Что такое цифровая дипломатия

Цифровая дипломатия вчера и сегодня

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Термин «цифровая дипломатия», обозначающий использование государством социальных сетей для прямого взаимодействия с зарубежной аудиторией, с каждым днём приобретает всё большую популярность. Получить представление о специфике работы с иностранцами через Интернет и оценить её преимущества поможет экскурс в историю нового явления и краткий обзор деятельности Представительства МИД России в Калининграде в социальной сети Twitter.

О том, что стремительное расширение сферы применения цифровых технологий не обошло стороной даже такую традиционно консервативную сферу как международные отношения, лучше всего свидетельствует скорость, с которой во внешней политике закрепилось новое явление, получившее название «цифровая дипломатия».

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Что скрывается за популярным сегодня термином? По определению П. Доши, профессора Школы коммуникаций Американского университета (США), цифровая дипломатия — это новая область, в которой правительства напрямую взаимодействуют с общественностью за рубежом с помощью социальных сетей. В широком смысле к инструментам такой работы можно отнести любые доступные ресурсы сети Интернет, в том числе веб-сайты и блоги.

Бум социальных сетей, ставших в последние 10 лет неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей, обусловлен рядом конкретных предпосылок — развитием программного обеспечения для портативных цифровых устройств (мобильных платформ), созданием мессенджеров, и, конечно же, доступностью новых технологий.

Социальные сети наряду с блогами и подкастами относятся к так называемым «новым медиа», которые, в противоположность традиционным СМИ, позволяют пользователям самостоятельно создавать публикации [1], вести диалог с читателями в режиме реального времени, общаться с аудиторией напрямую в неформальном ключе.

Будучи удобным инструментом для рассказа о привлекательных сторонах жизни в стране, культуре, истории, традициях и ценностях государств, социальные сети являются незаменимыми помощниками пресс-служб внешнеполитических ведомств. Цифровая дипломатия как элемент публичной дипломатии — важная составляющая «мягкой силы» мировых держав.

Исторически главной площадкой для цифровой дипломатии является социальная сеть Twitter. По этой причине между терминами «цифровая дипломатия» и «twitter-дипломатия» (или «твипломатия») зачастую ставится знак равенства. Twitter называют сервисом микроблогов, поскольку объём каждой публикации (твита) ограничен 280 символами (до 2017 г. в распоряжении пользователя находилось вдвое меньшее число знаков). Кроме текста и ссылок, в твите могут присутствовать до четырёх изображений или же форма для проведения опроса с вариантами ответа, видеозапись.

Twitter-дипломатия объединяет в себе разнообразные подходы к работе, поэтому в ленте социальной сети нейтральные объявления официальных страниц дипломатических представительств о графике приёма граждан по консульским вопросам соседствуют с образными, зачастую провокационными высказываниями политических деятелей. За диспутами, которые ведут между собой официальные страницы (аккаунты) внешнеполитических ведомств, внимательно следит многочисленная аудитория, состоящая, в том числе, из журналистов и иных лидеров мнений, то есть лиц, чья позиция по тем или иным вопросам оказывает влияние на мнение масс.

Но дипломаты, как и политики, не ограничиваются сетью Twitter, активно используя в своей работе возможности Facebook, YouTube и Instagram, блогов. В качестве интересного примера следует привести особый раздел сайта внешнеполитического ведомства Финляндии, где блоги ведут послы, представляющие республику в разных странах мира.

Раздел «Блоги» на сайте МИД Финляндии.

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Уточним, что пионерами Twitter-дипломатии, как и цифровой дипломатии в целом, являются США. Страница Госдепартамента в этой сети создана в 2007 г. и имеет 5,1 млн читателей. Сегодня в Twitter представлены внешнеполитические ведомства большинства стран мира. По данным ежегодного отчёта «Twiplomacy» коммуникационного агентства «Burson-Marsteller» (США), 97% от общего числа государств – членов ООН имеют официальные представительства на этой платформе.

Новое дыхание Twitter-дипломатии придал президент США Д. Трамп (52 млн подписчиков), чьи совсем не дипломатичные сообщения сбили сложившуюся систему координат Twitter, дав обильную пищу авторам прогнозов о будущем «твипломатии». К числу ветеранов социальной сети относится К. Бильдт, в 2004-2016 гг. возглавлявший внешнеполитическое ведомство Швеции (суммарный объём его аудитории в Twitter составляет 750,7 тыс. человек). Что характерно, за свои не всегда этичные высказывания в Twitter К. Бильдт подобно Д. Трампу, также был неоднократно подвергнут критике [2].

Российское измерение цифровой дипломатии

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

В сентябре 2018 г. Министр иностранных дел России С.В. Лавров в ответ на вопрос участника встречи со студентами и профессорско-преподавательским составом МГИМО сказал, что «…без социальных сетей сейчас ни одна профессия не может обойтись, а дипломатия тем более. Одна из задач дипломатии — распространять информацию, разъяснять то, чем занимается та или иная страна».

Среди российских ведомств Министерство иностранных дел по праву считается одним из пионеров использования социальных сетей для информационно-разъяснительной работы. Страницы МИД России в Twitter на русском и английском языках были созданы в 2011 г. Инициатором активности российского внешнеполитического ведомства в «новых медиа» стала директор Департамента информации и печати МИД России М. Захарова. Достижения российского внешнеполитического ведомства на новой ниве были отмечены в ноябре 2014 г., когда Департамент информации и печати стал лауреатом «Премии Рунета» в номинации «Культура, СМИ и массовые коммуникации».

Сегодня Министерство присутствует в большинстве социальных сетей, продолжая наращивать аудиторию. Например, в сентябре 2017 г. в Twitter была создана страница МИД России на испанском языке, а в июне 2018 г. в Instagram открылся администрируемый Советом молодых дипломатов аккаунт, посвящённый С. Лаврову.

Аккаунт в социальной сети «Instagram», посвящённый С.В. Лаврову.

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Весьма показательным выглядит тот факт, что в рейтингах проекта «Twiplomacy» страницы Министерства иностранных дел Российской Федерации занимают лидирующие позиции. Twitter-аккаунт на русском языке (1,2 млн подписчиков) находится на 29-м месте в номинации «50 наиболее активных мировых лидеров» и на 47-м в номинации « 50 наиболее связанных мировых лидеров». Англоязычная страница (194 тыс. подписчиков) занимает 3-е место в этой же номинации.

Среди загранучреждений МИД России наибольшим числом читателей в Twitter обладают российские представительства при НАТО (609 тыс. подписчиков), ООН (34,7 тыс. подписчиков), ОБСЕ (14,3 тыс. подписчиков) ООН и других международных организациях в Женеве (7,8 тыс. подписчиков), а также посольства в Великобритании (83,5 тыс. подписчиков), США (49 тыс. подписчиков), Японии (41,2 тыс. подписчиков), ЮАР (19,8 тыс. подписчиков), Турции (14,3 тыс. подписчиков), Канаде (13,6 тыс. подписчиков), Мексике (10,8 тыс. подписчиков), Италии (10,9 тыс. подписчиков), ОАЭ (9,5 тыс. подписчиков), Индонезии (9,3 тыс. подписчиков), Перу (8,7 тыс. подписчиков), Германии (7 тыс. подписчиков), Ираке (6,9 тыс. подписчиков), Париже (6,6 тыс. подписчиков), Эфиопии (6,5 тыс. подписчиков), Греции (5,6 тыс. подписчиков), Нигерии (5,4 тыс. подписчиков), Египте (5,4 тыс. подписчиков), Танзании (5,4 тыс. подписчиков), Эстонии (5,3 тыс. подписчиков), Кувейте (5 тыс. подписчиков).

Показатели «Twitter»-аккаунта МИД России в рейтинге проекта «Twiplomacy».

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Стоит отметить, что к числу официальных Twitter-аккаунтов Министерства также относятся страницы, принадлежащие Послу России в Великобритании А. Яковенко (24 тыс. читателей), Послу России в Сербии А. Чепурину (3,2 тыс. читателей), первому заместителю Постоянного представителя России при ООН Д. Полянскому (1,5 тыс. читателей). В сервисе также представлены Историко-документальный департамент (5,2 тыс. читателей), Департамент Ситуационно-кризисный центр (4,3 тыс. читателей), Первый департамент стран СНГ (0,3 тыс. читателей), пресс-центр Департамента информации и печати (0,6 тыс. читателей), отдельный профиль посвящён участию России в Баренцевом сотрудничестве (0,5 тыс. читателей). Подлинность страниц верифицирована администрацией сети Twitter с помощью специального символа возле имени пользователя и МИД России с помощью ссылки на официальном сайте ведомства. В Facebook действуют аккаунты Посла России в Австралии Г. Логвинова (0,2 тыс. читателей), Генерального консула России в Гётеборге (Швеция) А. Федоровой (0,3 тыс. читателей), Консульского департамента МИД России (6,1 тыс. читателей), Шанхайской организации сотрудничества (30,1 тыс. читателей).

Среди территориальных органов – представительств Министерства на территории Российской Федерации в пятёрку лидеров по числу читателей в Twitter вошли представительства, действующие в Симферополе (5,5 тыс. подписчиков), Калининграде (3,5 тыс. подписчиков), Краснодаре (3,1 тыс. подписчиков), Уфе (2,3 тыс. подписчиков) и Воронеже (2,3 тыс. подписчиков) Такая статистика вполне сопоставима с показателями многих российских дипломатических представительств за рубежом. Добавим, что работа территориальных органов Министерства в социальных сетях пока остаётся вне поле зрения авторов, исследующих «цифровую дипломатию» МИД России [3].

Страница Представительства МИД России в Симферополе в сети «Twitter».

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Янтарь и «Крузенштерн»

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Получить представление о специфике работы территориальных органов МИД России в социальных сетях поможет краткий обзор «twitter-дипломатии» калининградского представительства внешнеполитического ведомства. Страница представительства в Twitter [4] была создана в ноябре 2014 г. Публикации делаются на двух языках — русском и английском. Интересен состав подписчиков, среди которых МИД Швеции, посольства Германии, Республики Беларусь, Италии в России, посольство Исландии в Швеции, генеральные консульства США, Польши, Турции, российские и зарубежные СМИ (в том числе такие издания как «The Guardian» (Великобритания), «The Telegraph» (Великобритания), телеканал «CBS» (США).

Одной из ключевых задач работы Представительства в социальных сетях является информирование аудитории о событиях из жизни территориального органа — встречах, визитах и других мероприятиях. На страницах в социальных сетях пресс-служба Представительства МИД России в Калининграде размещает краткие отчёты о международных мероприятиях, в организации и проведении которых учреждение принимало непосредственное участие; например, о семинаре для контактных пунктов государств — участников ОБСЕ по выполнению резолюции Совета безопасности ООН 1540 в 2016 г., посещении Калининграда С. Лавровым в 2017 г., матчах Чемпионата мира по футболу 2018 г. Также освещаются посещения региона Президентом В. Путиным, международная деятельность региональных органов власти, администрации Калининграда, учреждений науки, образования и культуры.

В некоторых случаях твиты о событиях из жизни региона содержат в себе краткий комментарий. Например, 2 ноября 2017 г. был опубликован текст: «Вчера на карте Калининграда появились Украинский и Нежинский переулки, Миргородский проезд. В России общую историю чтут, а не переписывают».

Благодаря использованию так называемых хэштегов [5], сообщения можно делить по темам. В рамках цикла «Инвестируйте в Калининград», Представительство размещает ссылки на информационные материалы, подготовленные подразделениями Правительства Калининградской области, рассказывает о преимуществах региональной Особой экономической зоны. Продвигать туристический потенциал региона помогает рубрика «Посетите Калининград», главные герои которой — «визитные карточки» Калининградской области (янтарь, Куршская коса, барк «Крузеншерн») [6]. В рубрике «Калининград в искусстве» публикуются картины, на которых изображен регион.

К числу постоянных разделов также относятся «Цифра дня», «Знаете ли вы?», «Фотомомент МИД», «Фотоистория Калининграда», «Калининград глазами жителей». В 2016–2018 гг. на странице регулярно появлялись материалы, посвящённые Чемпионату мира по футболу. В 2017 г. цикл заметок, посвящённый 25-летию Представительства, познакомил читателей с уникальными фотографиями из архива учреждения, воспоминаниями о страницах его истории.

В качестве иллюстраций к тексту используются фотоснимки, видеоролики и инфографика. В 2017 г. «твит» с фрагментом инфографики агентства «Sputnik Литва» под названием «Где в Литве похоронены советские воины» получил 88 тыс. показов, 297 лайков и 228 ретвитов.

Фрагмент инфографики агентства «Sputnik Литва». Публикация на странице Представительства МИД России в Калининграде в сети «Twitter». Декабрь 2017 года.

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

В ряде случае пресс-служба Представительства разрабатывает собственные иллюстрации. Например, весной и летом 2017 г. в ответ на статьи ряда СМИ об участившихся полётах разведывательных самолётов ВВС Великобритании и США, а также американских бомбардировщиков [7] у границ Калининградской области, на странице были опубликованы авторские карикатуры.

Закрывая тему статистических показателей, отметим, что с мая по октябрь 2018 г. материалы страницы получили в общей сложности 1,7 млн просмотров. Наибольшее число взаимодействий для отдельного сообщения составило 680 лайков, 674 ретвитов. Максимальное количество просмотров встроенного видеоролика достигло 11 тыс. (клип был посвящён российско-китайским военно-морским учениям «Морское взаимодействие 2017»).

Публикация на странице Представительства МИД России в Калининграде в сети «Twitter», посвящённая семинару для контактных пунктов стран-участниц ОБСЕ по выполнению резолюции СБ ООН 1540. Июль 2016 года.

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Публикация на странице Представительства МИД России в Калининграде в сети «Twitter», посвящённая полётам разведывательных самолётов ВВС Великобритании у границ Калининградской области. Апрель 2017 года.

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Страница Калининградской области в сети «Twitter», администрируемая Представительством МИД России в Калининграде.

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Противодействовать искажению истории, улучшать имидж региона

Важное место в «цифровой дипломатии» Представительства МИД России в Калининграде занимает реагирование на информационные «вбросы» зарубежных СМИ по калининградской тематике, особенно участившиеся в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. Наибольший резонанс получил отклик Представительства на статью британского издания «The Independent» (декабрь 2017 г.), автор которой сказал о Калининграде так: «Английские болельщики не должны ехать сюда в ожидании увидеть Европу. Старый Конингсбург был разбомблен во время Второй мировой войны. Визуально — приготовьтесь к самому советскому из городов».

В ответ редакции британского СМИ было предложено посетить Калининград, чтобы узнать, действительно ли он является таким, каким его описывает автор материала. «Также хотели бы спросить — известно ли Вам, какая именно страна бомбила Кёнигсберг (не Конингсбург) в августе 1944 г.?» — говорится в ответном сообщении. Полемика получила освещение в федеральных СМИ [8] и имела продолжение — в одном из последующих репортажей «The Independent», посвящённых Калининграду, прежнее название города было написано уже без ошибок. Также упоминалось, что город был «сравнен с землей британской бомбардировкой 1944 г.».

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Другим примером реакции на недостоверную информацию стал твит Представительства, опровергающий утверждение русской службы «Би-би-си» о якобы имевшем место целенаправленном уничтожении властями Калининградской области в 1940-1950-е гг. немецкого архитектурного наследия.

Цифровое противодействие фальсификации истории не ограничивается рамками области. Например, летом 2017 г. на страницах Представительства в социальных сетях неоднократно публиковались ссылки на статьи исследователей об истинной истории литовских «Лесных братьев», воспоминания ветеранов. В ответ «аккаунты» Представительства подверглись информационным атакам из Литвы, в ходе которых оппоненты оставляли однотипные комментарии и искусственно занижали рейтинг страницы на Facebook [9].

В связи с отсутствием в сети «Twitter» информационной страницы Калининградской области на английском языке, направленной на зарубежную аудиторию, в апреле 2018 г. в преддверии матчей Чемпионата мира по футболу региональным представительством МИД России был создан профиль @KaliningradReg. Работа над новым проектом потребовала от пресс-службы Представительства чёткого следования тематике и стилистике администрируемой МИД России страницы @Russia и особо тщательного мониторинга событий в регионе.

Материалы регионального аккаунта не затрагивают политическую и экономическую тематику и посвящены культурным и спортивным событиям, истории Калининградской области, её жителям, природе, животному миру. О востребованности такого подхода свидетельствует статистика: в период с мая по август текущего года материалы страницы @KaliningradReg получили в общей сложности 746 тыс. просмотров. Заметим, что среди иностранных читателей страницы преобладают жители США, Великобритании, Германии и Италии.

Некоторые выводы

Как показала практическая деятельность Представительства МИД России в Калининграде в Twitter и других сетевых сервисах, «новые медиа» предоставляют реальную возможность донести до зарубежной аудитории информацию об инвестиционных преимуществах, культурных особенностях и туристическом потенциале субъектов Российской Федерации.

Общие правила, касающиеся создания публикаций в Twitter просты — важно правильно скомпоновать текст и графические символы, проработать иллюстративный ряд, не нарушив при этом ничьих авторских прав. Обязательна тщательная проверка достоверности фактов. И конечно же, стоит помнить о необходимости обеспечить защиту страницы от несанкционированного доступа злоумышленников.

Новые вызовы перед человечеством ставят технологии завтрашнего дня — дополненная [10] и виртуальная [11] реальности, а также связанная с их развитием «игрофикация» повседневности. Цифровой дипломатии в дальнейшем, очевидно, предстоит распространиться далеко за пределы Twitter, блогов и других «новых медиа». Вместе с тем полагаем важным не забывать слова С. Лаврова о том, что «во внешнеполитической деятельности никакие технологии не заменят живого, человеческого общения».

1. Такие публикации (контент) в английском языке обозначаются аббревиатурой UGC от «user-generated content».

2. К примеру после того, как в 2014 году К. Бильдт сравнил на своей странице в сервисе «Twitter» бывшего президента Украины В. Януковича с норвежским коллаборационистом В. Квислингом, критика в адрес главы шведского МИД прозвучала в Швеции и Норвегии. См.: Bildt får skarp kritik för Quisling-tweet // Aftonbladet, 05.03.2014 г.

4. Представительство также представлено на платформах «Facebook», «ВКонтакте», «Youtube», «Instagram»; общее число просмотров в 2017 году составило 2,6 млн. Сервис «Storify» использовался до момента закрытия в мае 2018 года.

6. О востребованности информации об учебном парусном судне «Крузенштерн» (порт приписки – Калининград) свидетельствует тот факт, что один из «твитов», посвящённых паруснику, набрал рекордные 100 тыс. просмотров.

9. Интересно, что в качестве аргумента в дискуссии один из литовских гостей страницы Представительства в сети «Фейсбук» предложил к публикации фотографию, изображающую слившихся в поцелуе «солдата Вермахта» и «советскую санитарку» с комментарием о «дружбе СССР и Германии». В действительности, как показал несложный поиск в сети «Интернет», снимок был сделан в наше время в ходе исторической реконструкции и намеренно опубликован в чёрно-белой цветовой гамме.

10. Использование цифровых приложений в режиме реального времени, сочетающих информацию окружающего мира с информацией программного обеспечения.

11. Имитация окружающего мира средствами компьютерных программ.

Источник

Цифровая дипломатия: направления работы, риски и инструменты

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

К.полит.н., Дипломатическая академия МИД России, эксперт РСМД

В июне 2012 г. на совещании послов и постпредов президент России поставил цифровую дипломатию в один ряд с наиболее действенными инструментами внешней политики. Президент призвал дипломатов интенсивнее использовать новые технологии на разных платформах, в том числе в социальных медиа, для разъяснения позиций государства.

В июне 2012 г. на совещании послов и постпредов президент России поставил цифровую дипломатию в один ряд с наиболее действенными инструментами внешней политики. Президент призвал дипломатов интенсивнее использовать новые технологии на разных платформах, в том числе в социальных медиа, для разъяснения позиций государства.

Цифровая дипломатия, названная экспертами Силиконовой долины «дипломатия Веб 2.0», появилась сравнительно недавно. Упрощенное определение этого явления – использование веб и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для реализации дипломатических задач – дает о нем вполне исчерпывающее представление.

Можно выделить несколько общих направлений, где цифровая дипломатия как ресурс внешнеполитического ведомства особенно эффективна.

В первую очередь, это осуществление публичной дипломатии: при установлении контактов с онлайн-аудиторией и формировании новых инструментов коммуникации цифровая дипломатия может обеспечить возможность обращаться напрямую к целевой аудитории с конкретными сообщениями, в том числе привлекать к сотрудничеству авторитетных опинион-мейкеров. Электронная дипломатия содействует налаживанию диалога в формате «гражданин–гражданин, человек–человек». Этот диалог может быть инициирован как самими участниками гражданского общества, так и государством, которое может выполнять функции модератора диалога.

Цифровая дипломатия носит в основном прикладной характер и особенно полезна в работе с зарубежной аудиторией, в вопросах трансляции официальной позиции и формирования имиджа государства.

В области управления информацией, в том числе накопленными знаниями и опытом: аккумулирование и анализ колоссального объема информации, который может быть с успехом использован в политических прогнозах и стратегическом планировании. Опыт и информация, накопленные различными ведомствами внешнеполитической структуры государства, благодаря современным ИКТ, могут успешно использоваться в разных точках земного шара, независимо от местонахождения первоисточника и потребителя.

Осуществление консульской деятельности: обработка и подготовка визовой документации, прямые контакты с гражданами, находящимися за рубежом.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий: использование ИКТ для осуществления экстренной связи с посольством государства за рубежом.

Судя по указанным направлениям, цифровая дипломатия носит в основном прикладной характер и особенно полезна в работе с зарубежной аудиторией, в вопросах трансляции официальной позиции и формирования имиджа государства. Важно понимать, что дипломатию в ее привычном понимании она вряд ли когда-нибудь заменит. Закрытые переговоры останутся закрытыми. Впрочем, в силах цифровой дипломатии объяснить, почему принято то или иное решение, к каким результатам оно приведет, как повлияет на внешнеполитический процесс, т.е. открыть доступ широкой общественности к результатам деятельности традиционной дипломатии.

Открытость – это вынужденная необходимость для государства, которое работает в информационном пространстве наравне с другими источниками информации. Если не наполнять это пространство объективной информацией, его наполнят другие.

О принципах открытости в дипломатии еще в 1918 г. говорил президент США Вудро Вильсон. Первый из четырнадцати пунктов проекта мирного договора, завершающего Первую мировую войну, гласил: «Открытые мирные договоры, открыто обсуждаемые, не позволят появиться разным трактовкам этих соглашений, дипломатия всегда будет действовать отрыто и на глазах у общественности» [1]. Тогда принцип открытости был требованием времени – общественное мнение, приобретавшее все большее влияние на политическую жизнь европейских стран, неприязненно относилось к секретности, которой традиционно были окутаны дипломатические контакты. В условиях распространения грамотности, появления массовой периодической печати и становления выборных парламентов главы государств, министры и дипломаты осознавали необходимость гласно оправдывать свои действия в глазах общественности.

Сейчас открытость – это вынужденная необходимость для государства, которое работает в информационном пространстве наравне с другими источниками информации. Если не наполнять это пространство объективной информацией, его наполнят другие. Цифровая дипломатия как раз и призвана оперативно предоставлять адекватную информацию, опровергать некорректные сведения, подтверждать сведения из официальных источников. Зачастую все это сопряжено с определенными рисками, о которых речь пойдет далее.

Риски цифровой дипломатии

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Иногда ошибок в использовании инструментов электронной дипломатии не могут избежать даже ее приверженцы и практики. Так, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт накануне Всемирного экономического форума (2012 г.) в Давосе отправил весьма неполиткорректный твит, который вызвал массу критических замечаний со стороны подписчиков его микроблога: «Покидаю Стокгольм и направляюсь в Давос. С нетерпением жду торжественный ужин, который сегодня вечером организует Всемирная Программа Продовольствия! Решение глобальной проблемы голода – это чрезвычайно важный вопрос! #davos». Твиттерсфера не заставила себя долго ждать, осудив сообщение министра и назвав этот твит провальным (#fail). Согласитесь, голод и роскошный ужин не совсем гармонируют друг с другом.

К сожалению, уровень культуры общения в блогосфере, Твиттерсфере и Интернете в целом оставляет желать лучшего. Анонимность и, как следствие, грубость и хамство в сети по-прежнему остаются в разряде неминуемых рисков. Майкл Макфол, посол США в России, на встрече со студентами и выпускниками Российской экономической школы в июне 2012 г. признался, что ежедневно получает в Twitter провокационные сообщения оскорбительного характера. Эти оскорбления, заметил посол, остаются на совести тех, кто их отправляет, и на его работу повлиять они не могут.

Хакерство – это еще один риск, который существует со времен появления Интернета. Из последних примеров можно привести случай хакерской атаки на личный сайт Юлия Эдельштейна, министра Израиля, курирующего вопросы публичной дипломатии и вопросы диаспоры. Комментируя это происшествие, министр заявил, что ничто не сможет ему помешать осуществлять публичную дипломатию от имени государства Израиль. Он и впредь намерен защищать интересы государства по всем фронтам, в том числе в пространстве Интернета.

С экстремальными явлениями в сети борются такие структуры, как, например, Пентагон, сервер которого все чаще подвергается атакам извне. Они не просто отслеживают хакеров, но и предлагают сотрудничество вместо длительного срока тюремного заключения, который грозит им в случае обнаружения. Тем не менее, такие меры – скорее исключение, чем правило.

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Снижению рисков может способствовать наличие четких правил, которых должны придерживаться организации, имеющие представительства в сети, и их специалисты, работающие с Интернет-аудиторией. Правила должны вырабатываться в рамках четкой стратегии работы в Интернете, согласно которой работа должна носить регулярный характер, ответственные специалисты должны уметь подавать информацию таким образом, чтобы она привлекала внимание аудитории, вызывала интерес и желание продолжить диалог. Важно также стараться предугадать реакцию на сообщение, которое появится в сети, перед тем, как нажать клавишу «Enter». В данном случае показателен пример Twitter, который дает своим пользователям всего 140 знаков – чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно». Впрочем, и здесь, как показывает практика, есть риск совершить ошибку (случай с твитом К. Бильдта весьма показателен).

В отношении тех пользователей, чья анонимность может позволить им некорректное поведение в сети, есть проверенный рецепт: собака лает, караван идет. Опытные пользователи понимают это и зачастую используют негативные комментарии для того, чтобы вывести оппонента на продолжение диалога, донести до аудитории свое сообщение. Речь об этом шла в статье посла России в Великобритании Александра Яковенко, опубликованной не так давно на официальном сайте посольства в Интернете. По словам А. Яковенко, «анонимность – это один из рисков цифровой дипломатии»: «…Вы можете выбрать себе любое имя, адрес или даже агрессивно вести себя по отношению к кому-либо… Но это не пример для подражания для тех, кто занимается публичной дипломатией. Наше сообщение должно быть четким. Вот почему я (@Amb_Yakovenko) горжусь тем, что принадлежу к 35000 официально зарегистрированным пользователям Twitter». В статье также говорится, что по количеству пользователей сети, отслеживающих работу посольства России в Великобритании, оно находится на третьем месте после США и Израиля.

Возвращаясь к словам израильского министра, можно утверждать, что в наши дни пространство Интернета по уровню напряженности сравнимо с линией фронта, важным стратегическим рубежом, контроль над которым сулит серьезные преимущества тому, кто будет им обладать. Чтобы получить это преимущество, недостаточно номинального присутствия в Интернете в виде нескольких микроблогов в Twitter или пары страниц в Facebook. Нужны стратегия и инструментарий для ее реализации. Необязательно заново изобретать велосипед. Международный опыт показывает, что уже накоплен внушительный арсенал приемов и методов цифровой дипломатии, который может быть использован для решения внешнеполитических задач.

Digital diplomacy toolbox

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Перед тем как открыть заветный ящик с инструментами электронной дипломатии (digital diplomacy toolbox), отметим, что арсенал дипломатии Web 2.0 действительно обширен, каждый из инструментов сам по себе заслуживает подробного описания в отдельной статье. Twitter – один из множества таких инструментов, с помощью которых государство может увеличивать свое присутствие и влияние в Интернете, предоставлять объективную информацию зарубежной и отечественной аудитории. Здесь важно не смешивать понятия дипломатии Web 2.0 и Твипломатии (Twiplomacy). Последняя является лишь составной частью цифровой дипломатии. В совокупности с другими прикладными инструментами и методами электронной дипломатии Твиттер-дипломатия может быть весьма эффективным инструментом.

Итак, начнем с оказания экспертной помощи и консультирования дипломатов и сотрудников посольств и консульств по вопросам цифровой дипломатии в режиме 24/7. Такую работу осуществляет Интернет-портал Форин-офиса, консультирующий своих сотрудников, которые работают с Интернет-аудиторией. Название портала – «Цифровая дипломатия» – говорит само за себя и содержит предельно просто изложенные миссию, цели и задачи электронной дипломатии Британского внешнеполитического ведомства. Ценное ядро ресурса – руководство по использованию инструментов цифровой дипломатии. В нем кратко и доступно изложены инструкции по использованию Twitter, Facebook и других социальных медиа. Кроме того, даны полезные советы по работе с веб-сайтом, размещению и подбору информационных, видео- и аудиоматериалов в сети. На сайте дипломаты могут записаться на онлайн-тренинги, проконсультироваться со специалистами, задать вопросы экспертам. Разработчиками ресурса предусмотрен также отдельный раздел «Case-studies» с конкретными примерами успешно реализованных проектов цифровой дипломатии.

Стоит также упомянуть онлайн-ресурс отдела Госдепартамента США по вопросам электронной дипломатии и отдела по вопросам инноваций CO.Nx. Платформа предлагает зарубежной аудитории в формате веб-конференций и вебинаров послушать выступления ведущих американских ученых, предпринимателей, исследователей и дипломатов.

Наглядную информацию по цифровой дипломатии можно получить воспользовавшись веб-приложением созданным Агентством Франс пресс AFP. При умелом обращении, приложение выберет для Вас необходимые статистические данные по странам, персоналиям, и самым актуальным темам в формате инфографики.

Цифровая дипломатия не заменит дипломатию классическую, но при искусном обращении этот инструмент может усилить работу государства в сфере международных отношений и внешней политики.

Аккумулирование информации в формате онлайн-энциклопедии – еще один инструмент из арсенала электронной дипломатии. Возьмем, к примеру, онлайн-ресурс экспертных материалов по вопросам международных отношений Диплопедия (Diplopedia). Созданная благодаря усилиям сотрудников внешнеполитического ведомства США, Диплопедия на сегодня насчитывает уже более 15000 статей, затрагивающих различные аспекты международных отношений и дипломатической деятельности. По состоянию на октябрь 2011 г. ресурс насчитывал 4698 зарегистрированных пользователей и 42217 еженедельных просмотров.

У ресурса есть сходство и различия с Википедией. Так, в отличие от Википедии, в Диплопедии анонимная публикация статей не допускается, для этого пользователь должен быть зарегистрирован. Зарегистрированный пользователь, как и в Википедии, может редактировать опубликованные ранее статьи, добавлять новые данные, актуализировать информацию. Диплопедия незаменима в ситуациях, требующих нестандартного решения. В целом это качественный ресурс получения достоверной информации, которая используется сотрудниками и по мере обновления моментально распространяется по каналам коммуникаций.

Стимулирование и поощрение взаимодействия сотрудников на площадках профессиональных социальных сетей, подобных Linked-In и Facebook, – это еще один успешный опыт зарубежных коллег, который может быть полезен российским дипломатам. Свои аналоги профессиональных объединений есть у США и Великобритании – Corridor и Demophon, соответственно. В октябре 2011 г. ресурс Corridor насчитывал 6800 пользователей и более 440 групп.

Активная работа сотрудников в такой сети позволяет им:

Взаимодействие в профессиональных социальных сетях может быть полезно и для другого инструмента электронной дипломатии – краудсорсинга (от англ. crowd – толпа, source – ресурс). Под этим популярным словом подразумевается современный подход к решению задач общими силами участников на добровольной основе, совместный поиск решений. Например, на сайте Государственного департамента США «The Sounding Board» сотрудники могут высказать свои проектные предложения по решению конкретных проблем, узнать, что об их идеях думают коллеги, а в случае принятия проекта – получить средства и возглавить команду по его осуществлению. С начала работы в феврале 2009 г. специалисты сайта получили 2300 предложений и около 22000 комментариев. Таким образом, «The Sounding Board» представляет собой пространство для обмена мнениями и опытом реализации проектов.

Координация деятельности краудсорсинговых проектов осуществляется также при помощи информационных технологий. Это позволяет одновременно участвовать в проекте сотрудникам, находящимся в разных точках земного шара. Участие в краудсорсинговых проектах дает им возможность освоить новые профессиональные навыки, повысить уровень компетенции в различных сферах и в целом самореализоваться.

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Необходимо также отметить, что цифровые решения для дипломатии разрабатывают и применяют не только внешнеполитические ведомства, но и международные НКО. К примеру, ресурс ediplomat.com позиционирует себя как глобальный портал для дипломатов. На портале публикуются новости, рекомендации и предоставляются услуги для дипломатического сообщества. Инициатором создания портала выступила группа дипломатов, которые осознавали потенциал Интернета и постарались сделать так, чтобы данный ресурс стал платформой для объединения дипломатического корпуса и всех, кто интересуется дипломатией.

Еще один электронный ресурс – diplomacy.edu (Diplo) – был создан в 2002 г. совместными усилиями правительств Мальты и Швейцарии. В настоящее время Diplo предлагает электронные решения для дипломатии и в целом для государственного управления. На сайте есть возможность ознакомиться с рядом исследований по электронной дипломатии, пройти онлайн-обучение на разных курсах, начиная с дипломатического протокола и заканчивая вопросами изменения климата.

В век массовых коммуникаций число людей, которые пользуются мобильными телефонами и смартфонами, снабженными функцией связи с Интернетом, ежедневно растет. В связи с этим важно упомянуть еще один полезный элемент цифровой дипломатии – создание прямых каналов коммуникации с гражданами, выезжающими за рубеж, с целью обеспечения связи в случае возникновения кризисных ситуаций. У России уже есть опыт работы в этом направлении: 1 августа 2012 г. исполнился год с начала сотрудничества МИД России и ОАО МТС по информированию российских граждан, выезжающих за рубеж. Все клиенты МТС, прибыв за границу, получают бесплатные SMS-сообщения с номерами телефонов экстренной связи с российскими посольствами. Кроме того, по просьбе МИД России МТС рассылает своим клиентам, находящимся за границей, уведомления и рекомендации российской дипломатической службы на случай возникновения или опасности возникновения чрезвычайной ситуации в конкретной стране. Безусловно, нужно развивать и усиливать работу в этом направлении, привлекая к ней других российских операторов мобильной связи.

Пример сотрудничества МИД и МТС показывает, что у России уже есть некоторые наработки в области цифровой дипломатии. По состоянию на август 2012 г. на сайте российского МИД были перечислены 45 Twitter-аккаунтов, два из которых принадлежат Геннадию Гатилову, заместителю министра иностранных дел, и Александру Яковенко, послу России в Великобритании. Недавно был обновлен интерфейс веб-сайта МИД России, планируется создание страницы ведомства в Facebook. Кроме того, в июне 2012 г. МИД РФ запустил первый аккаунт в YouTube. Планируется увеличение числа посольских микроблогов в Twitter. Тем не менее еще многое предстоит сделать. Информационно-коммуникационные технологии постоянно совершенствуются. Поэтому, чтобы полноценно работать с Интернет-аудиторией, необходимо не только уметь пользоваться имеющимся арсеналом рабочих инструментов цифровой дипломатии, но и быть в курсе последних тенденций и разработок.

Для использования ресурсов новых социальных медиа, несомненно, требуется выработать стратегию, обучить персонал и проанализировать ситуацию. Как правило, госструктуры в силу своей инертности гораздо менее восприимчивы к инновациям в сфере ИКТ, в отличие, например, от частного бизнеса, который активно использует новые технологии и взаимодействует с внешней средой. Выходом из ситуации в какой-то мере могло бы стать сотрудничество МИД с российскими ИТ-компаниями, такими как Яндекс, Рамблер и популярный социальный медиа-ресурс ВКонтакте.

Что такое цифровая дипломатия. Смотреть фото Что такое цифровая дипломатия. Смотреть картинку Что такое цифровая дипломатия. Картинка про Что такое цифровая дипломатия. Фото Что такое цифровая дипломатия

Стоит напомнить, что МИД располагает таким образовательным ресурсом, как Дипломатическая академия, одной из функций которой является подготовка и повышение квалификации российского дипломатического корпуса. Курсы по цифровой дипломатии должны стать обязательным элементом учебного процесса в академии. При этом если сотрудники центрального аппарата МИД могут проходить обучение непосредственно в академических стенах, то у сотрудников посольств и консульств должна быть возможность обучаться онлайн в форме вебинаров.

Итак, цифровая дипломатия и работа в Интернете в целом могут серьезно усилить деятельность по разъяснению внешнеполитических позиций государства отечественной и зарубежной аудитории. Цифровые технологии могут быть особенно полезны в публичной дипломатии, в сфере сбора и обработки информации, в области консульской деятельности, для осуществления коммуникаций во время чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Безусловно, у дипломатии Web 2.0 есть свои риски, к которым относятся утечка информации, хакерство, анонимность пользователей Интернета. Тем не менее, международный опыт свидетельствует, что умелое использование инструментов цифровой дипломатии может приносить хорошие дивиденды тому, кто в нее инвестирует. Причем цифровая дипломатия не всегда требует финансовых вложений, напротив, зачастую она нацелена на сокращение расходов. Здесь крайне важен человеческий фактор – желание сотрудников развиваться, осваивать новые технологии, посвящать часть своего рабочего времени работе с целевой Интернет-аудиторией, обработке электронной информации, созданию информационно-справочных материалов.

Возможности развития цифровой дипломатии ограничиваются отсутствием национальной информационно-коммуникационной стратегии, недостаточным количеством подготовленных специалистов и рядом рисков, характерных для работы в Интернете. Кроме того, требуются инструменты для оценки эффективности используемых социальных медиа. Важно уже не количество «фолловеров», «лайков», «твитов/ретвитов», важны реальные показатели реагирования аудитории на сообщения, изменения ее восприятия, того, как этому способствует дипломатия Web 2.0. Цифровая дипломатия не заменит дипломатию классическую, но при искусном обращении этот инструмент может усилить работу государства в сфере международных отношений и внешней политики. Будущее дипломатии Web 2.0 совершается уже сегодня, она все время развивается, вовлекая в процесс обмена информацией все больше участников. Этому способствует сама природа социальных медиа, которые как любой живой организм постоянно эволюционируют.

Для внешнеполитических ведомств время цифровой дипломатии уже наступило. Им остается только сделать выбор: пассивно наблюдать за происходящими изменениями и оставаться в стороне от технологического прогресса или принять эту реальность, а с ней те возможности и преимущества, которые предоставляет электронная дипломатия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *