Что такое юстировка вагона путеизмерителя
Как работает вагон-путеизмеритель
Вагон ПС-101 уже десять лет курсирует по всей стране
Осенью этого года исполняется 10 лет, как путеизмерительный вагон ПС-101 вышел на просторы Московской железной дороги. Детище самарского АО «НПЦ Инфотранс» все эти годы верой и правдой служит стальным магистралям страны и не только. ПС-101, как и другие путеизмерители, с перекрёстными проверками курсирует практически по всей стране, бывая даже в соседних государствах.
Любое диагностическое оборудование красноречивее других видов техники рассказывает о прогрессе железнодорожной отрасли. Прародителями современных комплексов были вагоны, экипажи которых обнаруженные на пути неисправности обозначали красками. Просто выливали в месте повреждения колеи краску – жёлтого, красного, синего цветов, сообщая таким образом коллегам-путейцам характер выявленной неисправности на участках полотна. В условиях бурного развития скоростного движения требования, предъявляемые к состоянию путевого хозяйства, стали намного жёстче. Даже незначительные перекосы, просадки и углы в плане должны диагностироваться оперативно и немедленно устраняться.
Современные путеизмерительные комплексы свою основную функцию по обеспечению безопасности движения способны выполнять на скорости до 120 км/ч и при помощи цифровых технологий. ПС-101 оборудован, в частности, электронным шаблоном для натурного измерения параметров колеи. Это позволяет в режиме онлайн не только диагностировать неисправности, но и передавать полученные данные в центр диагностики и руководителю обследуемой дистанции. В случае обнаружения опасных отступлений в содержании железнодорожного пути начальник вагона обязан быстро принять меры к обеспечению безопасности движения поездов – выдать приказ об ограничении скорости или вовсе закрытии участка. Возможности современного вагона позволяют также осуществлять полный анализ периодичности появления неисправностей и их устранения.
В каждой поездке экипаж комплекса сопровождает работник обследуемой дистанции пути. С помощью оборудования вагона он имеет возможность лично убедиться в плюсах и минусах устранения его коллегами-путейцами данной дистанции выявленных ранее нарушений. Может он также увидеть на экранах мониторов и нынешнее состояние объектов в режиме реального времени.
Что ни говори, а любое умное устройство действует только в руках толковых специалистов, таких, что собрались в команде ПС-101. Все они трудятся по многу лет, исколесили полстраны, с честью выходили из самых сложных ситуаций. Например, инженер Ольга Редькович здесь со дня ввода вагона в эксплуатацию.
– Мы – как семья, практически всё время проводим вместе. Заступаем на вахту и в течение полумесяца работаем и живём под одной крышей, – рассказывает заместитель начальника ПС-101 Павел Суязов. – Поэтому конфликтов – производственных и бытовых – здесь по определению быть не может. Взаимопонимание и взаимовыручка являются нашими обязательными спутниками.
Дружественную атмосферу внутри коллектива ощущаешь с первых минут пребывания на путеизмерителе. Напоить чаем гостя с дороги здесь считается обязательным правилом. Отказаться – значит обидеть хозяйку, обязанности которой добросовестно выполняет проводник Светлана Петухова. На диагностических вагонах она работает уже шесть лет, а конкретно в этом коллективе чуть меньше полугода. Её фирменные блюда всегда идут на «ура» у железнодорожников.
Стоит отметить, что стремлением сделать свой дом на колёсах уютнее отличаются все члены экипажа. Взять, например, наладчика Олега Карью, которого за множество внедрённых бытовых новшеств в коллективе зовут главным рационализатором вагона. За то, что в зоне кухни когда-то появилось дополнительное автономное освещение, железнодорожники благодарят его каждый раз, когда вагон находится в обесточенном режиме. Основная же обязанность Олега Карьи – следить за состоянием надёжности контрольно-измерительной аппаратуры. Эту задачу он выполняет вместе с другим наладчиком Валерием Федоренко, кстати, бывшим школьным учителем технологии первой квалификационной категории и тоже мастером на все руки.
Разносторонняя личность и сам руководитель вагона в этой смене Павел Суязов. Он сочиняет стихи, занимается спортом, увлекается фотографией, в прошлом году его творческая работа завоевала 3-е место в профсоюзном конкурсе фотографии. Коллекции снимков стальной магистрали в исполнении железнодорожника позавидовал бы и профессионал.
– Любовь к железной дороге у меня, наверное, в крови. Я потомственный представитель этой почётной профессии, – с гордостью заявляет он. – Мой дедушка – фронтовик, Александр Иванович Суязов, трудившийся на станции Мармыжи Курской области, положил начало династии. Отец Вячеслав Александрович прошёл путь от рядового путейца до начальника Щигровской дистанции пути. Папа – человек, который всего себя отдавал работе. Он настоящий железнодорожник, для меня пример во всём.
Правая рука Павла Суязова на производстве – инженер вагона-путеизмерителя Олег Поддубный. Его 12-летний опыт работы с диагностическими единицами позволяет говорить о нём как о специалисте широкого профиля. Помимо того, что он занимается мониторингом инфраструктуры, анализом полученных данных, ведением технической документации, в случае необходимости он может помочь коллегам и с наладкой подвагонного оборудования. В помощи он ещё никому не отказывал – это знают все. А вот то, что Олег время от времени пишет рассказы, коллектив узнал только после того, как в этом году он стал победителем дорожного литературного конкурса «Мастер слова». И где чаще всего посещает железнодорожника муза? Конечно же, в поезде. Железнодорожная колея к творчеству располагает особенно. Так, под стук колёс, под впечатлением от магистрали и немного от тоски по близким, ожидающим возвращения главы семейства, появляется проза. Увлечение литературой, по мнению работника вагона-путеизмерителя, и помогает коротать зимние вечера в командировке, и наполняет жизнь творчеством.
Положения о порядке контроля состояния главных и станционных путей путеизмерительными средствами, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» №678р от 07.04.2017
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 07 апреля 2017 г. № 678р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ГЛАВНЫХ И СТАНЦИОННЫХ ПУТЕЙ
ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
В целях совершенствования системы контроля железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД», обеспечения движения поездов, снижения эксплуатационных расходов ОАО «РЖД»:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2017 г. прилагаемое Положение о порядке контроля состояния главных и станционных путей путеизмерительными средствами (далее – Положение).
2. Заместителю Центральной дирекции инфраструктуры по эксплуатации Кучину А.В., начальнику Управления диагностики и мониторинга инфраструктуры Зайцеву Н.И., начальнику Управления пути и сооружений Здебскому А.Г., начальникам дирекций инфраструктуры до 20 апреля 2017 г. внести изменения в порядок организации работы средств диагностики в соответствии с требованиями Положения.
3. Начальникам дирекций инфраструктуры довести требования настоящего распоряжения до сведения причастных работников и обеспечить его соблюдение.
4. Признать утратившими силу распоряжения ОАО «РЖД»:
от 30 декабря 2013 г. № 2956р «Об утверждении Положения о порядке контроля состояния главных и станционных путей путеизмерительными средствами»;
от 6 мая 2014 г. № 1117р «О внесении изменений в Положение о порядке контроля состояния главных и станционных путей путеизмерительными средствами, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2013 г. № 2956р»;
от 7 ноября 2014 г. № 2616р «О внесении изменений в Положение о порядке контроля состояния главных и станционных путей путеизмерительными средствами, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2013 г. № 2956р»;
от 19 мая 2015 г. № 1257р «О внесении изменений в Положение о порядке контроля состояния главных и станционных путей путеизмерительными средствами, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2013 г. № 2956р».
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры по эксплуатации Кучина А.В.
Старший вице-президент
ОАО «РЖД»
Г.В.Верховых
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
07 апреля 2017г. № 678р
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ГЛАВНЫХ И
СТАНЦИОННЫХ ПУТЕЙ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Автоматические информационно-измерительные системы (АИИС) – путеизмерительный комплекс, установленный на подвижном составе (поездах САПСАН, ЛАСТОЧКА и др.) и работающий в автоматическом режиме.
Априорная информация для оценки состояния пути – совокупность упорядоченных предварительных данных о характеристиках устройства пути, элементов его конструкции и установленных скоростях движения поездов, необходимых для адекватной интерпретации данных измерений и оценки состояния пути в соответствии с установленными нормативами.
Геометрия рельсовой колеи (ГРК) – параметры, характеризующие положение рельсовых нитей в профиле, плане, по уровню и по ширине колеи.
Диагностирование пути (контроль состояния пути) – процесс измерений и технических осмотров с целью определения технического состояния объектов железнодорожного пути, выявления повреждений и определения их вида. Включает контроль технического состояния и поиск места и определение причин неисправности (отказа), является частью мониторинга пути.
Динамические характеристики геометрии рельсовой колеи (ГРКд) – характеристики положения рельсовых нитей по ширине колеи, в профиле, плане и по уровню, регистрируемые СПЛг под нагрузкой более 22 т с учетом динамических отжатий рельсовых нитей.
Дополнительные параметры устройства и состояния объектов железнодорожного пути – характеристики пути и его элементов, кроме параметров ГРК, измеряемые и оцениваемые путеизмерительными средствами.
Допускаемое отклонение в содержании пути – отклонение от номинальных (паспортных) характеристик устройства пути, в зависимости от скорости движения поездов, не требующее устранения при текущем содержании пути.
Комплексная система пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ) – автоматизированная информационная система, включающая информационную базу и совокупность специализированных рабочих мест, реализующих сбор, хранение, обработку, анализ пространственных данных и обеспечение доступа потребителей к распределенным ресурсам пространственных данных.
Контроль технического состояния – проверка соответствия значений параметров объектов железнодорожного пути требованиям технической документации и определение (оценка) на этой основе вида их технического состояния в данный момент времени.
Контрольная проверка состояния пути – вид обследования железнодорожного пути мобильными средствами путеизмерения для выявления отступлений от норм содержания рельсовой колеи, по результатам которого проводится расчет показателей качества текущего содержания пути в подразделениях путевого хозяйства всех уровней, осуществляется учет отступлений по ГРК, их повторяемости и планирование работ по их устранению.
Мониторинг железнодорожного пути – совокупность систематических процессов оценки, анализа и прогноза изменения состояния объектов эксплуатируемого железнодорожного пути, основанная на данных, получаемых при диагностировании пути с помощью технических осмотров и средств диагностики.
Неисправность – отклонение от паспортных характеристик устройства пути, требующее ограничения установленной скорости или закрытия движения поездов.
Номинальное значение параметра пути – значение параметра, определенное его функциональным назначением и служащее началом отсчета отклонений.
Нормативы содержания железнодорожного пути по параметрам безопасности движения поездов – нормативы, определяющие предельное допустимые значения параметров или сочетаний параметров и требующие немедленных защитных мер (ограничение скорости, закрытие движения, ограждение опасного места и т.п.) для обеспечения безопасности движения.
Отступление – отклонение от паспортных характеристик устройства пути, при котором не требуется ограничение установленной скорости движения, но подлежащее устранению в плановом или первоочередном порядке.
Параметры содержания железнодорожного пути – показатели ГРК, состояния рельсов и стыков, шпал, скреплений, балластной призмы и земляного полотна и других сооружений, подлежащие содержанию в установленных допусках и приведению к ним при текущем содержании пути.
Параметры устройства пути в профиле и плане – показатели положения пути в продольном профиле, плане и по уровню, которые должны соблюдаться при производстве ремонтов пути. Периодически контролируются в процессе эксплуатации по положению средних (расчетных) линий проверяемых путеизмерителями параметров без учета локальных отступлений от них.
Паспортные характеристики пути – параметры устройства верхнего и нижнего строения пути, установленные в соответствии с требованиями ПТЭ, реализуемыми скоростями движения поездов и фактическим устройством пути. Подлежат утверждению службой пути региональной дирекции инфраструктуры.
Предельное допустимое значение параметра – наибольшее или наименьшее значение параметра, которое может иметь работоспособный железнодорожный путь (верхнее предельное допустимое значение; нижнее предельное допустимое значение).
Предотказное состояние пути – событие изменения технического состояния железнодорожного пути, при котором значение каких-либо характеристик пути и его элементов достигает величин близких к порогам ограничения установленной скорости.
Рабочая проверка состояния пути – вид обследования железнодорожного пути мобильными средствами путеизмерения для выявления отступлений от норм содержания рельсовой колеи, при котором оценка её состояния не учитывается как показатель качества текущего содержания пути и осуществляется планирование работ по устранению отступлений по ГРК.
Самоходная путеизмерительная лаборатория (СПЛг) – путеизмерительный комплекс на базе грузового локомотива с осевой нагрузкой более 22 т, предназначенный для контроля линий грузового движения поездов (тяжеловесных, с повышенными осевыми нагрузками, массой и длиной поезда).
Степени отступлений – распределение отступлений и неисправностей геометрии рельсовой колеи по группам в зависимости от их влияния на безопасность движения, интенсивность расстройств пути и плавность хода подвижного состава при установленной для участка пути максимальной скорости движения поездов.
Установленная скорость движения (поездов) – максимальная скорость для данного участка пути, установленная приказом начальника железной дороги.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение предназначено для применения в подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» и регламентирует порядок контроля за состоянием главных и станционных путей путеизмерительными средствами, включая: путеизмерительные тележки, РПИ, вагоны-путеизмерители, путеизмерители-дефектоскопы, самоходные мобильные лаборатории, путеобследовательские станции, АИИС, диагностические комплексы контроля железнодорожной инфраструктуры.
1.2. Положение регламентирует порядок комплексного контроля железнодорожного пути и информационного обеспечения решения задач путевого хозяйства ОАО «РЖД» по данным путеизмерительных средств.
1.3. В соответствии с пунктом 12 приложения № 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [1] настоящее Положение устанавливает периодичность проверки железнодорожных путей средствами диагностики с учетом классификации и специализации железнодорожных линий, интенсивности движения и состояния железнодорожного пути.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Введение настоящего Положения обусловлено:
расширением полигонов скоростного и тяжеловесного движения поездов и появлением новых технических средств диагностики;
наличием большой номенклатуры применяемых на железных дорогах путеизмерительных средств и ее дальнейшим расширением;
необходимостью сократить издержки, оптимизировать структуру путеизмерительных средств и периодичность проверок пути с учетом изменившихся условий эксплуатации железных дорог России и новой классификацией железнодорожных линий [3, 4].
2.2. Положение регламентирует:
общий порядок контроля железнодорожного пути для обеспечения безопасности движения поездов и оценки качества текущего содержания и проведенных ремонтных работ;
состав контролируемых параметров и характеристик состояния пути для разных путеизмерительных средств;
порядок применения путеизмерительных средств и периодичность их контроля;
общий порядок подготовки к работе и проведения измерений параметров фактического состояния железнодорожного пути: геометрических размеров отступлений от норм содержания рельсовой колеи, устройства и содержания пути в плане и продольном профиле, габаритов приближения строений, мостов, тоннелей и величин междупутного расстояния, бокового и вертикального износа рельсов, неровностей на поверхности катания, подуклонки, стыковых зазоров, геометрических размеров балластной призмы (ширины плеча призмы и толщины балластного слоя) и земляного полотна (ширины основной площадки и обочины, наклона откоса насыпей и выемок), деформативности участка пути под повышенной динамической нагрузкой с учетом отжатий рельсов, длинноволновых неровностей в профиле и плане на участках обращения пассажирских поездов со скоростями от 140 до 250 км/ч;
неисправностей элементов конструкции пути по данным видеоконтроля;
обработки и хранения информации на борту мобильных средств путеизмерения и в центрах диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры.
2.3. Периодичность контроля пути путеизмерительными средствами устанавливается Центральной дирекцией инфраструктуры в зависимости от типа и класса железнодорожных линий (специализации) [4].
2.4. Все типы путеизмерительных средств должны контролировать параметры ГРК и участвовать в обеспечении безопасности движения поездов – выявлении неисправностей, требующих ограничения установленных скоростей движения вплоть до закрытия движения.
3. ПАРАМЕТРЫ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ,
КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
3.1. Задачи путевого хозяйства, решаемые с помощью путеизмерительных средств.
3.1.1. Путеизмерительные средства используются для решения следующих основных задач путевого хозяйства:
обеспечения безопасности движения поездов;
мониторинга состояния пути, предупреждения его предотказного состояния;
планирования и контроля выполнения работ по текущему содержанию пути;
предпроектного обследования и планирования ремонтов пути;
приемки и оценки качества проведенных ремонтных работ;
паспортизации железнодорожного пути, обеспечения автоматизированных систем управления (далее – АСУ) фактической информацией о состоянии объектов пути;
актуализации базы пространственных данных КСПД ИЖТ о фактическом состоянии пути.
3.1.2. Для информационного обеспечения решений указанных задач (таблица 3.1) на дорогах ОАО «РЖД» в настоящее время эксплуатируются следующие путеизмерительные средства:
путеизмерительные тележки и ручной путеизмеритель РПИ;
вагоны-путеизмерители типа КВЛ-П и ЦНИИ-4 разных модификаций;
диагностические комплексы контроля инфраструктуры (ДКИ) «ЭРА» и «ИНТЕГРАЛ»;
АИИС – автоматические путеизмерительные модули на подвижном составе (поезда Сапсан, Ласточка и др.);
путеизмерители на грузовых локомотивах (ВЛ-11м, 2ТЭ116 и др.) – СПЛг для оценки деформативности пути.
Путеизмерительные средства для решения задач путевого хозяйства
Задачи путевого хозяйства
Тип путеизмерительного средства
Уровень использования информации
Обеспечение безопасности движения поездов
КВЛ-П, ЦНИИ-4, ДКИ, АИИС, СПЛг; РПИ, путеизмерители-дефектоскопы, путеизмерительные тележки
Планирование и контроль выполнения работ по текущему содержанию пути
КВЛ-П, ЦНИИ-4, ДКИ, АИИС, РПИ, путеизмерители-дефектоскопы, путеизмерительные тележки
Мониторинг состояния пути, предупреждение предотказного состояния пути
КВЛ-П, ЦНИИ-4, ДКИ,
АИИС, СПЛг
Паспортизация железнодорожного пути, обеспечение АСУ, КСПД ИЖТ информацией о характеристиках и состоянии объектов пути
Предпроектное обследование и планирование ремонтов пути
ЦНИИ-4, КВЛ-П, ДКИ, СПЛг
Оценка качества выполненных работ по реконструкции и ремонту пути
КВЛ-П, ЦНИИ-4, ДКИ, РПИ
ПЧ, ПМС, П, ДРП, ДИЦДМ
3.2. Состав обязательных и дополнительных параметров состояния пути, контролируемых путеизмерительными средствами
3.2.1. Обязательными контролируемыми параметрами для всех путеизмерительных средств являются характеристики геометрии рельсовой колеи (ГРК) и параметры кривых, связанные с ограничениями скорости.
3.2.2. Путеизмерительные средства должны контролировать, регистрировать и оценивать основные параметры ГРК, к которым относятся:
ширина колеи (сужения и уширения);
положение рельсовых нитей по уровню (перекосы и плавные отклонения уровня);
положение рельсовых нитей в плане (горизонтальные стрелы изгиба от хорды длиной 21,5 м в точке, расположенной на расстоянии 4,1 м от ее конца) – рихтовка;
просадки рельсовых нитей в вертикальной плоскости (стрелы изгиба рельсовых нитей от хорды длиной 17 м в точке, расположенной на расстоянии 2,7 м от ее конца);
сочетания отступлений по рихтовке с перекосами и просадками.
* примечание – обязательными контролируемыми параметрами для путеизмерительных тележек являются ширина колеи и положение по уровню.
Получаемая информация о геометрии рельсовой колеи должна использоваться для решения задач:
обеспечения безопасности движения поездов и ограничения скоростей движения;
мониторинга состояния пути, предупреждения его предотказного состояния;
планирования и контроля выполнения работ по текущему содержанию пути.
Порядок оперативного использования данных о состоянии пути для обеспечения безопасности движения поездов приведен в п. 4.3.
3.2.3. Мобильные средства путеизмерения и РПИ должны регистрировать и оценивать параметры устройства кривых в плане и по возвышению наружного рельса. Получаемая информация о состоянии кривых должна использоваться для решения задач:
обеспечения безопасности и ограничения скоростей движения поездов;
паспортизации железнодорожного пути;
приемки и оценки качества проведенных ремонтных работ.
3.2.4. Состав дополнительных контролируемых параметров состояния железнодорожного пути, измеряемых путеизмерительными средствами при наличии специализированного оборудования приведен в таблице 3.2.
Характеристики состояния объекта или элемента ж.д. пути
Тип ПС
Параметры устройства и содержания пути в плане и профиле:
продольный профиль главного пути с высотными отметками;
элементы спрямленного продольного профиля;
характеристики кривых в плане
отклонения положения пути в плане и профиле от паспортного (проектного) положения;
характеристики длинных неровностей в плане и в профиле (для скоростных участков).
ЦНИИ-4, ДКИ, АИИС, РПИ, модернизированные КВЛ-П
Характеристики состояния рельсов и стыков
величина бокового и вертикального износа головки рельсов;
характеристики неровностей на поверхности катания рельсов:
величины подуклонки и наклона поверхности катания (НПК) рельсов
величины стыковых зазоров и температур рельсов;
ДКИ, ЦНИИ-4, модернизированные КВЛ-П
Характеристики балластной призмы и земляного полотна:
ширина плеча балластной призмы;
ширина основной площадки земляного полотна;
ширина обочины земляного полотна;
крутизна откосов наклона насыпей и выемок;
характеристики состояния балластного слоя и верхней части земляного полотна по данным георадиолокации
Характеристики габаритов приближения строений и междупутного расстояния.
Характеристики состояния рельсовых скреплений и шпал:
отсутствие и изломы рельсовых подкладок и других элементов рельсовых скреплений;
наличие и количество дефектных и негодных деревянных и железобетонных шпал;
кустовая негодность шпал и скреплений.
величина подвижек, относительно маячной шпалы (угон пути);
Любое ПС, оснащенное системой автоматизиро-ванного видео-контроля
Характеристики состояния мостов:
поперечные очертания через 5 м;
ведомость толщины балласта на мостах;
ведомость отклонений оси пути от осей пролетных строений.
3.2.5. По дополнительно контролируемым параметрам состояния железнодорожного пути, стыковым зазорам и боковому износу рельсов в кривых участках, в обязательном порядке ограничивается скорость движения поездов согласно действующим нормативным документам ОАО «РЖД». По всем остальным дополнительным параметрам с установленными предельно допустимыми величинами руководителем мобильного средства путеизмерения выдаются предписания работникам дистанций пути для их натурной проверки в течение суток.
3.2.6. Для определения предотказного состояния по параметрам геометрии рельсовой колеи используются данные проходов мобильных средств путеизмерения. По дополнительно контролируемым параметрам предотказное состояния определяется в соответствии с требованиями Инструкций [5, 16, 17]:
по состоянию рельсов;
импульсные неровности с глубиной более 2 мм;
участки с боковым износом рельсов более 15 мм;
угон пути (смещение плети относительно маячной шпалы более 10 мм);
по состоянию стыков:
стыковые зазоры более 20 до 24 мм, при отрицательных температурах;
наличие нулевых зазоров в летнее время, при условии, что соседние зазоры меньше 3 мм;
трещины и выкрашивание металла на поверхности катания головки рельсов (по видеоконтролю).
по состоянию балласта:
места с шириной плеча балластной призмы (на длине более 5 м) от 25 до 40 см (в зависимости от плана бесстыкового пути);
наличие выплесков, больше 3-х шпальных ящиков (по видеоконтролю);
по нарушению целостности шпал и элементов скреплений (по данным видеоконтроля) ;
3.2.7. Данные мобильных средств путеизмерения используются при паспортизации характеристик:
положения пути в плане;
положения пути в продольном профиле;
поперечных сечений балластной призмы и земляного полотна.
Паспортизация кривых, расположенных на главных путях ОАО «РЖД», осуществляется согласно Положению [10]. Утверждаемыми паспортными характеристиками кривой являются:
количество участков разного радиуса и величины радиусов;
длина переходных кривых, обеспечивающая необходимые для установленной скорости движения отводы по кривизне и возвышению;
рациональное возвышение, величина которого удовлетворяет установленным критериям по непогашенному ускорению для пассажирских и грузовых поездов.
Характеристиками продольного профиля пути, используемыми при паспортизации, являются высотные и пикетажные координаты конечных точек элементов профиля – прямых отрезков с постоянным уклоном и вертикальных кривых, соединяющих смежные подъемы и спуски.
3.2.8. Порядок использования данных путеизмерительных средств при планировании реконструкции и ремонта железнодорожного пути регламентируется Техническими условиями на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути [8].
Для планирования работ по содержанию и ремонту пути путеизмерительные средства поставляют данные в АСУ, где должны формироваться ведомости, передаваемые по линиям связи в подразделения путевого хозяйства.
3.2.9. Результаты проходов путеизмерительных средств должны использоваться при оценке качества и эффективности выполненных ремонтных работ. Оценка участков пути после выполнения реконструкции (модернизации) и ремонтов осуществляется согласно Техническим условиям [8] и включает:
оценку соответствия параметров устройства пути после ремонта проектным характеристикам;
оценку качества работ по ремонту участка пути (после его сдачи во временную эксплуатацию) с получением соответствующих выходных форм;
занесение характеристик качества ремонта в СБД-П;
оценку качества и эффективности выполнения плана ремонта пути в целом по дороге (контроль выполнения плана ремонта пути дороги).
3.2.10. Перечень контролируемых параметров пути и состав выходных форм для каждого путеизмерительного средства установлен в утвержденных нормативных документах.
4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ КОНТРОЛЯ
СОСТОЯНИЯ ГЛАВНЫХ И СТАНЦИОННЫХ ПУТЕЙ
4.1. Путеизмерительные средства, используемые в диагностике путевого хозяйства
4.1.1. Путеизмерительные тележки являются средством контроля работ по текущему содержанию станционных и малодеятельных путей, которые не проверяются регулярно мобильными средствами диагностики. Применяются при осмотрах главных путей и для контроля качества ручных промеров пути бригадирами и дорожными мастерами путевым шаблоном. Информация путеизмерительных тележек предназначена для принятия управленческих решений на уровне дистанций пути.
Путеизмерительные тележки всех модификаций (ПТ-7МК, ПТ-7МК-01, АКНОП) применяются для измерения и оценки ширины колеи и уровня ненагруженного пути, так же оборудованы регистратором выявленных визуально оператором нарушений в содержании пути.
4.1.2. Вагоны-путеизмерители КВЛ-П – средство регулярного контроля параметров геометрии рельсовой колеи и обеспечения безопасности движения в ОАО «РЖД».
Вагоны КВЛ-П моделей 1, 2 (контактные) и 3 (бесконтактные) являются не самоходными, всепогодными путеизмерителями, обеспечивающими при рабочих скоростях (до 80 км/ч – КВЛ-П1, до 120 км/ч – КВЛ-П2 и до 160 км/ч – КВЛ-П3) контроль и оценку характеристик геометрии рельсовой колеи:
взаимного положения обеих рельсовых нитей по высоте (уровень);
ширины рельсовой колеи (шаблон);
стрел изгиба в плане от несимметричной хорды (рихтовка);
просадок рельсовых нитей в вертикальной плоскости.
4.1.3. Ручной путеизмеритель РПИ является аналогом вагона-путеизмерителя КВЛ-П, измеряет и автоматически оценивает параметры рельсовой колеи и характеристики продольного профиля и плана ненагруженного пути.
Основной задачей РПИ является приемка отремонтированного пути и оценка качества выполнения ремонтных работ. Результаты съемки РПИ фактических характеристик пути после выполнения ремонтных работ представляются комиссии по приемке ремонта в соответствии с Инструкцией о порядке применения путеизмерителя «РПИ» для диагностирования железнодорожного пути [13].
4.1.4. Вагоны путеобследовательские станции ЦНИИ-4 с бесконтактным съемом информации контролирует параметры рельсовой колеи при скоростях до 140 км/ч, осуществляют обследование железнодорожного пути с отдельным локомотивом или в составе пассажирских поездов. ВПС ЦНИИ-4 используются для измерения и оценки параметров устройства и состояния главных путей (3-го класса и выше) и для съемки профиля станционных путей.
Порядок определения и использования характеристик устройства и состояния пути, получаемых путеобследовательскими станциями ЦНИИ-4 регламентирован Техническими указаниями ЦПТ-46/15 [15].
4.1.5. Самоходные путеизмерители-дефектоскопы производят контроль и оценку характеристик ГРК на станционных и приемоотправочных путях, а также на главных путях, не вошедших в проверку вагонов-путеизмерителей или используются при рабочих проверках пути.
Данные путеизмерителей-дефектоскопов включаются в ведомость ПУ-32 только для путей, которые не были проверены вагонами-путеизмерителями.
4.1.6. Диагностические комплексы контроля железнодорожной инфраструктуры ДКИ ЭРА и ИНТЕГРАЛ предназначены для комплексного обследования важнейших направлений сети дорог по заданиям ОАО «РЖД» и решения задач:
оценки фактических характеристик устройства и состояния железнодорожного пути и его элементов, контактной сети и железнодорожной автоматики, комплексной оценки состояния участков железнодорожной инфраструктуры;
получения объективной количественной информации для паспортизации объектов путевого хозяйства, планирования и проектирования работ по содержанию и ремонтам пути, контроля качества их выполнения;
комплексной оценки фактического состояния пути и его отдельных элементов (дополнение данных генеральных осмотров пути).
Аппаратура ДКИ позволяет контролировать и оценивать, при максимальной комплектации аппаратно-программного комплекса, более 120 параметров железнодорожной инфраструктуры, в т.ч. характеризующие состояние железнодорожного пути по:
геометрии рельсовой колеи (основные параметры ГРК, положение пути в плане и продольном профиле, длинные неровности);
габаритам приближения строений, мостов, туннелей и величинам междупутного расстояния;
параметрам рельсов (короткие неровности, фактические профили головок рельсов, их боковой и вертикальный износ, наклон поверхности катания и подуклонка, стыковые зазоры и динамические ступеньки);
геометрическим размерам балластной призмы и земляного полотна (ширина плеча балластной призмы, ширина основной площадки земляного полотна, ширина обочины земляного полотна, крутизна откосов земляного полотна);
состоянию нижнего строения пути по данным георадиолокации (границы слоев подшпального основания, их неровности в продольной и поперечной плоскостях, определение толщины слоев подшпального основания, наличия балластных корыт).
4.1.7. А втоматические путеизмерительные модули АИИСна подвижном составе (Сапсан, Ласточка и др.) п роверяют главные пути скоростных и высокоскоростных линий, контролируют и оценивают:
параметры ГРК, включая натурные неровности в профиле и плане;
длинные неровности пути в плане и профиле;
короткие неровности рельсовых нитей;
боковой и вертикальный износ рельсов;
подуклонку и наклон поверхности катания рельсов.
Номенклатура контролируемых характеристик пути и нормативы оценки установлены в Инструкции [23].
4.1.8. Самоходная путеизмерительная лаборатория на базе грузового локомотива (СПЛг) с осевой нагрузкой более 22 т, измеряет параметры геометрии колеи под повышенной динамической нагрузкой с учетом отжатий рельсов. При оценке показаний СПЛг применяются дополнительные нормативы, отличающиеся от установленных для вагонов путеизмерителей с осевыми нагрузками менее 18 т.
Результаты совместных измерений СПЛг и мобильных средств диагностики используются для оценки участков пути, где планируется повышение осевых нагрузок, организация движения тяжеловесных поездов, выявления участков с ослабленным подрельсовым основанием. Нормативы оценки и порядок использования результатов измерений СПЛг регламентируются Инструкцией [22].
4.2.Порядок организации работы путеизмерительных средств
4.2.1. Каждое путеизмерительное средство должно проходить периодическую калибровку, согласно Руководству по его эксплуатации.
4.2.2. Для обеспечения достоверности показаний, перед поездкой для каждого мобильного средства путеизмерения должна производиться проверка правильности настройки аппаратуры, согласно Руководству по его эксплуатации.
4.2.3. Источником априорной информации является база паспортных данных пути (БПД) или система баз данных путевого хозяйства (СБД-П).
Ответственность за достоверность априорной информации несет начальник службы пути, за своевременный ввод ее в базу априорных данных мобильного средства путеизмерения – начальник Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры.
4.2.4. Съемка и оценка характеристик нижней негабаритности, междупутного расстояния, поперечных сечений балластной призмы и земляного полотна, подуклонки рельсов мобильными средствами путеизмерения, использующими бесконтактные системы оптического измерения и пространственного сканирования, при наличии снежного покрова не допускается.
4.2.5. Измерительная поездка производится с установленной скоростью следования по участку, либо со скоростью, согласно утвержденной технологии проверки пути мобильного средства путеизмерения.
4.2.6. В измерительной поездке мобильное средство диагностики (за исключением АИИС) согласно установленным нормативам сопровождается представителями дирекции инфраструктуры и линейными подразделениями путевого хозяйства. При работе мобильного средства диагностики в составе пассажирского поезда сопровождение со стороны дистанций пути не является обязательным.
4.2.7. При осуществлении измерений, в режиме реального времени должны выявляться отступления (неисправности), угрожающие безопасности движения поездов, с выдачей установленных выходных форм (за исключением АИИС). Для всех мобильных средств диагностики необходимо формирование:
графической диаграммы с оценкой отступлений по параметрам ГРК;
индикации на мониторе обнаруженных неисправностей по дополнительно контролируемым параметрам (при наличии оборудования для измерений), требующих ограничения скорости;
ведомостей с автоматически выявленными неисправностями устройства и содержания пути, требующими ограничения скорости движения.
После завершения поездки и дополнительного анализа автоматически выявленных неисправностей (предварительных оценок) должны быть сформированы:
ведомости с неисправностями устройства и содержания пути, требующими ограничения скорости движения;
ведомости с отступлениями, превышающими пороговые значения (требующими повышенного внимания работников дистанций пути).
4.2.8. Порядок организации работы АИИС, автоматической системы без участия персонала должен регламентироваться отдельным нормативным документом, утвержденным ОАО «РЖД».
4.3. Порядок оперативного использования данных о состоянии пути
для обеспечения безопасности движения поездов
4.3.1. При проведении поездки мобильного средства путеизмерения производится автоматическая расшифровка показаний измерительной аппаратуры и оценка состояния железнодорожного пути, в том числе и по параметрам, для которых скорость движения поездов ограничивается или закрывается.
4.3.2. При обнаружении на пути неисправностей, требующих ограничения скорости:
руководитель мобильного средства путеизмерения передает по радиосвязи дежурному по станции (или поездному диспетчеру) заявку на ограничение скорости или закрытие движения поездов и производит соответствующую запись в журнале учета выдачи заявок на предупреждения об ограничении скорости движения поездов.
при невозможности по техническим причинам незамедлительно дать заявку на выдачу предупреждения об ограничении скорости или закрытии движения на месте неисправности высаживается работник дистанции пути из числа сопровождающих мобильное средство путеизмерения для принятия мер по обеспечению безопасности движения поездов. Заявка об ограничении скорости или о закрытии движения для поездов выдается руководителем мобильного средства путеизмерения по прибытии на ближайшую станцию;
старшему сопровождающему от дистанции пути выдается копия графической диаграммы километра, на котором ограничена скорость движения поездов. Он принимает немедленные меры по обеспечению безопасности движения поездов, организует устранение обнаруженных неисправностей, направляет на место устранения ответственных работников и делает на выданной копии отметку о принятых мерах.
4.3.3. Неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке руководителя мобильного средства путеизмерения приказа о закрытии движения на участке или ограничения скорости движения поездов до 15 км/ч, на главных путях должен учитываться начальником дистанции пути как корпоративное нарушение безопасности движения и расследоваться порядком в соответствии с требованиями распоряжения ОАО «РЖД» от 17 ноября 2015 г. № 2703р.
4.3.4. По окончанию суточной проверки в дистанции пути передаются:
по основным параметрам: оригиналы графических диаграмм ГРК с оценкой отступлений, ведомость отступлений ГРК с ограничением скорости движения, покилометровая ведомость отступлений по линейным подразделениям (ведомость формы ПУ-32);
по дополнительным параметрам (при наличии оборудования для измерений): ведомость участков пути со сверхнормативным износом, ведомость сверхнормативных стыковых зазоров, требующих ограничения скорости движения, ведомость нарушений размеров балластной призмы с приложением пакета графических форм «Поперечное сечение балластной призмы» в сечениях с нарушением нормативных требований, ведомость нарушений габаритов приближения строений и междупутного расстояния с пакетом графических форм «Поперечные сечения габаритов» в местах нарушений габарита и междупутного расстояния.
4.4. Периодичность и порядок комплексного контроля состояния пути
4.4.1. Железнодорожный путь для решения задач по обеспечению безопасности движения поездов и текущего содержания пути должен проверяться путеизмерительными средствами с установленной периодичностью.
Минимальная периодичность контроля должна быть не реже, приведенной в таблице 4.1 для главных и 4.2 для станционных путей.
Периодичность проверок главных путей мобильными средствами путеизмерения
Тип путеизмерительного средства
Классы железнодорожных линий (специализация)
Безопасность движения, текущее содержание и мониторинг состояния пути (контроль ГРК)
Мобильное путеизмерительное средство
1 раз в 3 месяца 1)
1 раз в 12 месяцев
Контроль дополнительных параметров, безопасность движения, текущее содержание пути
ЦНИИ-4, или ДКИ, или модернизированный КВЛ-П
1) 2 раза в месяц проверяются участки с установленными приказом начальника дороги скоростями движения пассажирских поездов более 60 км/ч;
2) на участках, проверяемых АИИС, проезд мобильным путеизмерительным средством производится 1 раз в месяц;
3) при отсутствии на участке оборудованного АИИС подвижного состава, назначается проверка мобильным путеизмерительным средством не менее 2 раз в месяц.
Периодичность проверок станционных путей путеизмерительными средствами
Тип путеизмерительного средства
Специализация станционных путей
Приемо- отправоч- ные
Деповские, выставочные, прочие
Безопасность движения, текущее содержание и мониторинг состояния пути
1 раз в 3 месяца 1,2)
1 раз в 3 месяца 1,2)
1 раз в 6 месяцев 3)
1 раз в 6 месяцев 3)
1 раз в 6 месяцев 3)
Съемка плана и профиля станций
По плану, утверждённому ДИ
1) станционные пути (не ниже 3 класса, с пассажирским движением), примыкающие к главным проверяются мобильными путеизмерительными средствами с периодичностью один раз в 6 месяцев;
2) проверка станционных путей путеизмерительными тележками не производится, если путь был проверен мобильным путеизмерительным средством.
4.4.2. Периодичность контроля участка пути различными путеизмерительными средствами свыше установленных требований таблиц 4.1. и 4.2 может быть установлена начальником дирекции инфраструктуры по согласованию с Центральной дирекцией инфраструктуры.
4.4.3. Для задач паспортизации пути, предпроектного обследования, планирования и оценки ремонтов пути работа диагностических комплексов инфраструктуры, путеобследовательских станций ЦНИИ-4, самоходных многофункциональных лабораторий на базе локомотивов, ручного путеизмерителя производится по годовым планам, утверждаемым региональными Дирекциями инфраструктуры (для ДКИ ЭРА и ИНТЕГРАЛ – Центральной дирекцией инфраструктуры). Годовые объемы работ по контролю пути должны согласовываться со службой пути и утверждаться Управлением диагностики и мониторинга инфраструктуры.
4.5. Порядок организации работ по обеспечению работоспособности путеизмерительных средств
4.5.1. Все путеизмерительные средства в установленные сроки должны проходить техническое обслуживание и плановый ремонт в соответствии с утвержденными правилами проведения ремонта и поверки.
4.5.2. Текущий ремонт и техническое обслуживание измерительной аппаратуры, электронной и механических частей путеизмерительных средств осуществляется силами работников вагонов и представителями фирмами производителями. Порядок проведения работ определяется Правилами технического обслуживания путеизмерительного средства каждого типа.
4.5.3. Все работники путеизмерительных средств, связанные с движением поездов, в установленном порядке проверяются на знания Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций, положений, приказов и указаний, относящихся к кругу их ведения.
4.5.4. Обслуживающий персонал всех путеизмерительных средств, а также работники центров диагностики и мониторинга инфраструктуры, занимающиеся обработкой путеизмерительной информации, назначаются из числа лиц, прошедших специальную подготовку.
4.5.5. Техническая учеба работников путеизмерительных средств проводится по следующим направлениям:
технология обслуживания вагонной и контрольно-измерительной аппаратуры (проводится представителями предприятий разработчиков путеизмерительных средств);
технология проведения поездок путеизмерительных средств;
технология обработки путеизмерительной информации при решении задач путевого хозяйства.
4.5.6. Обучение и переобучение специалистов путеизмерительных средств работе с новой аппаратурой и программами обработки и оценки данных проводится в учебных центрах фирм-изготовителей путеизмерительной техники с периодичностью, установленной требованиями нормативных документов по плану, утвержденному Управлением диагностики и мониторинга инфраструктуры.
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ ПРОВЕРОК
СОСТОЯНИЯ ПУТИ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
5.1. Начальник дирекции инфраструктуры в соответствии с требованиями настоящего положения, издает приказ о периодичности проверки главных и станционных путей. На основании приказа о периодичности ежемесячно разрабатываются графики проверки состояния пути путеизмерительными средствами.
Для мобильных средств путеизмерения графики работы формируются в центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, согласовываются службой пути, начальником дирекции инфраструктуры и не менее чем за 7 дней до начала следующего месяца утверждаются первым заместителем начальника железной дороги.
Графики работы путеизмерительных тележек разрабатываются и утверждаются в дистанции пути.
5.2. Исходя из установленной периодичности, в месячном графике работы мобильных средств путеизмерения определяется вид проверки «контрольная» или «рабочая». После согласования и утверждения предложенного графика смена очередности видов проверки не допускается.
5.3. При составлении графика проверки состояния пути мобильными средствами путеизмерения необходимо соблюдать следующие условия:
при установленной периодичности 2 раза в месяц – интервал между проверками не должен быть менее 7 и более 20 дней;
при установленной периодичности 1 раз в месяц – интервал между проверками не должен быть менее 20 и более 45 дней;
при установленной периодичности 1 раз в 3 месяца – интервал между проверками не должен быть менее 60 и более 85 дней;
при установленной периодичности 1 раз в 6 месяцев – интервал между проверками не должен быть менее 150 и более 170 дней;
при установленной периодичности 1 раз в 12 месяцев – интервал между проверками не должен быть менее 320 и более 350 дней.
5.4. Изменения графика проверки допускается по согласованию с начальниками службы пути и дирекции инфраструктуры и назначается телеграфным указанием за подписью первого заместителя начальника дирекции инфраструктуры. Допускается переносить даты проверок, изменять участки, тип и номер мобильного средства путеизмерения.
5.5. На участках пути, где контроль мобильными средствами путеизмерения производится 1 раз в месяц и реже, результаты проверки параметров ГРК учитываются как «контрольная» и используется при оценке качества текущего содержания подразделений обслуживающих проверенный участок. На участках, где контроль производится 2 раза в месяц и чаще, при оценке состояния инфраструктуры и подразделений ее обслуживающих принимаются к учету результаты оценки параметров ГРК согласно назначенной в месячном графике контрольной проверке. Проверки сетевыми путеобследовательскими станциями ЦП всегда считаются контрольными.
6. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ,
ПОЛУЧАЕМОЙ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
6.1. Результаты контроля и оценок путеизмерительными средствами фактического состояния железнодорожного пути и его элементов должны представляться в виде унифицированных графических и табличных выходных форм, утвержденных ОАО «РЖД».
Выходные формы должны быть дифференцированы в зависимости от уровня управления:
для руководства дирекции инфраструктуры – интегральные показатели состояния путевой инфраструктуры для планирования работ по устранению проблемных мест и ремонту пути;
для работников службы пути и линейных подразделений – параметры фактического состояния пути для планирования работ по устранению выявленных нарушений и контролю их выполнения;
для работников проектных организаций – параметры фактического состояния пути для выявления нестабильных и проблемных мест и объектов, требующих усиления, для разработки проектных решений по реконструкции и ремонту пути.
В дополнение к существующему представлению путеизмерительной информации по административным подразделениям дирекции инфраструктуры должно быть представление по маршрутам движения поездов (направлениям), охватывающее несколько дистанций пути (например, высокоскоростная линия Москва – Санкт-Петербург или участки Транссиба).
6.2. После каждого проезда на борту мобильного средства путеизмерения (кроме АИИС*) производится:
подтверждение результатов выявления неисправностей в реальном времени, корректировка при необходимости ошибочных результатов оценки;
постобработка измерений, полученных в реальном времени, формирование выходных ведомостей постобработки.
6.3. В Центре диагностики и мониторинга инфраструктуры решаться следующие задачи:
планирование работы мобильных средств путеизмерения, контроль и оценка выполнения их плана;
получение от мобильных средств путеизмерения данных, их анализ и, при необходимости, корректировка;
ведение, хранение базы измерительных и расчетных данных;
ведение банка данных результатов анализа и оценки фактического состояния объектов путевого хозяйства;
обработка и документирование данных съемки продольного профиля и положения пути в плане;
оценка по данным мобильных средств путеизмерения выполненных работ по техническому обслуживания пути;
паспортизация пути в т.ч. паспортизация кривых с расчетами их рациональных параметров.
6.4. Порядок обработки информации и формирования выходных форм по данным конкретного типа мобильного средств путеизмерения определяется утвержденной ОАО «РЖД» Инструкцией для соответствующего средства, включая перечень и вид выходных форм, полученных в результате обработки и анализа измерительной информации.
Для унификации вида и формы путеизмерительной информации, используемой для решения задач путевого хозяйства по данным различных путеизмерительных средств, установлен перечень общих, обязательных выходных форм оценки состояния характеристик устройства и состояния пути и его элементов, представленный в таблице 5.1.
6.5. Результатами контроля характеристик пути путеизмерительными средствами являются:
Ведомости на бумажных носителях, получаемые в ходе поездки;
файлы измеренных значений контролируемых параметров пути;
файлы расчетных параметров пути;
выходные формы анализа и оценки, полученные в результате постобработки измерительных данных.
Файлы измерительных данных архивируются и хранятся на мобильном средстве диагностики в течение 12 месяцев. Архивированные файлы передаются в Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, где хранятся на сервере или на автоматизированных рабочих местах (АРМ) обработки данных в течение трех лет.
Результаты оценки характеристик состояния и устройства пути и его элементов в виде установленных выходных форм хранятся в базе результатов проверок пути Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры.
На полигонах, оборудованных КСПД ИЖТ, результаты измерений должны передаваться оператору данных системы для последующей актуализации базы данных.
6.6. Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры передает обработанную информацию в:
виде выходных ведомостей проектным организациям и другим потребителям по согласованию с дирекцией инфраструктры;
базу КСПД ИЖТ о фактических характеристиках устройства пути в плане и профиле;
действующую автоматизированную систему управления инфраструктурой.
6.7. В АСУ осуществляется долговременное хранение данных, полученных от разных путеизмерительных средств, результаты паспортизации, прогнозирования изменения состояния пути, планирования реконструкции и ремонта пути.
Перечень выходных форм путеизмерительной информации для решения
задач путевого хозяйства обязательных для всех путеизмерительных средств*
Задача путевого хозяйства /
Название выходного документа
Регламентирующий нормативный документ 1)
1. Обеспечение безопасности движения поездов
Параметры геометрии рельсовой колеи (ГРК)
Графическая диаграмма параметров ГРК с результатами оценки отступлений
Ведомость оценки состояния пути (ПУ-32)
Ведомость отступлений ГРК с ограничением скорости движения
Параметры кривых участков пути
Ведомость кривых с ограничением скорости
Инструкция 1, Положение 1, 2
Карточки кривых с ограничением скорости
Характеристики рельсов и стыков
Ведомость участков с боковым износом рельсов, ограничивающим скорость
Инструкция 2, 4, 5
Альбом
Ведомость сверхнормативных стыковых зазоров, требующих ограничения скорости движения
Ведомость сверхнормативных неровностей на поверхности катания рельсов
Нарушения габаритов, междупутья, размеров балластной призмы
Ведомость нарушений габаритов приближения строений и пакет графических форм «Поперечные сечения габаритов» в местах нарушений габарита;
Инструкции 2, 6,
Альбом
Ведомость нарушений междупутного расстояния и пакет графических форм «Ширина междупутья» в сечениях с нарушением требуемой величины
Ведомость нарушений размеров балластной призмы с приложением пакета графических форм «Поперечное сечение балластной призмы»
Инструкции 2, 6,
Альбом
Сводные ведомости оценки пути по безопасности движения
Сводная ведомость отступлений, угрожающих безопасности движения по параметрам, контролируемым ДКИ
Ведомость «Количество опасных неисправностей по видам по дороге»
2. Предупреждение предотказного состояния пути
Ведомость отступлений ГРК 3-й степени и близких к 3-й
Ведомость кривых с боковым износом рельсов более заданного порога
Инструкции 2 и 6, Альбом
Ведомость характеристик сверхнормативных стыковых зазоров
Ведомость подвижек рельсовых нитей (угон пути)
Ведомость состояния поверхности катания рельсов
Ведомость нарушений размеров балластной призмы (с приложением пакета графических форм «Поперечное сечение балластной призмы»)
Ведомость характеристик расстройства кривых
Сводная ведомость предотказного состояния участка (ПУ-32_предотказ)
3. Планирование и контроль работ по текущему содержанию пути
Неотложные работы по обеспечению безопасности движения поездов
Ведомость оценки состояния пути (ПУ-32)
Ведомость отступлений с ограничением скорости движения
Графическая диаграмма параметров ГРК с результатами оценки отступлений
Ведомость характеристик сверхнормативных стыковых зазоров
Инструкции 2-6 Альбом
Ведомость участков пути с боковым износом рельсов, ограничивающим скорость
Сводная ведомость состояния шпал и скреплений
Ведомость нарушений размеров балластной призмы с приложением пакета графических форм «Поперечное сечение балластной призмы»)
Инструкции 5, 6 Альбом
Плановые и первоочередные работы 3)
Графическая диаграмма параметров ГРК с результатами оценки отступлений
Ведомость оценки состояния пути (ПУ-32)
Ведомость величин стыковых зазоров и температур рельсов
Ведомость регулировки стыковых зазоров
Ведомость подвижек рельсовых нитей (угон пути)
Ведомость распределения величин подуклонки рельсов (ПР) и наклона поверхности катания рельсов (НПК)
Ведомость попикетных характеристик ПР и НПК
Ведомость кривых с боковым износом рельсов более заданного порога
Ведомость характеристик расстройства кривых
Ведомость нарушений размеров балластной призмы
Сводная ведомость оценки состояния рельсов и стыков
Сводная ведомость состояния шпал и скреплений
Сводная ведомость оценки состояния балластного слоя и земляного полотна
Комплексные плановые работы 4) (выполняемые машинными комплексами)
Сводная таблица выявленных отступлений
Ведомость статистических характеристик ГРК на участке пути
Ведомость характеристик расстройства кривых
Карточка кривой (однорадиусная, многорадиусная)
Ведомость характеристик сверхнормативных длинных неровностей в плане и профиле (на скоростных линиях)
Ведомость нарушений междупутного расстояния
Ведомость показателей состояния поверхности катания рельсов
Ведомость оценки состояния рельсов и стыков
Сводная ведомость состояния шпал и скреплений
Ведомость нарушений размеров балластной призмы с приложением пакета графических форм «Поперечное сечение балластной призмы»)
Ведомость нарушений размеров земляного полотна (с пакетом графических форм «Поперечное сечение земляного полотна»)
Сводная ведомость оценки состояния балластного слоя и земляного полотна
4. Паспортизация железнодорожного пути
Ведомость паспортных характеристик кривых
Карточка модели кривой
График продольного профиля с высотными отметками
Ведомость элементов продольного профиля пути
Совмещенный график фактического и паспортного (спрямленного) профиля пути с высотными отметками
Ведомость элементов плана пути
Ведомость нарушений габаритов приближения строений с пакетом форм «Поперечные сечения габаритов» в местах нарушений габарита
Инструкция 5,
Альбом
Пакет графических форм «Поперечное сечение балластной призмы»
Пакет графических форм «Поперечное сечение земляного полотна»
5. Предпроектное обследование и планирование ремонтов пути
График продольного профиля главного пути с высотными отметками
Ведомость элементов продольного профиля пути
Ведомость характеристик устройства кривых участков пути
Ведомость характеристик расстройства кривых
Ведомость характеристик сверхнормативных длинных неровностей в плане и профиле (на скоростных линиях)
Ведомость элементов плана пути
Ведомость нарушений габаритов приближения строений с пакетом форм «Поперечные сечения габаритов» в местах нарушений габарита
Ведомость оценки состояния габаритов приближения строений и междупутных расстояний
Ведомость нарушений размеров балластной призмы с пакетом графических форм «Поперечное сечение балластной призмы
Ведомость нарушений размеров земляного полотна с пакетом графических форм «Поперечное сечение земляного полотна»
Сводная ведомость оценки состояния главных путей
Ведомость пикетов с повышенной деформативностью пути
6. Оценка качества проведенных ремонтных работ
Путеизмерительная диаграмма с расшифровкой и оценкой километров на участке ремонта пути
Ведомость отступлений ГРК на участке ремонта
Ведомость фактических величин ширины колеи и уровня
Попикетная ведомость оценки ширины колеи и уровня
Графическая диаграмма «Показатель СССП»
График продольного профиля главного пути с высотными отметками
Инструкции 1,5, 6,7, Альбом
Ведомость элементов продольного профиля пути
График совмещенного фактического и проектного профиля с величинами отклонений
Ведомость характеристик устройства кривых участков пути
Инструкции 1,5, 6,7, Альбом
Карточки кривых на участке ремонта
Ведомость оценки кривых на участке ремонта
Графическая диаграмма «длинные неровности пути в профиле и плане»
Ведомость элементов плана пути
Ведомость оценки состояния габаритов приближения строений и междупутных расстояний
Ведомость нарушений размеров балластной призмы
Ведомость дефектов земляного полотна и балластного слоя по данным расшифровки радарограмм
Сводная ведомость оценки состояния балластного слоя и земляного полотна
Сводная ведомость оценки состояния рельсов и стыков
Ведомость характеристик состояния и устройства пути после ремонтно-путевых работ (ФПО, ФПО-РПИ, ФПО-ДКИ)
* при наличии соответствующей измерительной аппаратуры на конкретном типе путеизмерительного средства
1) перечень нормативных документов, регламентирующих порядок контроля и оценки состояния пути путеизмерительными средствами, и их сокращений приведен в п. 6.1;
2) на участках реконструкции пути;
3) включая работы по выправке пути в профиле и плане (рихтовка), регулировке ширины колеи, зазоров, одиночной смене рельсов, скреплений и шпал, содержанию балластной призмы и земляного полотна;
4) включая работы по выправке пути в профиле и плане, в том числе по устранению длинных неровностей на скоростных линиях, по перекладке рельсов в кривых, планировке балластной призмы (при необходимости с досыпкой балласта) и обочин земляного полотна.
7. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ
ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПУТИ
ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Данная Инструкция уточняет порядок использования путеизмерительных средств ОАО «РЖД», регламентируемый следующими нормативными документами (в скобках даны сокращения, используемые в таблице 5.1):
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждены приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286;
Приложение № 9 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (приказ Минтранса России от 9 ноября 2015 г. № 330);
Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги», утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г. № 3212р. (Положение 1);
Инструкция по расшифровке лент и оценке состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона ЦНИИ-2 и мерам по обеспечению безопасности движения поездов, утверждена МПС России 14 октября 1997 г. № ЦП-515, (Инструкция 1);
Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2791р (Инструкция 2);
Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 18 января 2013 г. № 75р (ТУ 1);
Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2788р (Инструкция 3);
Инструкция «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов», утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 23 октября 2014 г. № 2499р. (Инструкция 4);
Положение по оценке фактических параметров устройства кривых участков пути вагонами-путеизмерителями, расчету рациональных параметров устройства кривых для их паспортизации от 19 марта 2009 г. № ЦПТ-46/2 (Положение 2);
Технические указания по определению и использованию характеристик устройства и состояния пути, получаемых путеобследовательскими станциями ЦНИИ-4, от 1 ноября 2008 г. № ЦПТ-46/15 (ТУ 2);
Инструкция по порядку решения основных задач путевого хозяйства с применением полученной дополнительной информации от диагностических комплексов инфраструктуры ЭРА и ИНТЕГРАЛ, утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2013 г. № 3010р (Инструкция 5);
Инструкция по автоматизированному определению, анализу, оценке и использованию в ЕК АСУИ дополнительных параметров устройства и состояния объектов железнодорожного пути, контролируемых диагностическими комплексами инфраструктуры ЭРА и ИНТЕГРАЛ, утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2013 г. № 3009р (Инструкция 6);
Инструкция о порядке применения ручного путеизмерителя (РПИ) для диагностирования железнодорожного пути, утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2776р (Инструкция 7);
Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи с применением самоходных путеизмерительных лабораторий на базе грузовых локомотивов ВЛ11м и 2ТЭ116, утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г. № 3229 р (Инструкция 8);
Инструкция по оценке состояния пути с применением скоростных путеизмерительных комплексов на базе локомотива ЧС200 и ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus, утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г. № 3228 р (Инструкция 9);
Альбом выходных документов представления и оценки характеристик объектов железнодорожного пути с использованием диагностических комплексов ЭРА и ИНТЕГРАЛ, утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2773р (Альбом).
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
Центральная дирекция инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД»
Центральная дирекция по ремонту пути
Управление диагностики и мониторинга инфраструктуры ЦДИ
Дорожный центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры
Автоматизированное рабочее место
База паспортных данных
Геометрия рельсовой колеи
Диагностический комплекс диагностики инфраструктуры ОАО «РЖД»
Единая корпоративная автоматизированная система управления инфраструктурой ОАО «РЖД»
Система баз данных путевого хозяйства
Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности
Комплексная система пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ