Что такое яндекс коллекторы
Никаких больше звонков с банковской рекламой, от мошенников и коллекторов: Яндекс позволит бесплатно избавиться от телефонных спамеров
Можно заблокировать 70% ненужных звонков
Команда Яндекса объявила о запуске новой полезной функции в одноимённом мобильном приложении. В приложении «Яндекс» с автоматическим определителем номера (АОН) появилась блокировка ненужных звонков с незнакомых номеров.
Как обещают разработчики, теперь миллионы пользователей приложения могут защитить себя от вызовов, которые им только мешают. Новая возможность доступна в приложении «Яндекс» для iOS и Android.
АОН в Яндексе умеет блокировать два типа звонков — с рекламой финансовых услуг и нежелательные, предположительно от злоумышленников, коллекторов и так далее. По расчётам разработчиков, заблокировав оба типа, можно избавиться от 70% ненужных звонков. Владельцы устройств на Аndroid могут также перевести их в беззвучный режим и посмотреть список пропущенных вызовов.
Блокировку звонков можно бесплатно включить в настройках АОН или с помощью голосового помощника «Алисы» командой: «Алиса, включи блокировку звонков». «Алиса» найдёт соответствующий раздел в настройках, и пользователю останется выбрать, какие звонки заблокировать.
Для определения нежелательных звонков Яндекс использует собственную базу номеров, пополняемую, в том числе, с помощью отзывов пользователей, которые сообщают, кто и зачем звонил. Окончательное решение о цели звонка выносит алгоритм на основе машинного обучения. Помимо отзывов, он учитывает частоту и длительность звонков с номера и множество других факторов.
Кто такие коллекторы
И почему с ними так сложно
Возможно, нас уволят.
Все банки пользуются услугами коллекторов, но не любят об этом говорить. Писать статью о коллекторах в журнале банка — всё равно что в первую брачную ночь обсуждать условия развода.
Банки делают вид, что коллекторы — это не про них. Любой юрист, пиарщик или маркетолог посоветует не трогать эту тему вовсе. Но мы рискнем.
Сегодня Тинькофф-журнал начнет разговор о коллекторах. Наши юристы, пиарщики и маркетологи против. Возможно, после этой статьи нас уволят, но мы расскажем о коллекторах всё как есть. Спасибо, что вы с нами.
Всё не так плохо
Вы удивитесь, но общаться с коллектором полезно. Раньше к должникам приходили, по сути, бандиты и это было страшно. Теперь должникам звонит коллектор и это безопасно. Коллектор не представляет угрозы, это закреплено в законе. Все проблемы с коллекторами — из-за паники и незнания своих прав.
Более того: коллектор может помочь с выплатой долга. Как этого добиться — в сегодняшней статье, но сначала — матчасть.
Почему коллектор так навязчив
Коллекторы как бойцовские псы: если вцепятся — не отпустят. Предположим, вы должны банку 1500 рублей за обслуживание кредитки — вроде небольшие деньги. Вы отложили оплату раз, другой, третий, на пятый вам начинают звонить. Сумма небольшая, но коллектор всё равно будет вас пилить. Кажется, что это нелогично, но у такой навязчивости есть причина.
Некоторые должники ведут себя как дети. Они говорят: «Я заплачу завтра» — но у них нет денег заплатить ни завтра, ни через месяц. Они попали в кредитную яму и не знают, как выбраться. Но вместо того чтобы составить финансовый план, они повторяют мантру «я заплачу завтра». Чтобы обсудить с таким должником настоящие проблемы, коллектору нужно выдавить из него признание. На сотый звонок должник не выдержит и проговорится: «Меня уволили с работы, и я не знаю, как вам платить». Тогда-то и начнется настоящий полезный взрослый разговор.
Когда вам звонит коллектор, он не знает, что вы не такой. Он предполагает худшее и пытается выдавить из вас признание. Чтобы коллектор не обращался с вами как с ребенком, сразу опишите ему свою ситуацию и назовите реалистичный срок: «Я уехал на дачу, здесь нет банкоматов и терминалов. Вернусь в город в пятницу, в субботу заплачу». До субботы он вас не побеспокоит. Но если вы пообещали заплатить и не заплатили, коллектор больше вам не поверит.
Почему коллекторы беспокоятся о небольших суммах
Допустим, вы задержали платеж на небольшую сумму — 1500 рублей. Кажется, от такого долга банк не обеднеет. Но коллекторы вас преследуют, как за преступление: звонят, давят, угрожают судом. На это тоже есть причина.
20% | 6% | 10% |
---|---|---|
кредитов в России просрочены | кредитов выдается для погашения другого долга | кредитов — безнадежные |
1500 рублей — небольшая сумма. Но 70—80% всех долгов — это суммы до 3000 рублей, вместе они составляют для банка многомиллионные убытки. Один безнадежный ипотечный долг для банка не так страшен, как тысячи небольших просрочек. Поэтому банк решает требовать с должников любую сумму одинаково строго. Такую установку он передает коллекторам, а коллекторы с такой установкой звонят вам. Для них ваша мелкая просрочка ничем не лучше, чем долг в сотни тысяч рублей.
Чтобы понять масштаб проблемы, представьте: сейчас в России около 40 миллионов человек расплачиваются по кредитам. Это половина экономически активного населения страны. Из них более 5 миллионов задерживают платежи. Общая сумма просрочек — 10,6 трлн рублей.
Если для вас 1500 рублей — небольшая сумма, тогда нетрудно будет ее заплатить. Спросите у коллектора, где ближайшее отделение банка или терминал, заплатите, и больше вас не побеспокоят.
Для коллектора не бывает маленьких просрочек.
Если вы не виноваты
Вы можете попасть в список должников по ошибке. Например, вы уже выплатили кредит, но из-за сбоя в системе коллекторы продолжают звонить. Или вам на домашний телефон звонят, потому что прежний владелец квартиры оставил банку этот номер. Увы, коллектор не войдет в ваше положение, потому что действует строго по инструкции. У него написано на экране, что вы должник. Пока это написано на экране, он не отстанет.
То, что вас беспокоят без причины, несправедливо, но обсуждать это с коллектором бесполезно. Коллектор работает по скрипту — инструкции, которая регламентирует любые ситуации. Скрипт придуман, чтобы коллектор всегда оставался беспристрастным и не выходил за рамки закона. Если должник говорит, что ничего не должен, коллектор не должен верить. Это его работа.
Если коллекторы беспокоят вас зря, свяжитесь с банком. Расскажите о ситуации, попросите убрать вас из коллекторских списков. Работники банка, в отличие от внешних коллекторов, уполномочены решать такие проблемы. Возможно, вас попросят подтвердить сказанное документами — например, предъявить свидетельство о покупке квартиры.
Не спорьте с коллектором, спорьте с банком.
Какие бывают долги
Коллекторы делят долги на два типа: случайные просрочки и кредитные пирамиды.
Случайные просрочки появляются, если заемщик чуть-чуть не вписался в бюджет — например, потратил слишком много на отпуск. Такие должники задерживают не больше 3000 рублей на несколько дней. В такой ситуации коллектор работает живым напоминанием: не забудь, не забудь, не забудь.
Кредитные пирамиды — тяжелая ситуация. Она возникает, если человек взял кредитов больше, чем может оплатить. Чтобы покрыть платежи по старым кредитам, он берет новые. Общая база кредита растет, ставка на каждый новый кредит всё выше. Любая непредвиденная трата — и пирамида рассыпается. Таким должникам нужна реструктуризация, здесь коллектор работает как финансовый консультант.
Отговорки кредитных должников
Есть и третий тип — те, кто с полной ответственностью отказываются выплачивать долг. Должник заявляет, что платить по кредиту не будет, потому что банками управляют жулики, рептилоиды или масоны. Тут коллектор бессилен, дело передадут в суд.
Бандиты
В 90-х финансовые институты в стране работали плохо: банки только учились давать кредиты, государство не умело взыскивать долги. Поэтому эти функции люди выполняли самостоятельно. Взысканием долгов занимались бандиты. У них не было никаких полномочий, поэтому для убеждения они использовали подручные средства и бытовые приборы.
Сейчас такие методы используют только полулегальные организации — мы называем их черными кредиторами, но они называют себя как угодно, хоть «Супердоверие-уайт-честный-инвестбанк». Черные кредиторы дают деньги без документов, поручителей и лишних вопросов. К ним обращаются финансово безграмотные люди или те, кому отказали банки. А через несколько месяцев клиент такой организации может увидеть у себя на пороге «бригаду из девяностых».
Если вам угрожают расправой, то вы имеете дело с бандитом. Не пускайте его в дом, не подписывайте никаких бумаг. Обращайтесь в полицию, закон на вашей стороне.
Коллектор не может просто зайти в ваш дом и вынести из него ценные вещи — это грабеж. Коллектор не может угрожать вам и вашим близким. Но тут есть нюанс: важно различать угрозу и предупреждение.
Как узнать кто вам звонил, мошенники или кто-то по делу — полезный плагин Яндекса
Не всем пользователям понятно назначение программы Яндекс, которую можно скачать в магазине приложений Google. Она напоминает одноименный браузер, но умеет делать несколько полезных вещей, недоступных ему. Например, утилита способна вычислить звонки мошенников и коллекторов, предупредить владельца телефона о нежелательном вызове.
Умный определитель номера
Чтобы активировать функцию определения номера по базе организаций Yandex, зайдите в настройки и выберите пункт Определить номера.
Здесь следует включить опцию Определять кто звонил.
После этого приложение будет работать в фоне и активироваться при входящем звонке. После определения номера стандартными средствами, Яндекс проверяет его по своей базе и дает заключение.
В данном конкретном случае ничего опасного, мне звонил представитель автосалона. Несмотря на то, что номера нет в моих контактах, Яндекс точно определил его хозяина. Если звонят коллекторы и мошенники, приложение предупредит об этом крупными красными буквами.
База сервиса насчитывает более 5 миллионов телефонов. Работает функция определителя на всех версиях системы Android 6.0 и выше.
По окончании разговора, если телефон не знаком Яндексу, вам предложат выразить мнение: пытались вам что-то продать или нет. Эта информация будет использована, чтобы помочь остальным пользователям в будущем.
Сканер QR-кода
Еще одна полезная функция приложения — сканер QR-кода. По каким-то причинам не во всех браузерах пока есть возможность прочитать этот штрих-код. Выберите опцию Сканер QR-кода в программе, чтобы активировать камеру и перейти по зашифрованной ссылке.
Еще здесь есть новости, прогноз погоды, информация об общественном транспорте и Алиса — голосовой помощник, набирающий популярность и демонстрирующий высокий уровень игры в города.
Приложение Яндекс предупредит вас о звонках мошенников, поможет понять, важен ли пропущенный звонок. Здесь есть журнал вызовов с указаниям абонентов из вашей картотеки плюс базы данных Yandex.
Мягкая сила Как на самом деле работают российские коллекторы
Слово «коллектор» наводит дрожь на граждан: деятельность профессиональных взыскателей долгов обросла множеством слухов и мифов. Генеральный директор коллекторского агентства «ЭОС» Антон Дмитраков развенчивает мифы об индустрии и рассказывает, что делать должнику и как ему погасить долг.
О долгах и их видах
По данным Банка России, около 40 миллионов человек в нашей стране имеют кредит. На начало ноября 2020 года сумма всех кредитов составила 19,7 триллиона рублей — безусловно, впечатляющая цифра. Около семи миллионов граждан (население целого мегаполиса!) имеют просроченные кредиты, то есть такие, по которым выплаты банкам не производились больше трех месяцев. Один человек может взять несколько кредитов, поэтому количество просроченных кредитов превышает число должников — их около 12 миллионов. С начала года сумма просроченных кредитов выросла на 25 процентов и продолжает расти высокими темпами, к 1 ноября суммарно составив 1,9 триллиона рублей. Именно просроченные долги являются долгами в прямом смысле этого слова: из-за них обращаются в суд, а также либо прибегают к помощи коллекторских агентств, либо продают этим агентствам долги заемщиков.
Изображение: данные ЦБ РФ, оценка ООО «ЭОС»
О коллекторских агентствах
Первый и самый распространенный миф: коллекторы — это те, кто занимается взысканием долгов. В большинстве случаев это не так. Помимо коллекторов долги имеют право взыскивать и первичные кредиторы — банки и микрофинансовые организации (МФО), — то есть непосредственно те, кто выдает кредиты и займы. Деятельность этих организаций, в отличие от работы профессиональных коллекторов, регулируется не так строго. Часто в рассказах о столкновении с неприемлемыми методами взыскания упоминаются «проделки коллекторов», которые к подобным инцидентам не имеют никакого отношения, так как в реальности нарушения допускали банки и МФО. Отдельно стоит упомянуть ЖКХ: долги в этой сфере, как правило, взыскивают поставщики ресурсов или управляющие компании ЖКХ, однако их тоже часто называют коллекторами, хотя работа профессиональных коллекторов в сфере ЖКХ серьезно ограничена законом.
Деятельность коллекторских агентств абсолютно законна. Профессиональное взыскание регулируется Федеральным законом №230 (№230-ФЗ) «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»». Коллекторские агентства должны числиться в государственном реестре Федеральной службы судебных приставов (ФССП). ФССП России регулирует деятельность коллекторов, принимает жалобы граждан на агентства, проводит проверки и составляет протоколы об административных правонарушениях.
Требования к работникам коллекторских агентств, установленные государством, зачастую выше, чем к отдельным категориям государственных служащих. Работник коллекторского агентства не только не может иметь судимостей в прошлом — даже вовремя неоплаченный штраф ГИБДД, попавший к судебным приставам, будет поводом для его увольнения.
Что делать, если ваш долг приобрели коллекторы
Банк уступил долг коллекторам? Главное — не паникуйте. Помните, что из этой ситуации находят выход миллионы людей и в России, и во всем мире — и находят успешно! Это рядовая проблема, и ее можно решить.
Найдите полную информацию о коллекторском агентстве, которому банк продал задолженность, и проверьте, состоит ли оно в государственном реестре. Для этого нужно зайти на сайт ФССП России, где реестр выложен в свободном доступе. Найти агентство по названию или по ИНН не составит труда.
Не стоит использовать в качестве источника об искомом коллекторском агентстве многочисленные форумы, где о коллекторах распространяются яркие эмоциональные байки. Зачастую такие форумы — это скрытые, а то и явные площадки по продвижению так называемых антиколлекторов (организаций, обещающих гражданам уладить проблемы с долгами). Поддавшись на «сказочные» предложения антиколлекторов о списании всех долгов, неопытный должник может потерять существенную сумму денег, но так и не решить своей проблемы.
Найдите сайт коллекторского агентства. Наличие у компании работающего сайта с указанием всей информации и контактных данных — один из главных признаков законопослушного агентства. Для примера, вот так выглядит сайт агентства «ЭОС». Другой важный признак — членство компании в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Это единственная саморегулируемая организация на рынке, которая объединяет профессиональных коллекторов, формирует и контролирует строгие стандарты их работы.
Помните: деятельность профессиональных коллекторских агентств регулируется положениями специального федерального закона №230 (№230-ФЗ), в котором определены права и обязанности должников и взыскателей, а также частота и порядок их взаимодействия. То есть буквально: сколько раз в день, неделю, месяц и по каким дням (выходные, праздники, будни) должнику могут звонить и наносить визиты. Внимательно прочитайте текст №230-ФЗ — он доступен в интернете.
Позвоните в коллекторское агентство (телефонный номер — 8 800 533 78 15). Будьте максимально откровенны, не бойтесь и не стыдитесь рассказать о своих финансовых возможностях, даже если они близки к нулю. Вас выслушают, поймут и учтут все обстоятельства. Если звонить и разговаривать неудобно, напишите электронное письмо, пообщайтесь в чат-боте, используйте мессенджер (Vider, Telegram, WhatsАpp).
Спросите представителей коллекторского агентства, каким образом и на каких условиях оно может пойти вам навстречу: реструктурировать долг во времени, снизить сумму платежа и, возможно, списать часть долга. Выясните, на какие скидки (дисконты) можно рассчитывать, следите за программами коллекторского агентства по прощению долга. Если избегать контакта с коллекторами и не вести с ними диалог, об этих программах можно и не узнать. Банки такие программы предоставлять не могут из-за учетной политики ЦБ РФ.
Определяясь с суммой ежемесячного платежа, будьте максимально честны и не переоценивайте свои возможности — сумма должна быть посильной. После ее уплаты обязательно должно хватать денег на повседневные расходы, нужды детей, необходимые покупки и даже подарки. Если у вас есть достаточно крупная сумма (от 50 процентов долга и выше), то агентство в ряде случаев может принять ее в уплату, а оставшуюся часть простить, оформив соответствующую справку и проинформировав Бюро кредитных историй.
Откровения бывшего коллектора
Свою репутацию коллекторы берегут и, если рассказывают о деталях работы, то только в красочных тонах. А вот бывшие коллекторы не так стеснительны. Мы поговорили с одним из них и узнали много интересного о методах работы с должниками.
Рабочий день Михаила начинался с просмотра таблицы должников. Должников коллекторы зачастую подразделяют на легких (идут на контакт), средних (скандалят, отпираются, но все-таки соглашаются платить), тяжелых (скрываются, либо не идут на контакт), крайне тяжелых (безнадежные должники).
Первый звонок должнику осуществляет сам коллектор. Если человек на контакт не идет, то начинается атака – звонки «робота» с сообщениями о сумме долга, смс-сообщения. «Робот» может звонить раз 20-30 в день. Контора, в которой работал Михаил, серьезная, поэтому звонки осуществлялись строго с 7 утра до 23 вечера.
После 3-х дневной атаки робота, коллектор снова самолично звонит должнику. Диалог при этом может строиться примерно в таком русле:
Коллектор: Добрый день! Это Михаил, коллекторское агентство Х. Вы должны 387 тыс. руб., когда вы сможете выплатить долг?
Должник: Надоели мне ваши звонки, ну нет у меня денег. Где я их возьму?
Коллектор: Когда вы брали кредит, вы же на что-то рассчитывали?
Должник: Я на эти деньги купила машину, а ее разбили. Ни машины, ни денег, где мне их взять? Мне машину ремонтировать надо.
Коллектор: Я все понимаю. Мы можем разработать график погашения вашего долга. В противном случае, мы будем вынуждены подать в суд.
Должник: Да что вы пугаете меня своим судом?! Что мне делать, ни машины, ни денег? А машина не застрахована. А что за график?
Коллектор: Я могу подъехать и обговорить все условия
Подобные должники являются легкими. По словам Михаила, необходимо их только выслушать, пожалеть и внушить им, что коллектор поможет решить проблему.
Других должников можно только запугать приставами и передачей дела в суд. Иногда коллекторы пугают тем, что сейчас подъедут описывать имущество. Но это незаконно, и никаких полномочий на такие действия у коллекторов нет.
Чтобы смутить должника, некоторые коллекторы приезжают к ним домой, встречают около работы и при коллегах начинают говорить о долгах и т.д. В агентстве, в котором работал Михаил, таких методов работы не придерживались.
Рассказал бывший коллектор и о способах поиска информации по должникам. По его словам, через телефон, который указан в банковском договоре, посредством оператора выясняется адрес прописки клиента. Если есть адрес прописки, то через соседей можно узнать и фактический адрес проживания должника.
Вообще, как признается бывший коллектор, с каждым годом работать с должниками становится все сложнее. Теперь практически все знают о том, что банк не вправе продавать долги коллекторам, не уведомив об этом должника. В СМИ масса материалов, как отвечать коллекторам и в каких случаях можно на них подать в суд. Должники часто записывают разговоры с коллекторами на диктофон и на все претензии отвечают выдержками из законов.