Что такое цифровизация экономики
Цифровая экономика: возможности и риски
Новые технологии, стремительно входящие в нашу повседневную жизнь, обладают одним ключевым качеством: они существенно повышают эффективность деятельности как отдельного человека, так и целых секторов экономики. Рост производительности, который может возникнуть в результате нового технологического рывка человечества, – это новые возможности, но и новые риски, которые с высокой вероятностью существенно повлияют и на параметры развития экономики, и на уровень жизни.
У большинства обывателей понимание цифровых технологий прежде всего связано с рынком потребительских услуг. Мы видим, как стремительно он развивается на наших глазах. Создаются новые экосистемы, которые значительно облегчают нашу жизнь, существенно упрощается диалог гражданина с государством, финансовыми институтами, торговыми организациями. Но смущает тот факт, что внедрение новых и современных технологий пока так и не привело ни к значимым сдвигам в структуре российской экономики, ни к росту уровня жизни населения. В чем же здесь проблема? Почему Россия, не уступающая ведущим странам по многим направлениям цифровизации, не может конвертировать это технологическое преимущество в экономический рост?
Один из ответов лежит на поверхности: требуется определенное время на масштабирование технологий и увеличение эффектов от их использования. Но, по-видимому, такое объяснение не является исчерпывающим. Важно указать на то, что потребительский рынок – это важное, но не единственное направление цифровизации экономики. Экосистемы, ориентированные на потребительский спрос, – это хорошо, но их развитие должно быть сбалансировано с вложениями в производство тех продуктов, которые через них потребляются. Крупные транснациональные корпорации и государства, которые они представляют, строят свою политику цифровизации на интеграции IT-технологий и разработок в области технологического оборудования с механизмами реализации готовой продукции. Именно на основе этой связки с высокой вероятностью и будут формироваться основные доходы от цифровизации.
Наличие производственных цифровых платформ позволяет компаниям – технологическим лидерам решать целый спектр задач. Среди которых можно выделить сохранение технологической зависимости от их продукции в развивающихся странах. Дальнейшим шагом такой цифровой экспансии является развитие экосистем, которые обеспечивают доступность и спрос на производимую продукцию. Тут возникает связь с финансовым сектором и торговлей. И на каждом из этих элементов создаются все новые объемы доходов, которые реинвестируются в сектор исследований и разработок в целях поддержания технологического лидерства.
К сожалению, в нашей стране в полной мере обеспечить такое проникновение цифровых технологий в структуру экономики на базе отечественных разработок пока нельзя. Но это необходимо сделать, так как отставание в уровне используемых технологий угрожает промышленному суверенитету нашей страны, причем даже в чувствительных для обороноспособности секторах экономики. Скоро уже будет невозможно купить высокотехнологичный зарубежный станок без соответствующего программного обеспечения и соответствующих требований к его обслуживанию.
В этих условиях цифровизация реального сектора российской экономики постепенно становится ключевым элементом стратегии ее модернизации. Это важно еще и потому, что технологии цифровизации значительно меняют корпоративный ландшафт мировой экономики и принципы конкуренции. Новые технологии направлены прежде всего на рост эффективности производства, а значит, и на рост доходов. Все это будет сопровождаться значительными структурными сдвигами, связанными с заменой одних затрат предприятий другими. Например, более точный учет спроса позволит снизить запасы и уменьшить логистические расходы. За это придется заплатить повышением затрат на IT-технологии. В конечном счете можно ожидать достаточно сильного перераспределения доходов в пользу транснациональных корпораций, обладающих технологическим лидерством как в области цифровизации, так и в смежных с ней областях автоматизации, роботизации, биотехнологий и т. д.
Гонка цифровых технологий компании предъявляет повышенные требования к вложениям в исследования и разработки. Достаточно сказать, что компании, специализирующиеся на цифровых технологиях, занимают восемь первых мест общемирового рейтинга по объемам вложений в исследования и разработки, а уровень инновационных затрат на них превышает суммарные затраты России на все виды исследований и разработок.
Цифровизация и смежные с ней процессы создают риски снижения занятости либо негативных сдвигов в ее структуре. В первую очередь речь идет о том, что в результате роста эффективности, автоматизации и роботизации будет потеряно значительное количество рабочих мест в реальном секторе. Но это еще не все. Уже есть примеры развития крупных агломераций, в которых увеличение роли IT-индустрии сопровождалось ухудшением состава рабочих мест и снижением на этой основе качества жизни значительной части населения. По некоторым оценкам, сейчас в США одно рабочее место в секторе цифровых технологий формирует условия для создания до восьми низкоквалифицированных рабочих мест в сфере услуг (официанты, продавцы, водители и т. д.). Понятно, что такая динамика ведет к нарастанию социальных проблем даже в ведущих экономиках мира.
Каков же может быть ответ на риски технологического развития экономики? Как для развитых, так и для развивающихся стран это, по-видимому, трансформация взаимоотношений в контуре бизнеса и государства. Если доходы крупных технологических компаний будут расти и это будет сопровождаться снижением качества занятости, то естественным ответом на это должно стать повышение уровня корпоративных налогов и увеличение социальной поддержки населения. И это должно стать глобальной тенденцией. В этом свете совсем по-иному выглядит дискуссия о безусловном базовом доходе или сокращенной рабочей неделе. На горизонте вырисовываются контуры общества всеобщего цифрового благоденствия, в котором от каждого по способностям и каждому по потребностям. Но жизнь, как всегда, сложнее. Ключевая проблема, которая встает на этом пути, – это огромный объем капитальных вложений, который потребуется для цифровой перестройки экономики. Вопрос – когда и кто за все это заплатит.
Время, чтобы нарастить компетенции в области цифровизации, еще есть. В том числе и для того, чтобы выстроить российскую стратегию цифровизации с учетом имеющихся возможностей и рисков, сделать ее значимым фактором роста экономики в самых разных ее секторах.
«Умные» комбайны и дроны-геологи: как цифровизация меняет экономику
Внедрение цифровых технологий кардинально изменило бизнес-модель компаний практически во всех основных индустриях. К примеру, в медиаиндустрии стриминговая модель распространения контента практически уничтожила бизнес по продаже физических носителей и сейчас уверенно отнимает долю рынка у кинотеатров. Даже в более традиционных отраслях, например в сельском хозяйстве, внедрение цифровых решений становится неотъемлемой частью развития бизнеса: появляются управляемые искусственным интеллектом «умные» теплицы, аналитика больших данных помогает предсказывать засуху и другие природные катаклизмы. Эти и другие решения оптимизируют расходы, упрощают управление, увеличивают прибыль.
По данным исследования McKinsey, в мире только 4% корпораций вышли на уровень, когда все бизнес-процессы полностью цифровизованы. Лидирует индустрия медиа и развлечений, где уровень цифровизации составляет 62%. К числу наименее цифровизованных относятся финансы (39%), автопроизводители (32%) и производство потребительских товаров (31%). Среди наиболее широко используемых технологий — традиционные интернет-технологии, их используют 85% компаний-респондентов, и облачные сервисы (81%). Наименее распространенные — трехмерная печать, которую используют только 13% опрошенных компаний, и технологии дополненной реальности — их начали использовать 15% компаний. РБК вместе с «МегаФоном» изучил, какие решения оказываются наиболее востребованными в реалиях российского рынка, в каких индустриях они применяются и какая роль в цифровизации у решений, созданных на базе IoT-устройств.
Содержание:
Сельское хозяйство
Компания PwC разработала концепцию точного земледелия, подразумевающую использование большого числа цифровых решений для управления почти всеми аспектами сельского хозяйства вплоть до определения оптимального времени сбора урожая. В частности, засев планируется исходя из рельефа местности, качества почвы и степени ее минерализации. Уровень влажности и света, сила ветра контролируются с помощью дронов, спутниковой картографии и решений интернета вещей. Планирование механизмов полива и удобрения почвы ведется на основании почасового прогноза погоды. Они не должны совпасть с падением температуры или затяжными дождями, иначе расходы на удобрения и выезд техники на поля будут понесены компанией впустую.
«Например, IoT-решение из области так называемого точного земледелия — это когда специальные метеостанции, которые стоят в полях, с помощью сенсоров собирают данные (температура, влажность) и с помощью передающих радио-GSM-модулей отправляют их на IoT-платформу. На ней посредством алгоритмов big data происходит обработка собранной с сенсоров информации и строится высокоточный почасовой прогноз погоды. Клиент видит его в интерфейсе на компьютере, планшете или смартфоне и может оперативно принимать решения. Все вместе — это один IoT-продукт, который может также дополняться решениями по безопасности передаваемого трафика: клиент получает выделенную точку доступа для сбора трафика, передаваемая сенсорами информация остается в контуре компании», — отмечает руководитель по IoT «МегаФона» Павел Иванченко.
В целом применение концепции точного земледелия, по данным PwC, позволяет сократить затраты на 10% и на столько же увеличить урожайность. Внедрение IoT-решений в животноводстве и земледелии позволяет снизить затраты на 15–20% и добиться сокращения гибели скота на 15%. В животноводстве также используются технологии больших данных и машинного обучения, которые позволяют на ранних стадиях выявлять заболевания скота и другие потенциальные факторы риска. «МегаФон» начал предоставлять решение по мониторингу крупного рогатого скота на основе IoT-технологии в середине 2019 года. Техническое решение выполнено в виде ушной бирки. Помимо местоположения животного оно определяет температуру тела и реагирует на активность. Все параметры мониторинга отображаются в личном кабинете клиента.
Также в сельском хозяйстве используются «умные» теплицы, где температура, уровень влажности и другие параметры регулируются автоматически, в каких-то случаях с использованием технологии искусственного интеллекта. «Умные» фермы используют интернет вещей, чтобы отслеживать передвижение и здоровье животных.
Сельское хозяйство — одна из сфер, где беспилотные транспортные средства могут показать максимальную эффективность. К примеру, российская компания Cognitive Technologies совместно с компаниями «Ростсельмаш» и КамАЗ разработали программное обеспечение Agro Pilot для беспилотного вождения комбайнов. Технология уже была протестирована на полях Ростовской области. Тестовая эксплуатация показала, что беспилотная техника способна работать в ночных условиях, что позволяет повысить производительность и свести к минимуму человеческий фактор. В результате качество уборки зерновых культур повысилось на 30%.
Стоит отметить, что в сельском хозяйстве актуальны задачи низкого энергопотребления используемых IoT-датчиков и сенсоров, а также длительная работа от батарейки, измеряемая не месяцами, а годами. Соответственно, зачастую используются решения класса LPWAN, или Low-power Wide-area Network.
«МегаФон» первым среди операторов начал внедрять специализированный стандарт класса LPWAN, специально разработанный GSMA-ассоциацией для таких задач, — NB IoT, или Narrow Band IoT. Narrow Band Internet of Things — стандарт сотовой связи для интернета вещей, ориентированный на устройства с низкими объемами обмена данными. Он позволяет подключать тысячи устройств к одной базовой станции, при этом он работает поверх обычных сетей связи, то есть не мешает разговорам абонентов. В тариф также входит доступ к платформе «M2M-Мониторинг». С ее помощью независимо от места нахождения клиенты смогут управлять сетью IoT-устройств и не задумываться о стоимости или перерасходе IoT/M2M-трафика», — говорит Павел Иванченко.
«Умные» города
Использование цифровых технологий в городском хозяйстве не менее эффективно, чем в крупных корпорациях. По данным McKinsey Global Institute, использование технологий «умного» города позволяет повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации на 20–35% и, как следствие, сократить число смертей от несчастных случаев на 10%. Также цифровые технологии позволяют сократить среднее время в пути на работу и с работы на 15–20% и снизить заболеваемость жителей города на 8–15%.
«Технологии «умного» города также дают возможность более эффективно решать локальные задачи. Например, счетчики воды на базе технологии интернета вещей позволяют жителям лучше контролировать свои расходы и не платить «за соседа», а управляющей компании — более эффективно планировать свои действия, избегать проблем в моменты пикового потребления и экономить средства, избегая дебиторской задолженности», — уверен Павел Иванченко.
Решение «Цифровой двойник города», созданное «МегаФоном», дает возможность спрогнозировать рост населения, учесть будущие потребности жителей и на основании предиктивной аналитики определить оптимальные модели строительства жилья, создания социальной и транспортной инфраструктуры и других систем. К такого же рода решениям относится сервис, который позволяет оценить объем туристических потоков в регион или город. Анализируя предпочтения туристов, город принимает решения о развитии туристической инфраструктуры в локациях, куда необходимо привлечь людей, об открытии новых туристических направлений, проведении массовых мероприятий и т.д.
Медицина
Несмотря на то что как наука медицина использует все самые передовые технологии, та ее часть, которая касается лечения людей, во всем мире остается достаточно консервативной — только недавно в некоторых странах врачи начали вести прием пациентов через интернет. Гаджеты с функциями мониторинга основных показателей организма уже давно стали неотъемлемой частью жизни большинства людей, увлекающихся спортом, но о том, чтобы использовать их для диагностики опасных заболеваний, люди задумались относительно недавно.
Осторожность людей в отношении телемедицины связана с тем, что многие боятся доверять контроль за такой важной вещью, как здоровье, гаджетам и алгоритмам. Эта точка зрения не совсем верна, так как большинство подобных решений не заменяет врача, а лишь дополняет его компетенции. К примеру, «умные» часы могут отслеживать сердечный ритм и давление в режиме реального времени, а значит, врач сможет увидеть состояние человека не только во время визита в больницу, но и во сне, во время стресса, физических нагрузок.
Технологии полезны не только пациентам, но и врачам. Одной из сложнейших проблем в медицине остается быстрый доступ к необходимым знаниям. Число заболеваний, которым подвержены люди, крайне велико и продолжает расти. Отправлять пациентов к профильным специалистам в другой регион или даже в другую страну дорого и не всегда возможно. В этом случае решения в области виртуальной и дополненной реальности оказываются незаменимым инструментом. К примеру, российская компания MedVR создала проект «Виртуальная клиника». Врач надевает специальный ранец, датчики на руки и ноги, виртуальные очки и в результате полностью погружается в атмосферу врачебного кабинета, где могут присутствовать несколько специалистов, физически находящихся в разных странах. Такие технологии также незаменимы для обучения врачей работе с новыми, ранее неизвестными заболеваниями, включая COVID-19.
Ретейл
По данным компании PwC, в 2018 году мировым лидером по развитию электронной коммерции был Китай, где продажи через интернет достигли 23% рынка ретейла в целом. В США этот показатель составлял 10%, в России — 4%. Несмотря на цифровую революцию в ретейле, обычные магазины по-прежнему остаются основным местом совершения покупок. Глобальные лидеры цифрового ретейла, такие как Amazon и AliExpress, фокусируются на интеграции потребительского опыта в офлайн-магазинах в их цифровую экосистему, пишут авторы отчета PwC.
Одним из основных конкурентных преимуществ электронной коммерции является возможность обратиться к покупателю адресно — интернет-компания знает конкретного человека, его историю покупок, во многих случаях также имеет доступ к другим данным, например из социальных сетей, позволяющим точно определить, какие товары будут наиболее актуальны в конкретный момент времени.
Цифровые технологии делают подход к маркетингу в традиционном ретейле таким же адресным, как и в электронной коммерции. В частности, решение «МегаФон Таргет» использует данные сим-карт абонентов, которые обрабатываются при помощи алгоритмов аналитики больших данных, для запуска максимально таргетированных рекламных кампаний. А система фильтрации позволяет сделать наиболее корректную выборку и найти тех, для кого эта реклама будет наиболее актуальна.
Процесс доставки товаров в крупных сетях планируется поминутно: транспорт не должен образовывать очередей. С помощью интернета вещей ретейл круглосуточно решает вопросы быстрой и эффективной погрузки и разгрузки. Также IoT-технологии участвуют в работе онлайн-касс. Они оснащены фискальным накопителем и подключены к интернету, что позволяет передавать данные о покупках в Федеральную налоговую службу. Подключение к интернету также позволяет компаниям дистанционно управлять своим бизнесом, анализировать продажи и использовать облачные сервисы.
Одним из крупнейших игроков рынка онлайн-касс является клиент «МегаФона» ИТ-компания «Эвотор». Порядка 32 тыс. онлайн-касс «Эвотора» подключены на сим-карты «МегаФона». Мониторинг устройств осуществляется через платформу «М2М-Мониторинга». Она позволяет контролировать работоспособность оборудования, предотвращать внештатные ситуации и перерасход средств на связь благодаря возможности выставлять лимит по трафику и получать уведомление о блокировке сервиса при достижении порога отключения.
Цифровые технологии позволяют не только прокачивать бизнес-процессы ретейлеров, но и давать качественно новые возможности покупателям. К примеру, российская компания разработала решение на базе indor-позиционирования для офлайновых магазинов: корзины для покупателей оборудуются недорогими планшетными компьютерами с картой магазина, информацией о товарах и скидках. Вместо того чтобы самому искать, где находится тот или иной товар, покупатель может выбрать его название в меню и система покажет маршрут до нужной полки. Более того, покупатель может выбрать в меню рецепт блюда, и система проведет его по маршруту, который позволит собрать все необходимые ингредиенты. Такое решение, в частности, внедрил финский ретейлер Kesko.
Важное значение имеет распределение товаров на полках внутри магазина. Разработанное «МегаФоном» решение на базе искусственного интеллекта позволяет оптимально распределять продукты на полках. Анализируя видеозаписи, оно видит, в каких частях торгового зала люди задерживаются чаще всего, и предлагает лучший вариант выкладки товара. Или же камера может в реальном времени с помощью нейросети обрабатывать изображение и выявлять скопления людей, чтобы предотвращать возникновение очередей и оперативно вызывать в зал дополнительных кассиров.
Добывающая отрасль
Важнейшим бизнес-процессом для добывающих компаний является геологоразведка, где новые технологии позволяют добиваться недоступных ранее результатов. К примеру, компания «Евраз» использует дроны для маркшейдерской съемки на предприятиях своей «дочки» — Распадской угольной компании. Это повысило оперативность принятия решений и позволило сократить время простоя карьерной техники. А «Норильский никель» работает над созданием подземного дрона для шахт, который сможет автономно перемещаться под землей и в автоматическом режиме проводить их проверку.
Как правило, производственные технологии в добывающей отрасли связаны с высокими рисками аварий, причем каждый подобный эпизод может нести огромные финансовые и репутационные риски. Поэтому компаниям необходимо прилагать максимум усилий, чтобы минимизировать вероятность возникновения внештатных ситуаций. С помощью интернета вещей можно не только мониторить объекты экосистемы, но и управлять технологическими процессами, заранее запрограммировав реакцию системы на внештатные ситуации. В нефтегазовой промышленности из-за удаленности добывающих объектов это особенно важно. Поступающие сигналы о неисправности запускают нужную цепочку реагирования: аварийно остановить или дистанционно перезагрузить систему, вызвать ремонтную бригаду и др.
Также важную роль в цифровизации добывающей отрасли играют технологии дополненной реальности, повышающие эффективность работы технических специалистов. Нефтехимическая компания «Сибур Холдинг» развивает ряд проектов с применением дополненной реальности и разрабатывает собственную AR-платформу для эффективной коммуникации технических и ремонтных служб с удаленными экспертами.
Транспорт и логистика
К примеру, в начале текущего года крупнейший в стране логистический оператор «Почта России» запустил цифровую платформу мониторинга транспортных средств на основе big data. Она позволит отслеживать пробег автотранспорта, планировать сроки его технического обслуживания и ремонта, накапливать информацию для точного прогнозирования расхода топлива и переходу к автоматизированному фактическому учету его расхода. Реализация проекта позволит в перспективе снизить холостые и производственные пробеги транспортных средств более чем на 8%.
Разработанная «МегаФоном» система «Контроль грузов» позволяет логистическим компаниям, работающим с клиентами в сфере ретейла, контролировать свежесть продуктов. На коммерческий транспорт можно установить датчики температуры рефрижератора, расхода топлива и другие. С помощью GPS-трекера система определяет, насколько аккуратна манера вождения, и может подавать тревожный сигнал, в случае если водитель сильно устал или по каким-то причинам не способен корректно вести себя на дороге. Таким образом логистическая компания не только контролирует сохранность машин и грузов, но и страхует себя от непредвиденных имиджевых и юридических рисков.
Цифровая трансформация — сложное экономическое явление, которое не ограничивается только использованием самих цифровых инструментов. Это также процесс изменения всех базовых принципов бизнеса. В США данное явление также называют «эффектом Amazon», когда компания, которая торговала книгами через интернет, за несколько лет превратилась в глобальный диверсифицированный холдинг, который, в частности, оказывает услуги целым странам и влияет на жизнь миллиардов людей.
В России объем ИТ- и телеком-рынков и их доля в ВВП незначительно сокращается. В 2018 году доля ИКТ в ВВП, по подсчетам Высшей школы экономики, Минцифразвития и Росстата, упала до 2,6% по сравнению с 2,7% годом ранее. При этом, как отмечает компания McKinsey, совокупный экономический эффект от цифровой трансформации российских компаний составит к 2025 году ₽4,1–8,9 трлн, или 19–34% от ВВП.
«МегаФон» также отмечает проникновение цифровых решений, в частности, на базе интернета вещей в новые отрасли. «Если раньше основные запросы на IoT-решения были от логистических и транспортных компаний, то сейчас наблюдается заметный рост в финансовом секторе, где банки и лизинговые компании собирают данные о местонахождении и состоянии залоговых и лизинговых активов, производстве. Федеральные и муниципальные власти проводят комплексное обновление городской инфраструктуры, а значит, в ближайшие годы еще большую востребованность продемонстрируют решения для мониторинга устройств ЖКХ, общественного транспорта, видеоаналитики, систем видеонаблюдения», — замечает Павел Иванченко.
Цифровизация экономики в России
Что такое цифровизация экономики
К основным технологиям цифровизации экономики относятся:
интеллектуальные информационные технологии, способные обрабатывать различные данные с применением алгоритмов искусственного интеллекта. С помощью ИИТ формулируются и регулируются ситуации, с которыми справлялся только интеллект человека. Благодаря ИИТ стало возможным преобразование этих ситуаций в формальные системы или исчисления и автоматизация их обработки.
Условия и проблемы цифровизации экономики в России
Переход на цифровую экономику означает для России повышение ее конкурентоспособности в новом технологическом укладе. При этом условиями цифровизации экономики станут:
развитие национального ИТ-сектора;
стимулирование создания инновационных технологий и из развития на международном уровне;
стимулирование инвестиций в предпринимательство и стартапы в области ИТ;
обеспечение информационной и кибербезопасности технологий.
Также для качественного роста экономики необходимо наличие технологий, которые позволяют максимально точно оценить текущее состояние рынков и отраслей, а также эффективно прогнозировать их развитие и ускорить их реакцию на изменения в конъюнктуре национальных и мировых рынков.
Однако в России процесс цифровизации экономики сталкивается с проблемами:
трудностей в изменении корпоративной культуры и бизнес-процессов организаций;
нехватки квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий;
сокращения рынка венчурных компаний из-за неблагоприятной экономической ситуации.
Тех, кто хочет принять участие в решении этих проблем и получить знания и компетенции, необходимые для разработки механизмов цифровой трансформации экономики, ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ приглашает пройти обучение на курсах по программам MBA IT. Записаться на эти курсы можно здесь..