Что требовали деятели просвещения

Русское просвещение. Идеи, особенности, деятели

Содержание:

Как эпоха Просвещения отразилась на Российской империи

В конце XVII века в Европе началась Эпоха Просвещения – одна из главных эпох в истории, характеризующаяся бурным развитием образования, науки и философии. В начале XVIII века явление достигло и России. Влияние на Просвещение в Российской империи оказало французское Просвещение. Несмотря на то что вместе с таким бурным развитием продвигались идеи свободомыслия, власть поощряла культурное развитие в стране.

Главной идеей Просвещения в России и в Европе было то, что простым людям нужно получение образования. Без этого дальнейшее развитие страны невозможно. На втором месте среди идей Просвещения шли уже свободомыслие, критика феодализма и светский характер культуры.

Особенности

Главной чертой Просвещения стало «вольтерьянство», т. е. опора на труды французского философа Вольтера. В трудах философ критиковал старину и говорит о необходимости немедленных реформ. Но в России приобрели популярность другие «вольтерьянские» идеи:

Великая французская революция изменила ситуация и идеология получила плохую репутацию.

Развитие образования

К началу XVIII века многие простые люди из народа были грамотны. Однако этого уже было недостаточно, т. к. образование в Европе развивалось быстро. Возникла необходимость в наличии людей с профессиональными знаниями. Поэтому для народного образования было характерно быстрое развитие. Начали открываться высшие учебные заведения и другие учреждения, которые давали народу образование. Знаменитые учебные заведения, открытые в эпоху Просвещения:

Поначалу Московский университет имел всего 3 факультета: юридический, философский и медицинский. Причём философский включал в себя физико-математическое отделение. Также открывались музеи, библиотеки, театры. Появилась периодическая пресса.

Во времена правления императрицы Елизаветы главным носителем просвещенного абсолютизма являлся её фаворит Шувалов.

Значительную роль в распространении Просвещения сыграла Екатерина II. Она принимала необходимые меры для развития культуры в стране. Сначала Екатерина не могла и подумать, что из-за продвижения просвещенного абсолютизма пошатнется абсолютизм в Империи. Примеры влияния Просвещения на другие европейские державы заставили Екатерину пересмотреть свое отношение к этому явлению. Великая Французская революция и война американских колоний за независимость заставили императрицу поменять мнение. После чего начались репрессии, направленные на просветителей. Однако, в отличие от граждан европейских стран, российское общество пока ещё холодно относилось к либеральным идеям.

Деятели

Самые знаменитые деятели русского Просвещения:

Деятелей Просвещения было много. И со временем их численность только увеличивалась. Но не каждый имел такое влияние как, например, Ломоносов. И не каждый мог свободно печатать свои мысли, как Новиков, не боясь последствий.

Развитие свободомыслия поставило под вопрос необходимость самодержавия в стране. Подобные мысли, впервые зародившиеся в общественном сознании, стали отправной точкой. С этого момента неправильные действия, совершаемые главами государства, постепенно развивали антимонархические настроения в обществе.

Источник

Всемирная история

Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований

Какие ценности лежали в основе культуры эпохи Просвещения? Какие идеи просветителей найдут отражение в событиях Войны за независимость американских колоний и Великой французской революции?

§ 20. Великие просветители Европы

Какие научные идеи XVII в. способствовали развитию новых взглядов на мир и общество?

Не случайно XVIII в. называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных, вышло за пределы университетов и лабораторий.

Перестроить мир по законам разума! Первой в эпоху Просвещения вступила Англия — в конце XVII в., в середине XVIII в. новые идеи охватили Францию, где они достигли наибольшего развития. Представителями культуры Просвещения являются Дж. Локк в Англии, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Д. Дидро во Франции, Т. Пейн, Б. Франклин и Т. Джефферсон в США, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев в России и ещё многие и многие деятели культуры и науки в других странах. Что же объединяло этих людей?

Основой всех просветительских теорий являлась вера во всесилие науки и человеческого разума. Просветители (так называли сторонников этой теории) провозгласили «естественный свет разума» основой не только познания, но и поведения людей, главным средством совершенствования общества.

Мыслители эпохи Просвещения были уверены в решающей роли образования для развития общества. Причину всех бед и несчастий людей они видели в их невежестве, а путь к их преодолению в широком просвещении масс.

Кто были эти люди? Деятели Просвещения принадлежали ко всем слоям общества, многие — к третьему сословию, вышедшему на арену истории и заявившему о себе в науке и искусстве.

Прогрессивно настроенным писателям, художникам, философам был присущ дух сомнения в справедливости существующих порядков. Деятели Просвещения критиковали всё, что угнетало человека, ограничивало его способности. Они требовали равенства всех перед законом, неприкосновенности собственности, невмешательства церкви в светскую жизнь, свободы печати, справедливых налогов, аграрной реформы, поддержки науки и техники.

Мыслителей XVIII в. отличала вера в неисчерпаемые силы и возможности человека.

Право на жизнь, свободу и собственность. Выдающийся английский мыслитель Джон Локк (1632—1704) являлся последователем Бэкона, считая, что все знания берутся из опыта и этим опытом питается разум.

Главная заслуга Джона Локка заключалась в создании учения о естественных, прирождённых правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Учёный был уверен, что от природы все люди равны.

Джон Локк впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной. Он считал, что законодательную власть надо отдать депутатам парламента, избранным народом, а исполнительную поручить монарху и его правительству. Локк являлся сторонником конституционной монархии.

Он придавал большое значение образованию и воспитанию, развивающим человеческий разум, что дало бы возможность всем людям заниматься активной хозяйственной и политической деятельностью.

Против абсолютизма — за разделение властей. Имя французского просветителя, правоведа и философа Шарля Луи де Секонда, барона де Монтескьё (1689—1755) получило широкую известность. Выходец из знатной и богатой дворянской семьи, Монтескьё получил прекрасное образование. В течение 10 лет он был президентом парламента в Бордо, а затем три года посвятил путешествиям. Монтескьё посетил многие европейские страны, но особенный интерес проявил к Великобритании, её политическому устройству. Вернувшись на родину, мыслитель посвятил себя наукам и литературным занятиям.

Что требовали деятели просвещения. Смотреть фото Что требовали деятели просвещения. Смотреть картинку Что требовали деятели просвещения. Картинка про Что требовали деятели просвещения. Фото Что требовали деятели просвещения

Монтескьё

Его политические взгляды изложены в книге «О духе законов», в которой Монтескьё выступал непримиримым противником деспотизма во всех его формах, горячим поборником свободы. Однако свобода не означает для человека возможность делать всё, что он пожелает. Мыслитель писал: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом.

Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать другие граждане». Особое внимание уделял Монтескьё вопросам защиты личности от произвола власти. Ои указывал, что свобода личности возможна только в таком обществе, где нет злоупотребления властью.

Развивая учение Локка о разделении властей, Монтескьё указал, что три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны быть разделены между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Ни одна из ветвей власти не может подменять другую. Законодательная власть должна принадлежать народу, выбирающему парламент, где представлены состоятельные слои населения; исполнительная — монарху, назначающему правительство, а судебная власть — независимым судьям. Политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия по образцу английской.

Теория разделения властей оказала большое влияние на создателей конституций США, Франции в XVIII в.

«Я ненавижу всякую тиранию». О Вольтере (1694—1778), великом французском мыслителе, говорили, что он «был больше, чем человек. Он был веком». Чем вызвана такая высокая оценка его деятельности? Вольтер — один из 137 псевдонимов Франсуа Мари Аруэ, обладавшего многосторонними талантами философа, историка, романиста, драматурга, поэта и публициста. Его произведения — яростный вызов деспотизму и сословным порядкам. Мыслитель в течение жизни переселялся из одной страны Европы в другую и много сделал для того, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело сторонников.

Что требовали деятели просвещения. Смотреть фото Что требовали деятели просвещения. Смотреть картинку Что требовали деятели просвещения. Картинка про Что требовали деятели просвещения. Фото Что требовали деятели просвещения

Вольтер

Наиболее справедливый общественный строй Вольтер связывал со свободой, равенством, собственностью. Как же, с его точки зрения, можно построить справедливое общество?

Особое место в деятельности Вольтера занимает борьба против стремления церкви поработить разум человека религиозным учением, против претензий церкви на то, что она является единственным носителем морали. Мыслитель отрицал всякую пользу церковных обрядов и молений. Церковь он считал главным врагом Просвещения и своё отношение к ней выразил призывом: «Разрушьте старое здание обмана!», «Раздавите гадину!». При этом он верил в Бога, но представлял его как «философа на троне неба», «бесконечно искусного работника», законодателя правил природы и морали.

Вольтер признавал и необходимость религии для народа. «Как богатым удержать имущество в своих руках, если чернь потеряет веру в Бога? Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Мыслитель был врагом атеизма и называл его «самым большим заблуждением разума». Вольтер положил начало новому явлению — «вольтерьянству», т. е. свободомыслию и вольнодумству.

Сила Вольтера как философа была в критике отжившего свой век старого порядка, в его сатирических произведениях, высмеивающих знать, заправляющую государственными делами в своих корыстных интересах.

Идеи мыслителя широко распространялись не только во Франции, но и в других странах, на них воспитывались будущие участники Французской революции.

В годы Французской революции прах Вольтера был перенесён в усыпальницу великих людей Франции — Пантеон.

«Поэт, историк, философ, который возвеличил человеческий разум и научил его быть свободным», — гласит надпись над его надгробием.

«. Не допускайте ни богачей, ни нищих». Целый этап просветительского движения во Франции связан с именем Жан Жака Руссо (1712—1778), оказавшего огромное влияние на формирование взглядов передовой французской молодёжи. Он родился в Швейцарии, в Женеве, в семье часовщика и рано лишился матери. В 13 лет отец отдал его в ученики к мастеру, и 3 года подросток вынужден был терпеть голод и побои. Затем началась длительная полоса скитаний. Чтобы выжить, приходилось браться за самую разную работу. Тяжёлую жизнь простого народа, существовавшее в обществе имущественное неравенство Руссо знал не понаслышке.

Какие же взгляды Руссо сделали популярным его учение? Мыслитель доказывал, что человеку от рождения присущи нравственность и доброта, а все бедствия человечеству принесло появление частной собственности, приведшей к росту неравенства, к угнетению бедных богатыми, слабых сильными.

Руссо н e призывал уничтожить частную собственность, но считал необходимым ограничить её размеры, мелкую же собственность, основанную на личном труде, сохранить.

«Если вы, — писал он, — хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих». Уравнение крайностей богатства и бедности — только это может спасти общество от потрясений.

Руссо являлся сторонником всеобщего избирательного права. Каждый гражданин может быть допущен к управлению государством, ибо источник верховной власти — весь народ. Идеал мыслителя — демократическая республика мелких собственников, где каждая семья производит для себя всё необходимое, где каждый гражданин участвует в принятии законов. Государственная власть охраняет свободу своих граждан и защищает их интересы. Если же она этого не делает, то теряет право на существование.

Что требовали деятели просвещения. Смотреть фото Что требовали деятели просвещения. Смотреть картинку Что требовали деятели просвещения. Картинка про Что требовали деятели просвещения. Фото Что требовали деятели просвещения

Жан Жак Руссо

Руссо критиковал существующую систему воспитания за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.

Требование республики, учение о том, что власть принадлежит всему народу, нашли горячих сторонников в ходе революционных событий во Франции 1789—1799 гг.

Новые экономические теории. В эпоху Просвещения появились и новые экономические теории. Большую популярность среди современников завоевало учение шотландского учёного Адама Смита (1723—1790).

А. Смит верил в то, что стремление людей улучшать своё материальное положение способно привести общество к благосостоянию. «. Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, — отмечал он, — нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путём или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны».

Свободный обмен товарами и свободная конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни страны, считал Адам Смит. Он выступал за свободу торговли землёй, подчёркивая, что земля должна переходить в руки собственников, способных использовать её экономично, утверждал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд.

Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру, общественные отношения, но прежде всего она носила ярко выраженный политический характер, поскольку главным её содержанием являлась критика существующих порядков и противопоставление им модели идеального общества, создание которого утвердило бы в жизни «царство Разума».

Просветители вели борьбу против беззакония и злоупотребления властью, против фанатизма и нетерпимости, верили, что развитие просвещения может изменить общество, уничтожить зло.

1. Назовите главные идеи эпохи Просвещения. Какие из них, по вашему мнению, воплощены в жизнь в наше время? 2. Заполните таблицу «Основные идеи просветителей». Графы таблицы: «Просветители», «Страна», «Основные идеи». 3. Какие права человека просветители называли естественными? 4. Сравните теории Дж. Локка и Ш. Монтескьё о разделении властей. Используя знания, полученные на уроках обществознания, объясните, каков смысл этого понятия в современном обществе. 5. В чём заключается значение идей просветителей для XVIII в. и для нашего времени?

1. Почему Дж. Локк и Ш. Монтескьё утверждали необходимость разделения властей в государстве? 2. Как вы понимаете высказывание: Вольтер «был больше, чем человек. Он был веком»? Подумайте, что из учения Вольтера актуально и сегодня. Обсудите ваше мнение с одноклассниками. 3. Изложите основные положения учения Ж.-Ж. Руссо о причинах общественного неравенства. С какими из его положений вы можете согласиться? Какие из них актуальны и сегодня? 4. Изложите взгляды А. Смита на хозяйственное развитие. С какими положениями его учения вы согласны, какие вызывают у вас сомнение и почему? 5. Обсудите с одноклассниками, существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов XV-XVI вв. и просветителей XVIII в.

Манифест эпохи Просвещения

В 1751 г. во Франции произошло большое событие — вышли первые тома знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Инициатива издания принадлежала философам Дени Дидро (1713—1784) и Жану Д’Аламберу (1717—1783), поставившим цель собрать и систематизировать разнообразные знания «ради просвещения и благосостояния будущих поколений». Когда в 1772 г. издание книг завершилось, оказалось, что «Энциклопедия. » состоит из 35 богато иллюстрированных томов, а в работе над ней участвовали более 200 авторов, среди которых Вольтер, Руссо и другие выдающиеся писатели. Считается, что в целом в Европе было продано около 25 000 экземпляров «Энциклопедии. ».

Что требовали деятели просвещения. Смотреть фото Что требовали деятели просвещения. Смотреть картинку Что требовали деятели просвещения. Картинка про Что требовали деятели просвещения. Фото Что требовали деятели просвещения

Дени Дидро

В чём же значение «Энциклопедии. »? Почему по настоянию иезуитов два тома её были осуждены королевским указом и дальнейшее издание книг было надолго запрещено? Генеральный королевский прокурор предъявил обвинение: «Эта книга, которая должна была быть книгой всех знаний, стала собранием всех заблуждений; труд, который нам не переставали хвалить, как памятник, делающий честь гению науки, стал её бесчестьем. Не должно ли правосудие, наконец, взять в свои руки меч и поразить всех безбожных писателей, которых осуждает религия и стыдится отечество? »

О чём писали авторы «Энциклопедии. »? Это издание подвело итоги научной революции XVII—XVIII вв. Вместе с тем составители включили в «Энциклопедию. » статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий.

В «Энциклопедии. » Дидро и Д’Аламбер объявили непримиримую борьбу католической церкви. В статье об иезуитах было написано: «. в этом ордене разум соседствовал с фанатизмом, добродетель с пороком, набожность с безбожием, суровость нравов с распущенностью, наука с невежеством, дух постоялого двора с духом заговора и интриги. У этих людей трудно отыскать только смирение». Не лучше характеризовался и королевский двор, а в статье «Крестьянин» указывалось на бедственное положение французских крестьян, лишённых земли и задавленных налогами.

В середине 60-х гг., когда работа над «Энциклопедией. » почти закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою библиотеку. Её купила Екатерина II, поставив при этом условие, что Дидро останется хранителем библиотеки и личным библиотекарем государыни. Мыслитель стал личным советником императрицы в вопросах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1773 г. Дидро прибыл в Петербург, где был принят с почестями. В трактатах, написанных им для Екатерины II, он пытался разъяснить зло абсолютистской власти и крепостничества. Однако эти идеи не были восприняты императрицей. В 1774 г. Дидро умер, и его библиотека была перевезена в Петербург.

Из статей «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел»

Крестьянин. Если они унижены, угнетены, постоянно обременены тяжёлыми повинностями, то они будут бояться заниматься профессией. бесплодной. Свобода крестьянина обрабатывать землю так, как он считает нужным, является условием не менее необходимым для его процветания, и любые стеснения в этом отношении столь же бесплодны, как жестоки и смешны. Слепыми и глупыми распоряжениями вы готовите голод.

Произвольное налогообложение совершенно явно препятствует всем усилиям крестьян, уменьшает капиталы, которые они могли бы вложить в землю. Следовательно, оно подрывает корни доходов государства, распространяя возмущение и страх, оно душит всякие зародыши процветания.

Барщина. Император во время своей поездки по стране в июне 1773 года. принимал петиции от своих подданных. Среди петиций он обнаружил и следующую, составленную в таких словах: «Всемилостивейший и вседобрейший государь, четыре дня барщины в неделю, пятый рыбная ловля, а шестой охота с сеньором, седьмой посвящён Богу. Посуди сам, твоё Императорское Величество, можем ли мы платить налоги. »

Какие черты традиционного общества подвергнуты критике в приведённых статьях из «Энциклопедии. »?

Зарождение общественного мнения

Эпоха Просвещения вводит понятие «общественная польза», служащее оценкой всех обсуждаемых реформ. В обществе возрастает недовольство властью. Если в XVII в. идеи, выдвигаемые философами, обсуждались в узком кругу посвящённых (в Европе их насчитывалось несколько сотен человек), то в XVIII в. информация распространяется достаточно быстро через газеты, путешествия и личную переписку. Во Франции королевская власть усиливает цензуру, но отвергнутые ею произведения печатаются за границей, чаще всего в Англии и Голландии.

Произведения Монтескьё, Вольтера, Дидро, Руссо и других просветителей не только читаются, но и активно обсуждаются в клубах, кафе и салонах. В парижском кафе «Прокоп» зародился проект издания «Энциклопедии. ». На еженедельные собрания клубов в Лондоне и Париже приходят писатели, юристы, военные, они обсуждают проблемы дипломатии, экономики, права.

После смерти Людовика XIV большую роль играют светские салоны, тон в которых задают дамы из аристократических кругов. Салоны посещаются не только аристократами, но и учёными, философами, артистами, художниками, всемирно известными людьми. В салонах беседуют об искусстве, науке, политике, обсуждают передовые идеи.

Благодаря новым формам общения между людьми формируется и выражается общественное мнение. Общественное мнение, осуждающее абсолютную монархию, сыграло значительную роль в развитии революции во Франции.

Источник

Эпоха Просвещения: понятие и принципы, годы, примеры

Сущность эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Век просвещения отражает дух XVII столетия, которое известно мощным развитием идейного движения, дискредитацией религиозных и политических авторитетов, популяризацией образования, культуры и ценности человеческого разума. Эпоха просвещения зародилась в Англии под влиянием научной революции в конце XVII, но свое название получила во Франции в XVIII веке. Это движение опиралось на гуманистические традиции Возрождения и ставило в основу своего интеллектуального течения понятия рационализма и свободомыслия. Главная цель, стоящая перед прогрессивной эпохой XVII-XVIII вв., состояла в распространении:

Самыми яркими представителями просвещения были просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро во Франции, Джон Локк, Бернард де Мандевиль, Адам Смит в Англии, Готхольд Эфраим Лессинг и Иоганн Гете в Германии, Михаил Ломоносов, Александр Радищев в России. Философы просвещения верили в необъятные возможности человеческого разума, которые наиболее полно могли быть задействованы в научно-технической сфере.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Конец важнейшей для европейской культуры эпохи ознаменован началом Великой французской революции в 1789 году. Идеи и принципы Эпохи просвещения повлияли на создание важных документов того времени, заложив основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Основные черты эпохи

Идеи просвещения дали мощный импульс, который был необходим на этом этапе развития цивилизации и любого государства, переходящего от устоев традиционного общества к новым индустриальным ценностям. Просвещение оказало огромное влияние на развитие культурной, философской и общественной мысли, последующие изменения в этике и социальной мысли, отмену рабства и другие ключевые события, предопределившие ход мировой истории.

Свобода совести

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения.

Возникновение понятия связано с началом реформирования католической церкви, но особое развитие и теоретическое обоснование принципы свободы совести и вероисповедания получили в трудах философов Нового времени. В общественных и философских дискуссиях Эпохи просвещения вопросы нравственного характера занимали одно из важнейших мест. Свобода начала восприниматься не просто как благо, а как естественное состояние каждого человека.

Наиболее подробно эту идею в своих работах развивал английский мыслитель Жан-Жак Руссо, который выступал за разделение церкви и государства. Он считал, что человек рождается свободным, с правом распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению и самостоятельно выбирать свое будущее. По мнению Руссо, социальные устройство, основанное на ограничениях и требованиях государства и религии, накладывает оковы на свободу человеческой воли.

Просветительская идея свободы делила ее на естественную и гражданскую. Если естественная свобода была ограничена только законами природы, то гражданская предполагала следование законам и моральным нормам, которые защищали общество.

Концепция свободы эпохи Просвещения принята в основу французской «Декларации прав человека и гражданина» и американской «Декларации независимости».

Освобождение науки и философии от влияния религии

Отношение к религии в просветительскую эпоху претерпевает ряд широких изменений, которые в большей степени относятся к осмыслению истоков религии. Наука приобретает эмпирический характер, поэтому слепое подчинение церкви заменяется попыткой докопаться до секретов и тайн природы.

Это не означает, что просветители выступали против религии. Скорее они призывали к ее реформации, уничтожению суеверий и предрассудков, так как считали, что настоящая вера основана на принципах гуманности и разумности.

Многие мыслители считали, что просвещение не может существовать отдельно от истинной религии, которая открывается через познание законов разума. Шотландский философ Дэвид Юм в своих работах доказывал невозможность разумной веры в чудеса, но не отрицал существование религии как таковой.

Космополитизм

Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

Формирования космополитического мировоззрения происходило на фоне участившихся войн, которые убеждали уставших европейцев в необходимости новой объединенной Европы. Пацифистски настроенные мыслители Эпохи просвещения видели решение проблемы в создании единой европейской республики с государствами-провинциями. Идеалы мирового гражданства проповедовали Данте, Гете, Шиллер и другие.

Космополитизм просветительской эпохи — это не отказ от ценностей патриотизма и служения родине. Приверженность всечеловеческим интересам и ценностям не исключала любовь к своей стране.

Возрождение науки и естествознания

Научное знание заняло лидирующие позиции в формировании просветительского мировоззрения и признавалось наиболее продуктивной формой интеллектуальной деятельности. Наука опиралась на принципы эмпиризма и рационализма, отвергая принятые религиозные теории. Интересы ученых просвещения отличались широтой научных взглядов. Основное место в системе знаний занимали точные и естественные науки, такие как математика, химия, биология, физика и другие.

Именно в «век разума», как еще называют эпоху XVII столетия, регулярно происходили различные научные открытия. Шведский ученый Карл Линней написал свой труд «Виды растений», куда внес описание тысячи видов флоры, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк предложил первую теорию эволюции, математики Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц независимо друг от друга и почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисление и еще десятки открытий, которые составили фундамент современной науки.

Идеология разума, как источника и двигателя познания

Период просвещения отличается своей приверженностью культу разума. Факторы, характеризирующие идеологию разума:

Идея прогресса

Для мыслителей просвещения движущей силой прогресса и истории являлся человеческий разум, с развитием которого менялась жизнь и строение общества. Идеология прогресса основывалась на неразделимости развития разума и промышленного прогресса, которые влияли друг на друга, приводя к новым открытиям и научным подвигам.

Также прогресс определялся как результат развития индивидуальных навыков человека, отраженные в личном вкладе каждого члена общества на пути к новому миру.

Абсолютизация образования в формировании человека

Одной из важнейших идей просветительского мира была возможность получения образования простыми людьми. Мыслители просвещения считали, что без всеобщей образованности невозможно дальнейшее развитие и прогресс. Просветительская эпоха дала сильный толчок образованию, в некоторых европейских странах ввели общее начальное образование. Во Франции в течение XVIII века количество неграмотных среди населения сократилось с 79 до 63%.

Однако, несмотря на большие надежды просветителей, образовательные реформы привели к еще большему социальному расколу в обществе, так как значительная часть населения оставалась необразованной и не могла поладить с остальной частью привилегированного населения. Народная мудрость и традиционные ценности казались мыслителям просвещения отсталыми и вредными, что тоже становилось причиной конфликтов в обществе.

Общие задачи просветителей

Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.

Борьба с феодализмом

Просвещение ознаменовывает переход общества от феодализма к капитализму и, сопряженными с этими изменениями, выступлениями буржуазии и народных масс против феодализма. Критика феодального строя, системой сословных привилегий и неравенства была краеугольным камнем просветительской концепции. Философы просвещения проповедовали политическую свободу и гражданское равенство. Считая феодализм «неразумным», они противопоставляли ему рационалистические теории морали, общества и религии.

Борьба против церкви

С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.

«Естественная» религия разума, к которой причисляли себя просветители, стала называться деизмом, что в переводе с латинского означит «Бог». Последователи деизма признавали существование Бога, но отрицали сверхъестественную природу религиозных воззрений.

К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.

Идеальная модель общества

Просветители выступали не только против феодального устройства, но и против монархического правления. Некоторые мыслители рассчитывали на «просвещенного монарха», независимого от феодального сословия, другая часть представляла интересы простого населения и выступала за народный суверенитет и переход к демократическому правлению. Обе тенденции имели сходные представления об идеальном обществе, среди них:

Примеры эпохи Просвещения

Помимо активного развития философской и общественной мысли, идеи просвещения осмыслялись деятелями искусства. Первым направлением творчества был классицизм, который воплотился в литературе, музыке и живописи. Мастера, работающие в этом направлении, следовали принципам античности. Основными чертами классицизма являются рациональность и строгое соответствие форме. В литературе классицизма обожествляется человеческий разум, восхваляется борьба за свободу и движение научного прогресса. Каноническим произведением классицизма считаются произведения французского поэта Пьера Корнеля. В России это направление обрело популярность в середине XVIII века. К классицизму причисляют оды Державина, в которых он восхвалял Екатерину и трагедии Сумаркова.

Второе направление просветительского искусства — это романтизм, отвечающий эмоциональным запросам общества и художника. В русской литературе ярким примером романтизма является повесть «Бедная Лиза» Николая Карамзина. В живописи — картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, в которой показана зависимость человека от естественных законов природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *