Что такое цветопись в литературе
Цветопись
Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако цветопись может выражаться и в существительных, и в других частях речи.
Персидские мотивы [1] (отрывок) Воздух прозрачный и синий, Выйду в цветочные чащи. Путник, в лазурь уходящий, Ты не дойдешь до пустыни. Воздух прозрачный и синий. С.Есенин.
Курсивом выделены лишь те прилагательные которые видны с первого взгляда. Но если прочитать отрывок из этого произведения несколько раз, то станет понятно, что цветовые оттенки содержатся в каждой строке.
Кроме этого у А.П.Журавлева в книге «Смысл и звук» [2] представлена теория о звуко-цветовых соответствиях. Он считает, что гласные звуки соотносятся с определенными цветами и смыслом. Звуко-цветовые соответствия:
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Цветопись» в других словарях:
цветопись — цв етопись, и … Русский орфографический словарь
цветопись — цве/топись, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.
цветопись — и; ж. Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. Ц. поэта, художника … Энциклопедический словарь
цветопись — и; ж. Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. Цве/топись поэта, художника … Словарь многих выражений
Петербург (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Санкт Петербург (значения). Петербург Жанр: роман Автор: Андрей Белый Язык оригинала: Русский Год написания … Википедия
Что такое цветопись в литературе
Библиографическая ссылка на статью:
Соколова Д.А., Ильина С.К. Цветопись в художественно-речевой системе поэта // Филология и литературоведение. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2015/09/1698 (дата обращения: 04.10.2021).
В художественном мире поэта (писателя) всегда есть определенная лексико-семантическая группа слов, обозначающих цветосветовые представления личности. В результате семантического развития и обработки такие лексемы наполняются переносными и символическими значениями [1].
Лексико-семантические группы (поля), передающие цвет, краски окружающего мира [2], в творчестве писателя выполняют особые функции, создают не только неповторимый образ, но и несут идейно-художественную нагрузку [3]. Искусство работы с цветом в художественном произведении называют цветописью.
Цветопись – это способ передачи цвета языком художественного произведения. Люди живут в мире, где цвет имеет большое значение. Благодаря цвету, в нашем сознании складываются различные образы окружающего мира.
«Цветные строки» русских поэтов создают неповторимый мир человеческого и природного бытия, в котором богатство красок свидетельствует о полноте жизни. Существует множество словесно-изобразительных приемов, используемых поэтами для передачи своих чувств к окружающему миру, но важнейшую роль в творчестве поэтов играет цветопись. Писатели научились придавать слову многозначность, дополняя оттенками смысла.
Прием цветописи широко использовал С. Есенин [4]. Как и большинство поэтов, он привлек своих первых читателей свежестью восприятия, не поддельной, наивной яркоцветностью. Все образы, изображенные им в стихотворениях живописны, словно акварелью нарисованные. «Цветная Русь» С. Есенина разнообразна, она включает природный и деревенский мир. Цвет в произведениях Есенина отражает внутренний мир поэта, его душевное состояние.
«Цветные строки» писателя во многом обусловлены мифологическим восприятием мира его лирическим героем. Так, розовый-символ восхода, расцвета жизни, вызывает в сознании человека соответствующие образы, например, в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» юность олицетворяет розовый конь. Белый цвет обычно сопрягается душой. Россия, «страна березового ситца», ассоциируется с небесно-голубым.
Символика деревенской избы, ее значение жизни крестьянина подчеркивается золотым цветом, например, «золоченая хата». Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто-золотому. В этой гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запёртом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень – весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире.
Сфера мечты и сказки окрашивается в яркие оттенки, например, «красноигривый жеребенок». Вот цветовое решение стихотворения «О красном вечере задумалась дорога…»: красный, розовый, желтый, золотой, зеленый, белый оттенки расцвечивают картину крестьянской жизни, создавая многогранный, жизнеутверждающий образ. Главные оттенки есенинской поэзии производны от палитры русской иконописи с преобладанием в ней золотого, красного, голубого тонов. С. Есенин обладал даром видения в обычных картинах природы необычного. Оба поэта описывали природу как живую, одухотворяли ее. Они точно передавали многоцветность природы и всю ее красоту.
Когда надо предать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». Правда, пользуется он ею редко и бережно, словно бережёт эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными – рябинно-красными: «Покраснела рябина, посинела вода».
Не менее разнообразна и цветовая палитра А. Блока. Творчество поэта – одно из наиболее значительных явлений русской поэзии [5]. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века. Их отличает философская глубина содержания, лиризм и гражданственность. Стихотворения А. Блока как будто раскрашены в различные цвета и оттенки. Колоризм в поэзии обусловлен, с одной стороны, реальным миром, а с другой – миром символов.
В цветовой палитре поэт использует такие цвета, как розовый, белый и лиловый, которые символизируют чистоту, ясность, небесное начало, а, например, синий обозначает измену, определяя принадлежность явлений к темному миру. Синева – как символ «родимой стороны», типична для стихотворений Блока. Но синий может быть и спутником печали, тревоги, томительных, болезненных ощущений. Синий цвет – один из самых любимых цветов А. Блока. Поэт применяет синий, голубой цвет практически во всех своих произведениях, что характерно и для поэзии Есенина.
Нередко и обращение к красному цвету, символика которого в поэзии Блока наиболее богата. У поэта есть стихотворения, где красный цвет пронизывает весь сюжет, например, в стихотворениях «Стихи о Прекрасной Даме», «Город в красные пределы», «Светлый сон, ты не обманешь…». Цветовые прилагательные в поэзии Блока – живое движение красок, ими создается атмосфера красочности.
Поэзия В. Маяковского тоже своего рода живописный этюд. Яркая пластика стихов поэта говорит о том, что на мир смотрит художник по-особому, он видит его в красках. В. Маяковский щедро насыщает поэзию красками природы, видениями города. В отличие от других, символика цвета у поэта играет огромную функциональную роль. Дерзкие, развернутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы. Например, в стихотворении «Ночь» поэт использует белый цвет, который символизирует день, багровый – закат, который «отброшен и скомкан», зеленый – сукно игорного стола. С помощью цвета автор создает емкую метафору, запоминающийся образ – «черными ладонями сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты». Это означает, что наступил вечер, и в окнах городских домов зажегся свет. С помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живет.
В своей поэзии В. Маяковский использовал красный цвет, как символ войны и революции. Красный обретает двойственное толкование: с одной стороны это порыв, эмоция, страсть, а с другой – патриотизм. Даже в самых лирических его произведениях рядом с душевными переживаниями присутствует красный цвет. В произведении «Письмо Татьяне Яковлевой» поэт с первых же строчек не отделяет себя и свои чувства от Родины: в поцелуе «должен пламенеть» красный цвет «моих республик». Таким образом, рождается удивительная метафора, когда любовь к конкретному человеку не отделяется от любви к Родине.
Своеобразны и цветовые символы Анны Ахматовой [9]. Поэтесса творила в сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Для ее художественного мира характерно многообразие цветовых элементов. Каждый из цветов в цветовой гамме имеет свое значение, отражает различные состояния человека и восприятия мира. Часто встречаются у А.Ахматовой желтый, серый, белый, красный, зеленый, голубой и синий, серебристый и серебряный, а так же черный цвета. Они влияют на наше мышление и чувства, становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют и печалят.
Цветопись является одним из любимых важных художественных приемов в литературе. С помощью цвета писатель создает образ-символ, уникальный, неповторимый. Каждый поэт точно подбирает слова-краски для своих произведений, что позволяет заглянуть в мысли и чувства писателя, понять смысл произведения, позволяет прикоснуться к наследию русских традиций. Цветовой мир авторского видения помогает читателю глубже понять идейное содержание художественного произведения.
Цветообразы позволяют по-новому интерпретировать особенности мировоззрения поэтов, обнаружить смысл возникновения и усложнения образных ассоциаций, углубить представления о поэтической индивидуальности писателей. Через цветопись, таким образом, выявляется не только характеристика образных рядов, но и поэтико-философское своеобразие творчества поэтов.
«Через цветопись к смыслу художественного произведения»
Проанализировать особенности передачи авторского видения мира в художественном произведении через цветовую палитру (на примере произведений И.Бунина)
Содержимое разработки
Тема: «Символика цвета в произведениях И.А.Бунина»
«Через цветопись к смыслу художественного произведения»
Глава 1. Цветопись как художественный стиль……………………………….4
Глава 2. Цветовые особенности в творчестве И.А.Бунина …………………..5
Глава 3. Использование цвета в рассказах Бунина «Кавказ», «Лапти», «Ворон» для раскрытия идейного замысла произведений ……………………8
Список использованной литературы………………………………………..14
(Слайд 2)На протяжении всей своей жизни человек находится в окружении цвета, который во многом оказывает влияние на формирование личности. Цвет интересует специалистов из самых различных областей знаний: физики, биологии, психологии. Сам цвет, являлся объектом изучения многих ученых.
Изучением вопроса символики цвета занимались многие ученые.
Новизна исследования заключается в том, что цветовые композиции используются не только в искусстве, психологии, но в произведениях художественной литературы, помогая понять смысл художественного произведения.
(Слайд 3)Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что возрастает интеграция и синтез разных видов искусств, расширяется роль цвета. В том числе и в литературных произведениях.
Гипотеза: цветовые символы в художественном произведении усиливают его эмоциональную нагрузку и помогают раскрыть идейный замысел.
(Слайд 4)Объект исследования: особенности передачи авторского видения мира в художественном произведении через цветовую палитру.
Предмет исследования: цветопись в рассказах И.А.Бунина «Кавказ», «Лапти», «Ворон».
(Слайд 5)Цель работы: исследование особенностей цветового восприятия мира и его воплощения в прозе И.А.Бунина.
(Слайд 6)Цель реализуется через следующие задачи:
1. Дать определение цветописи как художественного стиля;
2. Рассмотреть символику цвета в творчестве Бунина;
3. Проанализировать рассказы Бунина «Кавказ», «Лапти», «Ворон»
(Слайд 7)Этапы исследования:
Декабрь – изучение научной, художественной литературы, подбор теоретического материала.
Январь – комплексный анализ текстов, сравнение.
Февраль– написание исследовательской работы.
— систематизация информации источников и ресурсов сети Интернет по данной теме;
— комплексный анализ текста;
Глава 1. Цветопись как художественный стиль
(Слайд 8)Цветопись-это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель не передает чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведений. С помощью цвета писатель создает образ-символ, уникальный, неповторимый, подбирая слова-краски для своих произведений, что позволяет заглянуть в мысли и чувства писателя, понять смысл произведения, позволяет прикоснуться к наследию русских традиций. Группы слов, передающие цвет, краски окружающего мира, в творчестве писателя выполняют особые функции, создают неповторимый образ, несут идейно-художественную нагрузку.
Цвет окружает человека на протяжении всей его жизни, однако единой системы, которая закрепляет определенное значение за каким-либо цветом, не существует. В каждой стране в определенный исторический период складывалась своя цветовая система, отражающая особенности мироощущения и миропонимания того или иного народа.
Цветовые символы христиан:
Синий (голубой)- Символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования.
Глава 2. Цветовые особенности в творчестве И.А.Бунина
«Цветопись является одним из существенных элементов стиля писателя, посредством которого выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» Л.В.Щерба
Бунин – один из писателей, обладающих искусством замечать и воссоздавать мельчайшие детали, незначительные на первый взгляд мелочи, которые, превращаясь в художественную деталь, дают воображаемую картину мира.
В бунинской поэзии богатая «палитра» цветов и соцветий. Трудно перечислить найденные художником оттенки синей, голубой, зеленой, желтой красок. Пейзажи в его произведениях многокрасочны и многоцветны.
Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно нарисованные акварелью.
Основная символика в произведениях И.А.Бунина.
(Слайд 12)Белый – это единственный цвет, используемый для описания глубокой любви, привязанности. Вариантами «белого» и «светлого» обрисовываются «положительные» настроения и чувства. Бунин окрашивает белым пейзаж, окружающую обстановку, показывая однообразие, скуку, предопределённость. Белый цвет не используется для описания отрицательных героев.
(Слайд 14)Черный: любимый цвет писателя, чаще несёт отрицательную нагрузку, используется для создания портретов отрицательных героев.
Серебряный цвет ни разу не обнаружен в исследованных произведениях, но выявлены его контекстуальные синонимы: «блеск холодной лазури», «стальной» цвет и др. Эти оттенки передают грусть, одиночество, тоску.
Золотым цветом освещается образ времени. Он показывает вечность и ценность времени. Золотой также используется для показа богатства, безграничных возможностей.
Зеленый цвет используется редко, большей частью в описаниях природы. Показывает обновление, расцвет природы. Причём «зелёные» пейзажи готовят читателей к качественным положительным изменениям в характере героя или приближению судьбоносных событий. Зеленый-цвет жизни, радости, счастья. Он также появляется в радостные минуты жизни героев.
Голубой для Бунина-цвет чистоты, благоденствия, высоты. Именно поэтому в момент духовного просветления героя небо голубое.
Достаточно часто использует Иван Алексеевич прилагательные рыжий (а также темно-рыжий, красно-рыжий, кудряво-рыжий), ржавый (и ржаво-красный), кирпичный.
Бунин питает особое пристрастие к составным красочным определениям: «золотисто-синий воздух»; «золотисто-бирюзовая глубина небосклона»; «золотисто-шафранное аравийское утро»; «розово-золотое пламя» («Деревня»); «розово-золотое небо» в ночную грозу («Суходол»); «розово-серебристая Венера»; «черно-лиловая туча» («Суходол»); «черно-фиолетовая грязь» («Деревня»); «серо-фиолетовая зола» («Суходол»); предгорья—«серо-коричневые, в золотисто-рыжих пятнах по склонам, где от солнца выгорели травы»; «желто-серые. пески»; «серо-красные тучи». («Деревня»)
Иногда Бунину приходится „изобретать” новые цвета: мокро-зеленый, бело-кудрявый цвета, а также, казалось бы, несовместимые бело-сизый, красно-черный. Для наиболее точного описания предметов Бунин развертывает трехчастные цветовые определения: «золотисто-зелено-серые прутья» («Веселый двор»), что не может не вызвать восхищения перед тончайшим природным чутьём колориста.
Краски у Бунина пылают, горят и движутся: «Пятна света на снегу в сумраке палисадника горели зелено»; «. просторно белел. двор, и свежая колея, прорезанная по нем санками. розово сверкала»; «Во всех окнах зелено и остро искрились обледеневшие нижние стекла» («Игнат»).
Серый цвет в описании женских персонажей: загадочность, тайна, хороший вкус; в описании мужских персонажей: отрицательные качества героя.
Черный цвет в описании женских персонажей: дьявольская натура; в описании мужских персонажей: положительное значение. Герой способен на глубокую и чистую любовь.
Красный цвет в описании женских персонажей страстность героинь, плотское искушение (особенно в сочетании с черным); в описании мужских персонажей: агрессивность героя.
Золотой (рыжий) цвет в описании женских персонажей: цвет печали, уныния, измены; в то же время, это цвет счастья, богатства, материального и душевного. У Бунина рыжие женщины, хотя порой и соблазнительны, довольно грубы, неприятны, вольно или невольно приносят несчастье мужчинам. Рыжие мужчины оставляют малоприятное впечатление.
Глава 3. Использование цвета в рассказах Бунина «Кавказ», «Лапти», «Ворон» для раскрытия идейного замысла произведений.
(Слайд 15) В рассказе И.Бунина «Кавказ» (цикл «Темные аллеи») на небольшом художественном материале разворачивается настоящая трагедия человеческих отношений. Трагический фон создаётся при помощи специальной цветовой лексики сначала штрихами, нарастая всё больше и больше, а дальше перерастает буквально в физическое ощущение приближающейся смерти кого-то из героев.
(Слайд 16)Автор постепенно нагнетает трагическую обстановку, используя при этом слова «чёрный» и «холодный». Это ассоциируются со смертью. Также употребляются слова, значение которых напрямую связано со смертью. С помощью цвета автор более ярко и образно описывает окружающую действительность, состояние героев, а также отношение ко всему происходящему рассказчика и автора.
Черный и белый цвета в данном произведении преобладают при описании мира природы и мира человека. На протяжении четырёх печатных страниц текста автор использовал 7 слов, обозначающих чёрный, тёмный цвет и 4 слова, обозначающих белый цвет, употребил 18 слов со значением «атрибутики смерти»: оцепенение, муки, курганы, могильники, замер, умру, плакала, заунывный, гробы, призраки, холод и т.п. В произведении Бунина все слова, обозначающие цветовые характеристики, можно объединить в следующие группы: природа, одежда, состояние героев. (см. таблицу 1).
в Москве, где моросит дождь, улицы «чёрно блестели»
неприятное чувство отсутствия тепла, уюта, жизни
описывается момент отъезда героев: «тёмный вечер», «всё внутри у меня замирало от тревоги и холода», «поверг в оцепенение», «ледяной рукой сунул десятирублёвую бумажку…»
«бледна прекрасной бледностью»
создается больше аура смерти, чем жизни. Подчеркивается болезненное, взволнованное состояние героини, также ассоциативно она сближается с образом мертвеца как духовно падшего из-за измены человека
описание пейзажа за окнами поезда: ровная выжженная степь, канареечные круги подсолнечников и алые мальвы в палисадниках сменяются «безграничным простором нагих равнин с курганами и могильниками»
Бунин показывает близость повседневности и трагедии.
описание места пребывания героев: на радостном безмятежном фоне море цвета фиалки так мирно лежало, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, удивительные облака великолепно пылали на закате, топазовым светом светили огненные мухи, лягушки звенели стеклянными колокольчиками.
«траурная закутанность» черкешенок, чёрная тьма южной ночи.
По мере развития сюжета диссонансом звучат тревожные тёмные тона
берег пустой, море «лежало ровно, мирно … не будет конца этому покою…ночи непроглядны…в чёрной тьме плыли огненные мухи…глаз привыкал к темноте»
Чем ближе рассказчик к завершению своей истории, тем мрачнее краски, рисующие окружающий мир
«гробовая чернота лесов… разверзались зеленые бездны». Воздействие красок усиливается звуками: «стук в барабан…горловой, заунывный вопль…шла злобная буря…раскалывались допотопные удары грома».
Страшно и неотвратимо приближает нас к трагической развязке рассказчик. В душе мужа героини, скорее всего, бушевала страшная буря, о которой мы можем лишь догадываться.
А дальше тёмный, чёрный цвет вдруг сменяется белым. Белый и чёрный… В Древней Руси эти два цвета считались символикой смерти.
Муж героини готовился к смерти – оделся во всё белое и выстрелил из револьверов. Из чёрных револьверов.
«…он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал …выпил бутылку шампанского, пил кофе…выкурил сигарету…лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
Странная связь любви, счастья и смерти постоянно подчеркивается Буниным, а помогает эту авторскую мысль раскрыть точно и ярко цветовая гамма рассказа.
Снежная стихия связана с полем (символ враждебности, войны, агрессии), с бесконечностью, с мраком (интересным становится и взаимодействие белого и черного цветов). Стихия огня связана с ограниченным пространством – домом: печь, свеча у постели больного мальчика. Свеча не становится символом жизни, надежды: «сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем», язычки которого рисуют на «огненной» стене «несказанно великолепные и грозные видения». Пламя прерывисто и ненадежно, как и жизнь мальчика, повисшая на волоске. Ребенок мечется в бреду, он на грани жизни и смерти.
От начала рассказа к его финалу происходит изменение цветовой гаммы (см.таблицу 2).
дом и «бездна снежного мрака», ночь и свеча, причудливые очертания на стене, бред и «
Борьба света и тьмы
“жар”, “красные лапти”, “весь огнём горит”, “стена казалась огненной”.
напряжение сил, кон-центрацию энергии —тяжелый труд, борьба, трагедия, драма.
“В белом от снега и холодном хуторском доме…”, “потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”, “белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда”
(Слайд 18) Тайну авторской мысли нам помог разгадать цвет, а вернее цветопись.
В рассказе «Ворон» каждому герою, каждому настроению соответствует свой цвет или оттенок, своё цветовое сочетание. Облик хозяина дома исключительно тёмный: в его внешности, как и в душе, нет ничего светлого, чистого и доброго. Елена Николаевна в начале рассказа предстаёт красивой девушкой с белыми волосами, одетой в белую блузку. Она чиста в помыслах, всей душой любит рассказчика (здесь белый цвет – цвет добра и любви). В конце произведения мы видим белокурую девушку в бордовых одеяниях. Смена одежды, а также сочетание красного и белого говорят, прежде всего, о смене образа мыслей, о пересмотре принципов и доле бедной крестьянки (см.таблицу 3).
«алым брюшком и лосинами», «в лёгкой белой блузке», «белокурым» (
Победа, превосходство. Красота, невинность и неопытность девушки
Угрюмость, злость, жестокость. Резвость, живость с долей сумасшествия Символ богатства.
Чопорность, дань моде и этикету.
Стыд, страсть, робость.
Символ богатства, вызов, брошенный жизни.
«желтое дешевое шампанское»
Ощущение праздника, беспечности, радости.
(Слайд 19)Подробное изучение рассказов «Лапти», «Кавказ», «Ворон» И.А.Бунина позволило исследовать особенности цветового восприятия мира и его воплощения в прозе писателя. Ряд избранных писателем цветов (серый, красный, черный и др.) выполняют определенные функции в произведениях, помогают создать завершенный образ персонажа, ярче раскрыть черты его характера, объяснить психологию поведения, вызвать ту или иную ассоциацию. Пейзаж становится более реалистичным, образы героев произведений становятся зримыми, живыми. Портреты героев с помощью цветописи полностью раскрывают их характер, а также свидетельствуют о внутреннем состоянии персонажа.
В работе рассмотрено творчество И.А.Бунина, особое внимание уделено цветовым особенностям произведений писателя. В итоге мы можем сделать следующие выводы:
1. Цветовые характеристики – отличительная черта творчества И.А.Бунина. 2. Цветовые «штрихи» во внешности персонажей приобретают особый смысл и постепенно становятся «визитной карточкой» И.А.Бунина, выполняя замысел автора.
3. Бунин активно использует цветопись как выразительный художественный прием для создания той или иной атмосферы, для того, чтобы внушить читателям определенные чувства, переживаемые героями в данной ситуации.
5. В цветовых решениях писателя доминируют следующие цвета: черный, серый, желтый, белый, красный в сочетании с черным, реже розовый.
Бунин утверждает в своем творчестве вечные ценности – добро и красоту. Его рассказы показывают связь с прошлым, историческую преемственность бытия, передают чувственное восприятие жизни. Для Бунина характерно использование контраста в изображении мира и духовных переживаний человека.
Список использованной литературы