Что такое цифровое слабоумие
Цифровое слабоумие – современная болячка «электронного» века
Специалисты стали отмечать, что все больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследование показало, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
Именно поэтому в современной литературе появился новый терминал «Цифровое слабоумие».
Ц.С.– это нарушения мозговой деятельности влекущее за собой снижение внимания, концентрации, ухудшение памяти в связи с частым или постоянным использованием электронных устройств.
Многие из нас настолько привыкли полагаться на гаджеты и всемирную сеть, что перестали запоминать информацию. Проще найти ее в поисковых системах. Вот и проблемы с памятью, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Мы не получаем необходимого опыта, чтобы развить достаточно, важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений. В связи с чем, отмирают участки мозга, которые не участвуют в работе.
Суть проблемы в том, что с одной стороны человек (чаще всего, как показала практика, это ребенок) постоянно воспринимает большое количество информации, но с другой стороны – совершенно ее не запоминает и фактически не обрабатывает. Он просто ее «пролистывает».
К числу основных симптомов цифрового слабоумия, следует отнести:
· Склонность к истерикам у детей;
· Отвлеченность от реальности;
· Возможна необъяснимая агрессия;
· Снижение уровня коммуникабельности;
Проблема цифрового слабоумия особенно актуальна для детей. Ведь мозг человека больше всего развивается именно в детстве, тогда мы получаем изначальные знания и формируем свою точку зрения.
Отечественные и зарубежные ученые доказали, что гаджеты инфантилизируют мозг, снижают его работоспособность и замедляют реакцию. Вирус цифрового слабоумия поражает и двигательную активность ребенка. Дети перестают гулять на улице, играть в подвижные игры, снижается тяга к труду и спорту. Современные школьники вместо того, чтобы вечером погулять, после того, как сделали уроки, сидят в телефонах и переписываются в мессенджерах и социальных сетях. Отсюда и снижение иммунитета, и рост числа страдающих от ожирения, и повышенная агрессия детей. Это все является следствием того, что детскому мозгу не хватает внешних продуктивных стимулов.
Если искать способ лечения цифрового слабоумие, то это будет довольно-таки трудно. В основном, это объясняется тем, что данное состояние изучено не до конца. Отсюда вытекает важность профилактики данного состояния, особенно в рамках семьи.
Необходимо установить ряд правил для всех членов семьи для профилактики цифрового слабоумия:
1. Установление правил в работе с гаджитами;
2. Ограничение времени пребывания в сети;
3. Формирование навыков и умений работы с информацией, развитие познавательной сферы в целом;
4. Установление доверительных, доброжелательных отношений, основанных на взаимном уважении;
5. Обучение ребенка постановке целей, принятию и выполнению решений, а также организации своего времени;
6. Расширение социальных контактов и увлечений ребенка через посещение им кружков, секций, совместное участие в различных мероприятиях;
7. Формирование самостоятельности ребенка через выполнение им «посильной» работы (домашние обязанности, организация рабочего времени, места и т.п.).
8. Включение ребенка в общесемейные обсуждения и планирование дел.
Если не удается справиться с ситуацией собственными силами и ребенок уже «заражен» вирусом цифрового слабоумия, то в большинстве случаев нельзя обойтись без профессиональной помощи психолога. Благоприятные результаты дает психологическое консультирование не только с ребенком, но и консультирование родителей по данной проблеме.
За консультацией можно обратиться в бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больница» тел. (3467) 393 – 257.
Список использованной литературы:
Заведующий кабинетом медицинской профилактики – врач – психиатр
Что такое цифровое слабоумие
Центр стратегических оценок и прогнозов
Автономная некоммерческая организация
Что такое цифровое поколение сегодня? Это люди, родившиеся в начале 2000-х, а также люди от 12 до 27 лет, часть из них – молодые продвинутые родители.
Из объективных данных, полученных в ходе исследований, видно: дети и подростки цифрового поколения другие. Дети изменились. В какую сторону? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.
Любые технологические изменения, происходящие в истории человечества, всегда вызывают опасения и страхи. Сегодня такой страх связан с влиянием интернета.
1. Новые возможности – новые риски
2. Другой тип мышления
Большинство исследователей приходит к выводу, что высшие психические функции, которые опосредуют и оформляют всю деятельность человека, трансформируются.
Доказано, что дети, пользующиеся интернетом, запоминают не содержание, а место, где находится нужная информация. Это на самом деле меняет структуру мнемонических процессов.
Раньше мы с вами помнили большое количество телефонов и адресов. Сейчас у нас все записано, и мы уже не утруждаем себя запоминанием. У людей постарше новые навыки просто наслаиваются на старые. У детей и подростков они формируют другие механизмы запоминания.
Удержание внимания (одна из величин, по которым мы судим о концентрации внимания) по сравнению с данными 10–15-летней давности сократилось в десятки раз!
Дети, которые много времени проводят за компьютером, лишаются определенных сенсорных сигналов, связанных с окружающим миром, – они в меньшей степени воспринимают, например, запахи, прикосновения. Это очень серьезный момент.
Для цифрового поколения характерен феномен многозадачности. Идет перестройка мозговых структур, появляются новые нейронные связи.
3. Цифровое слабоумие: правда или миф?
Немецкий профессор, психотерапевт, исследователь мозга, автор книги «Цифровое слабоумие» Манфред Спицер считает, что у современных детей атрофируется мозг. Однако существуют американские исследования, доказывающие, что скорость психических процессов у детей увеличивается, из чего делается вывод – дети становятся умнее. Есть также исследования, которые подтверждают, что у детей, пользующихся интернетом, выше IQ.
Кроме того, дети, которые много играют в компьютерные игры, отличаются повышенной социальной активностью. У них развивается скорость мышления, расширяется поле зрения, улучшается визуальное внимание, которое позволяет обнаружить и идентифицировать в фоне цель, повышается склонность к разумному риску, тренируется последовательность и настойчивость в достижении цели.
4. Социальные сети – зло?
90% современной молодежи пользуется «ВКонтакте». Там зарегистрированы и девяти-, десятилетние дети. Кстати, в социальную сеть рекомендуется входить только после 13 лет, и то в сопровождении родителей. Так вот, почти 50% детей девяти-десяти лет имеют 10 друзей, 28% – по 50 друзей «ВКонтакте». Ну, а у 15–16-летних где-то по 100 друзей и больше.
И тут возникают самые разные проблемы. Люди беспокоятся, что такое большое количество друзей девальвирует понятие дружбы. Но в то же самое время в рамках социальных сетей у детей формируется социальный капитал. Феномен социального капитала имеет целый ряд особенностей, которые хорошо видны в социальных сетях и именно в детском общении.
Например, самовозрастание. Социальный капитал возрастает сам по себе. Это приводит к тому, что дети уже сызмальства получают какой-то круг друзей как ресурс своих отношений в будущем.
Мы, исследователи, говорим о том, что у них расплывается понятие дружбы, но сразу же доказываем, что в социальном капитале слабые связи сейчас важнее. Чем больше у ребенка таких слабых связей, тем больше он получает информации и тем больше он имеет широкой диффузной поддержки, которая может «выстрелить» в самых разных областях.
5. Цифровой разрыв и его последствия
В России существует очень большой цифровой разрыв между поколениями. И чем старше поколение, тем этот разрыв сильнее. Наши взрослые отстают от европейских взрослых, к большому сожалению. Наши дети не отстают в цифровом отношении, но очень сильно отстают в умении справляться с теми проблемами, с которыми они встречаются в интернете. Здесь, конечно, сказывается цифровой разрыв, потому что родители часто не могут помочь детям в этой сфере.
Цифровой разрыв – это серьезная проблема. Конфликт между поколениями носит и цифровой характер. Здесь возникает особая область взаимных услуг детей и родителей. Дети часто выступают посредниками в отношениях родителей с цифровым миром.
6. Цифровые аборигены и цифровые иммигранты
Антрополог Маргарет Мид выявила особый тип культуры, так называемую префигуративную культуру. Она изучала эмигрантские семьи, которые прибывали в Штаты и пытались там адаптироваться. Чем отличалась эта префигуративная культура? Обычно опыт передается от старших к младшим. Этот тип культуры отличался тем, что взрослые учились не только у прошлых поколений, не только у своих ровесников, но и, в первую очередь, у своих детей. Именно дети были посредниками между ними и тем новым миром, в который они приехали.
Если дети у нас – цифровые аборигены, то взрослые скорее цифровые иммигранты. Заслуга наших детей в том, что он ведут взрослых и сопровождают их в новом мире. Со стороны взрослых должны быть сделаны усилия, нужно учиться у детей, учиться вместе с ними. Очень важно, чтобы взаимные услуги в этом контексте смыкались.
«Цифровое слабоумие»: как гаджеты влияют на работу мозга
Еще в прошлом десятилетии ученые начали массово фиксировать у подростков забывчивость, нарушение внимания, неспособность понять, чего от тебя хотят. Специалисты связывают данные наблюдения с возросшим временем, которое школьники и подростки проводят за электронными устройствами, часть из них контактируют со своими телефонами, планшетами и ПК до 10-ти часов в день. По словам психолога Екатерины Тихоновой, у некоторых детей наблюдаются признаки, похожие на старческую деменцию. Об этом она рассказала в программе «Скрытые угрозы».
Но под влияние гаджетов попадают не только дети, но и взрослые. По мнению нейропсихолога Андрея Чистякова, «цифровое слабоумие», возникающее из-за злоупотребления интернетом, возникает от излишнего доверия информации в Сети и приводит к примитивности мышления.
Эксперт также отметил, что примитивная деятельность большинства людей в интернете может привести к деградации мозга и в дальнейшем человек уже будет не способен на более сложную умственную активность.
Множество ученых и специалистов солидарны в вопросе негативного влияния гаджетов. Так, руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Андрей Курпатов уверен, что человечество столкнулось с не просто цифровой деменцией, а цифровым аутизмом – то есть утратой навыков общения. Данное последствие представляет угрозу уже не для отдельного человека, а для выживания всего вида.
Свое объяснение по теме деградации мозговой активности дал профессор Медицинской школы Университета Джорджа Вашингтона Маркус Рэйчел. По мнению американского специалиста, наш мозг работает в трех базовых режимах: потребление информации, ориентирование в ситуации и системное осмысление опыта. Чтобы включился третий режим нужно, чтобы отключились первые два, минимум, на 30 минут. Но если человек без конца потребляет контент, то режим системного анализа так и не включится.
Данная страница не существует!
Если эта ошибка будет повторяться, обратитесь, пожалуйста, в службу поддержки.
Разные разности
Профессор Тодд Шмидт из Корнеллского университета задумал совмещение интересов энергетиков и аграриев : предложил запустить на солнечные поля овец.
…возможно создание легкой и гибкой голографической линзы диаметром более десяти метров, которую можно свернуть для запуска и развернуть в космосе; она преобразует видимый и инфракрасный свет звезд либо в изображение, либо в спектр…
…стандартный медный наконечник зонда атомного силового микроскопа разорвал связь железо—углерод с силой притяжения 150 пиконьютонов…
…сильные землетрясения помогают деревьям расти, загоняя дополнительную воду в почву, окружающую их корни; эти мимолетные всплески роста оставляют следы в клетках древесины, которые также могут быть использованы для датировки древних землетрясений…
Факт, что робот способен решать многие задачи лучше и быстрее человека разумного, был установлен при поражении Гарри Каспарова в матче с машиной компании IBM «DeepBlue». А смогут ли роботы превзойти людей в обыденной жизни? Свежее подтверждение получили инженеры из Цюрихского университета. Они создавали алгоритм, управляющий полетом квадрокоптера по лабиринту из комнат.
В ходе испытания и создания нейрокомпьютерных интерфейсов разработчик получает доступ к информации о деятельности мозга своих пациентов. То есть теоретически способен вычислять эмоции, предпочтения или намерения. Моральным ли будет такое занятие?
…взрослые люди с аутизмом, умственно неполноценные и страдающие расстройствами психики подвержены большему риску подцепить COVID-19 и тяжелее переносят болезнь, если это случилось…
…освещенность живота во время беременности сказывается на развитии мозга эмбриона – чем больше света, тем лучше …
…креативная деятельность оказывает нейропротекторный эффект в пожилом возрасте …
«Цифровая деменция»: почему гаджеты испортили нам память и как это исправить
«Вкалывают роботы, а не человек». Насчет всей жизнедеятельности говорить еще рано, но от работы памяти гаджеты нас точно освободили. На пользу ли это людям? Автор бестселлера «Безграничье» Джим Квик — о том, что такое «цифровая деменция» и как с ней бороться.
Когда в последний раз вы вспоминали чей-то телефонный номер? Возможно, я выгляжу старомодным, но я принадлежу к тому поколению, представителям которого, когда возникала нужда позвонить живущему дальше по улице другу, надо было помнить его номер. Помните ли вы до сих пор телефонные номера своих лучших детских друзей?
Вам больше не нужно их помнить, поскольку с этой задачей прекрасно справится ваш смартфон. Не то чтобы кому-то сильно хотелось постоянно держать в голове двести (а то и больше) телефонных номеров, но надо признать, что все мы полностью утратили способность запоминать новые контакты, содержание недавнего разговора, имя потенциального клиента или какие-то важные дела, которые нам нужно сделать.
Что такое «цифровая деменция»
Нейробиолог Манфред Спитцер использует термин «цифровая деменция» для описания того, как чрезмерное использование цифровых технологий приводит к нарушению когнитивных способностей человека. По его мнению, если мы продолжим злоупотреблять технологиями, то кратковременная память, в силу недостаточного использования, начнет неуклонно ухудшаться.
Это можно объяснить на примере с GPS-навигацией. Стоит вам поехать в какой-нибудь новый город, как вы очень быстро заметите, что полностью полагаетесь на GPS в выборе маршрута. А затем засеките время, которое вы потратили, чтобы запомнить новые маршруты — вероятно, его потребуется больше, чем в годы вашей молодости, но вовсе не потому, что ваш мозг стал хуже работать.
С такими инструментами, как GPS, мы просто не даем ему работать. Мы полагаемся на технологии, чтобы они все запоминали вместо нас.
Однако эта зависимость может негативно сказываться на нашей долгосрочной памяти. Мария Уимбер из Бирмингемского университета в интервью «Би-би-си» рассказала, что тенденция постоянного поиска свежей информации препятствует накоплению долговременных воспоминаний.