Что учитывается при расчете затрат на платные услуги
Расчет цены платной услуги
Автор: Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Театр (автономное учреждение) планирует открыть детскую театральную студию (без прав юридического лица), которая способствует развитию дарований ее участников, освоению и созданию ими культурных, нравственных, эстетических и других ценностей. Посещение студии является платным. Развитием необходимых навыков, творческих способностей, мышления, воображения, обучением актерскому мастерству, сценической речи занимаются сотрудники театра, услуги которых должны оплачиваться по договору возмездного оказания услуг. Что нужно включить в расчет стоимости одного занятия, имеющего часовую продолжительность?
В силу ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1, организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги.
Поскольку целью оказания платных услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе автономных, не может быть извлечение прибыли, в основе ценообразования лежит принцип самоокупаемости затрат.
При расчете тарифа на платную услугу учитываются:
прямые расходы (заработная плата основного персонала с начислениями на оплату труда, материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги, и прочие расходы, непосредственно связанные с оказанием услуги);
накладные расходы (коммунальные расходы, затраты на содержание имущества, затраты общехозяйственного назначения, затраты на административно-управленческий персонал и прочие затраты, которые прямо нельзя отнести на конкретную услугу).
Учреждение самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых и накладных расходов, связанных с оказанием платных услуг, а также порядок распределения накладных расходов.
Приведем пример расчета цены одного занятия по курсу «Театральная студия» (дополнительная платная услуга), исходя из следующего:
количество занятий в месяц – 8 ч;
продолжительность одного занятия – 1 ч;
средняя наполняемость группы – 15 человек;
период оказания услуги – 8 месяцев;
средний должностной оклад преподавателя в месяц, включая начисления на выплаты по оплате труда, – 32 600 руб.;
месячный фонд рабочего времени – 72 ч;
стоимость методической литературы – 24 000 руб.;
стоимость канцтоваров – 8 000 руб.
Статья затрат
За одно занятие
На одного человека
I. Прямые расходы (п. 1 + п. 2)
1. Затраты на оплату труда основного персонала
452,77 руб.
(32 600 руб. / 72 ч)
30,18 руб.
(452,77 руб. / 15 чел.)
2. Затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно потребляемых в процессе оказания услуги (п. 2.1 + п. 2.2)
2.1. Методическая литература: расходы в месяц – 3 000 руб. (24 000 руб. / 8 мес.)
375 руб.
(3 000 руб. / 8 зан.)
25 руб.
(375 руб. / 15 чел.)
2.2. Канцтовары: расходы в месяц – 1 000 руб. (8 000 руб. / 8 мес.)
125 руб.
(1 000 руб. / 8 зан.)
8,33 руб.
(125 руб. / 15 чел.)
II. Накладные расходы, относимые на платную услугу: их объем определяется с учетом коэффициента (0,58*), определяемого как отношение общей суммы накладных расходов к общей сумме прямых расходов
552,61 руб.
(952,77 руб. х 0,58)
36,84 руб.
(63,51 руб. х 0,58)
III. Итого расходов (прямые + накладные)
* Значение коэффициента накладных расходов рассчитано на основании обобщенных сведений о затратах. Расчет не приводится.
Итак, цена платной услуги составила 100,35 руб. Следовательно, месячная плата за занятия на одного человека составит 802,8 руб. (100 руб. x 8 зан.).
Помимо прямых и накладных затрат, в цену услуги могут быть заложены средства на развитие материально-технической базы учреждения.
Расчет и оказание платных услуг бюджетным учреждением
Бюджетное учреждение представляет собой некоммерческую структуру. Однако такой субъект может осуществлять деятельность, дающую доход. Как правило, это оказание услуг за деньги. Право на коммерческую деятельность обусловлено ФЗ от 12.01.1996 г. №7.
Какой коммерческой работой может заниматься бюджетный субъект?
Под коммерческой работой подразумевается предоставление услуг за деньги. Пояснение дано в письме Минфина от 22 октября 2013 года. Это может быть:
Субъект не может заниматься оказанием любых коммерческих услуг. Они должны соответствовать целям формирования субъекта. К примеру, образовательные субъекты не могут заниматься оказанием медицинских услуг. Законной коммерческая работа будет в том случае, если она отвечает этим требованиям:
Цели образования субъекта прописаны в уставе. Это основная бумага, на основании которой создается перечень оказываемых платных услуг.
Пример
Целями формирования субъекта являются содержание и совершенствование структуры автомобильных дорог, их ремонт и обеспечение эксплуатации. Такая структура может заниматься оказанием этих услуг:
То есть учреждение может заниматься любой деятельностью, которая связана с автомобильными дорогами.
Создание перечня платных услуг
Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:
Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.
Определение стоимости платных услуг
В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.
В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:
Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:
Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:
К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор. Он не должен противоречить Закону о конкуренции.
Прибыль от платных услуг
Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе. Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.
Если платные услуги входят в госзадание, объем финансирования учреждения уменьшается на планируемую сумму поступлений. То есть даже при занятии платной деятельностью некоторые коммерческие структуры существуют на один и тот же объем финансирования.
Бухучет
Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.
Учет доходов
Поступления фиксируются на счете 130. Учет проводится на счете 2 205 31 000. Рассмотрим используемые бухгалтерские проводки:
То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.
Учет трат на услуги
Затраты могут включать:
Список накладных трат устанавливается учетной политикой структуры. При учете используются проводки в следующей корреспонденции:
Учет предполагает детализацию трат. То есть прописываются траты по каждой операции.
Налогообложение
Если учреждение оказывает коммерческие образовательные услуги, они не будут облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 149 НК РФ. Однако доход будет облагаться налогом на прибыль за некоторыми исключениями (касаются они образовательных субъектов):
Если платные услуги оказываются казенными структурами, доход не будет учтен при определении налоговой базы.
Расчет себестоимости услуг: практикум для главбухов и финдиров
Как правильно рассчитать себестоимость услуг по клиентам компании? Как распределять на себестоимость услуг прямые и накладные расходы? Что учитывать при отнесении расходов по отдельным статьям затрат на клиентов компании?
Руководству компаний, которые занимаются оказанием услуг, важно видеть себестоимость услуг в аналитике по отдельным клиентам. Это нужно для контроля и управления как общей рентабельностью бизнеса компании, так и экономической эффективностью работы с каждым клиентом.
На практике достаточно часто компании, не вдаваясь в детальный анализ причин снижения общей рентабельности, пытаются повысить ее за счет роста цен на услуги и в итоге теряют в объемах реализации и прибыли.
Предлагаем:
1. Проанализировать текущую ситуацию и выявить негативные факторы себестоимости услуг в разрезе клиентов компании;
2. Разработать методику расчета прямых расходов и распределения накладных расходов по клиентам компании;
3. На основе мониторинга динамики себестоимости услуг разработать предложения по снижению себестоимости работы с отдельными клиентами.
Анализируем текущую ситуацию
Всем, наверняка, знакомо: себестоимость услуг растет, рентабельность бизнеса снижается, а руководство требует срочно исправить ситуацию. Менеджмент оперативно составляет разнообразные планы по улучшению деятельности подразделений, но их реализация не приносит прогнозируемого улучшения показателей.
Естественно, возникает вопрос: почему не сработали предложенные мероприятия? Чаще всего потому, что не анализировали динамику себестоимости услуг в разрезе клиентов компании (или хотя бы их основных групп) — это позволило бы понять причины ее роста и адекватность ценовой политики по отдельным клиентам. Без такого анализа практически невозможно достоверно выявить негативные факторы и разработать действительно эффективные мероприятия по повышению рентабельности работы с клиентами.
Для анализа текущей ситуации необходимы аналитические данные о составляющих себестоимости услуг в группировке по прямым и накладным расходам.
Прямые расходы непосредственно связаны с оказанием услуги и отражаются в учете на счете 20, а в состав накладных включаются как общепроизводственные (счет 25), так и общехозяйственные (счет 26) расходы.
Прямые расходы относят сразу на себестоимость услуги, а накладные сначала аккумулируются в течение отчетного периода, а затем распределяются на себестоимость услуг по утвержденным в компании алгоритмам.
Изменения величины и состава себестоимости услуг надо анализировать в динамике за выбранный период.
Чтобы исключить влияние разовых или непредвиденных колебаний затрат, период анализа должен быть не менее шести месяцев.
Порядок анализа: формируется аналитическая таблица по формированию себестоимости в разрезе клиентов компании и на ее основе выявляются факторы, повлиявшие на увеличение себестоимости.
Как это сделать, рассмотрим на примере ООО «Альфа» (оказывает информационно-консультационные услуги). Результаты хозяйственной деятельности компании за шесть месяцев 2017 г. представлены в табл. 1.
Таблица 1. Отчет о прибылях и убытках компании «Альфа» за 6 месяцев 2017 г.
Показатели
Январь
Февраль
Март
Апрель
Июнь
Объем услуг
720 000
825 000
850 000
850 000
830 000
795 000
Прямые расходы
356 200
424 500
496 000
509 000
474 800
443 700
Накладные расходы
130 000
140 000
145 000
155 000
155 000
150 000
Всего расходы компании
486 200
564 500
641 000
664 000
629 800
593 700
Прибыль от услуг
233 800
260 500
209 000
186 000
200 200
201 300
Рентабельность бизнеса
32,5 %
31,6 %
24,6 %
21,9 %
24,1 %
25,3 %
Уровень прямых расходов
49,5 %
51,5 %
58,4 %
59,9 %
57,2 %
55,8 %
Вывод
Как видим, при устойчивом объеме реализации услуг рентабельность бизнеса снижается, а доля прямых расходов к объему реализации, наоборот, растет. Кроме того, на протяжении всего периода увеличиваются общехозяйственные расходы.
Отметим также непропорциональный динамике объемов оказанных услуг рост фонда оплаты труда, что сказывается и на увеличении зависимой от него статьи «Отчисления с ФОТ».
На снижение рентабельности повлияло и привлечение к выполнению работ внешних специалистов (статья «Субподряд»), а также постоянное увеличение расходов на командировки.
Таким образом, главные факторы снижения рентабельности бизнеса и роста себестоимости услуг в анализируемом периоде:
Однако этой информации явно недостаточно для того, чтобы понять причины роста себестоимости и разработать эффективные мероприятия по ее оптимизации. Необходим более детальный расчет себестоимости услуг по клиентам компании.
Методика расчета прямых расходов и распределения накладных расходов по клиентам компании
Алгоритм расчета себестоимости услуг по клиентам компании:
Сумма первых трех расчетов — это производственная себестоимость услуг для каждого из клиентов.
Добавив к ней результаты четвертого расчета, получим полную себестоимость услуг по клиентам компании, а значит, увидим, насколько рентабельна работа с каждым из клиентов и выявим причины более высокой себестоимости у одних клиентов по сравнению с другими.
Сформируем для наглядности полную себестоимость услуг для каждого из клиентов компании «Альфа» за июнь 2017 г. Для этого в соответствии с предлагаемой методикой сначала распределим прямые затраты, которые можно явно отнести на конкретного клиента компании.
Статья затрат «Фонд оплаты труда» за июнь — 260 000 руб. За этот же месяц сотрудники компании произвели работы у клиентов в количестве 420 часов.
В аналитике по сотрудникам и клиентам выработка часов за июнь представлена в табл. 2.
Таблица 2. Выработка часов по клиентам за июнь 2017 г.
Сотрудники
Заказчик 1
Заказчик 2
Заказчик 3
Заказчик 4
Всего
Итого работ
Так как размер заработной платы у сотрудников отличается, чтобы определить себестоимость услуг в части статьи «Фонд заработной платы» по клиентам, распределим заработную плату сотрудников пропорционально отработанному у клиентов времени.
Общее количество рабочих часов в месяце больше, чем потрачено на выполнение услуг, следовательно, напрямую разносится не весь фонд оплаты, а только та его часть, которая выплачивается за часы работы у клиентов.
Оставшаяся часть фонда оплаты труда сотрудников относится к условно-прямым расходам, поскольку выплачена за часы, потраченные на процессы внутри компании (совещания, планирование и отчетность по работе, обучение, работа на внутренние проекты компании и т. д.).
Распределяем общий фонд оплаты сотрудников на условно-прямые и прямые расходы по формулам:
Зная размер части фонда оплаты труда, которая относится на прямые расходы, и количество часов работы у клиентов по каждому из сотрудников, распределяем эту часть на себестоимость услуг для клиентов по формуле:
Итоги этих расчетов — в табл. 3.
Таблица 3. Распределение ФОТ на прямые и условно-прямые расходы
Распределение ФОТ на прямые и условно-прямые расходы
Сотрудники
ФОТ, руб.
Часов в месяце
Часы общие
ФОТ — условно-прямые расходы
ФОТ — прямые расходы
Итого
260 000
103 155
156 845
Распределение ФОТ по клиентам за июнь 2017 г.
Сотрудники
Заказчик 1
Заказчик 2
Заказчик 3
Заказчик 4
Всего
Итого работ
23 512
33 482
48 363
51 488
156 845
Как видим, по итогам работы в июне 2017 г. в составе фонда оплаты труда сотрудников отдела в общей сумме 260 000 руб. прямые расходы — 156 845 руб. и условно-прямые расходы — 103 115 руб.
Далее прямые расходы распределены на себестоимость услуг по каждому из четырех клиентов пропорционально времени, отработанному у них каждым сотрудником компании.
Прямые расходы по статье затрат «Отчисления с ФОТ» относятся на клиентов в размере 30 % от прямых расходов на ФОТ (общая сумма отчислений во все фонды согласно действующему законодательству).
Расходы по статье затрат «ЕНВД» на клиентов разносим в сумме 6 % от объема оказанных услуг (в соответствии с выбранным компанией режимом налогообложения).
Далее анализируем экономическое содержание статьи расходов «Обучение». Если обучение сотрудника проводилось именно в связи с выполняемой у клиента работой (например, ранее сотрудник не работал с программой, которой пользуется клиент), то такие расходы нужно отнести на себестоимость услуги для конкретного клиента.
В случае когда обучение сотрудника служит для общего профессионального развития, такие расходы следует признать условно-прямыми и не относить непосредственно на клиентов.
По статье расходов «Субподряд» отражаются затраты на привлечение внешних подрядчиков (экспертов, разработчиков и т. п.) для выполнения части договорных работ у конкретных клиентов, поэтому такие затраты мы можем сразу отнести на себестоимость услуг для конкретного клиента.
В нашем случае общие расходы на субподряд за июнь 2017 г. — 10 тыс. руб. Из них 4 тыс. руб. относим на Заказчика 2, 6 тыс. руб. — на Заказчика 4.
Расходы по статье «Командировки» распределяем аналогично статье «Обучение», т. е. если цель командировки — выполнение работ у конкретного клиента, эти расходы относим на этого клиента, а если командировка носит общий характер — к условно-постоянным расходам.
За июнь сотрудники отдела совершили три командировки на общую сумму 30 тыс. руб. При этом две командировки были к Заказчикам 1 (5 тыс. руб.) и 4 (15 тыс. руб.), а одна носила общий характер (посещение семинара) и обошлась компании в 10 тыс. руб.
Расходы по статье «Амортизация ОС» по своей сути не могут быть отнесены к конкретному клиенту и в полном размере являются условно-прямыми расходами, подлежащими распределению.
Результат распределения прямых расходов — в табл. 4.
Таблица 4. Распределение прямых расходов на клиентов компании за июнь 2017 г.
Статьи затрат
Заказчик 1
Заказчик 2
Заказчик 3
Заказчик 4
Всего
Итого расходы
40 365
62 527
74 872
105 935
283 699
Теперь распределим общую сумму условно-прямых расходов отдела, работающего с клиентами, — 162 101 руб., из них:
Чтобы расчет себестоимости услуг по клиентам был максимально достоверным, важно правильно выбрать алгоритм распределения общих расходов.
На практике такие расходы часто распределяют пропорционально суммовому объему услуг. Однако у разных клиентов может быть различная договорная стоимость услуги, и такой выбор исказит себестоимость услуги для клиента. Неоправданно большая часть общих расходов будет отнесена на клиента с большей договорной стоимостью, а у клиента с меньшей стоимостью себестоимость услуги, наоборот, будет занижена.
С учетом выбранного алгоритма формула для распределения условно-прямых расходов на клиентов компании «Альфа» будет выглядеть так:
В результате расчета по этой формуле условно-прямые расходы компании «Альфа» распределились по клиентам следующим образом (табл. 5).
Таблица 5. Распределение условно-прямых расходов по клиентам за июнь 2017 г.
Статьи затрат
Заказчик 1
Заказчик 2
Заказчик 3
Заказчик 4
Всего
Итого расходы
19 157
32 806
50 174
55 964
162 101
Следующим этап расчета себестоимости услуг для клиентов компании — распределение общепроизводственных расходов.
К общепроизводственным расходам относят затраты, которые непосредственно не связаны с процессом оказания услуг у клиентов, но обеспечивают сам процесс оказания услуг, например:
Алгоритм распределения общепроизводственных расходов на услуги для клиентов компании целесообразно использовать тот же, что и для условно-прямых расходов:
Общепроизводственные расходы отдела компании «Альфа» за июнь — 90 000 руб. Распределим их пропорционально отработанному у клиентов времени:
Общехозяйственные расходы относятся к процессам управления всей компанией и поэтому могут распределяться на себестоимость услуг по алгоритмам, отличным от процесса производства услуг. Например, не только по общей сумме затрат одним алгоритмом, но и по каждой статье по своему алгоритму.
Если отдельные затраты можно учитывать по конкретным подразделениям компании, сначала такие затраты относят на общехозяйственные расходы подразделения, а потом к ним распределяются общие расходы компании. Например, если у каждого подразделения компании есть отдельный прибор учета электроэнергии, то сначала на общехозяйственные расходы подразделения по статье «Электроэнергия» относится сумма затрат согласно показаниям, а затем к этой сумме добавляется часть общих затрат на электроэнергию, которые превышают сумму по приборам учета всех подразделений (то есть те затраты, которые не относятся к конкретным подразделениям).
Сложные составные алгоритмы распределения общехозяйственных расходов оправданы только в том случае, когда у компании имеются целевые показатели по ним и назначены сотрудники, ответственные за их достижение. В противном случае это напрасная трата времени и сил.
В большинстве случаев для распределения общехозяйственных расходов достаточно одного общего алгоритма, так как производственные службы не могут повлиять на размер общехозяйственных расходов, а значит, и отвечать за их долю в составе полной себестоимости услуг. Поэтому распределим общехозяйственные расходы компании «Альфа» на себестоимость услуг также пропорционально отработанному сотрудникам времени.
Общая сумма в 60 000 руб. распределена по клиентам в следующих пропорциях:
Данные о полной себестоимости услуг для каждого клиента отдела за июнь — в табл. 6.
Таблица 6. Полная себестоимость услуг за июнь 2017 г.