Что такое цифровой транспорт
Новый цифровой транспорт в систему (WAV/FLAC Hi-Res). Auralic Aries Mini.
Как многие помнят, в прошлой компоновке системы в качестве цифрового файлового транспорта был установлен Open Hour Chameleon 4K. В последствии он был продан и начались поиски источника более высокого уровня.
По совокупности плюсов выбор пал на миниатюрный полноценный аудио плеер — Auralic Aries Mini.
Но малыш он только в размерах…
По сути это мини ПК, базируется на 1 GHz quad-core ARM Cortex-A9 процессоре с собственной оболочкой на ОС Linux.
Так какие же возможности он собрал в себе?
Проигрывание всех основных форматов аудио: AAC, AIFF, ALAC, APE, DIFF, DSF, FLAC, MP3, OGG, WAV, WV и WMA.
Вплоть до новомодных: PCM in 16/44.1Khz — 24/384Khz, 32bits DSD64, DSD128, DSD256.
Цифровые выходы: Coaxial, TOSLINK.
Поддерживает уже многим полюбившиеся TIDAL, Qobuz и WiMP, имеет Интернет радио.
Контент может получать при помощи пары USB входов на тыльной стороне, внешних хранилищ NAS или ПК посредством встроенной сети Gigabyte Ethernet и uPnP/DLNA серверов Lightning Server
Minimserver, Twonky, Asset UPnP, JRiver. А так же AirPlay, Songcast по WiFi 2.4 / 5 GHz 802.11ac.
И даже имеет внутренний отсек для HDD 2,5″ и ёмкостью до 2 Tb.
Управлять этим чудом предложено с помощью телефона/планшета на Android или iOS.
Прекрасный и интуитивно понятный софт, постоянно обновляемый разработчиком.
Размеры 13.5cm x 13.5cm x 2.8cm и вес 500 грамм. (БП внешний)
Есть и аналоговые выходы и встроенный ЦАП, но в авто системе он нам точно не пригодится.
Как мы можем заметить, «малыш» не такой уж и скромный по своим возможностям. 🙂
Конечно, он не составит конкуренцию в домашней системе таким монстрам как Linn DS и Aurender, но для этого есть его старший крупный брат Auralic Aries в комплектации Femto с линейным блоком питания, но сейчас не об этом.
Подводя итоги, очень надеюсь, что остановлюсь на этом устройстве.
Так как в авто уже существует Wi-fi сеть организованная посредством Apple AirPort Express, управление и трансфер файлов на внутренний HDD так же может осуществляться «по воздуху».
Предстоит тестирование и изготовление качественного автомобильного блока питания. Далее уже внедрение в систему.
Land Rover Range Rover 2008, двигатель дизельный 3.6 л., 320 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — автозвук
Машины в продаже
Комментарии 48
Скажите, а кто делал бп для него? Тоже интеесует такая система
Извините, статью писали год назад. Как ведёт себя сей девайс? Есть глюки какие? Ну в общем впечатления какие?
Сейчас лежит дома в коробочке на хранении. На зиму все разобрано.
А так вполне.
Приветствую, Александр, вы к этому вопросу подошли довольно серьезно и по идее досканально во всем разобрались и многе опробовали лично, хочу спросить ваше мнение по поводу источника для поца Helix DSP.2: сейчас стоит ГУ Дживис 5507 с оптовыходом, но пользоваться хардом на 1Тб через него совсем неудобно, начал изучать вопрос, а там все мутно — у каждого свое: кому модуль HEC HD-AUDIO USB- INTERFACE в проц, кому планшет на андройде + звуковуха с оптикой, а кто разнообразные плееры перебирает, но уровень предъявляемый к качеству звука и удобству пользования у всех разный. Мне тоже нравится идея с плеером, но определиться какой именно лучше, по отзывам и обзорам — не реально, и к тому же для них нужен доп девайс для управления, типа планшета встроенного в панель, чтобы все цивильно было. Вот и засела идея, раз уж планшет встраивать, то может установить планшет на винде — к нему хорошую звуковуху и хард, только не через штекеры, а распаяться хорошими проводами с экранировкой, прямо на «спине» планшета, чтобы минимизировать длины кабелей. По управлению тут все хорошо будет, а вот по звуку — походу все решает звуковуха, отсюда вытекает еще один вопрос, если из такого варианта источника цифры можно по итогу получить неплохой звук, то на каие модели звуковых карт можно обрать внимание?
Приветствую.
По звуковым картам не подскажу. Мне интересен конечный девайс, который можно снять и поставить, с качественным управлением. Виндовс тугой и нестабильный, по звуку тоже не лучший. Linux и MacOS интереснее.
Оучше взять готовое устройство типа Auralic или Wawersa.
За границей полно, но получилось купить с рук в Мск в 50% цены.
Круто, я бы тоже в 50% Купил прямо сейчас )
Саша привет!
Скажи, он у тебя как источник цифры по коксу или с его же сабры сразу аналог?
Привет.
По цифре в процессор.
С внутренним ssd hdd.
Имеет ли значение цифровой источник\транспорт?
Ответы
Имеет, но услышите ли Вы это, зависит от всей остальной системы и Вас лично.
По этой теме тут разгорались нешуточные баталии (был у меня вопрос про транспорт для компакт-дисков). К консенсусу не пришли. Две крайние позиции: 1) Цифровой сигнал одинаков всегда, потерь быть не может, транспорт роли не играет; 2) Транспорт важен, и если он ширпотребный, то портит звук.
От конкретного проигрывателя будет зависеть.
CD диск на фото, а если поставить двд диск, то на цап идёт 48 кГц.
Цифровой сигнал одинаков всегда, потерь быть не может, транспорт роли не играет;
Да, это наверное можно и не услышать, но транспорт очень сильно влияет на то насколько точно происходит считывание!
Вышеприведенное утверждение про одинаковый цифровой сигнал можно отнести скорее к различным файловым транспортам.
Естественно, имеет. Внутри каждого такого источника свои служебные микросхемы и даже свои служебные программы. Например, если источник CD/BD-плеер (самый простой вариант), то в нем могут стоять разные микросхемы управления и декодирования, а также интерфейсные на цифровые выходы. Чем дешевле, тем гадости часто больше. Хуже дело обстоит с плеерами цифрового контента. Внутри часто операционная система, какой нибудь Linux или там Андропид, под ним запускается цифровой плеер. Качество этих программ может сильно различаться при декодировании сжатых файлов, например. Совсем плохо дело в случае дешевых медиаплееров для кино. Там и плеер для аудио часто так себе, и с интерфейсными элементами цифровых выходов экономят. У меня Ikonbit, правда уже старый, ну совсем не способен качественно воспроизводить музыку, звук поганый, даже с коаксиального выхода. Сейчас стали вроде делать получше, но наугад для музыки я бы не брал, если надеяться только на наличие цифрового выхода, реализация может подкачать.
Имеет. В хороших наушниках более отчетливо слышно. Имеет значение не только физический носитель, частота и битность, но и условия записи, качество записывающей техники, исполнитель и дирижер, встал дирижер с левой ноги или не выспался. Правильно отмечено, что и от микросхем и программ, фильтров и настроек. Страна, где происходит запись. Где играют, на каком языке поют. Энергетика. От вашей чувствительности (ушей и души. ). Можно продолжать долго. Удачи и успехов!
Имеет значение не только физический носитель
при чём тут это, извините?
1) источники: a) TV Samsung 5gen, b) Pioneer BD-150, c) ноутбук Win10 Foobar2000
3) Материал: цифровой контент с HDD. Стерео и многоканал
Выводы: все три источника звучат по-разному. Даже многоканальный звук, кодированный в разных системах, звучит по-разному. Изменяется на слух динамический диапазон, насыщенность деталями, тембральный баланс. «Беднее» всего звучит TV, не знаю, связано ли это с подключением по оптике, или с чем-то ещё. HDMI ARC на телевизоре нет, модель старая
У меня сидюк Pioneer PD-S505 и блюрей Pioneer BDP-140. Оба подключены по оптике к родному ЦАП усилителя Pioneer A-90D. При проигрывании CD могу сказать, что у блюрея звук суше и детальнее, т.е. разница есть. Соответственно предпочитаю слушать с сидюка, а блюрей только для видеоконцертов.
До образов BR дисков дошел, но воспроизведением файлов не занимался. Использую образы SACD. Извлекаю файлы со стерео информацией. Слушаю с ПК через внешний ЦАП на наушники/усилитель, либо с Hi-Res player’а на наушники/усилитель. Foobar2000. Надеюсь более предметно познакомится с Album Player. Возможно, и другие.
Иногда приходится слушать и MP3 (как сказал один знакомый, эМ-эР-Зет).
Всем удачи и успехов! Гармонии!
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Что такое «умные» дороги и как будет выглядеть цифровой транспорт
Об эксперте: Дмитрий Казаринов, генеральный директор «СофтТелематика» ( входит в «Национальные телематические системы»).
Москва пока единственный российский мегаполис, который фигурирует в мировых рейтингах умных городов. Почему? Городское хозяйство — довольно консервативная сфера, в которую медленно проникают новые технологии. Чтобы трансформировать такую сложную систему, необходимо для начала оценить ее состояние. Без диагностики невозможно понять, с какой стороны за это браться. Но чем менее цифровым является город, тем сложнее понять картину в целом и разобрать на составляющие его компоненты и процессы. Этот первый этап — один из наиболее трудоемких.
В марте 2020 года Минстрой выпустил первый индекс IQ городов России по итогам 2018 года. Исследование показывает, насколько они близки к статусу «умный город». Оценка проводилась по десяти критериям:
инновации для городской среды;
умный городской транспорт;
инфраструктура сетей связи;
интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности;
Кто за это отвечает?
Трансформация российских городов в Smart City предусмотрена федеральной программой «Цифровая экономика РФ».
Рыночные эксперты сходятся в том, что индекс IQ города определяется в первую очередь тем, насколько хорошо в нем умеют собирать, обобщать и анализировать различные данные, а также использовать цифровые технологии для повышения качества жизни. Вместе с тем, в категорию приоритетов всегда попадает мобильность, транспорт и безопасность движения.
Развитием и цифровизацией дорожной инфраструктуры в России занимается Министерство Транспорта, Федеральное Дорожное Агентство «Росавтодор» и другие организации в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В этом году разработаны и утверждены все принципы создания систем ИТС (интеллектуальная транспортная система) в городах. Что это даст?
Повысится средняя скорость движения транспортных средств;
сократится время задержек в пути;
уменьшится площадь зоны повышенного износа дорожного полотна;
снизятся объемы вредных выбросов;
уменьшится количество ДТП;
снизится расход топлива.
Цифровой транспорт
Умный город — это, в первую очередь, информационная среда, которая собирает и оперативно обрабатывает разнородную информацию. Например, ИТС компании «Национальные телематические системы» позволяет создать полного цифрового двойника дороги, включая транспорт, который по ней движется. То есть из любой точки страны можно будет видеть, что происходит на транспортном участке. Это переводит возможности управления дорожной экосистемой на принципиально новый уровень.
В будущем эти системы станут основой для движения автономного транспорта. Поначалу беспилотники будут передвигаться по специальным полосам, что позволит отработать все технологии и ситуации в реальных условиях. Уже в 2035 году, по нашему прогнозу, на умных дорогах не останется ни одного автомобиля с водителем. Благодаря технологии V2X (Vehicle-to-Infrastructure) автомобили смогут взаимодействовать с умной дорожной инфраструктурой с помощью RSU (сокращение от Road Side Unit — компьютеризированный модуль, подключенный к скоростной магистральной сети передачи данных и оснащенный функцией высокоточного спутникового геопозиционирования). Благодаря этому машины станут передвигаться по наиболее оптимальным маршрутам и смогут избегать столкновений.
Развитие V2X будет происходить в несколько этапов:
На первом этапе транспортные средства начнут общаться между собой, используя ИТС и подключенную инфраструктуру для того, чтобы обеспечить безопасное движение, особенно в опасных местах, таких как перекрестки. Водители будут получать базовую информацию о пробках, пешеходах, авариях, погодных условиях, статусах светофоров, наличии препятствий (например, машина едет на желтый, или на дорогу выпал груз).
Второй этап развития технологий — до 2024 года — подразумевает, что автомобили начнут пользоваться данными, которые собирают другие машины через бортовую камеру (или лидар) во время движения, передавая их также через RSU. Например, автомобиль остановился перед переходом, потому что по нему идет пешеход. Другая машина пока находится за углом и не видит этого — тогда первая сигнализирует «коллеге» о ситуации. Принципиальное отличие в том, что на первом этапе эти данные собирает умная инфраструктура и обрабатывает их в интеллектуальной транспортной системе, а затем передает автомобилям конкретные инструкции и оповещения. Во втором случае машины обходятся без посредника в виде централизованной системы, и могут общаться между собой напрямую.
На третьем этапе, который по прогнозам должен наступить к 2028 году, появится возможность коллективной автоматической координации маневров. Суть в том, что бортовые компьютеры автомобилей будут договариваться о согласовании маршрута и скорости друг с другом. Это позволит, например, скорой помощи даже не включать звуковую сигнализацию — путь будет свободным, благодаря тому, что водители (или автопилот) получат инструкцию отъехать на обочину или сменить полосу.
Сбудется этот прогноз или нет, зависит от того, насколько «умными» станут сами автомобили. Интеллект бортовых компьютеров — такой же необходимый компонент для этого, как и умная дорожная инфраструктура. Но технологии развиваются так быстро, что они вряд ли станут препятствием для беспилотного будущего. Самое сложное здесь — решить вопросы в области нормативно-правового регулирования. В России уже идет работа над изменениями законодательства. Когда все основные нормативы, правила и стандарты будут утверждены, индустрия автономного транспорта станет развиваться с большой скоростью и к 2035 году беспилотники станут такими же привычными, как, например, каршеринг или заказ такси с помощью приложения.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Компьютер — в роли цифрового транспорта
Долог и опасен путь звука. Начинаясь в студии или концертном зале, он преодолевает сотни метров кабелей и претерпевает множество преобразований — из механических колебаний в электрические, из аналога в цифру, из цифры в аналог, из электрических волн в механические колебания, возрождаясь наконец в своей изначальной форме. Часто изменяясь до неузнаваемости.
ДАО ЗВУКА
Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единицы и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение. Из Дао возникает полярность Инь и Ян и вследствие этого противоположности, из согласованности которых получается перемена, движение и взаимное проникновение, и вследствие этого возникает мир.
Википедия
В эпоху аналоговой звукозаписи мы точно знали, что портит звук: ограниченная полоса пропускания тракта, динамические искажения из-за глубокой общей обратной связи, неравномерность частотной характеристики, шумы аппаратуры и носителей (магнитной ленты и грампластинок), разного рода гармоники… Любой из этих негативных факторов можно было свести к минимуму, достигнув истинно «высокой достоверности», High Fidelity. Естественно, их преодоление обходилось очень недёшево, но всё было более-менее ясно, по крайней мере для грамотных и толковых инженеров.
С приходом цифры эта ясность затуманилась. Да, были мигом решены многие проблемы аналоговой записи — неравномерность частотной характеристики, шумы ленты и винила, существенно снижен уровень нелинейных искажений. Но образ музыки, создаваемый в конце звукового пути, оказывался нередко ещё менее узнаваемым.
В середине 90-х годов меня пригласили на презентацию одного музыкального проекта, реализованного одновременно на CD и на виниле. Аппаратура была серьёзная, но проигрыватель компакт-дисков организаторам почему-то подключить не удалось (шел дикий фон 100 Гц), и тогда с извинениями, мол, простите, что не можем обеспечить наилучшее качество звука, завели винил. Для меня, уже полностью «пересевшего» в то время на CD, это явилось культурным шоком: потрясающе достоверный и реалистичный звук, который было просто невозможно получить в то время от компакт-дисков. С тех пор, конечно, многое изменилось, цифровые технологии ушли вперед, правда и цены убежали ещё дальше.
До сих пор у конструкторов нет полной ясности насчёт того, почему так трудно добиться жизненности от цифровых форматов. Одно время катили бочки на разработчиков CD Audio с их убогим PCM 16 бит/44,1 кГц, но ведь есть техника, которая и этот изрядно усечённый поток воспроизводит великолепно, пробирая до самых печёнок. Цифро-аналоговое преобразование — критически важный процесс, от него зависит очень многое. Проблема только в том, что конструкторы ЦАПов ограничены в своём творчестве — они располагают лишь теми микросхемами, которые производятся промышленностью (или старыми, что ещё остались на складах). Известный российский «цапостроитель» Андрей Маркитанов давно уже мечтает создать полностью дискретный ЦАП, но это слишком дорогое дело, без мощного спонсора его не поднять. А мы, простые меломаны, здесь и подавно бессильны.
Как бы то ни было, но стоит нам стать обладателем достойного цифро-аналогового преобразователя, как станет ясно: чтобы реализовать его потенциал, необходимо оборудовать подобающие «подъездные пути». Чтобы не уподобляться строителям наших дорог, которые прокладывают шестиполосную магистраль и приделывают к ней однополосный выезд.
Именно об этом и пойдёт сейчас речь — о том участке звукового пути, который ведёт к ЦАПу, то есть о цифровом транспорте. Только не вообще, а совершенно конкретно — о том, как самостоятельно и при умеренных затратах собрать вполне приличный цифровой источник для воспроизведения музыкальных файлов. Об этом меня давно уже просят наши читатели, которые последовали моему примеру (или догадались сами) и перевели (или переводят) свои коллекции компакт-дисков в «нематериальную» форму на жесткий диск компьютера.
КОНФЕТКА ИЗ… КОМПЬЮТЕРА
Идея слушать музыку на пишущей машинке, каковой изначально был, по сути, персональный компьютер IBM PC, возникла давно — как только появились более-менее доступные звуковые платы, дисководы CD-ROM и формат mp3. И что самое поразительное, многим это даже нравилось — главным образом тем, кто никогда не слышал действительно серьёзных систем. С тех пор изменилось многое, но и сейчас получить от компьютера бескомпромиссно высокое качество звука очень и очень сложно. И вот почему.
Практически все активные элементы ПК (процессор, микросхемы чипсета) генерируют высокочастотные помехи. Импульсные блоки питания, устанавливаемые в подавляющем большинстве машин, не только не дают стабильного напряжения, но и форма его весьма далека от синусоиды. Однако наиболее мощным источником «грязи» является винчестер — мало того, что эти жадные потребители энергии могут «просаживать» блоки питания, они ещё и генерируют высокие уровни электромагнитных (и акустических) помех.
«А как же дорогие студийные решения?» — спросите вы.
Люди, которые возлагают надежды на профессиональные звуковые платы, не учитывают одного обстоятельства: все эти устройства предназначены в первую очередь для оцифровки, а их воспроизводящие каналы — исключительно для мониторинга. Да и сами компьютеры в серьёзных студиях — это техника совершенно иного класса, чем серийные домашние «писишки». Задача добиться от PCI-плат ровной частотной характеристики, низкого уровня искажений и шумов с инженерной точки зрения реально решаема — при определенном бюджете, само собой. Но никто не требует от этих устройств, чтобы они передавали суть и душу музыки, чтобы создаваемые ими звуковые образы впечатляли выразительностью и реализмом.
Вот здесь у многих возникнет совершенно резонный вопрос: почему аппаратура, имеющая прекрасные технические характеристики, причём подтверждаемые независимыми измерениями, нередко звучит безжизненно (а то и просто неприятно) и не приносит радости, соразмерной её цене? Большинство экспертов, не сговариваясь, ответят: виноват джиттер в цифровом тракте, мол, это из-за него ЦАП не может восстановить сигнал в его исходной форме. Никто не собирается с этим спорить, но на самом деле все не так просто.
О том, что такое джиттер, мы писали неоднократно. Коротко говоря, это девиация (плавание, нестабильность) частоты следования и формы цифрового сигнала — их еще называют в совокупности временными искажениями. В идеале импульсы должны быть прямоугольными, а в реальности это может быть что угодно — и трапеция, и параллелепипед, да ещё поросший «лесом» гармоник. В любом интернет-форуме, посвященном цифровому звуку, непременно найдётся самоуверенный чудик, который будет писать, что «цифра — это цифра, это последовательность нулей и единиц, а потому потери качества в цифровом тракте невозможны — сигнал либо есть, либо его нет». Это совершенно детская точка зрения. На самом деле цифра в чистом виде бывает только на бумаге, в реальности цифрового сигнала не существует — он всегда аналоговый, хотя и является носителем цифровой информации. Как бумага, несущая на себе печатный текст. Если бумага неплотная, рыхлая, краска на ней расплывется, и текст может стать совершенно нечитаемым, особенно если он мелкий. А в цифровом сигнале «нули и единицы» как раз такие, ведь частота следования импульсов весьма высока. Уж точно выше, чем у деревьев, видимых из окна поезда «Сапсан». Отсюда и возникают все сложности и проблемы.
Да, разработаны средства подавления джиттера, его уровень поддается измерению, вот только соответствующая аппаратура очень дорога, а потому доступна далеко не всем разработчикам. А самое интересное заключается в том, что техника, имеющая минимальные его уровни, далеко не всегда звучит лучше, чем аппараты, чьи измерения не так красивы.
Вот и неудивительно, что некоторые квалифицированные и авторитетные эксперты высказывают мнение, что интенсивные усилия по искоренению джиттера могут «убить» звук, что некоторый элемент «случайности» в сигнале может даже пойти музыке на пользу. Впрочем, это уже выводит нас на теорию хаоса, а я в ней не силён. Вообще, пора заканчивать с теорией и переходить к практике, ведь именно этого хотят читатели, которые пишут мне письма.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВУКУ
Для начала сообщу две «новости» — плохую и хорошую. Начну по традиции с первой.
Использовать для качественного воспроизведения музыки тот компьютер, на котором вы работаете, играете и гуляете по Интернету, не получится — надо приобретать или собирать самому отдельный, особый.
А теперь хорошая: он совсем не должен быть мощным и дорогим. Единственное к нему требование, которое может вызвать некоторые затруднения — он должен быть тихим. К счастью, в нашем случае это достигается малой кровью, более того, способствует удешевлению системы. Ведь нам не нужна большая вычислительная мощность, так? Поэтому отдаем предпочтение процессорам с малой тактовой частотой. Например, в моём музыкальном компьютере установлен старенький Intel Pentium 4 с тактовой частотой всего 2,6 ГГц — он остался у меня после давнишнего апгрейда рабочей машины. Сойдет и любой другой, лишь бы он отличался невысоким тепловыделением.
Объём памяти — минимум 2 Гб, а если материнская плата позволяет, то и больше — это нужно для того, чтобы отключить виртуальную память Windows, ведь если система будет постоянно «падать» в файл подкачки, хорошего звука не получишь.
Выбирая себе подобный баребон или просто корпус, имейте в виду: у него должно быть минимум два слота для установки карт расширения, желательно со стандартными планками. Они нам понадобятся для установки отдельной сетевой карты и звукового цифрового интерфейса. «Но ведь у подавляющего большинства современных материнских плат имеются интегрированные сетевые и аудиоинтерфейсы!» — воскликнет искушённый читатель. Ну да, есть, только для наших нужд они не годятся. Почему — об этом чуть позже.
В последнее время для передачи цифрового потока с компьютера на ЦАП всё чаще используется интерфейс USB. Мне даже довелось тестировать оснащённые им устройства (см. №9/2009: http://www.salonav.com/arch/2009/09/048.shtml), но большинство из них играли, на мой вкус, посредственно, за исключением, пожалуй, Blacknote DSS 30 Tube, но он отнюдь не дёшев. Как тогда выяснилось, до сих пор многие производители не гнушаются снабжать свои достаточно дорогие устройства интерфейсом USB версии 1.1, а с ним ничего хорошего не может получиться в принципе. Вероятно, с приходом интерфейса USB 3.0 ситуация изменится в лучшую сторону, но пока что я не видел с ним ни одного звукового аппарата. Именно использование USB для вывода цифрового потока из компьютера и является той маленькой ошибочкой, о которой я говорил выше.
Интерфейс FireWire в этом случае существенно лучше, он используется во внешних звуковых интерфейсах, однако и стоят они немало, да и устанавливаемые в них ЦАПы для по-настоящему качественного воспроизведения музыки не подходят. Как я уже писал ранее, выходные аналоговые каналы в подобных устройствах служат исключительно для контроля записи.
Должен сказать, что прошёл через все варианты: внутренняя PСI-карта, внешние устройства с интерфейсами USB и FireWare, наконец, был у меня даже конвертор USB-Toslink, — всё это не годится. Пришел в итоге к звуковой плате ESI Juli@, причем использую её исключительно для вывода цифрового потока по оптике на внешний ЦАП. Хороша она и тем, что состоит из двух разделяемых половинок: снизу — цифровая часть, сверху — аналоговая. Вот эта верхушка может быть отключена за ненадобностью. Меньше потребителей энергии и производителей помех — чище звук.
ДЕЛАЕМ МЯГКОЕ ТВЁРДЫМ
Описывая конфигурацию музыкального компьютера, ничего не сказал про жёсткий диск — исключительно потому, что он требует особого внимания.
Прежде всего, он должен быть тихим и холодным. Могу посоветовать, например, винчестер WD Caviar Green WD5000AADS. В Москве на момент написания этого текста его можно было купить всего за 1340 рублей.
Ёмкость HDD не имеет в нашем случае никакого значения, поскольку мы не собираемся на нём держать музыкальную коллекцию — только систему, программу-плеер, сервер удаленного доступа (у меня — VNC), ну и разве что дистрибутивы с драйверами. Дело в том, что во время воспроизведения жёсткий диск компьютера должен быть полностью заглушён, иначе он будет создавать помехи, которые сделают нашу затею бессмысленной. По той же причине следует отключить не только виртуальную память, но и все службы, которые не требуются для воспроизведения музыки и работы сети.
Так откуда играть музыкальные файлы, если на HDD их не будет? Есть два варианта: нормальный, для лентяев вроде меня, и аудиофильский — для тех, кто не боится лишний раз подняться с дивана ради улучшения звука.
Итак, первый. Вся музыка держится в сетевых хранилищах (NAS), которые в идеале должны располагаться в другом помещении, поскольку склонны создавать шум. Именно поэтому нам придётся установить в компьютер хорошую гигабитную сетевую карту. Если на вашей материнке будет быстрая интегрированная, попробуйте для начала поработать с ней, но не удивляйтесь, если результат выйдет не слишком впечатляющим, ведь нам важна как раз не скорость, а способность платы обеспечивать стабильный и непрерывный поток. Проверить это просто: попробуйте выставить в проигрывателе Foobar2000 минимальный размер буфера, при котором воспроизведение идёт непрерывно и не «спотыкается». Чем меньше это значение, тем лучше. Идеал — 50 мс, выставить меньше Foobar2000 не дает.
О драйверах, которые должны использоваться в плеере, я как-то уже писал (http://www.salonav.com/arch/2009/09/048.shtml), но коротко повторю: забудьте о встроенных драйверах Windows, следует использовать ASIO, Kernel Streaming (если он у вас заработает) или WASAPI, — всё это есть на сайте http://www.foobar2000.org.
Второй способ слушать музыку с «уснувшим» HDD компьютера — использовать в качестве накопителя флэшку или карту памяти. В таком случае интерфейс USB не будет вносить искажений. Именно этот метод реализован в уже упоминавшемся Blacknote DSS 30 Tube, он и в моей системе дал исключительно положительный результат. Единственный недостаток — необходимость предварительной записи на флэшку той музыки, которую вы собираетесь послушать. Хотя, если держать накопитель в разъёме постоянно, ради этого даже не придется лишний раз вставать с дивана, — всё можно делать дистанционно по сети с помощью нетбука — это, конечно, не так изящно, как с обычного пульта ДУ, зато очень функционально.
Теперь поговорим о кабелях. «Пылают» они потому, что стоит только в каком-нибудь форуме обмолвиться о влиянии кабелей на звук, как поднимается мощный флэйм (flame по-английски — «пламя»). Очень завидую людям, которые убеждены, что все шнурки играют одинаково — у меня так не получается, поэтому приходится покупать пусть и не самые дорогие, но болезненные для бюджета провода.
Так вот, наилучшее соединение компьютера с ЦАПом — по оптике. Иначе не получится «отвязаться» от шумной среды компьютера. К тому же, как мы уже писали, у оптического кабеля нет ни ёмкости, ни индуктивности, поэтому он не смазывает фронты прямоугольных импульсов. Некоторое количество джиттера он, конечно, вносит (из-за переотражений сигнала), но в допустимых пределах. Что касается марки, она известна, смотрите здесь: http://www.salonav.com/arch/2004.08/htmdoc/042-052top.htm.
Если не сможете их достать, поищите DAXX из серии R07 — у меня сейчас стоит как раз такой, длиной 75 см. Это подразумевает, что компьютер и ЦАП должны находиться рядом.
Напоследок замечу, что все изречённые выше рекомендации основаны на моем личном опыте и не являются истиной в последней инстанции. Философия Дао подразумевает, что каждый человек должен пройти свой путь сам, ибо в этом и заключается высший смысл.
P.S.: В книжке Бенджамена Хоффа «Дао Винни-Пуха» есть одна замечательная фраза: «До нас дошла поговорка, сложенная о Конфуции: «Если циновка лежит неровно, Учитель не сядет на неё». Это показывает, сколь неукоснительно конфуцианцы соблюдали установленный порядок».
В цифровом звуке он тоже исключительно важен.
P.P.S.: Почти уверен, что эта публикация вызовет массу вопросов у заинтересованной публики. Отвечу на все, отправленные по электронной почте и понятно сформулированные.
* Barebone system (базовая конструкция) — набор для самостоятельной сборки, состоящий из корпуса с блоком питания, материнской платы и кулера на процессор.