Что учитывается при планировании эвакуации и рассредоточения работников организаций
Что учитывается при планировании эвакуации и рассредоточения работников организаций
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ И РАССРЕДОТОЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Safety in emergencies. Planning of measures for evacuation and dispersal of the population in case of a threat and occurrence of emergency situations. Fundamentals
Дата введения 2021-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. N 949-ст
1 Область применения
1.2 Настоящий стандарт предназначен для работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и работников организаций, осуществляющих планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения в безопасные районы, их размещению.
Конкретный объем применяемых требований настоящего стандарта при разработке указанных документов определяется исходя из целей и задач соответствующих работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения
СП 165.1325800.2014 «СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне»
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины по ГОСТ 22.0.03, ГОСТ 22.0.05, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и его размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах, а также по рассредоточению работников организаций.
3.1.2 рассредоточение: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.
3.1.3 безопасный район: Территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
3.1.4 зона возможных опасностей: Зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Планирование МЭР осуществляется для обеспечения организованного перемещения населения из населенных пунктов и (или) с территорий организаций, которые попадают в зоны возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления на территорию, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
4.2 Мероприятия по планированию эвакуации и рассредоточению населения, в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, относятся к основным мероприятиям, которые проводятся органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в режиме повседневной деятельности.
4.3 Планирование осуществляется исходя из того, что эвакуации подлежат следующие категории населения:
— работники организаций, попадающих в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014;
— неработающие члены семей указанных работников;
— нетрудоспособное и не занятое в производстве население, попадающее в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014.
Рассредоточению подлежат следующие категории населения:
— рабочие и служащие уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют;
— рабочие и служащие организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4.4 Особенности планирования МЭР определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.п.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуации. Нормативные требования принимаются в соответствии с [1] и приведены в приложении А.
4.5 Реализация МЭР осуществляется в период подготовки и проведения эвакуации, а также при подготовке безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения.
4.6 Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. Планирование МЭР осуществляется на следующих уровнях:
— в федеральных органах исполнительной власти:
— в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований;
4.7 Планирование МЭР, а также планирование мероприятий по подготовке безопасных районов возлагаются:
4.8 Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
4.9 Непосредственное планирование эвакуации и рассредоточения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляется эвакуационными комиссиями, которые создаются заблаговременно.
Эвакуационные комиссии планируют МЭР на соответствующем уровне и осуществляют контроль за планированием эвакуации и рассредоточения в подведомственных органах и организациях.
4.10 МЭР планируются заблаговременно и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:
— мероприятия по эвакуации работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточению работников организаций, а также эвакуации неработающих членов семей указанных работников планируются соответствующими должностными лицами организаций;
— мероприятия по эвакуации остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения планируются по месту жительства должностными лицами соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.
4.11 Планирование, обеспечение и проведение МЭР осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.
4.12 При планировании МЭР учитываются производственные и мобилизационные планы, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.
5 Планирование мероприятий, обеспечивающих деятельность эвакуационных органов
5.1 При планировании МЭР определяются места размещения и количество:
— сборных эвакуационных пунктов (СЭП);
— промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ);
— групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения;
— эвакоприемных комиссий при органах местного самоуправления;
— приемных эвакуационных пунктов (ПЭП);
— администраций пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях
4.3. Эвакуация и рассредоточение персонала объектов экономики и населения
Основные понятия и общие положения
Следующим способом защиты от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, особенно в условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями, является своевременная эвакуация и рассредоточение персонала объектов экономики и населения из опасных районов и зон бедствий.
В зависимости от времени возникновения ЧС эвакуация может быть упреждающая и экстренная.
При угрозе возникновения ЧС (на основании прогноза) проводится упреждающая эвакуация персонала объектов и населения из опасных районов.
При возникновении ЧС проводится экстренная эвакуация персонала объектов и населения из зон бедствия в минимальные сроки (от нескольких минут до нескольких часов). Одной из особенностей экстренной эвакуации является то, что она может завершаться в условиях воздействия различных поражающих факторов источников ЧС на эвакуируемых.
В зависимости от масштаба ЧС эвакуация из зон бедствия может быть локальной или местной.
Локальная эвакуация проводится в случае, если зона возможного поражения (заражения) ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. При этом численность подлежащего эвакуации персонала объектов и населения может составлять от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Как правило, их размещают в ближайших населенных пунктах и районах города не пострадавших от воздействия ЧС.
Местная эвакуация проводится в случае, если в зону чрезвычайной ситуации попадают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы. При этом численность подлежащего эвакуации персонала объектов и населения может быть от нескольких тысяч до сотен тысяч человек, а размещаются они в более удаленных безопасных районах пострадавшей или соседней области.
В мирное время, в зависимости от масштабов производственных аварий, может проводиться частичное или полное отселение населения городов. Так, г. Жуковский может оказаться полностью в зоне заражения в случае крупных аварий в Москве, Купавне, Подольске. В связи с этим отделом ГОЧС планируется эвакуация всего населения города с выводом в Раменский район.
В зависимости от ожидаемых масштабов поражения (заражения) в зоне чрезвычайной ситуации, достоверности прогноза возникновения опасности, природно-климатических особенностей и хозяйственного освоения опасных районов, технологических режимов работы предприятий, попавших в зону чрезвычайных ситуаций и других факторов, эвакуация может быть частичной или общей. В последнем случае из зоны возможного поражения (заражения) выводятся (вывозятся) совместно весь персонал объекта и все население.
В зависимости от наличия времени после получения сигнала оповещения, степени опасности и длительности воздействия поражающих факторов выбирается вариант (вид и характер) эвакуационных мероприятий:
Следует отметить, что с учетом складывающейся обстановки эвакуация может проводится в один или несколько этапов.
Эвакуация и рассредоточение людей планируются и проводятся по следующим принципам:
Все эвакуируемые подразделяются на три группы:
Осуществление в короткие сроки эвакуации персонала объектов и населения из зоны бедствия возможно только при заблаговременном планировании, четком оповещении и сборе эвакуируемых, организации транспортного и медицинского обеспечения, службы охраны общественного порядка и управления эвакуацией. При подготовке эвакуации заблаговременно проводятся подготовительные мероприятия:
Планирование эвакуации и рассредоточения
Планирование эвакуации (рассредоточения) и ее обеспечение осуществляются исходя из принципов заблаговременности и необходимой достаточности, а также максимально возможного использования сил и средств.
Председатель комиссии, отдел ГОЧС и эвакокомиссия планируют эвакомероприятия, организуют взаимодействие с администрацией загородной зоны, проводят мероприятия по заблаговременному благоустройству и освоению района эвакуации, а в процессе выполнения эвакомероприятий руководят ими.
План эвакуации в зависимости от возможной обстановки, которая может сложиться в ЧС, содержит несколько вариантов действий и разделов.
Степень детализации плана устанавливается, исходя из возможного характера и масштабов вероятных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Разделы плана содержат: краткую характеристику опасного производственного объекта; численность производственного персонала объекта; численность населения, проживающего в опасной зоне, примыкающей к объекту; планируемые для эвакуации транспортные средства; порядок оповещения населения и транспортных организаций, выделяющих транспортные средства; порядок укрытия и сбора населения; обеспечение и порядок использования средств индивидуальной защиты; обеспечение охраны общественного порядка и безопасности движения в угрожаемых районах, на маршрутах эвакуации и пунктах размещения; график вывоза населения из зон поражения (заражения); пункту размещения населения (наименование, емкость); перечень должностных лиц (должность, фамилия, телефон), отвечающих за эвакуацию из зон поражения (заражения).
В тексте «Плана эвакуации персонала ОЭ в ЧС» в числе других мероприятий по защите производственного персонала объекта указывается порядок эвакуации работающей смены как при угрозе, так и при возникновении чрезвычайной ситуации. Исходя из прогнозируемой возможности возникновения аварии, катастрофы или стихийного бедствия, намечаются мероприятия и временные параметры по эвакуации, в числе которых:
Для определения временных параметров отдельным приложением разрабатывается план- график проведения эвакомероприятий (табл. 4.9).
Расчет на эвакуацию производится исходя из наибольшей работающей смены мирного времени за вычетом личного состава, входящего в состав формирований ГО и дежурной смены.
На период эвакуации и остановки производства вводится усиленный режим охраны объекта экономики и его структурных подразделений. Для охраны и контроля за работающим технологическим оборудованием на рабочих местах, где невозможно по условиям технологического процесса остановить производство, оставляют дежурные смены (расчеты) обеспеченные средствами индивидуальной защиты.
Остановка технологического процесса не должна нарушить технологию производства и не вызвать при этом каких-либо аварийных ситуаций, которые в свою очередь могут принести дополнительный ущерб объекту экономики.
План эвакуации и все расчеты доводятся штабом ГОЧС объекта до подразделений в виде выписок, где разрабатывается уточненный план эвакуации цеха, участка, отдела, службы. Чтобы производственный персонал объекта знал свои реальные действия, на видном месте размещают следующие документы:
Порядок эвакуации изучается производственным персоналом на занятиях в системе ГЗ. Кроме того, при проведении вводного инструктажа на рабочем месте с вновь поступившим на работу персоналом обращается внимание на защиту от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, в т. ч. и на порядок эвакуации.
Следует добиваться, чтобы производственный персонал четко знал порядок эвакуации, сроки ее проведения, маршруты выдвижения, место расположения пунктов временного размещения, правила пользования средствами индивидуальной защиты, в том числе и простейшими.
Глобализм. Собираем тревожный чемоданчик
Почитаем новый, только что принятый ГОСТ Р 22.3.17-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Планирование мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.».
Национальный стандарт РФ, дата введения: 2021—06—01.
ТРИ ПОТОКА УТИЛИЗАЦИИ
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ
ПОРЯДОК, РАБОТА СЭП и ППЭ
Сбор, учет эвакуируемого (утилизируемого?) населения, организованная отправка его в концлагеря будет производится в СЭП.
Вблизи них назначаются:
— пункты посадки населения на транспорт;
— исходные пункты маршрутов пешей эвакуации.
Приписка населения к СЭП производится из расчета 4000—5000 человек на один пункт
В ППЭ будут проводиться мероприятия, обеспечивающие выполнение следующих задач:
— регистрация эвакуированного населения;
— организация встречи и временное размещение прибывшего эвакуированного населения;
— проведение дозиметрического и химического контроля (при необходимости);
— обмен одежды и обуви или их специальную обработку;
— оказание медицинской помощи;
— санитарная обработка эвакуированного населения;
— организованная отправка эвакуированного населения в места постоянного размещения в безопасных районах.
Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах необходимо предусматривать группы управления (вооруженные конвоиры?).
УЧЕТ И ХРАНЕНИЕ (ИЗЪЯТЫХ, КОНФИСКОВАННЫХ?) ЦЕННОСТЕЙ,
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭВАКУИРОВАННЫХ (ЗАКЛЮЧЕННЫХ?)
После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии решают вопросы по жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности (изъятых?) материальных и культурных ценностей.
Перемещение эвакуированных (заключенных?) планируется:
— автомобильным транспортом (в самосвал — не более 15 чел.);
— железнодорожным транспортом и метрополитеном;
— наземным городским (в т. ч. электрическим) транспортом;
— авиационным транспортом;
— пешком, колоннами.
Для пешей эвакуации есть правила:
— колонны — 500—1000 чел.
— дистанция между колоннами — до 500 м:
— малый привал (для отдыха и подтягивания колонны) через 1—1,5 ч движения на 10—15 мин:
— большой привал в начале второй половины суточного перехода на 1—1.5 ч;
— скорость движения при пешей эвакуации — 4—5 км/ч;
— суточный переход— 30—40 км.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОБЕГОВ (КОНВОИРОВАНИЕ)
Следует предусматривать:
— возможность блокирования автомагистралей и коммуникационных пешеходных путей, ведущих в опасные районы;
— осуществление нарядами жесткого пропускного режима, предусматривающего пресечение проезда в опасный район транспорта и прохода граждан;
— предупреждение паники и дезинформационных слухов;
— охрану перемещаемых на этот период;
— сопровождение автоколонн с эвакуируемым населением;
— мероприятия по учету и регистрации эваконаселения в районах размещения, организация приписки эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы.
ЧТО НАМ, БЕДНЫМ, ДЕЛАТЬ?
Только одно.
Валить из предназначенных к утилизации городов как можно быстрее.
Иначе вряд ли успеете.
Собрать заранее тревожные чемоданчики на каждого члена семьи.
Нужно постоянно исследовать информационное пространство, глядишь, чего-нибудь и накопаешь.
Вот еще, например, указание: новый ГОСТ заточен на ЧС в связи с радиоактивным загрязнением, химическим заражением и катастрофическим затоплением.
Первый вариант легко и быстро проверяем, здесь власти не смогут обмануть население, радиоактивный счетчик есть у многих.
Второй для мистификации лучше подходит, но тоже может быть проверен.
А вот насчет затопления – это то, что надо.
Тут никто точно ничего сказать заранее не может.
Если, после объявления угрозы затопления, его не случилось, то это легко списать на просчет расчетчиков или профилактические доблестные меры МЧС.
Вот свежий флажок на карте России с обозначением зон интересов глобалистов.
Глава Барабинского района Новосибирской области Игорь Кутепов информирует местные предприятия и учреждения о проводящейся мобилизационной тренировке по подготовке к переходу на военное время в регионе.
Чиновник ссылается на указ Президента №01-ТТ от 2 марта и постановление Губернатора от 3 марта.
Комплексная мобилизационная тренировка пройдёт с 1 марта по 30 августа 2021 года.
Судя по подписанному Кутеповым документу, она необходима для готовности региона к «нарастанию угрозы агрессии против Российской Федерации и объявлению мобилизации».
Цитата из документа:
«Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2021 №01-ТТ
и постановления Губернатора Новосибирской области №1;1 с/уч от 03.03.2021 г. проводится комплексная мобилизационная тренировка в период с 01.03.2021 по 30.08.2021
«О непосредственной подготовке Новосибирской области к переводу на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации».
Исполнителем бумаги указан Андрей Раевский.
Документ подлинный.
Законопроектом № 1120845-7 «О внесении изменений в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривается «введение обязанности для граждан РФ эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС с момента получения информации о проведении эвакуационных мероприятий.»
Вводится новая возможность «превентивно-профилактической» эвакуации любого гражданина/группы граждан с любой территории по велению властей любого уровня – в случае их заявления об «угрозе возникновения ЧС».
Де-юре, у нас по всей стране уже есть потенциально «угроза возникновения ЧС» (режим повышенной готовности к эпидемии коронавируса), в рамках которой хоть завтра власти могут ввести режим угрозы возникновения ЧС в конкретном городе.
Если местная комиссия по борьбе с ЧС примет такое решение, органы полиции смогут взламывать квартиры и «перемещать» оттуда граждан в определенные ими «безопасные зоны».
Таким образом, право на неприкосновенность жилища, на недопустимость проникновения туда любых «третьих лиц» без решения суда, равно как и право на частную собственность, полностью нивелируется.
Добавим к этому странные принципы организаторов всероссийских испытаний системы оповещения о ЧС, которые прошли 3 марта этого года.
Вот, к примеру, один из пунктов инструкций от властей Владивостока:
«Не забирайте детей из школы и детского сада.
Это может задержать их отправку в безопасные места.
О ваших детях есть кому позаботиться.
Их защита предусмотрена в первую очередь».
Многие школьники Петербурга рассказали своим родителям, что их в рамках учений-оповещений после объявления тревоги рассадили в автобусы и внушили «не волноваться за связь с родителями, так как сейчас важнее всего ваша безопасность».
Очень странный подход, не правда ли?
Зачем принудительно разделять детей и родителей, и вообще – не окажется ли каждый родитель, задержавшийся в «зоне ЧС», «потенциально опасным биологическим объектом»?
Добавим в копилку обновленный с 1 января 2021 г. СанПиН Роспотребнадзора по профилактике инфекционных болезней, в котором прямо прописаны обязанности граждан подставляться под иглы шприцев, ПЦР-тесты и проч. по распоряжению главсанврача, и картина получится полной, хотя и совершенно безрадостной…
Он также нивелирует гарантированное Конституцией право каждого на неприкосновенность жилища, так как дает сотрудникам полиции возможность проникать на территорию личного недвижимого имущества гражданина любым способом (взламывать квартиры и дома) при наличии там «лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления».
История с планетарным локдауном и всемирной добровольно-принудительной вакцинацией (с готовящимся вводом «ковид-паспортов» для вылавливания не вакцинированных) дает ясное понимание глобализма, наползающего на планету как удав на кролика.
Проведение эвакуационных мероприятий является основным способом защиты населения города от современных средств поражения.
Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется заблаговременно, в мирное время, эвакуационной комиссией города совместно с МКУ «Управление по делам ГОЧС». Основными целями планирования и проведения эвакуационных мероприятий являются:
— организация и проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
— рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность;
— эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также неработающих членов их семей;
— обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;
— обеспечение условий для создания группировки сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.
Эвакуация, рассредоточение работников организаций осуществляется по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:
— эвакуация работников организаций, переносящих свою производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуется и проводится соответствующими должностными лицами организаций;
— эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.
При планировании эвакомероприятий используются следующие термины и определения:
БЕЗОПАСНЫЙ РАЙОН – территория в пределах загородной зоны, подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
ЗАГОРОДНАЯ ЗОНА – территория в пределах административных границ субъекта РФ, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), подготовленная заблаговременно (в мирное время) к приему, размещению и первоочередному жизнеобеспечению эвакуируемого населения.
ЭВАКУАЦИЯ – это комплекс мероприятий по организованному вывозу части населения всеми видами имеющегося транспорта независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и не занятого воинскими, другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остального населения пешим порядком и размещению его в загородной зоне.
РАССРЕДОТОЧЕНИЕ – это комплекс мероприятий по организованному вывозу и размещению в загородной зоне для проживания работников организаций, продолжающих в военное время производственная деятельность в городе.
ОБЩАЯ ЭВАКУАЦИЯ – проводится на территории субъекта РФ в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.
ЧАСТИЧНАЯ ЭВАКУАЦИЯ – проводится до начала общей эвакуации без нарушения действующих графиков транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве и сфере обслуживания население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.
Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента РФ или председателя Правительства РФ, а в отдельных случаях, требующих немедленного принятия решения, по решению Губернатора субъекта РФ с последующим докладом по подчиненности.
Ответственность за организацию планирования, обеспечения, проведения эвакуации населения и его размещение возлагается:
— в городе – на главу администрации города;
— в городских районах – на глав администраций районов;
— в организациях – на руководителей этих организаций.
При планировании эвакуации, рассредоточения работников организаций учитываются производственные и мобилизационные планы, а также миграция населения.
Эвакуация населения планируется комбинированным способом, с использованием имеющегося автомобильного и железнодорожного транспорта, независимо от форм собственности, не занятого воинскими и другими важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остального населения пешим порядком.
Численность населения, вывозимого транспортом, определяется исходя из наличия транспорта, состояния дорожной сети, ее пропускной способности. При этом в первую очередь транспортом вывозятся:
— население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);
— рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированном городе;
— лечебно-профилактические учреждения (больные находящиеся на стационарном лечении, обслуживающий персонал с членами семей, а также медицинское имущество первой очереди).
Остальное население планируется выводить пешим порядком.
Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированном городе, с момента начала эвакуации остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях.
Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных рабочих смен из загородной зоны, после чего организуется подвоз рабочих смен согласно графику.
Каждой организации заблаговременно (в мирное время) присваивается условный номер, определяется база и назначается район (пункт) размещения в загородной зоне. Выбор районов размещения эвакуируемого населения осуществляется эвакуационной комиссией, исходя из возможностей по удовлетворению потребностей населения по нормам военного времени в жилье, защитных сооружениях, воде и других видах первоочередного жизнеобеспечения, условий для создания группировки сил ГО, предназначенных для ведения спасательных и др. неотложных работ в очагах поражения, возможностей дорожно-транспортной сети, возможностей по форсированной подготовке простейших защитных сооружений и жилья в ходе перевода гражданской обороны с мирного на военное положение за счет местных ресурсов.
При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам населенных пунктов районах загородной зоны, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.
При невозможности совместного размещения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны.
В исключительных случаях по решению Губернатора субъекта РФ разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций в населенных пунктах, расположенных в зонах возможных слабых разрушений.
Районы размещения работников организаций, переносящих свою производственную деятельность в загородную зону, а также неработающих членов их семей выделяются за районами размещения рассредоточиваемых работников организаций, продолжающих свою деятельность в категорированном городе, и оборудуются в инженерном отношении.
Нетрудоспособное и не занятое в производственной деятельности население и лица, не являющееся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещается в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.
Население, эвакуированное в безопасные районы, размещается в жилых, общественных и административных зданиях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного самоуправления города и районов загородной зоны.
Эвакуационные органы
Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий заблаговременно в мирное время создаются следующие эвакуационные органы:
— эвакуационная комиссия города;
— эвакуационные комиссии районов;
— эвакуационные комиссии организаций;
— сборные эвакуационные пункты (СЭП);
— группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения (МПЭ);
— администрации пунктов посадки (ПП) населения на транспорт.
Работники эвакуационных органов заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, на учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Планирование эвакуации населения
Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляется во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:
— использования транспортных коммуникаций и транспортных средств;
— выделения сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации, обеспечения охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей;
— обеспечения ведения радиационной, химической, биологической, инженерной и противопожарной разведки;
— выделения сил и средств для обеспечения радиационной, химической, биологической, инженерной защиты населения, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;
— согласования перечней безопасных районов для размещения населения, мест размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
— возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии всех уровней совместно с соответствующими органами МКУ «Управление по делам ГОЧС» и другими организациями, обеспечивающими проведение эвакомероприятий.
Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов гражданской обороны и состоят из графической и текстуальной части. К текстуальной части плана эвакуации отрабатываются приложения.
На все население, подлежащее эвакуации, составляются эвакуационные списки (3 экз.):
— первый экземпляр – остается в организациях или в жилищных органах;
— второй экземпляр – направляется на СЭП и после завершения вывоза (вывода) населения передается в соответствующие эвакокомиссии;
— третий экземпляр – направляется в эвакуационную комиссию в районах размещения.
Эвакуационные списки и ордера являются основными документами учета, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. Эвакуационные списки составляются заблаговременно и периодически корректируются.
Все документы планов эвакуации должны быть предельно краткими, ясными по форме и содержанию и удобными для практического использования в любых условиях.
Использование транспорта планируется заранее, в мирное время. Для эвакуационных перевозок может планироваться транспорт индивидуальных владельцев на основе договоров.
Для решения внезапно возникающих задач в ходе рассредоточения и эвакуации населения планируется резерв автотранспортных средств главы администрации. В целях повышения реальности разрабатываемых планов эвакомероприятий гражданской обороны, основные показатели планирования согласовываются с планами на расчетный год.
Проведение эвакуации населения
С получением распоряжения на проведение мероприятий «Общей готовности» гражданской обороны осуществляется основная подготовка к проведению эвакуации:
— приводятся в готовность и развертываются эвакуационные органы;
— уточняются расчеты на вывоз (вывод) эваконаселения;
— контролируется подготовка маршрутов эвакуации;
— контролируется подготовка транспортных средств к выполнению эвакуационных перевозок;
— готовятся районы размещения в загородной зоне к приему эваконаселения;
— имеющиеся защитные сооружения готовятся к приему укрываемых и организуется строительство простейших укрытий вблизи СЭП, ПП, на маршрутах эвакуации;
— уточняется порядок обеспечения эвакомероприятий организациями.
Рассредоточение и эвакуацию населения организуют и проводят только после получения распоряжения на проведение «Общей эвакуации».
В отдельных случаях общей эвакуации может предшествовать частичная эвакуация, по отдельному распоряжению.
После оповещения эвакуируемое население к установленному сроку самостоятельно на городском транспорте прибывает на СЭП. Продолжительность пребывания на СЭП ограничивается временем, необходимым для регистрации и инструктирования о порядке дальнейшего следования в загородную зону.
После завершения эвакуации населения производится эвакуация материальных и культурных ценностей, организуется подвоз рабочих смен предприятий, продолжающих деятельность в городе в военное время.
Окончанием эвакомероприятий считается время вывоза (вывода) из зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления (в пределах 4-х часового добегания волны прорыва) эвакуируемого населения.
После завершения плановых эвакомероприятий эвакуационные комиссии помогают органам местного самоуправления в загородной зоне в работе по учету, жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эваконаселения и не свертывают своей работы до особого указания.
Обеспечение эвакуационных мероприятий
Для организованного проведения эвакуации населения заблаговременно (в мирное время) планируются, подготавливаются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: связи и оповещения, транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, коммунально-бытовому и финансовому, для чего привлекаются соответствующие органы и организации обеспечения эвакомероприятий.
Обеспечение оповещения и связи при осуществлении эвакомероприятий возлагается на городской узел электросвязи.
Оповещение эвакуационных органов города и населения осуществляется по внутригородской системе централизованного оповещения и действующим каналам оперативной связи (телефон, радио, телевидение).
Транспортное обеспечение эвакоперевозок возлагается на Управление транспорта и связи города и местное отделение железной дороги (при наличии).
При планировании эвакуационных перевозок железнодорожным транспортом отделением железной дороги определяется максимально возможное увеличение длины эвакуационных эшелонов до предельно допустимых норм, предусматривается использование максимального количества станций, подъездных путей и мест для посадки и высадки эваконаселения, увеличение зон обращения пригородных поездов, устанавливаются уплотненные нормы посадки людей в вагоны.
При планировании эвакоперевозок автомобильным транспортом предусматривается использование всех технически исправных автомобилей, оставшихся после поставки в Вооруженные Силы, независимо от ведомственной принадлежности, пригодных для перевозки людей, при этом предусматривается привлечение автотранспорта частных владельцев на договорной основе.
Управление транспорта и связи города разрабатываются мероприятия по обеспечению автотранспорта двумя сменами водителей и оборудованию грузовых автомобилей сиденьями для перевозки людей. Определяются уплотненные нормы посадки, согласовывается с органами военного командования использование автомобильных дорог. Для решения внезапно возникающих задач в ходе эвакуации населения планируется резерв автотранспортных средств главы администрации города и определяется порядок его использования.
Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному принципу и возлагается на Управление здравоохранения города, за пределами городской черты, медицинское обеспечение осуществляется силами центральных районных больниц.
На период проведения эвакуационных мероприятий на СЭП, пунктах посадки, в начале маршрутов пешей эвакуации силами Управления здравоохранения города организуется дежурство медицинских работников, на маршрутах эвакуации в черте города производится патрулирование бригад скорой помощи.
Охрана общественного порядка, регулирование и обеспечение безопасности движения возлагается на УВД субъекта РФ и ОВД районов.
К основным мероприятиям по охране общественного порядка, регулированию и обеспечению безопасности движения относятся:
— охрана общественного порядка и обеспечение безопасности в местах работы эвакоорганов и массового скопления населения;
— регулирование движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации, обеспечение установленной очередности перевозок и режима допуска в город;
— борьба с преступностью в городе и на маршрутах эвакуации, и в районах размещения эваконаселения в загородной зоне;
— организация регистрации эваконаселения и ведение адресно-справочной работы;
— организация работы комиссий по выдаче специальных пропусков для транспорта, восстановлению водительских удостоверений лицам, лишенным их, а также по выдаче разрешений на перевозку людей лицам, имеющим водительские удостоверения с категорией не ниже «С».
Инженерное обеспечение эвакуационных мероприятий включает в себя оборудование в инженерном отношении сборных эвакуационных пунктов, пунктов посадки, маршрутов эвакуации, районов загородной зоны.
Материально-техническое обеспечение эвакуации возлагается на соответствующие организации города (горюче-смазочных материалов, торговли и питания и др.) и включает в себя техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в ходе эвакуации, снабжение горюче-смазочными материалами и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, обеспечение зданий, помещений, закрепленных за эвакоорганами, необходимым имуществом.
Финансовое обеспечение эвакомероприятий осуществляется:
— на городском уровне – за счет средств бюджета города;
— в организациях – за счет средств организаций.
Приложения к статье:
Приложение 1. Положение о городской эвакуационной комиссии;
Приложение 2. Положение о городской эвакоприемной комиссии;
Приложение 3. Положение о сборном эвакуационном пункте;
Приложение 4. Положение о группе управления на маршруте пешей эвакуации;
Приложение 5. Положение об администрации пункта посадки эваконаселения на железнодорожный транспорт;
Приложение 6. Положение об автомобильных колоннах гражданской обороны
даны в виде отдельных документов в разделе «Образцы документов».
Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки).
Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».