Что учитывают сметные прямые затраты
Что включают в себя прямые затраты в смете
О методах классификации затрат читайте в статье «Состав включаемых в себестоимость продукции затрат».
Затраты на основную зарплату рабочих относятся к производственному персоналу, который напрямую участвует в строительстве и перемещении материалов. В стоимость стройматериалов входят и затраты на полуфабрикаты, детали, готовые конструкции, а также затраты на их доставку и заготовку. Затраты на эксплуатацию машин и механизмов рассчитываются на основании времени их эксплуатации и расчетной стоимости машино-часа. В часы работы входит время:
В стоимость машино-часа входит:
Перечень прямых затрат нужно прописать в учетной политике предпрятия. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Что входит в прочие прямые затраты
В зависимости от специфики строительных работ в прочие прямые затраты могут входить такие затраты по основной деятельности подрядной организации:
Полный перечень прочих затрат можно найти в приложении № 8 методики, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр.
Как списывать прямые и косвенные затраты в налоговом учете для подсчета налога на прибыль, детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Итоги
Прямые затраты касаются только определенного объекта строительства, в смете они рассчитываются прямым счетом, то есть без использования процентных ставок. От суммы прямых затрат на строительство зависит сумма накладных затрат, поскольку они находятся как процент, и сметная стоимость строительных работ.
О соотношении прямых и накладных затрат читайте в статье «Какой процент накладных расходов от прямых затрат?».
Прямые и прочие затраты в смете
Прямые и прочие затраты в сметной документации вынесены в отдельные разделы в связи с тем что методы расчета этих сметных элементов разительно отличаются друг от друга и от затрат на оборудование. Кроме того они также финансируются по разным статьям и имеют значительные различия по отражению в сметной документации.
Прямые и прочие затраты в сметах
Прямые затраты в смете включают в себя стоимость фонда оплаты труда, эксплуатации машин и стоимость материалов. То есть по сути прямые затраты в смете — это затраты на ресурсы, необходимые для производства конкретного вида работ.
Однако помимо прямых затрат в смете учитываются также и прочие затраты. Прочие затраты в смете включают в себя множество статей затрат, начиная от затрат на накладные расходы, заканчивая расходами на уплату различных налогов и сборов. Далее в статье более подробно будут рассмотрены и прямые, и прочие затраты в смете.
Прямые затраты в смете
Более подробную информацию о том, что входит в прямые затраты в смете, можно получить из методического документа в строительстве МДС81-35.2004. Кроме этого, в составе указанного документа также присутствует и краткое описание прочих сметных затрат.
Определение тому, что такое прямые затраты в смете, в упрощенной форме было приведено выше по тексту. При этом следует отметить, что данное определение характерно для всех сметных форм: будь то смета по форме №4, локальная ресурсная смета или другая форма сметной документации.
На рисунке 1 приведена схема прямых затрат, на основании которой становится понятно, что прямые затраты включают в себя следующие статьи в смете: фонд оплаты труда (ФОТ), эксплуатация машин и механизмов (ЭММ) и материалы (МАТ).
Рисунок 1. Состав прямых затрат в смете
Фондом оплаты труда является общая стоимость заработной платы рабочих (ЗПР) и машинистов (ЗПМ). То есть в данном случае этот элемент прямых затрат включает в себя в смете две статьи.
Следует также отметить, что заработная плата машинистов хоть и является частью ФОТ, но ее стоимость в смете учитывается в составе показателя стоимости эксплуатации машин. Но в любом случае это никак не влияет на тот факт, что данный показатель входит в прямые затраты в смете.
Оплата труда, как рабочих, так и машинистов, определяется на основании трудоемкости. Трудоемкость — это количество часов, необходимое для выполнения того или иного вида строительно-монтажных работ. Трудоемкость измеряется в человеко-часах (чел.-ч).
Кроме того, данная статья прямых затрат в смете имеет характерную особенность, которая заключается в распределении стоимости в зависимости от разряда рабочего. Дело в том, что в любой расценке в сметной форме в части показателя по оплате труда указывается еще и разряд, который должен иметь рабочий, чтобы выполнить тот или иной вид СМР с соблюдением всех норм и требований строительства. Чем выше разряд рабочего, тем выше показатель оплаты труда.
Показатель эксплуатации машин (ЭММ) вычисляется на основании времени использования машин, механизмов и инструментов. Прямые затраты в смете в данной статье определяются на основании такого показателя, как машино-часы (или маш.-ч).
Как правило, стоимость эксплуатации машин является частью нормы из сборников сметных нормативов ГЭСН или ФЕР. Однако в упоминавшемся выше методическом документе МДС81-35.2004 допускается возможность вычисления данного показателя в составе прямых затрат в смете методом калькулирования или методом ресурсно-технологических моделей. Конечно же, подобные расчеты должны быть обоснованы и оправданы соответствующими разрешающими документами.
Стоимость материалов также является важной статей, что входит в состав прямых затрат в смете. При этом важно отметить, что стоимость материальных ресурсов должна быть включена в состав локальной сметы, сметы по форме №4, локального сметного расчета, акта о выполненных работах по форме КС-2 и в состав прочих сметных форм независимо от того, кто приобретал эти ресурсы.
Потребность в материалах определяется, как правило, на основании проекта на объект. Также количество материалов на каждый вид работ может быть учтено в смете на основании дефектной ведомости, ведомости материалов и пр.
Измерение объема материалов, необходимых для производства каждого отдельного вида работ, производится в физических единицах, то есть в метрах, килограммах, кубах и т.д. В прямые затраты в смете включается общая стоимость всех материальных ресурсов из всех расценок сметной формы.
На рисунке 2 приведен пример расценки, на основании которой продемонстрировано, что входит в прямые затраты в смете. Подобной структурой обладает большинство норм из сборников сметных нормативных баз ГЭСН и ФЕР.
Рисунок 2. Пример расценки с прямыми затратами
Кроме того, следует отметить, что в состав прямых затрат в смете могут быть включены показатели энергозатрат при использовании электромеханизмов во время производства строительно-монтажных работ.
Что включают в себя прочие затраты в смете?
Как отмечалось выше, стоимость строительства любого объекта складывается не только из показателя прямых затрат в смете. В составе каждой сметной формы учитываются и прочие затраты.
Прочие затраты в смете включают в себя множество показателей. К основным затратам, которые не входят в состав ПЗ, можно отнести показатели накладных расходов и сметной прибыли.
Накладные расходы являются укрупненным показателем в смете. Поэтому размер данной статьи затрат исчисляется в процентном соотношении от фонда оплаты труда, который, как указывалось выше, является частью прямых затрат в смете.
Показатель сметной прибыли также является укрупненным сметным нормативом. И так же, как и накладные расходы данный норматив связан в смете с прямыми затратами и с ФОТ. И об определении накладных расходах, и об определении сметной прибыли есть указания в приводившемся ранее в тексте данной статьи документе МДС81-35.2004.
Кроме указанных укрупненных нормативов прочие затраты в смете включают в себя стоимость оборудования. Затраты на мебель и инвентарь по аналогии входят в данную статью сметных затрат.
Расходы на закупку запасных частей для оборудования, стоимость тары и упаковки также определяются в процентном отношении. Однако следует отметить, что уровень расходов по данным статьям исчисляется не от прямых затрат в смете, а от стоимости оборудования.
Также прочие расходы в смете включают в себя или могут включать транспортные и заготовительские расходы, затраты, связанные с комплектацией оборудования и т.д. Помимо прочего, производство строительно-монтажных работ может быть осложнено такими факторами, как стесненные условия, низкая температура на объекте строительства и т.д. В связи с этим в смете учитываются и расходы, связанные с этими факторами.
Подводя итоги, можно отметить, что прямые и прочие затраты в смете составляют комплекс, учитывающий все элементы производства строительно-монтажных работ. В связи с этим невозможно отрицать важность в сметной форме каждого показателя, так как от этого в прямой зависимости находится и общая стоимость строительства объекта.
Порядок учета затрат в строительстве (нюансы)
Индивидуальные характеристики процесса строительства
Несмотря на то что бухучет в строительстве в РФ ведется на базе общих требований и регламентов, для него характерно большое количество индивидуальных особенностей. Причиной наличия этих особенностей является специфика строительного процесса. В качестве основных индивидуальных характеристик стройки для данной статьи мы выделим:
Разберем подробнее особенности учета, возникающие из приведенных выше аспектов.
Нюансы, связанные со сроками выполнения работ
В ситуациях, когда даты начала и завершения работ приходятся на разные отчетные периоды, действуют нормы ПБУ 2/2008 (утв. приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н). В силу особенностей процесса строительство практически всегда подпадает под действие норм ПБУ 2/2008. Таким образом, учет строек ведется предусмотренным ПБУ 2/2008 способом «по мере готовности».
Чтобы разобраться в сути способа, остановимся чуть более подробно на таком важном определении, как «объект строительства». В соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ объект строительства — это не временное строение, сооружение. Отметим, что в действовавшем до принятия ПБУ 2/2008 приказе Минфина от 20.12.1994 № 167 об учете договоров на капстроительство существовала еще одна характеристика — наличие отдельной сметы или отдельного проекта на здание, строение, сооружение. Теперь эта норма не конкретизирована.
По действующему ПБУ 2/2008, чтобы определить объект для учета, необходимо изучить договор (договоры) и техническую документацию:
ВАЖНО! Даже если заключен один договор на комплекс объектов, каждый из которых обладает характеристиками отдельного объекта, учет нужно вести по каждому объекту отдельно, как если бы на каждый был заключен самостоятельный договор.
По каждому объекту учета, определенному по указанным выше критериям, необходимо затем определить один из 2 возможных способов определения доходов и расходов:
О первом способе поговорим кратко. Он заключается в проведении оценки объема уже завершенных на отчетную дату работ в натуральном выражении. Как правило, такая оценка является экспертной. Кроме того, если работа сдается по этапам — можно проводить оценку по задокументированным завершенным (сданным) этапам. В затраты при этом следует списывать ту их часть, что относится к признанной выручке.
Как подтвердить расходы на материалы при строительстве, узнайте в экспертном решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к материалу бесплатно.
Второй способ базируется на определении на отчетную дату доли уже произведенных затрат в общем объеме плановых затрат по договору. Так как данный способ напрямую связан с методами учета затрат в строительстве, рассмотрим порядок учета доходов и расходов при этом способе на примере.
Общая сумма договора, заключенного 12 января, составляет 30 млн руб. Определенная по расчетам (сметам) величина расходов составляет 20 млн руб. Аванс, полученный от заказчика в январе, составляет 8 млн руб. Величина уже понесенных по договору затрат на 31 марта составила 5 млн руб. Документы о приемке произведенных работ заказчиком оформлены в апреле. Подрядчик определяет готовность работ по доле произведенных затрат. Что будет отражено в учете подрядчика? (Для упрощения в примере не приводится НДС).
О нюансах учета НДС у подрядчика смотрите: «Когда начислять НДС подрядчику?».
5 млн руб. / 20 млн руб. × 100% = 25% — степень готовности объекта.
Игры строителей: как не переплатить подрядчику?
Эксперт практики «Финансовый контроль в строительстве» КСК групп
Определяем сметную стоимость: как избежать финансовых потерь и налоговых доначислений при строительстве
Ваша компания планирует построить завод, склад или новый магазин. Что нужно сделать в первую очередь? Составить смету. Важно не только построить здание, которое не рухнет через два года, но и не переплатить за стройку. Если смета составлена неправильно, сначала вы переплатите подрядчику, а потом можете получить доначисления от налоговой. Тщательно составленная смета избавит вас от этих проблем.
На основании сметной стоимости определяется размер капитальных вложений инвестора, финансируется строительство, оплачиваются расходы подрядчика за работы. От правильного расчета сметной стоимости зависит успех проекта.
По опыту экспертов КСК групп, первоначальный бюджет строительства всегда увеличивается в ходе проекта. В среднем он возрастает на 25–30%, в ряде случаев – на 100%. К чему это приводит?
Во-первых, если расходы «надуманные» – это финансовые потери. Вам никто не вернет деньги, которые вы заплатили за воздух. Во-вторых, если расходы невозможно подтвердить документально, возникают налоговые риски. Инвестор и заказчик могут получить доначисления на сумму до 50% от размера необоснованного увеличения бюджета строительства.
Чтобы этого не случилось, нужно контролировать подрядчика. Ниже поговорим о том, из чего складывается сметная стоимость, как правильно составить смету и как строители завышают бюджеты, манипулируя цифрами.
Что скрывает подрядчик: как завышается размер прямых затрат в смете?
Сметная стоимость строительства состоит из прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли.
Прямые затраты – это строительные материалы, эксплуатация строительных машин и механизмов, заработная плата рабочих и строителей. То есть это затраты на ресурсы, необходимые для строительства. Стоимость материалов, деталей и конструкций включает в себя затраты на их приобретение и доставку на склад или стройплощадку.
Подрядчик использует строительные материалы как механизм завышения бюджета строительства: в сметах указывает завышенный объем, не соответствующий проекту, в стоимость материала закладывает дополнительные расходы по транспортировке, «накручивает» двойной НДС (в сметной строке и по ее итогу).
Компания – производитель кондитерских изделий решила построить склад для хранения продукции. Перед заключением договора с подрядчиком фирма предоставила сметную документацию экспертам КСК групп для анализа. В разделе «Дождевая канализация» были заложены асбестоцементные трубы диаметром 500, 300 и 125 мм. Эксперт проверил количество и стоимость труб: стоимость была завышена на 40% от рыночной стоимости, а количество увеличено на 30% от проектных данных. После корректировки удалось сократить издержки на 3 млн рублей на этом небольшом участке работ.
Как правило, оптовые поставщики предоставляют подрядчикам скидки (в среднем – 30%). Правда, подрядчик эту скидку в смете не отражает.
Помимо стоимости материалов, в прямых затратах учтены расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов: оплата труда машинистов, перебазировка машин в период строительства, подготовка к эксплуатации и амортизационные отчисления.
Подрядчик имеет право экономить на строительных работах или материалах, если это не вредит качеству. На практике все наоборот: недобросовестный подрядчик нарушает технологии и берет с заказчика дополнительные деньги.
Строительство производственного комплекса – подготовительные и земляные работы стоимостью 38 млн руб. (объем котлована – 45 000 куб. м). Подрядчик заявил, что 10% от общего объема рытья котлована будет осуществляться ручным способом (стоимость – более 11 млн руб.). Дешевле сделать это с помощью техники. Служба технического надзора КСК групп снизила процент ручного труда до 1% (1 млн руб.). Таким образом, заказчик сэкономил 10 млн руб.
Последнее, что входит в прямые затраты, – это трудовые ресурсы, то есть оплата труда рабочих и строителей.
Тонкости расчета: экономим до 10% от накладных расходов
Накладные расходы нужны для того, чтобы организовать работы. Согласно «Методическим указаниям по определению накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004)», в состав накладных расходов включены затраты на административно-хозяйственное обслуживание сотрудников подрядчика, на обслуживание работников строительства, на организацию работ на строительных площадках и другие расходы.
Как определить размер накладных расходов? Есть отраслевые укрупненные нормативы накладных расходов, которые зависят от сферы выполнения работ. Сметная документация составляется по сметно-нормативным базам (ФЕР, ТЕР, ТСН и т. д.). Для строительства промышленного объекта (завода) накладные расходы составляют 106%, для жилого дома – 112%. Такой способ учета накладных расходов не отражает фактические затраты подрядчика и применяется только при составлении инвесторских смет. При расчетах между заказчиком и подрядчиком по фактическим данным применяют проценты накладных расходов по видам работ.
В коммерческих сметах накладные расходы прописываются в итогах смет. Подрядчики «любят» прописывать накладные расходы, начисляя их на все позиции по смете, то есть на стоимость работ и стройматериалов вместе. Однако такие расходы определяются в процентном отношении от фонда оплаты труда.
Торговая компания приобрела нежилое помещение. Для его ремонта пригласила подрядчика, который позиционировал себя как лакшери-компания в отрасли.
В смете на черновые работы у подрядчика консультанты обнаружили следующее:
– прочие работы – 250 000,00 руб.;
– огнетушители, аптечки – 100 000,00 руб.;
– накладные расходы – 15% на все позиции, включая материалы.
Но по МДС 81-33.2004 огнетушители, аптечки входят в состав накладных расходов как временные приспособления и устройства. Они были исключены из сметы, так же, как и накладные расходы на материалы: этот вид расходов применяется только к работам. Это помогло сэкономить 670 тыс. руб. от общей суммы в 6 млн руб.
Как правильно рассчитать сметную прибыль
Сметная прибыль идет на развитие производства и материальное стимулирование работников. В нее включаются затраты на налог на прибыль, налог на имущество, на модернизацию оборудования и реконструкцию объектов основных фондов, на премии для работников.
Сметная прибыль определяется так же, как и накладные расходы. Есть только одно отличие: у сметной прибыли свои нормативные проценты, они меньше, чем у накладных расходов. Если смета составляется по нормативным базам ФЕР, ТЕР или ТСН, то укрупненно принимается единый процент сметной прибыли – 65%. На процент не влияет, промышленное это строительство или жилое.
Важно помнить, что если условия работ отличаются от общепринятых (например, работы в подземных тоннелях, сварка труб под водой, строительство на склонах гор), а средств для покрытия расходов подрядчика стало не хватать, то по согласованию рекомендуется разработать и принять индивидуальный размер сметной прибыли.
Не экономьте на контроле подрядчиков – обойдется дороже
Из сложившейся практики инвестиционно-строительной деятельности разработана структура сметной стоимости строительства, на основе которой заранее определяют размеры будущих капиталовложений:
– расходы на оплату труда рабочих – 15–25%,
– стоимость материалов – 45–55%,
– расходы на эксплуатацию машин – 8–10%;
Теперь вы знаете, как поэтапно решить задачу финансирования строительного проекта: от определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат и до определения сметной стоимости объекта строительства.
Структура сметной стоимости, определяющая размеры капиталовложений.
Но никто не застрахован от воровства со стороны подрядчика. Надежный способ предотвратить это – финансовый и технический контроль. Проверяйте сметную документацию на правильность указания работ и их объемов, сравнивайте, соответствуют ли выполненные объемы работ объемам в проектно-сметной документации. Контролируйте соблюдение требований СНиП по вопросам качества и сроков строительно-монтажных работ. И главное – оценивайте каждую норму договора подряда. В нем не должно быть лазеек, которые помогут подрядчику завысить бюджет.
Если затруднительно делать это силами штатных сотрудников, рекомендуем создать специализированный производственно-технический отдел в вашей компании, привлечь стороннюю службу технического надзора на время строительства или внешних консультантов для финансового контроля в строительстве. Не платите подрядчику больше, чем нужно! Обращайтесь к профессионалам. Эксперты КСК групп помогут вам проконтролировать исполнение подрядчиком своих обязательств, снизить финансовые и налоговые риски.
Прямые и косвенные затраты: что это такое и как отслеживать
Вести финансовый учет и разделять расходы в бизнесе на прямые и косвенные полезно по нескольким причинам. Это нужно для расчета налоговой базы, если в вашем налоговом режиме учитываются расходы. Это помогает сформировать себестоимость — пригодится при планировании финансовой модели и для аналитики. Деление обязательно, если вы должны вести бухучет.
Деление в организациях различных отраслей может отличаться. Учитывайте это, классифицируя расходы.
Какие бывают затраты с точки зрения бухучета
Если ориентироваться на ст. 318 и 319 НК РФ, закон разделяет все расходы на два вида. Причем юридически корректно называть расходы «затратами».
Косвенные затраты
Это деньги, которые нельзя напрямую посчитать в себестоимости конкретного продукта, они формируют себестоимость нескольких продуктов сразу. Но без этих расходов бизнес не сможет производить продукт. Обычно в эту категорию включают оплату аренды и ЖКУ, траты на маркетинг, рекламу, секретариат, бухгалтерию.
Прямые затраты
Это затраты, которые формируют себестоимость конкретного изделия. Например, сюда относят сырье, полуфабрикаты, комплектующие и другие производственные запасы. Прямыми затратами также считаются зарплаты и социальные выплаты, которые занимаются непосредственно производством, и амортизация оборудования.
В прямые затраты добавляют и оплату работ, которые выполняют подрядчики — если они напрямую влияют на себестоимость изделия. Так, если вы заказываете упаковку для изделий, то это прямые затраты. Если подрядчик занимается обслуживанием компьютеров и ремонтом другой техники в вашем офисе, то это, скорее, косвенные затраты, потому что они влияют на весь процесс в целом.
Удобный сервис для разделения расходов на прямые и косвенные
Вы сами должны определять, какие расходы относить к прямым, а какие к косвенным. Если в учетной политике вы не отнесли затраты к прямым, то они будут классифицироваться как косвенные.
Внереализационные расходы
Существует и третий вид затрат — внереализационные. Они не формируют себестоимость продукции как для конкретного изделия, так и целиком, и вообще не имеют прямой связи с производством и реализацией.
Например, внереализационными обычно называют расходы на обслуживание кредита, траты на судебные издержки, неустойки. Подробный перечень содержится в ст. 265 НК РФ.
Другие виды затрат для финансового учета
Для финансового учета расходы разделяют еще на два вида.
Виды затрат можно комбинировать. Обычно прямые затраты влияют на себестоимость, поэтому их относят к переменным. Например, затраты на полуфабрикаты: чем больше производим, тем больше расходуем, поэтому это прямая переменная категория.
Существуют исключения — допустим, расходы на рекламу не отражаются напрямую на себестоимости производства и являются косвенными затратами. Но с помощью веб-аналитики мы можем посчитать, сколько нужно рекламных денег на продажу одной единицы товара — например, с помощью ретаргетинга. Если захотим продавать больше, придется увеличивать бюджет. Поэтому это косвенная переменная трата.
Постоянные и переменные затраты используют обычно для финансового учета и планирования бизнеса — это условные понятия, закон не регулирует и не обязывает вас отслеживать их. Прямые и косвенные нужны для бухучета, они основаны на других критериях. Если вы определяете доходы и расходы по методу начисления, то их нужно отслеживать и определять, это требование закона.
Кто должен вести разделение затрат
Согласно ст. 318 НК РФ делить затраты на прямые и косвенные должны все юрлица на ОСНО, которые работают по методу начисления. Косвенные затраты распределяют на все виды продукции. Для этого выбирают базу, которой могут быть переменные затраты.
В бухгалтерском и налоговом учете под методом начисления понимают метод, когда доходы учитываются в момент документального подтверждения операции. Еще есть кассовый метод — доходы учитываются в момент поступления денег в кассу. Кассовый метод обычно используют организации на УСН, так как он проще и помогает избежать кассовых разрывов.
Если вы на ОСНО и величина средней выручки без учета НДС в каждом из предыдущих четырех кварталов не больше 1 млн руб., вы имеете право вести налоговой учет кассовым методом. Исключения указаны в ст. 273 НК РФ: несмотря на соответствие требованию по выручке, кассовый метод не могут применять банки, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации, компании, добывающие углеродное сырье и компании, которыми владеют иностранные организации.
Как вести прямые и косвенные затраты в налоговом учете
В бухгалтерском учете разделение на косвенные и прямые затраты важно для формирования себестоимости. Не забывайте, что косвенные расходы нельзя относить напрямую на себестоимость одного изделия. Вместо этого выбирайте обоснованную базу распределения и добавьте отметку об этом в учетную политику.
В налоговом учете затраты тоже разделяют на косвенные и прямые, но с другими целями — они влияют на уменьшение налоговой базы. Здесь важно учитывать, в какой момент конкретные затраты влияют на стоимость продукции.
Обратите внимание: размер налогооблагаемой прибыли снизится, если в организации объем косвенных расходов превысит прямые, и затраты будут учитываться раньше. Поэтому нужно внимательно следить за обоснованием ваших решений: если занижать прямые траты или неверно их учитывать, налоговая инспекция может воспринимать это как способ ухода от налогов.
Как списывать расходы
Чтобы избежать путаницы, старайтесь минимизировать отличия в бухгалтерском и налоговом учетах. Отражайте и обосновывайте все расходы в документах, иначе придется доказывать свою позицию налоговой инспекции.
Прямые расходы списывайте в том же периоде, в котором реализовали продукцию, даже если у покупателя есть отсрочка платежа до следующих отчетных периодов. Не списывайте расходы на готовую продукцию на складах. Косвенные расходы в налоговом учете не распределяйте. Их списывают единовременно, в том же периоде, когда вы их произвели. Налогооблагаемую прибыль при этом снижайте.
Чтобы сблизить данные в учетах, постарайтесь уравновесить размер себестоимости в бухучете с прямыми расходами в налоговом учете.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.