденной схеме.
3.1.6 неблагоприятное гидрометеорологическое явление: Метеорологическое, гидрологическое, агрометеорологическое или морское гидрометеорологическое явления, которые значительно затрудняют или препятствуют деятельности отдельных отраслей экономики и могут нанести материальный ущерб, но по своим количественным значениям не достигают критериев опасного природного явления.
3.1.7 организация наблюдательной сети: Некоммерческая с правом юридического лица организация Росгидромета, выполняющая оперативно-производственные (производство наблюдений за гидрометеорологическими процессами и загрязнением окружающей среды, сбор, обработку и передачу информации, техническое и сервисное обслуживание средств измерений, обеспечение потребителей информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении) и специальные (исполнительные, контрольные) функции в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на территории своей деятельности (по РД 52.04.567, раздел 3).
3.1.8 опасное природное явление: Гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может нанести значительный материальный ущерб [1].
3.1.9 стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (пункт наблюдений): Комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения. К стационарным пунктам наблюдений относят также специально отведенный земельный участок или выделенную часть акватории, включая морские разрезы, без установленных на них приборов и оборудования, на которых для отдельных видов наблюдений проводят регулярные определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения (по РД 52.04.567, раздел 3).
3.1.10 штормовое оповещение: Информация о начавшемся опасном природном явлении [1].
3.1.11 штормовое предупреждение: Информация о прогнозируемом опасном природном явлении [1].
3.1.12 штормовое сообщение: Сообщение, передаваемое наблюдательными подразделениями, в котором содержатся сведения о возникновении и развитии (усилении и окончании) гидрометеорологических ОЯ и НГЯ, и значениях гидрометеорологических величин, их характеризующих.
3.2 Сокращения
В настоящем руководящем документе приняты следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Государственная наблюдательная сеть в соответствии с федеральным законом [1] и РД 52.04.567 осуществляет мониторинг окружающей среды и передачу в установленном порядке оперативной информации о ее состоянии, в том числе о гидрометеорологических ОЯ, являющихся источником чрезвычайной ситуации природного характера.
Наблюдения за гидрометеорологическими ОЯ и своевременная передача информации об их возникновении и развитии позволяет в значительной мере минимизировать ущерб и тяжелые последствия, наносимые отраслям экономики и безопасности жизнедеятельности человека.
К гидрометеорологическим явлениям относятся:
К гидрометеорологическим ОЯ также относится сочетание двух и более одновременно наблюдавшихся гидрометеорологических явлений, каждое из которых по интенсивности не достигает критериев ОЯ, но близко к ним (в соответствии с РД 52.88.699).
4.3 К наблюдениям за гидрометеорологическими ОЯ и передаче информации о них привлекаются все НП организаций наблюдательной сети Росгидромета, производящие круглосуточные непрерывные наблюдения и имеющие постоянно действующие средства связи. НП, не обеспеченные средствами связи и имеющие прерывистый рабочий день, могут привлекаться к передаче информации о гидрометеорологических ОЯ по специальному указанию УГМС.
Ежегодно УГМС совместно с ЦГМС уточняют список НП, привлеченных к передаче информации об ОЯ, и включают его в план информационной работы, утверждаемый начальником УГМС. В этот список включаются также ведомственные станции и посты, привлеченные к информационной работе. При составлении планов информационной работы для НП, включенных в список, указываются адреса подачи, порядок и средства передачи сообщений.
4.4 НП по указанию УГМС (с учетом предложений ЦГМС) могут привлекаться к передаче сообщений о НГЯ. Поскольку существует вероятность усиления НГЯ до достижения гидрометеорологического ОЯ, то своевременные оперативные сообщения об их развитии способствуют выявлению угрозы возникновения гидрометеорологических ОЯ.
Информация о НГЯ является специализированной и передается заинтересованному стороннему потребителю на договорной основе. НП, привлеченные к передаче информации о НГЯ, также включаются в ежегодные планы информационной работы.
4.5 Авиационные метеорологические центры, оперативные метеорологические группы и авиационные метеорологические станции гражданские, производящие круглосуточные непрерывные наблюдения и непроводящие наблюдения по программе метеорологических станций II разряда, передают только штормовые оповещения о возникновении гидрометеорологических ОЯ.
5 Требования к перечню и выбору критериев гидрометеорологических ОЯ и НГЯ
5.1 Информация о возникновении гидрометеорологических ОЯ и НГЯ подается наблюдательными подразделениями в соответствии с утвержденными перечнями и критериями ОЯ и НГЯ, установленными для территории ответственности данного УГМС (ЦГМС).
5.2 Типовой перечень и критерии гидрометеорологических ОЯ соответствуют приложению А. На основании типового перечня по решению УГМС (совместно с ЦГМС) разрабатываются дифференцированные по территории деятельности УГМС перечни и критерии ОЯ.
Разработанные проекты перечней и критериев гидрометеорологических ОЯ по территории деятельности УГМС направляются в Росгидромет на согласование и утверждаются начальником УГМС. Утвержденные документы направляются для сведения в головные научно-исследовательские учреждения.
5.3 В целях повышения эффективности гидрометеорологического обеспечения потребителей допускается отличие перечня гидрометеорологических ОЯ конкретного УГМС от типового. Исключение какого-либо гидрометеорологического ОЯ, включенного в типовой перечень, допускается только в случае, если это явление не наблюдается на данной территории вследствие природно-климатических особенностей территории.
5.4 Дифференцированные критерии гидрометеорологических ОЯ устанавливаются с учетом природно-климатических и экономических особенностей территории деятельности УГМС.
При выборе дифференцированных критериев гидрометеорологических ОЯ, за исключением агрометеорологических, следует учитывать, что климатическая повторяемость явлений должна составлять не более 10 % и что эти явления представляют угрозу безопасности людей и могут нанести значительный ущерб большинству отраслей экономики.
Критерии агрометеорологических ОЯ выбираются исходя из степени их негативного влияния на сельское хозяйство в соответствии с РД 52.33.217 и РД 52.33.681, независимо от их повторяемости.
5.5 Расчет климатической повторяемости конкретного явления производят по каждому стационарному пункту наблюдений на территории ответственности УГМС: общее количество гидрометеорологических явлений, достигших типового критерия ОЯ, деленное на число лет анализируемого ряда наблюдений. Климатическая повторяемость гидрометеорологического ОЯ рассчитывается по данным гидрометеорологических наблюдений за период наблюдений не менее 30 лет.
Полученные для пунктов наблюдений повторяемости каждого гидрометеорологического ОЯ следует осреднить по территории, обслуживаемой УГМС. В случае выделения на территории УГМС районов с особыми физико-географическими и природно-климатическими условиями (например, горные районы или побережья морей), где повторяемость отдельных видов гидрометеорологических ОЯ существенно превышает 10 %, то для таких районов следует определить другие критерии, удовлетворяющие требованиям.
Дифференцированные по территории деятельности УГМС критерии метеорологических ОЯ не должны выходить за установленные допустимые диапазоны, приведенные в приложении Б.
5.6 По решению УГМС (совместно с ЦГМС) с учетом запросов ОПП Росгидромета и других заинтересованных потребителей разрабатывается перечень НГЯ, о которых признано целесообразным подавать информацию.
Критерии НГЯ допускается устанавливать дифференцированно по НП, расположенным на территории деятельности УГМС (ЦГМС), исходя из требований обслуживаемых ими организаций, а также с учетом природно-климатических особенностей территории и других факторов.
Перечень и критерии НГЯ утверждаются начальником УГМС. В приложении В приведен типовой перечень метеорологических НГЯ, а также рекомендуемые значения критериев их возникновения, усиления и окончания.
5.7 Утвержденные дифференцированные перечни и критерии гидрометеорологических ОЯ и НГЯ, а также порядок и адреса подачи штормовых сообщений доводятся до сведения каждого НП, привлеченного к передаче сообщений о них.
Дифференцированные перечни и критерии гидрометеорологических ОЯ и НГЯ обновляются УГМС по мере необходимости.
6 Порядок подготовки и формы передачи штормового сообщения
6.1 НП, привлеченные к оперативной передаче информации о гидрометеорологических ОЯ, подают штормовое оповещение об их возникновении в виде штормового сообщения.
При возникновении ОЯ персонал НП должен использовать все доступные средства связи, в т.ч. и резервные, и предпринять все возможные меры для незамедлительной передачи штормового сообщения в соответствии с утвержденным порядком и адресами передачи штормового оповещения об ОЯ.
По решению УГМС (совместно с ЦГМС) может подаваться штормовое сообщение о возникновении НГЯ, а также об усилении и окончании гидрометеорологического ОЯ и НГЯ в соответствии с правилами и критериями, изложенными в приложениях В и Г. В случае сохранения или ослабления гидрометеорологического ОЯ, НГЯ передача информации в обязательном порядке не предусмотрена.
Определение момента времени возникновения, усиления и окончания атмосферного явления осуществляется в соответствии с наставлением [3].
6.2 Штормовые сообщения формируются в НП по результатам наблюдений за состоянием окружающей среды с учетом требований, изложенных в наставлении [3], и содержат информацию, необходимую для составления ОПП Росгидромета штормовых предупреждений и оповещений потребителей по территории ответственности.
6.3 Штормовое сообщение о гидрометеорологическом ОЯ или НГЯ, которое образовалось во время выполнения метеорологических наблюдений в единый синхронный срок, подается отдельно одновременно с оперативным сообщением по коду КН-01 немедленно после выполнения стандартных наблюдений.
6.4 При одновременном достижении критериев ОЯ и/или НГЯ по ряду величин в штормовое сообщение допускается включение сведений обо всех наблюдающихся гидрометеорологических ОЯ и НГЯ с указанием значений метеорологических величин их характеризующих.
Если после передачи сообщения об одном гидрометеорологическом ОЯ или НГЯ другое гидрометеорологическое явление достигло критерия ОЯ или НГЯ, то подается следующее штормовое сообщение о втором явлении без упоминания о предыдущем.
В случае если одно явление окончилось и одновременно началось второе, то подаются два сообщения: одно об окончании, а второе о возникновении явления.
6.5 Сообщение об окончании гидрометеорологического ОЯ или НГЯ подается не позднее, чем через 20 мин после окончания явления, при этом в тексте сообщения указывается время фактического окончания явления.
В сообщении об окончании гидрометеорологических ОЯ, в критериях которых присутствует продолжительность (например, «сильная метель» или «сильный туман»), продолжительность явления отсчитывается с момента достижения опасных значений метеорологических величин, характеризующих это явление.
6.6 Штормовые сообщения подаются в формате, установленном ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в соответствии с временной инструкцией [4], либо в другом виде, который устанавливается специальными соглашениями, утверждёнными ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».
6.7 Для передачи штормовых сообщений о гидрометеорологических ОЯ и НГЯ существует два вида представления информации: кодированное сообщение и открытый текст.
Для передачи штормовых сообщений о метеорологических ОЯ и НГЯ при наличии в пункте наблюдений с персоналом автоматизированного метеорологического комплекса и/или автоматизированных средств формирования и передачи информации в центр сбора данных используется Национальный вариант международного кода RF 6/04 WAREP (далее код WAREP), соответствующий приложению Д.
При метеорологических наблюдениях с помощью автоматической метеорологической станции без персонала штормовое сообщение формируется только в коде WAREP и передается в центр сбора данных автоматически. Перечень метеорологических ОЯ и НГЯ, о которых имеется возможность передачи информации, зависит от состава датчиков АМС. При стандартном наборе датчиков с АМС передается штормовое сообщение по ветру, количеству жидких осадков и температуре воздуха.
Штормовые сообщения о метеорологических ОЯ и НГЯ могут передаваться открытым текстом только в случае отсутствия в НП или выхода из строя автоматизированных средств формирования и передачи информации (приложение Е). В этом случае решение о виде представления штормового сообщения (открытым текстом или по коду WAREP) принимается УГМС (совместно с ЦГМС) и доводится до сведения НП.
Сведения о гидрологических ОЯ передаются сообщением, составленным по коду КН-15 [5].
Допускается передача штормовых сообщений об агрометеорологических и морских гидрометеорологических ОЯ и НГЯ открытым текстом в соответствии с требованиями, приведенными в приложении Е.
6.8 НП могут не привлекаться к передаче штормовых сообщений об ОЯ «сильная жара», «сильный мороз», «аномально-жаркая погода», «аномально холодная погода» и «чрезвычайная пожарная опасность», так как выводы о возникновении и развитии этих явлений могут быть получены при анализе сообщений по коду КН-01 [2].
6.9 Сведения о причиненном гидрометеорологическим ОЯ или НГЯ ущербе передаются открытым текстом отдельным сообщением или включаются в конце текста штормового сообщения.
7 Контроль и учет информации о гидрометеорологических ОЯ и НГЯ
7.1 Систематический контроль и учет штормовых сообщений, поступающих от НП, включает:
а) контроль своевременности передачи сообщений и их качества, осуществляется начальником НП;
б) контроль своевременности поступления сообщений и их учет, возлагается на центры сбора данных и ОПП УГМС, ЦГМС;
в) контроль качества поступивших сообщений, осуществляется структурными подразделениями УГМС, ЦГМС, причастными к оперативному методическому руководству наблюдательной сетью в соответствии с РД 52.19.751.
7.2 В НП сведения обо всех переданных штормовых сообщениях заносятся в специальный «журнал штормовых сообщений», где в обязательном порядке записывается: дата, адреса подачи, текст сообщения, время его отправки с точностью до минуты по ВСВ, фамилия передавшего сообщение. Если передача осуществляется через оператора связи, то в журнале должна быть записана фамилия или номер оператора, принявшего сообщение.
В целях повышения качества информационной работы отделы/группы метеорологии УГМС, ЦГМС должны запрашивать «журнал штормовых сообщений» на проверку правильности ведения журнала. Периодичность проверки зависит от наличия претензий со стороны ОПП УГМС, ЦГМС к НП по качеству штормовых сообщений, а также во время проведения инспекций НП в соответствии с требованиями РД 52.04.666.
7.3 Запись результатов наблюдений за метеорологическими ОЯ, НГЯ в книжку КМ-1 осуществляется на специально отведенных страницах «Сведения об ОЯ, НГЯ» в соответствии с требованиями, изложенными в наставлении [3].
Обобщение результатов наблюдений за метеорологическими ОЯ при подготовке режимно-справочных изданий производится в соответствии с требованиями, приведенными в методических указаниях [6], по действующим критериям ОЯ и в соответствии с названиями ОЯ в типовом перечне (см. приложение А).
Обобщение результатов наблюдений за дополнительно включенными гидрометеорологическими ОЯ, не входящими в типовой перечень, а также за НГЯ УГМС (ЦГМС) производят по своему усмотрению.