Что такое цек в керамике
Дефекты глазури при обжиге керамики
Глазурь для керамики представляет собой стекловидное покрытие, которое тонким слоем наносится на поверхность глиняного изделия перед обжигом. Отделка проводится путем политого обжига. Основные типы глазури – легко и тугоплавкая. Различаются между собой они по температуре плавления. Тугоплавкие глазури применяют для политого обжига изделий из фарфора, полуфарфоровых предметов, тонкостенных товаров. Ее основная составляющая – фритта.
Глазурь для керамики бывает прозрачной и непрозрачной. Непрозрачную получают путем смешивания прозрачной с нерастворимыми или полурастворимыми соединениями либо за счет образования газовых, кристаллических, тонкодисперсных фаз в самом составе. Также глазури для керамики делятся на цветные и бесцветные, матовые и блестящие. Ими можно поливать изделия, распылять состав на поверхность либо окунать предмет перед обжигом в емкость с глазурью.
Причины появления дефектов при обжиге
Дефекты обжига определяют создание безвозвратного брака, сортность и качество продукции. Появляться они могут после политого или утельного обжига и будут разными. Главные дефекты утельного обжига:
Они возникают в результате несоблюдения технологии производства керамических изделий – чрезмерного или недостаточного, слишком медленного обжига, игнорирования необходимости охлаждения глазурованных изделий.
При политом обжиге чаще всего возникает такой дефект как цек. Причина – разница ТКЛР между глазурью и черепком или недожог черепка в ходе утельного обжига. При этом технология может быть нарушена на первом этапе (утельном), а брак появляется на финальном (политом).
Подверженность к образованию наколов во многом зависит от состава печной атмосферы. Повышенное количество наколов, вспучивание глазури начинается в результате избытка в печных газах пара, водорода, сернистого газа и оксидов углерода (наиболее пагубное воздействие на качество глазурного слоя оказывает при этом именно сернистый газ). Пережог вызывает вскипание глазурного состава – и образуются характерные пузырьки.
Также вероятность появления дефектов обжига определяется с учетом толщины полуфабриката (монолитные изделия с толстыми стенками обжигать сложнее), его состава, дисперсности и прочих показателей. Имеют значение и показатели перепада температур по печному сечению в зоне садки. Если это необходимо, температурное поле можно «выровнять» за счет создания герметичного входного затвора, снижения разрежения на начальном участке печи, применения перемешивающих вентиляторов, увеличения сечения зазоров внизу садки, использования футеровки вагонеток с малой теплопроводностью и небольшой аккумулирующей способностью.
Основные дефекты обжига: обзор
Поскольку дефекты обжига бывают разными, и причины у них тоже различные, каждый нуждается в отдельном рассмотрении. И помните, что только строгое соблюдение технологии и знание причин появления дефектов позволяет избегать брака в дальнейшем или сводить его объемы к минимуму.
Другое название цека – волосяные трещины. Глазурь склонна к трещинообразованию, но их появления можно избежать, если:
Важно! Для художественно-декоративной керамики едва заметная сеточка из тонких волосков не всегда брак, а для утилитарной – всегда.
Главная причина образования цека – несогласованность коэффициентов теплового расширения глазури и черепка, которая дает о себе знать при остывании уже обожженного изделия. А все дело в том, что коэффициент расширения у глазури всегда выше, чем у черепка. В ряде случаев дефект можно убрать, если просто пережечь глазурь (перед помещением в печь образовавшиеся трещинки обязательно заполняются подготовленным глазурным составом).
Отслаивание глазури
Нередко на уже обожженном изделии глазурь начинает отслаиваться. Это происходит в тех случаях, когда:
Относительно цека в глазури постоянно возникают одни и те же вопросы – это брак или не брак и как он появляется. Глубоко ошибочное, к сожалению, часто цитируемое, вводящее в заблуждение, мнение – цек это всегда брак и он появляется в процессе жизни предмета.
Отношение к цеку как браку определяется тем, планировалось ли его появление при создании изделия или нет. Цек как сеточка мелких трещинок на поверхности изделия имеет свои декоративные свойства, известны работы Монахова в Строгановке в начале века, например, цилиндрическая ваза с сетью почти черных трещинок. В наше время известным украинским скульптором Вячеславом Щербиной создана серия авторских работ – все фигурки покрыты цеком, причем это очень выразительно подано зрителю. В данном случае мы говорим о декоративности цека. В Японии цек – это философия жизни. В религии синтоизма каждая вещь имеет свою жизнь, свою душу, свои индивидуальные особенности. Цек – это, фактически, морщинки прожитой жизни на поверхности ваз и сосудов. Изделия, выполненные в стилистике Сацума, всегда его имеют. Браком считается как раз отсутствие цека – предмет обезличен, невыразителен, он неживой. Поэтому отношение к цеку на предметах не утилитарного характера – это прежде всего вопросы эстетики, декорирования и философии. При изначально запланированном создании цека на предмете мастер может ставить перед собой различные творческие задачи, но в любом случае, он задает условия изготовления, при которых на поверхности изделия этот эффект проявляется.
Авторская скульптура Владислава Щербины
Если говорить о предмете не как о произведении искусства, а о бытовом, со своими заданными условиями эксплуатации и функциями, то появление цека – это почти всегда брак. И в данном случае почти всегда озвучивается одна и та же ошибка – цек якобы появляется на предметах, поживших с течением времени. На самом деле производственники различают два вида цека – первый обнаруживается сразу после выгрузки изделий из печи, второй – так называемый «последующий» цек. Основными причинами, влияющими на появление сетки трещин во втором из указанных случаев, является влажность изделия и термические напряжения, возникающие при резкой смене температуры. В этом контексте важно отметить, что посудные формы типа чайников или тарелок под горячее подвергаются одновременно обоим указанным факторам, поэтому не удивительно, что почти вся фаянсовая посуда 19-го века покрыта цеком. В зависимости от условий обжига и эксплуатации одни и те же параметры глазури и черепка могут привести к производственному цеку или последующему. Понятно, что влажность это всегда фактор, появляющийся в процессе эксплуатации – пористый черепок набухает, незначительно увеличивается в размерах и растягивает плотную цельную глазурь. Глазурь растрескивается под действием растягивающих напряжений. С учетом сказанного, становится понятным, что цек как явление характерен в основном для фаянса, помимо всего прочего у глазури и фарфора, в отличие от фаянса, очень близок химический состав смесей, поэтому их соединение отличается высокой прочностью.
Английский фаянс, декорированный в Киеве в живописном заведении Белянкина. Вторая половина 19-го века.
Появление цека на глазури может быть вызвано следующими причинами: 1.Неправильный состав массы и глазури. 2. При хорошо согласованной глазури с черепком цек появляется в результате нарушения технологического процесса производства. К факторам нарушения технологического процесса производства можно отнести: чрезмерный помол глазури, неправильный обжиг утиля, недостаточное фриттование, толстый слой глазури, резкое охлаждение глазурованных изделий и пр.
Неправильный состав массы и глазури приводит к различной величине коэффициентов расширения и, вследствие этого, является главной и основной причиной цека на глазури. Одним из мифов про цек является то, что несоответствие коэффициента термического расширения называют единственной причиной растрескивания глазури. При прочих равных условиях, если коэффициент термического расширения у глазури выше, чем у черепка, то при охлаждении глазурь будет сокращаться быстрее черепка. В результате этого глазурь будет находиться под действием растягивающих напряжений с образованием цека и изгибом черепка вверх. Если соотношение коэффициентов обратное, глазурь будет находиться под действием сжимающих напряжений и может отскакивать, что часто наблюдается на поверхности керамических изделий.
Перейдем к изучению параметров технологического процесса, влияющих на появление цека.
Толстый слой глазури может давать цек даже в том случае, если в тонком слое цека нет. При спекании глазури и черепка на границе их раздела появляется пленка, промежуточная по составу и свойствам между глазурью и основной массой. Она примерно одинаковой толщины и под тонкой глазурью сглаживает напряжения, а под слоем толстой ее недостаточно и глазурь растрескивается. Кроме того, во время политого обжига глазурь растворяет в себе некоторые части черепка. Глазурь может обогащаться кремнекислотой только при тонком ее слое и недостаточно при толстом.
Глазурь, залитая толстым слоем на зеркало тарелки, дала красивый декоративный эффект старины на портрете Гарибальди. На борту тарелки цека практически нет.
Тонкий помол глазури способствует устойчивости глазури против цека, однако это способствует образованию волнистой глазури и натеков.
Влияние степени обжига утиля – недожог черепка неизбежно повышает склонность к цеку. Правильный обжиг утиля особенно важное значение имеет при производстве фаянса, который обжигается на утиль при температуре более высокой, чем политой обжиг. В этом случае в фаянсе завершаются все процессы преобразования черепка, последний получает при этом свою окончательную механическую прочность и плотность. Нужно заметить. Что существует некоторое оптимальное значение пористости, при котором цек минимален.
Значительную опасность для появления цека представляет и муфельный обжиг, например, после росписи изделий. Если даже после утильного обжига изделие осталось без трещин, быстрый, по сравнению с утильным обжигом, муфельный может привести к растрескиванию глазури в процессе нагрева. Глазурь, слегка сжатая при комнатной температуре из-за низкого коэффициента термического напряжения, может разрушиться при быстром нагреве и расширении основы. Для предотвращения появления цека при муфельном обжиге рекомендуется снижать температуру размягчения глазури и строго контролировать температурные режимы нагрева и охлаждения в муфельной печи.
Проведенный анализ причин появления цена на фаянсе свидетельствует о живучести обиходных мифов о цеке. Цек не всегда брак, он очень часто появляется уже в процессе производства и далеко не всегда по причине различия коэффициентов термического расширения глазури и черепка.
В заключение можно упомянуть еще один вид брака глазури – так называемые наколы, при котором вся поверхность глазури представляется как бы истыканной булавочными уколами. Под увеличением они могут выглядеть как глубокие дырочки малого размера или напоминают мелкие кратеры. Первый вид наколов объясняется тем, что при глазуровке излишне пористого недожженного черепка глазурь слишком сильно принимается пористым черепком, при плавлении проникает в его поры, в результате чего на его поверхности появляются булавочные наколы. Наколы в виде кратеров возникают из-за выгорания частичек угля на поверхности уже расплавившейся глазури. Чтобы избежать этого, рекомендовалось дать окислительное пламя до момента расплавления глазури, чтобы копоть успела выгореть до сплавления глазури.
Дефекты и опасности
Чтобы выжить и чего-то добиться, надо примириться с тем, что мы несовершенны, И жить по этой мерке.
Рэй Брэдбери
The only way we can grow and get on in this world is to accept the fact we’re not perfect and live accordingly.
Ray Bradbury
Постепенно и в России керамика становится очень популярным увлечением. А при нынешнем повальном желании «свалить из офиса» многие начинают превращать хобби в работу.
Начинающие керамисты продают свои изделия буквально «с первого дня», не обладая еще достаточными знаниями и опытом. Многие из них еще даже не подозревают, что изделие с брачком. Что уж говорить о тех, кто из жажды наживы продает бракованные изделия, молчит и еще имеет наглость назначать полноценную цену.
Сегодня я постараюсь дать вам немного знаний, чтобы вы могли обезопасить себя от неоправданных трат в виде покупки бракованных изделий или изделий с дефектами.
Дефект: Цек
Что это?: мелкие трещинки на поверхности глазури
Почему так происходит: Быстрое охлаждение готового изделия, несоответствие коэффициента температурного расширения глины и глазури, толстый слой глазури
Опасности: никаких серьезных опасностей цек не таит, изделие можно использовать в быту, но я бы делала это с ограничениями. С точки зрения технологии, трещины на глазури, которая покрывает черепок не содержащий водорастворимые соли, не опасны, вода попадая в трещины не будет вымывать никакие вредные вещества. При желании можно использовать такое изделие в пищу. С точки зрения гигиены, жир и красители (чай, кофе и др) попадают в трещины и не вымываются до конца, что, согласитесь, не очень то приятно.
Дефект: Наколы
Что это?: Точечные углубления на поверхности глазури, похожие на пузырьки не заполненные глазурью.
Почему так происходит: Неправильный режим обжига, разная толщина глазури и др.
Опасности: наколы имеют острые царапающие края
Мнение: в керамике наколы считаются браком. Я использую изделия с наколами в декоративных целях, но продавать такие изделия считаю неправильным. Тем более использовать их в быту не получится. Ну, если только цветок посадить.
Толстый слой глазури
Дефект: Толстый слой глазури
Что это?: Слой глазури который толще остального покрытия
Почему так происходит: Некоторые глазури настолько текучи, что на вертикальных или наклонных поверхностях они сильно стекают и образуют толстый слой
Опасности: Любые неравномерности в слое, это всегда лотерея. Может быть так, что изделие прослужит долго и в процессе не возникнет никаких дополнительных дефектов, но может быть и так, что изделие треснет, лопнет и хорошо, если не в ваших руках. Например эта миска на фото сначала была целая, но со временем я увидела на ней сквозную трещину от края до края и это учитывая, что я не пользовалась миской, она просто стояла на полке.
Мнение: Такое изделие имеет право на жизнь. Но считаю, что это будет по-честному, если человек продающий такое изделие не будет оценивать его как полноценное, или предупредит покупателя о возможном форс-мажоре.
Что такое цек в керамике
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Цек и кракле. Брак или красота?
На днях обсуждали с одной из заказчиц цек на новой тарелке.
Вот такой (если присмотреться, его заметно)
Лично я цек люблю, особенно если трещинки помолочены или задымлены (как в раку керамике). Вещь выглядит так, как будто у нее уже есть своя история и от этого она становится только уютнее.
В результате разговора я решила вынести этот вопрос в отдельный пост и развеять сомнения ^_^
Итак.
В керамике существует два понятия: цек и кракле. Вот какие определения дает интернет.
Очень похожие определения, правда?
Как мне кажется разница в том, что цек зачастую появляется случайно, а кракле делается намеренно. Но и только.
И хотя нередко цек позиционируется как брак, существует огромное количество примеров его декоративного использования.
Например, раку керамика (когда после обжига еще горячее изделие кидают в холодную воду, иногда в опилки)
Получается так. Красота, не правда ли? Автор: Камилла Кампигнион
Или вот еще
пиалы Марики Акиловой
И получается, что это всего лишь вопрос вкуса. Кому-то нравятся эти трещинки в глазури, кому-то нет. И если цек и кракелюшки вам по душе, то пусть они вас не смущают.
Главное при использовании такой посуды соблюдать правила гигиены (вовремя мыть теплой водой, если жирное, то с содой). Но, думаю, это к любой глиняной посуде относится ^_^
PS: и кстати, совсем неожиданно наступила пятница. В один день ветер снял все листья с деревьев за окном и наступил ноябрь. Так что сегодня очень хочется пожелать всем душевных выходных, добрых эмоций и побольше тепла. И ароматного чая в чашках с трещинками ^_^
Что такое кракелюр и чем он отличается от цека
Термины «Кракле» или «Кракелюры» знакомы каждому опытному керамисту, однако у начинающих мастеров возникает множество вопросов относительно их толкования. Значение слова «Кракелюр» приводится к любом словаре, тем более, что можно детально рассмотреть этимологию слова и на основе полученных данных сформулировать определение.
К сожалению, от этого количество вопросов едва ли уменьшится. Здесь нужна консультация керамиста со стажем или, как минимум, полноценная статья, раскрывающая всю сущность вышеуказанного понятия, от его значения, до методов получения.
Первая проблема возникает, когда читатель пытается сопоставить толкование терминов «Кракелюр» и «Цек». Действительно, их определения схожи по смыслу. Но главный парадокс заключается в том, что начинающий мастер не понимает, является ли кракелюр дефектом, возникшим по причине нарушения технологии обжига керамики, или это один из способов декорирования изделия. Постараемся внести ясность и ответить на поставленные вопросы.
Общее значение термина
Кракелюром или кракелюрами называются трещины, появившиеся на лаке или на краске. Обычно причина их возникновения – действие времени. Такие трещины можно наблюдать на старой керамике или на древних картинах. Еще одна причина растрескивания слоя лака или краски заключается в несоблюдении условия хранения или в резком перепаде температур. Кракелюр наблюдается локально или покрывает всю поверхность. Если говорить о живописи, то встречаются глубокие трещины, проходящие через все слои краски. Но иногда растрескивается только верхний слой. В керамике наблюдается нечто подобное.
В русский лексикон слово «Кракелюр» пришло из французского языка (craquelure), однако у него английские корни. Термин произошел от глагола to crackle — «трескаться».
Кракелюры известны мастерам еще с древности. Но в средневековье растрескивание воспринималось исключительно как дефект поверхности, поэтому создавались такие лаки, которые бы сохраняли целостность поверхности с течением длительного времени. Время показало, что полностью избежать трещин просто невозможно.
По картине, которую дают кракелюры, эксперты определяют возраст глиняного изделия, а также место, где оно было изготовлено. Искусствоведы разработали целый ряд критериев для оценки трещин. Особую роль играют форма, размер, направление и толщина.
Художники, чтобы избавиться от кракелюра, укрепляют красочный слой. Полотна хранятся в строго определенных условиях (температура и влажность). Но кракелюр может быть создан и искусственно. Особенно это популярно при изготовлении керамики. Техника создания искусственных трещин зародилась еще в Китае примерно в 1170-х годах. В Европе же мода на кракелирование появилась только в 18 веке. Во Франции изобрели специальный лак, который наносился между слоями краски, после чего наблюдалось растрескивание.
Цек или кракелюр
Цек или цека в словаре керамиста означает волосяные трещины, появляющиеся на лакированной поверхности керамики. Причиной образования цека является несоответствие коэффициентов теплового расширения материалов черепка и глазури. Уже при остывании после обжига на поверхности изделия могут образовываться мелкие трещинки. С цеком можно бороться, причем опытные керамисты знают немало способов не только предотвратить появление трещин, но и избавиться от уже образовавшихся.
Несмотря на схожесть определений, керамисты все-таки различают понятия цека и кракле.
По мнению некоторых специалистов цек от кракелюра отличается более крупным рисунком и длинными трещинами, которые внешне смотрятся далеко не привлекательно. Кракле – мелкие и равномерные трещинки.
Есть еще один важный момент, в котором содержится отличие двух понятий. Если цек является браком, то использовать керамические сосуды в качестве посуды нельзя. В глубоких трещинах может застревать еда, что приведет к развитию бактерий. Керамика, покрытая кракелюром, может использоваться в качестве посуды, если трещины заплавлены. В них втирается красящий пигмент, а сверху они заливаются глазурью и обжигаются.
Как получить кракелюр
Существует несколько теорий, объясняющих появление кракелюра. По одной из таких теорий «рубашка» обожженного изделия, то есть его глазурь, «тесновата» для черепка. Можно привести аналогию на примере человек, которому мала рубаха. Подобно тому, как одежда рвется, растрескивается и слой глазури. Обычно это наблюдается на стадии остывания после глазурного или надглазурного (декоративного) обжига. Время появления трещин предсказать нельзя. С одинаковой вероятностью они могут проявиться как через год, так и через сто лет. Таким образом, кракелюры на керамике вовсе не означают, что изделие отличается «почтенным» возрастом.
Фаянс и майолика почти всегда с течением времени покрываются кракле. Особенно растрескиванию подвержены изделия, которые испытывают постоянные вибрации и перепады температур. Например, частое мытье горячей водой может спровоцировать появление кракелюр. Искусственные трещины на фарфоре получить сложно, зато брак в виде цека образуется достаточно часто. Стоит лишь увеличить скорость охлаждения изделия после глазурного обжига, как сразу получится неравномерное изменение температуры на поверхности и в глубине черепка.
В классической теории считается, что подобный дефект наблюдается при несоответствии коэффициентов температурного расширения глазури и черепка. В результате разной усадки глазурь испытывает механические напряжения, приводящие к разрывам слоя. Но есть и другая версия, которая может служить руководством для получения искусственного кракле. Суть этой версии сводится к тому, что дело не в показателях КТР. В двухэтапной схеме обжига фаянса утильный обжиг проводится при высокой температуре. В этот период глина дает максимальную усадку, и размеры черепка после утильного обжига практически не изменяются. Во время же глазурного обжига глазурь претерпевает огневую усадку. Этим и объясняется тот факт, что «рубашка» становится «маленькой».
Сетку кракелюра называют «очарованием глубокой старости», подчеркивая своеобразную красоту искусственного дефекта. Сегодня мастеру нет необходимости нарушать технологию обжиг, так как есть специальные глазури, которые после термообработки дают мелкий кракелюр. Преимущество таких глазурей заключается в том, Что трещинка образуется только в верхнем слое, в то время как черепок остается цельным и влагонепроницаемым.
Снежное кракле
Внешний вид кракелюров зависит от состава глазурей. Каждой глазури, с помощью которой можно получить мелкие трещинки, керамисты дали свое название. «Снежное кракле» — это одна из таких глазурей. Техника нанесения глазури позволяет получать трещины не только в плоскости поверхности, но и в перпендикулярной плоскости. Достигается такой эффект за счет формирования достаточно толстого слоя. Ячейки кракелюра представляют собой правильные шестиугольники, поэтому глазурь еще называют «панцирем черепахи».
Для получения объемной картины необходимо наносить несколько слоев глазурей, каждый из которых должен подлежать обжигу. Чтобы управлять рисунком или размером трещин, необходимо иметь определенные познания относительно коэффициентов теплового расширения материалов и их совместимости. В составе глазури присутствуют такие элементы, как оксид натрия и оксид магния. Они имеют разный КТР, поэтому дозированием составляющих можно регулировать суммарный коэффициент.
Глазурь «Снежное кракле» наносится слоем толщиной до 6 мм. Псле обжига трещины зачастую не наблюдаются. Необходимо выждать несколько дней для формирования устойчивой картины. Так как разрывы глазури не заплавляются, такие изделия не рекомендуется применять по назначению, то есть, они выполняют исключительно декоративную функцию. Многие начинающие мастера ограничиваются глазурованием поверхности только с одной стороны.
В подавляющем большинстве случаев это приведет к возникновению больших напряжений и, как следствие, к разрушению черепка. На кромках изделия слой глазури после обжига становится более тонким. В результате стекания массы от кромки к середине черепка темный цвет глинистого материала начинает просматриваться сквозь глазурь. В том случае, когда на кромки не наносится дополнительного слоя, темную кайму называют эффектом «фиолетовые губы». Специфика кракле такова, что на вогнутых поверхностях более отчетливо видны рельефные трещины, поэтому наружную поверхность покрывают обычной глазурью, а внутреннюю – глазурью «Снежное кракле».
Глазурь ETSP-03 кракле
Глазури серии EТSP относятся к прозрачным цветным материалам, с помощью которых можно получать поверхности, украшенные кракелюрами. Они поставляются в порошковой форме и разводятся водой. Основная особенность глазурей заключается в том, что они не содержат свинца. Консистенция конечного раствора зависит от пористости черепка, а также от способа глазурования. Рекомендуется сначала провести тестирование на пробном изделии, причем развести порошок с водой в соотношении 1 к 0,8 соответственно.
При получении раствора в воду добавляется порошок небольшими порциями. Маточный раствор должен быть похож на густую сметану, а затем в него добавляется нужное количество воды. Следует помнить, что чем выше пористость черепка, тем более жидким должен быть раствор. При глазуровании методом распыления в глазурь необходимо добавить большее количество воды. Обжигается глазурь EТSP при температуре 980 – 1080 градусов.
Наносить глазурь необходимо на утиль. Предварительно подготавливается поверхность: она очищается от пыли и грязи. Присутствие мельчайших частиц приведет к возникновению дефекта стекловидного покрытия. Глазурь можно наносить кистью, причем форма ее значения не имеет. Главное – чтобы воск был мягким. Количество слоев глазури зависит от толщины покрытия, которую нужно получить. Растрескиваться после обжига будет наружный слой. При использовании многослойной технологии необходимо дожидаться высыхания каждого слоя.
Кракелюр на двухслойной глазури
При отсутствии специальных глазурей кракле можно получить на обычных поливах, используя двухслойную технологию. Суть метода заключается в том, что два слоя глазури последовательно наносятся друг на друга. Первый слой покрывает утильный черепок и обжигается. В глазурь второго слоя добавляется пластичная глина или гидрат глинозема для увеличения усадки. Усадка верхнего слоя происходит уже в процессе сушки. Если кракле не наблюдается, то трещины обязательно появятся после обжига, так как глазурь начнет уменьшаться в объеме, что приведет к образованию разрывов. Единственный минус этой технологии – энергозатратность. Необходимо провести два обжига, если не учитывать утильный обжиг.
С технической точки зрения образования кракелюров объясняется тем, что верхний слой глазури предварительно подготавливают. Для увеличения усадки в глазурную суспензию вводят древесную золу. Чтобы измельчить ее, рекомендуется просеять через сито №008. Доля золы должна составлять около 1% от общей массы глазури. Слои также отличаются и по способу нанесения. Если первый слой наносится поливом или окунанием, то второй необходимо наносить путем напыления. Подробный алгоритм приготовления суспензии и глазурования выглядит следующим образом:
В результате деформации верхнего слоя, глазурь разрывается. Образуются трещины, сквозь которые просвечивается белый слой. При желании можно применить ту же технологию, но глазури поменять местами. Тогда на белом фоне будут образовываться черные кракелюры.
Для того, чтобы превратить дефект керамики в настоящее искусство, необходим определенный опыт. Керамисты научились не только контролировать усадку материалов, но и задавать направление механических напряжений, от которого зависит направление трещин. «Высшим пилотажем» считается получение сетки не из хаотичных трещин, а из мелких полос, создающих ячею правильной формы и одинакового размера.