Что такое цветовой контраст
Цветовой контраст
Цветовой контраст — это сопоставление двух и более цветов таким образом, что бы их можно было эффективно сравнить и показать различия. Его суть можно видеть в том, что противоположные по каким-либо параметрам цвета и цветовые пятна вместе вызывают качественно новые ощущения и чувства, нежели каждый из них по отдельности. Он во многом определяет характер и воздействие композиции.
Контраст цветов возникает между двумя цветами в том случае, если они расположены рядом или один на фоне другого. Для его появления одновременно важны все характеристики цвета (светлота, насыщенность и цветовой тон цветов), а так же размеры цветовых пятен.
Создание цельного и эстетически правильного образа или композиции включает в себя цветовую гармонию, колорит, светотень, а так же тот или иной вид контраста цветов.
Символика цветового контраста часто используется для передачи определенного мировоззренческого содержания. Кроме этого контраст является одним из важнейших формообразующих элементов (помогает создать объем).
Согласно Иттену выделяют 7 типов цветового контраста:
Они настолько различны по своим основам, что каждый рассматривается отдельно, не смотря на то, что их редко можно встретить в чистом виде. В реальных композициях обычно компонуются цвета, так что присутствует несколько типов цветовых контрастов в сочетании 2 цветов и они усиливают (подчеркивают) друг друга.
kivaanna
ЛАВКА Образов
Стиль*мода*народная традиция
Контраст по цвету (Контраст цветовых сопоставлений). Конспект И. Иттен «Искусство цвета»
Контраст по цвету (Контраст цветовых сопоставлений). Конспект книги И. Иттен «Искусство цвета»
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте:
-большой-маленький,
-белый-чёрный,
-холодный-тёплый в своих крайних проявлениях.
Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
Контраст по цвету ( цвет к цвету) это сочетание любых чистых цветов в их предельной насыщенности.
Для создания контраста по цвету нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удаленных друг от друга цвета.
Яркие цвета, полученные без помощи черной или белой красок, называются чистыми цветами. Желтый, красный, голубой и зеленый — это чистые цвета. Цвета, полученные при смешении чистых цветов с черным цветом, называются цветными тенями. Темно-коричневый цвет — это цветная тень. Цвета полученные при смешении их с белым цветом, называются оттенками. Розовый цвет, цвет слоновой кости — это оттенки. Цвета полученные при смешении чистых цветов с черным и белым, называются тонами. Рыжевато-коричневый, цвет беж и серый — это тона.
Самый сильный контраст по цвету дают три основные цвета: красный, синий и желтый.
Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности.
Контраст по цвету дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они особенно хороши как для темы «Коронация Марии», так и для реалистического натюрморта.
Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Так, оранжевый, зеленый, фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка еще менее явно ( см. Двенадцатичастный цветовой круг).
Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний. Число вариаций здесь очень велико и в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника.
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах – лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.
Для этого абзаца мне показалась подходящей картина Дега. Сияния этого Божественного синего усилено прозрачным белым, черным и теплым рыжим (по материалам лекции Л. М. Поповой).
Цветовые контрасты можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где их стихийная сила берёт верх над пластическими формами архитектуры.
Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичели и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.
Фра Анжелико, фрагмент
Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данных контрастных отношений является работа Грюневальда «Воскресение Христа», поскольку здесь они передают ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.
Грюневальд «Воскресение Христа»
В картине Боттичелли «Положение во гроб» цветовые контрасты, на которых построена картина, дают художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Её общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.
Боттичелли «Положение во гроб»
Матисс, портрет «Янтарное ожерелье»
Из огромного числа возможных примеров мной были выбраны следующие произведения: «Церковь в Эфесе» в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж, Националь-ная библиотека; «Коронация Марии» Е.Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон; «Прогулка в майский день» из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» Поля Лимбурга, 1410 г., Шантийи, Музей Конде; «Композиция 1928» Пита Мондриана, Собрание Марта Стама.
«Коронация Марии» Е.Шаронтон
«Прогулка в майский день» из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» Поля Лимбурга
«Композиция 1928» Пита Мондриана
Классы цветового контраста
Мы уже писали в блоге о психологии цвета и вскользь затронули тему цветовых сочетаний конкретно в сфере рекламы. Признайтесь, вы редко видели рекламу, оформленную только одним цветом или его оттенками? Любой бренд — это 2-3 цвета, представляющие определенный контраст.
Про влияние цвета пишут книги и этим серьезно занимаются художники и дизайнеры. Но тема цветовых сочетаний интересна сама по себе, и мы не откажем себе в удовольствии рассказать вам об этом. Зная теорию, на практике очень легко подбирать те или иные цвета, сочетать их, меняя насыщенность и радоваться цветовой гармонии.
Итак, различают семь типов цветовых контрастов.
Контраст цветовых сопоставлений
Этот контраст формируется из всех чистых цветов в их предельной насыщенности. В рекламе его используют, когда нужно показать решительность, уверенность, силу и, возможно, напористость. Зрительное восприятие подсказывает, что такое сочетание выигрышно для спортивных магазинов, клубов, для сети гипермаркетов, магазинов игрушек.
Как вы думаете, какие три цвета самые контрастные по своей яркости? Красный, желтый, синий. Любое сочетание двух из них или даже сразу трёх — самое яркое и впечатляющее. Сочный помидор и спелый лимон. Ярко-синее небо в полдень над полем подсолнухов.
Цвета второго порядка — оранжевый, зеленый фиолетовый — по контрастности слабее. Дизайнеры добиваются убедительного эффекта, смешивая цвета первого порядка с цветами второго порядка. Например, популярное сочетание красного с зеленым, синего с оранжевым, жёлтого с фиолетовым. Выбирая цвета, можно понаблюдать, как меняется интенсивность контраста, и добиться нужного эффекта.
Вам нужны одновременно красный, синий и желтый, но вы боитесь излишнего контраста? Отделите эти цвета белым или чёрным: взаимный контраст уменьшится, а оттенки сами по себе останутся конкретными и выразительными.
В качестве примера мы не будем перебирать рекламу, а обратимся к искусству, живописи. На контрасте цветовых сопоставлений основано народное искусство. Например, хохломская роспись — это красный, жёлтый (золотисто-желтый) и чёрный. Мезенская роспись — это белый фон, на котором ярко-красные и черный орнаменты. Одним словом — радостная декоративная пестрота.
По принципу цветового контрастирования работал итальянский художник Сандро Боттичелли. Вселенскую выразительность синего, красного, жёлтого вы увидите на картине немецкого художника Маттиуса Грюневальда «Воскрешение Христа».
Контраст светлого и тёмного
День и ночь, свет и тень. Представьте абсолютно черный цвет и абсолютно белый цвет, и между ними бесконечное число оттенков серого и весь хроматический ряд. Серый цвет — тоже ахроматический. Нет точной цифры, которая бы подсказала, сколько у него оттенков. Поэтому мы скажем, что число зависит от того, насколько ваш глаз чувствителен, и насколько хорошо развито цветовое восприятие. И то, и другое можно тренировать практическими упражнениями. Соответственно, и число серых оттенков увеличится. В нашей типографии мы добиваемся точного воспроизведения цвета.
Для кого-то серый — безжизненный безразличный цвет, но в глазах многих художников он многогранен. Его характер зависит от цветов, находящихся рядом с ними. Он смягчает или дает силу. Он действует примерно как вампир: примиряет яркие противоположности, приглушая их и приобретая за счёт этого свой оттенок. Не все их них признавали серый. Например, французский живописец Делакруа отвергал его, говоря, что он отнимает силу у других цветов.
Если вы хотите увидеть самые яркие примеры противопоставления светлого и тёмного, взгляните на японские и китайские картины тушью. Это не что иное, как игра света и тени. Многогранная и интересная.
Про ахроматические цвета, черный и белый, стоит сказать отдельно. Без них редко обходятся при составлении цветовых композиций. Рядом с белым цвета темнее и ослабляют свою яркость. С чёрным наоборот — цвета ярче и светлее. Попробуйте поэкспериментировать дома с кистью и бумагой, и вы убедитесь в этом.
Контраст цвета в рекламе
Контраст холодного и тёплого
Типы цветового контраста касаются не только органов зрения. Пример тому — контраст теплого и холодного.
Где вы почувствуете себя уютнее: в комнате жёлтого или зеленого цвета? Да, зрительное восприятие и физическое ощущение температуры тесно связаны. Чтобы не быть голословными, расскажем про научные исследования по этой теме. Был эксперимент для посетителей мастерских красно-оранжевого и сине-зеленого цвета. В сине-зелёном помещении люди жаловались на холод при 15 градусах по Цельсию, а в красно-оранжевом им холодно стало лишь при температуре 11 градусов по Цельсию. Аналогично с животными. Известно, что красный цвет ускоряет кровообращение, а синий ослабляет. После скачек лошади в синей конюшне быстро успокаивались, тогда как в красной ещё долго не могли прийти в себя.
Какой цвет самый тёплый? Красно-оранжевый — сурик. Да, посмотрите на него: он как багряный костёр в осеннем лесу. Он согревает взгляд. Когда наши печатные машины воспроизводят сурик на бумаге, нас не покидает ощущение, что при касании к цвету мы почувствуем тепло.
Самый холодный цвет — сине-зеленый (окись марганца). У многих тут же представляется глубина моря, воздух. В дуэте они образуют самый сильный контраст тёплого и холодного.
Ещё со школы всем известна классификация цветов. Красный, жёлтый, оранжевый, красно-фиолетовый — тёплые цвета. Синий, зеленый, сине-зеленый, фиолетовый, жёлто-зелёный — холодные. Чёрный, белый, серый — нейтральные. Но при выборе цветовой температуры для своей рекламы помните, что и здесь всё относительно. Красный, безусловно, тёплый цвет, но по реакции на зрителя больше похож на пожар. Если вам нужна мягкая теплота, смотрите на палитру и прислушивайтесь к своим эмоциям. Многое зависит от контекста. По своему опыту работы в типографии можем сказать, что при грамотном контрасте результат не режет глаз и доносит нужный смысл до зрителя.
В свою очередь художники-импрессионисты доказали, что холодный цвет неба на протяжении всего дня вступает в контраст с тёплыми оттенками солнечного цвета. Французский живописец Клод Моне не рисовал пейзажи в мастерской, а выходил на природу. Он хотел запечатлеть мерцание света в воздухе и в испарениях земли, игру света и тени в кроне деревьев. Так, в своих работах Моне использовал контраст теплого/холодного, а не светлого и тёмного, как до этого в живописи.
Вдохновляйтесь природой. Она уже все продумала за вас.
Контраст дополнительных цветов
Представьте кляксу насыщенного желтого цвета, а рядом с ней такую же насыщенную, но фиолетовую. Эти два цвета возбуждают друг друга до максимальной яркости, но если их смешать, они взаимоуничтожатся. Получится серо-чёрное пятно. Этим явлением объясняется контраст дополнительных цветов. Вспомним уроки рисования и проверим, какие ещё цвета выступают дополнительными друг к другу. Получаются следующие пары:
— Оранжевый с синим
— Красно-оранжевый с сине-зеленым
— Красный с зелёным
Да, каждая пара при смешивании превращается в несуразный грязноватый цвет. Интересно, что в каждой паре есть три основных цвета — синий, красный, желтый. Оранжевый и синий: красный+желтый и синий. Красный — зеленый: красный и желтый+синий, и так далее.
Теперь к практике. Дополнительные цвета, если их правильно соотнести, дают прочную основу для цветового воздействия. Даже в паре они неизменны в своей интенсивности. Красный и зеленый, оранжевый и сний рождают активные сочетания, подходящие для рекламы фитнесс-центров, например.
При соблюдении баланса ваши глаза не испугаются контраста. Наоборот — в глазах создается ощущение полного равновесия.
Хотите увидеть, как природа демонстрирует такое сочетание цветов? Посмотрите на стебли и листья кустов красных роз, которые ещё не распустились. Красный цвет будущих роз смешивается с зеленым цветов стеблей и листьев, и получаются удивительные серо-зеленые и серо-красные оттенки.
Симультанный контраст
Виды цветовых контрастов включают в себя симультанный контраст. Представьте, что вы смотрите на какой-либо цвет, и ваш глаз сразу же начинает просить дополнительный к нему оттенок. Если не находит, то порождает его мысленно, и наступает зрительная гармония. Это явление и называется «симультанным контрастом» (этимология слова из латинского simultaneus — «одинаковый, похожий»). Вы лишь воображаете несуществующий оттенок. Он не существует, и его невозможно сфотографировать — это лишь ощущение.
Приведем для вас пример-эксперимент, который можно провести в домашних условиях. На большой ярко-окрашенной плоскости расположен маленький квадрат черного цвета. Накройте его листом белой бумаги. Что видите? Если плоскость красная, то квадрат покажется вам зеленоватым, если плоскость зеленая, то кварат будет наоборот — красным. На синем фоне вы представите оранжевый квадрат, а на фиолетовом — желтоватым.
Контраст цветового насыщения
Что для вас качество цвета? Говоря о нём, мы, как работники типографии, имеем ввиду его чистоту и насыщенность. Контраст насыщения — это о противоположности ярких, насыщенных цветов и блёклых, затемненных цветов.
Представьте ярко-красный. Добавьте немного белого — что получилось? Он уже не такой яркий и даже приобрел холодноватый оттенок. Если это карминно-красный цвет, то при добавлении белого он получит синеватый оттенок.
Убить яркость можно не только белым, но и чёрным цветом: он удаляет от света, темнит и глушит цвета. Если с белым жёлтый цвет бледнеет, то с чёрным он теряет свою лучистость и становится мрачным, болезненным. Фиолетовый, если смешать с капелькой черного, уведёт вас в мрачную темноту, а если с белым, то напротив — станет лиловым и моментально превратится в лёгкий воздушный оттенок, напоминающий пышный куст цветущей сирени.
Что делать, если вам нужен мягкий цветовой переход по шкале насыщенности? Возьмите белый и черный одновременно — серый. Он разбавит цвет до нужного оттенка и поможет получить нужный контраст насыщенности. С серым получаются не блёклые и не мрачные тона, а более-светлые или более-тёмные.
Действие контраста «блёклый-яркий» относительно. Например, выбранный вами цвет рядом с блёклым покажется более ярким, и в тот же время блёклым — если рядом с ним поставить более яркий цвет. Если вам нужна выразительная композиция на контрасте блеклый-яркий, ставьте яркий красный с блеклым красным, но не яркий красный с блёклым синим. Пример использования цветового контраста насыщения — картина французского художника Жоржа Де Латур «Новорожденный».
Контраст цветового распространения
Сущность этого конраста в противопоставлении «большой-маленький» и «много-мало». Конечно, цвета могут сочетаться между собой в разном соотношении. Есть определенные критерии, знание которых поможет вам предотвратить раздражающую пестроту и достигнуть зрительного баланса.
Силу воздействия цвета определяют два фактора — его яркость и размер площади, который этим цветом занят. Иоганн Гёте, несмотря на то, что был драматургом, установил простые числовые соотношения для этого. Оранжевый — 8, красный — 6, зеленый — 6, желтый — 9, синий — 4, фиолетовый — 3. Они приблизительны, и это понятно, ведь краски на разных производствах так или иначе различаются несмотря на одно и то же название. Всё решает глаз. Особенно, если у него развита чувствительность к цвету. 🙂
Попробуем разобраться, как это работает на примере двух цветов. Насыщенность желтого по Гёте — 9, а фиолетового — 3. Проводим расчёт:
Желтый:фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4:1/4
То есть желтый, как цвет, гораздо сильнее по яркости, должен занимать лишь одну треть занимаемой площади, а фиолетовый — всё остальное. Зная насыщенность других цветов, можно самостоятельно рассчитать соотношения цветовых пар.
Контраст цветовых тонов — вещь занятная. Иногда одна картинка вместо тысячи слов поможет добиться нужного эффекта: поменять настроение, изменить решение, вызвать ассоциации. Поэтому использование цветовых сочетаний в рекламе должно руководствоваться не одним желанием выбора цвета, а правилами баланса, соотношения, подчиняться ситуации и заданным целям. В своей статье мы постарались рассказать о всех типах контрастов так, чтобы вы понимали, как они действуют и как получить нужное вам сочетание.
Придумывайте самые красивые и оригинальные идеи, а мы напечатаем. Наши печатные машины чувствительны к цветам и ловят каждый их оттенок.
Теория цвета, контраст
Многие говорят, что цвет — это чисто субъективная вещь и в ней нет каких то правил или принципов. На самом же деле, как и в любой науке, здесь есть место и теории. Цвет помогает дополнить тот смысл и идею, которые вы хотите вложить в свою работу, и правильное его использование помогает сделать ваш продукт более заметным и профессионально выглядящим.
Многие исследователи занимались вопросами цвета, и одним из самых заметных, несомненно, был Иоханнес Иттен, автор книги «Искусство цвета». В своей работе автор рассматривает множество аспектов колористики: психологическое воздействие цвета, «вес» каждого оттенка, сочетание цвета и формы и многое другое.
Начнём с самого понятного — сочетания цветов. Именно работа цветов в паре или группе оказывает самое непосредственное влияние на первое впечатление от рисунка. Для этого используется термин «контраст» — то есть, сопоставление двух и более цветов таким образом, чтобы их можно было эффективно сравнить и показать различия. Контраст помогает выявить динамику рисунка, его настроение, характер, цель. Иттен выделяет семь основных групп контраста:
Контраст по цвету — одна из наиболее простых схем работы. Как говорится в книге Иттена, «Он выражается во взаимодействии предельной насыщенности чистых цветов. Как белый и чёрный являют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и первичные цвета, жёлтый, синий и красный, наделены свойством наиболее сильного цветового контраста, создающего впечатление простоты, силы и решительности. Интенсивность цветового контраста ослабевает от первичных — к цветам третьего порядка».
Проще говоря, если вы для своей работы выберете сочетания двух (желательно противоположных) цветов, причём в их насыщенной форме, и поставите рядом, у вас получится очень звучный и насыщенный контраст. Но главное знать меру, уметь «приглушать» такие сочетания и правильно распределять массы. Иначе вы рискуете получить очень яркую картинку без акцента на какую-либо деталь.
Как пример: на картинке со стикером вы можете увидеть несколько видов контраста, но ведущий в нём — контраст по цвету. Противопоставление красного и синего цветов дает очень звучное сочетание, но чтобы оно смотрелось более спокойно, использованы приглушённые тона. Синего на картинке больше — это создаёт обрамление для тех небольших красных насыщенных пятен, которые можно увидеть на лице девушки.
Второй пример: постер из игры Prey. Как видите, тут используется контраст предельно насыщенных цветов, но за счёт распределения масс, этот контраст выглядит гармонично и в нём чётко расставлены акценты.
Контраст светлого и темного. Кажется, данная сочетаемость цветов является самой понятной. Она основана на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета. Светлое пятно будет выделяться в тёмном окружении, как и тёмное пятно будет выделяться на светлом фоне.
Все цвета могут быть осветлены белым или затемнены чёрным. У каждого цвета есть свой тон — это очень легко проверить, просто попробуйте сделать цвета на цветовом круге чёрно-белыми. Но вот здесь и кроется главная проблема. Не все цвета могут планомерно становиться светлыми или тёмными. Некоторые из них, если их начать осветлять или затемнять, начинают терять насыщенность, и это может стать проблемой — особенно в рамках мобильного арта. Лучше всего это решить использованием другого цвета, а не затемнением оригинального — это поможет избежать примешивания в картинку «грязи».
Иттен говорит следующее: «Чистый жёлтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый — пятой, красный — шестой, синий — восьмой, а фиолетовый — десятой. Насыщенный жёлтый цвет является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый — самым тёмным. Так что жёлтый цвет, чтобы совпасть с тёмными тонами серой шкалы, должен приглушаться, начиная уже с четвёртой ступени. Чистые красный и синий цвета расположены более глубоко, на расстоянии всего нескольких ступеней от чёрного и далеко от белого. Каждая примесь чёрного или белого уменьшает их насыщенность».
Итак, при создании контраста светлого и темного необходимо учитывать две вещи — контраст цветов и контраст тона этих цветов. И это даёт вам контроль над тем, какую глубину изображению вы хотите задать, и какие элементы хотите выделить или задвинуть (хотя и здесь есть свои исключения — о них чуть позже).
Разберем всё на конкретном примере. Взгляните на скриншот карты из игры Cut the Rope 2. Если перевести картинку в ч/б и проанализировать её, то видно, что главная сюжетная дорожка — самый светлый и яркий элемент на экране, лежащей на лужайке среднего тона. Так же ярко выделяются монетки в верхней части экрана, так как они лежат на тёмном фоне деревьев и создают хороший контраст. Сами деревья (сверху и снизу) слиты по тону в одно темное пятно с небольшой вариацией цвета — это сделано намеренно, чтобы создать нужный фокус на экране, но при этом не делать его скучным. Кнопки хоть и не сильно контрастируют с фоном по тону, но они выделяются по цвету.
Контраст тёплых и холодных цветов. Можно сказать, что этот контраст — самый простой. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть «тёплыми цветами», а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — «холодными». И в принципе, эта формула прекрасно работает.
Но как и везде, здесь тоже есть свои нюансы. Например, стоит уделить внимание тому, какой именно оттенок цвета используется и в каком окружении используется этот цвет.
Возьмём для наглядности конкретные примеры. На картинке ниже вы видите очень простой стикер в технике flat colors. Кожа у обеих девушек одного оттенка, но волосы — разные оттенки одного цвета. Что получается в итоге? Во-первых, волосы слева смотрятся теплее тех, что справа (то есть, один и тот же цвет может казаться теплее или холоднее). Во-вторых, кожа в окружении разных тонов фиолетового смотрится по разному. Кожа девушки слева кажется темнее и теплее, чем кожа девушки справа.
Это подтверждает общую теорию: оттенок и окружение могут сильно повлиять на впечатление от цвета. Это инструмент, который важно понимать и уметь им пользоваться. Порой кажущийся холодным цвет — это всего лишь более «серая» версия цвета тёплого, но при взаимодействии друг с другом они образуют пару тёплый/холодный.
Также не стоит забывать о воздействии тёплых и холодных тонов на изображение в целом. Из книги Иттена: «В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает свойством влиять на ощущение приближённости и удалённости изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений».
Если кратко — холодные тона отдаляют предмет, тёплые — приближают. Если вам важно отбить какой то элемент от фона — сделайте фон холодным, а элемент (кнопку, например) тёплым. Это очень эффективный прием, используемый в мобильных играх. Как пример, посмотрите на скриншот из игры Cut the Rope 2.
Контраст дополнительных (комплиментарных) цветов. Из книги Иттена: «Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным».
Что мы можем вынести из этого определения? Первое: дополнительные цвета — это цвета, расположенные друг напротив друга на цветовом круге. Если смешать два таких цвета, получится нейтральный серый. Ну а если поставить два таких цвета рядом друг с другом, они будут создавать очень яркий контраст.
В качестве наглядного примера можно взять несколько пар, которые подходят под данное определение. Это жёлтый и фиолетовый, жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый, оранжевый и синий, красно-оранжевый и сине-зелёный, красный и зелёный, красно-фиолетовый и жёлто-зелёный.
Дополнительные цвета придают картине особую уверенность и звучность. При этом, что немаловажно, оба таких цвета сохраняют свою интенсивность в картине, поэтому крайне важно уметь балансировать их по массе, чтобы один цвет не «задавил» другой.
Ещё один немаловажный момент — каждая пара дополнительных цветов обладает другими характеристиками. Так, пара жёлтый и фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый и сине-зелёный — это не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого. Именно поэтому важно грамотно подбирать пару таких цветов в соответствии с темой вашей картины, чтобы цвет усиливал смысл, а не давил его своей яркостью.
Проанализируем пример. За основу взята пара «красно-оранжевый и сине-зелёный» — пара, которая подчеркивает тему природы, связанной с феей. Обратите внимание, как зелёные крылья выделяются на фоне красно-оранжевых волос и красноватой кожи. Всё это помогает создать нужный образ и поддерживать его.
Симультанный контраст. Из книги Иттена: «Понятие ‘симультанный контраст’ обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно (то есть, одновременно) порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникает по одной и той же причине».
Если говорить проще, то симультанным контрастом называют такое сочетание цветов, при котором в наших глазах происходит искажение реальной цветовой информации и порождение нового цвета (или искажение текущего), которого нет на рисунке. Это эффект проявляется при использовании двух не прямо дополнительных цветов.
Этот эффект сложно объяснить, так как его невозможно зафиксировать, но давайте попробуем рассмотреть его на примере. Обратите внимание на кожу девушки, особенно на цвет кожи в теневой части лица, прямо у волос. Как вы думаете, какой это цвет? Если вы думаете, что это какой то оттенок зелёного, то вы ошибаетесь — это совершенно не так. Это средненасыщенный оттенок оранжевого. А вот те зеленоватые пряди на волосах на макушке? Это тёмный вариант жёлтого. Голова идет кругом, правда?
Это контраст, создаваемый окружением. Серый на фоне тёплой кожи будет казаться либо синеватым, либо зеленоватым, приглушённый оранжевый на фоне красного будет казаться зеленоватым и т.д. Импрессионисты как никто другой понимали ценность этого контраста, и активно использовали его в своих работах. Так что будьте аккуратны, наблюдательны, и пробуйте изучать воздействие цветов друг на друга через рисунок.
Контраст по насыщенности. Из книги Иттена: «Слова ‘контраст по насыщенности’ фиксируют противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными. Спектральные цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты. Среди пигментных цветов мы также имеем цвета максимальной насыщенности. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою насыщенность».
То есть, контраст по насыщенности — это контраст цветов, отличающихся по степени чистоты. Например, можно использовать пару ярко-красного и средненасыщенного жёлтого, и это будет считаться контрастом по насыщенности. Либо можно приглушить всю гамму рисунка, держа его в рамках средненасыщенных цветов, и выделить какие-то особо интересные элементы ярким насыщенным цветом. Такой тип контраста особо хорош для выделения определённых точек интереса.
Как можно приглушить цвета? В традиционной живописи сделать это можно путём добавления чёрного, белого, серого и дополнительного цвета в основную смесь. В цифровой живописи (в частности, в Photoshop) есть много других полезный инструментов — Vibrance, Photo filter, Hue/saturation, Exposure и тому подобное.
Но спрашивается, зачем вообще приглушать цвета? Дело в том, что когда на картинке всё равнонасыщенно, бывает сложно увидеть иерархию объектов на картинке, и глаз зрителя разбегается. Взгляните на картинку нижу. На данном очень сдержанном в плане цвета скетче персонажа мы видим, как на фоне ненасыщенной в свете бороды выделяется цветная насыщенная тень этой же бороды. Или как на фоне средненасыщенной тени глаз выделяются желтоватые более насыщенные зрачки. Более насыщенный шрам на лице так же выделяется на фоне средненасыщенной кожи. Всё это помогает правильно расставить акценты на картинке и донести важные для описания персонажа детали.
Контраст по площади цветовых пятен. Из книги Иттена: «Контраст по площади цветовых пятен характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность — противопоставление между ‘много’ и ‘мало’, ‘большой’ и ‘маленький’».
Иттен так же говорит, что у каждого цвета есть свой «вес», и если измерять цвета по шкале от 1 (самый тёмный) до 10 (самый светлый), то мы получим вот такую таблицу: желтый — 9, оранжевый — 8, красный — 6, фиолетовый — 3, синий — 4, зеленый — 6. Чтобы правильно выстроить взаимоотношения цветов на картине, нужно грамотно распределять эти массы. Если мы берём фиолетовый и жёлтый, то видим, что фиолетовый — 3, а жёлтый — 9. Чтобы массы смотрелись гармонично и не перевешивали друг друга, нужно привести их к правильному соотношению — из 3/9 мы получим 1/3, а это значит, что на одну часть фиолетового должно приходиться три части жёлтого.
Сгармонизованные в своих размерах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст по площади цветовых пятен в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.
Если же нужно нарушить гармонию и создать резкий контраст, придётся использовать другие соотношения. Главное чтобы выбор соответствовал настроению и характеру картины.
Представленная система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых пятен. Оба фактора — и насыщенность, и размер цветового пятна — самым тесным образом связаны между собой.
Главное, о чём ни в коем случае нельзя забывать — это важность понимания того, что знание о цвете нужно подкреплять и анализом чужих работ, и чтением теории, и практикой. Без этого очень сложно понять суть явления цвета и начать грамотно его использовать.