Что учит без разговоров
Как поддерживать беседу, даже если ты неразговорчив
Чтобы начать общение с малознакомым человеком или хотя бы поддержать разговор, который уже начался в компании, не нужно быть общительным от природы. Достаточно пользоваться несколькими лайфхаками для расслабления и ведения непринужденной беседы.
1. Не жалей потраченного времени
Общение — это не та вещь, которая обязана приносить пользу. Но ведь всех дел не переделаешь, и иногда нужно расслабиться и провести время в компании другого человека. Так что учись понемногу разбавлять продуктивное времяпрепровождение обыкновенными разговорами «ни о чем».
К тому же порой хороший собеседник может натолкнуть на такие интересные и полезные идеи, которые зрели бы в твоей голове еще долгие годы.
2. Прекрати делить людей
Абсолютно с каждым человеком можно найти, о чем поговорить. И неважно, есть у вас общие интересы или нет, пересекались вы раньше или видитесь впервые, грамотно у него поставлена речь или он совсем не образован и говорит с поразительными (в худшем смысле) ошибками.
Учись относиться к людям уважительно, вне зависимости от их возраста, внешнего вида и профессии. Завести небольшой разговор или перекинуться парой фраз можно и с сотрудником банка, и с уборщицей, и с продавцом. Можешь начать тренироваться в общении простыми комплиментами или вежливыми пожеланиями хорошего дня.
3. Не изливай душу
Внезапные откровения от малознакомого человека действительно пугают. Не путай изливание души с обычным непринужденным разговором. Поэтому наложи табу на рассказы об увольнении, разводе, смертях родных, друзей, любимой собаки, депрессии, плохом самочувствии и неблагодарном поведении в твой адрес. Всем этим при желании ты можешь поделиться с близкими людьми или с психологом.
Люди общаются в основном ради получения удовольствия — так не лишай их (и себя) этого. К тому же приятный разговор может на время отвлечь тебя от плохих мыслей — не упускай эту возможность.
4. Избегай острых тем
В случае если вас не связывает общая сфера деятельности или деловые отношения и вы вообще мало знакомы, можно завести непринужденную беседу на какие-либо нейтральные темы. Помни, что разговоры о политике, религии, интимной жизни, доходах и возрасте считаются неуместными в разговоре (если, конечно, твой собеседник — не близкий тебе человек).
Если не хочешь вызвать у собеседника раздражение или недоумение, лучше ограничься вполне безобидными темами для разговора: литература, кино, технологии, развлекательный контент, хобби. Поинтересуйся, какие фильмы предпочитает человек и какую книгу он читал последней. Спроси, любит ли он путешествовать, и если да — то где ему понравилось больше всего.
Это практически беспроигрышные варианты для поддержания беседы. Главное, тебе не придется в случае чего обременять себя долгим разговором, но ты сможешь избежать неприятных неловких пауз.
5. Учись слушать
Это еще один лайфхак для тех, кто не очень любит разговаривать. Зачастую в попытке произвести впечатление на собеседника мы забываем о том, что совсем необязательно заваливать его удивительными историями из жизни или лихорадочно перебирать в голове нестандартные темы для беседы. Достаточно просто уметь слушать.
Таким образом ты сможешь облегчить себе жизнь: не нужно искать темы для разговора — можно просто расслабиться и легко поддерживать общение. Если люди действительно слушают друг друга, они могут без особых усилий развить интересную беседу на несколько часов.
6. Помни о том, что ты интересный
Даже если в твоей жизни не происходит ничего из ряда вон выходящего, это не повод считать себя скучным человеком. У людей совершенно разные взгляды на одни и те же вещи. То есть событие, которое было обыденным для тебя, может быть воспринято твоим собеседником как интересное и необычное.
Даже люди, которые живут в режиме «дом — сон — работа», могут удивить своими рассказами. Правда, в их случае это будут курьезные случаи из офиса или истории о коллегах по работе. В общем, если твоя жизнь не наполнена красочными событиями, многочисленными концертами, светскими мероприятиями и зарубежными поездками, это еще не значит, что тебе не о чем рассказать.
Что учит без разговоров
Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.
Как понять, что у ребёнка проблемы с общением
Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:
Почему возникают проблемы с общением
Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.
И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.
Причина 1. Застенчивость
Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.
Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.
Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.
Причина 2: Отношение в семье
«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научиться общаться.
Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».
Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.
Причина 3. Отсутствие навыков общения
Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.
Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:
Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.
Причина 4. Неудачный опыт
Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.
Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.
Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.
Причина 5. Неумение постоять за себя
Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.
Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.
Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.
Причина 6. Отсутствие круга общения
Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.
Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.
Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.
Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.
Причина 7. Интроверсия
У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.
Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Как эффективно выучить язык и наконец-то начать свободно говорить?
Эта статься о том, как всю жизнь я учила языки с установкой в голове, что язык — это сложно и на его освоение потребуется много лет, а выучить идеально невозможно не пожив в стране-носителе. И как я ошибалась, потому что все проблемы были из-за метода обучения.
Я расскажу, какие ошибки я делала в изучении языков, почему то, как мы привыкли учить язык — не работает, какие новые эффективные способы я стала применять, и как в легкой, непринужденной форме наконец-то начала говорить и понимать.
Надеюсь, что информация будет полезной!: )
За свою жизнь я учила несколько языков: английский, китайский, японский, и все разы начинались по одному и тому же сценарию, который всем знаком. Это: языковая школа, репетитор и учебник. Бесконечное количество прочитанных и изученных диалогов в купе с грамматическими заданиями и зубрежкой словарных слов. Каждую неделю я сидела над этими заданиями, чтобы сделать домашку или пройти новую тему. Прогресс был очень мал, но я была уверена, что так и должно быть, ведь язык — это много-много лет труда, чего я хочу?
Таким способом я учила английский на протяжении всех школьных лет, японский на протяжении 5 лет в языковой школе и китайский 1 год с репетитором. И потом я задолбалась. Потому что в какой-то из моментов я поняла, что просто топчусь на месте и совершенно не могу спокойно поддерживать разговор на том уровне, который должен был прийти после стольких лет изучения. Да, я хорошо читала или делала какие-то грамматические упражнения, но я не могла самого главного: понимать носителя и говорить! Собственно, зачем еще нужен язык?
И тогда я решила, что надо что-то менять и искать другой способ. Я забила очень простой запрос в YouTube: «Как быстро выучить язык», и наткнулась на блогера-полиглота «Ikenna», который поменял полностью мой подход к изучению языка. Его метод я попробовала на совершенно новом языке, по приколу, на корейском, и за 15 дней я лучше понимала носителя, говорила и думала на языке, чем за год китайского языка.
Я была не профи, но я спокойно, с хорошим акцентом носителя могла поддерживать хорошее количество базовых тем, знала несколько грамматических структур даже ни разу не открыв учебник. И все заключалось в 3-ех главных компонентах: слушать, смотреть, говорить.
Но перед этим, я бы хотела объяснить почему то, как мы все привыкли учить язык — не работает.
Всю жизнь мы слышим — чтобы выучить язык — «нужно уехать и жить в стране, где на нем говорят, по-другому никак», “нужно долго находиться в языковой среде, в России идеально выучить невозможно”
Языковая среда- это то, когда мы окружены изучаемым языком во всех аспектах своей жизни. Каждый день слышим его, видим, используем, нам буквально некуда от него деться. Следовательно, наш мозг тренируется обрабатывать, усваивать и понимать его намного быстрее. Но быть в языковой среде — не значит обязательно быть в другой стране. Например, в Нью-Йорке есть коммуны, и большинство из них очень плохо говорят на английском, потому что они выбрали окружать себя только своими сородичами. Многие из них уже живут там десятилетиями (!). Моя сестра ездила на 2 месяца в языковую школу летом, но потому что проболтала с русской подругой большинство времени — приехала с минимумом новых знаний.
Я к тому, что можно очень эффективно создать эту среду для себя в своей стране, дома. Но то, как мы привыкли учить язык — не дает нам этого сделать.
Система нашего образования приучила нас 90% фокусироваться на чтении и грамматике. Из-за этого мы почти не открываем рта при изучении языка, либо почему-то делаем это тогда, когда дошли до, по-нашему мнению, «более менее высокого уровня». Это колоссальная ошибка. Каждый из нас прекрасно выучивается читать и писать, но когда надо сказать простейшее предложение, мы теряемся, забываются все слова, а грамматика в голове путается.
Это происходит потому что мы не учим себя проговаривать изученное, применять это в контексте, составлять вслух предложения и отвечать на вопросы. И это нужно делать с самых первых дней изучения языка. Чем дальше вы идете в дебри, тем больше слов, больше грамматических структур хранится в голове. Если нет уверенной привычки даже простые вещи использовать вслух и при разговоре, то как мозг может собрать огромную кучу слов и грамматики, которые он никогда не говорил? Следовательно, каша.
От «немого» изучения языка также получается языковой барьер и акцент. Так как появляется сложность в подборе слов и составлении предложения, то становится страшно говорить и мы предпочитаем молчать. В итоге, мы молчим больше и больше, отодвигая себя вообще от процесса говорения. А из-за того, что мы молчим и очень редко произносим слова, то происходит акцент. Но про акцент я еще поговорю далее, так как он также сильно связан с аудированием.
Под аудированием я имею в виду не только типичные диски/файлы с диалогами и упражнениями, которые прилагаются к учебнику или курсам, но и прослушивание носителей языка через сериалы, видео, телевидение и музыку. В школах, на языковых курсах аудированию уделяют катастрофически мало времени, 15 минут максимум, и то часто вскользь. А вне занятий про аудирование вовсе забывается и оно отодвигается на второй план, так как о важности аудирования никто особо ничего не говорит. Поэтому сейчас я расскажу почему важно уделить аудированию постоянное внимание.
Если вы приучаете себя слушать изучаемый язык на постоянной основе, то вам уже не будет сложно улавливать темп и произношение любой разговорной речи. Всем знакома ситуация, когда преподавателя или других учеников мы понимаем прекрасно, а потом нам сказали какое-то простое предложение, но быстро и с родным акцентом, и вообще ничего не ясно.
Если вы много слушаете, и в идеальном случае, повторяете за носителем языка, то вы учитесь тому, как должен звучать язык. Это позволяет даже с самого начального уровня говорить самые простые предложения и слова правильно. Потом, чем дальше и глубже вы будете изучать язык, тем этот навык будет укрепляться и под конец вы будете говорить совсем без акцента. Я убедилась в этом, когда начала слушать и повторять корейский почти каждый день, всего лишь на протяжении 15-ти дней. Когда я записала голосовое сообщение своей знакомой, она была в шоке, она думала, что говорит программа.
О методике аудирования + повторения, которая является большой частью метода Пимслера я также поговорю в этой статье. Это тот метод, на который я молюсь.
Если вы слышите одно и то же слово снова и снова, то вы подсознательно его запоминаете еще до того, как посмотрели в словарь. А так как чаще всего человек повторяет те слова, которые используются чаще всего в жизни, то они являются самыми нужными. Аудирование позволяет словам укорениться в памяти и когда вы наткнетесь на него потом при переводе, то ваш мозг очень быстро его впитает и даже сможет вспомнить в каком контексте вы его слышали.
Это одна из самых наболевших тем! В каждом учебнике, в прямоугольнике со словарными словами, я стала замечать совершенно бесполезные, слишком сложные слова. Задумайтесь, очень часто нас заставляют учить кучу слов (к какому-нибудь там диалогу), которые ни я ни вы не будете использовать в повседневной речи. Одним из самых диких примеров — это мой опыт в китайском. В уроке всего 5-ом или 6-ом начального уровня мне попалось словосочетание: «деньрожденьческая лапша»… Это блюдо, которое китайцы едят на день рождения. Мда, именно. И вот когда наступит момент, когда я это использую? Но, несмотря на это, я все равно это зубрила (написание иероглифа, тоны итд). Итог — куча работы в никуда.
Да, может быть какие-то слова понадобятся вам для расширения своего словарного запаса или чтобы говорить на более узкие темы в будущем. Однако, для уверенного освоения языка с самых его основ, эти слова становятся преградой, которая забивает память ненужными вещами, лежащими без дела и создающими хаос в голове. Этот аспект тоже очень тесно связано с языковой средой, так как когда мы находимся в языковой среде, то там мы используем те слова, которые необходимы в повседневном контексте. Но учебники нам этого не дают, они наоборот очень сильно отдаляют нас от воссоздания таких условий
О том какие слова учить, и как их учить, чтобы начать быстро разговаривать и понимать — я расскажу немного позже.
Мне знакомо эта схема, когда садишься и занимаешься языком, с учебником и упражнениями пару раз в неделю, ну может три раза, как домашним заданием. Это постепенно превращается в тяготу или рутину. Плюс сидишь и делаешь делаешь все то, что я перечислила выше. Когда только начинаешь изучать язык, то да, внутри чувствуется эта эйфория чего-то нового, вот сейчас ух как я выучу! А потом: с учебником становится скучно, времени совсем нет, так как куча работы/учебы, в свободное время от всего хочется разгрузить мозг, а то, что прогресс маленький — бесит и демотивирует больше всего. Это останавливает нас от ежедневного погружения в язык, что очень важно. Только ежедневное погружение позволит начать быстро усваивать материал, от чего занятия языком пару раз в неделю нас останавливают.
«Когда мне заниматься каждый день?» — скажете вы. И я понимаю, что если продолжать заниматься по привычной схеме, то это нереально. Но можно сделать так, чтобы занятия были непринужденными, веселыми и позволяли совмещать изучение языка и готовку завтрака/поездку на работу. И это то, как я учу язык и это правда работает. Об этом я расскажу ниже, прямо сейчас: как я с легкостью, весело и с умной тратой времени каждый день создаю вокруг себя языковую среду, погружаюсь в нее с головой и изучаю язык.
Еще раз повторюсь, что я ни в коем случае не говорю, что грамматика, чтение и письмо — не нужны. Совсем нет! Они очень нужны, но нельзя ограничиваться этими вещами (как и ограничиваться только разговором и аудированием), так как язык включает в себя намного больше.
Все мы хотя бы раз натыкались на таких людей, которые выучили язык, по их словам, с помощью сериалов/фильмов итд. Мне часто это казалось каким-то невозможным бредом, потому что КАК? Можно выучить язык веселым способом, просто смотря сериальчики? Не, невозможно. Но потом я поняла, что да, одними видео и сериалами не выучишь, но включение просмотра и прослушивания материала на языке в программу — меняет очень многое! Как я и говорила ранее, прослушивание и просматривание языка — создает языковую среду. Поэтому всем, кто читает, я советую: уделяйте 1 час в день просмотру фильма или сериала на изучаемом языке! Но важно не просто читать бездумно субтитры, а слушать активно.
Что значит слушать активно? Активное прослушивание речи значит, что когда вы смотрите сериал или фильм (или даже слушаете музыку на этом языке), то стараетесь обратить внимание на речь, может быть услышать те слова, которые вы слышали или услышать те слова, которые повторяются часто, и потом просмотреть их в словаре. Поверьте, когда я вам говорю, что слушать язык очень важно. В своем эксперименте с корейским языком я заметила, что какие-то слова мой мозг запомнил сам, потому что много раз их услышал. Я даже не знала, что они у меня отложились, я просто смотрела сериал на корейском с субтитрами и смотрела какие-то короткие видео на ютубе. Но потом, когда в одном из уроков я наткнулась на него, то моментально запомнила.
Также, советую перематывать и повторять какие-то фразы за героем, которые вам захочется. А еще во время просмотра перевести одно или два слова, которые вы слышали/повторялись больше всего или вам запомнились. Сейчас это сделать очень легко, словарь с полки доставать не надо, все есть в телефоне.
Старайтесь услышать грамматические структуры, которые уже прошли. Но даже если что-то не пройдено, то мозг часто хорошо очень сопоставляет перевод и то, что слышит, если достаточно обращать внимание и какая-то грамматика будет укладываться сама по себе. Например, вы слышите «I did it yesterday”, а внизу написано “я сделал это вчера» и через какое-то время услышав эту конструкцию несколько раз — мозг будет складывать эти два воедино.
Активно слушать — это также обращать внимание на произношение и скорость речи. Как уже упоминалось, аудирование очень хорошо для того, чтобы тренировать не только понимание носителя языка и темп речи, но и впитывать произношение для улучшения своей собственной речи. Когда обращаешь внимание на звуки, интонацию (потому что в разных языках интонация на протяжении всего предложения разная), мягкость, жесткость, то потом при своем собственном разговоре легче избавиться от акцента и говорить правильно.
Не забывайте, что процесс просмотра видео все еще должен быть непринужденным и веселым, просто требует определенного уровня осознанности.
Есть причина, почему я вывела критерий «смотреть» отдельно. По-моему мнению конечно слушать вне видео прекрасно, что-то типа подкастов, когда у вас уже очень хороший уровень языка, но если вы еще не достигли этого, то визуальная картинка дает очень многое. Например, некоторые слова можно понять даже не смотря перевод, как получилось у меня с корейским словом «хлопать». Я просто увидела, что люди говорят «хлопать» и начинают хлопать, мой мозг соединил эти два элемента воедино, и вуаля, я выучила новое слово.
Также, помимо силы ассоциаций, видео дает много контекста, в котором вы слышите речь. Смотря на то, что герой/человек делает, как жестикулирует, какие эмоции испытывает — намного легче запоминать те или иные слова, так как они существуют в контексте и имеют визуальную подпорку. Плюс с этому, видео помогает понимать в каком контексте и с какими эмоциями используются те или иные слова. Это дает понятие, что одно и то же слово может использоваться по-разному.
Разговорная часть считается самой сложной, так как для этого нужно с кем-то говорить. Но и тут я нашла выход! Главным выходом для меня стал метод Пимслера, про который я говорю прям сразу после этой части. Он совершенно изменил мою систему обучения и дал возможность тренировать речь одной, без кого-либо. Но помимо Пимслера я очень часто прибегаю к таким вещам, как разговор с самой собой. Да, это может показаться прям крейзи, но это работает.
Разговариваю я сама с собой несколькими способами:
1. Описываю свои действия или мысли вслух, например: «я сейчас буду кушать”, «мне хочется отдохнуть», “надо бы позвонить другу» итд. Это заставляет меня думать, вспоминать слова, грамматику и произносить ее вслух.
2. Описываю предметы вокруг себя. Будь то стол, стул, собака итд. Это тоже позволяет тренировать память, речь, а еще частенько залазить в телефонный словарь и находить перевод, если ты не знаешь или не помнишь какого-то слова.
3. Воссоздаю и придумываю какие-то ситуации. Придумываю себе какие-то диалоги, в которых я будто с кем-то разговариваю и начинаю их воспроизводить вслух.
Плюс всего этого в том, что можно это совмещать со своей жизнью, просто интегрировать это в любое свое действие. Пошел разогревать еду, говоришь «я буду сейчас есть пиццу», и тому подобное.
Метод Пимслера — это находка, которая облегчила изучение языка в тысячу раз. Он позволяет мне отрабатывать речь, произношение, погружает меня в условия настоящего диалога, где мне приходится думать, чтобы отвечать на вопросы или поддерживать разговор, а значит и тренировать грамматику, а также запоминать слова. Что же это такое и как это работает?
Все началось с того, что я решила проверить этот способ на себе с помощью совершенно ранее не изучаемого мной языка — корейского. Каждый аудио урок длиться всего 30 минут и в начале каждого урока сначала дается диалог, который вы будете понимать уже по истечению урока, даже если вы сначала вообще ничего не поняли (во что я вообще сначала не верила, когда открыла первый урок, так как до этого ни разу не открывала учебник корейского). Схема урока:
Понимаю, со слов разобраться очень трудно, поэтому лучше всего просто попробовать. Тут бесплатные записи всего курса американского английского по методу Пимслера. Однако, здесь везде предоставлен текст. Пожалуйста, НЕ читайте его, тогда от курса почти не будет смысла, проходите его на слух.
В методе Пимслера на протяжении 30 минут вы постоянно говорите, думаете, слушаете и пытаетесь понять, будто вы 30 минут подряд говорите с носителем языка. Это очень эффективно! Этот метод полностью построен на повторениях: прослушивается много повторений фраз, сказанных носителем и вы постоянно говорите и повторяете разные предложения на разные темы. За счет этого происходит уйма вещей: вы тренируете речь и произношение, напрягаете мозг, чтобы строить предложения и использовать слова, которые из-за этого хорошо запоминаются (интервалы для ответа ограниченные, как и в реальной жизни, поэтому мозг очень активно работает, чтобы скорее дать правильный ответ на ту или иную фразу. Хоть и есть возможность ставить на паузу, я себя заставляю успеть составить предложение и сказать его вслух. Если очень тяжело, то конечно останавливаю, чтобы додуматься самой, а не услышать сразу правильный ответ).
Также, в курс входят самые часто используемые слова и конструкции, поэтому вы учите именно нужные слова и грамматику, которые вы услышите и будете применять сами.
30 минут идут в форме аудио записи. Я лично пользуюсь приложением «Pimsleur», так как там есть все языки (единственное только с английского на любой другой язык, только сам английский есть на русском) и курс всегда с со мной. Оно платное, но так как я тратила на репетиторов или языковую школу по 8 тысяч в месяц, то месяц более эффективного обучения за 1,5 тысячи для меня стоит того.
Но не забывайте, что при этом я также активно смотрела и слушала видео, язык и потихоньку пыталась учить алфавит.
Если вам интересно за счет чего метод Пимслера настолько эффективный, то можете прочитать эту информацию. Если нет, то можете смело двигаться дальше и почитать про запоминание слов с помощью программы «Anki».
Система Пимслера разработана Полом Пимслером и основана на пяти основных идеях: ограниченное обучение, антиципация, градуированные интервальные повторения, словарное ядро и индуктивный способ изучения грамматики. (источник: Wikipedia)