Что такое язычковые инструменты
Язычковые музыкальные инструменты
Язычковые музыкальные инструменты — семейство различных музыкальных инструментов, источником звука у которых является гибкая вибрирующая пластинка — язычок, закреплённый на одном конце. Воздействие на язычок осуществляется потоком воздуха или защипыванием (оттягиванием).
Содержание
Гармоники
В таких инструментах имеется несколько свободно проскакивающих в проёмах голосовой планки язычков, каждый из которых издаёт звук определённого тона. Язычки колеблются в воздушном потоке, нагнетаемом при помощи меха или выдуваемом ртом исполнителя. Примеры инструментов: баян, гармонь, губная гармоника.
Голосовая планка с язычками для ручных гармоник
Голосовая планка с язычками для губной гармоники
Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты
Пример — варган, у которого свободно проскакивающий язычок приводится в колебательное состояние путём защипывания и отпускания рукой исполнителя.
Язычковые духовые музыкальные инструменты
Язычковые деревянные духовые музыкальные инструменты
Среди этого семейства выделяются язычковые духовые музыкальные инструменты, источником звука в которых служит бьющий язычок, называемый тростью. Язычок колеблется в воздушной струе, выдуваемой ртом исполнителя. Высота издаваемого инструментом звука регулируется путём регулирования размера столба воздуха, заключённого внутри инструмента. Примеры инструментов: кларнет, саксофон (одинарная трость), фагот, гобой (двойная трость).
Одинарные трости различных кларнетов
Одинарные трости различных саксофонов
Двойная трость фагота
Двойная трость гобоя
Другие виды
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Язычковые музыкальные инструменты» в других словарях:
Музыкальные инструменты — Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Музыкальные инструменты — инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка… … Музыкальная энциклопедия
Музыкальные инструменты — инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими… … Большая советская энциклопедия
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как музыкальные инструменты, но значение этого термина обычно ограничивают предметами, специально изготовленными или приспособленными для того, чтобы служить музыкальным целям. В Европе… … Энциклопедия Кольера
Духовые музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Клавишные музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Струнные музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Электронные музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Ударные музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Электромеханические музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Язычковые музыкальные инструменты
К язычковым музыкальным инструментам относятся гармони, баяны, аккордеоны. Эти инструменты могут быть использованы как для сольного, так и для ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений, а также для аккомпанирования и учебных целей.
Язычковые инструменты различаются диапазоном звучания, количеством клавиш и кнопок правой и левой клавиатуры, устройством клавиатуры, количеством регистров (переключателей тембра), количеством голосов и характером их настройки (в унисон, в разлив).
Современные гармони и их усовершенствованные виды — баяны и аккордеоны — имеют одноименные основные детали и узлы.
На рис. ниже представлен внешний вид гармони. Основными деталями и узлами гармони являются: корпус (1), состоящий из двух половин — правой и левой; меховая камера (2); гриф с клавиатурой (3); правая и левая механика (4); резонаторы с голосовыми планками.
Корпус состоит из право го и левого полукорпусов с деками, на которых монтируют все детали и механизмы. Для изготовления корпуса и деки применяют древесину березы, бука, клена, ольхи, клееную фанеру березовую и буковую, листы алюминия и алюминиевых сплавов. Снаружи корпус, как правило, оклеивают целлулоидом. Полукорпуса соединены между собой мехом.
Мех представляет собой гофрированную камеру, состоящую из 13—17 герметически склеенных складок-борин, позволяющих при растягивании и сжимании создавать разрежение или давление воздуха внутри инструмента. Мех изготавливают из картона, обклеенного тканью, и герметически скрепляют с правой и левой половиной корпуса.
Гриф крепят к правой половине корпуса, он служит для размещения клавиш мелодии.
Механика правая и левая предназначена для передачи движения от клавишей, кнопок правой и левой клавиатуры к клапанам, которые открывают при игре соответствующие отверстия в деках.
Правая механика служит для подъема клапанов мелодии, причем у гармони каждая клавиша в мелодии открывает один клапан, пропуская струю воздуха к соответствующим язычкам.
Левая механика имеет более сложное устройство рычажных систем и при нажиме на кнопку одновременно открывает несколько клапанов аккомпанирующей басовой части гармони.
Резонаторы с голосовыми планками являются элементами звукообразования. Голосовые планки смонтированы на специальных колодках-резонаторах с перегородками. Резонаторы с планками, установленные в правой половине корпуса, называются резонаторами мелодии, а в левой половине — басовыми резонаторами. Количество резонаторов мелодии зависит от ее типа.
Голосовые планки представляют собой металлические пластины (рамки) с прорезями (проемами), над которыми расположены металлические язычки. Язычки и прорези в пластинах имеют призматическую форму. Для каждого звука имеется свой язычок (голос). Чем язычок короче, тем звук выше, и наоборот — чем язычок длиннее, тем звук ниже. Язычки своим утолщенным концом приклепываются к пластине, свободный конец язычка входит в прорезь пластины и под действием проходящей струи воздуха колеблется, образуя звуковые волны.
От точности подгонки язычка к прорези пластины с минимальным зазором, от качества материала, из которого сделаны язычок и пластина, зависят качество звучания голоса, его сила и частично тембр.
Голосовые планки изготавливают из латуни или алюминия.
Гармонь несмотря на ограниченные музыкальные возможности, широко распространена и пользуется популярностью в сельской местности. Объясняется это тем, что гapмонь, обладая ясными полнозвучными аккордами, певучими и мелодичными «голосами», обеспечивает, благодаря своей конструкции, легкость освоения искусства игры на ней, является доступным музыкальным инструментом для широкого круга исполнителей.
Гармони имеют диатонический звукоряд. Диапазон звучания — около трех октав.
Ассортимент гармоней представлен так называемыми венками и хромками. Кроме того, выпускаются гармони национальные, т. е. приспособленные для исполнения национальных мелодий.
«Венки» характеризуются тем, что имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха. «Хромки» пользуются большей популярностью, высота звука у них не зависит от направления движения меха.
Различают гармони одно-, двух-, трех-, четырехголосые, которые имеют соответственно один, два, три, четыре язычка, звучащих в унисон при нажатии на одну клавишу. Увеличение количества звучащих в унисон язычков приводит к усилению громкости звучания.
Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода:
♦ на первом месте буква, обозначающая соответственно А — аккордеон, Б — баян, Г — гармонь;
♦ на втором месте — цифра, обозначающая количество клавиш правой клавиатуры;
♦ на третьем месте — цифра, обозначающая количество кнопок левой клавиатуры;
♦ на четвертом месте — римская цифра, обозначающая количество голосов, т. е. одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши;
♦ на пятом месте — дробь, числитель которой указывает количество переключателей регистра в мелодии, а знаменатель — количество переключателей регистра в левой клавиатуре (в аккомпанементе). При отсутствии переключателей регистра в левой клавиатуре на пятом месте — цифра, обозначающая количество переключателей регистра в правой клавиатуре (в мелодии).
В табл. приведена характеристика нескольких типов разновидностей гармоний.
В ассортименте гармоней имеются также губные гармони, отличающиеся тем, что воздух к голосовым планкам подается легкими исполнителя, а не с помощью меха. Они в нашей стране не получили широкого распространения.
Баян появился в результате усовершенствования гармони. В отличие от гармони он имеет хроматический звукоряд (12-ступенный равномерно-темперированный строй), диапазон звучания до 5 октав, поэтому его музыкальные возможности значительно шире. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.
В основном устройство баяна, принцип его работы близки к рассмотренной выше гармони. Однако конструкция узлов баяна значительно сложнее. Внешний вид баяна представлен на рис.
По конструкции левые клавишные механизмы баяна подразделяются на готовые, выборные, готово-выборные.
Готовым называется механизм, который позволяет при нажатии на одну клавишу получить звучание фиксированного аккорда из трех или четырех звуков. Готовый механизм гармони имеет наиболее простую конструкцию, а механизмы баянов и аккордеонов состоят из значительно большего количества деталей.
Выборным называют механизм, который позволяет исполнителю самостоятельно набирать аккорды. Он значительно расширяет диапазон звучания инструмента, приближая его к диапазону фортепиано. Играть на баяне с выборным механизмом сложно, поэтому они не получили широкого распространения.
Готово-выборный механизм включает как бы два механизма: с готовыми аккордами и выборными. Специальным регистровым переключателем можно переводить инструмент с одного механизма на другой. Готово-выборный механизм значительно сложнее предыдущих.
В зависимости от назначения, особенностей конструкции, наибольшего количества одновременно звучащих язычков, наличия регистровых переключателей баяны можно подразделить на несколько групп:
1. Баяны двухголосые с различными звуковыми диапазонами без регистровых переключателей (Б-43х80-П и др.) Это инструменты с уменьшенным звуковым диапазоном, небольших размеров, предназначены в основном для обучения детей.
2. Баяны двух-, трехголосные с регистровыми переключателями, с помощью которых имеется возможность получать различные комбинации одновременно звучащих язычков при нажатии на одну клавишу мелодии (Б-52х100-Ш-5 и др.).
3. Баяны с готово-выборным аккомпанементом (БВГ-58х100-Ш-7 и др.) — наиболее сложные по своей конструкции и совершенные по исполнительским, игровым и акустическим свойствам.
4. Оркестровые баяны — пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. По своему конструктивному устройству они отличаются от обычных баянов тем, что имеют клавиатуру только в правой части корпуса и различаются по звуковому диапазону: баян-пикколо имеет 3 октавы, прима — 4 октавы, альт — З1/2 октавы, тенор — 3 октавы, бас — 3 октавы, контрабас — 21/2 октавы.
5. Тембровые баяны: баян-труба, баян-флейта, баян-фагот, баян-гобой, баян-кларнет. Эти баяны принципиально отличаются от всех рассмотренных ранее конструкций баянов, они имитируют звучание трубы, флейты, фагота, гобоя, кларнета. В зависимости от характера настройки язычков, звучащих одновременно при нажатии на определенную кнопку, баяны бывают двух типов: «в унисон» и «в разлив». Баяны, язычки которых настроены в унисон, т. е. на одну ноту, применяются при первоначальном обучении игре и для сопровождения народных песен и танцев. Баяны, язычки которых настроены в разлив, т. е. с некоторой расстройкой по отношению друг к другу в сторону повышения, называются аккордеонированными и используются для исполнения легкой и эстрадной музыки.
Аккордеон по принципу образования звука, по устройству резонаторов и басового механизма, корпуса, дек, меховой камеры и по применяемым материалам почти не отличается от обычных баянов. Внешний вид аккордеона представлен на рис.
Разница между баяном и аккордеоном — в форме корпуса, клавиатуре мелодии, конструкции грифа.
Аккордеон имеет фортепианную клавиатуру в мелодии, гриф его значительно расширен и удлинен, корпус имеет более богатое внешнее оформление.
Строй аккордеона двенадцатистепенный, равномерно-темперированный, (звукоряд полный хроматический). Диапазон звучания до ЗУ2 октав. Настройка язычков «в разлив».
Аккордеоны бывают трех- и четырехголосные, встречаются и пятиголосные модели. Левую клавиатуру аккордеонов делают с готовыми аккордами и с переключением на выборные басы, а также готово-выборную без переключения.
В зависимости от звукового диапазона, голосности и количества регистров аккордеоны подразделяются на полные и неполные.
Полными аккордеонами принято называть инструменты, имеющие 41 клавишу в клавиатурном механизме мелодии и 120 кнопок в басовом механизме. Из полных наиболее распространенными являются следующие типы аккордеонов: А-41Х120-Ш-5/2; А-41х120-Ш-7/3; A-4IxI20-IV9/3 — диапазон звучания мелодии (в основной) от ноты фа малой октавы до ноты ля третьей октавы.
К неполным относятся инструменты уменьшенного звукового диапазона и небольших размеров. В основном они предназначены для учебных целей. Это аккордеоны: А-34х80-Ш-5; А-34х80-Ш-5/2 — диапазон звучания мелодии от ноты соль малой октавы до ноты ми третьей октавы; А-37х96-Ш-5/3 — диапазон звучания от ноты фа малой октавы до ноты фа третьей октавы.
Язычковые духовые инструменты
Звук в язычковых духовых инструментах образуется за счет колебаний тонкой упругой пластинки (трости, язычка) при вдувании в канал струи воздуха. При этом колебания язычка вызывают колебания воздушного столба внутри инструмента.
На корпусе язычковых инструментов расположены звуковые отверстия и клапанно-рычажный механизм, служащий для регулирования высоты извлекаемых звуков. При открывании и закрывании отверстия на корпусе изменяется длина воздушного столба, вместе с этим изменяется и высота звука.
Кларнет состоит из трубки, мундштука и небольшого раструба. Трубка кларнета имеет до 26 боковых отверстий, которые закрываются рычажно-клапанным механизмом. К мундштуку кларнета прикрепляется шелковыми нитями или кольцами язычок из тростника. Кларнет исполняет роль ведущего инструмента в группе деревянных духовых инструментов симфонического оркестра, а также для сольного исполнения в эстрадных и духовых оркестрах.
Гобой по форме напоминает кларнет, но отличается от него наличием эсика с двойным язычком и слабо выраженным раструбом.
Английский рожок отличается от гобоя яйцеобразной формой раструба.
Фагот является одним из самых низких по регистру звучания инструментом симфонического оркестра. Имеет приспособление для установки на полу.
Рис. Язычковые духовые инструменты:
1 — кларнет; 2 — гобой; 3 — английский рожок; 4 — фагот; 5 — саксофон
Саксофон — инструмент с металлическим корпусом в виде короткой, но широкой конусообразной трубы, изогнутой в форме курительной трубки. Мундштуки у них такие же, как и у кларнета. Саксофоны используются как солирующие инструменты в составе эстрадных, духовых оркестров и ансамблей.
Язычковые
С момента появления ручной гармони прошло более 200 лет. Возникновение этого инструмента стало предпосылкой к появлению таких популярных музыкальных конструкций, как баян и аккордеон, которые сегодня входят в…
Начинающие баянисты зачастую ограничены в репертуаре и исполняют произведения, доступные классическому музыкальному инструменту. Но, если хочется добиться виртуозной игры и расширить исполнительские горизонты, следует обратить внимание на аккордеон…
Впервые появившись в Европе, баян, как разновидность гармоники, стремительно распространился по миру. Но наибольшей любовью этот музыкальный инструмент до сих пор пользуется в России – без него немыслим…
Чукотские и якутские маги, шаманы, часто держат во рту небольшой предмет, издающий загадочные звуки. Это варган – предмет, который многие считают символом этнической культуры.
Память с детства сохранила смешной номер клоуна в цирке. Из карманов костюма артист доставал гармошки. Каждая — меньше предыдущей. Каково было удивление, когда при просмотре записи концерта ирландской…
Язычковые музыкальные инструменты
Свое название эти инструменты получили из-за того, что звук у них образуется благодаря колебаниям упругих стальных язычков. К язычковым инструментам относятся гармони всех видов, баяны и аккордеоны.
В зависимости от количества одновременно звучащих язычков инструменты подразделяются на одно-, двух-, трех- и четырехголосные. Чем больше голосов, тем громче (голосистее) звучание инструмента.
По виду используемого звукоряда язычковые инструменты подразделяются на две группы: диатонические – с диатоническим звукорядом (гармони тульские, саратовские и т. д.) и хроматические – с хроматическим звукорядом (аккордеоны и баяны). Регистровые переключатели предназначены для изменения тембра звучания инструмента.
Отличительной особенностью тембра аккордеонов является то, что его голоса настроены “в разлив” – серебристый вибрирующий звук, по которому узнается звучание аккордеона.
Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенноцифрового кода: на первом месте стоит буква, обозначающая соответственно А – аккордеон, Б – баян, Г – гармонь; на втором месте – количество кнопок (клавишей) на грифе (правой клавиатуре), на третьем месте – количество кнопок в левой клавиатуре; на четвертом – количество одновременно звучащих язычков (голосов) при нажатии одной клавиши; на пятом – дробь (в числителе количество переключателей регистров на грифе, в знаменателе – в левой клавиатуре).
Например, шифр А 41?120–III–7/2 Тула означает: аккордеон “Тула”, 41 клавиша на правой клавиатуре, 120 кнопок – на левой, инструмент трехголосный имеет семь переключателей регистров в мелодии и два – на басах.
Гармони относятся к музыкальным инструментам с диатоническим звукорядом.
Различают гармони одно-, двух-, трех- и четырехголосные. Чем больше звучит одновременно язычков, тем громче звучание. Наиболее широкий диапазон звучания у гармони “Рябинушка” – Г 25?25-III.
Баяны в отличие от гармоней имеют в мелодии хроматический звукоряд с количеством клавиш на грифе не менее 37. По конструкции левой клавиатуры они могут быть с готовыми, выборными и с готово-выборными аккордами (ГТВ).
В клавиатуре с готовым аккомпанементом кнопки первых двух рядов дают звуки отдельных басов, остальные ряды – готовые аккорды. У выборных баянов каждая кнопка левой клавиатуры извлекает один звук. Последние обладают большими игровыми возможностями и предназначаются для музыкантов высшей квалификации. Изготовляют также баяны комбинированные с готовым и выборным аккомпанементом. Баяны часто используются для сольного исполнения, для сопровождения вокала и хора. В отличие от аккордеонов имеют строгое, лаконичное оформление.
Ассортимент баянов: Б 43?41-I; Б 52?100-II; Б 52?100-III-7.
Аккордеоны предназначены для эстрадного исполнения, поэтому в их отделке широко используются цветной галантерейный целлулоид, хром, никель, яркие фирменные обозначения, дополнительные ложные клавиши и т. д.
В отличие от баянов, у которых прямоугольная форма корпуса, аккордеоны имеют плавные переходы от грифа к корпусу, более удобную для игры стоя прилегающую форму, клавиатура для правой руки у них чаще рояльного типа. Из-за больших размеров клавиш музыкальный диапазон правой клавиатуры у аккордеонов ограничен. Поэтому у аккордеонов для профессионалов делают правую клавиатуру не с клавишами, а с кнопками. Особенностью аккордеонов является своеобразная настройка “в разлив” голосовых язычков, это придает звучанию инструмента своеобразный джазовый оттенок. Аккордеоны всегда имеют несколько тембровых регистров, которые могут включаться в различных вариантах.
Ассортимент аккордеонов: А 34?80-III-3/2; А 37?96-III-3/2; А 41?120-III-5/2; А 41?120-IV-9/3. Эти аккордеоны имеют различные фирменные названия (“Вельтмейстер”, “Орфей” и др.). Аккордеон “Орфей” (А 75/87?120-II-5/2) – кнопочный аккордеон. Его часто называют баяном. По объему звукоряда и своим музыкальным возможностям он не уступает баяну.