Роль изобразительно-выразительных средств в тексте важна. Тропы и фигуры речи превращают скучный текст в художественное произведение. С помощью средств изобразительной выразительности автор рисует характеры героев, эпоху, быт, социальные устои и то, что определяет литературу как искусство.
Яркость, эмоциональность и образность – основные критерии изобразительно-выразительных средств.
Основные понятия, определения
Литература включает изобразительно-выразительные понятия, часто встречающиеся в текстах, как художественных, так и публицистических. Массовая и классическая литература, периодика, школьные сочинения, рекламные объявления – все эти области книжного искусства так или иначе сталкиваются с фигурами и тропами, помогающими воздействовать на читателя и потребителя эмоционально.
Здесь стоит выделить основные:
Риторический вопрос
Эта фигура речи представляет собой предложение в вопросительной форме, на которое не ожидается ответ. Очень часто используется как вспомогательное начало для эссе, сочинений, когда автор задает риторический вопрос для обозначения какой-либо проблемы, чтобы в дальнейшем ее раскрыть.
Риторические вопросы активно используются в журналистике и юриспруденции. Грамотно составленная речь с использованием вспомогательных риторических вопросов, помогающих правильно выстроить монолог и воздействовать на чувства окружающих, часто составляет солидный процент успеха хорошего юриста.
Стилистическая фигура, представляющая восклицательное предложение, адресованное неодушевленному предмету, абстрактному понятию или отсутствующему лицу. Иногда такое предложение может состоять из одного слова.
Используется в художественном, публицистическом стилях литературы, в ораторском и театральном искусстве. Риторическое восклицание помогает выразить эмоции, воздействовать на чувства слушателя, погрузить читателя в соответствующую обстановку.
Это лаконичное, законченное краткое высказывание, остроумно выражающее определенную мысль. Афоризмы рождаются в литературе, истории, кинематографе, когда автор, историческая личность или любимый герой из кинофильма произносят емкую, остроумную мысль. Часто при этом используется юмор.
Много афоризмов придумывает сам народ, иногда приписывая той или иной известной личности собственные суждения. Много безымянных афоризмов, передающихся из поколения в поколение. Многие стали пословицами:
Афоризмы передают менталитет народа, жизненный уклад и духовные ценности.
Фигура речи, представляющая собой предложение с заведомо неправильным (не прямым) порядком слов для усиления выразительного эффекта. Впереди-сказуемое, а потом- подлежащее. Применяется в случаях, когда необходимо акцентировать внимание собеседника на фрагменте высказывания.
Инверсия часто используется в стихосложении для: выразительности, ритмики; в угоду рифме; для акцентирования внимания читателя на определенном слове или группе слов.
Лексический повтор служит для усиления признаков качеств, присущих тому или иному явлению, одушевленному существу, предмету. Также повтор указывает на многократность действий, обозначение большого количества чего-либо.
Стилистическая фигура – единоначатие – когда каждая строка стихотворения или последующей фразы начинается одинаково:
– это троп, в котором одно явление или предмет сопоставляется с другим. Сравнение бывает как выраженным, так и скрытым.
Скрытое сравнение чаще используется в фольклоре: народных песнях, сказках, былинах.
Самый распространенный троп, художественное, образное определение, передающее впечатления автора. Чаще, в качестве эпитетов выступают прилагательные, причастия
Эпитеты, часто встречающиеся в фольклоре, называются постоянными:
Добрый молодец, солнце красное, красна девица.
Эпитетами могут быть не только прилагательные, но и существительные (приложения), наречие.
Метафора представляет собой яркое, образное выражение, употребленное в переносном значении на основании сходств при сопоставлении двух предметов.
Щетка лесов – метафора. То есть вдали виднелись верхушки деревьев, растущие вплотную, и издали напоминающие щетку.
Эх, тройка! Птица – тройка! (Н.В. Гоголь). Тройка лошадей названа птицей, поскольку мчит героя быстро, и это напоминает полет.
— это перенос признаков живого существа на неодушевленные объекты.
– это замена слова другим, заменяющим собой цельное понятие, но оставляющим смысл (часть целого):
Здесь читателю становится ясно, что автор описывает шипенье не самих бокалов, а игристого вина.
Туманный альбион (Англия)
– преувеличение действия, предмета, явления. Используется в литературе для образности и создания у читателя эмоционального настоя.
— это изображение отвлеченного понятия через предмет, образ.
– это стилистическая фигура, совмещающая два изначально взаимоисключающих понятия для усиления образности.
Тишина названа звонкой, так как настолько тихо вокруг, что «слышно» саму тишину.
Скорбь «сладкая», потому что человек сильно скорбит и упивается собственными чувствами, ничего вокруг не замечая.
Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:
Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых гласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:
В тексте есть ассонанс – выраженные повторы гласных «о», «у», «а, имитирующие плач и стоны русской женщины, оплакивающей потерю мужа.
Средства изобразительной выразительности используются в художественных текстах, публицистике, периодике, ораторском красноречии. Тропы и фигуры речи помогают читателю и слушателю полнее понять текст, прочувствовать и проникнуться той атмосферой, какую автор воспроизводит в произведении.
Нужный материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по литературе, потому чио литературоведческие термины должны быть поняты не только на уровне смысловом, но и практике
Просмотр содержимого документа «Язык художественного произведения»
Язык художественного произведения — совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении.
Любое литературное произведение пользуется особым языком, который зависит от жанра, эпохи, личности писателя и целей, которые он перед собой ставит.
Особенности языка художественного
Изобразительно–выразительные средства языка.
изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления с другим явлением.
«Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна».
«У меня ли молодца кудри — чистый лён».
«Соловьём залётным юность пролетела».
«Лежал закат костром багровым».
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной».
«За окном ветерок веселится:
То подпрыгнет, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки от кошки».
художественное, образное определение; слово, определяющее предмет или явление, подчёркивающее его качества, свойства, признаки.
Золотые руки, железная хватка,
хрустальные слёзы, поющий костер.
– Прилагательные (глухая ночь);
– наречия (волны ласково катились на берег);
– деепричастия (играючи расходится ветер).
Сила эпитета в его точности, свежести, выразительности.
На столе лежала серебряная монета.
Неспешно выплывала на луга туча в серебряных окаёмах.
вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке.
«Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло».
художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.
Поднос, «на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу».
изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Аллегория состоит из двух элементов:
– смыслового — мудрость, хитрость, доброта, природа, любовь и др.;
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства языка
Определения
Объяснение и примеры
Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.
Речь персонажа
Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.
Пример
Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим.
Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.
Пример
Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.
Поэтический язык
Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.
Пример
Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»).
Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).
А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю. » в одноимённом стихотворении А. А. Блока).
Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.
Пример
Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое гипербола?
Ответ. Поэтическое преувеличение.
Какой троп использован в названии поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
Ответ. Оксюморон. Существительное «души» предполагает одушевлённость, а в сочетании с прилагательным «мёртвые» представляет собой парадоксальное сочетание несочетаемого, то есть оксюморон.
Определение художественного языка многозначно. В историческом контексте термин означает письменный язык, который использовался для создания произведений искусства. Он был создан в культурах, где устная речь не совпадала с письменной. Простой пример: в жизни люди говорят на простом, обывательском языке, а на его возвышенной форме создают литературные произведения.
До XVIII века в России существовало также два языка: говорили по-русски, а стихи и повести писали на церковнославянском. М. В. Ломоносову удалось сломить это и привести всех к единой форме. Он делал все перемены постепенно и создал основу для развития русской литературы.
Худлит — это любое литературное произведение. Есть одно понятие, которое объясняет смысл термина «художественный язык». Под ним понимают язык, который используется для написания произведений разных жанров. Именно в нем выделяют тропы, фигуры, стили и другие элементы.
Например, в стихотворении Анны Ахматовой «Хорошо здесь: и шелест, и хруст» есть основное описание куста, который покрыт кристалликами льда. Для написания использовался специальный язык, так как в тексте можно обнаружить аллитерацию, метафору, инверсию. С помощью обычных слов поэтесса рисует красивый образ природы.
Некоторые жанры
Художественная литература много значит для современного общества. Спрос на произведения разных жанров не спадает. У каждого вида работ есть своя специфика. Например, в лирике автор рассказывает о своих чувствах и эмоциях.
Существуют разные классификации литературных жанров. По родам выделяют:
Примеры художественной литературы могут быть разными. Разбор текстов разных авторов позволит понять особенности написания работ.
В современных условиях язык русской словесности не всегда отличим от бытовой формы. Поэтому его нужно активно изучать.
Основная роль
Дискуссии о необходимости художественной литературы и в каком виде она должна быть представлена не утихают. Кто-то считает, что такие книги бесполезны и только занимают время, другие уверены — произведения разных авторов позволяют личности развиваться и формироваться. Сопереживая героям, человек вырабатывает в себе систему нравственных установок.
Также через произведения удается познакомиться с историческими событиями прошлого. Например, многие подвиги и эпические битвы были увековечены в балладах и это позволяет сохранить о них память.
Через стихотворения человек знакомится со своим внутренним миром, чувствами, эмоциями. Он грустит, радуется, веселится, размышляет — все эти философские мысли позволяют ему совершенствоваться в плане духовного развития.
Для написания художественных произведений автор должен использовать специальный язык — это позволит выделить текст среди других книг. Для каждого жанра выделяют особые средства выразительности.
Аллегория– перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.
Оксюморон– это фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления: горячий снег, скупой рыцарь, пышное природы увяданье.