Что у нас внутри тела
Строение и функции человеческого организма
Организм человека характеризуется тем, что все его составные части неразрывно связаны между собой.
Функционирование одного органа невозможно без других.
Тело человека является уникальным механизмом, слаженным, доведенным природой до совершенства.
Каждому необходимо иметь знания о своем строении, это поможет в любой сфере деятельности и повседневной жизни.
Строение человека
Строение тела человека достаточно сложное, имеет множество особенностей и характерных черт. Люди уникальны прежде всего тем, что способны осуществлять высшую нервную деятельность, то есть обладают интеллектом. Имеется несколько систем, которые обеспечивают слаженное функционирование тела человека.
Внутреннее расположение органов
Внутренне строение организма человека – это те органы, которые выполняют различные важные функции. Они отделены от внешней среды кожным покровом. Пример некоторых из них – мозг, сердце, легкие, желудок, почки и другие.
Внешняя структура
Внешне у человека выделяют голову, шею, верхние и нижние конечности, туловище. В последнем имеется спина, грудь и живот.
Системы организма
Все органы собраны в отдельные системы, что помогает в классификации и систематизации строения человека. Это облегчает изучение структур и их функций в теле. Выделяют следующие системы:
Также отдельно выделяется кожный покров, который защищает внутренности от неблагоприятных внешних факторов, отвечает за эстетическую функцию.
Центральная нервная система и мозг
Центральная нервная система человека – это головной и спинной мозг. Главное, за что отвечают данные структурные образования, — это формирование рефлексов, умственная деятельность, психические функции, двигательная и сенсорная чувствительность.
Главный орган нашего организма – это мозг. Он находится в черепной коробке, имеет сложное строение. Схематично можно выделить 3 отдела: полушария, мозжечок, мост. Мозг обрабатывает информацию, которую человек получает из окружающей среды, образуя тем самым ответные импульсы. Благодаря ему люди способны мыслить, понимать речь, испытывать эмоции, осуществлять любую деятельность, как умственную, так и трудовую.
От мозга берут начало нервные стволы, которые разветвляются на более мелкие ветви по всему организму, что обеспечивает сбор информации из внешнего мира.
Органы грудной клетки
В грудной полости находится целый ряд жизненно необходимых формирований. Один из важнейших – сердце. Оно находится практически посередине грудной клетки, локализация располагается за средней третью грудины. Размеры сердца приравниваются размеру кисти, сжатой в кулак.
Мышечная ткань очень мощная, клетки соединяются между собой перемычками, формируя что-то наподобие полотна. Такое строение обеспечивает электрическую проводимость и сокращение сердца. Орган обеспечивает кровообращение, получая венозную кровь из сосудов, насыщая ее кислородом, превращая в артериальную. Последняя посредством сердечных сокращений обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем системам и органам человека.
Также в груди располагаются бронхи и легкие. Последние являются парным органом, они занимают большую часть пространства данной полости. Каждое легкое состоит из крупных долей: левое из 2, правое – из 3.
Доля делится на более мелкие формирования, в строении которых имеются альвеолы – специальные пузырьки, осуществляющие газообмен. Альвеолы насыщают кровь кислородом, обеспечивают элиминацию углекислого газа. Данные структуры образуются путем ветвления бронхов.
Последние являются крупными стволами, которые проникают в легкие через так называемые ворота, где они начинают делится на более мелкие формирования. Бронхи, в свою очередь, являются воздухоносными путями у человека.
Еще один орган, расположенный в груди, — трахея. Она берет начало от гортани, откуда отходит ниже и переходит в бронхи.
Параллельно идет пищевод, который имеет несколько анатомических изгибов, сам он является мышечной трубкой, которая обеспечивает проход пищевого комка для дальнейшего переваривания в желудке.
Последний является органом системы иммунитета, который постепенно атрофируется с возрастом. У лиц старше 16-18 лет имеются только остатки тимуса.
Органы брюшной полости
Органы брюшной полости обеспечивают переваривание пищи и формирования из ее остатков каловых масс. От груди они отделяются диафрагмой. Органы грудной полости следующие:
Кроме этого, в брюшной полости также имеются крупные и мелкие кровеносные сосуды, лимфоузлы, нервные стволы и сплетения, также здесь располагается сальник, обеспечивающий поддержание всех формирований на их местах. Также он уберегает внутренние структуры от травматического воздействия.
Отдел малого таза
Органы полости малого таза имеют свои особенности. Здесь у лиц мужского и женского пола имеются свои отличительные черты. Среди общего – наличие мочевого пузыря, уретры и прямой кишки. Первый отвечает за мочеиспускание, второй – за дефекацию.
Отличия у женщин
У лиц женского пола в малом тазу находятся матка, яичники, которые соединяются с первой посредством маточных труб. Также здесь располагается влагалище, половые губы, вульва, клитор.
Органы формируют половую систему женщины, которые отвечают за размножение, выработку гормонов, беременность.
Различия у мужчин
У мужчин в малом тазу имеются семенные пузырьки, семявыносящий проток, предстательная железа, яички, половой член. Эти структуры отвечают за формирование спермы, размножение, осуществляют функцию эндокринных желез, осуществляя выработку мужских половых гормонов.
Полезная информация
Каждый человек является уникальным и неповторимым. При этом нередко встречаются различные аномалии – например, удвоение органа, изменение его формы и размеров. Удивление вызывает тот факт, что нередко это остается незаметным и никак не отражается на состоянии здоровья.
Потенциал и выносливость организма поражают, он хрупкий и сильный одновременно. Ученым-биологам и медикам предстоит выяснить ответы на большое количество загадок тела человека. Работа в этой сфере идет непрерывно.
Как видно, строение человеческого тела простое и сложное одновременно. Исследователи до сих пор не могут полностью разгадать все тайны организма. Человек способен осуществлять высшую нервную деятельность благодаря коре головного мозга, что недоступно для других биологических видов.
По этим причинам людям важно иметь как минимум общее понятие о своем строении, что поможет в течение всего жизненного пути, особенно это касается проверки состояния собственного здоровья.
Как устроен человек: развивающие занятия для детей
Для самых маленьких
Начиная примерно с 2 лет, ребенок начнет интересоваться тем, как выглядит его тело: из чего оно состоит. Пока что интерес ограничивается внешним строением. Части тела: для чего нужна каждая из них? Основные малыш наверняка уже знает. Это голова, живот, спина, руки, ноги, глаза, рот, уши, нос, щеки.
Теперь самое время изучить каждую часть отдельно. Например, на голове находятся волосы, лоб, глаза, брови, уши, нос, губы, зубы, рот, подбородок. Соединяет голову с туловищем шея.
Чтобы объяснить малышу назначение основных органов, можно предложить ему игру:
Вместе с ребенком нужно сделать выводы этого веселого эксперимента.
Объясните малышу, что все это – органы чувств: они позволяют нам чувствовать запахи, вкус, слышать, видеть.
По такому же принципу можно изучить строение рук (плечо и подмышки, предплечье, локоть, запястье, кисть, ладошка, пальцы) и т. д.
Родители лишь должны помнить, что тело человека для детей в этом возрасте – это, прежде всего, то, что они видят. Сейчас более глубокие знания для самых маленьких детишек ни к чему. Сами они интересоваться вряд ли станут в силу возраста, а ненужная информация будет только лишней нагрузкой.
Объяснять все, чего дошкольник пока не знает, нужно на понятном ему языке, на основании чего-то известного.
В младшей группе детского сада педагоги будут закреплять с малышами эти знания на развивающих занятиях: делать аппликации, рассматривать картинки и собирать их по частям, работать с раскрасками, включать в работу разные части тела на физзанятиях и т. д.
А что внутри?
Такой вопрос назревает обычно у старших дошкольников. Понятно, что анатомию человека в этом возрасте они должны изучать не так дотошно, как изучают ее в школе. Взрослым следует помнить о возрасте ребенка, его уровне представлений о мире, понятийном аппарате, кругозоре. Поэтому рассказывать, как устроен человек, нужно, обязательно учитывая эти факторы.
Вот пример того, какой информации дошколятам будет достаточно:
Она находится снаружи, мы ее видим. С ее помощью мы чувствуем боль и разные прикосновения, она защищает нас от разных повреждений, помогает зимой сохранять тепло, а летом охлаждает нас, вырабатывая пот. На коже находится множество крошечных отверстий, через которые пот выходит наружу и охлаждает тело.
С их помощью мы видим. Без зрения человек становится почти беспомощным, поэтому глазам нужна защита. Мы постоянно моргаем, чтобы они увлажнялись, веки защищают их от повреждений, брови – от попадания пота, реснички – от соринок и пыли. Если же в глаз что-то попадает, из него выделяется слеза, чтобы смыть «чужака».
Они позволяют нам не только слышать. Эти органы – с секретиком, который прячется глубоко внутри уха. Это специальное устройство, которое называется вестибулярный аппарат. Он помогает нам удерживать равновесие при ходьбе, беге, прыжках, езде на велосипеде или роликах.
При вдыхании человек улавливает запахи. Наш нос может различить около тысячи разных ароматов! Но мы дышим, прежде всего, для того, чтобы наш организм получал кислород, без которого не может существовать. Кислород находится в воздухе. Мы вдыхаем его через нос. Воздух проходит по горлу и попадает в легкие – внутренние органы дыхания. Легкие очищают воздух от всевозможных примесей. Легкие добывают из воздуха кислород и отправляют его в кровь. Когда мы делаем выдох, то выталкиваем этот переработанный воздух без кислорода – углекислый газ.
Она похожа на сложный водопровод. Его трубы — сосуды разной толщины. Это артерии, вены, капилляры, которые разносят кислород по всему нашему телу. Чтобы кровь постоянно двигалась, у человека есть специальный насос – сердце. Его часто называют нашим мотором. Сердце разгоняет кровь по всему организму, разнося кислород. А когда кровь возвращается обратно, она уносит за собой вредные вещества. Сердце прокачивает кровь по нашему телу много раз в минуту каждый день и ночь, не останавливаясь ни на секунду! Когда мы используем больше кислорода (бегаем, прыгаем, плаваем, танцуем), сердце работает еще быстрее.
А еще в нашей крови живут специальные стражники – лейкоциты. Они постоянно ищут и уничтожают разные вирусы и бактерии, которые приносят в наш организм болезни.
Для чего мы едим? Чтобы получить нужные организму вещества: витамины, белки, углеводы, и многие другие. А чтобы добыть из еды эти вещества, у человека имеется пищеварительная система.
Когда мы кладем еду в рот и жуем, зубы ее измельчают, чтобы можно было проглотить (а язык помогает ему, перемешивая пищу). Слюна начинает разделять (расщеплять) пищу, чтобы из нее легче было достать полезные вещества. Когда мы глотаем, пища попадает сначала в пищевод, а затем – в желудок. В нем находится желудочный сок, который заканчивает расщепление пищи и передает ее на 5 часов в тонкий кишечник, где из нее выжимаются полезные вещества и отправляются в печень. Она их сортирует и распределяет по всем клеткам организма, чтобы они хорошо росли и правильно работали.
Дальше пища попадает в толстый кишечник, там еще 20 часов выжимаются до последней капли все оставшиеся полезные вещества. А то, что останется от такого выжимания, покидает наш организм (мы ходим в туалет).
Мышцы – это не только сила. Они помогают нам двигать частями тела. И не только поднимать руки или ходить ногами. Говорить, моргать, улыбаться, смеяться без мышц было бы невозможно.
Чтобы мышцы могли удерживать наше тело и двигать его частями, им нужна прочная опора. Это – кости. Все кости в нашем организме образуют надежный каркас – скелет. Кости очень прочные, но легкие. От их размера, когда они вырастают окончательно, зависит размер самого человека. Чтобы кости могли двигаться, их соединяют суставы.
Кости черепа защищают наш мозг, ребра – внутренние органы, а позвоночник держит все тело в неизменной форме.
Все эти органы связаны между собой. Но им сложно было бы работать без руководителя. Такой руководитель – мозг человека. Он командует всеми органами и контролирует их работу. А еще благодаря ему человек может думать, помнить, чувствовать, что-то делать.
Наши органы – неутомимые труженики. Они ни на миг не прекращают своей работы, даже когда мы спим.
Что поможет при изучении анатомии?
Показать наглядно, как выглядит печень или легкое, вживую не получится. Здесь могут спасти анатомические атласы в картинках, иллюстрированные детские книги о строении тела человека, плакаты. Можно подключать и тематические обучающие мультики.
Чтобы закрепить изученное, важно, во-первых, не втискивать в голову ребенка всю информацию разом – одного органа для одного занятия достаточно. А во-вторых, лучший помощник в любом обучении – игра. Как можно поиграть в анатомию?
Лучше всего для этой цели подходит, конечно, игра в больничку или доктора. Но можно придумать и другие варианты. Например:
А можно поиграть с карточками, на которых изображены части тела:
Можно найти или придумать и другие игры, которые помогут закрепить ребенку знания о том, как устроен его организм, какие органы для чего нужны. Главное, чтобы информация, которую он получит, была правдивой, доступной и интересной.
Вспоминаем: внутренние органы человека
Стремление врачей узнать, что же скрывается под нашей кожей, что там внутри и как это все устроено, было всегда очень сильным. И хотя лет 500 назад за вскрытие трупа даже бездомного бродяги можно было поплатиться жизнью, исследователи-новаторы шли на этот риск. Сейчас подробно ознакомиться с человеческим телом и его внутренностями может даже ребенок, но для чего какой орган служит, большинство забывает, покинув пределы школы. Предлагаем освежить память.
Печень
Орган весьма объемистый, в котором обезвреживаются вредные продукты обмена веществ. Печень участвует в защитных реакциях организма против микробов и чужеродных веществ, если такие успели пробраться извне. Но не только. В печени синтезируются важнейшие белки плазмы крови: фибриноген, альбумины, протромбин и др. Здесь же образуется желчь, необходимая для всасывания жиров в кишечнике.
К заболеваниям печени ведут инфекции, интоксикации, расстройства кровообращения, нарушения питания и обмена веществ.
Болезни: гепатит, цирроз, рак.
Желчный пузырь
Болезни: холецистит, желчно-каменная болезнь, калькулезный холецистит, рак.
Поджелудочная железа
Правильнее было ее назвать зажелудочной, но поскольку у средневековых анатомов объект исследования всегда находился в горизонтальном положении, она стал «под». Смешанная железа, включающая экзокринную и эндокринную части. В экзокринной части вырабатывается панкреатический сок, который содержит пищеварительные ферменты, поступающие по выводному протоку в двенадцатиперстную кишку. Там они участвуют в расщеплении белков, жиров и углеводов до конечных продуктов, которые переходят из просвета кишки в кровь и лимфу.
В эндокринной части железы образуется ряд гормонов (инсулин, глюкагон и др.), принимающих участие в регуляции углеводного, белкового и жирового обмена в тканях.
Болезни: панкреатит, сахарный диабет, рак.
Почки
Почечный фильтр обладает избирательной проницаемостью. В норме через него не проходят клетки крови и некоторые белки плазмы крови. При повреждении фильтра в случаях заболевания почек (например, при нефритах) они могут обнаруживаться в моче больных. По мере того как отфильтрованная жидкость проходит по канальцу нефрона, клетки, образующие стенки канальца, всасывают обратно полезные вещества (например, глюкозу) и возвращают их во внеклеточную жидкость. Остальное в виде мочи через собирательные трубочки и мочеточники попадает в мочевой пузырь.
Почки, образуя мочу, выводят с ней из организма шлаки, регулируют водно-солевой обмен. Скорость фильтрации зависит от давления крови в капиллярах, и сами почки образуют биологически активные вещества, регулирующие артериальное давление. Почки выводят конечные продукты азотистого обмена, чужеродные вещества, избыток органических и неорганических веществ.
Болезни: диурез, почечная гипертензия, протеинурия, пиелонефрит, камни в почках, почечная недостаточность, рак.
Легкие
Болезни: пневмония, бронхоэктазы, пневмосклероз, бронхиальная астма, эмфизема, хроническая обструктивная болезнь, рак.
Селезенка
Болезни: спленомегалия (патологическое увеличение, вплоть до разрыва).
Пищевод
Узкая трубка длиной 23–25 см, которая мышечными сокращениями (перистальтикой) проталкивает пищу из глотки в желудок. В пищеводе выделяют два сфинктера: верхний и нижний. В состоянии покоя верхний сфинктер закрыт и пищевод расслаблен. Замкнутый сфинктер не позволяет большим объемам воздуха проникать при дыхании в желудок.
Когда человек глотает, верхний сфинктер расслабляется, открывается и пропускает пищу. Затем он сокращается, и перистальтическая волна пробегает по пищеводу к желудку. Непосредственно перед тем как волна достигает нижнего сфинктера, он расслабляется, открывается, пропускает пищу и снова закрывается, предотвращая тем самым обратное поступление содержимого желудка в пищевод, которое может вызвать повреждение слизистой пищевода.
Болезни: грыжа пищевода, эзофагит, рефлюкс-эзофагит (заброс пищи из желудка обратно в пищевод из-за ослабленного нижнего сфинктера).
Желудок
Мешкообразное расширение пищеварительного канала, где пища накапливается и на некоторое время задерживается, чтобы затем небольшими порциями поступать в двенадцатиперстную кишку. Именно благодаря желудку мы можем принимать пищу относительно редко.
В состав желудочного сока входит фермент пепсин, под действием которого сложные белки пищи расщепляются на более простые. Для работы пепсина необходима высокая кислотность желудочного сока. Но если он способен переварить почти любую мышечную ткань, то почему же желудок не переваривает сам себя? Это объясняется защитным действием слоя слизи, выстилающей стенки желудка.
Если клетки желудка выделяют слишком мало слизи, то образуются язвы. Они появятся и в пищеводе, и в двенадцатиперстной кишке, если те подвергнутся чрезмерному действию кислоты, содержащейся в желудочном соке. Риск образования язв возрастает в стрессовых ситуациях, при приеме аспирина и спирта высокой концентрации.
Желудок перемешивает пищу с желудочным соком и с помощью продольной и кольцевой мускулатуры проталкивает ее в двенадцатиперстную кишку. Пока пищи для обработки нет, мускулатура желудка находится в сокращенном состоянии, а сами стенки тесно прилегают друг к другу. Как только мы перекусим, желудок начинает сокращаться. Над каждым «поступлением» желудок работает, прежде чем отправить его в полость двенадцатиперстной кишки, 3–4 часа.
Болезни: гастрит, язва, рак.
Кишечник
Тощая и подвздошная кишки составляют подвижную часть кишечника. Их слизистая оболочка ворсистая на вид. Рядом с ворсинками пища переваривается под действием ферментов и при участии попавших в кишки вместе с пищевым комком желчи и сока поджелудочной железы. Ворсинки увеличивают поверхность слизистой оболочки до 4–5 м2, и это способствует всасыванию расщепленных веществ пищи в кровеносные и лимфатические капилляры.
Болезни: язва двенадцатиперстной кишки, геморрой, колиты, синдром раздраженного кишечника, полипоз, рак.
Щитовидная железа
Гормоны щитовидной железы воздействуют на процессы обмена, роста и развития. Под их влиянием в организме активизируется синтез белка. От уровня гормонов щитовидной железы зависят нормальный рост и развитие плода и ребенка.
Болезни: кретинизм, гипертиреоз, гипотиреоз, базедова болезнь, рак.
Суставы
Ткань суставного хряща не только прекрасно приспособлена для мягкого поглощения ударов и толчков, но и устойчива к изнашиванию. Форма суставной поверхности определяет число осей, вокруг которых происходит движение в суставе. Например, цилиндрическая форма суставных поверхностей позволяет двигаться лишь вокруг одной оси. При шаровидной форме суставных поверхностей возможны движения вокруг трех и более взаимно перпендикулярных осей. Некоторые врачи убеждены, что возраст человека определяется в известной мере состоянием его суставов.
Болезни: вывих, артрит, артроз.
Сердце
Болезни: эндокардит, миокардит, пороки сердца и ишемическая болезнь сердца, инфаркт.
Головной мозг
В коре головного мозга находится около 14 млрд. нейронов. Возбуждение нейронных сетей коры обуславливает осознание своих взаимоотношений с окружением. Именно кора служит структурной основой сознания и интеллекта.
Болезни: инсульт, энцефалит, энцефалопатия, новообразования.
Мозжечок
Часть головного мозга, которая располагается под затылочными долями полушарий большого мозга и лежит в задней черепной ямке. Мозжечок регулирует мышечный тонус, координирует движения, осуществляемые по команде из коры больших полушарий.
Болезни: атония, астения, атаксия.
Мочевой пузырь
Мышечный резервуар, где организм накапливает мочу. Когда он пуст, то полностью скрывается за сращением лобковых костей таза, в наполненном состоянии поднимается над лобком. Стенка мочевого пузыря состоит из внутреннего складчатого слизистого слоя (эти складки расправляются при наполнении), мощного мышечного слоя и наружной оболочки из плотной соединительной ткани.
У взрослых людей функцию контролера выполняет головной мозг, который позволяет человеку сдерживать позывы к мочеиспусканию. Однако и его власть ограничена. Если человек терпит слишком долго и уровень мочи в мочевом пузыре достигает критической отметки, а сигнала от головного мозга по-прежнему нет, спинной мозг дает сигнал на опорожнение.
Болезни: цистит, опущение мочевого пузыря, камни, рак.
Половые органы мужчины
Простата вырабатывает жидкий секрет, входящий в состав спермы.
Половой член состоит из пары пещеристых тел и одного губчатого, в котором проходит мочеиспускательный канал, выпускающий и мочу, и сперму.
Болезни: простатит, бесплодие, заболевания передающиеся половым путем (ЗППП).
Половые органы женщины
Маточные трубы одним концом обращены к матке, другим — в виде расширяющейся воронки с отростками-бахромками — к яичнику. По ним благодаря мышечным сокращениям созревшая яйцеклетка движется в матку.
Болезни: эрозия шейки матки, эпителиит, вульвовагинит, молочница, бесплодие, ЗППП.
Благодарим за помощь в подготовке материала старшего преподавателя кафедры анатомии человека ММА им. И. М. Сеченова, кандидата медицинских наук Анатолия Шведавченко.
Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.