Что ты жадно глядишь на дорогу размер
Николай Некрасов — Что ты жадно глядишь на дорогу ( Тройка )
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
№ 4 Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.
На тебя, подбоченясь красиво,
№ 8 Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
№ 12 В волосах твоих; черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
№ 16 Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
№ 20 В сердце юноши кинет любовь.
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка.
Да не то тебе пало на долю:
№ 24 За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
№ 28 И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
№ 32 Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
№ 36 И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
№ 40 И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
№ 44 Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, сыты и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой
№ 48 Мчится вихрем корнет молодой.
Chto ty zhadno glyadish na dorogu
V storone ot veselykh podrug?
Znat, zabilo serdechko trevogu —
Vse litso tvoye vspykhnulo vdrug.
I zachem ty bezhish toroplivo
Za promchavsheysya troykoy vosled.
Na tebya, podbochenyas krasivo,
Zaglyadelsya proyezzhy kornet.
Na tebya zaglyadetsya ne divo,
Polyubit tebya vsyaky ne proch:
Vyetsya alaya lenta igrivo
V volosakh tvoikh; chernykh kak noch;
Skvoz rumyanets shcheki tvoyey smugloy
Probivayetsya legky pushok,
Iz-pod brovi tvoyey polukrugloy
Smotrit boyko lukavy glazok.
Vzglyad odin chernobrovoy dikarki,
Polny char, zazhigayushchikh krov,
Starika razorit na podarki,
V serdtse yunoshi kinet lyubov.
Pozhivesh i poprazdnuyesh vvolyu,
Budet zhizn i polna i legka.
Da ne to tebe palo na dolyu:
Za neryakhu poydesh muzhika.
Zavyazavshi pod myshki perednik,
Peretyanesh urodlivo grud,
Budet bit tebya muzh-priverednik
I svekrov v tri pogibeli gnut.
Ot raboty i chernoy i trudnoy
Ottsvetesh, ne uspevshi rastsvest,
Pogruzishsya ty v son neprobudny,
Budesh nyanchit, rabotat i yest.
I v litse tvoyem, polnom dvizhenya,
Polnom zhizni, — poyavitsya vdrug
Vyrazhenye tupogo terpenya
I bessmyslenny, vechny ispug.
I skhoronyat v syruyu mogilu,
Kak proydesh ty tyazhely svoy put,
Bespolezno ugasshuyu silu
I nichem ne sogretuyu grud.
Ne glyadi zhe s toskoy na dorogu
I za troykoy vosled ne speshi,
I tosklivuyu v serdtse trevogu
Poskorey navsegda zaglushi!
Ne nagnat tebe beshenoy troyki:
Koni krepki, syty i boyki, —
I yamshchik pod khmelkom, i k drugoy
Mchitsya vikhrem kornet molodoy.
Xnj ns ;flyj ukzlbim yf ljhjue
D cnjhjyt jn dtctks[ gjlheu?
Pyfnm, pf,bkj cthltxrj nhtdjue —
Dct kbwj ndjt dcgs[yekj dlheu/
Yf nt,z pfukzltnmcz yt lbdj,
Gjk/,bnm nt,z dczrbq yt ghjxm:
Dmtncz fkfz ktynf buhbdj
D djkjcf[ ndjb[; xthys[ rfr yjxm;
Dpukzl jlby xthyj,hjdjq lbrfhrb,
Gjkysq xfh, pf;buf/ob[ rhjdm,
Cnfhbrf hfpjhbn yf gjlfhrb,
D cthlwt /yjib rbytn k/,jdm/
Gj;bdtim b gjghfplyetim ddjk/,
,eltn ;bpym b gjkyf b kturf///
Lf yt nj nt,t gfkj yf ljk/:
Pf ythz[e gjqltim ve;brf/
Jn hf,jns b xthyjq b nhelyjq
Jnwdtntim, yt ecgtdib hfcwdtcnm,
Gjuhepbimcz ns d cjy ytghj,elysq,
,eltim yzyxbnm, hf,jnfnm b tcnm/
B c[jhjyzn d cshe/ vjubke,
Rfr ghjqltim ns nz;tksq cdjq genm,
,tcgjktpyj eufcie/ cbke
B ybxtv yt cjuhtne/ uhelm/
Yt ukzlb ;t c njcrjq yf ljhjue
B pf nhjqrjq djcktl yt cgtib,
B njcrkbde/ d cthlwt nhtdjue
Gjcrjhtq yfdctulf pfukeib!
Стихотворение и анализ «Тройка»
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.
И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…
Краткое содержание
П. Грузинский. Тройка. 1858
В произведении лирический герой (поэт) обращается к девушке с риторическими вопросами. Он обрисовывает ей дальнейшую незавидную судьбу. Герой спрашивает девушку почему она так пристально следит за дорогой? Отчего спешит за промчавшейся тройкой вслед? Поэт отмечает, что на черноволосую крестьянку с алой лентой в волосах заглядываются все проезжие по селу молодцы. И это не странно: в такую красавицу не влюбиться просто невозможно. Девушка отличается стройностью, лукавым взглядом, полукруглыми бровями и румяными щёчками.
Имея подобную внешность, она может жить припеваючи. Ведь сгорающие от страсти к ней богатые пожилые помещики готовы будут осыпать её шелками и деньгами, а «горячие» юноши – терять голову от любви. Но, не такая безмятежная судьба уготована красивой молодой крестьянке: ей не доведётся жить в богатстве. Лирический герой сожалеет о том, что выдадут девушку замуж за жестокого и неграмотного мужичка. Став законной женой, она повяжет на себе уродливый передник и примется за грязную работу. Каждый день молодая жена будет страдать от пьянства и побоев мужа, от ворчливой свекрови, от адского труда. Скоро её природная красота увянет, взгляд потухнет, лицо осунется…
Жизнь красавицы крестьянки после замужества не будет долгой. Впереди её ожидают лишь сырая могила да покосившейся крест. К сожалению, ничто не сможет изменить трагическое течение её судьбы, устоявшийся порядок. Понимая это, лирический герой не советует молодой крестьянке долго стоять у дороги, ведь лихие тройки с богатыми кавалерами не для неё. Судьба несчастной девушки предрешена задолго до её рождения а, значит, в жизни её нет места чуду.
История создания
Некрасов создал стихотворение в 1848 г., посвятив его Ивану Маслову – приятелю В.Г. Белинского и И.С. Тургенева. Иван Маслов нёс службу чиновником при коменданте Петропавловской крепости. Данное посвящение присутствует лишь в первой публикации, в последующих публикациях его уже нет. Чтобы опубликовать данное произведение в «Современнике», автору пришлось заручаться одобрением со стороны цензуры, которое было получено лишь в декабре 1846 г. По этой причине, Некрасову пришлось перенести публикацию на следующий 1847 год.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру гражданской лирики – излюбленному жанру Некрасова. Стихотворение представляет собой литературное направление «реализм», так как повествование в нём ведётся без каких-либо прикрас о судьбе простой русской крестьянки.
Поэтический размер – трёхстопный анапест, придавший стихотворным строкам особую напевность. Впоследствии произведение было положено на музыку и обрело новую жизнь в форме известного романса. Рифмовка перекрёстная, за исключением четвёртой строфы: в ней автор использует смежную рифмовку.
Композиция
Произведение имеет кольцевую композицию. Стихотворение может быть разделено на четыре части:
Образы и символы
В произведении Некрасов создал яркую, запоминающуюся палитру смысловых образов:
Темы и настроение
Некрасов поднимает перед читателями следующие темы:
Произведение передаёт читателям настроение искренней жалости к судьбе молодой женщины, сожаление о невозможности ей помочь и что-либо изменить.
Основная идея
Основная мысль произведения заключается в следующем: в реалиях российского общества некрасовских времён не предусмотрено сочувствие к простым женщинам из народа. Судьбы их ужасны, но никому нет до этого никакого дела. Жернова бедности и бесправия перемалывали молодость, здоровье и красоту несчастных простолюдинок. В данном стихотворении, ещё задолго до отмены крепостного права, Некрасов обратил своё внимание на незавидную участь простых женщин.
Средства выразительности
Поэт мастерски использует различные средства выразительности с целью донесения до читателей основной идеи произведения. Автор создал следующие тропы:
Определите размер стиха и наарисуйте схему
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее 2. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя 3. Сижу за решёткой в темнице сырой 4. Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила 5. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна
1. Я́ ль на све́те все́х миле́е, (ударные слоги 1, 3, 5, 7)
Все́х румя́ней и беле́е (1, 3, 7)
Ударные слоги нечётные, следовательно, это ХОРЕЙ.
_́ _ / _́ _ / _́ _ /_́ _
_́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _
2. Подру́га дне́й мои́х суро́вых, (2, 4, 6,
Голу́бка дря́хлая моя́ (2, 4,
Ударные слоги чётные, следовательно, это ЯМБ.
_ _́ / _ _́ / _ _́ /_ _́ / _
_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́
_́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _
5. На се́вере ди́ком стои́т одино́ко (2, 5, 8, 11)
На го́лой верши́не сосна́ (2, 5,
Опять АМФМБРАХИЙ
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́
А про АНАПЕСТ забыли? Добавлю некрасовские строки:
Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу (3, 6, 9)
В стороне́ от весёлых подру́г… (3, 6, 9)
Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге – АНАПЕСТ.
_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _
_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́
Разобраться в этом несложно, надо только:
1) правильно подсчитать слоги в строке (учитывая то, что на предлоги, союзы, коротенькие частицы, иногда даже местоимения ударение, как правило, не падает, они сливаются в произношении с предыдущим или последующим словом) ;
2) правильно определить, какие по счёту слоги в строке ударные; если только чётные или только нечётные, то размер двусложный; если чётные в определённой последовательности сочетаются с нечётными или нечётные с чётными, то размер трёхсложный.
Вот табличка из Интернета Вам в помощь.
1. Я́ ль на све́те все́х миле́е, (ударные слоги 1, 3, 5, 7)
Все́х румя́ней и беле́е (1, 3, 7)
Ударные слоги нечётные, следовательно, это ХОРЕЙ.
_́ _ / _́ _ / _́ _ /_́ _
_́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _
2. Подру́га дне́й мои́х суро́вых, (2, 4, 6,
Голу́бка дря́хлая моя́ (2, 4,
Ударные слоги чётные, следовательно, это ЯМБ.
_ _́ / _ _́ / _ _́ /_ _́ / _
_ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́
_́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _
5. На се́вере ди́ком стои́т одино́ко (2, 5, 8, 11)
На го́лой верши́не сосна́ (2, 5,
Опять АМФМБРАХИЙ
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _
_ _́ _ / _ _́ _ / _ _́
А про АНАПЕСТ забыли? Добавлю некрасовские строки:
Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу (3, 6, 9)
В стороне́ от весёлых подру́г… (3, 6, 9)
Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге – АНАПЕСТ.
_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _
_ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́
Разобраться в этом несложно, надо только:
1) правильно подсчитать слоги в строке (учитывая то, что на предлоги, союзы, коротенькие частицы, иногда даже местоимения ударение, как правило, не падает, они сливаются в произношении с предыдущим или последующим словом) ;
2) правильно определить, какие по счёту слоги в строке ударные; если только чётные или только нечётные, то размер двусложный; если чётные в определённой последовательности сочетаются с нечётными или нечётные с чётными, то размер трёхсложный.
вы там ошибку сделали в 5 предложении не АМФМБРАХИЙ а АМФИБРАХИЙ просто если кому-то надо а так большое спасибо
«Тройка» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – разбор, смысл, главный герой
“Тройка” – одно из самых известных стихотворений Некрасова, который трепетно рассказывает о судьбе русской женщины. Краткий анализ “Тройка” по плану поможет ученикам 10 класса понять позицию автора. Использовать тот разбор на уроке литературы можно для более полного раскрытия темы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тройка.
История создания – произведение написано Некрасовым в 1846 году. Год спустя, в 1847-м его опубликовали в “Современнике”.
Тема – тяжесть судьбы русской крестьянки.
Композиция – кольцевая, которую начинает и заканчивает обращение лирического героя к крестьянской девушке.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – трехстопный анапест.
Эпитеты – “веселые подруги”, “проезжий корнет”, “алая лента”, “смуглая щека”, “полукруглая бровь”, “легкий пушок”, “чернобровая дикарка”, “непробудный сон”, “вечный испуг”.
Метафоры – “забило сердечко тревогу”, “лицо вспыхнуло”, “лента вьется игриво”, “чары, зажигающие кровь”, “взгляд разорит на подарки”, “свекровь в три погибели гнуть”, “отцветешь от работы”.
Сравнение – “черные, как ночь”.
Жанр, направление и размер
По жанру стихотворение относят к гражданской лирике. Некрасов же определял себя как поэта гоголевского направления, так называемой «натуральной школы», которая ставит во главе угла реалистическое изображение происходящих событий, человеческих характеров и судеб. В «Тройке» нет искусственно красивого романтического тумана, прикрывающего реальное положение вещей – обо всём сказано прямо и по делу. Поэт создал это стихотворение не для того, чтобы романтики и отстранённые мечтатели смаковали изящный слог и думали о красоте бытия. Он обнажил уродства крепостнического устройства и заставил людей посмотреть на них без прикрас.
Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Это значит, что ударение в каждой строке падает на третий слог, а таких ударений по три. Например, первые же строки: «Что ты ЖАДно гляДИШЬ на доРОгу/В стороНЕ от веСЁлых подРУГ…». Этот размер очень мелодичен и потому считается песенным, недаром на «Тройку» позже был написан романс. Рифмовка во всём произведении перекрёстная, и только в последнем четверостишии – смежная. Мужские и женские рифмы гармонично сочетаются друг с другом.
История создания
Это стихотворение Некрасов написал в 1846 году. Он посвятил его приятелю Тургенева и Белинского, Ивану Маслову. Этот человек служил чиновником при коменданте Петропавловской крепости. При этом посвящение присутствует только в первой публикации, в последующих его уже нет.
Для того, чтобы опубликовать стихотворение в “Современнике”, пришлось получать одобрение цензуры. Получено оно было только в конце 1846 года, 30 декабря, из-за чего и пришлось переносить публикацию “Тройки” на следующий год.
Подведение итога
«Тройка» Некрасова — стих-предупреждение всем девушкам, по молодости и неопытности мечтающим о счастливой жизни с любимым мужчиной. Поэт понимает, что героиня спешит за тройкой в надежде понравиться корнету, который забрал бы ее с собой. Автор разбивает все надежды несчастной, говоря, что молодой барин спешит к другой. Дворяне принадлежат к другому миру, в котором нет тяжелой работы, голода, холода, и им нет дела до крестьян, которые хотят хоть немного пожить безбедной и спокойной жизнью.
Что еще хотел сказать стихотворением «Тройка» Некрасов? Тема произведения подталкивает читателя к мысли, что жизнь коротка, и человек не успевает сделать все то, что задумал, как-то реализовать себя. Девушка спешит за тройкой, но у нее нет никаких шансов ее догнать, да и не нужно этого делать. Мечты о богатстве — это единственное увлечение юных особ, делающее их хоть и ненадолго, но счастливыми. Некрасов советует выбросить из головы пустые мечтания, потому что они еще сильнее омрачают и без того сложную жизнь крестьянки.
Некрасов – поэт и гражданин, он умел «в лохмотьях нищеты живую душу видеть». В его выразительно сильных стихах громко раздаются могучие тоны надежды, веры в истину, добро и правду. Стихи Некрасова будят бодрость, стойкость, терпение, любовь, веру в истину, в чем несомненно заключается несокрушимый залог их вечного значения в нашем Отечестве.
Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1846 году. Чем характерен этот период жизни писателя? Этот год стал для Николая Алексеевича хлопотным. Совместно с И.И.Панаевым он ходатайствует об издании журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В этом же 1846 году, Некрасов публикует альманах «Петербургский сборник», в котором печатаются произведения о жизни бедноты, мелких и средних слоев общества. В альманах были включены произведения Даля, Белинского, Герцена, Достоевского.
Стихотворение «Тройка» — это лирическое размышление о судьбе молодой женщины-крестьянки. Специфика произведения состоит в том, что оно написано в форме обращения автора к главному персонажу. Обращение, как стилистическая фигура, выбранная Некрасовым для данного произведения, подчеркивает степень волнения автора, его возмущения столь несправедливым устройством общественной жизни страны, гражданином которой он является.
Стихотворение «Тройка» начинается с вопроса «Что ты жадно глядишь на дорогу…?» в адрес молодой красавицы-крестьянки, провожающей взглядом тройку с проезжим корнетом. Автор вопрошает у девушки, для чего она бежит вслед за этой тройкой? Но на этот риторический вопрос нет ответа.
Красочно, с милыми подробностями, описывает Некрасов облик деревенской красавицы. Он говорит, что на девушку невозможно не заглядеться, невозможно ее не полюбить. Черные, как ночь, волосы, алая лента, румяные щечки, лукавый взгляд девушки — всем хороша эта особа.
Далее поэт рассказывает о жизни, которой достойна такая красавица. Эта жизнь должна быть полной радости и легкой. Но нет! Лирический сюжет делает резкий поворот, и Некрасов переходит к описанию той жизни, которая на самом деле ожидает простую крепостную крестьянку, коей и является юная красавица. Девушку против ее воли отдадут замуж за неряшливого мужика, который, скорее всего, будет ее бить. Со временем она смирится со своей трудной долей, в глазах ее появится выражение тупого терпения и вечного испуга. Тяжелая доля крестьянской жены очень рано состарит ее и преждевременно сведет в могилу.
В конце стихотворения автор советует ей, пока еще юной и цветущей, не смотреть напрасно на дорогу и на проезжающие тройки, ибо тот праздник жизни, который символизируют седоки богатых экипажей, не для нее, простой крепостной крестьянки. Эта веселая, яркая жизнь доступна лишь вольным людям.
В последнем четверостишии Некрасов, словно бы закольцовывая сюжет, вновь возвращается к яркому образу тройки, проносящейся мимо деревенской девушки, подобно тому, как жизнь человеческая проносится одним коротким мгновением.
стихотворения «Тройка» заключается в том, что рабство, существующее в России того времени в форме крепостного права, несправедливо унижает простого русского человека, искусственно низводя закрепощенных людей до положения бессловесных существ, не имеющих возможности управлять своей судьбой.
Проводя анализ стихотворения «Тройка», необходимо сказать, что его автор использовал перекрестную схему рифмовки. И только последнее четверостишие отличается от прочих смежной рифмовкой.
Стихотворный размер, выбранный Некрасовым для этого стихотворения, – трехстопный анапест. Такой размер придает произведению определенную мелодичность, напевность. И впоследствии на основе этого стихотворения был написан романс «Что ты жадно глядишь на дорогу…», который исполняют до сих пор.
В стихотворении «Тройка» Некрасов использует разного рода средства художественной выразительности. Описывая облик деревенской красавицы, он использует такие украшающие эпитеты, как «смуглая щека», «лукавый глазок», «чернобровая дикарка», а также сравнение «волосы черные, как ночь». Во второй части стихотворения преобладает печально-грустная тональность эпитетов: «тупое терпенье», «бессмысленный испуг», «сырая могила», «тоскливая тревога». Применил автор в стихотворении и метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».
Но основным средством художественной выразительности в данном стихотворении является обращение. Обращение к главному персонажу, крепостной девушке, звучит на всем протяжении стихотворения.
Используя образ тройки в этом стихотворении, Некрасов стремился показать мимолетность человеческой жизни, проносящейся порой подобно мгновению. Автор также хотел донести до читателя важную мысль о том, что при всей быстротечности бытия, многие люди, в силу их бесправного, рабского положения не могут полноценно распорядиться своей и без того недолгой жизнью. И эту несправедливость Некрасову удалось показать в стихотворении «Тройка».
В стихотворении мне понравился образ тройки, ставшей национальным символом русского духа, русского характера. С давних времен дорога вошла в жизнь русского человека. Образ дороги в сознании русского народа тесно сплетен с понятием жизненного пути. И некрасовская Русь всегда в дороге.
Николай Некрасов старался в своём творчестве показать всю русскую действительность. Он реально описывал жизнь дворян и крестьян, и особое место отводил теме крепостничества. Безвластие, тяжёлая работа, угнетение и наказания — вот жизнь, наполненная горем, которую он видел в крестьянской среде, и против которой выражал протест. |
На фоне жёсткой эксплуатации и полного бесправия, особое место в его творчестве занимала женская доля. Этой теме посвящено огромное количество текстов, которые помогали рассмотреть проблему с разных сторон. Одно из таких некрасовских стихотворений – «Тройка».
Композиция
Для того, чтобы продемонстрировать свою мысль, Некрасов использует кольцевую композицию. В первой строфе главный герой спрашивает молоденькую крестьянку, почему она так жадно смотрит на дорогу, а в последних двух предостерегает ее от тех неясных мечтаний, которые мешают ей просто резвиться с подружками – нет у нее другой судьбы, кроме тяжкой крестьянской доли.
Условно произведение можно разделить на две часть: воображаемая счастливая жизнь красивой крестьянки и реальная – несчастная, наполненная только работой, побоями мужа и бесконечным рождением детей.
Сначала поэт создает экспозицию: показывает крестьянскую девушку, стоящую на дороге и ожидающую чего-то. Когда показывается тройка, символизирующая красивую жизнь, героиня пытается догнать ее. И тут автор делает паузу в основном повествовании, чтобы описать красавицу-крестьянку. Созданный им выразительный портрет вполне объясняет следующее за ним предположение, что она поживет вволю, что жизнь ее будет полной и легкой…
Но вторая часть произведения по своей сути является антитезой к первой: в ней показывается та судьба, которая на самом деле ждет свежую прекрасную девушку. И судьба эта незавидна: она пойдет за неряху-мужика, который будет бить ее, а свекровь только добавит. Бесконечные роды и тяжелая работа сделают ее безразличной ко всему: некогда живая молодая девушка прежде времени превратится в отупевшую от побоев и труда старуху. Так и сойдет она в могилу.
И именно поэтому предостерегает ее лирический герой от мечтаний – смысл его слов в том, что не сбудутся ее желания, символизирующая неведомое счастье тройка, давно уехала, да и красивый корнет в ней направлялся к другой девушке. Так что крестьянке остается только смиренно принять свою судьбину.
Темы и настроение
Средства выразительности
Автор “Тройки” умело использует многочисленные художественные средства, чтобы не только донести до читателя основную мысль, но и создать эмоциональный настрой произведения. В нем есть:
Анализ стихотворения Тройка Некрасова
Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнёс в поэзию то, что раньше не было для неё характерным. Впервые в русской литературе быт и тяжёлый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе самыми вдохновенными являются его произведения о русских женщинах. В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестьянка»), в стихотворениях «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице тёмной…» и многих других.
Сюжетную основу стихотворения «Тройка» составляет рассказ о судьбе молодой крепостной крестьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки. Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине. Поэт обращается к ней на «ты» и ведёт разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой доле.
Произведение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтический образ промчавшейся тройки. Композиционно стихотворение делится на две части.
Первая часть — первые пять строф — рассказывает о настоящем героини. Вторая часть (6—12 строфы) — размышления поэта о будущем этой молодой девушки, о её судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны.
Образ крестьянской девушки представлен автором в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви. Подбор удивительно красочных эпитетов создаёт яркий и запоминающийся образ: алая лента в волосах, чёрных как ночь, «румянец щеки», «лукавый глазок». Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен. Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами (бежишь торопливо; вьётся алая лента; пробивается лёгкий пушок; смотрит бойко лукавый глазок; взгляд… полный чар, зажигающих кровь). Подчёркнута не только красота девушки, но и её горячность, живость, которые так свойственны юности.
Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Всё в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечётных строк третьей строфы перекликаются с рифмами чётных строк второй строфы (торопливо — красиво — диво — игриво) — красота девушки словно бы созвучна красоте юноши. Славная бы вышла пара! Но шестая строфа становится переломной в рассказе о будущем лирической героини. Многоточие после первых двух строк словно отделяет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:
Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.
Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красавицей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:
Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь…
На смену красавице, «чернобровой дикарке», приходит уродливая, замученная чёрной работой и забитая мужем-привередником и злой свекровью женщина. Её горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети.
Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремлённый вперёд, в будущее, сменяется статичным женским портретом с выражением «тупого терпенья» и «вечного испуга». И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти — к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 10-я строфа стихотворения:
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.
Главное средство выразительности, которое использует Некрасов в данном произведении, — это приём контраста. На нём построена и основа сюжета, и композиция стихотворения.
Приём контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (лёгкий пушок; лукавый глазок; подбоченясь красиво; игриво вьётся) на прозаизмы (неряха мужик; тупое терпенье; перетянешь уродливо грудь; в три погибели гнуть).
Трёхстопный анапест — размер, которым написано стихотворение, — позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку — это известный романс (романсом стала первая часть стихотворения — лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом»).
Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горечи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Героиня бессильна — ей не нагнать «бешеной тройки». Тройка — красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что-либо изменить в своей судьбе. Тройка — это и символический образ мечты каждой девушки о счастье.
Мотив несбывшихся надежд и мечтаний звучит в последних двух строфах, которые содержат ответ на поставленные в начале стихотворения вопросы: «Что ты жадно глядишь на дорогу. », «И зачем ты бежишь торопливо. »:
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой…
Развёрнутый ответ на вопрос о женском счастье Некрасов даст в своём творчестве много позже — в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (в главе «Крестьянка»). Трагическая участь русской женщины-крестьянки и нереализованные возможности народа в дальнейшем станут для Некрасова главными темами творчества.
Здесь искали:
Образы и символы
Выразительные средства в некрасовском сюжете
Николай Некрасов использует в своем сюжете такой литературный прием, как контраст: жизнь крестьянки счастливую и ее судьба несчастной женщины. И для этого автор использует разнообразные выразительные средства:
✔Эпитеты. ✔Метафоры. ✔Сравнения. ✔Фразеологизмы.
Огромнейшее значение в тексте имеют и глаголы, которые автор использует в большом количестве, чтобы показать, настолько девушка жива. Даже символ – тройка имеет у автора двойное значение. Это и символ счастья, которое может ожидать ее в будущем, и символ того, что это счастье пройдет мимо и будет для нее навсегда утерян.
Основная идея
Главная мысль стихотворения – это сочувствие по отношению к простым людям, судьба которых предрешена происхождением. Не имея права выбора и свободы, они вынуждены мириться с ужасными условиями жизни, вынуждены прозябать в печали и нужде. Суровая судьба крепостной женщины, счастье которой приходило лишь в ее мечтаниях и грезах, была обречена на беспощадное и беспросветное будущее. Красоту и молодость народа перемалывали жернова его бедности и невежества.
Уничтожение крепостного права — то, за что боролся автор. Именно Н. А. Некрасов уже в 1846 году первым начал описывать быт, убранство и тяжелый труд крепостного крестьянина, именно он описывал реальные мучительные события, происходящие с крепостным, сделав это героем русской поэзии. В этом был смысл его гражданской поэзии – познакомить читателя с угнетенным народом, нуждающимся в помощи.
Образ главной героини
Неудивительно, что Некрасов так подробно описал образ крестьяночки в своём стихотворении. Николай Алексеевич очень любил русский народ. Он к каждой своей героине находил особые слова, наделял её особыми качествами, как правило, положительными.
Девочка, в «Тройке», так мечтающая о счастливой доле, предстаёт перед читателем чистым, непорочным созданием. Она ещё не забита жизненными трудностями, она ещё верит, мечтает. У неё ещё горят глаза. И в этот короткий промежуток жизни, который ей отведён до замужества, она может позволить себе выскочить на дорогу полюбоваться на мчащуюся тройку.
Как большинство некрасовских героинь, девушка наделена природной красотой, которая в данный момент её жизни в самом расцвете. Это настоящая русская красавица. Поэт не стесняется описать её внешность с подробностями. И читателю остаётся только ужаснуться, какое безжалостное ближайшее будущее ей предрешено.