Что такое цикл шухарта деминга
Цикл Деминга
Цикл Шухарта-Деминга призван улучшить качество выполнения всех существующих в компании бизнес-процессов. Используя его, можно повысить показатели в любой бизнес-сфере. Для этого предстоит большая работа: в компании должен быть проведен детальный анализ процессов, который поможет выявить слабые места и укрепить их.
Другое название цикла Деминга — аббревиатура PDCA, где:
Аббревиатура помогает более детально понять, на что направлен цикл Деминга. Эта модель поведения, оптимизирующая и улучшающая каждый этап работы компании, вне зависимости от ее направления.
История цикла Деминга
Модель выстроена на работе Уолтера Шухарта, описавшего все действия, необходимые для управления качеством товаров. Им было предложено цикличное выполнение действий: план — действие — проверка.
Экономист Уильям Деминг предложил добавить эту модель еще одним действием — устранением ошибок. Он создал модель, которую и называют PDSA. О ней он рассказывал на своих лекциях, которые проходили в Японии. Там эту модель назвали циклом Деминга.
В книге Шухарт рассказывает обо всех этапах управления качеством товаров:
Это помогает создавать новые модернизированные стандарты качества, которые позволяют производителям создавать продукты, а инспекторам проверять качество их изготовления и сделать соответствующее заключение.
Шухарт представлял цикл как круг — символ его непрерывности. Таким образом, финальный этап цикла — контроль и тестирование новой продукции позволяет сделать выводы и запустить повторное совершенствование продукции. Помимо прочего, цикл Деминга помогает понять, что изменить в продукте, как его усовершенствовать, чтобы повысить характеристики и обойти конкурентов.
После того, как цикл пройден, внесенные на начальных этапах изменения либо принимаются, либо отбрасываются. В других случаях — изменения вносятся повторно, но при других условиях: это необходимо для проверки, иногда полученный результат можно еще больше модернизировать.
Как использовать цикл Деминга
Цикл Деминга состоит из ряда манипуляций, которые нужно выполнить, чтобы понять, какие управленческие решения нужно принять. Эта модель позволяет понять, насколько целесообразны изменения и идеи, насколько рабочими являются используемые компанией управленческие механики.
Если проверка была проведена грамотно, то слабые места компании будут выявлены. Это поможет найти пробелы в рабочих инструкциях, стандартах и других моментах, влияющих на получение компанией прибыли.
Когда пробел найден — его необходимо устранить или заменить на другие решения. После внедрения все нововведения неизменно тестируются. Чтобы система заработала, нужно выявить все ошибки, понять, что пошло не так, и исправить эту ситуацию.
Этапы цикла Деминга
Цикл Деминга пригодится для совещаний внутри команды или планерок руководителей. Для повышения уровня продаж, сокращения затрат и оптимизации других процессов использовать модель стоит регулярно. Она помогает анализировать состояние компании в моменте и оперативно устранять ошибки.
Как применять цикл Деминга (PDCA): практический пример
Каким образом цикл Деминга применяется на практике? Покажем ее внедрение в работу компании на следующем примере.
Задача: стоит повысить продажи компании, не привлекая дополнительных сотрудников и не увеличивая расходы на рекламу и маркетинг.
В соответствии с циклом Деминга, процессы по модернизации необходимо разбить на 4 этапа:
Заключение
Цикл Деминга отлично работает в области в продажах. Он идеален для обучения менеджеров сложным техникам, которые подразумевают сделки с длинным циклом. Приемы PDCA сокращают время на обучение специалистов и помогает закреплять им полученные навыки. В результате коллектив становится сильнее и эффективнее, результаты его работы удивляют.
Цикл Деминга не имеет стадии завершения. Он постоянно совершенствует работу, находя новые пробелы в бизнес-процессах. Ведь в развивающейся компании их не может не быть. Придерживаясь модели Деминга, можно без труда обходить конкурентов, поддерживая компанию на высоком уровне, увеличивая спрос на товары и улучшая продажи.
Цикл Деминга или Колесо Шухарта
Цикл PDCA (Планирование-Действие-Проверка-Корректировка): Метод постоянного улучшения качества бизнес-процессов, также известный как “Круг качества” или “Цикл Шухарта”
Представьте, что оценка удовлетворенности клиентов вашим сервисом на одном из популярных рейтинговых сайтов вдруг внезапно упала. Просматривая недавние комментарии, вы обнаруживаете, что ваши клиенты жалуются на несвоевременную доставку и повреждения, которые их товары получают при транспортировке.
Вы решаете запустить небольшой пилотный проект длиною в месяц, выбрав нового оператора для доставки вашей продукции части ваших клиентов. Вам приятно видеть, что эти клиенты остались довольны и теперь оставляют положительные отзывы о вашей работе. В результате вы решаете полностью переключиться на нового перевозчика.
То, что вы только что сделали, в науке называется циклом PDCA, который ориентирован на усовершенствование продуктов, сервисов и производственных процессов в бизнесе.
В этой минилекции мы рассмотрим ключевые составляющие цикла PDCA и обсудим, как и когда этот инструмент можно применять на практике.
Что такое PDCA?
Цикл Деминга PDCA (Plan-Do-Check-Act), который иногда называют циклом PDSA или «Колесом Деминга», был разработан известным консультантом по менеджменту доктором Уильямом Эдвардсом Демингом в 50-х годах прошлого века. Сам Деминг называл свою модель «Циклом Шухарта», поскольку она была основана на идеях его наставника Уолтера Шухарта.
Деминг хотел разработать надежный алгоритм определения причин, по которым качество товаров или услуг может не соответствовать ожиданиям клиентов. Созданное им решение помогает компаниям строить предположения относительно необходимых изменений, после чего проверять свои догадки в ходе непрерывного повторяющегося цикла процессов.
Сам Деминг использовал концепцию PDSA Plan-Do-Study-Act (Планирование-Действие-Изучение-Корректировка). Он считал, что «Проверка» больше касается внедрения изменений.
Деминг делал акцент на прогнозировании результатов действий, направленных на улучшение, и на изучении фактических результатов, а также на их сравнении, в результате которого, возможно, придется пересмотреть теорию. Он подчеркивал, что необходимость развития новых знаний на основе обучения всегда обуславливается теорией.
PDCA / PDSA – это итеративный четырехэтапный подход, направленный на постоянное улучшение качества процессов, продуктов или услуг и решение проблем. Он включает в себя систематическое тестирование возможных решений, оценку результатов и внедрение мер, которые показали свою эффективность.
Четыре фазы Цикла Деминга включают:
Этапы «Выполнение» и «Проверка» могут иметь бесконечное множество итераций, обусловленных повторяющимися попытками усовершенствовать, повторно протестировать и опробовать потенциальные решения проблемы.
Теперь давайте рассмотрим все четыре этапа более подробно.
Цикл Деминга или PDCA
Цикл PDCA помогает решать проблемы и внедрять их решения последовательно и методично. Четыре этапа цикла позволяют добиться максимально качественного результата.
1. Планирование (Plan)
Прежде всего, вам необходимо определить имеющуюся проблему или возможность, которой вы хотите воспользоваться. Первые шесть шагов симплекс-метода помогут вам справиться с этой задачей. При помощи них вы сможете упростить процесс изучения информации, определить имеющиеся проблемы, сформировать и проверить идеи их решения и разработать план внедрения.
В заключительной части этого этапа вам необходимо будет в количественном выражении описать ваши ожидания: что должно произойти, если идея сработает, и ваша проблема будет решена. Вы вернетесь к этому пункту на этапе «Проверка».
2. Выполнение (Do)
Определив потенциальное решение, протестируйте его на небольшом пилотном проекте. Это даст вам возможность понять, позволяют ли предложенные изменения добиться желаемого результата. Если нет, то они, как минимум, не нанесут масштабного урона. К примеру, вы можете организовать тестирование в отдельно взятом отделе, в ограниченном географическом регионе или с привлечением определенной демографической категории людей.
По мере реализации пилотного проекта вам необходимо будет собирать данные, чтобы понять, сработали ли изменения или нет. Эта информация понадобится вам на следующем этапе.
Помните, что «Выполнение» в данном случае означает «Пробу» или «Проверку». Это слово не следует понимать как «полную реализацию», поскольку это произойдет лишь на этапе «Действия».
3. Проверка (Check)
На данном этапе вы анализируете результаты своего пилотного проекта, сравнивая их с ожиданиями, которые вы определили на этапе №1. Если результаты не совпали с ожиданиями, необходимо вернуться к этапу №1. Если же все сработало как надо, переходите к этапу №4.
В теории вы можете опробовать сразу несколько изменений и неоднократно повторить выполнение этапов «Планирование» и «Выполнение». В любом случае, не соглашайтесь на неудовлетворительные результаты – переходите к заключительному этапу («Действие») только тогда, когда вы искренне ими довольны.
В 80-х годах модель Деминга адаптировал один из пионеров в области управления качеством Каору Исикава. Однако сам Деминг не согласился с этими изменениями и позже, в 90-х годах, самостоятельно внес в собственную модель новые корректировки. Он подчеркнул важность фактора «Изучение» на третьем этапе. Как мы уже упоминали ранее, именно поэтому модель Деминга иногда называют Plan-Do-Study-Act (Планирование-Действие-Изучение-Корректировка).
4. Действие (Act)
На этом этапе вы реализуете свое решение. Но помните, что PDCA / PDSA – это цикл, а не процесс, у которого есть начало и конец. Это означает, что ваш усовершенствованный бизнес-процесс или продукт может стать новой отправной точкой, с которой вы начнете очередной цикл оптимизаций, нацеленных на то, чтобы сделать продукт или сервис еще лучше.
Для чего подходит PDCA / PDSA
Цикл PDCA / PDSA может помочь усовершенствовать любой бизнес-процесс через разбиение его на более мелкие этапы. Инструмент особенно эффективен для:
Вы можете использовать данную модель в любой бизнес-среде – от разработки новых продуктов, управления проектами и изменениями до управления жизненным циклом продуктов и цепочкой поставок.
PDCA часто используется в качестве базы для реализации принципов Кайдзен – еще одной стратегии для непрерывного совершенствования продуктов и процессов, которая также подчеркивает важность устранения фактора неэффективного расходования ресурсов.
Плюсы и минусы PDCA / PDSA
Модель PDCA / PDSA представляет собой простой, но эффективный способ решения новых и старых проблем в любой отрасли или процессе. Ее итеративный подход позволяет вам и вашей команде тестировать решения и оценивать результаты в экономном режиме.
Модель прививает стремление к постоянному (даже самому минимальному) совершенствованию, и может помочь повысить эффективность и производительность без риска внедрения серьезных, непроверенных решений в ваши основные бизнес-процессы.
Однако реализация цикла PDCA / PDSA может происходить довольно медленно, поэтому данный инструмент не может считаться подходящим для решения неотложной проблемы или чрезвычайной ситуации.
К тому же метод требует значительного вклада усилий от всех членов вашей команды и при этом предлагает меньше возможностей для внедрения радикальных инноваций.
Существуют другие похожие на PDCA / PDSA модели непрерывного совершенствования, такие как цикл Build-Measure-Learn, метод разбора полетов (After Action Review) и система планирования Хосин.
Все эти инструменты включают в себя те или иные принципы PDCA / PDSA, но не заменяют саму модель.
Резюме
Как применить метод PDCA / PDSA к своей жизни:
Хотя PDCA / PDSA – это инструмент для бизнеса, никто не мешает вам использовать его для личных нужд. Подумайте о том, что мешает развитию вашей карьеры, и как именно вы хотите двигаться вперед. Взгляните на ключевую причину любой проблемы в вашей жизни и поставьте цель решить ее (этап «Планирование»).
Определившись с порядком своих действий, протестируйте разные подходы к достижению желаемых результатов (этап «Выполнение»). Регулярно отслеживайте свой прогресс, корректируйте поведение и учитывайте последствия своих действий (этап «Проверка»). Наконец, примените то, что работает, и отсейте то, что не работает (этап «Действие»).
Цикл Деминга, или PDCA: улучшение процессов разработки и управление качеством продукта
Цикл Деминга, или PDCA — это модель управления качеством и улучшения процессов, а ещё много вопросов, мифов и путаницы. Разбираемся, как всё устроено.
Цикл Деминга основан на философии бережливого мышления, как и все agile-методологии. У цикла Деминга и Lean одинаковые цели. Если забыли, что это за философия, то мы подробно рассказали о ней в статье «Знакомимся с Lean: как создать ценность без потерь».
Менеджер проектов должен не только хорошо владеть инструментами управления, к которым привык, но и всё время учиться новому. Иначе ему будет трудно успеть за изменениями, которые постоянно происходят в Digital. И PDCA — лишь одна из моделей, которая пригодится в управлении. На курсе «Руководитель digital-проектов» мы подробно разбираем каждую методологию и её преимущества.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.
Как использовать
цикл Деминга
Цикл Деминга помогает улучшить процесс работы и качество продукта. Тут нет фокуса на сроки, как, например, в Kanban. Главная идея:
Чтобы что-то улучшить, нужно понять, что не так, исправить это, а потом добиться стабильности процесса — сохранить полученные изменения. И если менять снова, то только в сторону улучшения.
Этапы цикла Деминга
PDCA | PDSA |
---|---|
P — plan — планируй | P — plan — планируй |
D — do — делай | D — do — делай |
C — check — проверяй | S — study — учись |
A — act — действуй | A — act — действуй |
Отличается только название одного этапа, а содержание остаётся прежним. Этапы цикла PDCA вне зависимости от сферы применения следует понимать так:
Сначала анализ процесса: разберитесь, в чём проблема, почему что-то не получается. Для этого надо привлечь всю команду, чтобы увидеть картину с разных сторон и понять, что и как можно улучшить. Потом план: установить сроки и согласовать с командой, что и когда нужно делать.
Работать согласно новому плану и не нарушать его условий.
Посмотреть на результат и понять, всё ли получилось так, как было задумано. Доволен ли заказчик, всё ли работает. А ещё проанализировать, как шёл сам процесс, чтобы в следующем цикле поменять что-то к лучшему.
Использовать план или менять: если всё получилось, то применить новые наработки, сделать процесс стабильным и пытаться улучшить ещё. Если нет, то вернуться к первому пункту и повторить всё сначала, но уже с работой над ошибками.
Как применять цикл Деминга
в IT-проектах
Цикл Деминга применяют и на производстве, и в IT. Только при работе над ПО лучше планировать короткие итерации и тестировать результат, а не выполнять все требования из ТЗ сразу.
Если проверку проводить в конце работы над ПО, то в случае ошибки придётся начинать сначала. Это возможно, но понадобится больше времени и денег.
Цикл Деминга на примере разработки сайта
Если вы руководите процессом разработки сайта, то шаги будут следующими:
Провести аналитику задачи, выявить требования и составить ТЗ. На этом этапе важно понять, что нужно заказчику и что хочет получить пользователь. Согласовать требования, установить сроки и план работ для первой итерации.
Выполнить план первой итерации. Например, сначала разработать главную страницу сайта.
Проверить, всё ли на главной странице соответствует плану и ожиданиям заказчика. Если нет, то выявить ошибки и слабые места.
Шаг 4. Корректировать
Исправить ошибки. Если надо, то изменить требования и сам процесс работы.
…и повторять цикл до конца разработки.
Сколько циклов нужно одному проекту
Все этапы повторяются столько, сколько необходимо для достижения цели. Если ваша цель — довольный заказчик, то можно перестать повторять циклы, когда он одобрил результат.
Как цикл Деминга связан с Agile
Если сравнить цикл Деминга со спринтом в Scrum, становится понятно, что процессы похожи.
ЦИКЛ ДЕМИНГА | SCRUM |
---|---|
Plan — планируй | Планирование спринта |
Do — делай | Выполнение задач спринта |
Check — проверяй | Презентация итога спринта |
Act — действуй | Пересмотр требований и смена стратегии |
А чтобы сравнивать было проще, прочитайте статью «Будь гибким: как понять Scrum и создать agile-команду». Там мы рассказали про принципы методологии, роли в команде, а также объяснили, как работать короткими спринтами.
Чтобы закрепить знания, вспомним, какие этапы вас ждут, если вы решите использовать модель PDCA.
Краткий чек-лист
✔️ Plan — понять, что и как делать.
✔️ Do — сделать все четко по плану.
✔️ Check — проверить, что получилось.
✔️ Act — исправить ошибки, изменить план или процесс.
✔️ Повторить весь цикл, но уже опираясь на полученные знания.
История цикла Деминга
В 1939 году инженер Уолтер Шухарт описал три стадии управления качеством: запланировать — сделать — проверить. И предложил повторять их циклами, чтобы улучшить процессы на производстве.
Потом экономист Уильям Деминг использовал идеи Шухарта, сформулировал цикл из четырёх шагов «планируй — делай — проверяй — действуй» и применил его на японском производстве. Позже он ввёл модификацию цикла, и PDCA стал называться PDSA.
В 1950-х Деминг читал лекции в Японии, рассказывал про цикл Шухарта. Японцы стали называть его циклом Деминга, по имени рассказчика. Так название и прижилось.
Заключение
Цикл Деминга — только одна модель управления качеством. Но есть и другие способы улучшить процессы. А новые методологии появляются каждый год.
Чтобы лучше воспринимать новую информацию, нужно сразу её использовать. А чтобы избежать ошибок, начинайте свой путь под руководством преподавателей-практиков.
Цикл Шухарта-Деминга
Цикл Шухарта-Деминга (Цикл PDCA) – известная модель непрерывного улучшения процессов, получившая название цикла Шухарта-Деминга или цикла PDCA, применение которой в самых различных областях деятельности позволяет эффективно управлять этой деятельностью на системной основе.
Родоначальником данного цикла принято считать Уильяма Шухарта.
В 1931 году он опубликовал отчет об использовании контрольных карт и свою первую книгу «Экономическое управление качеством промышленной продукции».
В 1939 вышла его вторая книга «Статистический метод с точки зрения контроля качества».
В этих работах Шухарт изложил свои взгляды на статистический метод контроля качества производственных процессов и обеспечение на этой основе качества изготавливаемой продукции.
В управлении качеством выделяют три стадии:
Шухарт утверждал, что необходимо постоянно улучшать качество продукции. Для этого он предложил также процессный подход не только при контроле над качеством, но и при организации производственных связей от операции к операции, обосновал необходимость организации производства не по функциональным признакам, а следуя процессу производства.
Эта горизонтальная структура организации и управления производственным процессом получила название системы Шухарта.
Развитие концепции Демингом.
Концепция Шухарта о непрерывном (процессном) улучшении качества получила развитие в работах Эдварда Деминга.
Он же ввел в практику производственного менеджмента использование цикла PDCA:
— планирование (Plan)
— реализация (Do)
— проверка (Check)
— действие (Action).
Есть еще другая версия, которая более предпочтительна для Деминга – PDSA:
Plan – Планируй.
Do – Сделай. Деминг рекомендует, чтобы «Шаг 2» проводился в малом масштабе: достаточно большом, чтобы получить полезную информацию, но не больше, чем необходимо на тот случай, если дела не пойдут удачно.
Study – Изучи.
Act – Действуй. За «Шагом 4» может последовать еще один проход по кругу, с использованием полученных знаний, или в связи с намеренно измененными требованиями, чтобы узнать еще больше или, напротив, это может быть последним шагом решения – принять или отклонить План.
Метод и цикл Шухарта-Деминга, который чаще называют циклом Деминга, обычно иллюстрируют схемой управления любым процессом деятельности, в том числе и процессом управления качеством.
В отличие от системы Тейлора, использование которой часто порождает конфликты из-за того, что четыре функции выполняются разными группами людей, система Шухарта-Деминга сводит все фазы внутрипроизводственного цикла в единый процесс, и они становятся элементами общей командной работы.
Прагматические аксиомы Деминга.
Деминг сформулировал также ряд «прагматических аксиом»:
Пункт 1: Постоянство Цели. Предприятие должно постоянно и целенаправленно улучшать качество продукции и предоставляемых услуг.
Пункт 2. Ответственность за несоответствия, задержки, ошибки и дефекты должно брать на себя руководство предприятия.
Пункт 3: Прекратить зависимость от массовых инспекций. Не допускать появления дефектов без внешнего контроля.
Пункт 5: Улучшать каждый процесс для повышения качества продукции, повышать производительность и уменьшать затраты.
Пункт 8. Изгонять страхи, чтобы все могли работать спокойно и эффективно.
Пункт 9: Разрушать барьеры.
Пункт 11. Исключить произвольно устанавливаемые задания и количественные нормы. Работник выполняет работу качественно столько, сколько сможет.
Пункт 12. Способствовать тому, чтобы работники гордились своей работой и квалификацией.
Пункт 13. Поощрять стремления работников к образованию и совершенствованию.
Пункт 14: Приверженность высшего руководства. Руководство должно быть ответственно за качество продукции.