Что такое штормовой якорь
Плавучий якорь
Плавучие якоря очень полезны для замедления судна, потерпевшего крушение или потерявшего способность двигаться, особенно если авария произошла вблизи водного пути, от которого крайне не рекомендуется отдаляться.
Однако эффективность использования плавучего якоря подтверждена только на небольших и особенно парусных судах, для больших судов их польза сомнительна и совершенно не проверена опытом.
Устройство плавучего якоря
Плавучий якорь может быть стандартным или самостоятельно сшитым из толстой парусины. Обычно он имеет форму конуса или пирамиды с раскрытым основанием. Основание укрепляется металлическим обручем или крестообразными балками, к которым крепятся 4 стропы, предназначенные для привязывания к якорному канату. К вершине конуса крепится трос-оттяжка для вытягивания якоря. Якорь оснащается буйком, который применяется для спуска и подъема якоря, так же по буйку определяется его местонахождение.
При отсутствии плавучего якоре его можно изготовить самостоятельно, при этом пропорции такого якоря должны составлять 1:2.25
Техника использования
На большой глубине плавучий якорь позволяет поставить судно в разрез волне и уменьшить дрейф.
Якорь устанавливается с носа судна, в воде он наполняется, натягивается канат и тормозит движение судна, разворачивая его носом на ветер. Длина каната должна быть не менее четырех-пяти длин маломерного судна, трос для вытягивания якоря выпускается ослабленным, он должен быть не короче якорного каната.
Для ослабления ударов волн о судно и предотвращения заливания, используют различные масла, но наиболее эффективно себя проявляют масла животного происхождения.
Растекаясь по поверхности воды они создают тонкую пленку, которая мешает образованию гребней и гасит энергию волн.
pod_parusom
Мечты о кругосветке
Статья отсюда: http://www.amariner.net/article61_storm_sea_anchor_ru.html
Продолжает серию статей про тактику поведения в шторм при различных условиях.
Техника штормования: в дрейфе под рангоутом и на плавучем якоре
Dietrich von Haeften рассматривает аспекты штормования в дрейфе без парусов, под одним рангоутом, использование двигателя в шторм, и применение плавучего якоря
Дрейф под рангоутом
Тактика штормования в дрейфе под рангоутом без управления яхтой в основном используется яхтсменами-одиночниками, я бы не рекомендовал применять ее кому-либо еще, кроме тех неудачливых шкиперов, которые невольно становятся одиночниками из-за травм или повальной морской болезни на борту.
Этот метод дрейфования полагается на тот факт, что плавающий на поверхности взволнованного моря объект стремится расположиться поперек направления бега волн, т.е. параллельно волнам. Неуправляемая яхта, предоставленная воле штормовых волн, будет делать то же самое. Ни парусов, ни хода, ни рулевого. На палубе все принайтовано, и все люки задраены.
В таких обстоятельствах дрейф под ветер относительно воды будет совсем небольшой, во всяком случае, меньше, чем в дрейфе по классической схеме под стакселем и гротом, поскольку давление ветра «голый» рангоут меньше, чем на паруса. Но именно вследствие этой небольшой скорости скольжения лагом под ветер, почти не создается турбулентного участка воды на ветре, который защищает яхту, сглаживая набегающие волны.
Яхтсмены, применяющие тактику дрейфа под рангоутом, вынуждены полагаться лишь на прочность конструкции яхты, на ее способность противостоять ударам волн, во власти которых она находится. Поэтому неудивительно, что некоторые яхты, специально построенные для яхтсменов одиночников, выглядят чрезвычайно крепкими. И все же, большинство инцидентов с переворотами яхт происходят именно с одиночниками.
Некоторые яхтсмены ищут методы улучшить поведение яхты в дрейфе. Нетрадиционную тактику дрейфа под рангоутом применил экипаж яхты Elena, застигнутой штормом ураганной силы в океанской гонке 2004 года из Новой Зеландии на Тонго. Сначала они лежали в дрейфе под глухо зарифленным гротом и стакселем, но с усилением ветра, парусность последовательно уменьшали – сначала заменили стаксель на штормовой, затем убрали грот и оставили лишь штормовой стаксель, а когда и его оказалось много, остались под одним рангоутом.
С рулем на ветер яхта некоторое время дрейфовала успешно, но с развитием волнения размах бортовой качки иногда достигал 160 градусов. Среди экипажа появились травмированные. Вода проникла в двигатель через выхлопную трубу и вывела его из строя. Весь стоячий такелаж ослаб, хотя не было заметно никаких разрушений в оснастке. Нужно было как то стабилизировать яхту. Уходить под ветер было нельзя, и экипаж решил использовать парус в качестве своеобразного drogue, но выпустив его не с кормы, а с носа. Галсовый угол стакселя закрепили к носовой оковке, шкотовый угол у миделя, а к фаловому привязали в качестве пригруза автомобильную покрышку. Выдав эту систему за борт с наветра (что было непросто), они не только уменьшили дрейф под ветер, и что более важно, парус гасил часть энергии гребней волн.
Использование масла
В штормовую погоду любой тип жидкого масла может быть использовано в комбинации с дрейфом под рангоутом – это единственный способ улучшить этот метод. Фактически, масло на поверхности взволнованного моря действительно препятствует обрушиванию гребней волн, но практическое его применение довольно проблематично. Во-первых, масла должно быть много, и трудно представить, чтобы малая яхта могла нести достаточный его запас. Также трудно предположить, что пара мешков с паклей, пропитанных маслом и развешанных на наветренном борту, обеспечат нужную эффективность метода. Во-вторых, масло, чтобы работать эффективно, должно оставаться на ветру от яхты, что в условиях сильного ветра, его сдувающего, и некоторого собственного движения яхты, трудно обеспечить.
Наиболее приемлемый способ его применения – это выкачивать масло через гальюн, когда яхта попадает в особо тяжелые условия с обрушивающимися волнами, например, при выходе на мелководье, пересечении бара или входе в устье реки.
Использование двигателя
Использование двигателя на парусной яхте в шторм часто рассматривается как бесполезное, не соответствующее хорошей морской практике, и не является широкого рекомендуемым методом борьбы со штормом.
Тем не менее, я пользуюсь двигателем, поскольку рассматриваю это как вопрос безопасности, особенно в двух специальных случаях. Первый – когда возникает серьезная необходимость уйти от подветренной опасности. И второй, когда физическое состояние экипажа или его неопытность не позволяют штормовать классическими методами.
От перев. Я бы добавил сюда третий специальный случай, когда двигатель может быть очень полезен в шторм. Это случай MOB (Man Over Board) – Человек за Бортом.
Главное требование, конечно, это мощность двигателя. Современная 12-метровая яхта должна иметь двигатель в 50 л.с. с соответствующим винтом большого диаметра, чтобы противостоять шторму. К сожалению, большинство яхт укомплектованы моторами, предназначенными лишь для маневров в маринах, хода в штилевую погоду, и помощи в продвижении под парусами против ветра.
Штормование под двигателем без парусов возможно на любых курсах, но тактика будет разной.
На курсе параллельном волнам необходимо уваливать при подходе волны и принимать ее с кормы, минимизируя ее воздействие на яхту. По сравнению с такой же тактикой под парусами, мы имеем значительно меньше шансов попасть в брочинг, так как имеем постоянный поток воды на руле. Руль, обтекаемый потоком воды от винта, который не зависит от поверхностного потока воды на волнах, работает более эффективно. На переднем склоне волны скорость должна быть под контролем, уменьшаемая регулировкой дросселя.
Идя по ветру, важным фактором безопасности будет возможность сохранять управляемость на задних склонах волн, и работа двигателя, обеспечивающая хорошую работу руля, будет очень полезной.
Но в большинстве случаев штормов на море двигатель используется для ухода от опасного подветренного берега. Наиболее комфортабельный курс – 50-60 градусов от ветра с поддержанием скорости около 4 узлов. Такая скорость необходима, чтобы быстро привести лодку для встречи со следующей волной, поскольку некоторые большие волны с гребнями на вершинах могут сбить вас с курса до 30 градусов под ветер. Приводитесь на переднем склоне волны, а на вершине немного уваливайте, во избежание падения лодки на задний склон и удара днищем. Проходите задний склон волны по диагонали, уменьшая скорость, чтобы не воткнуться в следующую волну.
Преимущество такого метода штормования без парусов то, что яхта хорошо слушается руля и уменьшается риск для менее опытного экипажа. Лодка прощает много ошибок на руле тем, что всегда дает шанс скорректировать курс, добавив обороты двигателя для лучшей управляемости. С другой стороны, стабилизирующий эффект парусов отсутствует, и яхта имеет большую бортовую качку на штормовых волнах.
Ход против ветра под хорошим двигателем эффективнее хода под парусами, и лишь один метод еще эффективнее – это комбинация парусов и двигателя. Это означает двигатель и штормовой стаксель, который создает дополнительную тягу и стабилизацию лодки на курсе 50-60 градусов от ветра. Когда возникает острая необходимость уйти от подветренной опасности в шторм, я применяю именно этот метод. Запас топлива часто становится критическим моментом в применении двигателя в продолжительном шторме.
Применение плавучего якоря
Многие шкиперы никогда не использовали и даже не видели плавучего якоря. Плавучий, или морской якорь (sea anchor) представляет собой тормозящее в воде устройство воронкообразной или парашютной формы, предназначенное для замедления хода яхты вплоть до полной ее остановки. Производители предлагают много разновидностей этого устройства для яхт различных размеров.
Плавучий якорь парашютного типа
Держащая сила плавучего якоря увеличивается в квадратной степени от скорости дрейфа и, соответственно, может достичь очень больших значений. Поэтому отдача плавучего якоря в момент, когда лодка имеет большую скорость дрейфа, чрезвычайно опасна, и может привести к разрушению или вырыванию кипов и уток из палубы и разрушению леерного ограждения.
Яхта должна быть приведена в левентик в удобный момент по обстановке, и якорь отдается, когда лодка полностью потеряет ход вперед, но еще не начала свой дрейф под ветер. Якорный конец (диаметром не менее основного якорного) выдается через якорный клюз или роульс постепенно через утку. Коренной конец должен быть закреплен заранее.
Я предпочитаю выдавать конца на длину в четверть длины волны. Часто звучат рекомендации выдавать на половину длины волны, но в этом случае, когда якорь держится у поверхности, он попадает под поверхностное циркулярное волновое течение, направленное против дрейфа яхты. Это приводит к периодическим рывкам, натяжениям и ослаблениям якорного конца, что не является желательным: якорь должен держать яхту стабильно, с как можно более постоянным натяжением на конце.
Как только якорь отдан, яхта, возможно, ляжет носом на ветер и волны, и будет чувствовать себя комфортабельно. Но чаще для этого нужно поэкспериментировать с длиной конца. Большую часть времени лодка будет стремиться расположиться то одним то другим бортом к ветру, а румпель будет перебрасываться с борта на борт, если его немедленно не закрепить в ДП. Такая нестабильность должна быть предотвращена как можно скорее, иначе в какой-то момент яхта может стать лагом к волнам, чего мы желаем менее всего. Вытравливайте немного якорного конца каждый раз, как только яхта стремится пересечь линию ветра, и наблюдайте результат. Таким способом вы найдете необходимую длину конца, при которой рысканье лодки будет минимальным. Естественно, это индивидуально для каждой яхты и разного состояния моря.
Если рысканье не может быть предотвращено таким способом, пробуйте другую уловку. Привяжите оттяжку к якорному концу выбленочным узлом сразу за якорным роульсом и проведите ее снаружи вант и лееров на корму, и через канифас-блок на лебедку генуи и закрепите. Теперь вытравите от 2 до 3 метров якорного конца. Лодка ляжет под некоторым углом к ветру и волнам. Этот прием предотвращает рысканье большинства яхт, и оттяжка может быть отрегулирована по длине для достижения наилучшего результата.
Когда лодка, наконец, лежит в дрейфе удовлетворительно, она будет дрейфовать под ветер до 2 миль в час. Руль должен быть закреплен в ДП. С борта яхты будет казаться, что она имеет ход вперед, против волн, но это иллюзия.
Почти без движения под ветер, яхта теперь должна выдерживать всю силу волн. Удары волн будут весьма сильными, но они приходятся на носовую часть корпуса, которая сконструирована и построена, чтобы противостоять такого рода нагрузкам. Расслабьтесь в уверенности, что ваша яхта выдержит это, хотя звук ударов может быть внушающим ужас.
Какие преимущества плавучего якоря, и в каких обстоятельствах вы должны выбрать его применение? Безусловно, не являясь лучшим методом штормования, применение плавучего якоря оправдано в тех случаях, когда яхта не приспособлена или не подготовлена для дрейфа под парусами, что проще и легче, или если она не может штормовать под двигателем.
Ashley Butler рассказывает свой случай применения плавучего якоря:
«Второй раз в жизни я использовал плавучий якорь в декабрьском переходе из Chesapeake Bay на Бермуды. Мы с Венди и Ариесом шли на нашем 38-футовом гафельном каттере Ziska в Гольфстриме, в ветреную, холодную погоду со снегом, и прогноз, принятый по УКВ радио не обрадовал. Он обещал 9-балльный шторм с северо-востока, идущий в нашем направлении. В моей голове не было и мысли повернуть назад, единственной заботой было выйти из Гольфстрима до встречи со штормом. Мы гнали яхту всю ночь и весь следующий день на скорости 7 узлов, но к вечеру, когда были уже на восточной кромке Гольфстрима, то шли в галфвинд лишь под стакселем. С наступлением темноты у усилением ветра мы решили, что пришло время лечь в дрейф, так как волны становились крутыми, и Ариес начал испытывать проблемы с управлением яхтой. Мы подняли глухо зарифленный до пятки гафеля грот и легли в дрейф, предоставив ветру лишь 75 квадратных футов парусности. Все было хорошо, кроме одного – мы дрейфовали 3 мили в час на запад, к Гольфстриму, где нас ожидали огромные волны. Мы решили стать на плавучий якорь, чтобы уменьшить дрейф. У нас был мощный плавучий якорь парашютного типа, и я отдал его с носа в 22.30, при 50 узловом ветре.
Я выдал 100 метров якорного конца, оставив 20 метров, чтобы основать бридль – оттяжку с кормы, позволяющую держать Ziska под углом к ветру. В усилившийся до 60 узлов ветер, на 5-7-метровых волнах, яхта имела килевую качку большой амплитуды, и завести оттяжку было очень сложно. Я хотел установить яхту под углом 45 градусов от ветра, но так и не смог этого сделать. В положении якоря с носа мы продрейфовали 30 часов, пока конец плавучего якоря не порвался от износа о бушприт. После этого мы еще в течение 6 часов лежали в дрейфе лагом к волне без особого комфорта. Люки и иллюминаторы пропускали воду, хотя они не текли раньше никогда. Стопор руля разрушился, а дюймовый болт в головке румпеля изогнулся в виде буквы S.
С ослаблением ветра до 45 узлов, он повернул в благоприятном для нас направлении, и мы смогли снова поднять штормовой стаксель и продвигаться вперед, буксируя 70 метров троса, но управлять яхтой было сложно.
Через 7 дней мы прибыли на Бермуды и, проанализировав наш дрейф, я понял, что нужно было сделать для удобства дрейфа на плавучем якоре:
— я не смог основать кормовую оттяжку для якорного конца. Лучшим вариантом было бы предварительно присоединить якорный конец к вертлюгу, а уже от него провести концы уздой к носу и корме. Регулируя их длину, я мог бы добиться положения яхты под необходимым углом к волнам, и был бы в комфортной позиции классического дрейфа.
— необходимо основать такую уздечку до отдачи плавучего якоря.
— если бы я не беспокоился о слишком большой скорости дрейфа, то применил бы якорь меньшей площади, чтобы снизить нагрузки на яхту и якорный конец».
Перевод С.Свистула
Из зарубежных источников
Характеристики и предназначение плавучего якоря
Плавучий якорь — это приспособление, которое жизненно необходимо небольшому судну, будь то надувная лодка или парусная яхта. Он помогает маломерному парусному судну ложиться в дрейф, а лодке держаться на месте при сильном течении, ветре, высоких волнах.
Плавучий вид является безопасным для надувных и лодок из ПВХ, т.к. не может повредить их, в отличие от металлических и иных видов якорей. О том, какие разновидности якорей используют для маломерных лодок, как работает плавучее устройство, можно ли сделать его своими руками и сколько он стоит в магазинах, расскажет эта статья.
Разновидности якорей и преимущества использования
Главной задачей этого устройства является удержание лодки или яхты на месте, невзирая на ветер, волны, скорость течения и т.д. С древних времен, с тех пор как человек спустил первую лодку на воду, он пользуется якорем. И если тысячи лет назад использовали обычный камень, который привязывали веревкой, то в современном мире существует множество его видов, на любой вкус и подходящих для судна любого вида и размера, от надувной лодки до трансатлантического лайнера.
Со времен Средневековья, когда начали использовать железо в изготовлении якорей, появилось множество их разновидностей. Основными современными типами являются:
Основной задачей является удержание судна на месте посредством зацепления за дно, но только якорь, называемый плавучий, выполняет эту задачу без непосредственного контакта с донным грунтом.
В том случае, если лодка или парусная яхта должны замедлить движение и оставаться на месте, а погодные и природные условия неблагоприятны (сильное течение, ветер, высокая волна), использование обычного якоря затруднительно, потому что при остановке легкое судно на обычном якоре становится неустойчивым, его начинает крутить и подбрасывать на волнах. И если яхта или лодка разворачиваются бортом к волне, судно может опрокинуться.
Следующим преимуществом плавучего варианта является то, что его можно использовать на больших глубинах, там, где обычный не достанет до дна, соответственно, судно не сможет держаться на месте.
Также плавучий якорь используется в случае непредвиденных ситуаций, когда судно не может двигаться дальше (авария), но не может отклониться от выбранного курса и вынуждено дрейфовать до прибытия помощи.
Плавучий вариант используется на маломерных судах, таких как лодки (надувные, из ПВХ и т.д.) различных типов, а также парусные яхты. Практика показала, что на больших судах применение плавучего варианта малоэффективно. Небольшие же судна всегда оборудуются конструкциями двух типов – обычный и плавучий якорь.
Большое значение имеют размеры, т.к. от этого зависит эффективность его использования, точно так же как при выборе обычного основной параметр — вес. Он должен быть достаточным для удержания судна на месте. Для плавучего якоря основным параметром являются размеры, позволяющие справляться с силой течения и удерживать судно или лодку на месте.
Как выглядит и как работает плавучий якорь?
Этот вид имеет усеченную конусовидную форму, выполняется из непромокаемых тканей, таких как брезент, парусина и т.д. В основание его вшивается металлический обруч, это делается с целью укрепления конструкции. По сути, он представляет собой сачок с отрезанным концом, но ручка заменена на стропы, которые крепятся к основному канату, соединяющему устройство с лодкой или яхтой. Количество строп обычно составляет 4 шт., также к его основанию крепится трос для вытягивания из воды. Конструкция оснащена буйком, который указывает на его местоположение в воде относительно судна.
Опускание в воду производится с носа судна, устройство располагается основанием в его сторону, удерживается с помощью якорного каната, буек расположен на поверхности. Купол наполняется водой, расправляется, судно разворачивается носом по направлению ветра, и удерживается на месте благодаря сопротивлению купола течению. В результате дрейф уменьшается, лодка не разворачивается бортом к волне, принимает достаточно устойчивое положение. По механизму действия он схож с парашютом в воздухе.
В условиях шторма на море дополнительно может быть использовано масло или животный жир. Они, как известно, гасят волны, образуя на поверхности моря тончайшую жировую пленку, препятствующую образованию гребней. В результате происходит гашение кинетической энергии волны, что не дает ей перевернуть или разрушить судно.
Плавучий якорь бывает нескольких видов, различающихся по форме:
В условиях шторма возможно также изготовления плавучего якоря из подручных материалов – весел или с помощью отпорного крюка. К этой импровизированной крестовине привязывают кусок брезента, парусиновый чехол или даже парус. К одному из углов крепят обычный железный якорь для большей тяжести, стропы от концов привязывают к канату. При опущении в воду эта самодельная конструкция примет вертикальное положение и будет действовать по принципу настоящего плавучего якоря.
В качестве материала для изготовления используется водонепроницаемое полотно, начиная от полиэтилена и заканчивая брезентом и парусиной. От материала зависит срок службы такого изделия.
Как сделать своими руками?
Некоторые любители предпочитают сами изготавливать различные приспособления, это касается и такого устройства как плавучий якорь. Главная задача в этом случае определить все рабочие размеры. Если у обычных якорей основным параметром является вес, который должен составлять 1% от веса судна с максимальной загрузкой, то в случае с плавучим вариантом, основополагающими будут размеры купола (внешний и внутренний диаметры), длина строп и основного каната.
Обычно для шитья используют выкройку, первоначально построенную на бумаге. Также потребуется материал, это должна быть плотная, жесткая ткань, обладающая водонепроницаемыми свойствами (брезент, парусина и т.д.), канат и специальный клей.
Выкройку раскладывают на ткани, вырезают заготовку. В случае если ткань очень плотная, можно сшить купол из нескольких частей. При этом варианте изготовления у каждой детали нужно оставить припуски на швы. Затем заготовка сшивается прочными нитками, лучше использовать синтетику, т.к. она обладает высокими атмосферостойкими качествами.
Далее из прочного материала изготавливают обруч для основания конструкции. Если форма будет пирамидальный, то делают крестовину, к которой прикрепляют края тканевой заготовки. После этого пришивают стропы, чаще всего их 4 шт. Если при подвешивании якорь висит строго параллельно земле, то он отбалансирован, если нет, то корректируют расстояние между стропами. В заключение стропы собираются в узел и пришиваются к основному канату. Все швы надо обработать водонепроницаемым клеем, например, герметиком.
Где можно купить?
Если не хочется тратить время на то, чтобы сделать якорь своими руками, можно приобрести его в магазине. Обычно они продаются в специализированных магазинах, реализующих товары для активного отдыха, туризма, охоты и рыбалки. Также купить его можно в интернет-магазине. Цены зависят как от продавца, так и от требуемого размера. В таблице приведены примеры цен и даны адреса сайтов магазинов.
Магазин | Сайт в интернете | Диапазон цен, руб. |
---|---|---|
«Алиэкспресс» | https://ru.aliexpress.com/popular/drift-anchor.html | 672,49 – 3998,59 |
«Active Hunt» | https://active-hunt.ru/catalog/oborud/shvartovoe-oborudovanie/yakorya/?view=list | 1350,00 – 4730,00 |
«Швартов.ру» | http://www.shvartov.ru/collection/yakorya | 1079,00 – 2200,00 |
«Мореман СПб» | https://www.moreman.spb.ru/?p=190-yakorya | 1395,00 – 2668,00 |
«1000 размеров» | https://vodnik.1000size.ru/yakorya | 1250,00 – 10759,00 |
Диапазон цен зависит от производителя, качества материала и размера. Для того чтобы определиться с выбором, надо знать, какой размер он должен иметь (в зависимости от размера лодки или яхты), предпочтительный материал изготовления и т.д.
Плавучий якорь очень эффективен в условиях больших глубин, сильных течений в сочетании с ветром, он помогает маломерному судну держаться носом к волне, сохраняя устойчивость в условиях, когда обычный якорь помочь неспособен. Это устройство безопасно для лодок из любого материала, даже резиновых и ПВХ. Всем владельцам маломерных судов рекомендуется иметь помимо обычного якоря еще и плавучий, как наиболее эффективный в сложных погодных и природных условиях.