Что у детей не является мотивацией к занятиям добровольческой деятельности
Мотивация волонтерской деятельности
На сегодняшний день добровольчество является самым важным инструментом социального, экономического и духовного развития общества, в котором нуждается общество. Ведь волонтером быть престижно во всем мире, это социально одобряемая социальная деятельность.
Существует Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 7 июля 1995 года. В нем записано, что волонтер – доброволец, гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах нуждающихся, в том числе, в интересах благотворительной организации.
Успешная деятельность волонтера включает в себя овладение необходимыми умениями, а также формирование нравственных принципов и усвоение ценностей, в результате чего формируется чувство сопричастности, ответственности за выбранное дело и принадлежности к решению общечеловеческих проблем.[1]
Одним из наиболее изученных компонентов волонтерской деятельности является мотивация. С. В. Михайлова видит успешность формирования мотивации добровольцев в том, что добровольческая деятельность представляет уникальную возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества.
В широком значении название «мотивация» определяет область психологических исследований, связанных с выявлением и изучением факторов, побуждающих, направляющих и поддерживающих поведение человека. В более узком, специальном значении под мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение человека. [2]
Мотивацию волонтеров можно разделить на несколько три подгруппы:
Альтруизм – бескорыстное желание делать добро. Предпосылками является представление, что есть люди, которым нужна помощь
Данная мотивация является неустойчивой, особенно когда волонтер сталкивается с равнодушным отношением.
Социальная мотивация – строится на основе контактов с другими людьми. Волонтерская группа рассматривается как социальная, а не рабочая группа. К социальной мотивации относятся:
Социальная ответственность – основывается на убеждении, что если у человека есть возможность, то он обязательно должен помогать тем, кто находится в более сложной ситуации. В отличие от альтруизма такое мировоззрение формируется под воздействием общественного мнения. К социальной мотивации относится:
С целью изучения мотивации волонтеров было проведено анкетирование среди студентов, принявших участие в проекте «385 добрых дел» на территории города Якутска в качестве волонтёров.
В ходе анкетирования мы выявили, что для студентов бескорыстное желание помочь, самореализация, альтруизм, получение новых навыков занимает наивысшую ступень. На втором месте стоит потребность в дружбе, общении, а. престиж, чувство гордости, иметь определённый статус стоит на последнем месте среди мотивации волонтёров-участников проекта «385 добрых дел».
Добровольчество становится все более популярным не только в молодежной среде, но и среди лиц старшего возраста. Безусловно, можно привести много великолепных примеров именно добровольческой активности в наше время. Примером успешного развития волонтерской деятельности в РС(Я) является автор проекта «385 добрых дел» Антон Васильев.
Таким образом, для того, чтобы волонтёрская деятельность и дальше успешно развивалась необходимо актуализировать мотивы людей в добровольческую сферу. Для студентов важными мотивами являются не только альтруизм, но и самореализация, возможность получения новых навыков и приобретения новых знакомств.
Быть добровольцем – это большая ответственность перед обществом, перед самим собой. Добровольная помощь тем, кто нуждается в милосердии – это возможность изменить жизнь к лучшему.
Проект «Мое село – моя забота»
Волонтерское движение приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и развивают в себе личные качества.
Цель проекта: создание волонтерского движения для формирования экологической культуры населения, оказания помощи пожилым людям и изучения истории малой Родины.
Ход реализации проекта
подведение итогов работы по проекту;
анализ проделанной работы и достигнутых результатов.
План основных мероприятий по реализации проекта
Перечень видов деятельности
Анализ экологической ситуации в селе
Создание волонтерского отряда «Махсыымыччаттара»
Встреча за круглым столом участников проекта
Акция «Бюро добрых услуг»
Экологическая игра «Мое село – моя забота»
Конкурс «Моя улица» (совместный конкурс детей и родителей)
Беседа на тему: «Известные личности родного края»
Круглый стол по подведению итогов реализации проекта, творческие отчеты отрядов.
Ожидаемые результаты от осуществления проекта:
Таким образом, участники волонтерского движения благоустраивают территорию села, сажают деревья, цветы, а также оказывают помощь пожилым людям. Принимают активное участие в проведении различных акций, конкурсов, игр.
1. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров детских общественных объединений в системе дополнительного образования.- М.: УЦ «Перспектива», 2011 – 128 с.)
2. Прокопьева М.М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале республики Саха (Якутия) Прокопьева М.М.
диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2007.
Волонтерство: мотивационно-психологический аспект
Юлия Крымова
Волонтерство: мотивационно-психологический аспект
Волонтерство: мотивационно-психологический аспект
С ростом качества и продолжительности жизни в последние десятилетия стали развиваться различные волонтерские движения. У людей появилось больше свободного времени и финансовых возможностей помогать другим. Однако многие исследователи этого социального явления приходят к выводам, что зачатки добровольной помощи нуждающимся зародились вместе с появлением социума [3].
Во всех доисторических обществах взаимопомощь и выручка были залогом выживания. Совместная охота, собирание, ведение быта и воспитание детей были самым обычным явлением. Под влиянием такого процесса как урбанизация, взаимопомощь и взаимовыручка стали терять свою актуальность. В некоторые периоды развития человеческого общества добровольческая деятельность и вовсе была смертельно опасной. Например, подпольные партизанские движения и отряды во время мировых и гражданских воин. Но если изначально мотивом для добровольной помощи был инстинкт самосохранения, то в современном мире основной причиной развития данного явления стали самореализация и эмпатия.
Исследователи мотивации (А. Маслоу, В. Франкл и др.) определяют мотивы в качестве побудителей деятельности человека, того или иного поведения [1; 6]. В их основе лежат потребности, по характеру которых можно различать виды мотивации.Среди потребностей: физиологические (биологические, потребности в безопасности, личностной принадлежности, признании, самовыражении.В более общем плане можно определить потребности: биологические, личностные, духовные. С точки зрения гуманистических концепций развития личности, выделяются направленности личности, а в соответствии с ними – типы мотивов:
Мотивация может быть как внешней (деньги, карьера, получение прибыли и пр., так и внутренней (мечты, стремления, личностный рост и пр.). Внутренняя мотивация — это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей иначе, лучше. Внутренняя мотивация – это энергетическое «топливо», которое поддерживает человека, не позволяет ему сдаться, когда приходится преодолевать трудности, неудачи, барьеры. К внутренней мотивации относят:
• мечты и стремление к самореализации;
• стремление к творчеству;
• любопытство, стремление постичь новое, необычное;
• личностный рост как желание меняться к лучшему;
В соответствии с современными представлениями о мотивации психологи выделяют несколько направленностей волонтерского движения у разных социальных и возрастных групп [8]. Так, для молодежи мотивом является реализация потребности в общении и расширении коммуникативных связей. Такие группы волонтеров чаще выбирают участие в массовых городских, областных и международных мероприятиях.
Для людей среднего возраста – важным фактором, побуждающим к волонтерству, является самореализация. Они не только используют свои профессиональные знания, но и получают возможность расширить их. А пожилых людей побуждает к деятельности желание проявлять заботу, сострадание и милосердие. Это обусловлено потребностью делиться своим жизненным опытом, мудростью с окружающими.
В последнее время все большее количество добровольческих движений имеют четкую профессиональную направленность [3]. Данная категория людей, чаще всего студенческой молодежи, выбирает то направление волонтерства, которое непосредственно связанно с их будущей профессией. Таким образом, будущие специалисты имеют возможность не только принести пользу обществу, но и узнать свою профессию изнутри. Например, студенты-медики работают в хосписах и домах престарелых сиделками, в бригадах выездных пунктов скорой медицинской помощи для бездомных. А студенты педагогических вузов организуют волонтерские движения, работающие с беспризорниками, детьми из неблагополучных семей, с ребятами в онкологических центрах и т. д.
Более общими, глобальными можно отметить такие мотивы как неравнодушное отношение к происходящему в мире, стремление сделать мир лучше и справедливее, потребность чувствовать себя членом группы, желание реализовать себя и свои инициативы и т. п. Психологи приходят к выводам, что чем образованнее человек и его окружение, тем охотнее он вступает в ряды волонтеров. Если анализировать явление волонтерства с точки зрения личностного развития, то мы можем определить три основных этапа выбора добровольческой деятельности. Первый этап – определение мотива, за которым последует человек, второй – это выбор конкретной деятельности. И планирование результатов – как третий, завершающий этап. Отметим, что все это характерно для прагматической группы мотивов [7].
Однако в истории развития человечества есть множество примеров формирования волонтерских движений на базе эмоций. Это более кратковременные и менее организованные образования, где подвиг каждого спасает жизни тысяч человек. Мы говорим о добровольческих отрядах времен гражданских и мировых воин. Интересен тот факт, что во многих словарях стран мира, слово «волонтер» трактуется как добровольно поступивший на военную службу. Это справедливо и для Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [2]. Мы считаем, это очень показательно. И в мирное время, и в переломные моменты существования человечества каждый волонтер сражается за сохранение мира, человечества, за самосохранение.
Именно эмоции оказываются в основе волонтерской деятельности в таких возрастных группах как школьники и дошкольники. Если взрослым – родителям, педагогам – удается пробудить у детей эмоции сочувствия, сострадания, радости от общения и совместной благородной деятельности с близкими людьми, дети охотно включаются. Стихийное зарождение волонтерских движений в среде детей, особенно дошкольников, маловероятно, поэтому так велика роль взрослого.
Следовательно, нам – педагогам – необходимо искать специальные средства, методы и формы волонтерской деятельности, в которые мы могли бы вовлекать подрастающее поколение. И тут на выручку нам приходит опыт наших предков. Они обучали детей через личный пример и совместную деятельность. И главным союзником для педагога также является семья. Именно работа с семьей, дает возможность привлекать к волонтерской деятельности дошкольников в детском саду школьников в разнообразной внешкольной деятельности. Чем эффективнее, масштабнее современные образовательные учреждения смогут вовлекать семьи своих воспитанников в волонтерскую деятельность, тем более отзывчивыми, добрыми, заботливыми и неравнодушными будут расти наши дети.
1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999.
2. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. С. 94.
3. Основы социальной работы / Под. ред. П. Д. Павленок. М. : ИНФРА-М, 1999. С. 27-30.
4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров /О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006.
5. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. д. п. н. проф. Н. Ф. Басова. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991.
7. Циткилов П. Я. Информационно-методические материалы по организации работы с волонтерами // Социальная работа. – 2007. – № 5. – С. 58-60.
8. Циткилов П. Я.История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. «Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир Природы.
Психологический уголок в группе Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают.
Проект на тему «Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности» Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А.
Психологический практикум «Вместе мы сила» Цель: Сплочение коллектива. Укрепление ситуации успешности. Задачи: 1. Повысить самооценку и уверенность. 2. Снять эмоциональное напряжение.
Волонтерство учителя-логопеда как профессиональная деятельность Моя волонтерская деятельность можно так сказать, началась ещё в детстве. Родители, часто брали меня с собой, посещая местный дом престарелых.
Волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников «Тот, кто ничего не делает для других –ничего не делает для себя» Гете Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного.
Статья социальному педагогу на тему «Мотивация волонтеров»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Мотивация волонтерской деятельности»
социальный педагог МБУ ДО ППЦ «Помощь» г.о. Самара
В настоящее время добровольчество является самым важным инструментом социального, экономического и духовного развития общества, в котором нуждается общество. Ведь волонтером быть престижно во всем мире, это социально одобряемая социальная деятельность.
Волонтер — это человек, у которого есть силы, есть ресурсы и он тратит свою энергию на что-то, помимо своей основной работы и своей личной жизни, и при этом у него есть большое желание помогать, то есть осуществлять созидательную деятельность бесплатно, безвозмездно.
Добровольческая деятельность представляет уникальную возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества.
Мотивацию волонтеров можно разделить на три подгруппы :
Социальная мотивация – строится на основе контактов с другими людьми. Волонтерская группа рассматривается как социальная, а не рабочая группа. К социальной мотивации относятся: желание приобрести новый круг общения, выбраться из дома; возможность найти единомышленников; стремление к общению и обмену опытом; потребность в чувстве принадлежности и необходимости; потребность иметь роль в обществе и цель в жизни. Социальная ответственность – основывается на убеждении, что если у человека есть возможность, то он обязательно должен помогать тем, кто находится в более сложной ситуации. В отличие от альтруизма такое мировоззрение формируется под воздействием общественного мнения. К социальной мотивации относится: желание улучшить жизнь людей в обществе; следование традиции оказания помощи нуждающимся людям; желание быть моделью поведения для других; желание показать свое неравнодушие к проблеме.
Альтруизм – бескорыстное желание делать добро. Предпосылками является представление, что есть люди, которым нужна помощь Данная мотивация является неустойчивой, особенно когда волонтер сталкивается с равнодушным отношением.
Слайд 9 Внутренняя и внешняя мотивация волонтёров
Что побуждает человека откликнуться на чужую беду, прийти на помощь другому человеку, сделав это по доброй воле. Что же движет человеком?
Есть и внутренняя мотивация волонтеров – то, что осознается зачастую через годы волонтерства. Например, чувство принадлежности. Или – найти друга, единомышленника, с единомышленниками делать общее дело. В конце концов, найти спутника жизни. Обрести смысл жизни. Реализовать какой-то талант. Научиться что-то делать руками. Научить другого делать руками. Это все – внутренние побудительные стимулы, которые двигают человеком. Они в какой-то момент встречаются с внешними стимулами – и возникает движение: человек встает с дивана и идет. Что это за «я хочу», которое поднимает человека и заставляет его прийти и помочь ближнему?
Таким образом, для того, чтобы волонтёрская деятельность и дальше успешно развивалась необходимо актуализировать мотивы людей в добровольческую сферу.
Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
Для студентов важными мотивами являются не только альтруизм, но и самореализация, возможность получения новых навыков и приобретения новых знакомств. Быть добровольцем – это большая ответственность перед обществом, перед самим собой.
Добровольная помощь тем, кто нуждается в милосердии – это возможность изменить жизнь к лучшему.
Волонтерское движение приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и развивают в себе личные качества.
Возможности и ответственность у волонтёров очень разные. Есть те, для кого ответственность однозадачная, что не уменьшает ее важность. Могу привести в пример волонтера, который размещает информацию о наших срочных нуждах на главной странице сайта, или волонтера, которая записывает других волонтеров на собеседования к психологам (которые, в свою очередь, тоже волонтеры). А есть волонтеры, которым предложена очень большая ответственность. Они как опорные камни: если их вынуть, то команда сможет даже пострадать на какое-то время, пока этим людям не найдется замена. Это прежде всего волонтеры, стоящие во главе проектов или занимающие значимые должности. Например, это – координаторы наших учреждений.
Организаторы волонтерской деятельности обязаны:
• при разработке и реализации волонтерской деятельности руководствоваться республиканскими и местными нормативными правовыми актами, регулирующими данный вид деятельности, в том числе данным Положением;
• создавать условия для реализации и развития волонтерской деятельности в учреждении образования;
• координировать усилия участников волонтерской деятельности для достижения общей цели;
Права и обязанности руководителя волонтерской группы
6.1. Руководитель волонтерской группы имеет право:
6.1.1. в целях привлечения к волонтерской деятельности подростков, молодежи и педагогов вести разъяснительную работу, основываясь на разделах данного Положения;
6.1.2. обращаться за помощью к работникам городских отделов образования;
6.1.3. с учетом реально существующих материально-технических условий создавать профильные группы (не менее 3 волонтеров) по направлениям волонтерской деятельности, предусмотренным разделом 4 настоящего Положения;
6.1.4. предлагать волонтеру вид деятельности, руководствуясь требованиями предыдущего подпункта;
6.1.5. отказаться от услуг волонтера, в случае невыполнения им своих обязанностей;
6.2. Руководитель волонтерской группы обязан:
6.2.1. организовать обучение волонтера в соответствии с выбранным направлением деятельности;
6.2.2. организовать практическую деятельность волонтера;
6.2.3. создать условия для выполнения волонтером принятых обязательств;
6.2.4. разъяснить волонтеру его права и обязанности;
6.2.5. не препятствовать отказу волонтера от участия в конкретном мероприятии в случае неуверенности последнего в своих возможностях;
6.2.6. осуществлять контроль и нести ответственность за деятельность волонтера;
6.2.7. вести документацию, отражающую учет волонтеров и их деятельность.
1 Прокопьева Ю. П., Прокопьева М. М. Мотивация волонтерской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 31–34. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770019.htm.
Изучение мотивации участия молодежи в добровольческом движении
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Изучение мотивации участия молодежи в добровольческом движении»
Современное развитие общества характеризуется социально-экономической нестабильностью, что сопровождается распространением экстремистских настроений, ксенофобии, ростом потребительства, снижением значимости духовно-нравственных ценностей и др., что неблагоприятно влияет на развитие личности подрастающего поколения и общества в целом [2,4,6]. С целью оздоровления российского общества правительство в последние годы первостепенное значение уделяет развитию добровольчества в молодежной среде [7,8]. Для развития волонтерского движения актуальным является выявление мотивации участия молодежи в добровольческом движении является актуальной.
Гипотеза: 1.Ведущими мотивами участия молодежи в добровольческом движении являются альтруистические. 2.У молодежи, включенной в добровольческое движение выше уровень эмпатии по сравнению с ровесниками.
Для достижения поставленной цели использовали теоретические, математические и эмпири ческие методы исследования (анкетирование, тестирование). Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов для привлечения новых участников к добровольческому движению, выработке рекомендаций для участия в определенной сфере волонтерства в соответствии с интересами и потребностями человека.
Добровольчество в России, имеющие давние традиции, активно развивается и сегодня. Только за 2018 (год Добровольца) число молодежи, вовлечённой в волонтерство выросло на 27%. Сейчас в нем задействовано свыше 14 миллионов человек, реализовано более 16 тысяч проектов. Основными направлениями добровольчества являются [6,10]: с оциальное ; с портивное; культурное; экологическое; с обытийное др. В учебных заведениях активно развивается волонтерство-медиаторство, направленное на урегулирование добровольцами медиаторами школьных конфликтов [9].
По мнению специалистов, привлекательным в волонтерстве для молодых людей часто является «тусовка», когда вместе собирается много ровесников ради интересной и значимой цели [1,3]. В Московской области действует более 50 волонтерских объединений («Дорогою добра», г. Домодедово; «Даниловцы», «Местные» в Ступино и др.).
Методы и техники исследования
Исследование по выявлению участия молодежи в добровольческом движении проводилось с октября по ноябрь 2018 года. В нем принимали участие 66 человек (21 юноша и 45 девушек) в возрасте 14-19 лет, участники добровольческих движений Подмосковья, а также ученики 8г,10б класса – в качестве контрольной группы. Представители добровольческих движений – это 20 школьных волонтеров-медиаторов МБОУ СОШ №8 г.Ступино (4 мальчика, 16 девочек) в возрасте 14-16 лет; 12 школьников и студентов из волонтерского движения «ЁЖиК» г.Можайск в возрасте 14-17; 9 студентов ( 2 юноши и 7 девушек) в возрасте 17-19 лет из волонтерского движения «Живу Спортом» из г.Коломна. В качестве контрольной группы выступили учащиеся 8-10-х классов в возрасте 14-16 лет, всего 25 человек (11 мальчиков и 14 девочек).
Гипотеза: 1.Ведущими мотивами участия молодежи в добровольческом движении являются альтруистические. 2.У молодежи, включенной в добровольческое движение выше уровень эмпатии по сравнению с ровесниками.
По результатам анкетных данных большинство добровольцев имеют опыт работы в пределах полутора лет (приложение 4,5). Информацию о добровольческом движении получили от руководителей этих объединений, а также от друзей, педагогов, через социальные сети.
Основными мотивами к занятию добровольчеством (приложение 6) явилось желание приносить пользу обществу, помогать людям, участие в интересных мероприятиях, возможность найти новых друзей. В нашей группе волонтеров-медиаторов общие тенденции сохраняются, в отличие от других групп есть мотивация – научить других мириться.
Анализ анкетных данных показал, что участники волонтерских движений оценивают свою работу (по 10-балльной системе) достаточно высоко (приложение 4,5, таблица 1,2,3). Свою собственную активность ребята оценили на уровне 8,3 балла (таблица 1). Ребята понимают общественную значимость своей работу, высоко ценят полезность своего труда для общества, организации (на уровне 9,1 балла) и чувствуют удовлетворенность от выполняемой ими работы (9,1 балла). Средние данные в изученных группах сопоставимы, но чуть выше оценки среди волонтеров г.Можайска.
Как показали результаты анкетирования (приложение 7), волонтеры отмечают значимость выполняемой работы для собственного саморазвития, повышения самооценки, повышение удовлетворенности жизнью. 97,6% респондентов отметили, что «помогая другим людям, они стали чувствовать себя более счастливыми» (наиболее выражено это среди волонтеров Можайска). Ребята получают удовольствие от своей работы (более выражено это у волонтеров Ступино и Можайска). Многие опрошенные нашли новых друзей (70,7%), этот ответ более распространен среди волонтеров Можайска и Коломны, вероятно потому, что большинство ребят познакомились именно благодаря этой организации, а многие медиаторы из Ступино учатся в одной школе и были знакомы на момент начала работы. У большего респондентовт появились новые цели в жизни (68,3%), наиболее выражено это в группе волонтеров Можайска и Коломны. У многих участников добровольческого движения выросла самооценка (более выражено среди нас медиаторов), многие по новому взглянули на жизнь, стали лучше понимать себя и нашли в себе силы справиться с жизненными трудностями, а некоторые, работая волонтерами, определились с будущей профессией.
Анализ результатов диагностики социально-психологических установок показал, что в группе волонтеров-медиаторов количество людей с преобладанием альтруистической направленности больше в 2,5 раза, чем в контрольной группе (приложение 8,9). У девочек склонность к альтруизму более выражена.
Для большинства респондентов характерны высокие и очень высокие показатели по уровню эмпатии (приложение 8,9), не зависимо от участия в добровольческом движении. В группе волонтеров эти показатели выше в среднем 1,2 раза по сравнению с контрольной группой (таблица 8,9 приложение 8,9), а школьников с очень высокими показателями в 2,1 раза больше, чем в контрольной группе. У девочек эмпатия более развита, чем у мальчиков (таблица 10, приложение 9).
1.Теоретический анализ феномена добровольческого движения показал, что существует противоречие между альтруистическими и эгоистическими мотивами волонтерства. Для истинного волонтерства большое значение имеет преобладание альтруистических мотивов, основанных на эмпатии и потребности служения людям.
2. По результатам опроса в иерархии мотивов участия в добровольческом движении наших респондентов присутствуют как альтруистические мотивы ( желание приносить пользу обществу, оказание помощи конкретным людям), так и просоциальные (участие в интересных мероприятиях, возможность найти новых друзей, приобрести новый опыт, знания, повышение самооценки, уверенности в себе, возможности чувствовать себя счастливыми и другие). Эти мотивы не противоречат друг другу. В изучаемой группе волонтеров значимость альтруистических мотивов преобладает.
3.У частники волонтерских движений высоко оценивают свою работу, ее значимость, полезность для общества и удовлетворены результатами своего труда.
4. В группе волонтеров медиаторов средние значения и количество людей склонных к альтруизму, т.е. к бескорыстному оказанию помощи другим больше по сравнению с контрольной группой. В группе девочек эти показатели выше.
5. В группе волонтеров выше показатели по эмпатии по сравнению с контрольной группой. У девочек эмпатия более выражена, чем у мальчиков, возможно, поэтому в добровольческом движении в нашей стране – большая часть это женщины.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтверждены полностью.
Список источников литературы
2.Арсеньева, Т.Н. Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность»/ Т.Н. Арсеньева, Х.Т. Загладина, А.В. Коршунов, В.Е. Менников. – М.: МПГУ, 2016. – 46 с.
3.Бодренкова, Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: Учебно-методическое пособие/Г.П. Бодренкова. – М.: АНО «СПО СОТИС», 2013.-46 с.
4. Бурчакова, М. А. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса/ М. А. Бурчакова, В.В.Хожемпо// Современные технологии управления. 2015.- №4. – С. 52 – 54.
6. Киреева, Л.В. Феномен современного добровольчества/ Л.В. Киреева//Вестник ПСТГУ. – 2015. – вып.2(21). – С.19-25.
9. Опыт работы юных волонтеров школьных служб примирения (сборник материалов) / Сост. А.Ю. Коновалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2017 – 100 с.
Анкета «Мотивация участия в добровольческом движении»
1.Как называется ваше волонтерское (добровольческое) объединение (движение)
2.Какую цель ставит ваша организация (объединение)
3.Какими видами деятельности занимается ваша волонтерская организация
4. Как давно вы состоите в этой организации______________________________________
5. Почему вы решили заняться волонтерской деятельностью (нужное подчеркнуть и дополнить):
Хочу приносить пользу обществу, это модно, это востребовано обществом, я имею льготы как волонтер, я имею возможность общаться с единомышленниками, я имею возможность найти новых друзей, имею возможность испытать себя, приобрести новые знания, имею возможность познакомиться с интересными людьми, имею возможность оказать помощь конкретным людям, имею возможность стать участником интересных мероприятий, другое_______________________________________________________________________
6. Откуда вы узнали о работе вашей волонтерской организации_______________________________
7. Оцените свою активность в работе вашей волонтерской организации по 10-балльной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Оцените свою удовлетворенность работой волонтера (добровольца)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Оцените значение вашей волонтерской организации для общества
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Оцените степень полезности своего труда для общества (организации)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Оцените на сколько полезной для вас стала работа волонтером (нужное подчеркнуть, можно дополнить): помогая людям, я стал чувствовать себя более счастливым, у меня появились новые цели в жизни, я стал увереннее в себе, я нашел новых друзей, я разобрался в себе, я стал лучше понимать себя, я по новому взглянул на жизнь, работа волонтером помогла мне определиться с профессией, эта работа помогла мне найти силы справиться со своими жизненными трудностями, я получаю удовольствие, положительные эмоции в процессе работы, другое
12. Какое событие вам запомнилось больше всего из тех, в которых вы участвовали как волонтер______________________________________________________________________
Шкала А «Выявление установок, направленных на «альтруизм—эгоизм»»
Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет», исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.
1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
2. Вам легче просить за других, чем за себя?
3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят?
4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?
7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить для других людей?
8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
9. Ваша отличительная черта — бескорыстие?
10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
П. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
13. Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям?
Н. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?
15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?
17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?
18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?
19. Вы можете назвать себя эгоистом?
20. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?
Тест «Уровень эмпатии» (И.М. Юсупова)
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами,
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением.животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Подсчитывается сумма баллов.
Свыше 82 баллов очень высокий уровень эмпатийности,
от 37 до 62 баллов — средний уровень эмпатии,
от 12 до 36 баллов — низкий уровень, 1
1 баллов и менее — очень низкий уровень эмпатийности.