Что такое цифровой аутизм
«Это эпидемия цифрового аутизма»: о чем доктор Курпатов и йог Садхгуру рассказали на завтраке Сбербанка в Давосе
Глава Сбербанка Герман Греф пригласил выступить на традиционном завтраке банка в рамках Всемирного экономического форума в Давосе психотерапевта Андрея Курпатова (руководит Лабораторией нейронаук и поведения человека, созданной Сбербанком) и индийского йогина и мистика Садхгуру. Они говорили о том, как меняется человек в цифровую эпоху. Forbes приводит самые яркие тезисы:
Андрей Курпатов
Переезд из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Когда нам предлагают две задачи: простую и сложную, вы выбираете ту, которая проще. Это связано с экономикой нашего мозга. Он потребляет очень большое количество энергии, и поэтому экономический принцип требует от нас всегда выбирать те задачи, которые попроще. Сейчас представители медиаиндустрии соревнуются друг с другом на предмет того, как сделать контент как можно проще. Мы наблюдаем эскалацию примитивного контента и переживаем фундаментальную трансформацию — переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текстов, системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного.
Потребление контента не включает голову. Когда вы потребляете контент постоянно, энергия в зону мозга, отвечающую за мышление, не поступает. Ваш мозг впадает в спячку. Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из твиттера и инстаграма, редко включают голову, мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются. Это мы говорим про взрослых людей. А давайте поговорим о наших детях. 40% детей в США и России до 10 лет практически постоянно находятся онлайн. То есть практически постоянно потребляют информацию. Если верить «Лаборатории Касперского», европейские родители более сознательные в этом смысле, но к 14-18 годам ситуация сравнивается и практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн. То есть они отправляют свой сервер мышления в спячку или он у них просто не формируется.
Эпидемия цифрового аутизма. В 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое мы тратили на общение лицом к лицу. В момент появления iPhone в 2007 году экранное время человека составляло более 8 часов, тогда как общение лицом к лицу – уже меньше 2 часов. В результате мы имеем, по сути, эпидемию цифрового аутизма. Цифровой аутизм — это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуются внутренним миром другого человека, другие люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности. Даже на свиданиях молодые люди предпочитают телефон общению с человеком, ради которого они на это свидание пришли. Кто-то может сказать, что это новая цивилизация, новый мир, к которому мы должны привыкнуть. Но, как показало одно из исследований, если вы проводите в телефоне больше 2,5-3 часов у вас резко возрастают показатели депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Социальные сети действуют очень болезненно.
Разделение на умных и глупых. Мы переживаем не только разделение мира на богатых и бедных, но и на умных и глупых. Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Отсутствие вертикальных систем управления, переход к горизонтальному обществу ведет к тому, что мы теряем биологические навыки к обучению и хуже учимся. Общая установка на гедонизм и неспособность строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся не толерантны к своим провалам, рассчитывают на легкий успех, и это не лучшим образом работает на экономику, цивилизацию и общество. Основная проблема человека — атрофия познавательных навыков. Еще в 2007 году ученые показали, что медитация и осознанность позволяют улучшать количество социальных связей и качество коммуникаций.
Садхгуру
Люди не читают инструкцию к мозгу. Страдание — один из лучших навыков, которые есть у нас. У нас есть воображение и память, поэтому мы страдаем, мы используем воображение и память, чтобы вызывать страдания. Вы используете свой интеллект против себя. Миллионы лет эволюции потребовались, чтобы выйти на этот уровень. Интеллект — это решение, а люди используют его против себя. Мозг — самая сложная машина на планете, но большинство людей не читают инструкцию, они думают, что могут как-нибудь там разобраться. Когда у вас есть осознанность, неважно в каком мире, цифровом или нет, у вас все будет хорошо. А если нет — будете страдать. Ну что ж, люди всегда страдали. Сейчас лучший момент в истории цивилизации с точки зрения выживаемости людей. У большинства людей есть доступ к благам цивилизации, но они все равно ноют. Потому что не смогли понять, как управлять базовыми механизмами. На этом я вас оставляю — у меня сессия медитации.
10 примет времени, перевернувших нашу жизнь
10 примет времени, перевернувших нашу жизнь
Цифровой аутизм: как не попасть в капкан виртуальной зависимости
Казалось, много информации – это хорошо. Мы станем умнее и успешнее. Но почему-то денег и ума больше так и не стало, а вот друзей и живого общения заметно уменьшилось. Ученые все чаще говорят о вреде технологий, в частности, цифровом аутизме как одном из серьезных современных последствий повальной информатизации.
Цифровой аутизм начинается с выбора между живым общением и виртуальным в пользу последнего
Что такое цифровой аутизм?
Аутизмом называют такое расстройство нервной системы, при котором нарушены социальные навыки.
Понятие виртуального аутизма ввел Мариус Замфир. Он исследовал две контрольные группы детей (62 ребёнка) и пришёл к неутешительным выводам. Дети, которые смотрели в экран компьютера, телевизора или планшета более 4 часов отставали в развитии. Они плохо говорили, повторяли одни и те же движения и слова, не смотрели в глаза и по всем признакам напоминали аутистов. В качестве лечения детям назначили – общение, игры с родителями и отказ от гаджетов. Именно после этого исследования заговорили о цифровом аутизме – потере навыков живого общения под влиянием информационных технологий.
У каждого в телефоне свой персональный цифровой мир.
Взрослый цифровой аутизм
Согласно его исследованию, мышление человека глубоко социально, поскольку эволюционно люди объединялись в группу для обмена знаниями. Сегодня каждый может погуглить и найти ответ на любой вопрос. Общаться ради знаний больше нет нужды. Зачем, как говорит Курпатов, терпеть другого человека, когда все знания можно получить в сети. Это приводит к отчуждению людей и снижению плотности общения, а как следствие – появлению аутистических признаков.
Цифровой аутизм имеет серьезные последствия в жизни
Как проявляется цифровой аутизм?
Если вы в любой непонятной и понятной ситуации «сидите» в телефоне и скролите ленту, – это повод задуматься и проверить себя на признаки цифрового аутиста.
И, кроме того, если вам:
Если на большинство этих утверждений вы ответили утвердительно, то внимание – вы попали в цифровой капкан.
Последствия цифровой зависимости
К сожалению, цифровая аутизация приводит к тому, что человек тупеет. Каждый день мы находим этому новые доказательства: в автобусе, в магазине, на работе. Тренингов по повышению эффективности становится все больше, а умных людей – все меньше.
Потому что, теряя какой-то навык, мы теряем часть активных нейронов.
«Мышление не делится на социальное и математическое, например. Всё куда проще: наш корковый сервер или обучен делать сложные вещи, или нет».
Что происходит с мозгом, если мы перестаем совершать какую-либо мыслительную операцию? Импульс не переходит от нейрона к нейрону, а связь между ними разрушается раз и навсегда. Мы не просто теряем навык, мы теряем те самые нервные клетки, которые обеспечивали нам этот навык.
Если мы разучились общаться друг с другом, то часть нейронов в голове у нас безвозвратно исчезла. Можем ли мы при этом эффективно мыслить?
Младенцы в этом плане гораздо умнее нас. Как ребенок добивается своего? Он проводит невероятную мыслительную работу: всматривается в лицо мамы, анализирует ее настроение, устанавливает с ней зрительный контакт и всеми способами убеждает ее взять его на ручки – он гукает, улыбается, кряхтит. Если ничего не помогает, он прибегает к безотказному методу – крику и рыданиями. Шах и мат. Он на руках и уже безмятежно улыбается. «Манипуляция», – подумаете вы. «Мышление», – ответим мы. Он думал, анализировал и добился своего, а между тем, ему всего два месяца. Может ли взрослый похвастаться такими успехами? Может ли цифровой аутист добиться успеха в обществе, не владея навыками общения?
Известный антрополог и популяризатор Робин Данбар доказал, что объем коры головного мозга у примата зависит от численности стаи, к которой он принадлежал. По сути, чем больше его стая, тем больше социальных связей он может установить, а значит, тем он умнее. Это повод задуматься, так ли выгоден нашему мышлению фриланс и что мы теряем, исключая себя из социальной иерархии.
Второе последствие аутизма – добровольное одиночество. Социальные сети и мессенджеры создают иллюзию общения. Но, встретившись с кем-то, кто регулярно лайкает ваши посты, вы вряд ли найдете о чем поговорить. В Нидерландах была установлена скульптура «Поглощённые светом». За ее гиперреализмом считывается социальная критика современного человека, не способного на живое общение.
«Поглощённые светом», художницы Гали Мэй Лукас и Каролин Хинц
Как не стать цифровым аутистом
Известный факт, что Стив Джобс не разрешал своим детям пользоваться айпадом. Создатели сервисов Blogger и Twitter ограничили доступ к смартфонам и планшетам своим детям до 1 часа в день, а Крис Андерсон, один из основателей 3D Robotics, запрещает себе пользоваться гаджетами в спальне и также ограничивает своих детей.
Идея отказаться от смартфонов и перейти на кнопочный телефон и стационарный компьютер кажется привлекательной, но мало совместимой с жизнью. Есть, конечно, луддиты, которые яростно протестуют против технологий и отправляют письма только Почтой России. Но как быть тем, кто не готов вернуться к плугу и родная клавиатура ему природу заменила?
Цифровые технологии – это всего лишь инструмент для работы, а для всего остального – есть человек. Общаться с ним, конечно, тяжело, но это отличный тренажёр для нашего мышления.
Андрей Курпатов — о цифровом аутизме как последствии самоизоляции
Сейчас мы столкнулись с самым длинным и массовым периодом самоизоляции в недавней истории. О том, какие последствия могут нас ждать в результате изменения привычного образа жизни, рассказал известный психиатр, научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка Андрей Курпатов. Он прогнозирует рост количества цифровых аутистов — людей, не способных к сопереживанию и существованию в социуме, и дает практические советы, как сохранить свое психическое здоровье и способность к рабочим, дружеским и личным отношениям.
Об эксперте: Андрей Курпатов — научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка, президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума» в Санкт-Петербурге. Написал более 100 научных работ и монографий в области психотерапии, пограничной психиатрии, психодиагностики, психофизиологии, психосоматики. Создал психотерапевтическое направление «системная поведенческая психотерапия». Научно-популярные книги Курпатова изданы тиражом более 5 млн экземпляров и переведены на восемь языков. Среди наиболее известных книг — «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!», посвященная работе мозга, и «Четвертая мировая война. Будущее уже рядом!» о проблемах и рисках, связанных со стремительным развитием современных технологий. Кроме того, Андрей Курпатов изучает влияние агрессивной информационной среды на мышление и психику человека.
— Если режим самоизоляции продлится еще на какое-то время, как преодолеть страх перед неизвестностью?
— Ситуация на самом деле очень подвижная, все еще несколько раз поменяется — и прогнозы, и предпринимаемые меры. В настоящий момент все государства балансируют между риском высокого уровня смертности, с одной стороны, и экономическими проблемами, с другой. Задача каждой экономики — найти свой адекватный баланс.
Очевидно, что мир не может сидеть на карантине год или два, и при первой возможности ограничительные меры будут ослабляться, что уже происходит во многих странах. Но, конечно, все смотрят за последствиями этих решений. Если сильного подъема заболеваемости не последует, то такая стратегия, скорее всего, будет осуществляться более активно.
Людей сейчас можно разделить на две группы:
И это две разные стратегии психологической адаптации.
Первая группа должна постоянно строить и пересматривать в связи с новыми вводными планы с разными временным горизонтом и разным сценарием — оптимистичным, базовым, пессимистичным. Чем больше таких планов и действий будет у человека, ответственного за свой бизнес, проект или направление, тем ему психологически будет легче. Потому что как бы ни менялась ситуация, у него есть на нее план. Этот подход снижает психологически травмирующее ощущение неопределенности для лиц, ответственных за принятие решений.
Вторая группа — лица, которые зависят от решений, которые принимаются их руководителями. Они напротив должны больше концентрироваться на дне сегодняшнем, на недельной перспективе. Получили задачу — распределили нагрузку по времени и работаем, словно бы все нормально, все под контролем.
В противном случае будет возникать ощущение «обусловленной беспомощности» — когда мы пытаемся контролировать то, что не в нашей власти. Выполнить какое-то конкретное задание по работе — это в нашей власти, а вот повлиять на принимаемые решения «сверху» нельзя. Если нельзя, то не следует и пытаться.
Ну и конечно очень важны меры психопрофилактики — психотерапевтические техники, позволяющие снять уровень стресса. Правила цифровой гигиены — ограничение потребления контента из социальных сетей. Социальная коммуникация с близкими, знакомыми, друзьями, коллегами, пусть и в дистанционном формате, но с видеосвязью.
— К страхам, связанным с самим вирусом, добавляются опасения людей по поводу работы. А если компания разорится? А если работодатель поймет, что я не нужен? А если меня заменят роботы? А если так все и останутся на удаленке? Что вы можете посоветовать в этой ситуации?
— Страхи эти вполне понятны и многие вполне оправданы. Конечно, часть руководителей компаний обнаружили, что Земля не слетела с орбиты из-за перехода на удаленку — часть работ не требуют физического присутствия сотрудников в офисе, а это экономия на потенциальном фрилансе.
Рост фриланса — значит, рост конкуренции, что само по себе уже стресс для большинства из нас. Многие же руководители компаний и вовсе задумались о том, насколько им в самом деле нужны эти удаленные сотрудники — то ли они делают, без чего нельзя обойтись.
Наконец, многие компании активно сокращают штат, понимая, что это единственный способ для них выжить, какие-то — просто разоряются. Так что нас ждет массовая безработица, причем проблема с трудоустройством возникнет в первую очередь у людей, которые не обладают какими-то серьезными, специальными профессиональными навыками.
Но пассивно ожидать сокращения и бояться — это точно никому не поможет. Первым делом: не следует дожидаться, пока работодатель внезапно поймет, что вы не нужны, лучше ему проактивно показать и доказать, что вы все-таки нужны. Сейчас самое время делать максимум возможного там, где вы находитесь.
С другой стороны, мы переживаем сейчас серьезные изменения и нужно к ним адаптироваться. Находясь под потенциальным риском увольнения, нельзя не думать о том, чем вы можете быть полезны этому быстро меняющемуся миру. Поэтому если у вас есть склонность к какой-то деятельности, которая сейчас востребована на рынке, то грех не обучаться соответствующим навыкам.
Как нам обещают коллеги-футурологи, нынешнему поколению придется не менее пяти раз менять сферу деятельности. Поэтому готовность к тому, чтобы постоянно учиться и переучиваться, — это навык, без которого сейчас никак не обойтись.
— В связи с режимом самоизоляции появилось множество онлайн-сервисов по обучению и саморазвитию — бесплатные курсы от именитых вузов, виртуальные экскурсии, мастер-классы. Как победить лень и апатию и заставить себя постигать что-то новое?
— Лень — это лишь хорошая объяснительная модель для оправдания собственного безделия. Нет такого психического феномена — «лень». Мол, я просто ленивый человек, поэтому не могу себя заставить. За ленью всегда скрывается фактическая, реальная причина этого бездействия.
Так уж мы устроены, что делаем что-то только в том случае, если это действие имеет для нас какой-то смысл. Точнее, если его видит в этом действии наш мозг, и его не обманешь. Какой может быть смысл у того, чтобы внезапно начать изучать иностранные языки? Полжизни прожили без них, а тут вдруг понадобилось? Какая конкретно у вас за этим «надо» стоит цель? Действительно ли «надо»?
Важно не обманывать себя в поиске истинных причин своих действий. Правда может быть неприятной, но она лучше, чем иллюзии, она — инструмент. За тем же абстрактным желанием изучить иностранные языки у человека может быть просто желание самовыражения, а для кого это побег от чего-то действительно трудного, что и в самом деле нужно сделать.
Так что, может быть, имеет смысл присмотреться повнимательней к тем сферам жизни, которые действительно нуждаются в приложении ваших сил, и перестать бежать в бессмысленное «саморазвитие» и «самосовершенствование»?
У любого действия есть конечный результат, цель, на которую вы рассчитываете. Если же вы начнете понимать подлинные причины своих действий, вы сможете увидеть, как можно иначе, с большим эффектом добиться желаемого результата. И тогда никаких проблем с ленью вообще не возникнет.
— Удаленная работа стирает границы между трудом и отдыхом, между домом и офисом. Как правильно организовать свой день и настроить себя на соблюдение режима?
— Первое, что нужно сделать — это структурировать свое время. Буквально — постоянно создавайте графики и следуйте им. Причем как ежедневные графики, так и на неделю, месяц.
Обычно мы все живем в определенном графике, но этот график нам задают другие люди. «На работу приходишь во столько-то, обед во столько-то» — теперь эта задача лежит на нас, и она не может быть отменена только потому, что мы переехали из офиса в квартиру.
Нам всегда нужны временные границы, социальное давление и общий распорядок. График и режим — это не досадная необходимость, а способ дать своему мозгу нормально адаптироваться к изменениям. У нас должно быть время для работы, в которое мы работаем, и время на отдых, когда мы отдыхаем — и пересекаться они не должны.
— Самоизоляция вынуждает людей проводить вместе в замкнутом пространстве намного больше времени, чем обычно. Какие вы можете дать рекомендации семьям — как быть вместе 24 часа в сутки и не стать врагами?
— То, что многие сейчас испытывают повышенную раздражительность в отношении близких, объясняется феноменом внутривидовой агрессии, которая была описана еще нобелевским лауреатом Конрадом Лоренцем.
Внутривидовая агрессия — это эволюционный механизм, который решал в свое время важную задачу, обеспечивая расселение вида, увеличивая таким образом его шансы на выживание. Сейчас, как вы понимаете, расселяться мы не можем, но инструменты для борьбы с внутривидовой агрессией у нас есть.
Прежде всего, это переориентация агрессии. Думаю, всем знакомая картинка — раздражаемся на одних, а конфликтуем с другими. Это и есть та самая переориентация агрессии, но неэффективная, если наши отношения с близкими нам дороги и важны. Поэтому в нашем случае, если вы чувствуете злость и раздражение, направьте эту избыточную психическую энергию в общие дела и задачи, которые требуют вашего решения и какого-то конкретного действия.
Поскольку мы сейчас действительно очень много времени проводим вместе, особенно уважайте желание ваших домочадцев побыть в одиночестве — хотя бы где-то посидеть в тишине, зная, что никто не будет тебя в этот момент дергать. Не воспринимайте эту потребность в изоляции как повод для конфликта и ссоры — это необходимость.
И сами тоже ищите возможность побыть наедине с собой. Давайте и себе, и близким хотя бы искусственно друг по другу соскучиться. А в остальном забота и поддержка — то, в чем сейчас нуждается каждый. Забота о другом — это наш естественный способ уйти от агрессивности и не вариться в мыслях о собственных проблемах.
— В связи с тем, что школы и сады не работают, родителям приходится не только работать удаленно, но и параллельно заниматься воспитанием и обучением детей. Что делать тем, кто чувствует, что уже «на нуле»?
— Многие родители в ужасе, потому что энергии у детей теперь и правда много, ведь они не гуляют, не бегают по улице, не ходят в школу и т.д. А кроме того совершенно не понимают, почему все это «нельзя», так как будущее детский мозг пока что разворачивать толком не умеет, и ему ничего про «завтра» и «потом» не понятно.
Задача родителей сейчас — обеспечить расходование этой избыточной энергии ребенка. Для здоровья детской психики очень важен график. Нужно определить, в такое-то время мы играем, когда учимся, а когда смотрим мультики.
Старайтесь максимально занять ребенка, точно так же чередуя время учебы и отдыха. Если ребенок постоянно будет чем-то занят, то и в вашем графике вероятность отдыха появится.
И несмотря на естественное желание делегировать полномочия беби-ситтера смартфону, старайтесь удерживать ребенка в нецифровом мире — книги, игры, поделки и т.д. Детский мозг нуждается в получении тактильной информации, в том, чтобы познавать не виртуальный мир, а реальный. Поэтому телефон в качестве няньки — это очень плохая идея.
— По вашим оценкам, может ли эта ситуация привести к росту зависимости взрослых и детей от гаджетов? Есть ли статистика по их использованию и прогноз роста этого показателя? Как правильно определить, сколько времени можно проводить перед экраном?
— Статистика использования нами гаджетов и так запредельна — в среднем 8—9 часов экранного времени, а в сутках всего 24 часа. Так что когда люди вернутся к работе в оффлайне, у них просто не будет столько времени на экраны, сколько сейчас.
Проблема, скорее с детьми и подростками, поскольку их мозг только формируется, и пока трудно оценить, какое влияние окажет на него постоянное цифровое потребление. Еще до самоизоляции, по данным «Лаборатории Касперского», 40% детей до 10 лет практически постоянно находятся онлайн, к 16—18 годам — около 70% молодых людей постоянно сидят в телефоне.
Скорее нас ждет не столько всплеск цифровой зависимости, сколько депрессивных расстройств. По данным некоторых исследований, при использовании социальных сетей более 2,5 часов в сутки происходит резкое усиление депрессивной симптоматики и суицидальных тенденций.
Поэтому ограничивать и себя, и ребенка по времени, проведенном в сети, можно и нужно. Какими в цифрах будут эти рамки — решать вам. Думаю, вводных я уже дал достаточно. Добавлю только, что по прошлогодним рекомендациям ВОЗ детям с двух до пяти лет рекомендуется не более 15 минут экранного времени в сутки, до года — ноль часов, ноль минут.
— Какие последствия от долгой изоляции могут нас ждать?
— Последствия будут скорее социальные, чем нейробиологические. Мы, возможно, будем меньше друг другу доверять, больше замкнемся на самих себе, увеличатся симптомы «цифрового аутизма». Это значит, что люди будут меньше переживать о чувствах других, думать о мотивах их поступков, принимать их потребности во внимание, а это неизбежно приведет к увеличению количества межличностных конфликтов, ухудшится качество командной работы.
Большое количество людей уже сейчас удовлетворены возможностью такого вот — дистанционного — общения, потому что они в принципе не особо вовлечены в социальное взаимодействие. А теперь у них возникла «объективная» необходимость дистанцироваться от других людей. Так что количество цифровых аутистов мы за этот период точно нарастим, а вместе с ними — и общую неспособность сосуществования в социуме.
Представьте, что мы разучимся нормально коммуницировать, эффективно о чем-то договариваться, перестанем интересоваться друг другом, поддерживать рабочие, дружеские, личные отношения? И все это на фоне неумения разворачивать время, при отсутствии образа будущего, в котором нет больше совместных планов с другими людьми? О последствиях воцарения этого асоциального «дивного нового мира» мы пока мало задумываемся — а зря.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.