Что учат на философии
Что изучают на философском факультете и где потом работать?
Когда мы слышим слово «философия», то сразу же представляем что-то сложное, необъятное и заумное. Что же изучает эта наука? Кому стоит пойти учиться на философский факультет? Какие предметы нужно сдавать? В конце концов где и кем работают философы после университета?
Все эти вопросы мы задали доктору философских наук, профессору МГУ Албаковой Фатиме Юсуповне.
Что изучает философия?
Философия — наука, которая изучает вопросы реальности (бытия), человеческого познания, эволюции мира и общества, материальной и духовной составляющей жизни человека. Данная наука задаёт множество вопросов, но не даёт конкретных ответов.
Где и кем работают философы после университета?
Я вспоминаю слова известного современного ученого-философа Миронова Владимира Васильевича, который долгие годы руководил философским факультетом МГУ. Вот, что он отмечает:
И дар этот необходимо развивать.
Обучение философии помогает формировать системное мышление и логику, расширяет кругозор. Важно привить студенту объективность, научить его концентрировать внимание и анализировать поступающую к нему информацию. Это очень важно, ведь на основе проанализированной информации делаются выводы. Помимо прочего, философия учит прогнозировать, вести полемику и смотреть на ситуацию с разных точек зрения, что может помочь в самых разных сферах человеческой жизни.
Как Вы оцениваете уровень философского образования в России?
Как и во всем мире, философское знание, соответственно, и философское образование переживает фундаментальный кризис. Это не значит конец философии как таковой, кризис скорее означает «болезнь человека», который должен переболеть философией. Отмечу, что вскоре появится что-то другое, что откроет человеку мир, ранее закрытый и, вероятно, совсем иной.
Кому стоит пойти учиться на философский факультет?
На философский факультет непременно стоит пойти учиться каждому. Без преувеличения. Как указывает нам Миронов В. В., «через философское созерцание, вопрошание, язык расширяет горизонты нашего мира и возможности его понимания».
Философия дает нам речевой и мыслительный инструментарий, помогающий раскрывать окружающую действительность, оценивать ее.
Какие предметы нужно сдавать для поступления?
В каждом вузе своя комбинация предметов, но зачастую это: русский язык, обществознание, история и иностранный язык.
Всю информацию по поводу поступления на философский факультет можно найти в свободном доступе на сайте факультета университета, который выбрал абитуриент.
Где и кем работают философы после университета?
Получив философское образование, выпускники находят себе применение в самых разных областях социальной и научной жизни.
Они становятся учителями в школах и вузах, экспертами, аналитиками в различных агентствах и организациях.
Здесь уже выбор места работы будет зависеть от научных интересов и финансовых ожиданий выпускника.
Какие предметы изучают на философском факультете
Выбирая направление для поступления, абитуриенты не всегда представляют, какие именно предметы они будут изучать. Мы уже раскрыли секреты специальности «журналистика», а теперь расскажем поступающим, что изучают на философском факультете.
Если хотите больше узнать о разных специальностях, факультетах и вузах, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу. Кроме того, его подписчики первыми узнают о выгодных предложениях.
Что изучают на факультете философии
Философия переводится с греческого как «любовь к мудрости» и представляет особую форму познания мира.
На философском факультете можно получить фундаментальное гуманитарное образование, которое научит искать и интерпретировать информацию.
Специальные предметы факультета философии
Основные предметы специальности связаны с историей и теорией философии разных эпох и культур. Обычно их изучают в хронологическом порядке:
Кроме истории философской мысли от античности до наших дней на младших курсах изучают фундаментальные дисциплины:
На старших курсах будущие философы переходят к профильному обучению. Среди предметов могут быть:
Изучение философских дисциплин невозможно без работы с первоисточниками
Общеобразовательные дисциплины
Как и на любой другой специальности, будущим философам не обойтись без изучения общих предметов. Среди них обязательно будут:
Кстати! Для студентов любых специальностей мы предлагаем скидку 10% на любой вид работы
Перед тем, как подавать документы, советуем ознакомиться с учебными планами и программами специальности в разных вузах. Электронные версии должны быть представлены на сайте, а бумажные — храниться в приемной комиссии.
Где понадобятся предметы философского факультета
Конечно, ни в одной компании и ни на одном предприятии России нет должности штатного философа. Не встретить такую вакансию и на интернет-сайтах. Но комплекс дисциплин, изученных на факультете философии, позволяет выпускникам трудиться в самых разных областях:
На специальности «философия» учат работать с источниками, искать и проверять информацию, развивают ораторское искусство и формируют структурность мышления. Эти навыки могут приходиться человеку в самых разных отраслях труда.
Чтобы получить высокие баллы по дисциплинам философского факультета, не стесняйтесь обращаться за помощью. Эксперты студенческого сервиса помогут разобраться с непонятной темой или подготовить любую учебную работу.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
«Не хватило баллов на ЕГЭ»: кто и зачем поступает на философский факультет
Философские факультеты вымерли, находятся в стадии вымирания или скоро вымрут. Вопрос решённый, тут и думать нечего. Или нет? Наш блогер Настя Никушина, студентка НИУ ВШЭ, рассказывает, чем философы занимаются в институтах и есть ли у них шанс найти работу после обучения.
Философия — вузовское направление если не маргинальное, то подозрительное. Кто там учится? Чем они, эти «кто», занимаются? Вопросы метафизики волнуют каждого по отдельности, а не всех сразу. Тогда где там научная объективность и зачем заниматься смыслом жизни в академических работах? Обо всём по порядку.
Студент-философ — кто это?
До развала СССР молодые люди, поступавшие на философские факультеты, буквально работали на благо страны: они писали историко-философские труды по марксизму-ленинизму. «Историко-философские» значит комментаторские, так что философами в собственном смысле слова они не были, или были, но как бы исподтишка. Имена Мераба Мамардашвили, Владимира Бибихина и Александра Пятигорского появились, но появились позже.
Марксизм-ленинизм исчез, а философские факультеты остались
«Новейшая история философского образования в России» — мы находимся здесь. Но кому здесь нужно философское образование? В девяностых и нулевых философские успели окончить (или почти окончить) примечательные, а для кого-то и одиозные личности: Сергей Шнуров, Надежда Толоконникова, Пётр Верзилов. Среди выпускников были и более официальные лица, например, Наталья Тимакова — пресс-секретарь сначала президента РФ, а после — премьер-министра.
С введением ЕГЭ ситуация поменялась. Тогда на философию пошли все, кому не хватило баллов до бюджета на других направлениях. Из-за этого публика стала совсем разномастной: здесь и те, кто уже придумал пару собственных терминов, и те, кто впервые услышал о Платоне.
«Мы — поколение социальных сетей, тупо прожигаем время»
Сейчас баллы поползли вверх, случайных людей стало меньше. Если абитуриент и не ходил на курс подготовки, то он, скорее всего, уже знает кто такой Хайдеггер по мемам из «Выхинской критики французской мысли» и «абстрактных мемов для элиты всех сортов». Искушённейшие напитались мудростью на стримах Убермаргинала.
А чему учат на философии?
На днях открытых дверей руководители философских программ заявляют, что на направлении учат критическому мышлению. Философы действительно отлично ищут и анализируют информацию в тексте, практически не отставая от филологов и политологов.
Большую часть времени студенты занимаются историей философии: читают тексты классиков, конспектируют их и выдвигают гипотезы о влияниях и чужих концепциях. Зато другие предметы, наоборот, наталкивают на самостоятельное размышление.
Существует миф о том, что философия — направление абсолютно не прикладное и опасное для тех, кто хочет устроиться на работу вне академических стен. Это не так! Философы не ограничены в выборе профессий. Работать можно как по специальности, то есть преподавателем философии, так и по другому, возможно, совершенно отдельному направлению вроде маркетинга. Для этого, правда, нужно потрудиться: пройти пару онлайн-курсов и найти стажировку.
Так зачем мне философский?
Я боялась, что к середине выпускного курса так и не смогу найти ответ на этот вопрос. А потом поняла, что каждый находит его сам, но не исключено, что кто-то уже облёк ваши мысли в слова. Такое, кстати, часто открывается, когда готовишься к очередному семинару. И это не плохо: даже приятнее думать, что речь действительно идёт не о мнениях, но об идеях.
Так в чём же она, идея философии как направления вузовской подготовки?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
«Полезное»: В топку Рассела. С чего начать самостоятельное изучение философии?
Двойственность вхождения в философию
К счастью или сожалению, но философия – не наука и не набор концепций, а скорее особый способ работы со своим мышлением. Философское рассмотрение – это прежде всего «как», а не «что». Философию можно назвать искусством работы с текстами, можно – мета-методологией, можно – школой рефлексии. Как ни называй, без перехода от учебника к общению и чтению самих философских работ получится только общая эрудиция.
В то же время философская мысль сильно нуждается в широкой эрудиции в области истории идей, причем идей, созданных не только философами, но и учеными, теологами, художниками, политическими деятелями и даже безумцами. Отсюда вытекает и ощутимая двойственность вхождения в философию: вам необходимо и знать, и одновременно учиться работать с этим знанием (получать его, интерпретировать, критиковать и т. д.).
Кроме того, философия – это прежде всего реальный опыт самопознания и познания других, а потому она не может существовать только внутри. Философия требует раздумий и чтения, но не меньше она требует живого общения, столкновения мнений и практики. Так что ситуация, в которой человек предполагает только самостоятельным чтением войти в философию, не многим лучше рассуждений о сферических конях в вакууме.
Поэтому для любого вменяемого специалиста по философии отвечать на вопрос «Что мне читать чтобы понять философию (вообще)?» – это ощутимое неудобство. Или как нынче говорят – «лютый зашквар». Хуже только публичные рассуждения о смысле жизни с серьезной физиономией, не допускающей иронии. Проблема этого вопроса в том, что вы либо навязываете свой образ философии (а это этически сомнительно), либо излишне упрощаете (а это преступление против истины). Гораздо проще ответить на вопрос о том, что читать по конкретной теме.
Знание философии или поиски смыслов?
И все же на вопросы нужно отвечать. Однако в данном случае единственно правильным было бы ответить вопросом на вопрос. Ключевой момент, который необходимо прояснить до всяких рекомендаций: зачем вам философия и что вы от нее ждете?
Мотивы – штука индивидуальная и вряд ли можно все ухватить. И все же значительную часть попыток овладеть философией я бы разделил на две группы. Одни хотят «знать философию», чтобы понимать контекст, другие – чтобы порождать контент. К первым относятся все те, кто не хочет выглядеть глупым и необразованным, а также желает понимать, о чем говорят другие и поддержать разговор на подобные темы. В той или иной степени, основная ставка здесь идет именно на эрудицию в области философских теорий, а не на собственное мышление.
Соответственно вторые – они встречаются намного реже – жаждут научиться понимать себя или мир вокруг, т. е. хотят научиться сами извлекать смысл и истину из того, с чем имеют дело. А значит, познания в истории философии для них не более чем примеры того, как можно работать со смыслом, дающие что-то для их собственного мышления.
Хорошо понимая свой интерес к философии на данный момент (в ходе изучения акценты могут поменяться), уже значительно легче определиться с общей стратегией вхождения в тему. По большому счету, можно выделить две основных стратегии.
Первая стратегия базируется на лапидарных и понятных пересказах философских идей, которые чаще всего можно найти в доксографиях, учебниках и философских энциклопедиях/словарях. Или еще короче – это уровень учебника. То есть вы берете учебник (например, по истории философии) или классический сборник всяческих кулстори (вроде Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов») и читаете от корки до корки в той логике, что предложена автором. Подобный выбор имеет как свои сильные, так и слабые стороны (о них ниже).
Вторая стратегия опирается на литературу, содержащую философские исследования (для удобства я буду называть это уровнем книги). Это классические труды и трактаты, написанные известными и влиятельными философами. И здесь можно идти двумя путями – по линии истории и причудливым зигзагом случая и собственного интереса.
В первом случае обычно начинают с «Фрагментов ранних греческих философов», а затем переходят к Пармениду, Платону и Аристотелю. В последних двух можно основательно закопаться на всю жизнь, поэтому обычно рекомендуют прочесть лишь наиболее цитируемые работы: например, «Теэтет», «Пир» и «Государство» у Платона и «Метафизику» (опционально «Поэтику») у Аристотеля. Второй вариант хорош тем, что более актуален вашему интересу (например, разобраться с Кантом), но он потребует обращения к вспомогательной литературе, особенно в части неизвестных имен и учений.
Философия по учебнику – оксюморон?
Несложно догадаться, что чтение учебника позволяет ознакомиться со множеством разных взглядов за более короткое время, чем чтение классиков. Увы, но на втором пути вы встретите очень много непонятного, и некоторые книги придется бросить или оставить на будущее. Однако различие материала «уровня книги» и «уровня учебника» намного глубже.
В каком-то смысле учебник по философии – это нонсенс уже по самой своей форме. Учебник говорит «такой-то считал так-то», а философия говорит «я прочел такого-то и считаю, что он говорил то-то». Вторая позиция – конечно, идеал, и реальная философия находится где-то посередине. И все же учебник – это разбавленная мысль, уложенная в термины, которые слишком легко принять за реальность.
Так, многие после учебника на всю жизнь остаются уверены, что в философии есть четкие деления как в политике: материалисты и идеалисты, монисты и дуалисты, рационалисты и иррационалисты. Однако все эти ярлыки – не более чем обертка, за которой (если взять на себя труд развернуть ее) открывается такое количество нюансов, что невозможно более относиться к этим ярлыкам всерьез. Стоит помнить, что умные термины (все эти релятивизмы, холизмы и агностицизмы) упрощают коммуникацию понимающих, но самому пониманию помогают мало.
Книга, написанная философом – это всегда поиск языковой формы, адекватной предмету речи; учебник в лучшем случае гармоничен с ухом читателя, а часто просто пользуется словом как придется, без лишней рефлексии. К тому же позиции авторов в отношении читателя принципиально несхожи: в книге – равенство и диалог, в учебнике – авторитет знания и воображаемый усредненный образ ученика (обычно ожидания занижены, а значит, и читатель учебника в мысли составителя несколько туповат). Ориентация на некий выдуманный «средний уровень» часто играет дурную шутку с учебником, и вскоре вместо качественного историко-философского учебника появляются подтирки под лейблом «философия кого-то там за 90 минут».
Философский труд нацелен на убеждение, но именно поэтому оставляет пространство и для радикального несогласия с автором. А вот в учебнике слишком сложно отличить принятие/непринятие и усвоение/неусвоение материала, собственно поэтому наибольшую степень неадекватности содержат учебники по философии, а также социальным и гуманитарным дисциплинам (точные науки редко дают повод к вопросам о личном принятии).
В итоге всегда есть риск остаться на уровне учебника, ведь он по большей степени формирует потребителя культуры и знаний, а не их производителя. Однако если ваша цель – только эрудиция в области идей, то при хороших учебниках это не так проблематично.
И все же, смыслы в учебнике представлены в разъятой форме, часто реструктурированы с позиции лучшего усвоения. Последнее нередко прямо противоположно задаче точного понимания целого: едва ли не основная часть смыслов книги – это то, что возникает на стыках, в своего рода адгезии (склеивании) элементов. И весомую часть этой работы по склеиванию производят такие составляющие текста как ритм, стиль, пафос, ассоциации, предпосылки и предрассудки (как автора, так и читателя).
Философия по доксографиям
Понимая эти сложности, многие философы сами пытались достичь баланса в алхимическом браке философского мышления и упрощенного изложения: одни пробовали доступно ответить на вопрос «Что такое философия?», другие – брались за собственные доксографии. Собственно, о них мы и поговорим.
К сожалению, даже в этой области, где требуется скорее личный совет (а совет – это всегда исповедь), нежели мнение профессионала, давно уже сложилась некоторая рутинная практика отсылать к нескольким работам сомнительного содержания. Такое ощущение, что люди, рекомендующие начинающим эти книги, либо без зазрения совести навязывают определенные смысловые акценты, либо отыгрывают что-то в духе «стокгольмского синдрома». А возможно, эти специалисты просто не нашли времени в зрелом возрасте перечитать буквари своей юности.
В отечественном пространстве едва ли не самой частой рекомендацией окажется «История западной философии» Бертрана Рассела. По нему частенько ориентируют в сдаче вступительных экзаменов, а иногда и используют как учебник на начальных курсах.
Книга Рассела, как и любой другой учебник, сгодится для поверхностного структурирования знаний по истории философии. Он просто написан и позволяет сделать набросок с хронологией и основными школами и именами. Однако для меня остается загадкой как его может похвалить философ, ведь Рассел не может даже скрыть чувства превосходства к предшественникам? Ну разве что это человек, причисляющий себя к аналитической традиции, и тут цеховые узы обязывают.
Рассел – авторитет в своей области (например, его небольшая работа «Об обозначении» отличный пример анализа проблемы), но автор «Истории западной философии» – словно другой человек. Как доксограф Рассел очень сильно предвзят, особенно в отношении английской философии, которая внезапно превращается в европейский мейнстрим и законодательницу мод в сфере мысли. Смешно сказать, но десяткам континентальных философов (XVII-XIX века) он посвящает по паре строк, в то же время целая глава посвящена такому гранду философской мысли как Байрон.
Также Рассел в своих интерпретациях порой откровенно туповат: он не понял Платона, заменил рассказ об идеях Спинозы байками о его жизни и зачем-то приписал мистицизм Гегелю (мочившего всяких мистиков и интуитивистов, вроде Якоби). А его попытки все свести к социально-политическим обстоятельствам местами грубы и неуместны (и мало чем отличаются от пресловутого подхода советских марксистов, гораздых воткнуть классовый антагонизм в любую историко-философскую проблематику).
Томик Расселовской «Истории…», ей-богу, принесет больше пользы в качестве растопки или подпорки. Потому что читать Рассела, чтобы понять что-то об истории философии, – это то же самое, что читать одиозные труды идеолога с целью понять историческую правду. Имена вроде все правильные, но дальше как в анекдоте – и не выиграл, а проиграл, и не машину, а 5 рублей.
Да и имена отнюдь не все. Ощутимая проблема доксографий, созданных представителями англо-саксонской (аналитической) философии состоит в самом подходе к истории философии. Их ключевая идея в том, что нет нужды пересказывать всю историю, необходимо выделить нескольких респектабельных авторов и помесить их идеи в аналитический контекст.
С одной стороны, это реактуализирует мысль прошлого, с другой стороны, тем самым аналитический автор за вас решает о ком вам знать следует, а кого совсем не жалко скинуть с корабля философского знания. Яркий пример – неплохая работа Джона Пассмора «Сто лет философии». В этой книге вы найдете хорошее описание проблематики английских и американских философов (и близких им Витгенштейна, Фреге и др.), а вот всем остальным посвящена одна (из 20!) куцая глава со смехотворным названием «Экзистенциализм и феноменология».
В этом смысле более обстоятельный и целостный взгляд с бережным отношением к идеям и персоналиям можно найти в четырехтомнике Джованни Реале и Дарио Антисери «Западная философия от истоков до наших дней». Пишут они подробно, стараясь не упрощать, но цена этому – более сложный язык, чем у англоязычных визави. В конце концов, не все можно объяснить на пальцах без потери смысла, и сложные идеи требуют сложного языка.
При этом никто не заставляет читать их от корки до корки, всегда можно пропускать неинтересные вам имена. Собственно, континентальный подход к истории философии складывается в другой логике: задача исследователя качественно и бережно перевести сперва тексты автора прошлого, а затем без излишнего осовременивания реконструировать его идеи в осмысленном виде.
Некоторые авторы вообще посчитали слишком не-философским подход, построенный на именах и датах, и потому взяли за основу проблематику философии. К таким работам относится «Страсть западного ума» Ричарда Тарнаса. Книга в целом не безупречная, но достойная прочтения, так как пытается обнаружить общую эволюционную линию поверх отдельных идей и течений. Однако намного раньше подобное вписывание истории в единую логику уже предпринял Гегель в «Лекциях по истории философии» (кстати до сих пор не утерявших своей значимости).
По пути еще более простого и лаконичного разговора о нескольких центральных темах философии пошли такие авторы как Дженни Тейчман, Кэтрин Эванс в тексте «Философия. Руководство для начинающих». В упрощении проблематики есть риск утерять ее вовсе, кембриджские авторы ходят почти по краю, но все же не сваливаются. В каком-то смысле это действительно удачное руководство для начинающих, позволяющее понять какого рода проблемы интересуют именно вас и, стало быть, определиться с дальнейшим кругом чтения.
Краткими введениями в проблемы философии в свое время отметились все тот же Бертран Рассел и Уильям Джеймс (обе книги названы без изысков – «Проблемы философии» и «Введение в философию»). Еще более кратким – всего на 40 страниц – является введение известного современного философа Томаса Нагеля «Что все это значит?».
В своем гайде Нагель коротко и сочно описывает 10 ключевых понятий, вокруг которых обычно разворачивается философская дискуссия, среди них – свобода воли, справедливость, добро и зло, смысл жизни, проблема сознания и значения слов и другие. Правда, эта местами весьма веселая работа заканчивается не особенно ободряющей фразой: «Жизнь, вероятно, не только бессмысленна, но и абсурдна». Что ж, возможно, именно это ощущение для многих (особенно в юности) становится точкой входа в философию.
Нередко для начинающих рекомендуют также роман Юстейн Гордер «Мир Софии». Эта книга часто высоко оценивается, в т. ч. за то, что написана в форме увлекательной истории (это именно роман, а не учебник или доксография). Я думаю, что каждый сам решит по первым главам интересен ли ему такой подход или нет. Я, например, слишком поздно встретился с этой книгой и вряд ли могу оценить ее с позиции начинающего; для тех, кто уже кое-в-чем разобрался – она, как мне кажется, совершенно неинтересна.
Изучение философии изнутри
Изучение имен, школ, течений и основных проблем – это все же превалирующая задача для тех, кто желает повысить свою эрудицию. Теперь поговорим о вводных текстах для тех, кто пытается понять суть философии, ее методы, техники, приемы. Во многом для них существует оригинальный поджанр философского исследования – авторский ответ на вопрос «Что такое философия?».
Пожалуй, самый известный и самый читабельный пример – цикл лекций Хосе Ортеги-и-Гассета «Что такое философия?». Он буквально с первых строк предлагает думать вместе с ним, при этом в силу того, что автор не скрывает свои ценностные ориентиры, с ним легко как соглашаться, так и не соглашаться. К тому же Ортега-и-Гассет уже во второй лекции показывает классический философский твист, согласно которому философ, прежде чем решать какие-то вопросы, внимательно обдумывает постановку вопроса и часто ее меняет. Так он говорит, что вместо ответов про философию стоило бы понять, почему существует особая порода людей – философы?
Во многом со схожего вопроса начинает свой труд Карл Поппер в работе «Все люди – философы». В первой части работы с названием «Как я понимаю философию» он полемизирует с одноименной статьей Фридриха Вайсманна, взгляды которого показались Попперу чересчур элитарными. Он делает оговорку, что «все люди являются философами, хотя некоторые в большей степени, чем другие», однако даже с этим тезисом сложно согласиться. Поппер в этом тексте выглядит как популист, к тому же в нем слишком много прямых и скрытых похвал в свой адрес.
Все-таки рассуждения типа «у всех своя философия» равноценны тому, что никакой особой философии не существует. Поэтому стоит подчеркнуть: у каждого человека есть свое уникальное мировоззрение (впрочем, часто в значительной степени состоящее из стереотипов и шаблонов), но философия доступна лишь тем, кто способен к рациональной аргументации элементов своего мировоззрения. А это и значит, что «не все люди могут/хотят быть философами». Хорошо это или плохо – решайте сами.
Ценные соображения можно почерпнуть и из сборника текстов Мераба Константиновича Мамардашвили под названием «Как я понимаю философию», особенно я бы выделил довольно оригинальный взгляд, выраженный в тексте «Философия – это сознание вслух». Однако мысль Мамардашвили ориентирована феноменологически, к тому же его речь содержит много подтекстов – и то, и другое останется неуловимым для новичка.
И уж совсем неподъемной для начинающего окажется книга Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Что такое философия?», т. к. в ней авторы скорее подводят итог своих философских исканий, не особо ограничивая себя в использовании сложных философских концептов.
Подведем итог
В качестве итога я бы все-таки отметил, что на деле все эти списки и рекомендации очень мало дают для вхождения в философию, только для решения конкретных проблем (вроде сдачи кандидатского минимума или т. п.). Мне понятна тяга многих людей подстраховаться авторитетным мнением и попытаться не пропустить что-то важное. И все же – расслабьтесь, никто не знает, что окажется важным для вас.
Значение случайности (те люди, книги, события, что вам встретятся) не стоит недооценивать, напротив, ее стоит возлюбить как свою судьбу. Важно то, с каким настроем вы читаете – это может быть искреннее желание разобраться, обостренная концентрация или даже игривое отношение к серьезному с целью получить удовольствие. Прочитанная в нужном состоянии ерунда всегда оказывается полезнее, чем вызубренная годнота.
Философия рождается в диалоге с текстом, но на одном таланте визави диалога не построишь. Поэтому ключевой момент – это умение сравнивать свои мысли и чужие, идеи разных авторов и в конце концов теории и реалии. Да и в самом деле, как вы поймете, что есть слабые тексты, если никогда не читали их и более того, не брали на себя смелость решать, что некоторые тексты слабоваты? С опорой на вечные «топы», «списки мастридов» и «авторитетные рекомендации» вы никогда этого не узнаете. Дерзайте, и тогда вы возможно найдете свой путь в философию.
Для оформления использованы фото Dayve Ward. На превью – фрагмент картины «Натюрморт с черепом и медицинской книгой» (неизвестный итальянский художник, 1766).