Что такое цифровой звук

Цифровой звук: DSD vs PCM

Цифровой звук. Как же много мифов крутится вокруг этой фразы. Сколько споров возникало между любителями удобства и качества цифры и приверженцами «живого воздушного» винилового звука помноженного на «тёплое ламповое» звучание. Кроме того, есть немало споров и между любителями «цифры»: достаточно ли 16х44.1 или нужно 24х192? Что лучше: мультибит или дельта-сигма? CDDA или SACD? PCM или DSD? В этой статье я попробую простым языком изложить азы цифрового звука, а так же более подробно остановлюсь на сравнении двух типов кодирования аналогового сигнала в цифровой: DSD и PCM.

Для начала ответим на вопрос, что есть цифровой звук? Чем он отличаются от аналогового? Если говорить кратко, математическим языком, аналоговый звуковой сигнал — непрерывная функция, цифровой звуковой сигнал — дискретная функция. Что это значит?

Аналоговый сигнал

Если нарисовать в воображении график синусоиды (именно так в чаще всего изображают звуковую волну): то, как бы мы его не увеличивали, стараясь рассмотреть все детали, — всегда будем видеть плавную гладкую линию: это аналоговый звуковой сигнал (рис. 1).

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук
Рис. 1. Аналоговый сигнал

Аналоговый звук (запись) имеет множество параметров, с помощью которых можно оценить его качество. Рассмотрим три самых важных: частотный диапазон, динамический диапазон, искажения.

Частотный диапазон — набор частот, содержащихся в звуке. Принято считать, что частотный диапазон человеческого слуха 20… 20.000 Гц (иногда указывается 16 — 22.000 Гц). Сам по себе частотный диапазон музыки никакого интереса в плане оценки качества не представляет (к примеру, частотный диапазон все того же взлетающего самолета будет очень широк, а вокальной партии тенора — намного уже). Качественным параметром, скажем, наушников является потенциальный частотный диапазон, а оценивается он с помощью амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Идеальная АЧХ — прямая линия на всем диапазоне частот слуха – означает, что источник звука не усиливает и не ослабляет какие-то отдельные частоты, а значит извлекаемый звук совпадает с оригиналом.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук
Рис. 2. АЧХ MP3 файла 256 kbps

Динамический диапазон (ДД) — разность между самым тихим и самым громким звуком. Измеряется громкость в децибелах (дБ). Принято считать, что максимальная громкость, не наносящая травм человеку — это 130 дБ — звук взлетающего самолета, а минимальная слышимая громкость — 5… 10 дБ — на уровне шелеста листьев в маловетреную погоду. Естественно, что шелест листьев на фоне взлетающего самолета разобрать будет невозможно, да и слушать музыку с уровнем 130 дБ крайне неприятно. Поэтому принято считать, что комфортный ДД для прослушивания музыки — 80… 100 дБ.

Искажения – не что иное, как отклонение сигнала от оригинала.

Принципы представления звука в цифровом виде

Что же происходит при оцифровке аналогового звука? Не будем углубляться в технические аспекты, разберем все, как говорится, на бумаге: для этого нарисуем нашу воображаемую «идеальную» синусоиду и будем измерять величину сигнала через равные промежутки времени (этот процесс называется дискретизацией или квантованием): мы получим некий последовательный набор значений — это и будет наш цифровой сигнал, полученный методом импульсно-кодовой модуляции (PCM) (рис. 3).

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук
Рис. 3. Преобразование аналогового сигнала в PCM

Два основных параметра качества PCM сигнала — это частота и разрядность. Частота — это количество измерений за одну секунду, чем их больше — тем с большей точностью передаётся сигнал. Частота измеряется в герцах: 44100 Hz, 192000 Hz и др. Разрядность — количество возможных значений величины сигнала (точность передачи величины). Чем больше вариантов — тем больше точность сигнала. Разрядность измеряется в битах: 16 bit (65.536 возможных значений, ДД 96 дБ), 24 bit (16.777.216 значений, ДД 144 дБ) и др.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук
Рис. 4. Преобразование аналогового сигнала в DSD

Такой вид представления цифрового звука называется импульсно-плотностной модуляцией, чаще всего для него используется аббревиатура DSD. Фактически, единственный качественный параметр такого сигнала — частота. Но так как частоты используются очень высокие (от 2.822.400 Hz), такие цифры сложно запомнить, принято делить частоту DSD сигнала на 44.100 Hz. Полученное число и является показателем качества: DSD64 (ДД 120 дБ), DSD128, DSD256 и т.д.

Восстановление аналогового сигнала из «цифры»

Но оцифровка аналогового сигнала – это полдела. Для прослушивания цифровой музыки нужно выполнить обратное преобразование. Для начала рассмотрим, каким образом превратить в звук цифровой DSD поток. Как мы уже знаем, этот поток представляет из себя высокочастотный (2,8 МГц и более) двухуровневый сигнал, средняя величина этого сигнала меняется со звуковой частотой. То есть, если подходить к решению задачи максимально просто, — нужно отфильтровать все высокочастотные составляющие DSD потока, оставив только полезный звуковой сигнал (частоты до 20. 22 кГц). Делается это с помощью аналогового фильтра низкой частоты (ФНЧ). Простейший ФНЧ – это RC цепочка. Сигнал полученный, после прохождения этой цепочки, показан на рис. 5.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук
Рис. 5. Восстановление аналогового сигнала из DSD

Как видим, полученный график лишь отдаленно напоминает исходную синусоиду. Но не забываем, что мы «применили» простейший фильтр, улучшая схему фильтра можно добиться практически полного отсутствия высокочастотного шума и получить аналоговый звук с хорошими качественными показателями.

Для восстановления аналогового сигнала из цифрового PCM недостаточно только лишь аналогового ФНЧ, нужно предварительно расшифровать цифровые данные, для этого используются цифро-аналоговые преобразователи (ЦАПы). Бывают они разных типов, но описывать их все в задачи данной статьи не входит. Остановимся на 2-х самых распространённых типах в звуковой технике. Во-первых, это так называемый ЦАП лестничного типа (его ещё называют мультибитным). Как вы, наверное, догадались, такой ЦАП преобразует PCM поток цифровых данных в поток величин звукового сигнала, которые на графике выглядят как лестница (рис. 6). Как и в случае DSD, обязательно использование аналогового фильтра для сглаживания «ступенек».

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук
Рис. 6. Восстановление аналогового сигнала из PCM

Зачастую, в таких преобразователях используется промежуточная передискретизация цифрового PCM сигнала в более высокие значения частоты (например, 192 кГц): это уменьшает «ступеньки», что позволяет упростить схему аналогового фильтра.

Второй тип ЦАП – дельта-сигма – использует передискретизацию в ещё большие значения частоты с одновременным уменьшением разрядности до одного бита. Ничего не напоминает? Это же знакомый нам DSD сигнал! Как далее обработать такой сигнал и превратить его в аналоговый, мы уже рассматривали выше.

Применение PCM и DSD, достоинства/недостатки

Где же мы можем встретить каждый из способов кодирования? PCM формат очень распространён: CDDA диски, DVD Audio, файлы MP3, FLAC, ALAC, AAC, звук в фильмах, и далее, и далее, проще сказать, когда не-PCM. Super Audio CD диски, DSD диски, файлы DSF, DFF — это DSD формат. Что же всё-таки лучше? При воспроизведении какого формата мы получим более качественный звук?

В статьях, посвященных DSD формату, описано множество преимуществ перед PCM, но все ли описываемые преимущества верны или это мифы, придуманные для обывателей, не разбирающихся в технической составляющей, чтобы отвоевывать рынок, плотно занятый PCM форматом? Давайте кратенько пройдемся по списку.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук
Рис. 7. Динамический диапазон / шум при преобразовании между DSD и PCM

Источник

Отличия аналогового звука от цифрового

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук

Очень часто мы слышим такие определения, как «цифровой» или «дискретный» сигнал, в чем его отличие от «аналогового»?

Суть различия в том, что аналоговый сигнал непрерывный во времени (голубая линия), в то время как цифровой сигнал состоит из ограниченного набора координат (красные точки). Если все сводить к координатам, то любой отрезок аналогового сигнала состоит из бесконечного количества координат.

У цифрового сигнала координаты по горизонтальной оси расположены через равные промежутки времени, в соответствии с частотой дискретизации. В распространенном формате Audio-CD это 44100 точек в секунду. По вертикали точность высоты координаты соответствует разрядности цифрового сигнала, для 8 бит это 256 уровней, для 16 бит = 65536 и для 24 бит = 16777216 уровней. Чем выше разрядность (количество уровней), тем ближе координаты по вертикали к исходной волне.

Аналоговыми источниками являются: винил и аудиокассеты. Цифровыми источниками являются: CD-Audio, DVD-Audio, SA-CD (DSD) и файлы в WAVE и DSD форматах (включая производные APE, Flac, Mp3, Ogg и т.п.).

Преимущества и недостатки аналогового сигнала

Преимуществом аналогового сигнала является то, что именно в аналоговом виде мы воспринимаем звук своими ушами. И хотя наша слуховая система переводит воспринимаемый звуковой поток в цифровой вид и передает в таком виде в мозг, наука и техника пока не дошла до возможности именно в таком виде подключать плееры и другие источники звука напрямик. Подобные исследования сейчас активно ведутся для людей с ограниченными возможностями, а мы наслаждаемся исключительно аналоговым звуком.

Недостатком аналогового сигнала являются возможности по хранению, передаче и тиражированию сигнала. При записи на магнитную ленту или винил, качество сигнала будет зависеть от свойств ленты или винила. Со временем лента размагничивается и качество записанного сигнала ухудшается. Каждое считывание постепенно разрушает носитель, а перезапись вносит дополнительные искажения, где дополнительные отклонения добавляет следующий носитель (лента или винил), устройства считывания, записи и передачи сигнала.

Делать копию аналогового сигнала, это все равно, что для копирования фотографии ее еще раз сфотографировать.

Преимущества и недостатки цифрового сигнала

К преимуществам цифрового сигнала относится точность при копировании и передачи звукового потока, где оригинал ничем не отличается от копии.

Основным недостатком можно считать то, что сигнал в цифровом виде является промежуточной стадией и точность конечного аналогового сигнала будет зависеть от того, насколько подробно и точно будет описана координатами звуковая волна. Вполне логично, что чем больше будет точек и чем точнее будут координаты, тем более точной будет волна. Но до сих пор нет единого мнения, какое количество координат и точность данных является достаточным для того, что бы сказать, что цифровое представление сигнала достаточно для точного восстановления аналогового сигнала, неотличимого от оригинала нашими ушами.

Если оперировать объемами данных, то вместимость обычной аналоговой аудиокассеты составляет всего около 700-1,1 Мб, в то время как обычный компакт диск вмещает 700 Мб. Это дает представление о необходимости носителей большой емкости. И это рождает отдельную войну компромиссов с разными требованиями по количеству описывающих точек и по точности координат.

На сегодняшний день считается вполне достаточным представление звуковой волны с частотой дискретизации 44,1 кГц и разрядности 16 бит. При частоте дискретизации 44,1 кГц можно восстановить сигнал с частотой до 22 кГц. Как показывают психоакустические исследования, дальнейшее повышение частоты дискретизации мало заметно, а вот повышение разрядности дает субъективное улучшение.

Как ЦАП строят волну

ЦАП – это цифро-аналоговый преобразователь, элемент, переводящий цифровой звук в аналоговый. Мы рассмотрим поверхностно основные принципы. Если по комментариям будет виден интерес более подробно рассмотреть ряд моментов, то будет выпущен отдельный материал.

Мультибитные ЦАП

Очень часто волну представляют в виде ступенек, что обусловлено архитектурой первого поколения мультибитных ЦАП R-2R, работающих аналогично переключателю из реле.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук

На вход ЦАП поступает значение очередной координаты по вертикали и в каждый свой такт он переключает уровень тока (напряжения) на соответствующий уровень до следующего изменения.

Хотя считается, что ухо человека слышит не выше 20 кГц, и по теории Найквиста можно восстановить сигнал до 22 кГц, остается вопрос качества этого сигнала после восстановления. В области высоких частот форма полученной «ступенчатой» волны обычно далека от оригинальной. Самый простой выход из ситуации – это увеличивать частоту дискретизации при записи, но это приводит к существенному и нежелательному росту объема файла.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук

Альтернативный вариант – искусственно увеличить частоту дискретизации при воспроизведении в ЦАП, добавляя промежуточные значения. Т.е. мы представляем путь непрерывной волны (серая пунктирная линия), плавно соединяющий исходные координаты (красные точки) и добавляем промежуточные точки на этой линии (темно фиолетовые).

При увеличении частоты дискретизации обычно необходимо повышать и разрядность, чтобы координаты были ближе к аппроксимированной волне.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук

Благодаря промежуточным координатам удается уменьшить «ступеньки» и построить волну ближе к оригиналу.

Когда вы видите функцию повышения частоты с 44.1 до 192 кГц в плеере или внешнем ЦАП, то это функция добавления промежуточных координат, а не восстановления или создание звука в области выше 20 кГц.

Изначально это были отдельные SRC микросхемы до ЦАП, которые потом перекочевали непосредственно в сами микросхемы ЦАП. Сегодня можно встретить решения, где к современным ЦАП добавляется такая микросхема, это сделано для того, чтобы обеспечить альтернативу встроенным алгоритмам в ЦАП и порой получить еще более лучший звук (как например это сделано в Hidizs AP100).

Основной отказ в индустрии от мультибитных ЦАП произошел из-за невозможности дальнейшего технологического развития качественных показателей при текущих технологиях производства и более высокой стоимости против «импульсных» ЦАП-ов с сопоставимыми характеристиками. Тем не менее, в Hi-End продуктах предпочтение отдают зачастую старым мультибитным ЦАП-ам, нежели новым решениям с технически более хорошими характеристиками.

Импульсные ЦАП

В конце 70-тых широкое распространение получил альтернативный вариант ЦАП-ов, основанный на «импульсной» архитектуре – «дельта-сигма». Технология импульсных ЦАП-ов стала возможной появлению сверх-быстрых ключей и позволила использовать высокую несущую частоту.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук

Амплитуда сигнала является средним значением амплитуд импульсов (зеленым показаны импульсы равной амплитуды, а белым итоговая звуковая волна).

Например последовательность в восемь тактов пяти импульсов даст усредненную амплитуду (1+1+1+0+0+1+1+0)/8=0,625. Чем выше несущая частота, тем больше импульсов попадает под сглаживание и получается более точное значение амплитуды. Это позволило представить звуковой поток в однобитном виде с широким динамическим диапазоном.

Усреднение возможно делать обычным аналоговым фильтром и если такой набор импульсов подать напрямую на динамик, то на выходе мы получим звук, а ультра высокие частоты не будут воспроизведены из-за большой инертности излучателя. По этому принципу работают ШИМ усилители в классе D, где плотность энергии импульсов создается не их количеством, а длительностью каждого импульса (что проще в реализации, но невозможно описать простым двоичным кодом).

Мультибитный ЦАП можно представить как принтер, способный наносить цвет пантоновыми красками. Дельта-Сигма – это струйный принтер с ограниченным набором цветов, но благодаря возможности нанесению очень мелких точек (в сравнении с пантовым принтером), за счет разной плотности точек на единицу поверхности дает больше оттенков.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук

На изображении мы обычно не видим отдельных точек из-за низкой разрешающей способности глаза, а только средний тон. Аналогично и ухо не слышит импульсов по отдельности.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук

В конечном итоге при текущих технологиях в импульсных ЦАП можно получить волну, близкую к той, что теоретически должна получится при аппроксимации промежуточных координат.

Надо отметить, что после появления дельта-сигма ЦАП исчезла актуальность рисовать «цифровую волну» ступеньками, т.к. так ступеньками волну современные ЦАП не строят. Правильно дискретный сигнал строить точками соединенной плавной линией.

Являются ли идеальными импульсные ЦАП?

Но на практике не все безоблачно, и существует ряд проблем и ограничений.

Т.к. подавляющее количество записей сохранено в многоразрядном сигнале, то перевод в импульсный сигнал по принципу «бит в бит» требует излишне высокую несущую частоту, которую современные ЦАП не поддерживают.

Основной функцией современных импульсных ЦАП является перевод многоразрядного сигнала в однобитный с относительно невысокой несущей частотой с прореживанием данных. В основном именно эти алгоритмы и определяют конечное качество звучания импульсных ЦАП-ов.

Чтобы уменьшить проблему высокой несущей частоты, звуковой поток разбивается на несколько однобитных потоков, где каждый поток отвечает за свою группу разряда, что эквивалентно кратному увеличению несущей частоты от числа потоков. Такие ЦАП называются мультибитными дельта-сигма.

Сегодня импульсные ЦАП-ы получили второе дыхание в быстродействующих микросхемах общего назначения в продуктах компаний NAD и Chord за счет возможности гибко программировать алгоритмы преобразования.

Формат DSD

После широкого распространения дельта-сигма ЦАП-ов вполне логичным было и появления формата записи двоичного кода напрямую дельта-сигма кодировке. Этот формат получил название DSD (Direct Stream Digital).

Широкого распространения формат не получил по нескольким причинам. Редактирование файлов в этом формате оказалось излишне ограниченным: нельзя микшировать потоки, регулировать громкость и применять эквализацию. А это значит, что без потери качества можно лишь архивировать аналоговые записи и производить двухмикрофонную запись живых выступлений без последующей обработки. Одним словом – денег толком не заработать.

В борьбе с пиратством диски формата SA-CD не поддерживались (и не поддерживаются до сих пор) компьютерами, что не позволяет делать их копии. Нет копий – нет широкой аудитории. Воспроизвести DSD аудиоконтент можно было только с отдельного SA-CD проигрывателя с фирменного диска. Если для PCM формата есть стандарт SPDIF для цифровой передачи данных от источника к отдельному ЦАП, то для DSD формата стандарта нет и первые пиратские копии SA-CD дисков были оцифровками с аналоговых выходов SA-CD проигрывателей (хоть ситуация и кажется глупой, но на деле некоторые записи выходили только на SA-CD, либо та же запись на Audio-CD специально была сделана некачественно для продвижения SA-CD).

Переломный момент произошел с выходом игровых приставок SONY, где SA-CD диск до воспроизведения автоматически копировался на жесткий диск приставки. Этим воспользовались поклонники формата DSD. Появление пиратских записей простимулировало рынок на выпуск отдельных ЦАП для воспроизведения DSD потока. Большинство внешних ЦАП с поддержкой DSD на сегодняшний день поддерживает передачу данных по USB используя формат DoP в виде отдельного кодирования цифрового сигнала через SPDIF.

Несущие частоты для DSD сравнительно небольшие, 2.8 и 5.6 МГц, но этот звуковой поток не требует никаких преобразований с прореживанием данных и вполне конкурентно-способен с форматами высокого разрешения, такими как DVD-Audio.

На вопрос что лучше, DSP или PCM однозначного ответа нет. Все упирается в качество реализации конкретного ЦАП и таланта звукорежиссера при записи конечного файла.

Общий вывод

Аналоговый звук – это то, что мы слышим и воспринимаем, как окружающий мир глазами. Цифровой звук, это набор координат, описывающих звуковую волну, и который мы напрямую услышать не можем без преобразования в аналоговый сигнал.

Аналоговый сигнал, записанный напрямую на аудиокассету или винил нельзя без потери качества перезаписать, в то время как волну в цифровом представлении можно копировать бит в бит.

Цифровые форматы записи являются постоянным компромиссом между количеством точностью координат против объема файла и любой цифровой сигнал является лишь приближением к исходному аналоговому сигналу. Однако при этом разный уровень технологий записи и воспроизведения цифрового сигнала и хранения на носителях для аналогового сигнала дают больше преимуществ цифровому представлению сигнала, аналогично цифровой фотокамере против пленочного фотоаппарата.

Источник

Простыми словами о цифровом и аналоговом звуке

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук

На очереди транскрипт десятого выпуска (22.05.2014) подкаста «Звук». В нем Дмитрий Кабанов беседует с Анатолием Дмитриевичем Арсёновым, к. т. н., физиком по образованию, экспертом в области IT и цифрового звука, инженером в компании F-Lab на тему цифрового и аналогового звука.

Дмитрий Кабанов: Мы продолжаем беседовать с экспертами и инженерами «Аудиомании», и сегодня мы попытаемся копнуть глубже, посмотреть на природу цифрового и аналогового звука, и, наверное, мы начнем с вопроса о том, что такое звук в принципе. Чем в базовом понимании, простыми словами, отличается аналоговый звук от цифрового звука или аналоговое представление звука и цифровое представление звука?

Анатолий Арсёнов: Отвечая на этот вопрос, я думаю, уместно привести простые модели, знакомые, может быть, [из] школьного курса любому российскому образованному человеку. В частности, история звука [как] цифрового, [так] и аналогового начинается давно, как ни странно, еще до появления цифровых устройств. Всем знакома передача голоса человека с помощью обычного проводного телефона. Вот это [и является] реальным примером передачи аналогового звука на расстоянии. В данном случае говорящий имеет перед собой телефонную трубку, в которой есть микрофон и мембрана, колеблющаяся в соответствии с голосом человека, на противоположном конце происходит обратная процедура, то есть колеблется мембрана телефона, находящегося у уха абонента.

Что передается по кабелю? Мы имеем сигнал переменного напряжения: ток в кабеле изменяется в соответствии с тем, как говорит человек, вот так скажем, чтобы не вдаваться в подробности. Что такое цифровой звук? Здесь [можно привести аналогичный пример] из того же времени – телеграфная передача сигнала, азбука Морзе. В данном случае диктор имеет перед собой какой-то текст, но он должен знать азбуку Морзе. Дальше, кем кодируется текст? Самим человеком, который знает как передать букву «А», как передать букву «Б» и т. д. Что отправляется в сигнальную линию? Отправляются сигналы: точка и тире, то, как примерно кодируется сейчас звук – нулями и единицами, двумя сигналами передаются два состояния.

Что должен сделать абонент на противоположной стороне [если он] хочет понять, принять этот текст, получить это сообщение? Он должен знать азбуку Морзе, он должен получать вот эти самые точки и тире, а зная их, уже понимать, о чем идет речь. Вот вся, собственно говоря, разница. В одном случае передается сигнал, который носит характер модели голоса человека, передающегося путем электрических сигналов, во втором случае мы имеем передачу символов, которые закодированы каким-то условным образом. В данном случае это были точки и тире. Спустя много лет, в современную эпоху, мы уже имеем два типа передачи сигналов, которые очень далеко разошлись между собой от той старой истории.

Дмитрий: Получается что цифровой звук или цифровое представление звука можно понимать, как некий компромисс, который мы получаем, беря аналоговый звук и преобразовывая его в цифру.

Анатолий: Ну, компромисс это или нет…Компромисс с чем? С возможностями аппаратуры? Да, это компромисс. Дальше, с потребностями современной техники передать большее количество информации за единицу времени на более дальние расстояния с высоким качеством и способностью к последующей коррекции? Да, это компромисс. Конечно, для того, чтобы передавать аналоговый звук на дальние расстояния с высоким качеством, аппаратура должна иметь соответствующие мощности, и я не скажу, что она будет дешевой, она будет всегда материалоемкой.

На определенном этапе развития техники оказалось наиболее продуктивным передавать сигналы не в явной форме, как это происходит в аналоговой аппаратуре, а в виде некоторой модели, таблицы чисел, здесь я могу привести аналогичный пример из несколько другой практики тоже знакомой, наверное, каждому. Значит, имея географическую карту…вот как можно своему товарищу передать информацию, если стоит задача добраться из одной точки в другую? Нужно взять карту, начертить карандашом линию, как ты шел или как ты собираешься идти, и эту карту переслать, вот вам, пожалуйста – мы передаем информацию в явной форме.

Можно поступить другим образом – зная, что у товарища есть точно такая же карта, передать табличку с координатами точек. Что в данном случае будет передаваться? Листочек, на котором будет записана таблица: широта, долгота, широта, долгота, широта, долгота и т. д. В данном случае это будет просто таблица чисел. Товарищ, получив эту таблицу, взяв свою карту и отметив эти точки по координатам, сразу же определит, как идти. Что мы передали в [этом] случае? Саму карту с маршрутом или мы передали таблицу, какую-то кодировку?

Вот это все происходит и в цифровой технике. Непременным элементом в цифровой технике является кодировщик или раскодировщик, ну это раньше так говорили, в цифровой технике принято говорить, что это цифро-аналоговое преобразование.

Дмитрий: Отличный пример, мне кажется, а стоит ли нам здесь зацепить [тему] хранения? Формат, понимание форматов, понимание их разницы, потому что существует много мифов о том, какие форматы у нас есть – с потерями, без потерь, по-разному сжимающие файл и т. д.

Анатолий: Как видно из приведенных примеров, цифровая форма является условной формой передачи сигнала – это система формализации, если говорить математическим языком. Сигнал передается в условной форме математической модели — если говорить еще более глубоко, то это матрица, которая содержит определенные числа, [характеризующие] сигнал в каждый момент времени.

Если говорить применительно к звуку, то что цифры передают? Цифры передают спектр сигнала, его амплитуду, громкость. Частоты этого сигнала, высокие, низкие, [то] как эти частоты связаны между собой тембрально и т. д. – это спектральная характеристика, переведенная в числовую форму, которая передается [на устройство].

На заре компьютерной техники возможности персональных компьютеров были не очень широки. Для того, чтобы реализовать простые задачи, необходимо было компьютерному устройству иметь достаточные емкость памяти и производительность центрального процессора. Это не позволяло цифровой форме детально отображать записанный звук. Простой пример: если к старому компьютеру пятнадцатилетней давности присоединить звуковую карту, подключить микрофон, оцифровать свой голос, то я не думаю, что [результат] понравился бы многим, [а именно] качество записанного голоса.

Ну объективно, почему? На вход звуковой карты подавался сигнал с микрофона. Частотные характеристики цифрового тракта были тогда достаточно скромными, и поэтому преобразование аналогового сигнала, то есть звука в схему, которая позволяет в цифровом виде отображать этот звук внутри компьютеров…это был сложный процесс и, естественно, производители и разработчики устройств того времени, пытаясь экономить память и производительность процессора, создавали простые схемы кодирования звука в ту форму, в которой он может храниться в компьютере.

К чему это приводило? К потерям. В качестве звука прежде всего. С ростом производительности компьютерной техники, производительности центрального процессора, увеличения объемов памяти, эта проблема потихонечку стала сниматься с повестки дня, но тем не менее подходы, которые были сформированы в то время, наложили свой отпечаток на развитие цифровой техники. В свое время, если память мне не изменяет, это [был] 1994 год, [велись] работы Фраунгоферского института по созданию формата MP3 – этот формат и на сегодняшний день очень популярен для хранения музыки и различных аудиоданных в портативной технике, в частности, в смартфонах.

Дмитрий: Приведем краткую вики-справку: MP3 (более точно, англ. MPEG-1/2/2.5 Layer 3; но не MPEG3) — это кодек третьего уровня, разработанный командой MPEG, лицензируемый формат файла для хранения аудиоинформации. MP3 разработан рабочей группой института Фраунгофера под руководством Карлхайнца Бранденбурга из универститета Эрланген-Нюрнберг в сотрудничестве с AT&T Bell Labs и Thomson.

Основой разработки MP3 послужил экспериментальный кодек ASPEC (Adaptive Spectral Perceptual Entropy Coding). Первым кодировщиком в формат MP3 стала программа L3Enc, выпущенная летом 1994 года. Спустя один год появился первый программный MP3-плеер – Winplay3. При разработке алгоритма тесты проводились на вполне конкретных популярных композициях. Основной стала песня Сюзанны Веги Tom’s Diner. Отсюда возникла шутка, что «MP3 был создан исключительно ради комфортного прослушивания любимой песни Бранденбурга», а Вегу стали называть «мамой МP3».

Анатолий: Чем он характеризуется? [Каково] его отличие от звука, который никаким образом, кроме преобразования в цифру, не отличается от аналогового сигнала (эти файлы мы раньше называли wave-формы)? Кто знаком с компьютерами Apple, там [такие] файлы имели формат, который называется AIFF, насколько я помню.

Дмитрий: Да, так и есть.

Анатолий: Форма этих двух файлов, формат этого файла, представляет из себя просто цифровое отображение аналогового звука. Но в компьютерах того времени он занимал очень большой объем и таких файлов в компьютере могло храниться немного. Чем отличался MP3?

Дмитрий: Поэтому информацию можно выкинуть.

Анатолий: Никто [этот звук] не услышит. Если разница между самым громким и самым тихим звуком в данный момент времени больше 90 дБ, то спокойно можно эти звуки из записи удалить, вырезать. Это один из способов. То, что здесь происходит, специалисты [называют] маскированием низкоуровневого сигнала сигналом более высокого уровня.

Другой способ: как правило, Hi-Fi аппаратура позволяет зафиксировать сигналы с определенными частотами – если говорить о частотах и не использовать такие понятия как высокие, низкие и средние частоты. Сигналы с частотами от 20 Гц до 20000 Гц – это полоса, которую аппаратура может воспроизвести. Услышит ли человек весь этот диапазон? Если посмотреть с точки зрения восприятия человека и ввести такой термин, как психоакустика, то [также] можно произвести некоторые упрощения сигнала.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук
Тем, кто хочет проверить остроту слуха и сравнить звучание различных аудиосистем, Аудиомания предлагает услугу прослушивания техники на дому. На фото – работа инсталляторов Аудиомании

Большинство взрослых людей – те, кто перевалил за подростковый возраст, как правило не слышат частоты выше 16 кГц, значит, диапазон выше 16 кГц тоже каким-то образом можно математически редуцировать и, таким образом, убрать эту информацию из того файла, который был записан с помощью цифрового микрофона, поскольку он тоже не будет адекватно воспринят слушателем. То же самое происходит и в низком диапазоне: те, кто заняты физиологией человека, знают о том, что любой человек, если он нормален, конечно, и у него нет никакой патологии, не воспринимает низкочастотные сигналы ниже 16 Гц ухом – он воспринимает [такие сигналы] либо тактильно, либо органами тела.

Заначит, все эти звуки тоже можно безболезненно [удалить], не потеряв основного качества звукового сигнала, если это, например, было музыкальное произведение. В принципе, этих методов на сегодняшний день существует достаточно много: схемы, которые используются в цифровом звуке, форматах MP3, маскировка чистого тона шумом и т. д. и т. д.

Для краткой иллюстрации [того], что это такое: после процедур преобразования цифровой модели аналогового звука, которую мы видим в форматах wave или AIFF, к формату MP3 – после того, как произведены вот эти процедуры (маскирование, удаление тех звуков, которые не могут быть восприняты человеком) – звук на промежуточной стадии не очень комфортен для прослушивания, он носит на себе отпечаток купирования, слух человека, особенно музыканта, может ощущать дискомфорт, поэтому, чтобы спрятать огрехи на последней стадии, в цифровые форматы «подмешивается» шумовой сигнал низкого амплитудного уровня.

Это делается специальным алгоритмом. В принципе, можно проиллюстрировать это таким примером: если вы находитесь в какой-то комнате и в соседней комнате кто-то разговаривает, и вам это мешает, включите пылесос. Шум пылесоса является более низкочастотным сигналом по отношению к речи человека, а низкочастотные сигналы всегда маскируют высокочастотные сигналы, но не наоборот. Вы перестанете слышать назойливых собеседников. Примерно то же самое происходит и в цифровых форматах, на последней стадии после оцифровки происходит подмешивание шумового сигнала определенной амплитуды, определенного спектрального состава, это может быть разновидность белого шума.

Дмитрий: Хорошо, тогда давайте попробуем поговорить о тех случаях, когда мы можем утверждать, что все-таки что-то теряем, используя MP3 – не всегда он идеален для применения, не всегда он подходит, некоторый класс оборудования может позволить нам что-то большее.

Анатолий: Совершенно правильно, MP3, как формат для компактного хранения аудиоданных в компьютерной технике и как один из самых старых форматов, потихонечку, с течением времени, стал терять популярность. Почему? Ну [прежде всего], компьютерная техника увеличила свою производительность и объемы памяти, [а это значит, что] потребность в сжатии, купировании звуковых данных исчезла, нет такой напряженности – памяти у нас сейчас на современных компьютерах достаточно, производительность процессоров достаточна, поэтому мы можем слушать не сжатый цифровой звук.

Какие были предприняты в свое время шаги ухода от компактного ранения музыки? Прежде всего, появились конкурирующие форматы для сжатого хранения звука. Те, кто пользуются компьютерами компании Apple и планшетными компьютерами, смартфонами, айфонами, они знают, в каком формате продается музыка в Apple Store [iTunes] – если я не ошибаюсь, это MP4, да?

Анатолий: Кто-то скажет, что это тоже цифровой звук и тоже сжатый и что у него [также] есть недостатки. Ну да. Только он появился позже, чем MP3, работы по этому формату начались в где-то в 1997 году, то есть почти на 3-4 года позже [создания] MP3, значит, те разработчики, которые разрабатывали эту систему кодирования сжатого звука, учли проблемы и недостатки, которые были в предыдущих форматах, усовершенствовали [продукт].

К чему я привожу эти примеры: цифровой звук, возникнув на определенном этапе, при появлении компьютерных устройств прошел определенную эволюцию, эволюционировали форматы как несжатого хранения звуковых данных, так и форматы [хранения] сжатого звука. Современный способ кодирования звука в форматах MP3 или аналогичных достаточно совершенен.

Получив популярность на определенном этапе, сейчас [формат] фактически зафиксировался на определенной группе устройств: прежде всего на портативной технике мобильной связи – смартфонах, телефонах, плеерах и т. д. В силу малых габаритов, небольшой мощности, невысоких возможностей динамиков, встроенных в смартфоны, он органично вписался в эту структуру. Если говорить об аппаратуре серьезной, для домашнего прослушивания, в частности, Hi-Fi аппаратуре, то здесь, конечно, не всякий взыскательный слушатель согласится с тем, что цифровые форматы хранения аудиоданных в сжатой форме годятся.

Что такое цифровой звук. Смотреть фото Что такое цифровой звук. Смотреть картинку Что такое цифровой звук. Картинка про Что такое цифровой звук. Фото Что такое цифровой звук
Для тех, кто не приемлет цифровые форматы хранения данных в сжатой форме, у Аудиомании есть аналоговые решения. На фото – фрагмент инсталляции от Аудиомании

Анатолий: Это базовые характеристики любого аудиотракта современного компьютера, будь он настольный или портативный. Такие же характеристики (то есть разрядность процессоров) имеют и стандартные проигрыватели компакт-дисков. Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что этот стандарт появился давно. Разрабатывали стандарт хранения аудиоданных такого рода (16 бит и 44 кГц) производители бытовой аудиоаппаратуры, которая у нас у всех очень популярна – Phillips, Sony, Toshiba. По мере развития компьютерной техники аудиокарты приобретали дополнительные возможности, в частности, увеличился ряд частот, на которых может работать аудиокарта – 48 кГц, 96 кГц, 192 кГЦ, разрядность процессора, который установлен на аудиокарте, тоже увеличилась – 16 бит, 24 бита…

Анатолий: И сейчас 32. Если говорить профессиональным языком, то частота 44 кГц это та необходимая частота, которая позволяет сохранить волновую форму звукового сигнала, например, музыкального произведения или голоса человека. Откуда возникло это число и почему аудиокарта должна работать на этой частоте? Был такой математик Котельников, который своей теоремой доказал эту границу технического устройства, которая позволяет оцифровать сигнал с достаточно высоким качеством.

Уместно привести такой пример: простейший звук, например, звук свирели и детской дудочки…форма его звукового сигнала похожа на синусоиду, скажем так. Что же такое 44 кГц? Это частота работы аудиокарты. Такой сигнал, попав в аудиокарту, будет разрезан моментально на 44 тысячи вертикальных полоcочек. Что мы получим в результате этой разрезки? Мы получим значение громкости сигнала в каждой точке времени – одной сорока четырех тысячной секунды.

Дмитрий: И теперь нам нужно все эти полоски зашифровать.

Анатолий: Теперь нам эти полоски нужно зашифровать и сохранить в компьютере. Как мы можем [их] зашифровать? Можно запомнить значение громкости в каждой полосочке. Ну вот здесь как раз уже и играет значение другая характеристика аудиокарты – ее разрядность. В частности, 16 бит. Что такое 16 бит? Компьютерщики говорят так: два в шестнадцатой степени.

Анатолий: Какое это число, 65 тысяч с копейками? Получается, что я могу использовать число от нуля до 65 536, если говорить точно, чтобы выразить высоту вот этой самой полосочки. Это будет какое-то число. В одном случае это будет 60 тысяч, в другом случае – 30 тысяч и т. д. [Значит], в данном случае мы за секунду времени получим таблицу, которая будет содержать 44 тысячи цифр, каждая из которых будет выражаться числом от нуля до 65 536. Вот эта таблица и будет являться несжатым звуковым файлом.

Дмитрий: Теперь мы работаем с этой таблицей дальше…

Анатолий: Что мы здесь видим? Что, если бы скорость работы аудиокарты была выше, [тогда], наверное, мы получили бы гораздо большее количество этих цифр, которое более точно описывало бы наш сигнал. Естественно, стремление разработчиков и производителей – приблизиться к истинной форме сигнала. Вот отсюда [происходит] стремление конструкторов техники увеличивать частоты. Год от года, так сказать, от одного класса устройств, к другому и т. д.

Это развитие привело к тому, что [начиная] с частоты 44 кГц потихоньку эти частоты увеличивались. Я применил неудачное слово «потихонечку», потому что на самом деле развитие было гораздо сложнее, использовались все частоты: и 32 кГц, и 24 кГц. Слушатель или кто-то любопытный может спросить: «А где эти частоты используются?» потому что явно, что звук [при использовании частот ниже 44кГц] будет грубее. Например, при передаче телесигналов в телефонной технике. Там нет необходимости очень точно описывать сигнал, а вот при передаче сложного музыкального сигнала, какой-то концертной партии, как оказалось, 44 кГц не удовлетворяют требованиям взыскательного слуха. Поэтому частотные характеристики карт неизменно, из поколения в поколение, увеличивались.

Чтобы закончить разговор на эту тему и не вдаваться в подробности, пожалуй, стоит привести такой пример – рождение HD-аудио, это был 2004 год, компания Intel разработала как раз в этот год спецификации HD-аудио, которые заключаются в следующих двух значениях: 32 бита и 192 кГц. Значит, после того, как были разработаны спецификации HD-аудио…что такое HD, как мы его расшифруем?

Дмитрий: High definition. Высокое разрешение.

Анатолий: Высокое разрешение, то есть это аудио высокого разрешения. Такой стандарт уже может быть базовым для очень качественной аудиоаппаратуры, для источников сигнала, которые, например, будут конкурировать, не побоюсь этого слова, с винилом. Чем закончилась история разработки HD аудио? Intel передал свои разработки трем компаниям-производителям интерфейсов, а потом, на основе этих интерфейсов, компании, которые производят аудиокодеки уже для конкретных технических устройств, начиная с Realtek и заканчивая Wolfson, разработали кодеки, каждый для своих цифровых процессоров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *