Что теперь будет с берсерком
Умер великий мангака Кэнтаро Миура. Его «Берсерк» вдохновил создателей Dark Souls
Сага не получит завершения.
Наибольшую известность Миура получил за работу над «Берсерком» – мангой для взрослых, буквально определившей фэнтези-жанр. Она стартовала еще в 1989 году, когда Миуре было всего 23 года, и выходила до сегодняшнего дня. Из-за долгой продолжительности в комьюнити регулярно шутили, что Миура не закончит «Берсерка» до смерти, а также периодически публиковали сообщения о его смерти. Теперь ощущение от этих шуток совсем иное.
Мангу действительно вряд ли завершат – сам Миура только намекал на приближающуюся концовку, а дорисовывать за настоящим гением будет тяжело, даже если он оставил какие-то планы.
«Берсерк» – не просто фэнтези-манга, это настоящее погружение в чрезвычайно мрачный мир, в котором жажда власти порождает бесконечный цикл насилия. И если тут вы вспомнили Dark Souls, то удивляться нет причин.
В интернете миллионы постов и видео о том, как создатели Dark Souls вдохновлялись «Берсерком» в той или иной мере. Настоящую степень влияния определить сложно, потому что и сам «Берсерк», и Dark Souls брали немало из европейской истории. Но и оспорить невозможно, когда есть такие сравнения:
Мечник, окруженный тьмой.
Женоподобный светловолосый лорд, у которого есть связь с темным солнцем.
Для серии создавали и напрашивающийся мод, который позволял играть за Гатса – главного героя «Берсерка».
Помимо Dark Souls, «Берсерком» вдохновлялись и создатели экшена Dynasty Warriors – они даже выпустили спин-офф в стилистике «Берсерка» под названием Berserk and the Band of the Hawk в 2016 году. Правда, получился он средним – критики оценили на 66 из 100.
У легендарной манги есть и две игровых адаптации – Sword of the Berserk: Guts’ Rage и Berserk Millennium Empire Arc: Chapter of the Holy Demon War. Они вышли в первой половине нулевых и собрали посредственную критику – тут «Берсерку» не повезло так же, как и с недавней провальной аниме-адаптацией.
Поиски влияния «Берсерка» на видеоигры давно превратились в мемы – в сабреддите Dark Souls на них реагируют с отчаянным «Да сколько можно?!». Правда, все равно находится место для отчаянных конспирологов, шутящих о том, что Кэнтаро Миура и руководитель From Software Хидэтака Миядзаки – один и тот же человек.
«Берсерк» – это огромное путешествие теперь уже точно без конца. Как писал другой мастер фэнтези Брэндон Сандерсон, «путь прежде цели». И этот огромный путь по давящему миру «Берсерка» стоит пройти каждому. Никогда зловещие и ужасающие картины мира не выглядели так прекрасно. И уже никогда не будут.
Выбор редакции
Топ-400 лучших фантастических.
Топ-25 лучших аниме про вампиров.
Топ-1000 лучших зарубежных.
Что стало с «Берсерком» и почему?
В конце августа оригинальной манге «Берсерк» исполнится 31 год. После своего успеха она была переделана в триумфальную адаптацию, полюбившуюся разным поколениям аниме фанатов, и на десятилетия создал вокруг себя настоящий культ. После своего успеха «Берсерк» ушел в небытие пока в 2017 году не вернулся…чтобы с треском провалиться. В честь очередной годовщины манги, мы решили разобрать, ориентируясь на AnimeNewsNetwork, что случилось с «Берсерком»? Если вкратце, одной команде художников и аниматоров без особого опыта и соответствующих инструментов было поручено адаптировать одну из самых важных историй современности.
Высокая ставка не на то число
Проект сулил быть провальным еще даже на этапе планирования, так как возможности производителя и желания были не соотносимы. Когда Тетсуро Сатоми заявил, что хочет сделать продолжение полностью в CGI, он, скорее всего, не понимал, насколько трудной будет эта задача. Президент GEMBA Хидеки Кураку прекрасно понимал это, но все равно согласился.
Студия GEMBA, изготовившая это творение, была создана в 2006 году как дочерняя компания Digital Frontier, которые в свое время создали GANTZ 0. На студию возложили миссию стать главной движущей силой технического прогресса, однако до этого она никогда ничем подобным не занималась.
Зачастую, когда студии производят CGI аниме они делают это не сами, а прибегая к помощи извне. Пользуются помощью аутсорса, который помогает по мелочи. GEMBA и была как раз таким коллективом, занимающимся поддержкой, но скажем так, звезд с неба не хватала. Ситуацию усугубило и то, что кроме больших амбиций и требования создать шедевральный продукт, на их плечи была возложена координация всего проекта и его планирование.
Но даже несмотря на то, что им в поддержку дали несколько материнских студий как IDEN FILMS, Ultra Super Pictures, внутри нее были споры среди сотрудников на тему того, что они не потянут проект. Однако голоса недовольных не были услышаны. Получив зеленый свет, команда начала работать.
Не тот режиссер
Также постоянно конфликты были между ним и продюсером картины. Оба руководителя никак не могли найти баланс в организации работы.
3D-анимация была единственным практическим способом адаптировать «Берсерка» в виде сериала в сегодняшней среде производства аниме. С огромным количеством деталей, присутствующих в оригинальном произведении Кентаро Миуры, найти команду, которая бы взялась последовательно анимировать такую сложную работу, было бы чрезвычайно сложно.
Именно по этой причине, еще до того как GEMBA взялась за продолжение сериала, другие команды получили зеленый свет с полнометражными CGI адаптациями манги. По этой причине GEMBA и взялась за идею совместить 2D и 3D анимацию вместе.
Эта гибридизация была целью, к которой стремился Син Итагаки. Он намеревался воспроизвести искусство Миуры с детализированными моделями и фоном, но это вызывало конфликт между ним и сотрудниками GEMBA. Производство 3D-анимации связано с целым рядом уникальных трудностей, и создание анимации, воспроизводящей вид 2D, тоже не так прост. Но режиссер настаивал на своем.
Как итог студия потеряла очень много времени на планировку из-за нерешительности. Дата выхода все приближалась, а они топтались на пустом месте. Даже когда от них потребовали приготовить трейлер, команда все еще не знала, как будет выглядеть их продукт.
Трейлер был показан общественности в 2015 году. Готов он был еще за полгода до официального показа. После чего студия приняла решение развернуться обратно и переделать все модели, придя наконец-то к соглашению между видением режиссера и аниматоров.
В дополнение к спорам, идеи Итагаки как режиссера вызвали больше всего задержек, а это означало, что у них было меньше времени на работу над аниме, поскольку сроки быстро приближались. Новые модели были запущены в производство в январе, и студия начала анимировать их в марте 2016 года, всего за четыре месяца до того, как сериал должен был выйти в эфир.
Созданные высокодетализированные модели перегружали оборудование аниматоров, и те, в отсутствии времени на решение проблемы, были вынуждены упростить их. Это привело к парадоксу, так как ради этих самых деталей и была выбрана CGI анимация. Удаление их означало, что команда сможет уложиться в сроки, но они также сильно отклонились от своих первоначальных планов относительно внешнего вида аниме.
Сотрудники надеялись визуализировать 3D-фоны с помощью Global Illumination, программы, которая рассчитывает отражение света для создания подходящей атмосферной среды. Но по мере того, как график стал более жестким, им потребовалось отрендерить каждый из этих фонов менее чем за 10 минут, на что Global Illumination не была способна. Заставить ее работать быстрее было невозможно, поэтому идею тоже откинули, что привело к тому, что фоны останутся неизменными и будут конечным продуктом.
Cин Итагаки хотел реализовать то, что сотрудники GEMBA назвали «линиями ретуши», уникальным стилем штриховки, который можно увидеть в конечном продукте. Линии должны были автоматически отслеживаться на моделях в Adobe After Effects, но это не всегда получалось успешно. Что касается мечей, доспехов и других детализированных металлических предметов, персоналу приходилось вручную накладывать уникальную текстуру.
Как мы видим из-за всех этих факторов, включающих в себя споры с режиссером, технические проблемы и нехватку времени, продукт вышел таким, какой он есть. Сотрудники студии сделали все, что они могли, но, увы, этого было недостаточно. Проект получился попыткой реализовать мечту, разбившуюся о суровые монолиты реальности.
Между продюсером, желающим увидеть новое продолжение, режиссером, который не отказывался от своего желания воссоздать внешний вид оригинальной манги, и сотрудниками, которые изо всех сил пытались выполнить эти требования в невероятных временных ограничениях, идеальная версия этого аниме не могла получиться никак.
Миура — про преемников, гермафродитов и «внутреннюю кухню» /Интервью 2019
Наш перевод интервью Кэнтаро Миуры, которое он давал японскому сайту Comic Natalie, по случаю публикации новой манги «Дуранки» в 2019 году.
Новая серия комиксов «Дуранки» от Кэнтаро Миуры стартовала 9 сентября в первом выпуске журнала Young Animal ZERO (издательство Hakusensha). Мифологическое и историческое фэнтези «Дуранки» является кульминацией замысла, вынашиваемого Миурой долгие годы. Кэнтаро заявляет, что появление «Дуранки» приведет к увеличению скорости выпуска другого его произведения — «Берсерка», в данный момент публикуемого в журнале Young Animal (Hakusensha).
Comic Natalie [подраздел по манге на сайте Natalie — прим.пер.] провели интервью с Миурой о «Дуранки» и «Берсерке», чтобы узнать его истинные намерения. Мы также проникли в студию GAGA, где нам было показано место задумки и воплощения в жизнь «безумных зарисовок». «Uramichi Onii-san» от автора Кузэ Гаку, новая серия комиксов Рёко Фукуямы «Не скрывая крик», новая работа Ринсуке Ошикири «Hi Score Girl» и прочие, вместе с «Дуранки» на обложке журнала Young Animal, формируют состав опубликованных работ.
Интервью; Текст- Мики Минами; Фотографии- Ишибаши Масато;
CN: Новая серия манги «Дуранки» — это «оригинальное произведение» Кэнтаро Миуры и студии GAGA, но каким образом работаете конкретно Вы?
Миура: Студия GAGA — это моя компания и я доверяю ассистентам закрашивать «Дуранки». В первой и второй главах я сделал раскадровку и эскизы, а после провел конечную корректировку.
CN: Что такое «корректировка»?
Миура: Есть ассистенты, которые рисуют линиями с очень сильным нажатием, также как и есть ассистенты, рисующие линиями с легким нажатием и т.д., рисунок у каждого свой, все их стили нужно объединить в один общий. Также я вмешиваюсь, если при рисовании какой-либо картинки у ассистента выходит «детская» рисовка c упрощением структуры или размытыми неряшливыми линиями. «Продюсировать» — это как быть режиссёром для рисованной анимации.
CN: Целостная картинка — это же то, что объединяет и гарантирует качество в целом. Сколько ассистентов сейчас работают с Вами?
Миура: Трое моих помощников ездят на работу в студию. Один работает удалённо.
CN: «Берсерк» ведь тоже рисуется ими, но в чем отличие производственного процесса?
Миура: Работая над «Берсерком», практически всё я делал сам — это и персонажи, и задние планы. Ассистентам же я оставлял работу над тонингом, зданиями, солдатами, частично задними планами и другим. На сегодняшний день они так же занимаются рисованием ландшафта.
CN: Сейчас «Берсерк» выходит не с каждым выпуском журнала Young Animal (Hakusensha), а со стартом «Дуранки» некоторые фанаты могли решить, что публикация «Берсерка» и вовсе откладывается.
Миура: Если говорить о раскадровке, то я работаю достаточно быстро. Главная причина задержки выхода глав — это моя скорость рисования. Мои ассистенты достаточно компетентны, но мне всё ещё приходится делать практически всю работу самому, и выпуск главы откладывается всё дальше. Кроме того, я надеюсь, что работая над «Дуранки», мои ассистенты станут опытнее, и я скажу им «всё отлично!». Если так и будет, то я возможно начну чаще использовать их при работе над «Берсерком», и тогда, надеюсь, новые главы «Берсерка» будут выходить чаще.
«Главная причина задержки выхода глав — это моя скорость рисования».
CN: Вы имеете ввиду, что Ваша роль в рисовании «Берсерка» может стать меньше?
Миура: Да, когда результат будет такого же качества. На самом деле я понял, что если доверю закрашивание «Дуранки» ассистентам, то успею намного больше. Когда-нибудь моими задачами в работе над «Дуранки» станут только раскадровка, заключительная проверка и высказывание идей на собраниях с персоналом. Думаю, что в моём возрасте я способен создать полезную систему для моих сотрудников, чтобы помочь им рисовать правильно, и мне кажется, что «Дуранки» — это действительно отличный шанс сделать это.
CN: Пожалуйста, расскажите нам, как Вы решили создать «Дуранки».
Миура: Работая над «Берсерком», у меня было много идей для другой манги. Но я не думал, что смогу реализовать их, потому что у меня совсем не было времени. В тот момент, где-то во время делового чаепития, я рассказал одну из идей редактору, и он сказал мне, что она интересная, а после предложил стать её автором, и заниматься только созданием сюжета и диалогов. Я собирался попытаться продолжить при условии, что я получу хорошую реакцию от редакторского отдела и прочих, поэтому я написал два блокнота для презентации, излагающей что-то на подобии сочинения. Они дали мне хорошую обратную связь. Так что, наконец, студия GAGA позаботилась о рисунке, но мне всё ещё не хватает рук. Сейчас я набираю персонал, но в наше время трудно найти таких ассистентов, которые ездят в студию и работают «с полной отдачей».
CN: Когда студия GAGA набирает людей, Вы предлагаете регулярные вакансии.
Миура: Да, так как студия GAGA публикует «Берсерка» и «Дуранки», мы предлагаем хорошую, стабильную работу. Мы не работаем «вчёрную». Мы отличаемся от большинства японских компаний. Я приветствую опытных и зрелых людей, и плачу им соответствующе. Раньше я также думал набирать ассистентов для «Дуранки».
CN: Расскажите об этом подробнее.
Миура: Я хочу создать такую должность, с которой имя человека можно будет смело указать под названием студии. В студии GAGA должность ассистента — это отличная работа, которая позволит человеку рисовать то, что им нравится, и также хорошо зарабатывать. Что касается моих сотрудников: некоторые даже состоят в браке, некоторые купили хорошие квартиры в Токио, — они оттачивали свои навыки годами. Я думаю, что стоит нанять больше ассистентов, которые могли бы заниматься черновиками или даже контуром. Я надеюсь, что «Дуранки» сможет этому поспособствовать.