Что такое цифровые инновации
Цифровые инновации: цели, поиск и отбор
Цифровые инновации: цели, поиск и отбор
Независимый обозреватель. На протяжении 15 лет был обозревателем, затем — заместителем главного редактора, а впоследствии занял пост главного редактора журнала Intelligent Enterprise.
Цели внедрения инноваций
Наиболее подробно на целях внедрения инновационных решений остановился директор акселератора центра инноваций компании МТС Дмитрий Курин. В его сообщении чётко прозвучала классификация инновационной деятельности крупной компании. По его словам, работа центра инноваций по сути разделена на три отдельных направления.
Во многом об этом же говорил и Денис Савенков, заместитель генерального директора по развитию информационных технологий НПО «Энергомаш». Здесь пример создания новых активностей и сервисов — такие цифровые услуги, как дистанционное зондирование земли, геолокация и некоторые другие. Разумеется, инновации в компании развиваются и по двум другим направлениям. В этом случае они интегрируются в производственные процессы создания ключевых продуктов компании, а также позволяют оптимизировать обслуживающие направления деятельности компании и обеспечивать её безопасность.
Итак, принципиальная новизна целей цифровых инноваций по сравнению с традиционной автоматизацией — открытие принципиально новых направлений бизнеса. Конечно, об этом всегда говорили и в контексте развития традиционных ИТ, хотя в этом случае новые ветви бизнеса тематически никогда существенно не отходили от основной деятельности (например, электронная торговля, как некая параллель классическому формату). В случае же внедрения инноваций суть новых направлений очень часто коренным образом отличается от основного бизнеса и это принципиально.
Отбор инновационных проектов
На конференции Global CIO и фонда «Сколково» много говорили о выращивании внутрикорпоративной системы инноваций и о работе с внешними коллективами. Уже вполне сложившимися вариантами развития инновационных инициатив на предприятиях является разделение работы между внутренними сотрудниками и независимыми командами открытого рынка. Подобное разделение, само по себе скорее является привычной схемой. Планируя развитие ИТ-инфраструктуры и ИТ-решений, ИТ-директора почти всегда вынуждены были балансировать между ставкой на собственных и внешних ИТ-специалистов. Так что у ИТ-департаментов уже накоплен немалый опыт учёта нюансов соблюдения этого баланса (мотивация, целевые параметры квалификации сотрудников, возможность взаимного дополнения компетенций и пр.).
Определённая преемственность опыта видна и в создаваемых внутри компании структурах, принимающих решение о целесообразности финансирования того или иного инновационного проекта. Условно такую структуру можно назвать «комитетом по инновациям», состоящим из ключевых специалистов компании. О наличии подобных структур на прошедшей конференции говорили представители компаний МТС и Яндекс. Хорошо известно, что решения о старте проектов по внедрению классических ИТ-систем (по крайней мере, ключевых) тоже часто принимали и продолжают принимать очень схожие по структуре, функциям и полномочиям коллективы. Так что многим компаниям вообще не придётся ничего нового осваивать.
Что касается подходов к выбору инновационных решений, то здесь ситуация иная и параллелей с традиционной автоматизацией мало. Из представленных на конференции докладов можно сделать вывод о том, что даже при всей чёткости поставленных целей инновационный проект трудно связать с классическим техзаданием и соответственно классическим набором параметров, характеризующих требования к системе или к поставщику. Григорий Бакунов, директор по распространению технологий Яндекс, вообще полагает, что единственным возможным методом имплементации инновационных разработок в бизнес является небезызвестный метод проб и ошибок. При этом, конечно же, необходимо определять изначальные ограничения или своего рода пороги входа. В Яндексе по его словам эти ограничения вовсе не жёсткие. Необходимо лишь, чтобы новые предложения строились на основе известных математических или иных научных фактов.
Это ограничение может оказаться даже более сильным, чем критерий финансовой окупаемости. Действенность такого барьера для Яндекса хорошо видна на примере оценки целесообразности разработки ИТ-сервиса под условным названием «электронный гороскоп». По словам Григория Бакунова спрос на него со стороны индивидуальных интернет-пользователей стабилен и достаточно высок, ресурсы и технологии для того, чтобы этот сервис реализовать, у Яндекса безусловно есть. Проект несложный, затраты на него невелики, а выгода легко просчитывается. Однако, по критерию понятности и строгости математических или иных научных фактов, положенных в его основу, «электронный гороскоп» однозначно не проходит.
Разумеется, каждое предприятие может ставить и другие критерии, ограничивая, например, набор бизнес-направлений, которыми охвачены инновации или, скажем, заранее определять на базе каких технологических подходов могут строиться предлагаемые решения. Однако в любом случае такая практика очень далека от формирования предельно конкретных критериев и цифр технического задания, в соответствии с которыми проводится отбор классических решений.
Хакатоны и соревнования
Если говорить о более конкретных методических приёмах отбора, то, имея дело с инновациями, мы в значительной мере сталкиваемся с новизной. Привычные тендеры или даже напоминающие их менее формальные процедуры, по понятным причинам отходят в сторону. Вместо них появляются новые подходы, одним из которых является хакатон.
Хакатон — это марафон разработчиков ПО, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы. Несмотря на то что название подхода произошло от слова «хакер» (hackathon, сокращение слов hack и marathon), сегодня хакатоны уже не относятся к хакерству, это просто способ организации работы команд разработчиков.
Кроме хакатонов, по определению являющихся очными мероприятиями, при отборе тех инновационных решений, которые преимущественно касаются программных разработок, начинают активно использоваться так называемые соревнования (competitions). Это объявление заказчиком своего рода конкурса, предусматривающего общую постановку задачи, время, отводимое для её решения, а также вознаграждение победителю. С помощью специальных платформ работа полностью организуется в режиме online. При необходимости там же выкладываются необходимые для решения задачи исходные данные.
Одной из наиболее известных платформ, предлагающих организацию подобных соревнований как сервис, является Keggle. Крупные компании, где программные разработки абсолютно критичны для развития инновационной деятельности, часто создают свои платформы (например, «Сбербанк»).
В заключение, ещё раз отметим, что эти приемы не имеют прямых аналогов в традиционной практике выбора корпоративных ИТ-решений.
Законодательный эксперимент с внедрением цифровых инноваций
В связи с этим рассматривается механизм «регуляторной гильотины», который заключается в масштабном анализе и пересмотре действующих нормативно-правовых актов (НПА). По сути предполагается, что положения актов, содержащих обязательные требования, автоматически потеряют свою силу, если они не будут специальным образом пересмотрены, подтверждены или изменены. При этом предполагается, что необходимость сохранения существующих ограничений и требований обязательно должна быть доказана соответствующими органами. По словам Медведева, к 1 февраля 2020 года можно пересмотреть все требования к предпринимателям с учетом современных реалий.
В контексте данной идеи Минэкономразвития России разработало законопроект о регуляторных песочницах для инновационной деятельности в сфере цифровых технологий. В документе определяются цели и принципы создания таких песочниц, вводятся ограничения на их применение, и устанавливаются гарантии прав и законных интересов всех участников экспериментальных правовых режимов (ЭПР) и тех, кто с ними будет взаимодействовать. Предполагается, что такой механизм приведет к реальному сокращению времени и других издержек на внедрение инновационных продуктов цифровой экономики.
Экспериментальный правовой режим в первую очередь предназначен для тестирования цифровых инноваций в таких сферах как большие данные, блокчейн, нейротехнологии и ИИ, квантовые технологии и робототехника, беспроводная связь и виртуальная (+дополненная) реальность и т. д. Данный подход должен ускорить внедрение инноваций, сдерживаемое текущим несовершенным законодательством, благодаря отмене ограничений и иных обременений, установленных различными НПА.
В пояснительной записке понятие «цифровая инновация» определяется как «новое средство, использующее цифровые процессы, ресурсы и сервисы на основе технологий больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовых технологий, новых производственных технологий, промышленного интернета, компонентов робототехники и сенсорики, технологий беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей и других технологий, которые в правовых актах РФ отражены как относящиеся к цифровым или к цифровой экономике; новая система таких средств или новая форма использования такого существующего средства/системы средств».
Авторы документа надеются, новый закон позволит тем, кто занимается разработкой и внедрением цифровых инноваций, применить их на практике и проверить реальную полезность в условиях снятия законодательных ограничений и обременений без риска наказания за их нарушения. При этом ЭРП носит добровольный характер, и не дает участникам таких «песочниц» никаких послаблений по налогам и обязательным платежам. Также остаются в силе все требования законодательства РФ по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма.
Участниками экспериментального правового режима смогут стать любые юрлица, ИП, органы исполнительной власти и местных администраций. При этом максимальный срок, на который он может устанавливаться — 3 года.
Конечно, есть области, в которых подобные эксперименты недопустимы. Поэтому чётко определены сферы, где ЭПР не может применяться: оборона, безопасность, внутренние и иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, деятельность войск национальной гвардии, исполнение наказаний, судопроизводство и некоторые другие. При этом Президент и Правительство могут управлять ограничениями по сферам применения ЭПР.
Предполагается также создание координационного органа, уполномоченного по вопросам ЭПР, и назначение регулирующего органа. На финансовом рынке таким регулятором может стать Центробанк. Управлять ЭПР будет публично-правовая компания, также будет создан реестр с данными о всех «песочницах» и проектах в них. Регулятор будет также заниматься рассмотрением программ претендентов на включение в ЭПР, мониторингом их деятельности и оценкой результатов.
Таким образом, законопроект об ЭПР является одной из «первых ласточек» нового видения в нормотворчестве России. Хочется надеяться, данный законопроект будет принят, его результаты окажутся реально положительными и данная практика будет перенесена и в другие сферы экономики.
Как и зачем бизнес переходит в цифру: подкаст «Что изменилось?»
Дмитрий Сухамера, директор по развитию бизнеса направления «IoT и промышленная автоматизация» Mail.ru Цифровые технологии. Дмитрий объяснил, как правильно внедрять цифровые технологии в работу компании.
Сергей Соловьев, руководитель Центра компетенций и управления цифрового производства компании Siemens в России. Сергей рассказал, что должно делать государство, чтобы обеспечить успешный процесс цифровизации
Ведущий подкаста — Макс Ефимцев — адепт современных технологий, инфлюенсер, smm-специалист.
Таймлайн беседы
1:26 — Зачем цифровая трансформация успешной компании
4:43 — Каким отраслям нужна цифровизация
10:05 — Секрет успеха цифровизации
16:19 — Как искусственный интеллект помогает бизнесу
22:54 — Может ли цифровая трансформация спасти бизнес
27:02 — Как сэкономить с помощью виртуальных моделей
31:11 — Как государству поддерживать цифровизацию
36:18 — Как пандемия повлияла на рынок цифровых услуг
40:17 — Первые шаги в сторону цифровой трансформации
Почему цифровая трансформация нужна всем и как правильно внедрять цифровые продукты?
В истории человечества лидеры рынка нередко теряли свои позиции и не справлялись с задачами в эпоху перемен. Сегодня происходит то же самое: если компания не готова к быстрой перестройке и не обладает достаточной гибкостью, которую обеспечивают цифровые технологии, она может оказаться в состоянии, когда бизнес невозможно продолжать.
Сейчас уровень развития цифровизации разный во всех отраслях: сильное продвижение наблюдается в металлургии, нефтегазовом секторе, энергетике, машиностроении и так далее, рассказывает Сергей. Цифровой трансформации поддаются все сферы — даже сфера искусства и народных промыслов. Примером этому служит появление NFT: теперь художники могут продавать свои произведения в виде токенов.
На успех цифровизации влияют два фактора:
У компании должно быть достаточно информации и данных, на основе которых можно принимать решения и создавать цифровые продукты.
Внутри компаний должны создаваться центры компетенций, где будут проводиться необходимые разработки. Бизнесам нужна внутренняя культура инноваций, собственные стартапы или инкубаторы.
Еще один важный компонент успеха, добавляет Дмитрий, это путь, по которому идет компания. Многие просто хотят внедрить в свою работу современные технологии — IoT, VR, Big Data и другие. Это не совсем правильно — необходимо отталкиваться от существующих целей и задач и подбирать те инструменты, которые лучше других помогут с ними справиться.
В каждом конкретном случае цифровизация — это нечто уникальное, утверждают эксперты. Предприятия, которые построены по принципу полного производственного цикла, тоже сталкиваются с необходимостью адаптироваться к новым условиям. Но часто от всей их инфраструктуры нужно оставить только один цех и полностью его переоборудовать и автоматизировать. Поэтому некоторые компании предпочитают эволюционный путь, а не революционный.
Роль государства в цифровизации экономики
Государство — серьезный участник процесса цифровизации, отмечает Сергей. Его роль — не организовать рынок, но помочь с организацией пространства, в котором рыночные механизмы будут работать сами. Во-первых, нужно усовершенствовать нормативное регулирование: например, до сих пор неясно, на ком лежит ответственность за ошибку ИИ. Вторая потребность — платформенно-инфраструктурная. Государство могло бы поспособствовать тому, чтобы соединить участников кооперации, создав платформы для их взаимодействия. Одной из таких платформ может стать ГИСП — «Государственная информационная система промышленности». Третье направление — меры господдержки цифровой трансформации.
С чего начинать цифровизацию?
Перед тем, как начать цифровую трансформацию, нужно задать себе вопрос, каким будет ваш бизнес через пять-десять лет, и на основе этого принять решение. Если стратегического видения у компании нет, можно обратиться в консалтинговые компании. Далее возможны два варианта:
Главное, по мнению гостей выпуска, — избавиться от внутренних барьеров и принять, что перемены неизбежны.
Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК. А еще следите за нами в Instagram «Что изменилось?» — там мы делимся интересными материалами по теме.
Будем рады обратной связи — пишите нам на podcasts@rbc.ru, ответы на какие вопросы вы не смогли найти и кого из экспертов хотели бы услышать у нас в подкасте.
Читайте также на тему цифровизации бизнеса:
Почему цифровые технологии вытесняют аналоговые
Что такое цифровые технологии и как они появились?
Основы современной двоичной системы счисления заложил математик Карл Лейбниц в XVII веке. В ХХ веке ее начали применять для программных вычислений: в 1941 году появился первый компьютер, а в 1948-м — первая программа для ЭВМ.
Тогда, в середине XX века, под цифровыми технологиями понимались те, где информация преобразуется в прерывистый (дискретный) набор данных, состоящий из 0 (нет сигнала) и 1 (есть сигнал). Их противопоставляли аналоговым, где данные — это непрерывный поток электрических ритмов разной амплитуды с неограниченным числом значений.
Но позже на смену этому пришло другое определение: цифровые технологии — это те, где информация «оцифровывается», то есть представляется в универсальном цифровом виде. Другой вариант — это все технологии, которые позволяют создавать, хранить и распространять данные. В свою очередь, аналоговые теперь — это те, где информация не унифицирована, а хранится и передается в разных форматах, под каждый тип носителя. К примеру, стационарный телефон — это аналоговая технология, а смартфон с интернетом — уже цифровая.
Говоря самым простым языком, к цифровым технологиям относят все то, что связано с электронными вычислениями и преобразованием данных: гаджеты, электронные устройства, технологии, программы. По сравнению с аналоговыми, цифровые технологии лучше подходят для хранения и передачи больших массивов данных, обеспечивают высокую скорость вычислений. При этом информация передается максимально точно, без искажений. Среди главных недостатков — высокая энергоемкость и негативное воздействие на климат.
Сейчас на долю дата-центров приходится около 0,3% мировых выбросов углерода. Они потребляют около 200 ТВтч в год — это больше, чем годовое потребление энергии в развивающихся странах. Однако к 2030 году этот показатель может вырасти до 20% от всего мирового спроса, что приведет к существенному увеличению выбросов.
Цифровые технологии часто путают с информационными, но на самом деле одно является частью другого. К информационным относят все технологии, связанные с обменом информацией, даже с помощью аналоговых устройств. Например, светофор, сообщающий нам, когда можно идти — это информационное аналоговое устройство, а сервис, где мы отслеживаем пробки — тоже информационное, но уже цифровое.
В каких сферах применяют цифровые технологии?
Топ-15 цифровых технологий по итогам 2020 года
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ составил рейтинг самых перспективных цифровых технологий за 2020 год. В процессе подготовки эксперты использовали систему интеллектуального анализа больших данных iFORA, которая содержит более 500 млн документов: научные публикации, аналитика рынков, доклады международных организаций, правовые документы и др.
Топ-15 наиболее значимых технологий:
Как видно из рейтинга, подавляющее большинство технологий имеет отношение к искусственному интеллекту, нейросетям и машинному обучению. Но это далеко не единственная сфера, которая определяет развитие технологий сегодня.
Ключевые цифровые технологии ХХI века
№ 1: Гаджеты
Смартфоны объединили в себе персональный компьютер и телефон, став вместилищем для десятков цифровых технологий. С их помощью мы говорим, обмениваемся сообщениями, пишем письма, слушаем музыку, делаем фото и видео.
Первый КПК Nokia появился в 1996 году, первый смартфон Ericsson — в 2000-м. Но настоящую революцию совершил iPhone, впервые представленный в 2007-м: с тех пор все смартфоны постепенно перешли на сенсорные дисплеи без стилусов, а чуть позже появились и планшеты — своего рода промежуточное звено между смартфоном и ноутбуком. Лишь за 2020 год в мире было продано свыше 1,3 млрд смартфонов, а тройку лидеров на рынке составляют Samsung, Apple и Xiaomi.
Одной из самых продвинутых технологий, применяемых в смартфонах, является цифровая фотография: когда алгоритмы ИИ обрабатывают серию снимков и данные об освещении так, чтобы на выходе получилось одно, но лучшее по качеству фото.
№ 2: Интернет вещей (Internet of Things, IoT)
Интернет вещей — это технология, которая позволяет объединять сенсоры, гаджеты, бытовую технику и даже автомобили в единую сеть при помощи беспроводной связи. Всеми этими устройствами можно управлять при помощи приложений и объединять их в разнообразных автоматических сценариях — например, управлять заводским оборудованием. По данным на конец 2020 года, к интернету вещей в мире было подключено 11,7 млрд устройств, а через пять лет эта цифра вырастет до 30 млрд.
Большие перспективы для IoT открывает новый стандарт беспроводной связи — 5G. С его помощью данные можно передавать быстрее, без сбоев и с минимальными задержками, подключая еще больше устройств.
№ 3: Беспроводной интернет, Wi-Fi 6 и 5G
Мобильный интернет зародился еще в 1991 году, а беспроводной стандарт Wi-Fi был создан в 1998-м, в австралийской лаборатории радиоастрономии CSIRO. Спустя более 20 лет к интернету подключены практически все электронные устройства. Теперь появились новые технологии высокоскоростной связи: 5G и Wi-Fi 6.
5G предоставляет широкополосную мобильную связь на высокой скорости и с минимальной задержкой сигнала — всего 1–2 мс. По данным Accenture, в ближайшем будущем с помощью 5G можно будет подключить до 1 млн устройств на 1 кв. км. Сотрудники большинства компаний смогут окончательно перейти на удаленную работу и быстрее принимать решения, основываясь на аналитике потоковых данных.
«Обычный» Wi-Fi работает на частотах 2,4 и 5 ГГц, а Wi-Fi 6 добавит к ним новую — 6 ГГц. Это поможет ускорить передачу данных на мобильных устройствах до 2 Гб/сек, и сделать ее более стабильной. Первые 316 млн мобильных устройств с поддержкой Wi-Fi 6E появятся уже в 2021 году.
№ 4: Беспилотные автомобили
Беспилотные системы сегодня используют в такси, общественном транспорте, дронах и авиации. На них возлагают надежды как на самый рентабельный коммерческий транспорт и самый безопасный личный. Пока еще на наших дорогах нет полностью автономных машин, которые могут двигаться абсолютно независимо от человека (они бывают разного уровня автономности). Но в некоторых штатах США и азиатских странах уже можно вызвать беспилотное такси. Главное, что сейчас сдерживает распространение технологии, — это законы: не все государства готовы выпускать беспилотники на дороги общего пользования и пока не до конца понимают, как их регулировать.
Внедрение 5G позволит объединить системы управления беспилотными автомобилями с городской инфраструктурой: дорогами, светофорами, дорожными знаками и парковками.
№ 5: Искусственный интеллект и машинное обучение
Чаще всего под «искусственным интеллектом» подразумевают любые алгоритмы, которые решают какие-либо задачи независимо от человека: производят сложные вычисления, распознают изображения и речь, собирают и обрабатывают массивы данных. Но настоящий «искусственный интеллект» — тот, что не только сам решает задачи, но и ставит новые, сам принимает решения и выходит за рамки своих изначальных возможностей.
Чтобы ИИ мог действовать самостоятельно, применяют продвинутые алгоритмы машинного и глубокого обучения, а также конструируют нейросети — по аналогии с системами нейронов в человеческом мозгу. Сегодня ИИ находит для нас нужную информацию, рекомендует подходящие товары или видео, строит аналитические прогнозы, помогает лечить пациентов и управлять беспилотниками.
Но предел его возможностей все еще достаточно далеко, и главный вопрос, который волнует ученых и разработчиков — станет ли ИИ сильнее и важнее человеческого?
№ 6: Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR)
Сегодня технологии AR/VR распространяются и на другие сферы. Например, в образовании виртуальная среда помогает наглядно изучить анатомию, архитектуру или древние цивилизации. В медицине, с применением дополненной и смешанной реальностей, проводят онлайн-консилиумы и операции. С помощью VR можно посещать другие страны и достопримечательности, музеи и даже затонувшие корабли. Во время пандемии стали востребованы разработки, позволяющие проводить встречи в AR и VR.
№ 7: 3D-печать
Первые 3D-принтеры появились в конце 1980-х годов. В ближайшем будущем именно 3D-печать может заменить большую часть производственных технологий и материалов.
В отличие от традиционного производства, эта технология не требует таких огромных инвестиций и ресурсов, а еще — производит намного меньше вредных отходов. На 3D-принтерах печатают детали и запчасти, кабели, мебель и фурнитуру, одежду и обувь и даже дома. В ближайшем будущем мы сможем покупать трехмерные модели онлайн и печатать нужные вещи у себя дома. В медицине набирает популярностью технология биопринтинга — когда на 3D-принтерах, из специального биогеля печатают человеческие ткани и органы.
№ 8: Робототехника
Первые прототипы роботизированных устройств появились еще в XIX веке, а во второй половине XX века роботизация вышла на промышленный уровень. Появился термин «Индустрия 4.0» — четвертая промышленная революция, которая связана с тотальной автоматизацией и сведению к минимуму человеческого труда. Роботов используют для сборки машин и электроники, логистики, курьерской доставки, приготовления блюд и даже хирургических операций.
№ 9: Облачные вычисления
Облачные технологии основаны на распределенном сетевом доступе к ИТ-инфраструктуре, чтобы хранить и обрабатывать данные любого объема. Как правило, это удаленные серверы или ИТ-сервисы, которые можно арендовать по мере необходимости. Такой подход позволяет компаниям быстро наращивать вычислительные мощности, запускать или масштабировать онлайн-проекты, которые требуют очень больших ресурсов.
Есть три вида облачных сервисов:
№ 10: Блокчейн и криптовалюта
Блокчейн — это технология, при которой данные обо всех совершаемых транзакциях хранятся в единой системе в виде отдельных блоков и удостоверяются цифровой подписью, защищающей от взлома. База данных в системе — распределенная между всеми участниками, то есть без какого-либо централизованного управления и контроля. Это делает ее, по мнению создателей, наиболее независимой, безопасной и устойчивой к коррупции.
В блокчейне используются токены — невзаимозаменяемые, уникальные сущности, — а также смарт-контракты — алгоритмы для формирования, контроля и предоставления информации о владении чем-либо (например, криптовалютой). Первый блок был сгенерирован в 2009 году, а сегодня в мире существует более 2 тыс. разных систем блокчейна.
Одна из последних модификаций — технология NFT, которую применяют для продажи произведений искусства, музыкальных треков и других видов интеллектуальной собственности. Каждому изображению, видео или аудио присваивается уникальный цифровой сертификат, который можно купить, чтобы стать владельцем произведения. NFT можно перепродавать, зарабатывая на этом, как на физических предметах искусства.
Криптовалюта — полностью цифровая валюта, созданная по технологии блокчейна, которая используется для виртуального обмена и платежей. Она не зависит от банков или других финансовых структур. Для ее защиты, обмена и контроля операций применяют специальные методы шифрования.
Технологии блокчейна в ближайшем будущем могут привести к появлению полностью автономной финансовой системы, которая не будет зависеть от государственных и международных финансовых институтов. Возможно, возникнет даже что-то вроде цифрового государства или виртуальной вселенной, со своими внутренними рынками и законами.
Развитие цифровых технологий
Ближайшие пять лет — переломный период цифровой трансформации, когда digital-технологии охватывают даже те сферы, где всегда господствовали аналоговые. Государственные, финансовые, медицинские услуги переходят в онлайн-формат, появляются первые прототипы электронных паспортов и цифровые платежные системы без привязки к физическим валютам и банкам.
Синергия цифровых технологий поможет объединить офлайн и онлайн, делая все устройства и сервисы взаимосвязанными между собой. Искусственный интеллект и большие данные помогают принимать более обоснованные решения, а VR и AR — проводить сложные операции, путешествовать и учиться в любой точке.
Такое будущее выглядит очень комфортным, но не для всех. Например, футуролог Герд Леонгард призывает обратить внимание на тотальную цифровизацию и ее возможные последствия. Например, полная замена реального общения цифровым или утрата человечности при принятии глобальных решений, которые мы все больше доверяем ИИ.