Что такое ювенальная смола
Эпоксидная смола: практические советы начинающим. Часть 3. Выбираем эпоксидку
Краеугольным камнем эпоксидного творчества является, разумеется, сама эпоксидная смола. Она же и самый дорогостоящий расходник. Начинающим сложно ориентироваться в ассортименте и оценивать качества материала по описанию, в связи с этим в этом посте дадим несколько полезных комментариев и советов.
Начинающим рекомендую внимательно отнестись к характеристикам смолы, поскольку они напрямую влияют на ваш результат. Для сравнения приведу фото изделий с использованием продуктов, которые были использованы. На них хорошо видна разница в текстуре и прозрачности.
Прежде чем покупать смолу, следует учесть, что для поделок используются два вида: жидкая и густая эпоксидка (ее еще называют Хани/ Honey). Эти продукты используются для разных целей и техник. Ниже я приведу примеры продуктов, которые мне представляются оптимальные по разным параметрам.
Также важно учесть, что промышленная/техническая эпоксидка и смола для творчества – это несколько разные вещи. Для некоторых видов поделок неспециализированные материалы подойдут, для других – категорически нет. Это объясняется тем, что при всех своих преимуществах (низкая цена, хорошая прозрачность и быстрое отвердение) они имеют характерный желтоватый оттенок, который в прозрачных изделиях хорошо заметен, а также могут оставить разводы в толще изделия. Из-за этого добиться чистого холодного (например голубого) оттенка при окрашивании прозрачными колерами вам не удастся в принципе. Несмотря на это такая смола очень выручает, когда нужно заливать большие объемы. Пример такой смолы я также приведу ниже.
Эпоксидная смола для творчества
Преимущество жидкой эпоксидки – малое количество пузырей (а пузыри – враг любого, кто занимается эпоксидным творчеством). Недостаток – очень долгое отвердение (2-4 суток один слой). Если вы хотите делать объемные заливки, вам следует использовать именно такую смолу. Если очень постараться, то такой смолой можно и рисовать, но это проблематично. Для этого необходимо понять, за какое время она загустевает до нужной консистенции (это может быть от 6 до 24 часов). Чтобы это понять вам нужно будет извести довольно много материала впустую, поэтому делать этого не советую. Хорошая смола жидкого типа, которая к тому же относительно быстро твердеет (1-1,5 суток) и недорого стоит – Creative для объемных заливок. При соблюдении технологии дает идеальную прозрачность. Цена упаковки 1 килограмм 1300-1400 рублей. Область применения – объемные заливки. Ниже вы видите изделие, отлитое двумя слоями, высота которого составляет около 20 см.
Преимущество густой эпоксидки – быстрое застывание. Недостаток – ужасная пузыристость. Изделия из такой смолы часто выглядят мутными из-за большого количества пузырей. Такая смола хорошо подойдет для непрозрачных элементов, рисования и для тонких заливок. В этой категории безусловный чемпион – ArtEpoxy RS, застывающая за 6 часов. Цена за 1 килограмм – 1200-1300 рублей. Область применения – Резин арт, мелкие аксессуары для композиций, обработка элементов декора перед заливкой (зачем это нужно мы расскажем в отдельной публикации), заливка базовых непрозрачных слоев и т.д. Ниже вы видите ответ на вопрос почему такая эпоксидка не подойдёт для Петри Арт и для любых прозрачных элементов. Зато прекрасно подойдет для Резин Арт.
Компромиссный вариант – эпоксидка-универсал Artline Crystal Epoxy. Относительно мало пузырей, застывает за сутки. Этой смолой можно делать объемные элементы и рисовать, если перед этим дать постоять 40 минут. Недостаток – стоит дороже, чем предыдущие варианты. Однако, для начинающих можно рекомендовать ее, так как она универсальна, удобна в работе и позволяет получить хороший результат. Цена за 1 килограмм – 1500 рублей.
Неспециализированная эпоксидка
Самым доступным вариантом с хорошими показателями по всем критериям (не пахнет, хорошо выходят пузыри, при этом застывает за 3-4 часа), я считаю старый-добрый клей ЭДП (Клей эпоксидный ЭДП Универсальный, произведенный в Дзержинске). Продается по 280 грамм, цена одной пачки – от 170 рублей, то есть 1100 грамм за 680 рублей.
Такая эпоксидка спасает, когда нужен большой объем, например, при изготовлении столика-реки. Даже небольшой объект такого плана требует расхода смолы 1-2 килограмма. При этом продукт имеет и недостатки – желтизна и разводы в текстуре. Работе с такой смолой мы посвятим отдельную публикацию. Для начинающих продукт может быть полезен разве что для Резин Арт.
Я использую все четыре вида эпоксидки для разных задач, приобретаю объем 1-1,5 кг. Кстати, о количестве. Сколько же нужно эпоксидки на поделки?
Чтобы сделать панно Резин Арт на круглой доске диаметром 28-30 см вам понадобится 60-80 грамм эпоксидки. Для Петри Арт такого же размера вам придется потратить до 200 грамм. Объемная заливка в форму примерно 5х5 см потребует от 100 грамм материала в зависимости от прочего наполнения.
В следующих публикациях мы поговорим о том, какие проблемы могут возникнуть в ходе работы, и о том, как их избежать.
Как работать с молдами: создание украшений из эпоксидной смолы
Эпоксидная смола – это полимерный материал, благодаря которому вы можете создать своими руками сотни удивительных украшений и других аксессуаров. В этой статье мы еще раз расскажем основные особенности подготовки эпоксидной смолы к творчеству и более детально расскажем об использовании молдов для заливки и создания ювелирных изделий.
Основные характеристики эпоксидной смолы:
Если вы решили купить эпоксидную смолу в строительном магазине, будьте осторожны: по ошибке можно приобрести эпоксидный клей, который не подходит для творчества. Кроме того, для создания бижутерии и аксессуаров годится только специальная ювелирная эпоксидная смола. В нашем каталоге вы найдете все необходимые материалы высокого качества от известных производителей.
Содержание
Как работать с эпоксидной смолой
При смешивании отвердителя и смолы происходит реакция полимеризации, во время которой выделяется некоторое количество тепла. Поэтому важно соблюдать технику безопасности.
Если смола или ее компоненты попали на кожу, то следует как можно быстрее смыть их горячей мыльной водой или протереть жидкостью для снятия лака, содержащей ацетон. Чистую кожу промойте водой, высушите, нанесите жирный крем или вазелин.
При попадании в глаза промойте их в течение 15 минут чистой теплой водой и срочно обратитесь к врачу.
Как приготовить смолу правильно
Заранее выставите на стол все материалы и инструменты, которые могут вам потребоваться:
Повторно использовать емкости, шпатели и шприцы нельзя.
Первым делом внимательно прочитайте инструкцию производителя. У разных фирм способы приготовления могут различаться, но принцип везде одинаковый.
Какой декор для заливки в молды можно использовать?
Декор в виде единорога
Молды отлично подходят для того, чтобы делать украшения с любым объемным наполнителем: мхом, сухими цветами, ракушками, листиками, блестками и так далее. Соблюдайте золотые правила:
Чем ювелирная смола отличается от эпоксидной
Без отвердителя практическое применение эпоксидки невозможно. После смешивания этих компонентов смесь отвердевает. Получившийся материал прозрачен, прочен, долговечен, износостоек, химически устойчив, не имеет запаха.
Что такое ювелирная смола
Ювелирная смола — жидкий и вязкий состав, со временем он остывает и твердеет. Смола застывает без деформаций, ее поверхность остается прозрачной, материал можно окрасить в любой цвет и декорировать любым образом. После застывания этот материал выглядит точно как стекло, только его прочность гораздо выше: застывшая ювелирная смола практически небьющаяся. После затвердения ювелирная эпоксидка поддается обработке: ее шлифуют, обрезают, сверлят, полируют. Ювелирную смолу используют при создании подвесок, брошей и других украшений.
Чем ювелирная смола отличается от эпоксидной
Ювелирная смола — один из видов эпоксидных смол. В отличие от эпоксидки промышленного назначения, ювелирная эпоксидная смола менее токсична. При работе с составами промышленного назначения нужно использовать средства индивидуальной защиты кожи, органов дыхания и глаз. Работа с «ювелирным» составом при соблюдении техники безопасности не повредит здоровью.
Как работать с ювелирной смолой
Ювелирная смола — достаточно простой в использовании материал. Главное правило при работе с ювелирной эпоксидкой — точно соблюдать пропорции при смешивании компонентов. Если пропорции нарушить, эпоксидка не сможет приобрести нужную вязкость и твердость. Соотношение частей смолы и отвердителя у разных производителей могут отличаться.
Эпоксидки делят на два вида — горячего и холодного отверждения. Первые затвердевают только при запекании (сильном нагревании). Вторые застывают при комнатной температуре в течение 12-24 часов.
Как сделать ювелирную смолу
Для приготовления ювелирной смолы нужны два компонента — сама эпоксидная смола и отвердитель, без которого применить эпоксидку по назначению не получится. Для создания «рабочего» состава и украшений понадобятся:
Порядок работы
Работать с ювелирной эпоксидкой следует в проветриваемом помещении, без источников открытого огня, в средствах индивидуальной защиты — в респираторе и перчатках.
На каком этапе придавать форму изделию?
С момента смешивания компонентов и до затвердения ювелирная смола проходит несколько этапов.
Как сделать ювелирную смолу цветной
Чтобы придать цвет изделию из смолы, используют специальные добавки — эпоксионы. Они бывают обычными и флуоресцентными, растворяются легко и без комков, имеют маленький расход: в смоляной состав цветные добавки вводят микродозами, буквально на кончике иглы. Еще есть добавка диффузант — это специальная белая пудра, назначение которой — придать эпоксидке непрозрачность, молочную фактуру.
Ювелирная эпоксидная смола — благодарный материал, который позволяет создавать эффектные и оригинальные украшения. При четком соблюдении пропорций и аккуратной работе она отблагодарит красотой, прочностью и долговечностью готовых украшений.
Эпоксидная смола: Что нужно знать, прежде чем сделать первую работу
Приступая к работе с эпоксидной смолой важно учитывать много нюансов и тонкостей, в противном случае поделка может быть безнадежно испорчена. Конечно, нельзя предусмотреть и предугадать все, но для интересующихся эпоксидным творчеством попробуем раскрыть важные ноу-хау работы со смолой в разных техниках.
Для первых шагов в работе с эпоксидкой выбирайте поделки, которые не требуют большого расхода материалов. Предпочтительнее начинать с Резин арт или небольших объемных заливок. С Петри начинать не рекомендую, поскольку в этой технике помимо всего прочего нужно работать «вслепую»: вы не будете видеть ваше изделие, пока оно полностью не застынет, а значит с высокой вероятностью, не привыкнув к материалу, поделка будет неудачной.
На чем бы вы ни остановили свой выбор, есть несколько непреложных истин, одинаково верных в любой ситуации.
1. Всегда отмеряйте компоненты на весах и соблюдайте пропорции.
2. Не смешивайте много смолы за раз. Поскольку отвердение эпоксидки — процесс изотермический, то есть сопровождаемый выделением тепла, материал склонен к самонагреванию. Если смешиваете большой объем, смола может закипеть. Это в первую очередь касается густых смол и смол, которые быстро твердеют.
3. Пузыри — злейший враг эпоксидчика. Для борьбы с ними держите под рукой зажигалку. Удобно использовать зажигалки с длинным носиком. Но Осторожно: не пережгите смолу! Нагревать одно и то же место непрерывно нельзя!
Приведу несколько важных рекомендаций для работ в разных техниках.
Резин Арт
1. Начиная работать в технике Резин Арт, лучше начать не с изготовления моря и волн. Вопреки обещаниям производителей и красивым картинкам в рекламе, сделать красивую волну не всегда получается с первого раза. Все добавки, которые обещают имитацию морской пены, пузырей и прочего с вероятностью более 50% не дадут должного эффекта. Это может быть связано с тем, что у разных смол разная вязкость и состав. И вместо ажурной пены вы можете получить в лучшем случае просто белую полосу, а в худшем — расплывшуюся кляксу/не растворившийся до конца порошок и другие сюрпризы.
2. Лучше всего начинать работу с Резин Арт с абстракции. Это позволит вам познакомиться с материалом и привыкнуть к нему. Пожалуй, главная рекомендация здесь — не переусердствуйте с белым цветом! Если вы добавите его слишком много и неудачно раздуете феном, цвета начнут перекрываться белым и затем при попытках сдуть его обратно — смешиваться с ним. Это приводит к «размазанности» и эффекту грязи на картине. Также нужно быть осторожным и с другими цветами. Помните, что при слишком активном воздействии смола разного цвета также начнет смешиваться и создаст грязные пятна.
3. При создании картин используется густая смола, склонная к обильному пузырению. Так как слой заливки тонкий, пузыри легко удаляются зажигалкой. Достаточно провести ею поблизости один раз, и вы увидите, как они выходят и лопаются. При этом важно учесть, что нагревание разжижает эпоксидку и иногда это приводит к тому, что рисунок сдвигается.
4. Очень важный нюанс в работе с густыми смолами состоит в том, что у вас после смешивания материала будет не более 30-40 минут на то, чтобы создать рисунок. После этого эпоксидка загустеет до такой степени, что перестанет течь и смешиваться вообще.
Объемные заливки
При изготовлении объемных изделий не рекомендуется в начале делать слишком «высокие» заливки. Также если вы хотите использовать декоративные материалы в своей поделке, то нужно учитывать важные моменты.
1. То, что вы будете класть в эпоксидку (если только это не гладкий пластик и не плотный гладкий камень) нужно сначала обработать эпоксидкой и дать высохнуть. Особенно это касается мха, дерева и цветов. Если предварительно их не обработать, образуется туча пузырей, которые застынут в толще изделия. Кроме того, от необработанных элементов могут отваливаться кусочки и пылинки, которые застынут там же, если их не вытащить.
2. То, что вы будете класть в эпоксидку не будет там спокойно лежать так, как вы это положите! Сухоцветы будут всплывать, тяжелые предметы — проваливаться. В связи с этим возникает определенная сложность с фиксацией декора во время застывания эпоксидки. При изготовлении простых изделий, например плоских картин, проблема решается заливкой в два слоя. Первый слой — для фиксации объектов на своих местах, второй «финишный». Поправлять элементы внутри застывающей эпоксидки чревато появлением мутности и облака пузырей в том месте, где вы нарушили структуру полимеризующегося материала.
3. Не пытайтесь фиксировать объекты при помощи суперклея. Он может вступить в реакцию с эпоксидкой и появится белый налет или помутнение. Если вы используете суперклей для фиксации внутри молда, он с высокой вероятностью будет испорчен, так как пары и мелкие капельки суперклея склеют молд с вашей поделкой намертво. Вынуть ее можно будет только выдрав кусок силикона из стенки молда. Для фиксации элементов лучше всего использовать эпоксидку (например остатки), можно воспользоваться также клеевым пистолетом, если это не испортит внешний вид изделия.
4. Для начала не рекомендуется использовать молды сложной формы. Чем больше у молда углов и изгибов, тем больше возможностей, что в них будет скапливаться воздух. Простые формы не только проще в отливке, но и меньше способствуют пузырению. Для объемных заливок новичкам я рекомендую сделать например небольшое объемное панно глубиной заливки не более 2 см или фигурку простой формы. Если вы хотите делать объемные фигуры, такие как куб, шестигранник и т.п. выполняйте работу послойно и тщательно продумайте все нюансы с самого начала.
5. Граница между слоями будет видна, даже если заливать неокрашенный материал и не дожидаться полного отверждения (то есть в любом случае). Поэтому следите за тем, чтобы «шов» не проходил по «лицевой» части изделия, иначе вы ничем не сможете его убрать.
Лучшая эпоксидная смола для украшений. Мои тесты за три года
Как некоторые знают, я уже три с лишним года работаю с эпоксидкой. Делаю кулоны с опалами из эпоксидной смолы, стекла и лавы. За это время было сделано 48 моделей и отправлено 306 заказов. В общем, рукодельник со стажем.
Смолы, с которыми я активно работал:
Скажу сразу, что на холоде сжимаются все смолы. И все немного усаживаются при затвердевании. Поэтому, сейчас я бы не стал применять смолу со стеклом вместе. Даже как клей. У них совершенно разное температурное расширение.
ПЭО-510КЭ-20/0
+ Не пожелтела за 4 года.
+ Даже через три часа еще жидкая. Удобно работать.
+ Можно разогревать на водяной бане.
+ Не закипает при нагреве и в достаточно большом слое.
+ Пузырьки успевают выходить, так как долго схватывается.
+ Сертификат для применения в бижутерии.
+ Нашел пропорции и по объему. Пишут, что это 9,9 к 3.
— Долго схватывается. Чтобы блестки не оседали, нужно ждать 3 часа перед работой.
— Деградирует при контакте с потом и кожей (фото ниже). Размягчение поверхности занимало от месяца до года. Даже в изделиях, где контакт минимален. Но вот изделия, которые никто не трогает, остались в идеальном состоянии. Я проверял это десяток раз и могу сказать с уверенностью, что у меня поверхность становится значительно мягче. Еще и в каких-то кратерах.
Деградация поверхности ПЭО-510.
Арт-Эко
+ Быстро схватывается. При должной сноровке можно очень быстро работать.
+ Пузырьки успевают выходить.
+ Довольно прочная смола. Ничего не сделалось при носке кулона для теста (примерно месяц).
+ Отлично села себя со стеклом. И в холоде и при нагреве.
+ Сертификат для полов, мебели и предметов домашнего обихода, контактирующих с едой и водой.
— Быстро желтеет (фото ниже)! Буквально за пару месяцев в довольно темном помещении и даже под стеклом.
— Нельзя нагревать. Может сразу закипеть.
Банка, в которой год мешал смолу. Видно пожелтение смолы от Арт-Эко.
Artline Honey
+ Быстро схватывается. Хватает буквально 10 минут на замешивание и 10 на выход пузырьков. И можно заливать. В этом похожа на прошлую смолу.
+ Можно нагревать. Ускоряет полимеризацию.
+ ОЧЕНЬ твердая, если сравнивать с другими смолами.
+ Ни одна заливка не пожелтела. Но тут тест проводился не больше месяца. Я исправлю этот пункт, если что-то будет не так.
+ Не царапается и не деградирует при носке. Тесты были от 2 недель до месяца.
+ Неплохо соединяется со стеклом.
+ Изначально густая смола. легкие хлопья блесток и красители вообще не тонут.
+ Сертификат для контакта с холодной едой.
— Пузыри хоть и собираются на поверхности, но не всегда выходят. Иногда остаются в центре или липнут к краю. Но легко убираются обычной горелкой.
— Может не затвердеть, если замешивать меньше 10 кубиков! Даже при нагревании. Останется просто как желе.
— Нет пропорций по объему. Только по весу. Но лично у меня вышло где-то 8 к 4,4 кубика.
Вот такая вот история. Провел гору экспериментов, извел центнер смолы. И охватил только трех производителей. К сожалению, я не могу заниматься только тестами. Это получается дорого и занимает больше месяца времени. А мне еще нужно работать, если что. Но для себя я какие-то выводы сделал.