Что такое шурук в намазе
Что такое шурук в намазе
Ассаляму аллейкум ва рахматуллахи ва баракятух.
Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее». Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка.
Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца (шурук). В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце». С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее».
Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими (Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат»), включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует — в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен.
В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце». Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.
В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.
Желательно завершить молитву до времени шурук для того, что бы прочитать её во время. Если Вы успели до этого времени, то молитва прочитана вовремя и перечитывать её не надо.
Время, запретное для совершения молитвы
В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено.
‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:
— во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух);
— в то время, когда солнце находится в зените;
Шукур намаз и шукур-саджда
Шукур – это осознание дарованной милости и выражение благодарности и восхваления тому, кто ее даровал.
Шукур-намаз – это добровольный намаз (нафиль). Этот намаз совершается в знак благодарности Аллаху Всевышнему за дарованную Им милость или избавление от трудностей. Сообщается, что иногда посланник Аллаха ﷺ совершал такой намаз. В ночь Исра и Мирадж, посланник Аллаха ﷺ был перенесен из Мекки в Кудус (Иерусалим), где он посетил мечеть аль-Аксу.
И после того, как он совершил там два рака’ата шукур-намаза, он был вознесен на небеса. Когда в день битвы при Бадре посланник Аллаха ﷺ получил известие об убийстве Абу Джахиля, причинявшего столько страданий мусульманам и старавшегося искоренить Ислам, то в тот же момент совершил два рака’ата шукур-намаза. Во время битвы у рва мусульмане находились в очень трудном положении. Им противостояла десятитысячная армия мекканских идолопоклонников, пришедшая, чтобы уничтожить Ислам в Медине. Это были самые горячие дни войны. Однако по воле Аллаха Всевышнего поднялась сильнейшая буря, которая заставила вражеское войско отступить от Медины и вернуться в Мекку. Узнав об отступлении идолопоклонников, посланник Аллаха ﷺ совершил шукур-намаз.
Время шукур намаза
Шукур-намаз можно совершать в любое время, так как для него нет определенного времени. Этот намаз может состоять из двух или более рака’атов. Однако совершение этого намаза не является обязанностью. Так как это поклонение относится к категории нафиль.
Саджда-шукур
Саджда-шукур – это земной поклон, который совершается с такбиром в направлении Киблы в знак благодарности за дарованное благо или избавление от трудностей. В риваяте, переданном от Абу Бакра (радыйаллаху анху), говорится: «Получив какое-либо радостное известие, посланник Аллаха ﷺ в тот же момент совершал земной поклон». Саджда-шукур является мустахабом (рекомендуемым), однако его совершение после намаза является макрухом (нежелательным). Так как те, кто не знает, что это такое, могут подумать, что оно является частью намаза.
Время саджда шукур
Саджда-шукур совершается в любое время, за исключением того времени, которое является макрухом.(Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, I, 344, 731)
Что касается дуа-шукур, то в источниках нет указаний на какое-то специальное дуа, но в качестве примера одного из возможных дуа, можно привести следующее:
يَا رَبِّ لَكَ الْحَمْدُ كَمَا يَنْبَغِى لِجَلاَلِ وَجْهِكَ وَلِعَظِيمِ سُلْطَانِكَ
(Йа Рабби лякяль-хамду кяма йанбаги лиджаляли ваджикя ва ли азыми шултаникя)
«О, мой Господь! Хвала Тебе в той степени, которая соответствует великолепию Твое лика, и величию Твоей власти».
Хотелось бы сделать несколько важных напоминаний:
1) Дуа можно делать и на своем родном языке, не обязательно делать их на арабском, особенно тем, кто испытывает трудности с произношением.
2) Не следует думать, что необходимо делать только какое-то определенное дуа. Дуа должно исходить из сердца, и в этом дуа вы должны своими словами искренне выражать свои чувства.
3) Исходя из того, что каждое мгновение жизни посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) было наполнено дуа, становится ясно, что каждое мгновение нашей жизни мы должны находиться в состоянии связи с нашим Господом.
Что такое шурук в намазе
Шукур – это осознание дарованной милости и выражение благодарности и восхваления тому, кто ее даровал.
Шукур-намаз – это добровольный намаз (нафиль). Этот намаз совершается в знак благодарности Аллаху Всевышнему за дарованную Им милость или избавление от трудностей. Сообщается, что иногда посланник Аллаха ﷺ совершал такой намаз. В ночь Исра и Мирадж, посланник Аллаха ﷺ был перенесен из Мекки в Кудус (Иерусалим), где он посетил мечеть аль-Аксу.
И после того, как он совершил там два ракята шукур-намаза, он был вознесен на небеса. Когда в день битвы при Бадре посланник Аллаха ﷺ получил известие об убийстве Абу Джахиля, причинявшего столько страданий мусульманам и старавшегося искоренить Ислам, то в тот же момент совершил два ракята шукур-намаза. Во время битвы у рва мусульмане находились в очень трудном положении. Им противостояла десятитысячная армия мекканских идолопоклонников, пришедшая, чтобы уничтожить Ислам в Медине. Это были самые горячие дни войны. Однако по воле Аллаха Всевышнего поднялась сильнейшая буря, которая заставила вражеское войско отступить от Медины и вернуться в Мекку. Узнав об отступлении идолопоклонников, посланник Аллаха ﷺ совершил шукур-намаз.
Время шукур намаза
Шукур-намаз можно совершать в любое время, так как для него нет определенного времени. Этот намаз может состоять из двух или более ракятов. Однако совершение этого намаза не является обязанностью. Так как это поклонение относится к категории нафиль.
Саджда-шукур
Саджда-шукур – это земной поклон, который совершается с такбиром в направлении Киблы в знак благодарности за дарованное благо или избавление от трудностей. В риваяте, переданном от Абу Бакра (радыйаллаху анху), говорится: «Получив какое-либо радостное известие, посланник Аллаха ﷺ в тот же момент совершал земной поклон». Саджда-шукур является мустахабом (рекомендуемым), однако его совершение после намаза является макрухом (нежелательным). Так как те, кто не знает, что это такое, могут подумать, что оно является частью намаза.
Время саджда шукур
Саджда-шукур совершается в любое время, за исключением того времени, которое является макрухом.
«Мой первый намаз» — о совершении намаза для начинающих (1)
Мы продолжаем цикл статей о поклонении новообращенных мусульман, и сейчас, с помощью Аллаха, затронем тему намаза и всего, что с этим связано.
В данной статье мы поговорим о том, какие условия нужно соблюсти перед совершением намаза (что считается в Исламе нечистотой и как от нее очищаться, что входит в понятие аурат, в какое время нужно совершать намаз и тому подобное). Во второй части статьи, иншаАллах, расскажем собственно о намазе – перечислим примерный порядок совершения намаза для новичков и ответим на распространенные вопросы о намазе. Поскольку сайт у нас женский, то все правила будут касаться, прежде всего, сестер. Также напоминаем, что здесь приведены решения согласно ханафитскому мазхабу.
Молитва («салят» на арабском и «намаз» — в персидском и тюркских языках) – это самая основная обязанность верующего после произнесения шахады (свидетельства единобожия). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что намаз – это первое, о чем будет спрошен человек в Судный день. Совершать намаз пять раз в день обязан каждый совершеннолетний (достигший возраста полового созревания) мусульманин. Человек, не совершающий намаз, считается нечестивцем (фасиком, тем, кто совершает большой грех), тот же человек, который отрицает обязательность намаза, совершает вероотступничество.
Как только человек произносит шахаду (принимает Ислам), на нем лежит обязанность совершать намаз, так что новообращенные мусульмане должны как можно скорее научиться его совершать.
Чтобы намаз был действительным, перед его совершением необходимо соблюсти следующие условия:
1. Ритуальная чистота (тахарат): для совершения молитвы необходимо быть в состоянии омовения.
2. На теле, одежде и месте молитвы не должно быть нечистоты (наджаса). Какие вещества считаются нечистотой, иншаАллах, расскажем дальше.
3. Закрытие аурата – тех частей тела, которые необходимо закрывать во время молитвы.
4. Время намаза: каждый намаз имеет определенное время его совершения.
5. Кыбла: во время совершения молитвы верующие обращаются в сторону Каабы в Мекке.
1. Что касается омовения, то мы подробно разобрали этот вопрос в статье «Тахарат для начинающих»
2. Какие вещества считаются нечистотой согласно шариату
Согласно мнению ученых ханафитского мазхаба, наджас (нечистота) может быть двух видов: тяжелой и легкой.
Тяжелая наджаса:
• Экскременты (кал, моча) человека, а также вещества, выход которых нарушает омовение (гной, кровь, сперма). С этой целью мусульмане обращают большое внимание на личную гигиену, в частности, на очищение после посещения туалета. После справления нужды обязательно смыть нечистоты водой с тела (или, если нет возможности, можно воспользоваться влажными салфетками). Подробнее, см. статью «Истинджа».
• Слюна и шерсть хищных животных (в частности, собаки), мясо которых запрещено употреблять в пищу.
• Опьяняющие вещества, изготовленные из натуральных продуктов (виноград, финики, пшеница и прочее). Однако, спирт, который входит в состав парфюмерии (духи, одеколон) или средств гигиены (шампунь, крем, мыло) изготовлен химическим путем, поэтому наджасой не считается!
• Кровь и мясо свиньи и животных, забитых не по шариату. Однако, это не относится к коже и шерсти, которая прошла обработку (дубление и проч.), поэтому кожаная одежда и изделия из меха животных считаются чистыми. Кроме изделий из свиной кожи, она в процессе дубления не очищается!
• помёт домашних птиц – кур, гусей, уток;
• рвотные массы, когда они наполняют весь рот и больше;
Намаз будет недействительным, если на месте его совершения, теле или одежде окажется больше, чем 3,2 грамма сухой наджасы или столько вещества, сколько помещается в углублении ладони, если оно жидкое.
Легкая наджаса
К ней относятся конская моча; экскременты домашних и диких животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу; помёт птиц, чьё мясо не употребляется в пищу. Совершать намаз нельзя в тех случаях, когда указанными нечистотами будет запачкано более одной четвёртой части тела человека или его одежды.
Чтобы очистить наджасу, нужно промыть испачканное место три раза водой (или счистить, если это сухая грязь). Подробнее об очищении от наджасы см.
3. Аурат: для совершения намаза необходимо прикрыть одеждой те части тела, которые входят в аурат (то, что нужно скрывать от посторонних взглядов). Для женщины это все тело, кроме овала лица, кистей рук и ступней ног, согласно мнению ученых ханафитской школы. Начинающие молиться сестры, к сожалению, не всегда обращают внимание на тщательное закрытие тела – и могут оставлять незакрытыми шею, уши, часть волос. Однако, нужно помнить, что раскрытие четверти части тела (из границ аурата) делает намаз недействительным!
Более подробно можно почитать тут: «Границы аурата мужчин и женщин»
4. Время молитвы
Для каждой из пяти ежедневных молитв существует специально отведенное время ее совершения.
Время совершения утреннего намаза фаджр начинается с рассвета и заканчивается с восходом солнца.
Время полуденного намаза (зухр) начинается со времени, когда солнце начинает склоняться к западу из точки зенита и продолжается до начала намаза аср (послеполуденного намаза).
Время послеполуденного намаза аср начинается со времени, когда тень предмета будет в два раза превышать его собственную длину (по мнению ученых ханафитской школы, по мнению ученых остальных мазхабов – когда тень предмета будет равна его собственной длине). Время намаза аср истекает примерно за полчаса-минут за двадцать до захода солнца (в то время, когда солнце становится красным и почти склоняется к западу, совершать намаз считается сильно нежелательным).
Время вечернего намаза (магриб) начинается с заходом солнца и продолжается примерно минут сорок-пятьдесят после него (пока не стемнеет — в зависимости от времени года).
Время ночного намаза (иша) начинается от времени, когда на горизонте исчезают последние отблески зари (красная полоса) и продолжается до рассвета (начала намаза фаджр).
Далее покажем на примере — как рассчитать время намаза:
Вот расписание намазов для Москвы на 24 ноября:
ФАДЖР — 6:22
ШУРУК — 8:22
ЗУХР — 12:17
АСР — 13:51
МАГРИБ — 16:10
ИША — 18:03
Из расписания видно, что время намаза фаджр начинается в 6.03 по московскому времени. Шурук – это время восхода солнца, когда истекает время намаза фаджр. Время намаза зухр начинается в 12.17 и продолжается до времени совершения намаза аср, до 13.51. Время намаза аср начинается в 13.51 и истекает примерно в 15.50. Время намаза магриб начинается в 16.10 и истекает с наступлением темноты (позже, когда стемнеет, совершать намаз считается сильно нежелательно). Время намаза иша (и намаза витр – о нем мы, иншаАллах, поговорим дальше) начинается в 18.03 и заканчивается со временем начала намаза фаджр следующего дня (с рассветом).
5. Кыбла. Для совершения намаза следует обратиться в сторону кыблы (Каабы в Мекке), поэтому мусульманин должен знать это направление для своей местности. В наше время существует множество сайтов, где можно ввести название своего города, и вы увидите компас, который покажет направление на кыблу в вашей местности (к примеру, вот такой сайт Islamicfinder).
Например, на рисунке показано, что в Москве направление на кыблу — точно на юг.
Также в мечетях продаются специальные компасы, которые указывают направление на Каабу.
6. Нужно отметить, что для совершения намаза нужно выучить (как минимум) суру Аль-Фатиха (и при возможности, еще две небольшие суры Корана – допустим, Аль-Ихляс и Ан-Нас) и дуа Ат-Тахийят. Однако если вы пока что не знаете их, намаз совершать, тем не менее, нужно. В тех местах намаза, где следует читать суры Корана, вы можете произносить фразы «Бисмиллях», «Альхамдулиллях», «Ля иляха илляЛЛах», «Субханаллах» несколько раз, и ваш намаз, иншаАллах, примется («Как должен совершать намаз новообращенный мусульманин»).
Важный момент! Очень важно научиться правильно произносить арабские звуки (поскольку вследствие неправильного произношения может меняться смысл слов), так что постарайтесь найти преподавателя, знающего правила таджвида (правильного чтения Корана или хотя бы послушайте несколько раз аудиозапись основных сур и дуа.
Временные границы молитв (намазов)
Основной и самый достоверный хадис по данной теме
«Ангел Джабраил (Гавриил) пришел [однажды][1] к Пророку и воскликнул: «Встань же и соверши молитву!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: «Встань и соверши молитву!» Посланник Всевышнего совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: «Встань и соверши молитву!» Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета.
На следующий день в полуденное время ангел опять пришел, и Пророк помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) произнес: «Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]»[2]. Во всех этих молитвах-намазах имамом для пророка Мухаммада был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв[3].
В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари[4].
Временные границы молитв
Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них[5].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее»[6].
Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка[7].
1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца.
Начало времени намаза. При определении начала времени утренней молитвы очень важно принять во внимание ценное назидание, содержащееся в пророческом Предании: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]», – говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)[8]. В этих словах Пророка речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – «истинном» и «ложном» рассветах. «Ложный» рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту.
Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.
Окончание времени намаза наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце»[9]. С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее»[10]. Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими[11], включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен[12]. В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце»[13]. Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.
В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.
2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого[15]. Наступление времени молитвы. Как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе. Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт.
Предпочтения. От начала ее временного промежутка и до того, «пока не наступит время послеполуденной».
3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца[17].
Наступление времени молитвы. С завершением временного промежутка полуденной (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср). Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто успеет совершить один ракяат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву»[18]. Предпочтения. Желательно совершить ее до того, как солнце «начнет желтеть» и терять свою яркость[19]. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно.
Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки][20]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракяата, не упоминая Господа, кроме как незначительно»[21].
4. Вечерняя молитва (Магриб) – начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари.
Наступление времени молитвы. Сразу после захода солнца, когда диск солнца полностью уйдет за горизонт. Окончание времени молитвы наступает «с исчезновением вечерней зари»[22].
Предпочтения. Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что предпочтение в данной молитве отдано самому началу ее временного промежутка[23]. Пророк Мухаммад говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд»[24].
5. Ночная молитва (‘Иша’). Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).
Наступление времени молитвы – с исчезновением вечернего зарева.
Окончание времени молитвы – с появлением признаков утреннего рассвета.
Предпочтения. Желательно совершить данную молитву «до истечения первой половины ночи»[25], в первую треть или половину ночи[26]. В одном из хадисов упоминается: «Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи». Было несколько случаев, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал пятую молитву со значительной задержкой. Некоторые хадисы, указывающие на желательность этого:
– «пророк [порой] оставлял пятую молитву на более позднее время»[27];
– «пятую молитву совершали во временном промежутке между исчезновением зари и истечением трети ночи»[28];
– «пророк Мухаммад порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время»[29].
Имам ан-Навави говорил: «Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи»[30]. Некоторые ученые высказывали мнение о желательности (мустахаб) совершения пятой молитвы немного позднее начала ее времени[31].
Если вы спросите: «А что лучше: совершить ее сразу по наступлении времени или позднее?», то по этому поводу имеется два основных мнения:
1. Лучше совершать немного позднее. Утверждавшие это аргументировали свое мнение несколькими хадисами, где упоминается о том, что Пророк несколько раз совершал пятую молитву значительно позднее начала ее времени. Некоторые сподвижники дожидались его и затем совершали молитву вместе с Пророком. В некоторых хадисах подчеркивается желательность этого;
2. Лучше, если есть такая возможность, совершать молитву в начале ее времени, так как основным правилом, которого придерживался посланник Всевышнего, было совершение обязательных молитв в начале их временных промежутков.
Те же случаи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы позднее, были лишь указанием на то, что это возможно[32]. В общем-то, хадисы о желательности более позднего совершения пятой молитвы есть, но в них говорится о первой трети ночи и половине ее, то есть беспричинное оставление совершения пятой молитвы на более позднее время становится уже нежелательным (макрух). Общий временной промежуток пятой обязательной молитвы начинается с исчезновением вечерней зари и завершается появлением рассвета, то есть началом утренней молитвы Фаджр, о чем упоминается в хадисах[33]. Предпочтительно совершать молитву ‘Иша’ с наступлением ее времени, а также в первую треть ночи или до завершения половины ночи. В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.
Время, запретное для совершения молитвы
В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено. ‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:
– во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[34];
– в то время, когда солнце находится в зените;
– во время заката солнца»[35].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом»[36]. Также в Сунне имеются повествования о нежелательности сна, когда время приближается к заходу солнца и во время восхода солнца. Однако это не должно дезориентировать человека в регулировании своих биоритмов с учетом разных факторов жизни. Каноническая нежелательность аннулируется при наличии объективной необходимости, а тем более – вынужденности.
Трудности с определением времени намаза
Что касается ритуальной практики в северных широтах, где бывает полярная ночь, то время молитв в такой местности устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или – по мекканскому расписанию молитв[37]. В затруднительных случаях (нет данных о текущем времени; сложные метеоусловия, отсутствие солнца), когда нет возможности точного определения времени молитв, они совершаются примерно, ориентировочно. При этом желательным является совершение с некоторой задержкой полуденной (Зухр) и вечерней (Магриб) молитв, а вслед – безотлагательное совершение послеполуденной (‘Аср) и ночной (‘Иша’) молитв. Тем самым происходит своеобразное сближение-объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами, что допускается в исключительных ситуациях[38].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).
[2]Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 241, хадис № 90, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 68, хадис № 150, «хасан, сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 335, хадис № 1472, «хасан, сахих», «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 322, хадис № 418. Подробнее см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 239, хадис № 88 (от Ибн ‘Аббаса), «хасан», по мнению некоторых – «сахих»; там же хадис № 89 (от Абу Са‘ида аль-Худри); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 516–521, хадисы № 581–583.
[3]См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 522, хадис № 584; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 324.
[4]См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 241; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 322; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 663.
[5]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя [б. г.]. Т. 1. С. 256.
[6]Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима вместо «в начале времени ее» сказано «вовремя». См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 338, 339, хадисы № 1474, 1475, оба «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 265, хадис № 158; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 75, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 59. Подробнее по теме см., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38–40; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–254; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 69–75, хадисы № 151–173.
[7]Подробнее см., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.
[8]Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19.
[9]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337, хадис № 1473, «сахих». Обычно в расписаниях молитв после графы «Фаджр» стоит графа «Шурук», то есть время восхода солнца, чтобы человек знал, когда завершается временной промежуток утренней молитвы (Фаджр).
[10]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 350, хадис № 1484, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 51, хадис № 186, «сахих». Также см., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 164, 165; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.
[11]Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 674.
[12]См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, 72; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 517; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 62, 63.
[13]Максуди А. Гыйбадате исламия [Исламская ритуальная практика]. Казань: Татарстан китап нашрияты, 1990. С. 58 (на татар. яз.).
[14]См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124, пояснение к хадису № (622) 195.
[15]Мнение относительно того, что время завершения полуденной молитвы (Зухр) и начала послеполуденной (‘Аср) наступает тогда, когда тень предмета станет в два раза длиннее его самого, является недостаточно верным. Среди богословов-ханафитов об этом высказался лишь Абу Ханифа и только в одном из двух своих суждений по данному вопросу. Согласованное же мнение ученых ханафитского мазхаба (мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, а также одно из мнений Абу Ханифы) полностью совпадает с мнением ученых остальных мазхабов, согласно которому время полуденной молитвы завершается, а послеполуденной начинается тогда, когда тень предмета станет длиннее его самого. См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38, 39; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 41; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 5. С. 42; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 32, 33.
[16]См., хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.
[17]Время молитвы (‘Аср) можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.
[18]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579.
[19]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. Там же. С. 121, 122, хадис № (621) 192 и пояснение к нему.
[20]См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329.
[21]Хадис от Анаса; св. х. Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 123, хадис № (622) 195; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329, хадис № 426.
[22]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.
[23]Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 667, 668.
[24]Хадис от Айюба, ‘Укбы ибн ‘Амира и аль-‘Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 579, хадис № 9772, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 70, хадис № 418.
[25]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.
[26]См. хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 535, хадис № 611; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 47, хадис № 167, «хасан, сахих».
[27] Хадис от Джабира ибн Самра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 454. Такой же хадис в св. х. аль-Бухари от Абу Барза. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, гл. № 9, раздел № 20; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т 4. С. 211, 213, 214; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 235, а также с. 239, хадис № 567.
[28] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 455.
[29] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 13, хадис № 457; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, хадис № 565; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 4. С. 213; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 238, хадис № 565.
[30] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 13. [31] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 240.
[32] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 240.
[33] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 511.
[34]Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 519.
[35]Св. х. имама Муслима. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 167, хадис № 151.
[36]Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа; и хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».
[37]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 664.
[38]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673.