Что такое язвительность в общении

Как общаться с язвительными людьми: 6 полезных стратегий

Что такое язвительность в общении. Смотреть фото Что такое язвительность в общении. Смотреть картинку Что такое язвительность в общении. Картинка про Что такое язвительность в общении. Фото Что такое язвительность в общении

Оцените ситуацию

Прежде всего, оцените ситуацию. Действительно ли вас пытаются оскорбить?

К примеру, вы только что опоздали на свой рейс. «Что же теперь делать?» – упавшим голосом говорите вы. «Ну, наш отпуск уже начался, – отвечает ваш спутник. – Можем надеть шлепанцы и начать отдыхать прямо тут». В его реплике нет выпада в вашу сторону. Скорее всего, он просто пытается отогнать досаду. Подумайте, что было бы, если бы он стал жаловаться и обвинять вас.

Ваш спутник мог бы отреагировать и по-другому. Например: «Мы опоздали? Странно, ведь ты потратила всего полтора часа на то, чтобы собрать косметичку». Вот это уже выпад. Но и здесь вам следует задуматься: может быть, он прав?

Бывает и так, что в нашем окружении есть человек, который язвит постоянно и по любому поводу. Вот несколько способов нейтрализовать его.

Игнорируйте замечание

Самый простой выход. Если намерение говорящего было в том, чтобы задеть вас, вы лишите его этого удовольствия. Можете сменить тему или обратиться к другому человеку. Это будет сигналом того, что вы не желаете вовлекаться в его игру. В общем, «не кормите тролля».

Призывайте к конструктивности

Почему сарказм так сложно распознать? Часто собеседник преподносит оскорбительное послание в форме совета или дружеского участия. Согласно транзактному анализу Эрика Берна, такое сообщение действует на двух уровнях – явном и скрытом. Явно разговор может идти между двумя внутренними Взрослыми. Но скрытно внутренний Родитель вашего собеседника обращается к вашему Ребенку, отчитывая его. Ваша задача – вернуть ситуацию на уровень Взрослых.

Пример:

– Может, вам стоит возглавить компанию вместо меня? Если вам кажется, что вы разбираетесь в деле лучше.

– Минуточку. Я не говорил, что разбираюсь в чем-то лучше вас. Я лишь предлагаю посмотреть на ситуацию объективно. Если мой план окажется удачным, он принесет пользу всем. Именно этого я и хочу.

Не поддавайтесь на скрытую издевку

Есть другой путь (если вы точно знаете, что собеседник издевается): демонстративно игнорировать скрытую посылку. Язвительное замечание всегда содержит в себе два уровня смысла: буквальный и скрытый. Доведите буквальный смысл его слов до абсурда. Но так стоит реагировать лишь в том случае, если издевка не требует явного ответа.

Пример:

– Чтобы найти нужные бумаги на вашем столе, пришлось бы нанять целый штат археологов!

– К сожалению, сейчас кризис, и мы не можем себе этого позволить. Но я с радостью возьму на себя их работу – совершенно бесплатно!

Парируйте атаку

Пример:

– Вы сделали презентацию в PowerPoint? Как мило! Могли бы еще от руки нарисовать.

– Боюсь, мне пришлось бы обратиться к вам. Ведь у вас талант! Судя по тем чудесным рисункам, которые вы так старательно выводите в блокноте во время совещаний.

Дайте собеседнику понять, что его поведение неприемлемо

Еще один простой способ: прямо указать собеседнику, что он ведет себя неподобающим образом. Если вы начинаете оправдываться, вы допускаете, что в вашем поведении действительно может быть нечто смехотворное. Когда вы ставите под сомнение слова собеседника, вы лишаете их силы.

Пример:

– Отличный у вас план! Может, просто взять все деньги и раздать нищим?

– Я вижу, вы устали. Давайте сделаем перерыв и вернемся к разговору, когда вы будете готовы меня выслушать.

Найдите его мотив

Есть люди, которые язвят всегда – по привычке. Для других сарказм – это способ манипуляции. Подумайте, какой может быть мотив у вашего собеседника? Может быть, он пытается привлечь к себе внимание. Или, наоборот, с помощью колких замечаний уйти от обсуждения некомфортной для него темы. Возможно, он провоцирует вас, чтобы вы вышли из себя и потеряли лицо. Вычислив мотив, вы сможете подобрать правильную стратегию поведения.

И главное: ведите себя уверенно. «Тролли» чувствуют сомнения и играют на них. Ваша невозмутимость сама по себе будет хорошей защитой от провокаций.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Язвительность Язвительный

Язвительность — это ирония злого ума.

Злые люди походят на мух, которые ползают по человеческому телу и останавливаются только на его язвах.

Язвительность как качество личности – склонность досадить, уколоть словами, неприятно задеть кого-нибудь злобной ядовитой насмешливостью.

Мастером остроумия и, в тоже время, язвительности была замечательная актриса Фаина Раневская. Её словечки, язвительные замечания и реплики еще при жизни расходились, как горячие пирожки. «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны». «На голодный желудок русский человек ничего делать не хочет, а на сытый — не может». «Если у вас бессонница, считайте до трех. — А если не поможет? — До полчетвертого». Ее любимыми словами были «жопа» и «говно». «Я не пью, больше не курю и никогда не изменяла мужу — потому что у меня его никогда не было», — сказала она одному журналисту. «Так что ж, значит, у вас совсем нет недостатков?» — «В общем, нет. Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю». Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. — Поднимите меня! — попросила Раневская. — Народные артистки на дороге не валяются…»

Язвительность — это колючие насмешки на грани сарказма, посредством которых как бы случайно, неумышленно задевается своё или чье-то «больное место», человек, осмеянный окружающими, ставится в неловкое положение. «Друзей, врагов, да вообще всех подряд, поносит язвительный и завистливый человек», — писал Пьер Буаст. У язвительности отсутствуют тормоза, какие-то нравственные границы. Весь её разрушительный потенциал целенаправленно ищет «ахиллесову пяту» жертвы, чтобы затем безжалостно поразить болевую точку человека.

Язвительность не дружит с логикой, она ей не нужна. Когда ей пытаются спокойно объяснить свою точку зрения, она, дождавшись паузы, неожиданно произносит: «Вся ваша семейка – придурки. И мамаша твоя – ведьма, и сам ты – еврей». Веками женщины держали свой норов в узде, не имея возможности испортить воздух вонючими язвительными словами. Но нет ничего хуже подавленных, загнанных в подсознание эмоций. Они причиняют массу беспокойств, постепенно разъедая человека изнутри. Но, наконец, настал тот час, когда в золотой век невежественной эмансипации можно когда и где угодно вставить свои «пять копеек». Французский философ Пьер Буаст настаивал: «Язвительность в женщине так же противна, как уксус в молоке». Но не язвить – себе вредить. Снежный ком язвительности катится по планете, набирая инерцию и массу. Теперь это уже и не язвительность, а «проявление характера». Маргарет Тэтчер как-то сказала: «Когда характер проявляет женщина, про нее говорят «сука». Когда характер проявляет мужчина, про него говорят «отличный парень».

Когда разумный, зрелый человек сталкивается с хамством, обвинениями, эмоциональными выходками, язвительностью, он понимает и осознаёт, что это не его проблемы. Язвительность – верный признак невежества. Как можно жить с алкоголиком, наркоманом, деградирующим скандалистом, если нет возможности расстаться? На расстоянии, не сближаясь. Самому светиться, как лампочка, благостью, проявлять терпимость, сознавать и принимать этот жизненный факт, как урок, который нужно выучить и сдать по нему экзамен. Самое худшее, что можно предпринять — начать бороться с язвительностью её же методами, а самая разумная линия поведения – игнорирование. Язвительность не терпит, когда на неё смотрят, как на пустое место, хотя это правда, она и есть пустое место. Какую цель преследует язвительность? Задеть за живое, посыпать соль на рану, растревожить старые раны, зацепить, оскорбить, и всё это делается для расширения сферы и силы своего влияния. Если кто-то эмоционально реагирует на раздражитель в форме язвительности – цель достигнута, как говорят штангисты: «Вес взят». Человек, в ответ на язвительность, фонтанирует негативными эмоциями обиды, раздражения, возмущения, гнева. Это аплодисменты для язвительности, она ликует. Просто замечательно. У язвительности улучшается настроение. Ну, а если человек дошел от язвительных фраз до «белого каления», впал в бешенство и ярость – это уже счастье. У каждого свой вкус счастья, у язвительности он таков.

Фавориты язвительности обычно умны и эрудированны. Их бы ум, да на добрые дела! Но они недоброжелательны и не добросердечны, букет их проявленных качеств личности состоит из зависти, вредности, коварства, вероломства, лицемерия, жестокости и непримиримости. Причину своего дурного настроения они всегда ищут не внутри, а снаружи – в других людях. Конкуренты могут заслать «ходячую язву» в коллектив соперников, и она живо рассорит, дружных до сей поры людей.

Зачастую язвительность используется как средство самозащиты или скрытой атаки. Язвительный человек обделён вниманием, с ним не желают общаться, но потребность в роскоши человеческого общения никуда не пропадает. Однако обнажить свою потребность не позволяет гордыня, поэтому он не может пройти мимо, чтобы не зацепить кого-нибудь язвительным словом. При этом подсознательно ожидает беседы в позитивном духе. Начни одобрительно с ним разговаривать, не обращая внимания на первоначальную колкость, и, вполне вероятно, «язва» зарубцуется.

Язвительность – не безопасное качество личности. Доброжелательность способствует нормализации обменных процессов в печени, язвительность вызывает воспалительный процесс в желчевыводящих путях. Если человек увлекается язвительностью, у него может резко развиться язва желудка.

На поле язвительности, зачастую, происходили сражения гениев. Джордж Гордон Байрон славился не только неземной красотой и поэтическим даром, но и язвительными высказываниями о современниках. Однажды он написал издателю стихотворца Джона Китса: «Более ничего о Китсе: я умоляю вас, похороните его заживо, если же вы не сделаете этого, я обязан буду лично содрать с него кожу». Вирджиния Вульф в одной из бесед заметила, что «в английском языке миллион слов» и только ее современник Д. Х. Лоуренс «ограничивает себя шестью».

Будучи достаточно язвительным, Брамс никогда не упускал случая отпустить острое словцо. Друзья знали об этом свойстве композитора и относились к его злословию, как к должному. Однажды, попрощавшись с друзьями, Брамс пошел домой. Вскоре он возвратился со словами: — Простите меня. — Но за что, ты как будто сегодня никого не обидел! — За это и прошу прощения. Я никого из вас не обидел, а это на меня совсем не похоже.

Владимир Маяковский, обращаясь к А. С. Пушкину, произносит: «Мне при жизни с вами сговориться б надо. Скоро вот и я умру и буду нем. После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ. Кто меж нами?» На этот вопрос мигом ответил Сергей Есенин. Между вами огромное НО. По алфавиту между буквами «М» и «П» стоят ещё буквы «Н» и «О». Соединив их, поэт получил повод для отличного язвительного замечания.

Источник

Как общаться с язвительными людьми: 6 полезных стратегий

Разговор с таким человеком отнимает силы и оставляет неприятный осадок в душе. Как грамотно реагировать на попытки поддеть вас? Несколько проверенных способов с примерами предлагает психолог Эллен Хендриксен.

Оцените ситуацию

Прежде всего, постарайтесь понять, что происходит. Действительно ли вас пытаются оскорбить?

К примеру, вы только что опоздали на свой рейс. «Что же теперь делать?» — упавшим голосом говорите вы. «Ну, наш отпуск уже начался, — отвечает ваш спутник. — Можем надеть шлепанцы и начать отдыхать прямо тут». В его реплике нет выпада в вашу сторону. Скорее всего, он просто пытается отогнать досаду. Подумайте, что было бы, если бы он стал жаловаться и обвинять вас.

Ваш спутник мог бы отреагировать и по-другому. Например: «Мы опоздали? Странно, ведь ты потратила всего полтора часа на то, чтобы собрать косметичку». Вот это уже выпад. Но и здесь вам следует задуматься: может быть, он прав? Вы действительно слишком долго собирались? В таком случае стоит попросить партнера пояснить, чем конкретно он недоволен. Дайте понять, что вы признаете справедливость критики, но вас задевает форма, в которой она высказана.

Бывает и так, что в нашем окружении есть человек, который язвит постоянно и по любому поводу. Вот несколько способов нейтрализовать его.

Игнорируйте замечание

Самый простой выход. Если намерение говорящего было в том, чтобы задеть вас, вы лишите его этого удовольствия. Можете сменить тему или обратиться к другому человеку. Это будет сигналом того, что вы не желаете вовлекаться в его игру. В общем, «не кормите тролля».

Призывайте к конструктивности

Почему сарказм так сложно распознать? Часто собеседник преподносит оскорбительное послание в форме совета или дружеского участия. Согласно транзактному анализу Эрика Берна, такое сообщение действует на двух уровнях — явном и скрытом. Явно разговор может идти между двумя внутренними Взрослыми. Но скрытно внутренний Родитель вашего собеседника обращается к вашему Ребенку, отчитывая его. Ваша задача — вернуть ситуацию на уровень Взрослых.

Пример:

— Может, вам стоит возглавить компанию вместо меня? Если вам кажется, что вы разбираетесь в деле лучше.

— Минуточку. Я не говорил, что разбираюсь в чем-то лучше вас. Я лишь предлагаю посмотреть на ситуацию объективно. Если мой план окажется удачным, он принесет пользу всем. Именно этого я и хочу.

Не поддавайтесь на скрытую издевку

Есть другой путь (если вы точно знаете, что собеседник издевается): демонстративно игнорировать скрытую посылку. Язвительное замечание всегда содержит в себе два уровня смысла: буквальный и скрытый. Доведите буквальный смысл его слов до абсурда. Но так стоит реагировать лишь в том случае, если издевка не требует явного ответа.

Пример:

— Чтобы найти нужные бумаги на вашем столе, пришлось бы нанять целый штат археологов!

— К сожалению, сейчас кризис, и мы не можем себе этого позволить. Но я с радостью возьму на себя их работу — совершенно бесплатно!

Парируйте атаку

Пример:

— Вы сделали презентацию в PowerPoint? Как мило! Могли бы еще от руки нарисовать.

— Боюсь, мне пришлось бы обратиться к вам. Ведь у вас талант! Судя по тем чудесным рисункам, которые вы так старательно выводите в блокноте во время совещаний.

Дайте собеседнику понять, что его поведение неприемлемо

Еще один простой способ: прямо указать собеседнику, что он ведет себя неподобающим образом. Начиная оправдываться, вы допускаете, что в вашем поведении действительно может быть нечто смехотворное. Когда вы ставите под сомнение слова собеседника, вы лишаете их силы.

Пример:

— Отличный у вас план! Может, просто взять все деньги и раздать нищим?

— Я вижу, вы устали. Давайте сделаем перерыв и вернемся к разговору, когда вы будете готовы меня выслушать.

Найдите его мотив

Есть люди, которые язвят всегда — по привычке. Для других сарказм — это способ манипуляции. Подумайте, какой может быть мотив у вашего собеседника. Может быть, он пытается привлечь к себе внимание? Или, наоборот, с помощью колких замечаний хочет уйти от обсуждения некомфортной для него темы. Возможно, он провоцирует вас, чтобы вы вышли из себя и потеряли лицо. Вычислив мотив, вы сможете подобрать правильную стратегию поведения.

И главное: ведите себя уверенно. «Тролли» чувствуют сомнения и играют на них. Ваша невозмутимость сама по себе будет хорошей защитой от провокаций.

Источник

Сарказм — что это такое и для чего люди его используют

Что такое язвительность в общении. Смотреть фото Что такое язвительность в общении. Смотреть картинку Что такое язвительность в общении. Картинка про Что такое язвительность в общении. Фото Что такое язвительность в общении

Сарказм: что это такое простыми словами

Сарказм — это, говоря простыми словами, скрытая колкость, «стеб», издевка. По форме саркастические выражения мало чем отличаются от искренних, но интонация подсказывает, что в них есть другой смысл. Люди используют их, когда хотят задеть, обидеть, оскорбить другого человека. Например: «Да ты что, правда? А я сам бы не догадался!» (читайте как «Мне не интересно твое мнение и твой совет мне ничем не помог»).

Разберем все подробнее: что такое сарказм, его понятие и определение термина. Узнаем, чем он отличается от иронии, и зачем люди прибегают к нему. А также проанализируем примеры из жизни.

Что такое сарказм — понятие и определение простыми словами

Согласно определению из толкового словаря филолога Д.Н. Ушакова, это язвительная насмешка, едкое замечание. В «Энциклопедическом словаре по психологии и педагогике» А.А. Вербицкого о нем пишут так: «ироническая, жестокая насмешка, построенная на усиленном контрасте выражаемого и подразумеваемого». То есть собеседник говорит одно, а его интонация и контекст ситуации указывают совсем на другое. Например: «Ты такой умный». Сама по себе фраза не воспринимается как юмор или оскорбление, но интонация говорящего подсказывает истинный смысл: он считает собеседника недалеким и глупым.

«Разрывающий плоть», «терзание» — дословное значение сарказма в переводе с греческого языка. И это очень точное объясняет суть понятия: тот, кто злобно шутит, отрывает кусочек души от другого.

Явные отличия сарказма от иронии

Сарказм — злая насмешка в ее высшей степени. Ирония — доброе подшучивание. Цель первого — обидеть, унизить другого, задеть за живое. Цель второй — в юмористичной форме указать на проблему, чтобы простимулировать человека к позитивным изменениям.

Исследователи Р. Филик, А. Цуркан, С. Ральф-Неарман и А. Питиот обозначили следующее отличие: ирония — фигура речи, которая передает противоположное сказанному, а сарказм — ее форма, направленная на человека с намерением критиковать. Ученые через ФМРТ следили за активностью мозга участников эксперимента в то время, когда они интерпретировал добрые и злые подколки. В обоих случаях в работу включались отделы мозга, отвечающие за оценку юмора, распознавание и устранение конфликтов. Ученые считают, что распознавание скрытого смысла требует более сложной нейронной работы.

Для чего люди используют сарказм

Что такое язвительность в общении. Смотреть фото Что такое язвительность в общении. Смотреть картинку Что такое язвительность в общении. Картинка про Что такое язвительность в общении. Фото Что такое язвительность в общении

Сарказм — вариант пассивной агрессии. Люди прибегают к ней, когда не могут прямо сказать о своих чувствах, потребностях, желаниях. Не могут или боятся попросить о чем-то, не готовы прямо идти на конфликт.

Люди используют сарказм, чтобы уколоть другого, но при этом остаться невиновными. Ведь всегда можно сказать: «Эй, ты чего, обиделся? Я же любя. Что ты, шуток не понимаешь?». Правда, есть люди, которые не ставят цели обидеть кого-то — просто они так общаются. Они привыкли язвить, высмеивать других, а некоторые и самих себя.

Привычка «подкалывать» — психологический механизм защиты. Вот что часто скрывается за сарказмом:

Многие люди периодически используют в своей речи сарказм. Если это происходит изредка, то не говорит о токсичности, заниженной самооценке или других проблемах.

Польза и вред сарказма

Что такое язвительность в общении. Смотреть фото Что такое язвительность в общении. Смотреть картинку Что такое язвительность в общении. Картинка про Что такое язвительность в общении. Фото Что такое язвительность в общении

По мнению исследователей из Гарвардского и Колумбийского университетов, сарказм развивает абстрактное мышление и креативность. Причем творческий интеллект развивается как у тех, кто использует сарказм, так и у тех, кто интерпретирует его. Правда, при этом сарказм становится почвой для конфликтов. Однако есть исключение: если насмехается близкий человек, то креативность развивается, а конфликты не возникают.

Еще одно интересное исследование провели ученые из Ноттингемского университета. Они выяснили, что критика, выраженная через сарказм, воспринимается менее негативно, чем прямая критика. Но комплименты, сказанные с сарказмом, воспринимаются хуже, чем прямые комплименты. Причем это отмечают как те, кто делал замечания и комплименты, так и те, кто их получал.

Сарказм имеет свои плюсы и минусы. Можно сказать, что в большом количестве, при частом и неуместном использовании от него больше вреда, чем пользы. Используйте его только в отношениях с теми людьми, с которыми вы хорошо знакомы, и кто спокойно воспринимает такой юмор. Важно уважать особенности, чувства, границы других людей.

Примеры сарказма из повседневной жизни

Неизвестно, в каком году люди придумали сарказм, но он точно уже существовал во время Античности. Например, известно, что его использовал Аристотель. Некто обратился к философу с длинным рассказом. Когда рассказчик закончил, то спросил Аристотеля: «Я тебя не утомил?». На что философ ответил: «Нет, я не слушал».

Сейчас сарказм встречается на каждом шагу как в литературе и искусстве, так и в быту. Разберем несколько ситуаций-примеров.

Насмешка над собой

Что такое язвительность в общении. Смотреть фото Что такое язвительность в общении. Смотреть картинку Что такое язвительность в общении. Картинка про Что такое язвительность в общении. Фото Что такое язвительность в общении

Сотрудник компании неудачно выступил с презентацией перед клиентами. Он говорит сам себе: «Молодец! Круто выступил. Сразу видно: не зря готовился 2 недели. И повышение недавно не просто так получил. Идеально справился. Лучше и быть не может». Так он вымещает злость на самого себя, пытается совладать со стрессом. Как отмечают исследователи клиники Майо, самоирония помогает справиться со стрессом, адаптироваться к ситуации. После высмеивания отношение к проблеме становится не таким серьезным. Уровень тревожности снижается — можно объективно подумать над решением ситуации.

Важно: самоирония не должна быть злой или обвиняющей. Ее задача — снизить уровень серьезности, а не высмеять самого себя.

Сарказм в близких отношениях

Мама говорит дочери: «Отличное платье, если ты хотела всем показать, что поправилась на 10 кг». Здесь в переносном смысле используется только первая часть — мама подразумевает, что платье подобрано плохо, подчеркивает лишние (с ее точки зрения) килограммы. Вторая часть похожа на безоценочную констатацию факта, но все-таки между строк читается упрек в лишнем весе.

Сарказм на работе

Один коллега просит другого: «Поменяйся со мной, пожалуйста, сменами. Я обещал сестре, что Новый год мы проведем вместе. Она приезжает из другого города, мы не виделись уже несколько лет. Я не ожидал, что меня поставят seработать». Коллега отвечает: «Ты не поверишь! Я как раз хотел попросить тебя о том же. Так хочу в Новый год работать. А то ж у меня своей семьи нет». Судя по всему, он не горит желанием меняться сменами, а между строк упрекает коллегу в эгоизме.

Случай в партнерских отношениях

Вместо того, чтобы прямо попросить партнера быть аккуратнее в быту и убирать за собой, жена иронизирует: «Что бы я без тебя делала! Ты заботишься обо мне, не даешь облениться. Прихожу с работы, а меня ждет немытая посуда, разбросанные вещи. Спасибо тебе!». Такое поведение не сделает партнера аккуратнее: скрытая агрессия все равно заставит его защищаться и отстаивать свое право на беспорядок. Более того, она ставит партнера в позицию ребенка, которого отчитывает родитель. В такой ситуации сложно договориться на равных.

Как научиться распознавать сарказм

Что такое язвительность в общении. Смотреть фото Что такое язвительность в общении. Смотреть картинку Что такое язвительность в общении. Картинка про Что такое язвительность в общении. Фото Что такое язвительность в общении

Наверняка, вы встречали людей, которые не могут отличить прямой смысл от переносного. А, может быть, сами не всегда понимаете, есть ли двойное дно в словах собеседника. По данным АПА, в распознавании сарказма участвуют те же отделы мозга, которые отвечают за эмпатию (правая лобная кора). Для эксперимента ученые отобрали 58 человек: 25 участников с поражениями в префронтальной коре, 16 — с поражениями в задней коре и 17 здоровых участников (они были контрольной группой). Исследователи зачитывали несколько историй с прямым и переносным смыслом, а потом задавали вопросы по содержанию. Каждый был направлен на то, чтобы проверить способность распознавать сарказм. Затем исследователи зачитывали несколько историй для проверки эмпатии участников.

В результате эксперимента исследователи выяснили, что участники с поражениями в зоне правой префронтальной коры в обоих случаях совершали больше ошибок, чем здоровые участники или те, у кого была поражена левая часть или обе.

Как же понять сарказм? «Чтобы обнаружить его и лучше понимать, что люди имеют в виду, нужно развивать эмпатию», — говорит Шамай-Цури, один из авторов исследования.

Мы распознаем истинный смысл через невербальные признаки, например, ухмылку, карикатурно округленные глаза, частое моргание и через анализ контекста ситуации. Например:

Как отмечают исследователи, способность распознавать истинный смысл по невербальным признакам развивается в 5 лет, а по контексту и словам — в 7 лет. Но для этого нужно активно взаимодействовать с обществом. Так что, если вы хотите научиться видеть истинный смысл, то нужно больше общаться с разными людьми, наблюдать за ними. В скором времени вы начнете замечать противоречия, характерные для сарказма: между мимикой и словами, словами и тоном голоса, жестами и словами и т.д.

При некоторых патологиях, например, шизофрении, аутизме, деменции человек не может распознать сарказм.

Сложнее распознать сарказм в переписке. Хорошо, если встречаются эмоджи, картинки, капс — все, что поможет увидеть противоречие, замаскированный смысл. Если же ничего подобного нет, то приходится изучать контекст переписки и опираться на то, что вы знаете о собеседнике. А лучше всего спросить напрямую. Это самый действенный способ, так как именно этого боится пассивно-агрессивный собеседник — открытой конфронтации.

Как отвечать на сарказм, что сказать в ответ на колкость

Что такое язвительность в общении. Смотреть фото Что такое язвительность в общении. Смотреть картинку Что такое язвительность в общении. Картинка про Что такое язвительность в общении. Фото Что такое язвительность в общении

Нельзя составить универсальный список ответов. Действуйте по ситуации. Вообще, необязательно что-то отвечать, особенно если вы понимаете, что оппонент хочет вывести вас на эмоции. Но и нельзя терпеть издевки, если они становятся систематическими, — нужно обозначить границы («Мне не нравится такой стиль общения / Я не потерплю такого обращения, пожалуйста, говори прямо, без колкостей»).

Важно помнить, что означает сарказм, что это такое на самом деле и не подыгрывать пассивному агрессору ответными колкостями. Отвечайте с позиции «взрослого». Открыто спросите, чего добивается собеседник. Переформулируйте его слова, выделите истинный смысл, уточните: «Ты это имеешь в виду? Давай обсудим, что тебя не устраивает».

Тот, кто говорит только через сарказм, на психологическом уровне ребенок. Он не может прямо сказать о том, что его беспокоит, боится реакции других людей. Если и вы займете позицию ребенка (будете отвечать колкостями), то это не приведет ни к чему хорошему. Если вы займете позицию взрослого, то с большей вероятностью остановите саркастические выпады. Так вы можете помочь другому разобраться в своих чувствах, научиться эффективному взаимодействию, вывести отношения на новый уровень. Если же оппонент не готов меняться и работать над отношениями, то, заняв позицию взрослого, вы защитите себя от токсичных игр. В общем, при такой тактике вы в любом случае останетесь в выигрыше.

Примеры сарказма и ответов на него:

Ситуация / фразаОтвет
На просьбу задержаться сотрудник отреагировал словами «Как же я рад. Я так всех вас люблю, что готов вообще не уходить из офиса»«Я понимаю, что у тебя были другие планы на вечер. Расскажи, пожалуйста, что именно тебя беспокоит. Давай подумаем, как это исправить»
Один приятель говорит другому: «Спасибо за совет! Сам бы я не догадался»«Я правильно понимаю, что ты злишься на меня? Почему? Давай поговорим об этом»
На курсах художественного мастерства один ученик комментирует работу другого: «Ничего не может быть лучше этого, разве что выколоть себе глаза»«Я умею принимать критику, но твои слова к ней не относятся. Если есть что сказать по существу, давай обсудим это. Если нет — воздержись, пожалуйста, от таких комментариев»
Человек просыпается от криков партнера «Мы опоздаем!» и говорит: «Твой голос — услада для моих ушей. Особенно в 5 утра. Покричи еще»«Если ты хотел просто пошутить, то, пожалуйста, больше так не делай. Но не надо обесценивать мои эмоции, я правда переживаю и пытаюсь сделать так, чтобы мы не опоздали на рейс»
Знакомый комментирует выбор места для отдыха своего приятеля: «Если я захочу умереть от скуки, то обязательно отправлюсь сюда»«Почему ты не можешь просто порадоваться за меня или промолчать, если тебе не нравится это место? Зачем ты пытаешься задеть меня? Скажи прямо, если хочешь — давай обсудим»

В разговоре с приятелем можно ответить встречной шуткой:

Главное — чтобы контекст ситуации позволял это, и вы были уверены, что друг оценит юмор.

Если хотите потренироваться в использовании и распознавании сарказма, то можно специально договориться об этом с друзьями. Это безопаснее, чем оттачивать навык в быту. Можно все оформить игрой, так вы защитите себя от возможных конфликтов и обид.

Теперь вы знаете, что такое сарказм, как его распознать и как отвечать на колкости. Главное, что нужно запомнить: он имеет «светлую» и «темную» сторону. С одной стороны, придумывая колкие высказывания или ответы на них, вы развиваете креативность. С другой стороны, рискуете нарваться на конфликт. Однако в некоторых случаях саркастическое замечание воспринимается позитивнее, чем прямая критика, может разрядить обстановку. Словом, это интересный инструмент общения, которым нужно умело пользоваться. Необходимо понимать, когда и какой тип сарказма уместен и уместен ли вообще.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *